Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?
rss

Автор Тема: Слова Патриарха Кирилла  (Прочитано 527681 раз)

0 Пользователей и 3 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь после Литургии в Благовещенском соборе Дивеевского монастыря

23 октября 2022 г. 14:12

23 октября 2022 года, в Неделю 19-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения Благовещенского собора Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря и Божественную литургию в новоосвященном храме. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви произнес проповедь.

Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Георгий! Многочтимая матушка! Дорогие владыки, отцы, братья и сестры!

С совершенно особым чувством я взошел под сень этого величественного храма и с особым чувством совершал Божественную литургию. Когда смотришь на это великолепие, на эту золотую мозаику, на эти искусно созданные изображения, видишь, конечно, красоту, роскошь, богатство; и кому-то может прийти в голову вопрос: а что общего между этим золотом и смиренным старцем, который некогда жил здесь в избушке, который ходил, наверное, в рваненьком подрясничке, не имея ни нормальной одежды, ни нормальной пищи, ни нормального жилища? Что общего? Может быть, мы всё неправильно делаем, что золотом украшаем наши храмы? Может быть, надо так же, как преподобный Серафим? И ответ будет следующим: всё то, что мы видим, вся эта красота духовная создана людьми, талантливыми людьми, которые вкладывали в свое творение всё, что могли вложить — и силу духа своего, и интеллект свой, и профессионализм свой. Но, кроме того, как много людей жертвовали средства на то, чтобы здесь был возведен этот величественный храм! Действительно, в каждой мозаичинке — любовь и вера нашего народа. И как же не возблагодарить Господа за явление этого чуда, за строительство великого, прекрасного, замечательного храма в память о преподобном Серафиме Саровском!

Если человек стяжает для себя и только для себя — это грех, и Господь порицает такое стяжание. Если же люди от себя дают другим, разделяют с ними свои ресурсы, свои возможности, то этой жертвой часто искупаются грехи. Как нередко бывает, люди деловые, занятые, в храм не могут ходить достаточно часто и регулярно, но, принося свои жертвы и прося у Господа прощения, они получают это прощение, потому что от сердца жертвуют Господу, в том числе на украшение Божиих храмов. И потому величие храма, созданного на месте, где нес свое служение дивный старец преподобный Серафим, есть выражение веры современного русского православного человека, есть свидетельство его способности жертвовать, его способности разделять с другими то, что он имеет. И моя большая благодарность всем, кто внес свои средства в созидание этого замечательного величественного храма в память о преподобном Серафиме, всем, кто трудами своими, талантом своим содействовал и строительству, и украшению замечательного соборного храма Дивеевской обители.

И вот теперь следует задать такой вопрос. Если действительно всё то, что мы посвящаем Богу, в том числе наше материальное, преобразуется в духовное, то, может быть, и духовное преобразуется в материальное? Именно так! Чем больше мы жертвуем Господу, чем сильнее мы верим в Него, тем больше изменяется наша жизнь, а значит, наши мысли и поступки становятся другими — просветленными, возвышенными. В этих мыслях, в этих поступках, в этом целеполагании часто появляется кто-то другой, кто очень нуждается в нашей помощи, и меняется траектория человеческой жизни: от себя, любимого, к другому, который, по слову Божиему, становится ближним твоим.

Вот если таким образом будет развиваться духовная жизнь нашего народа, то Россия будет действительно непобедимой. Ведь сказанное полностью расходится с логикой развития современных так называемых цивилизованных стран, где человек всё делает в первую очередь для себя, ради личного обогащения, а уже потом, часто по остаточному принципу, решаются другие задачи, и в центре всего — человек, а не Бог. А вот в центре нашей православной цивилизации — Сам Господь, и во имя Божие мы трудимся, созидая духовные и материальные блага. И те, кто еще не трудится, должны трудиться во имя Божие, а чтобы это было действительно так, нужно всегда посвящать нечто от своего имущества Богу — очень часто через служение ближнему, тому, кто нуждается.

Господь нас судит не по словам — Он судит нас по делам. Благочестие наше — не по золоту, которым мы украшаем храмы, а по силе нашей молитвы. А золото должно помочь нам сильно молиться, потому что, взирая на эту дивную красоту, понимаешь, что люди пожертвовали ради нее Господу. Значит, есть в людях вера крепкая и сильная, и потому даже молитва в таком храме должна нас назидать и направлять к совершению добрых дел.

Дивеевская обитель всегда отличалась совершением добрых дел, и сегодня здесь многое делается для того, чтобы ближнему было жить лучше. Но главное, что здесь совершается, — это горячая молитва за Отечество наше, за Церковь нашу и за всех тех, кто просил насельниц этой обители совершать о них молитвенное поминовение. Молитва соединяет нас с Богом, так же как с Богом соединяют нас добрые дела. Вот и существуют эти две составляющие, без которых не может быть спасения. Вера без добрых дел мертва есть (см. Иак. 2:20), и такой верой спастись невозможно. Как и добрые дела, которые никак не ориентированы по вертикали к Богу, к небу, чаще всего перестают быть добрыми и не приносят блага ни тому, кто их совершает, ни тому, кому они якобы адресованы. Вот почему вертикальное измерение жизни, от нас к небу, от каждого из нас к Господу, через святых угодников, есть единственное спасительное измерение жизни человеческой. И если бы было так в масштабах всей человеческой цивилизации, то в мире царили бы мир, благополучие, покой и любовь.

Но мы знаем, что это не так. Именно сегодня Отечество наше проходит через испытания, которые связаны с обращением в сторону России злых взглядов, злых помыслов, злой воли. Некоторые считают, что настало время, когда можно покончить с Россией. Почему? А потому что Россия — это альтернативный взгляд на мир, на Бога, на человека. Он не укладывается в рамки той запрограммированной системы, которая исключает Бога из жизни людей, и потому Россия для многих как бельмо в глазу. То, что сегодня происходит, — это не просто очередная военная кампания. Создается впечатление, что многим захотелось стереть с лица земли Русь православную. Но да не будет так! И потому сегодня наша особая молитва — за власти наши, за воинство наше, за Президента нашего, за всех тех, от кого действительно зависит исход той битвы, в которую мы не по воле своей вступили.

И ведь с нами — святые земли Русской и святой милостивый смиренный старец преподобный Серафим! Сегодня он тоже с нами, сегодня он тоже с Россией, потому что он оттуда, из Царства Небесного, с той точки, перед которой открыты горизонты вечности, видит и знает, что происходит с Отечеством нашим. А потому и к нему должна быть сегодня горячей молитва, чтобы своим предстательством ко Господу он даровал победу воинству нашему там, где идут военные действия, чтобы он умиротворил и умирил людей, чтобы прекратилась всякая междоусобная брань на земле исторической Руси и всякое нашествие иноплеменных.

Молитвами святого преподобного и богоносного отца нашего Серафима Саровского да хранит Господь землю Русскую, Церковь нашу и сию святую обитель. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5970578.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Заключительное слово Святейшего Патриарха Кирилла на пленарном заседании XXIV Всемирного русского народного собора

25 октября 2022 г. 16:12

25 октября 2022 года в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла прошло пленарное заседание XXIV Всемирного русского народного собора «Православие и мир в XXI веке». В завершение форума Предстоятель Русской Церкви обратился с заключительным словом к собравшимся.

Благодарю Вас, владыка, благодарю всех вас, дорогие владыки, отцы, братья и сестры, за ваше активное участие в работе нашего Русского собора.

Собор, который создавался в очень трудное, переломное время нашей истории, в 90-е годы, уже тогда сфокусировал на себя внимание общества. Вспоминаю, какой атаке мы подвергались со стороны тех, кто не разделял философию Русского народного собора, кто был ориентирован на активную вестернизацию жизни страны, кто увидел опасность в самом создании Собора. Но жизнь показала, что никакой опасности нет, потому что Собор стал площадкой для серьезного, глубокого размышления о судьбе страны, о судьбе нашего народа, открытой не только для православных. С глубоким уважением и благодарностью я отношусь к работе на нашем Соборе представителей других традиционных религий России. По слову Божию, надлежит быть и разномыслию между вами, чтобы открылись между вами искусные (см. 1 Кор. 11:19), — несомненно, эти искусные открываются, в том числе, и через работу Всемирного русского народного собора.

Хотел сказать сейчас что-то помимо общих слов. Может быть, надо было сказать несколько раньше, но, думаю, и сейчас это уместно. В «Стратегии национальной безопасности» предпринята попытка описать некую систему ценностей. Процитирую: «традиционные ценности — это жизнь...» С философской точки зрения можно поставить вопрос: жизнь — это производная от деятельности человека или то, что дано Богом? Если дано Богом, то задача человека заключается в том, чтобы жизнь охранять и не разрушать. А творцом жизни является Бог. Ну, в любом случае слово «жизнь» можно включить в перечень ценностей. А вот дальше у нас заимствование из западноевропейской философии: «достоинство, права и свободы человека». Все это хорошо, никто сейчас не отрицает ни права, ни достоинства человека. Но можно ли их ставить сразу после жизни? Ведь должен быть приоритет, причем не только ценностный, но и исторический. Разве до этих гуманистических идей, которые возникли в контексте западноевропейского развития в достаточно позднее время, не было никаких ценностей? А вера? А любовь к Отечеству? А жертвенность, без которой вообще немыслима наша история? Наше благополучие зиждется на жертвах предыдущих поколений, на тех, кто погибал во время войны, защищая Родину, на тех, кто трудился отчаянно в тяжелейших условиях, развивая экономику нашей страны, — ведь и тогда не обошлось без жертв! Мы наслаждаемся благами, полученными благодаря великому подвигу нашего народа. Но ни жертвенность, ни подвиг не присутствуют в перечне ценностей в «Стратегии национальной безопасности» 2021 года. Не отрицая важность достоинства, прав и свобод человека, как же не сказать о любви к Отечеству, о верности, о долге, о жертвенности?

Другими словами, есть еще о чем думать и о чем говорить, в том числе с теми, кто не вполне с нами согласен. В «Стратегию национальной безопасности» должны войти эти вечные ценности, которые не обусловлены политическим контекстом. Очень надеюсь, что так и будет, но попросил бы отслеживать этот процесс и, если нужно, вмешиваться в дискуссию. Мы должны вносить свой вклад и в те дискуссии, которые проходят вне нашего собрания. Здесь тысяча с лишним человек, каждый где-то в чем-то участвует, и очень важно, чтобы мысли и идеи, которые формирует Всемирный русский народный собор, транслировались и дальше его участниками.

Конечно, еще предстоит многое сделать, о многом сказать и во многом убедить наших современников. Думаю, вечные ценности, которые обусловили и саму жизнь нашего народа, и развитие нашего Отечества, должны быть ясно прописаны в «Стратегии национальной безопасности». Я упомянул только веру, жертвенность, любовь к Отечеству, но, наверное, найдутся и другие слова, которые адекватно выразят великий исторический подвиг нашего народа, прошедшего через огромные испытания и скорби, связанные и с внешней агрессией, и с внутренними конфликтами. Дай Бог так, чтобы мысли Всемирного русского народного собора действительно транслировались за пределы нашего с вами дружного коллектива, нашего братства и сестричества, чтобы эти мысли входили в политический, духовный, интеллектуальный дискурс, который, несомненно, должен сопровождать дальнейшее развитие нашей страны.

Хотел бы всех вас сердечно поблагодарить и призвать на всех нас, на Отечество наше, на весь наш народ, благословение Божие, которое должно укрепить силы, дать нам способность сохранять то сокровище, которое мы имеем, — наше Отечество, нашу культуру, нашу веру, силу нашего духа. Но, самое главное, в условиях действительно глобальной конвергенции мы должны сохранять способность отстаивать свою самобытность, свою, если хотите, неповторимость, которая сформирована многими поколениями людей, честно, мужественно и жертвенно служивших России, и дай нам Бог быть достойными их преемниками. Благословение Божие да пребывает над Россией, над Президентом, над Правительством, над всеми благонамеренными общественными силами, над всем нашим народом.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5971278.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на пленарном заседании XXIV Всемирного русского народного собора

25 октября 2022 г. 14:19

25 октября 2022 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на пленарном заседании XXIV Всемирного русского народного собора «Православие и мир в XXI веке».

Уважаемые участники, делегаты и гости Всемирного русского народного собора!

Сердечно всех вас приветствую. Наш представительный форум собирается уже в двадцать четвертый раз. Хорошо помню общую атмосферу в дни, когда проводился первый форум, в том числе критические взгляды на инициативу со стороны определенной части нашего социума. Наверняка никто в то время и предположить не мог, что мы по милости Божией доживем до XXIV съезда. Надеемся, что эти съезды продлятся ровно настолько, насколько наша с вами работа, наш труд будет нужен нашему народу.

Со времени первого съезда минуло без малого тридцать лет. Но каждый раз, когда мы собираемся вместе, у нас появляется возможность поднимать актуальные вопросы, обсуждать их и формулировать ответы — те ответы, которое приемлемы для представителей традиционных религий, этносов, социальных групп, в том числе социальных групп, которые в своей повседневности не всегда согласны друг с другом при обсуждении той или иной проблематики.

Убежден, что служение Всемирного русского народного собора должно быть в первую очередь определено самой природой Собора. Собор — это собрание, Собор — это то, что соединяет. И Русский народный собор должен быть, без сомнения, инструментом консолидации, единства нашего народа поверх тех границ, которые естественно возникают в каждом обществе.

Тема, которой посвящено наше заседание, звучит очень внушительно и масштабно: «Православие и мир в ХХI веке». С ее содержанием соотносится многое из того, что мы обсуждали на протяжении прошлых десятилетий.

Не только как Председатель ВРНС, но и как Предстоятель Русской Церкви я хотел бы обратиться вначале к участникам нашего собрания, принадлежащим к другим духовным традициям. Я сердечно рад приветствовать вас, братья, и уверен, что, как люди, укорененные в русской культуре, вы осознаете особую значимость Православия в формировании национальной самобытности и духовной идентичности России. Надеюсь на ваше личное активное участие в работе форума. Убежден, что свойственная вам конструктивная настроенность на диалог и готовность к плодотворному взаимодействию помогут в формулировании общих соборных решений.

Для каждого верного чада Русской Церкви соотношение терминов «Православие» и «мир» наполнено значимым богословским содержанием. Для нас Православие неразрывно связано с двухтысячелетним восточнохристианским духовно-культурным наследием. Ведь эта традиция непосредственно восходит к Самому Господу Иисусу Христу и отражена в Священном Писании и в совокупности действий Божественного Духа, явленных в мире при человеческом участии. Все это мы называем Божественным Преданием, Божественной Традицией, ибо само латинское слово «традиция» буквально и означает «передавать, вручать, завещать». Традиция — это действительно механизм, способ передачи от поколения к поколению. Чего? Не мусора, не каких-то слоев общественной жизни, которые сегодня актуальны, а завтра умирают. Традиция передает ценность. Вот почему удар по традиции — это всегда удар по самобытности, по ценностям народа. И почему Церковь является традиционной? Почему Церковь ориентирует свою проповедь на сохранение традиций? Потому что она несет ответственность пред Богом и пред историей за хранение ценностей, которые необходимы для жизни и развития народа.

В соответствии с текстом Священного Писания мы исповедуем неизменность Бога, «у Которого нет изменения и ни тени перемены» (Иак. 1:17). Это вполне согласуется с вероучением и иных монотеистических религий, представители которых тут присутствуют и которым я хотел бы выразить свое уважение. Бог всегда верен Своим обетованиям и ждет от человека того же. Конечно, отношения Творца и мира — тема непростая уже потому, что не может человек судить о путях Божиих. Однако прежде необходимо честно ответить на вопрос, насколько человечество готово сегодня внимать Божественному гласу и следовать призыву Создателя, насколько оно готово воспринимать Божественную волю в качестве определяющего ориентира в своих действиях.

И здесь, конечно, возникает много вопросов и много сомнений. С сожалением приходится признать, что в XXI веке человечество не обнаруживает особой готовности к следованию по «пути жизни», предложенному Создателем: «Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (Втор. 30:19). Ныне перед лицом глобальной опасности ядерной катастрофы эти слова вновь звучат с особой напряженностью и особой силой.

Показательно, что все это происходит на фоне с одной стороны постоянного умножения технических возможностей человека, с другой — возрастания старых и возникновения новых опасностей. Перечислю лишь некоторые из них. Это истощение природных ресурсов и загрязнение среды обитания, возникновение новых инфекций, погружение значительной части наших современников в виртуальный мир и связанный с этим отрыв от реальности, оттачивание изощренных способов манипуляции как личным, так и массовым сознанием, создание систем, могущих обеспечить тотальный контроль над человеком и наиболее остро ощущаемое нами сегодня умножение вооруженных столкновений и конфликтов на Земле.

Особенно хотел бы обратить ваше внимание на вызовы, которые не следует рассматривать как побочные следствия технологического развития, подобные перечисленным выше. Эти новые вызовы сами по себе являются плодами целенаправленного воздействия на человеческую природу и человеческую личность. Я имею в виду проблематику, обозначаемую общим термином «трансгуманизм». По сути, это радикально новое учение, предлагающее и, я бы даже сказал, агрессивно продавливающее принципиально иной взгляд на человека и отрицающее те антропологические представления, которые существовали на протяжении тысячелетий.

Уже с позиций технологического прогресса это учение с новой силой задает нам старый вопрос: чтó есть человек? Этот вопрос древний, как и сам предмет вопрошания. Мы встречаем этот вопрос в библейском тексте. И там он имеет продолжение, гармонично включающее его в общую религиозную концепцию бытия мира и Бога как его начала. Именно поэтому в тексте Библии внутри самого вопроса заложен и ответ. Даже сам вопрос обращен к Источнику бытия: «Господи! чтó есть человек, что Ты знаешь о нем, и сын человеческий, что обращаешь на него внимание»? (Пс. 144:3).

Непосредственно из самой формулировки следует, что человек настолько важен для Создателя, что Тот непрестанно помнит о нем и заботится. Более того, библейское Откровение указывает нам, что по замыслу Творца человек возвышается над всем творением, поскольку создан «по образу» и «по подобию» Божию (Быт. 1:26).

Все, о чем я сейчас говорю, относится к области религиозной. Однако современный человек вынужден жить в мире, который принято именовать секулярным. В секулярном мире в большинстве случаев религиозные представления настойчиво вытесняются на периферию жизни, что зачастую приводит к конфликту различных форм мировосприятия: личных духовных убеждений и навязываемого извне секулярного подхода.

Для того чтобы понимать, как отстаивать значение непреходящих духовных ценностей перед лицом секулярного нерелигиозного мира, необходимо ясно и отчетливо осознавать природу и истоки этой идеологии.

Идея создания секулярного общества составляет один из важнейших базовых принципов новой западноевропейской и вообще западной культуры. Форматирование социума по секулярному образцу, по сути, означает изгнание религии из общественного пространства и помещение ее в «гетто». Таким образом, религиозным институтам и общинам верующих, состоящим из граждан, наделенных такими же правами, как и их нерелигиозно настроенные соотечественники, отказывается в учете их религиозных позиций при принятии важных для всех решений. Если назвать вещи своими именами, то следует сказать, что в мировоззренческом отношении людям предлагается атеистический подход к миру и человеку, включающий атеистическую этику и во многом основанные на этой этике нормы общественного поведения. Сегодня избегают термина «атеизм», потому что он скомпрометирован в советское время коммунистической идеологией, но на самом деле речь идет именно об атеизме. Логическим следствием становится запрет и на индивидуальное проявление религиозности в обществе: неприлично проявлять религиозность, что хорошо знают люди, которые путешествуют по западным странам.

При этом принято различать два схожих термина, происходящих от одного корня: «секуляризация» как процесс распространения идей светскости в самом широком смысле слова, и «секуляризм» — идеологический инструмент, с помощью которого заинтересованные силы распространяют указанное мировоззрение.

Секулярные идеи стали особенно активно развиваться в Новое время. В этот период в Европе происходили радикальные экономические изменения. Создавалось общество нового типа, экономика которого была ориентирована на создание условий для возрастающего потребления материальных благ.

Это время было отмечено также попытками создания жизненного пространства, социальной среды, чуждой каких бы то ни было религиозных влияний. Доведенный до своего логического конца, замысел должен был привести к выводу религии за пределы общества. По опыту мы знаем, что религия в секулярном обществе преподносилась как атрибут отсталости, мешающий прогрессу, из этого делались выводы о необходимости преодоления ее как «пережитка» прошлого, и особенно ярко это проявилось в коммунистической идеологии и практике.

Кроме того, другим способом противостояния религии была попытка отвести ей как можно более скромное место в сфере субъективных психологических переживаний каждого отдельного человека. Наивные, на первый взгляд, рассуждения, которые и сегодня часто приходится слышать, о том, что «вера в Бога должна быть в душе», есть не что иное, как плоды секулярной идеи, возросшие на почве стремления изъять религию из общественной жизни: веруй, если хочешь, в кого угодно и как угодно, но вне всякого влияния на общественную жизнь, которая должна быть свободна от религиозного знания и от религиозности как таковой.

На протяжении нескольких столетий секулярное мировоззрение апеллировало к авторитету научного знания. Следствием этого стало сближение понятий «светское» и «научное» в сознании обывателя. Появилось очевидное стремление переноса закономерностей, выявленных исследователями в естественнонаучных областях, на сферу духовной жизни. В общественном сознании, пропитанном идеологией секуляризма, все отчетливее проступало желание упразднить границы между важнейшими мировоззренческими категориями: истиной и ложью, добром и злом.

Утверждая, что «истин много», секуляризм разрушал единый ценностный фундамент человеческого бытия и создавал собственный искусственный универсализм, основанный на идее равноудаленности от всех традиционных ценностных установок и на требовании «нейтралитета», мыслившегося качеством, гарантирующим беспристрастность в вынесении каких бы то ни было суждений.

Сформированная на новых мировоззренческих основаниях секулярная культура по самой своей природе настроена оппозиционно по отношению к религиозному взгляду на мир. В некоторых случаях ее представители и ныне переходят от осторожного соблюдения благоразумной дистанции к откровенно антирелигиозным действиям, попирающим важнейшие сакральные символы и оскорбляющим чувства верующих. Мы все с вами помним акты вандализма, совершавшиеся над религиозными символами под прикрытием требований свободы искусства.

Другой способ подавления религиозного сознания — это стремление поместить религию в «прокрустово ложе» жестких требований секулярного общества, требующего отказа от следования богоустановленным моральным нормам и открытого свидетельства об Истине. Взамен предлагается предоставление легального статуса в социуме. Фактически это означает, что секуляризация на определенном этапе заставляет общество признать грех добродетелью и стремится сделать религиозные общины соучастниками этого нравственного преступления. Нет понятия греха — есть понятие «вариантность человеческого поведения». Есть понятие «соблюдение или несоблюдение закона», но понятие греха в секулярном сознании отсутствует. Примеров тому сегодня, к сожалению, множество. Достаточно вспомнить факты признания брачного статуса за гомосексуальными парами, введение в систему медицины практики эвтаназии, содержащие неоправданный риск и непредсказуемые последствия эксперименты с генетическими материалами. Думаю, что можно продолжить этот печальный ряд. Однако наша общая задача — противостоять подобным явлениям.

Будущее человечества напрямую зависит от того, чтó оно выберет: традиционные ценности и духовный опыт множества поколений, отраженный в культурной матрице, или же секулярный универсализм Нового времени, основанный на потакании человеческим страстям.

Нашей стране довелось пережить тяжелый период атеистических гонений. В XX веке подвиги мученичества и исповедничества за веру совершались на фоне массового распространения и методичного внедрения в сознание людей радикальных секулярных идей. С высоты минувших десятилетий особенно ярко видится трагизм отпадения человека от своего высокого призвания и отказа от традиционных норм морали, происходивший на фоне роста секуляристских тенденций в обществе, принимавших иногда формы откровенного богоборчества.

Искренне убежден, что одна из важнейших задач, стоящих сегодня перед нами, — не допустить повторения подобного безумия атеистических репрессий против проявлений религиозной веры и религиозной практики. Именно поэтому никакие ссылки на светский характер государства не могут быть разумным аргументом для продвижения идей секулярного экстремизма, для ограничения прав и свобод верующих людей и религиозных общин, для создания искусственного средостения между религиозными институтами и обществом.

Еще одной важной вехой середины XX века в развитии секулярной идеологии в мировом масштабе стало появление так называемой теории секуляризации. Суть ее может быть выражена тезисом о постепенном угасании религиозности во всяком обществе по мере продвижения его по пути демократических преобразований, а также модернизации социальных, экономических и политических институтов и научного прогресса.

Однако в начале XXI века неожиданно обнаружилось нечто совершенно противоположное.

Во-первых, выяснилось, что миграционные процессы в Западной Европе приводят к тому, что религиозные модели общественного устройства экспортируются в страны европейской культуры, где значение религиозных институтов в последние столетия снижалось. Таким образом, несмотря на активно происходящие в этих государствах модернизационные процессы, удельный вес религий здесь возрастает и этот факт не может быть безразличен для религиозной жизни европейцев. Храмы превращаются в мечети, храмы пустеют, а люди, приехавшие из «Третьего мира» в Европу, активно развивают свою религиозную жизнь. Разве это не вызов для европейцев, европейской культуры и, в конце концов, разве это не вызов европейскому секуляризму?

Во-вторых, в условиях распространения в современном мире либеральных идей, призывающих к пересмотру традиционных нравственных ценностей, для значительного числа людей по-прежнему остаются востребованными механизмы сохранения своей культурной самобытности и обращения к традиции. А поскольку религия имеет в этом вопросе ключевое значение, то создаются предпосылки для того, чтобы религия могла бы стать вновь востребована. Полагаю, что пример России — современного государства с развитой наукой, техникой и образованием, возглавляемого Президентом, открыто свидетельствующим о своей вере, заставляет многих и на Западе задать вопрос: «А почему у нас не так?»

Духовная борьба продолжается, и в качестве новой меры противодействия возрождению религиозности секуляризм сегодня не использует прямую атеистическую риторику. Христианам предлагается реформировать вероучительные или этические положения, несовместимые с секулярными либеральными позициями, приспособить их для оправдания текущих политико-идеологических проектов. Например, для организации управляемых протестов или для продвижения антропологических экспериментов, направленных на искажение семейных отношений, на контроль рождаемости, трансгуманистическое вмешательство в природу человека и так далее.

Кстати, о последнем мне хотелось бы сказать особо.

Трансгуманизм — это идеология радикального изменения человеческой природы, предполагающая достижение актуального бессмертия, перенесение человеческого сознания за пределы биологического тела, на иную материальную платформу. Звучит как фантастика, но это учение опасно и неприемлемо, потому что нацеливает общество на создание суррогата человека, способного, в конечном счете, полностью подменить собой подлинного человека. При этом сама связь этого техногенного андроида со своим прообразом условна. По сути, эта идеология подталкивает к системной замене человеческой личности искусственным интеллектом. Мы в самом начале пути, но путь уже начался.

Нам следует помнить, что вопрос о природе человека и его личности — это вопрос совершенно не технический. Это проблема глобального мировоззренческого порядка, игнорировать которую было бы в высшей степени опасно.

В Новейшее время процесс секуляризации оказался взаимосвязан с другим, не менее значимым для жизни всего человечества процессом — глобализацией. Мы привыкли понимать под этим термином внешнюю унификацию моделей жизни разных стран и народов по западному образцу. Она стала для нас синонимом «вестернизации», но в действительности этот процесс более сложный.

Главной движущей силой глобализации являются рыночные механизмы. Иначе говоря, в его основе лежат прежде всего экономические причины. При этом глобальные экономические интересы получают поддержку и защиту при помощи военных, политических, культурных и иных возможных ресурсов.

Подобно тому как мы говорили о секуляризации и секулярности, следует развести понятия глобализации и глобализма. Глобализация — это процесс формирования современного упорядоченного по определенным универсальным стандартам мира. А глобализм — это идеология, которая обосновывает и вдохновляет данный процесс.

Для идеологов глобализации весь мир предстает ареной для приобретения денег, единым рынком, функционирующим в рамках общих правил. Следствием этого является, в частности, активное использование экономически развитыми, обеспеченными странами ресурсов бедных стран. Во многих случаях это не только природные, но и интеллектуальные ресурсы: привлечение высококвалифицированных специалистов укрепляет научно-техническое (а значит и экономическое, и политическое) лидерство богатых стран. Центр же — и здесь ситуация не сильно изменилась с эпохи Великих географических открытий — продает в страны периферии готовые высокотехнологичные товары и стремится сохранить свою монополию на технологии их производства, дабы не лишиться прибыли и глобального доминирования. Таким образом, глобализация неизбежно становится источником роста доходов одних и снижения уровня жизни других и, в конце концов, еще большего расслоения народов, еще большей дистанции между богатыми и бедными, что оборачивается, несомненно, напряжением, имеющим опасность в глобальном измерении.

Аналогичный процесс происходит и в сфере культуры. Глобалистская трансформация культурного пространства тоже тесно связана с рыночными процессами, поскольку продукты массовой культуры (кинематограф, музыка, компьютерные игры, мода) в современном мире производятся, экспортируются и сбываются по тем же правилам, что и прочие высокотехнологичные товары. И источник происхождения этого всего — тот же самый. Глобализация, однако, не делает мир более сплоченным. Внешняя унификация образа жизни на разных частях земного шара сопровождается отчуждением людей друг от друга, распадом общин, семей, пандемией одиночества.

Глобализация зачастую оказывает негативное воздействие и на духовную жизнь общества, поскольку она разрушает многовековые культурные устои и стремится нивелировать роль традиционных нравственных принципов в жизни общества, однако полноценной замены этим нравственным принципам никто предложить не может.

Традиционные институты, в том числе религиозные, пытающиеся встроиться в глобализационный процесс, «адаптироваться» под новую реальность в надежде сохраниться или получить выгоду для себя, рано или поздно сталкиваются с угрозой потери собственной идентичности, что мы и наблюдаем на примере некоторых конфессий, когда-то бывших традиционными для Запада.

В последнее десятилетие мировая финансовая и политическая системы испытывают серьезные перегрузки, появились очевидные предпосылки к сокращению темпов продвижения глобалистского проекта. В настоящее время в научном и публичном пространстве активно обсуждается проблема «пределов глобализации». Это вовсе не случайно. Происходит ослабление роли ведущих глобальных организаций, ориентированных на доминирование западных стран.

Вместе с тем укрепляется роль альтернативных религиозных, политических и экономических проектов, продолжается развитие двухстороннего сотрудничества между странами. Глобализованный мир, называемый также однополярным, в последнее время наблюдает обратный процесс в своем развитии. Все ярче и отчетливее проявляются тенденции к многополярности и многовекторности.

Эти ориентиры требуют изучения и осмысления. Глобализм нужно рассматривать не только с экономической или геополитической точек зрения, но и с духовной, почему мы сегодня об этом и говорим. Можно сказать, что глобализм является проектом мирового всеединства, но без учета подлинного замысла Творца о человеке. А с точки зрения христианской эсхатологии мы знаем, что означает глобальный универсализм, и знаем, что без этого глобального универсализма не появится некто, кто будет претендовать на глобальную власть и с именем которого будет связан конец света.

Глобализм организует интеграционные, объединительные процессы через ослабление и разрыв глубоких духовных связей между людьми, а также между Богом и человеком. Глобализм — это нерелигиозная доктрина, в ней нет места Богу. Именно поэтому все глобалистские проекты направлены против института семьи как прочной структуры, сохраняющей и передающей традицию. Глобализм не может развиваться в условиях доминирования традиционного мышления, вообще в условиях высокой роли традиций в жизни народов. Также глобализм направлен против любых крупных устойчивых исторических общностей, в первую очередь национальных и религиозных. Поэтому неудивительно, что в настоящее время в качестве глобалистского инструмента широко используется борьба всевозможных меньшинств (как правило, отрицающих традиционные ценности) против большинства. И обратите внимание, как нарушается демократический принцип! Ведь он основан на том, что большинство обретает власть через свободное волеизъявление и осуществляет эту власть от имени большинства, но в данном случае большинство не имеет поддержки со стороны институтов, в том числе пропагандистских, которые работают на поддержку философии и системы ценностей меньшинств.

Церковь, в силу своей природы, является помехой глобалистским процессам. Церковь свидетельствует о вертикальной шкале ценностей, о различении добра и зла. В связи с этим не ослабевают попытки исказить и размыть христианское учение, лишить Церковь силы и голоса: например, через разработку различных новых «теологических концепций», которые бы обслуживали глобальные проекты, оправдывая, в частности, человеческие пороки, и мы с этим уже сталкиваемся на примерах радикальной протестантской теологии.

Существует два пути реакции на вызовы глобализма.

Первый, с которым невозможно согласиться, заключается в адаптации и подчинении духовной жизни требованиям глобализма, в одобрении и благословении пороков. По этому пути идут наши коллеги на Западе, в том числе называющие себя христианами. Некоторые представители христианских церквей и общин пошли на это с целью избежать критики, чтобы стать «своими» в глобальном, секуляризованном мире. Однако этот соглашательский путь не спасает духовную жизнь от упадка, но лишь ускоряет процесс и, конечно, не спасает такие религиозные организации. Их сметут, как только будет больше сил у тех, кто связывает глобалистский проект с отсутствием всякой религиозности.

Второй путь общественной жизни можно назвать «узким», то есть трудным, тернистым. Он требует открытого свидетельства об Истине, невзирая на давление и негативную реакцию со стороны внешних сил, в том числе глобалистских.

Уважаемые участники собора! Сегодня вопросы этического выбора приобрели в мире особое звучание: они определяют как вектор движения конкретного человека, так и судьбы целых стран и народов. И от того, насколько твердо мы с вами будем стоять в Истине, насколько мы будем верны заветам своих отцов, преданы непреходящим духовным и нравственным ценностям, которые мы получили, в том числе, через церковную традицию, во многом зависит будущее нашей страны, народа, а в глобальном плане, думаю, и будущее человеческой цивилизации. Потому что даже победа над глобализмом в отдельно взятой стране не будет иметь существенного значения для всего мира, хотя и будет важной.

Другими словами, наша борьба не против плоти и крови, но против мироправителей тьмы века всего, духов злобы поднебесных, как об этом сказал апостол (см. Ефес. 6:12). Сегодня эти слова обретают видимое выражение, и каждый может понять, о чем идет речь, а с пониманием открывается и возможность сопротивления. И наше сопротивление всем этим разрушительным тенденциям — это возрастание в нашей вере, это верность нашим традициям, это любовь к Отечеству, это забота о его духовном и материальном благе. И покуда будет наше Отечество этим островом свободы, будет и у остального мира некий знак надежды на возможность изменить течение истории и предотвратить глобальный апокалиптический конец — по крайней мере, отодвинуть его в ту перспективу, с которой никто из нас не связывает ни свою жизнь, ни жизнь ближайших наших потомков. И да поможет нам во всем этом Господь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5971182.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Патриаршее слово по случаю Дня народного единства

4 ноября 2022 г. 14:51

4 ноября 2022 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Александро-Невском скиту близ Переделкина. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви огласил слово по случаю Дня народного единства.

Четыре с лишним века назад именно с освобождения Московского Кремля началось возрождение утраченной внутренней целостности нашего Отечества. В далеком 1612 году благодаря совместным усилиям наших мужественных предков иностранные интервенты были изгнаны из сердца страны и началось ее всестороннее возрождение.

За минувшие с того времени столетия наш народ пережил немало испытаний, преодолел множество трудностей, созидая уникальное цивилизационное пространство, важнейшими ценностными ориентирами которого были любовь к правде, милосердие, взаимное уважение и добрососедство. Заметьте: ни одной сугубо утилитарной и тем более политической цели! Ни господства, ни власти, ни денег, а только то, что угодно Господу.

Сформированная трудами множества выдающихся сыновей и дочерей нашего Отечества русская культура давно перешагнула национальные рамки, став неотъемлемой частью общего наследия всего человечества. К сожалению, сегодня мы наблюдаем деструктивные попытки, предпринимаемые рядом западных стран, запретить или исключить из повестки дня русскую культуру, вина которой состоит, по мнению ее критиков, именно в традиционности, в обращении к фундаментальным качествам человеческой души, в готовности утверждать правду Божию и являть миру красоту и силу христианства.

Духовная и культурная агрессия в отношении нашей страны отнюдь не нова. Возможно, истоки этого следует искать именно в нашей духовной инаковости. Как здесь не вспомнить тонкое, но очень сильное замечание выдающегося мыслителя Николая Яковлевича Данилевского, обратившего внимание на то, что в основе западноевропейского понимания человеческой культуры лежит отождествление судьбы европейской цивилизации с судьбами всего человечества, что неизбежно приводит к насильственному навязыванию западных ценностей остальным нациям и к уничтожению других традиций, разрушает культурное многообразие.

Однако все это коренным образом противоречит цивилизационным основам нашего народа, для которого важнейшее значение всегда имели приверженность незыблемым нравственным принципам, бережное отношение к исторической памяти и глубокое уважение к духовным традициям других народов. А если бы не было так, то никогда бы не было великого многонационального, многокультурного и даже многорелигиозного пространства Святой Руси. Наша великая культура созидалась усилиями множества людей, относящихся к различным этносам, проживавших на разных территориях, но мысливших себя принадлежащими к единой русской традиции.

Сегодня вопреки силам, стремящимся посеять рознь, возрастить плоды ненависти среди наследников Святой Руси, мы должны свидетельствовать едиными устами и единым сердцем не только об общности культуры, духовной традиции, исторической судьбы, но и о единстве веры всех восточнославянских народов, вышедших из единой Днепровской купели Крещения в 988 году.

Мне памятен день празднования 1020-летия Крещения Руси, когда в Киеве, на Крещатике, тысячи людей возглашали слова преподобного Лаврентия Черниговского: «Украина, Россия, Беларусь — вместе мы Святая Русь!». Это был многотысячный хор людей, которых объединяла единая вера, единое национальное самосознание. Какая сила была проявлена тогда нашим народом! Искренне убежден, что сегодня стремление расколоть единый народ исторической Руси, противопоставить одну его часть другой, посеять ненависть к нашему общему прошлому в умах и сердцах питается антихристианскими побуждениями, желанием вытравить из человека образ Божий, поработить людей власти греха и порока, сделать их исключительно субъектами глобального рынка и потребителями материальных благ. Трагическая ситуация, сложившаяся в настоящее время на Украине, — яркое тому подтверждение. И мы скорбим, молимся и надеемся, что Господь приклонит милость Свою к народу Украины, а значит и ко всей исторической Руси.

Необходимо ясно сознавать, что противостояние разрушающему действию враждебных сил, уничтожающих духовные основы нашей жизни, пленяющих души наших современников и стремящихся развести народы исторической Руси по национальным квартирам, должно основываться в первую очередь на следовании Божественной воле, а также на сохранении внутреннего единства общества, на любви к Богу и друг к другу. В этом — залог достойного будущего нашего народа, и это единственный путь, направленный на то, чтобы сохранить единство, любовь, взаимопонимание и доброе сотрудничество между народами Святой Руси.

Отрадно свидетельствовать, что Русская Православная Церковь обретает сегодня верных соработников в среде государственной власти, среди представителей иных традиционных религий в деле утверждения непреходящих духовно-нравственных ценностей в жизни людей. Наш святой долг — приложить все усилия, чтобы сохранить бесценное сокровище нашей духовной культуры и уврачевать любовью раны разделений.

Дай Бог, чтобы нашими совместными трудами и впредь благоустроялась жизнь нашей страны, государства, народа нашего на прочном фундаменте непреходящих духовно-нравственных ценностей, которые мы впитали с молоком матери от наших предков, от нашей веры, от нашего духовного предания. Именно на этом фундаменте и должна основываться наша национальная жизнь. Сегодня именно об этом мы молимся и просим Господа, чтобы Он сохранил единство Святой Руси, чтобы Он сохранил веру православную, чтобы сохранил во всех нас способность жить, работать, вместе созидать будущее, которое было бы действительно основано на тех Божественных принципах человеческого бытия, без которого не может быть никакого человеческого благополучия. А все остальное, что этим принципам противоречит, — чтобы силой Божией покинуло пределы нашего исторического Отечества и перестало возбуждать и заражать собой, своим пагубным и опасным содержанием души наших людей. Дай Бог, чтобы все мы силой Божией имели возможность идти по Богом определенному для всего нашего народа историческом пути, сохраняя веру в сердце, а значит, и надежду на наше спасение. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5973837.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь после Литургии в храме равноапостольного князя Владимира в подмосковной Балашихе

6 ноября 2022 г. 14:32

6 ноября 2022 года, в Неделю 21-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма равноапостольного князя Владимира, главного храма войск национальной гвардии РФ, в подмосковной Балашихе, и Божественную литургию в новоосвященном храме. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви произнес проповедь.

Благодарю Вас, Ваше Преосвященство, за Ваши добрые слова! Сердечно приветствую собратьев-архипастырей, высокопоставленных лиц, которые присутствуют за богослужением, и всех вас, мои дорогие, и поздравляю с этим днем!

Всякий раз, когда мы собираемся на богослужение как Церковь Божия, как единая община веры, мы молимся, и слова молитв, которые читает священник, и слова ектений, которые произносит диакон, призывают нас молиться не только о своем, но и о многом другом. В частности, всякий раз нас призывают молиться за власти и воинство, то есть за тех, кто несет особую ответственность за судьбу страны. И эта молитва не должна быть механической. Мы не должны пропускать мимо ушей эти прошения, особенно когда народ лицом к лицу сталкивается с опасностями — такими опасностями, которые бросают вызов самому существованию нашей страны.

Вот и сегодня мы проходим через такие опасности и просим Господа и Царицу Небесную, Которая, верим, покрывает всю Русь Своим державным Покровом, чтобы Она сохранила народ наш и все народы Руси от опасной извне навязанной междоусобной брани. К сожалению, не у всех политиков хватает ума понять, откуда ветер дует и что стоит за этим желанием могущественных сил, пребывающих вне Руси, возбудить людей к междоусобной брани. За этим стоит только одно — стремление ослабить Святую Русь. Когда я говорю так, я имею в виду и Россию, и Украину, и Беларусь, которые, по словам выдающегося подвижника благочестия Лаврентия Черниговского, и есть Святая Русь.

Так вот, мы должны ясно понимать, что вступили в такую эпоху. И это не только провокация военных действий, но диавольское искушение, направленное на то, чтобы столкнуть братский народ в междоусобную брань. И потому сегодня наша общая молитва, молитва Русской Православной Церкви, чадами которой являются и русские, и украинцы, и белорусы, и все православные люди, которые живут на просторах исторической Руси, о том, чтобы всякая междоусобная брань прекратилась, чтобы наветы вражии исчезли, испарились, ушли из жизни и чтобы Русь развивалась как мощная православная общность людей, могущая противопоставить свою духовную жизнь и свой духовный опыт крайне опасным соблазнам, разлагающим человеческую душу и подталкивающим ее в пропасть греха. Эти соблазны, эти искушения сегодня испытывают на прочность православных людей, живущих на просторах всей Святой Руси, и моя молитва как Патриарха всея Руси сегодня в первую очередь о том, чтобы мир пришел на землю Русскую, чтобы междоусобная брань завершилась, чтобы не был нанесен великий ущерб духовному единству всех православных народов, живущих на просторах Святой Руси.

Конечно, особая ответственность ложится на тех, кому вручена обязанность защищать рубежи нашей Родины, ведь целиться могут куда угодно, но бить будут в Россию. Она сегодня есть некий столп и утверждение истины (см. 1 Тим. 3:15). Эти слова были сказаны в отношении Церкви, но наш верующий народ, приняв умом и сердцем слово Божие, отметая на протяжении истории множество соблазнов политических, культурных, экономических и оставаясь свободным от этих соблазнов, сам по себе является тем, чтобы быть столпом истины. Только дай Бог нам всем удержаться в вере православной, воздерживаться от греха, чтобы мы могли быть такими столпами истины, воспринимая слово Божие и включая его в наше сознание, наше сердце и нашу жизнь.

Мы сегодня молились о всех наших военнослужащих и, конечно, особо о нашей гвардии. Мы молились о том, чтобы Господь дал силы тем, кто призван защищать Родину, укрепил их волю и, самое главное, укрепил в них сознание правоты того дела, которое каждый воин совершает, вставая на защиту своего Отечества. Своих родителей, своей семьи и своей земли, которую Господь вручил всем нам, жителям России.

Хотел бы еще и еще раз от всего сердца пожелать высоким представителям гвардии нашей, Вооруженных сил и всем Вооруженным силам Российской Федерации иметь в первую очередь духовную силу. Потому что там, где по каким-то обстоятельствам иная сила может ослабнуть, только сила духа дает возможность одержать победу. Еще раз хочу сказать, что само понятие «дух» — это ведь не материальное понятие. Удивительно: о силе духа говорили даже неверующие марксисты, призывая к тому, чтобы был сильный дух. Но как же можно было призывать к сильному духу, когда в дух не верили? А вот мы сегодня верим в дух. Верим, что человек имеет не только материальное, физическое тело, но и бессмертный дух, в котором и живет вся эта нравственная сила, способная подвигнуть человека к тому, чтобы душу свою положить за ближних своих. Ни в мозгах, ни в печени, ни в легких, ни в чем другом эта сила — она в духе человеческом. К сожалению, на протяжении долгих десятилетий власти предержащие отвергали право наших людей иметь душу, но сегодня мы все имеем возможность верить в Господа, и я благодарю и власти наши, и Вооруженные силы наши, и нашу православную интеллигенцию, учителей и не в последнюю очередь наше благочестивое духовенство за то, что укрепляется сила духа нашего народа.

Именно силы духа я бы хотел сегодня пожелать и гвардии нашей, и Вооруженным силам, духовенству и всему верующему народу. Чем сильнее дух, тем больше силы у народа сопротивляться внешним, а иногда и внутренним опасным разрушительным влияниям. И да поможет нам Господь именно так, а не иначе проходить свое жизненное поприще, укрепляясь духовно и тем самым служа и Церкви, и Отечеству нашему. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5974368.html