Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?
rss

Автор Тема: Слова Патриарха Кирилла  (Прочитано 538061 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3009
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь в среду первой седмицы Великого поста после Литургии Преждеосвященных Даров в Храме Христа Спасителя

1 марта 2023 г. 15:12

1 марта 2023 года, в среду первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил в Храме Христа Спасителя первую в этом году Литургию Преждеосвященных Даров. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Мы с вами вошли в благодатное поприще Святой Четыредесятницы, Великого поста. А цель поста заключается в том, чтобы помочь человеку подняться над повседневностью, почувствовать присутствие Божественной благодати, почувствовать, что каждый, несмотря на немощь человеческую, имеет возможность в молитве и через молитву войти в реальный контакт с Богом.

Кто-то может сказать: причем тут пища? Может быть, и без ограничения в пище всего этого можно достичь — через чтение книг, через какие-то размышления? Так вот, двухтысячелетний опыт Церкви (а опыт этот основан на примере Господа и Спасителя) свидетельствует о необходимости ограничения в пище и вообще самоограничения. Ведь пост требует от нас ограничиться не только в пище, но и в разного рода действиях, которые могут повредить духовному настрою человека.

Например, нужно ограничить себя от участия в увеселительных мероприятиях; может быть, от чрезмерного просмотра телевизионных передач, особенно тех, которые ориентированы на веселье, на смех, на удовольствие. Опять-таки, светский человек скажет: а зачем все это надо? А ответ такой: без самоограничения человека не может быть его духовного и даже интеллектуального роста.

Если мы говорим об интеллектуальном росте, то нужно посмотреть биографии многих ученых — как они напоминают биографии подвижников! Люди от всего отказались, полностью погрузились в науку, стали подвижниками своего дела. Именно такие люди «высекают искру», достигают того, чего другие достичь не могут. Потому что только через огромную силу воли, через очень жесткое самоограничение человек действительно достигает высоты.

Ну, а в спорте? Можно ли стать чемпионом, ни в чем себя не ограничивая? Можно ли выиграть соревнование, если ты ешь, гуляешь, отдыхаешь, спишь? Да никогда! Любая победа в спорте требует огромного самоограничения.

Что же тогда говорить о духовной победе человека над самим собой? О возможности приблизиться к Богу, почувствовать Его благодать? Разве это движение можно совершить без физического подвига? Конечно же, нет! Потому что человек не только духовен, но и обладает физическим телом. Поэтому самоограничение и в пище, и в развлечениях, и в препровождении времени — это способ и средство возвысить человеческую душу.

Здесь нет никакого самоистязания, как иногда говорят люди неверующие: «Ну, что вы сами себя истязаете? Ну, почему бы утром, за завтраком колбаски не съесть? Или молочка не попить? Глупость-то какая!» А на самом деле через эти мелочи складывается путь к вершине. Ведь когда человек ограничивает себя в малом, он обретает способность и возможность ограничивать себя и в великом.

А что может быть больше для человека, чем спасение души? Что может быть прекраснее, чем встреча с Богом? Встреча не только за гробом, но и при нашей жизни — через радостное переживание Божественной литургии, через слезы умиления, когда благодать касается сердца, через радость Пасхальную. Достичь этой благодати и радости без усилий невозможно. А это означает, что усилия необходимы, в том числе ограничение себя в пище, в питии и вообще в своем образе жизни.

Для того и существует Великий пост, чтобы мы через самоограничение открывали для себя возможность увидеть Господа, прикоснуться к святыне, почувствовать Его благодать, почувствовать реальную спасающую силу Божественной благодати. А значит, пост — это не время скорби, не время большого психологического напряжения, ради того чтобы преодолеть стремление вкушать скоромную пищу. Пост должен открыть нам, что означает наше стремление идти навстречу Господу.

И если мы во имя этого движения к Богу ограничиваем себя так незначительно, отказавшись от одного из видов пищи, то какой же это подвиг? Минимальный! Но удивительно, что даже на этот минимальный подвиг не каждый способен. Вот Церковь и призывает каждого верующего очень серьезно отнестись к поприщу святого Великого поста.

Действительно, мы должны воздерживаться от пищи — но не только. Также и от праздного времяпрепровождения, от всего, что может отвлечь нас от самого главного и внести некий диссонанс в общий душевный настрой.

Мы должны так построить свои дни, чтобы молитва занимала в них большее время, чем обычно. Очень важно погрузиться в чтение Священного Писания. К сожалению, среди православных людей редко кто читает каждый день Священное Писание. А ведь это так важно для того, чтобы, во-первых, расти в вере, узнавать о Боге как можно больше. Но, с другой стороны, слова Священного Писания несут в себе благодать и не только вразумляют нас, но и создают особое внутреннее состояние души, которое способствует усвоению всего, что несет Писание читающему человеку. Другими словами, время поста — это время духовного сосредоточения, молитвы, чтения Священного Писания и, конечно, время воздержания. Но все это должно проходить с радостью, я бы сказал, с улыбкой.

Мы идем навстречу Господу, навстречу Светлому Христову Воскресению и приносим такую маленькую, микроскопическую жертву в виде того, что молока не пьем и мяса не вкушаем. Так давайте постараемся эту маленькую, микроскопическую жертву все-таки принести Господу и провести этот пост в воздержании и молитве, посещая храм чаще, чем обычно, исповедуясь в своих грехах и причащаясь Святых Христовых Таин.

И да поможет нам Господь именно так — в мире душевном, в радости, как учит нас слово Божие, а не в скорби, не с нахмуренными бровями — посвятить дни Святой Четыредесятницы молитве и прославлению Господа. И верим, что в ответ на наш скромный дар, на наше скромное усилие Господь дарует нам благодать Свою, мир душевный и здравие тем, кто в этом особенно нуждается. Всех вас, мои дорогие, поздравляю с вхождением в поприще Святой Четыредесятницы! Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6007380.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3009
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь в четверг первой седмицы Великого поста после великого повечерия в Храме Христа Спасителя

2 марта 2023 г. 22:10

Вечером 2 марта 2023 года, в четверг первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского в Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Святейший Владыка произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

На протяжении бόльшей части человеческой истории, по крайней мере, той, которая отражена в дошедших до нас исторических текстах, прослеживается отчетливая тенденция, связанная с духовными и интеллектуальными поисками. Своими собственными силами, силами своего разума люди пытались найти смысл жизни. И от того, как та или иная философская школа, те или иные мудрецы отвечали на этот вопрос, зависело умонастроение большого количества людей, а иногда и ценностные ориентиры целой эпохи. Это хорошо можно увидеть из истории человеческой мысли, из античной философии и более поздних философских сочинений. Поиск истины, поиск смысла бытия играл очень важную интеллектуальную и духовную роль в жизни людей, потому что наиболее сильные слова и мысли к ним обращали те, кто сам для себя пытался ответить на этот сложнейший вопрос, — мыслители и философы прошлого.

Вот и сейчас люди нередко ищут некий смысл жизни. Казалось бы, уже все позади — итогом человеческих исканий стало огромное количество философских, а теперь и политических текстов, которые позволяют выбрать некую жизненную модель и связать с ней свое понимание цели бытия. Так ведь нет! До сих пор смысл жизни остается для многих загадкой, и существуют разные ответы на этот вопрос. И, наверное, самое убедительное доказательство истинности христианства и Божественного происхождении нашей веры — это тот факт, что во Христе мы находим ответ на вопрос о смысле жизни. И не столько даже в христианской философии, сколько в самом образе Господа и Спасителя, в Его словах, запечатленных в Евангелии. Становится ясно, что главной целью для человека является почитание Бога. «Я твой Бог», — с этой заповедью Господь обратился к древнему Израилю, потребовав, чтобы Его почитали, и этой верой спасался Израиль.

Это и есть главная ценность человеческая, которая служила духовному подъему, как и процветанию в личной, общественной жизни, — когда люди пытались строить свою жизнь в соответствии с Божественными замыслами. Но и до сегодняшнего дня именно с этим христианским целеполаганием жизни ведется скрытая, но реальная борьба. Через современную псевдокультуру, через отрицание Бога на философском и практическом уровнях, через многое другое, что может увести наше сознание от вопроса о Божественном присутствии в человеческой истории и в личности каждого. И все мы являемся свидетелями этой борьбы — не столько на страницах философских книг, сколько в быту, на практике, в массовой культуре, которая формируется без всякого участия духовного фактора и ориентирует на исключительно утилитарный, потребительский образ жизни.

И ведь все это происходит в XXI веке! Насколько же удивителен этот мировоззренческий разрыв между лучшими людьми древности, которые ставили перед собой важнейшие вопросы бытия, и нашими современниками, чья мысль ориентирована в первую очередь на создание благополучных и комфортных условий жизни!

Правда, не все так плохо, потому что и в наше время у многих пробуждается потребность бороться за справедливость, защищать слабых и даже жертвовать собой — именно потому, что совесть человека есть голос Божий. Перед нами много примеров самопожертвования. Мы не знаем, что происходит где-то далеко за рубежами нашей Родины, но знаем, что многие наши братья и сыновья отдают сегодня жизнь за ближних своих, утверждая это абсолютно не материалистическое отношение к жизни.

Действительно, безбожное материалистическое отношение предполагает, что этой жизнью все кончается, а потому физическая жизнь рассматривается как высшая ценность. И все были бы в этом убеждены, если бы в душе человека не было того, что посеяно Самим Господом, — веры в бессмертие, веры в Бога, иногда неосознанной, рационально не сформулированной, но присутствующей в совести, в глубине нашей души. Именно это чувство Божественного присутствия меняет людей, так что и в наш просвещенный, технически продвинутый век пробуждаются настолько сильные чувства, что человек обретает способность жизнь свою положить за ближних своих.

И мы видим, как многие и многие становятся сегодня героями на поле брани, потому что жизни своей не жалеют ради Родины, ради своих родных и близких, ради ценностей, которые отстаивает сегодня России. Имею в виду не какие-то политические принципы — имею в виду те духовно-нравственные ценности, которые сегодня стали нашими национальными ценностями. Удивительно: в то время, когда в иных странах еще идут поиски чего-то, нам ничего искать не надо. Глубоко убежден: мы все нашли, и не в книгах заморских философов, а в самой истории нашего народа, нашей вере, нашем непростом, подчас трагическом, но таком глубоком опыте, который передается из поколения в поколение. Другими словами, вера в Бога, вера в бессмертие не ослабевает, хотя все силы брошены на то, чтобы люди отвернулись от самой идеи Бога, потеряли веру и забыли свое предназначение.

Конечно, жизнь сейчас протекает в очень непростых условиях. Но, может быть, никогда так не обостряются религиозные чувства, как в ситуации, когда перед человеком стоит вопрос выбора жизни или смерти. Когда человеку предстоит решать — подняться ли в атаку, защищая свою Родину, своих близких, своих товарищей, или отлежаться там, где пуля не достанет.

Сегодня действительно особый период нашей отечественной истории. И для того чтобы мы все поняли, что это так, нам, верующим людям, которые по возрасту, по положению, по полу не могут участвовать в этих судьбоносных событиях, нужно очень сильно молиться за Отечество наше, за Президента нашего, за народ наш, за тех, кто с оружием в руках защищает духовные ценности Святой Руси.

И будем верить, что Господь приклонит милость свою, и скажу еще и еще раз: все, что происходит, мы должны воспринимать не как люди, не верящие в Бога и не понимающие логику развития, часто таинственную, человеческого бытия. Таинственную — потому что это развитие определяется Богом, и мы должны с доверием к Господу относиться к тому, что с нами происходит, принимая из Его рук Его благую волю.

Да поможет Господь всем нам в это непростое время укрепиться в вере. А что значит укрепиться в вере? Это значит, что вера не должна быть на периферии нашей жизни. Невозможно бόльшую часть жизни проводить как человек, который и в Бога не верует, а лишь в момент испытаний либо в силу народных обычаев заходит в храм — помолиться или просто поприсутствовать. Сегодня мы должны действительно возродить наше религиозное чувство.

Я сейчас обращаюсь даже не столько к вам, мои дорогие, кто стоит в этом храме, — ведь если бы не было у вас этого чувства, вы бы здесь не стояли. Я обращаю эти слова ко многим и многим нашим соотечественникам, которые еще не открыли для себя дорогу к храму, которые еще не почувствовали присутствие Божией благодати в их жизни, которые еще не поняли, что такое сила молитвы. И очень надеюсь, что, может быть, в нынешних обстоятельствах, как это бывало в прошлые трудные периоды нашей истории, люди найдут дорогу к храму, обретут радость общения с Богом.

Сегодня наша молитва об укреплении, сохранении и благополучии нашего Отечества. О властях и воинстве, о Церкви нашей и о каждом из нас, о каждом православном человеке, который сегодня должен по-особенному отнестись к своему призванию быть членом Церкви. Еще и еще раз: каждый из нас должен вспомнить, что нет веры без любви, нет веры без добрых дел, и, соединяя любовь к ближнему со свершением добрых дел, мы и сами будем возрастать в вере православной и, несомненно, укреплять спасительную веру среди наших современников.

Да хранит всех нас Господь! Да благословит Он Отечество наше, власти и воинство наше, да поможет в решении всех тех сложных проблем, которые сегодня перед всеми нами стоят! Да благословит Господь каждого взыскующего Его истины, Его правды и Его милости! Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6007765.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3009
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь в пятницу первой седмицы Великого поста после Литургии Преждеосвященных Даров в Храме Христа Спасителя

3 марта 2023 г. 14:20

3 марта 2023 года, в пятницу первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. В завершение богослужения Святейший Патриарх Кирилл произнес проповедь.

Всех вас, дорогие владыки, отцы, братья и сестры, приветствую и поздравляю с вхождением в эту святую седмицу Великого поста.

Сегодня мы празднуем память святого Феодора — мученика, который устоял перед соблазнами, не предал своей веры, не испугался мучений. Явив огромную силу духа, святой Феодор принял мученическую смерть и вошел в бессмертие. Не только там, на небесах, но и здесь, в человеческой истории, он обрел бессмертие, и мы, отделенные от него веками, сегодня вспоминаем его имя и его подвиг. И не просто вспоминаем, но и обращаем к нему свои молитвы, и, может быть, каждый в каком-то смысле применяет к самому себе то, что произошло со святым Феодором. А сравнивая его с собой, понимаешь, какая же огромная дистанция между нами и святыми людьми, которые ничего не боялись, которые свидетельствовали о своей вере перед сильными мира сего, которые спокойно шли на смерть.

Что же это означает? Мы все стали слабее? Или, может быть, благодать Божия от нас отступила? Наверное, в первую очередь, мы виноваты во всем. Несомненно, мы не так сильны в вере, как наши великие предшественники. А ведь Бог дает Свою благодать по вере. Благодатью вы спасены через веру (Еф. 2:8). Нет веры — нет благодати. Слабая вера — только капли благодати. Сильная вера — великий источник благодати. Именно благодать Божия делает человека сильным, способным преодолевать любые жизненные трудности, но, самое главное, именно благодать Божия спасает нас для жизни вечной. Наши дела, наши добрые поступки неспособны произвести такое движение внутри человека, чтобы от тления он пришел к нетлению и вошел в Царствие Небесное.

Благодатью Божией мы спасаемся. Эту благодать мы с вами получили в купели крещения. Эту благодать мы получаем всякий раз, когда причащаемся Святых Христовых Таин. Но необходимы и наши усилия — для того чтобы благодать возрастала в нас, делала нас сильнее, укрепляла в вере, наделяла способностью понести подвиги, которые необходимы, если мы желаем идти вверх, к Богу, а не катиться вниз, во тьму кромешную.

От нас мало что требуется. Можно ли сравнить наши небольшие усилия во время Великого поста с теми страданиями, которые претерпевали мученики, святые угодники? Но Господь говорит нам: хотя бы в малом будьте Мне верными. И что же? Православный русский народ некогда особенным образом переживал Великий пост, это таинство покаяния и молитвы, а теперь абсолютное большинство людей в храм в эти дни не приходит. Может быть, веру сохраняют в сердце, а благочестия нет. Нет и живой веры, соединяющей человека с Богом. Ну, а что же мы тогда хотим? Ведь под лежачий камень вода не течет, Бог никого насильно не спасает, Бог никого насильно не делает счастливыми.

Для того чтобы мы могли опереться на Божию силу, чтобы благодать Божия споспешествовала нам, мы должны идти навстречу Господу даже в малом. Наступил Великий пост — поститься. Приходит воскресный день — в храм прийти. Если есть потребность принести покаяние, прийти на исповедь, причаститься Святых Христовых Таин, а главное, укрепляя себя благодатью, не переставать делать добро. Ведь именно по делам мы будем судиться: есть у нас добрые дела или нет. Поэтому всякое благочестие и всякая молитва приносят плоды только тогда, когда мы делаем добрые дела.

Время Великого поста — это время покаяния, время молитвы, но это и время совершения добрых дел. Каждый должен подумать: а что я могу сделать? Посмотрите вокруг себя: может, кто-то нуждается в моей помощи? Если соседка рядом совсем немощная, старенькая, дети ее оставили — может, помочь ей убраться, обед сготовить, слово доброе сказать? Это, что называется, навскидку. Но ведь каждый может увидеть предмет своего доброделания и в родственниках, и в знакомых, и даже в незнакомых.

Очень важно помнить, что время Великого поста — это время молитвы, время воздержания от скоромной пищи и время доброделания. Пройдет пост, и кто-то скажет: попостился хорошо, скоромного не ел, даже причастился один или несколько раз. И в самом деле, было бы неплохо, если бы причащались почаще. А вот сможем ли мы ответить на вопрос, что доброго мы сделали во время Великого поста? И если не сможем, значит все прочее — и молитвы, и пост — перечеркнуты. Потому что вера без дел мертва есть (Иак. 2:26).

Вот давайте подумаем, что каждый из нас может сделать доброго — пусть не такого уж большого, но реально доброго. И если будем творить добрые дела и одновременно и поститься, и в храм ходить, то всенепременно почувствуем перемену в своей жизни. И да поможет нам Господь молитвами святых угодников, мучеников, исповедников идти по пути спасения, укрепляясь в вере и творя добрые дела. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6007849.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3009
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь в день памяти святителя Ермогена после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

4 марта 2023 г. 15:40

4 марта 2023 года, в день памяти святителя Ермогена, Патриарха Московского и всея России, чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви произнес проповедь.

Ваши Высокопреосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры!

Всех вас сердечно приветствую и поздравляю с днем, когда мы вспоминаем великого святителя земли Русской Патриарха Всероссийского Ермогена. В Успенском соборе и вообще на территории Кремля по-особому переживается эта трагическая история, связанная с одним из самых трудных этапов нашего национального бытия.

Век, в котором жил святитель Ермоген, был трудным, потому что прервалась династия Рюриковичей — династия, которая с самого начала великого Русского государства обеспечивала его стабильность и процветание. Именно в это время не оказалось того, кто мог бы законно продолжить династию. А когда нет центральной власти, многие люди, особенно бывшие в окружении прежних правителей, осознают возможность продвинуть самих себя или кого-то из близких и родственников. Вот и началась борьба за власть, вследствие которой этот век назвали Смутным временем.

Трудно сказать, как вообще сложилась бы история Руси, если бы не Патриарх Ермоген, который был избран на Московский Патриарший престол в то самое трудное время. Вот эти два трона в Успенском соборе, как и двуглавый орел — герб Русского государства — символизировали симфонию, то есть гармонию царя и Патриарха, когда две власти не входили в конфликт друг с другом, но одна укрепляла другую, и обе вместе служили процветанию Отечества. Но тот век, о котором мы сейчас говорим, оказался смутным именно потому, что не было возможности продолжить присутствие на царском троне представителей правящей династии, которая прекратила свое существование.

В первую очередь это хорошо поняли враги, и в трудное для Руси время страна наша подверглась польской агрессии. Поляки устремились в Москву, в надежде использовать появившиеся возможности, с тем чтобы посадить на Московский трон королевича Владислава, сына польского короля Сигизмунда. Польша тогда была сильнее Руси, она не претерпевала междоусобных браней, она была хорошо вооружена, и поляки прошли через западную часть Руси, в том числе через город Смоленск, разорив его, и вошли в Первопрестольный град.

Открывалась страшная перспектива появления на русском троне инородного и иноверного царя, но именно тогда и встала во весь рост могучая личность святителя Ермогена. И захватчики поняли: пока они не склонят на свою сторону Патриарха, невозможна смена власти в соответствии с их замыслом. Тогда святителя бросили в подвалы Чудова монастыря, который находился совсем неподалеку отсюда. Сейчас там производятся раскопки, которые нужно музеефицировать — таково мое пожелание, адресованное тем, кто имеет и власть, и возможность привести это место в состояние, которое бы соответствовало сердцу государства Российского.

Находясь в подвалах Чудова монастыря, Патриарх Ермоген не сломился под давлением поляков. Его морили голодом и холодом. Можно себе представить: пожилой человек без еды, тепла, в тяжелейших условиях… Всё бы он получил моментально, и престол Патриарший ему был бы возвращен, если бы он благословил на русский трон иноземного царя. Но не сделал этого Патриарх и вошел в историю как святой, как мученик и одновременно как герой своего Отечества. И по милости Божией и повелению последовавших затем монархов мощи святителя покоятся здесь, в Успенском соборе Первопрестольного града.

Сегодня наша молитва к святителю Ермогену, чтобы он, предстоя пред лицом Божиим, не оставил землю Русскую своими молитвами. Чтобы трудное время, через которое мы проходим, завершилось к славе государства нашего и Церкви нашей. Чтобы прошли все эти недоуменные конфликты, чтобы наступили мир и благополучие, чтобы страна могла продолжать свое мирное поступательное развитие, духовное и материальное, во благо тех, кто живет в настоящее время и во благо грядущих поколений.

А мы как Церковь хранили и будем хранить благодарную память о святителе Ермогене. Мы как молились, так и будем молиться ему о том, чтобы он не оставлял державу Российскую своим предстательством пред Господом. Вспоминая молитвенно эту великую святую и героическую личность, мы должны в каком-то смысле соотносить его пример с самими собой. Не в том смысле, что мы можем подъять и исполнить ту великую миссию, которую исполнил святитель, но в том, чтобы мы осознали, с какой силой духа он сопротивлялся врагам и с какой силой духа исповедовал свою веру и верность Церкви и Отечеству.

Пусть замечательный пример великого подвижника, святителя, исповедника и мученика земли Русской будет вдохновлять нас, людей XXI века. Пусть он вдохновляет священнослужителей, в первую очередь наших иерархов наших, но также и власти наши, и народ наш. И дай Бог, чтобы его память снова воскресла в сознании всего нашего народа, чтобы великий героизм, приведший к спасению Отечества, был понятен в первую очередь нашей молодежи, чтобы и она могла видеть в личности святителя великий пример беззаветного и жертвенного служения Богу и Отечеству.

Молитвами святителя Ермогена да хранит Господь на веки землю Русскую, град наш Москву и сей святой храм, с пребывающими здесь святыми его мощами, дабы это место продолжало оставаться великим символом мощи Российского государства и святости Русской Церкви. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6007991.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3009
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь в Неделю Торжества Православия после Литургии в Храме Христа Спасителя

5 марта 2023 г. 15:42

5 марта 2023 года, в Неделю 1-ю Великого поста, Торжества Православия, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию святителя Василия Великого и чин Торжества Православия в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Всех вас, Высокопреосвященные и Преосвященные владыки, дорогие отцы, братья и сестры, сердечно поздравляю с первым воскресеньем Великого поста — с днем Торжества Православия!

В этот день мы вспоминаем всех тех, кто своей жизнью, своим учением, своими страданиями защитил православную веру. Взирая на прошлое с высоты прожитых веков, мы понимаем, что войти в состояние тех, кто защищал догматы христианства, в том числе иконопочитание, нам до конца просто невозможно. Ведь трудно представить, в каких враждебных условиях протекала история Церкви на протяжении большей части первого тысячелетия. Но даже тогда, когда власть склонилась к христианству и перестала воздвигать гонения на Церковь, возникали соблазны, в том числе у властей предержащих, поддержать те учения и тех учителей, которые таковыми не были для Церкви, но провозглашали опасные ложные истины, претендуя на то, что эти «истины» должны стать догматами.

Именно такая опасность нависла над всей Православной Церковью, когда возникла ересь иконоборчества. В каком-то смысле появление самой идеи противляться священным изображениям связано с распространением ислама. Как мы знаем, в исламе нет священных изображений, и те, кто изображает священное, в исламе считаются идолопоклонниками. Но ислам никогда не обладал той совокупностью истин, которые хранит Православная Церковь, отстаивая право людей совершать поклонение священным изображениям — не как идолам, не как истуканам, не доскам, не краскам, не мрамору, не золоту, не каким-то другим материалам, из которых делают иконы; но, взирая на видимый образ, который так важен для физической и духовной составляющих человека, мысленно возноситься к первообразу.

Поэтому поклонение иконам никогда не было поклонением материальному веществу, никогда не было идолопоклонством, но через поклонение иконам людям открылся целый мир — совершенно удивительный мир соприкосновения с невидимым. Церковь утвердила право и возможность создавать священные изображения, взирая на которые, верующий человек в молитвах поклоняется первообразу.

Еще раз хочу сказать: поскольку распространявшийся в ту пору ислам отрицал всякие изображения, то и в Церкви возникли мысли: может быть, и нам в угоду мнению многих отказаться от священных изображений? И тогда был созван Вселенский Собор, который четко прописал догмат об иконопочитании, о том, что поклоняемся мы не материальному веществу, но прообразу, который отображается в священных изображениях.

По милости Божией поклонение святым иконам сыграло очень важную роль в сохранении Православия. Оно имело очень большое значение для воспитания благочестия, для укрепления молитвенного чувства людей. И, наверное, Церковь была бы совсем иной, а в каком-то смысле и не была бы Церковью, если бы не был утвержден этот важный догмат о почитании священных изображений, поклоняясь которым, мы возносим молитву Первообразу, Господу и Спасителю, Его Пречистой Матери и святым угодникам. По милости Божией благодаря сохранению этого догмата развилось такое явление в мировой культуре, как церковное искусство. Прекрасные иконы, которые стали шедеврами, иные прекрасные изображения — все это обогатило изобразительное искусство и культуру, и не просто обогатило искусство, но и одухотворило настолько, что многие из произведений иконописи стали подлинными святынями, через которые благодать Божия нисходит на поклоняющихся им людей.

Вот какое замечательное событие мы сегодня празднуем. И еще раз, вознося Богу благодарность за предшествовавшие нам поколения архипастырей, пастырей, богословов, монашествующих, мирян, которые сохранили в Церкви иконопочитание, мы просим Господа укрепить нас в вере православной и через поклонение святым иконам укрепить в нас истинное богопочитание. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6008133.html