Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?
rss

Автор Тема: Слова Патриарха Кирилла  (Прочитано 538186 раз)

0 Пользователей и 8 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3009
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы после Литургии в Благовещенском соборе Московского Кремля

7 апреля 2023 г. 14:10

7 апреля 2023 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, день преставления святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Благовещенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня мы празднуем событие, которое положено в начало нашего спасения: днесь спасения нашего главизна (тропарь Благовещения); и событие это связано с Пречистой и Преблагословенной Девой Марией, Которая более всех послужила спасению человечества.

Когда задумываешься об этом таинственном событии, отделенном от нас тысячелетиями, понимаешь, что действительно некая великая Божественная тайна реально вошла в жизнь людей — тайна, абсолютно не объяснимая человеческим разумом. Для спасения людей Господь избирает не царя, не полководца, не того, у кого сила и власть, чтобы с опорой на эту власть произвести благоприятные перемены в жизни рода человеческого. Как же это отличается от всех вождей, революционеров, реформаторов и прочих и прочих, которые стремились изменить жизнь людей к лучшему, опираясь на собственную силу, на силу своих единомышленников, на силу политических партий или на военную силу!

Но ведь ни одна перемена за всю историю человечества не оказалась такой принципиальной и радикальной, изменившей жизнь людей на «до» и «после», как та, что произошла в день, который мы сегодня вспоминаем. Господь избирает Деву Марию, не имевшую никакой человеческой силы, никаких связей в обществе, никакой политической поддержки, никакой финансовой поддержки, — абсолютно беззащитное и чистое существо. И что же происходит? Именно Такую Деву избирает Бог, чтобы через Нее войти в ткань человеческой истории, стать Одним из нас и через воплощение реально победить смерть и избавить человечество от греха.

Это событие действительно лежит вне всякой человеческой логики, потому что любой, кто хочет произвести изменения, даже самые добрые, в собственной жизни и тем более в жизни общества, народа, государства, всегда опирается на определенную человеческую силу. Наверное, отчасти это верно, но сегодняшний праздник убеждает, что грандиозные перемены могут произойти и иным способом, если человек полностью посвящает себя Богу и жизнь свою отдает Божиему Промыслу, соединяя свои возможности с Божественной благодатью и силой. Это соединение энергий, соединение сил или, как называют это явление богословы, синергия и достигает особого результата. Вот и сегодняшний день воспоминания о Благовещении Пресвятой Девы свидетельствует об огромной силы синергии, то есть сочетания Божественного и человеческого.

А, может быть, это и для всех нас откровение? Ведь чаще всего мы рассчитываем на свои собственные силы — на силу разума, силу воли, финансовые возможности, властные полномочия. Если же говорить о мире политики, об общественных отношениях, то там и вовсе никто, кроме как на силу, и не уповает. Правда, в этих областях включаются еще и сила убеждений, сила мыслей, но ведь и это, опять-таки, все та же человеческая сила. А сегодняшний день учит нас, что человек может достичь и достигает огромной силы и огромной власти, если становится орудием в руках Божиих. Действительно, какую духовную власть обрела Пресвятая Богородица! Какая духовная сила в учении Христа! И все это через событие, которое мы вспоминаем, — когда благодать Божия снизошла на Пресвятую Деву и оплодотворила человеческое естество, сделала его способным к тому, чтобы стать вместилищем Самого Бога и послужить делу человеческого спасения.

Еще раз хочу сказать: чаще всего мы уповаем на свою силу — силу власти, силу денег, силу общественных отношений. К счастью, в нашем обществе сейчас укрепляется религиозное начало, так что многие люди, во власти сущие, приходят в храм Божий, молятся, просят у Господа помощи в исполнении их ответственных обязанностей. И дай Бог, чтобы и так было! Дай Бог, чтобы осознание необходимости сочетать человеческие усилия с Божественной силой стало бы настолько распространенным, чтобы мы действительно почувствовали присутствие благодати Божией не только в молитве, не только в своей личной жизни, но и в общественных отношениях, в добрых переменах в жизни страны и нашего народа.

Сегодняшний праздник — это праздник надежды. Надежды на то, что сила Божия действительно может совершать величайшие чудеса. И потому сегодня через это воспоминание о Благовещении Церковь обращается ко всем людям, чтобы никто не терял надежды, никто не разрушал себя сомнениями, страхами, чтобы никто не считал, что от него самого мало что зависит, а потому нужно отступиться и ничего не делать. Сегодняшний день учит нас, что если мы сочетаем свои действия, свои мысли, свою волю с Божественной волей — через молитву, через участие в церковных таинствах, через подлинное благочестие, — то действительно, как то случилось через Благовещение Пресвятой Богородице, многое доброе, полезное и нужное может произойти и через нас недостойных в нашей личной, а через это и в нашей общественной жизни.

Пусть Царица Небесная простирает над нами Свой Покров. Пусть наша вера в Ее заступничество, в Ее великую силу никогда нас не покидает — ни индивидуально каждого из нас, ни нас всех как православный народ. Будем просить Царицу Небесную в эти непростые времена, чтобы Она простерла Свой Покров над всей Русью, чтобы оградила всех нас от междоусобной брани, от внезапной смерти, от смертоносной язвы и от всякого зла. И верим, что под Ее Покровом мы все спасемся, если только будем искренне, с глубокой верой призывать Ее святое имя и Ее благодатную помощь. Пресвятая Богородица, помогай нам! Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6017242.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3009
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь в праздник Входа Господня в Иерусалим после Литургии в Храме Христа Спасителя

9 апреля 2023 г. 15:35

9 апреля 2023 года, в Неделю 6-ю, ваий, праздник Входа Господня в Иерусалим, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Мы празднуем сегодня особое евангельское событие, которое как бы выпадает из числа всех остальных, потому что ни одно событие, связанное с земной жизнью Спасителя, не сопровождалось такой славой от человек. Конечно, все знали, что Он чудотворец, за Ним ходило множество народа, но в этот раз огромное количество людей встречали Его как полководца, как победителя, постилая под Его ноги одежды, срезая пальмовые ветки и провозглашая «осанна!», «да здравствует Сын Давидов!»

Почему же такая слава? А потому что накануне Господь совершил чудо, потрясшее сознание всех, кто об этом узнал: Он воскресил покойника, который четыре дня находился в гробу. Но если человек способен такое совершить, так ведь Он может совершить и что-то другое — избавить народ от римского владычества, да и вообще сделать жизнь более благополучной и счастливой. Именно такие чувства двигали теми, кто постилал свои одежды, срезал и бросал под ноги Спасителя пальмовые ветви и возглашал Ему «Осанна!» А почему можно с такой уверенностью говорить об этих далеко не возвышенных чувствах жителей Иерусалима, которые встречали Спасителя, со славой входящего в столицу? Да потому что пройдет совсем немного времени, и те же люди будут кричать: «Распни Его!» Всего несколько дней спустя! Что же произошло? Почему такая радикальная перемена? Какая сила могла заставить тех, кто провозглашал «осанна», закричать «распни»? Ведь это были те же самые люди!

Господь, входя как Победитель смерти в Иерусалим, силой Своей, несомненно, привлекал всех: «Может быть, и мне что-то достанется? Подойду-ка я поближе! Может, стану благополучнее, или какие-то жизненные проблемы Он мне поможет решить…» Но когда Его увидели окровавленным, избитым, приговоренным к распятию — ну какая же это сила? Зачем быть ближе к такому Человеку? Если Он Сам Себя не может спасти, как же Он нам поможет? И те же люди, которые кричали «осанна», отвернулись и стали кричать «распни Его», — «потому что Он не оправдал наших надежд, потому что Он не тот, о ком мы думали, и с Ним незачем связывать свою жизнь и свое будущее».

А ведь радикальная перемена от благоговения, от преклонения буквально к проклятию, к отвержению произошла не только в древнем Иерусалиме. Она нередко происходит и в наших душах, в наших сердцах. Приведу вам такой жизненный пример. Будучи ректором Ленинградской духовной академии, я проживал в многоквартирном доме, в небольшой квартирке моих родителей. А где-то в подъезде жила женщина, мало мне знакомая, и вот однажды она подходит ко мне и говорит: «Ничего не могу понять! Ходила к Николаю Чудотворцу, свечки ставила, а сожителя моего все равно в тюрьму посадили!» Спрашиваю: «А почему, за что?» Отвечает: «Ну, было, конечно, за что». И я тогда подумал, насколько все это соприкасается с событием, о котором мы сегодня говорим, — со входом Господним в Иерусалим. Господь воскресил Лазаря — и все бросились навстречу. А оказался в узах, — имея власть выйти из этих уз, но добровольно приняв на Себя страдания и позорную смерть, — и те же самые люди от Господа отреклись, потому что Бог нужен им только как сила, которая может помочь, а если силы нет, зачем тогда Бог?

То, о чем мы говорим, имеет отношение не только к прошлому или к каким-то частным случаям. Ведь очень многие люди и сегодня думают: «А что такое быть христианином? А что такое в храм ходить? Вот я хожу-хожу, прошу-прошу — и ничего, нет ответа!» И разве не бывает так, что после этого и в храм перестаем ходить, и в силе Божией сомневаемся, и не задаемся вопросом: «А может, Господь испытывает меня, веру мою испытывает? Ведь я Ему нужен не только тогда, когда Он на меня благодеяния изливает, — я нужен Ему и тогда, когда благодеяния на меня будто бы не нисходят».

Верность Спасителю на фоне библейской истории должна помочь каждому из нас понять, что мы должны быть с Богом и в радостях, и в скорбях. И тогда, когда в храм ходить не только безопасно, но даже в каком-то смысле почетно, и, как это было в недавнем прошлом, когда в храмы ходить опасно. Но люди все-таки приходили, потому что были верными учениками Спасителя. Вот и сегодня, живя в условиях относительного, а с точки зрения положения Церкви в обществе, реального благополучия, каждый из нас должен осознать: в любой момент нашей истории может произойти что-то, когда ходить в храмы станет не то, чтобы непрестижно, а даже, может быть, небезопасно. Не дай Бог, чтобы это произошло в ближайшем будущем, но ведь мы знаем из слова Божиего, что наступит момент, когда диавольская сила овладеет всей планетой.

Кто такой антихрист? Мировой правитель, действующий против Христа и веры. Это и есть олицетворение зла, и нет никаких сомнений, что времена исповедничества снова вернутся. Не знаем, когда это случится, и загадывать не будем — все в руках Божиих. Но каждый из нас должен помнить, что вера никак не должна связываться в сознании с чем-то утилитарным, то есть выгодным. «Хожу в храм, потому что…» — а дальше каждый свое выдумывает. Нет, я верю в Господа, потому что без Бога жить невозможно. Верю в Бога, потому что без Него нельзя пройти достойно жизненный путь. Верю в Бога, потому что без Него не может быть настоящей любви. Не той, которая воспламеняется в молодом возрасте, а потом быстро проходит, а той, которую люди проносят через всю свою жизнь. Без Бога такой любви быть не может. Без Бога не может быть подлинного счастья, которое не описывается в материальных категориях, но есть состояние человеческой души.

Поэтому мы должны быть в числе тех, кто с радостью, восторгом встречал Спасителя, входящего в Иерусалим, но мы не должны оказаться в числе тех, кто при малейшей опасности забыл о Христе и закричал: «Распни Его!» Каждый человек должен очень серьезно, особенно в наше время, обновить свое религиозное чувство и еще и еще раз задать себе вопрос: «А что означает для меня быть христианином или христианкой? Как эти христианские принципы я претворяю в своей жизни? Способен ли я любить другого человека, способен ли послужить ему, особенно когда он в беде, в несчастье, как то сейчас происходит на Донбассе или в других местах? Могу ли я что-то от себя отдать и сделать, чтобы другому стало лучше?» И мы должны помнить, мои дорогие братья и сестры, что именно добрыми делами подтверждается наша верность Спасителю.

Всему этому мы научаемся через дивный день, который сегодня празднуем в преддверии Страстной седмицы — последней перед светозарным праздником Светлого Христова Воскресения. И да поможет нам Господь обновить наше религиозное чувство, нашу веру, соединить эту веру с образом нашей жизни, ответить ясно самим себе на вопрос: «А что я делаю как христианин или как христианка?» И если почувствуем какое-то несложение этих факторов, какое-то внутреннее противоречие, то нужно еще и еще раз испытать свою веру делами, потому что именно делами укрепляется христианская вера.

И да поможет нам Господь жить верой, чтобы вера была живой для нас и чтобы именно верой во Христа Иисуса, спасшего род человеческий, добровольно пришедшего на смертную казнь, мы обрели силу бороться со всякой неправдой и ложью и восходить, пусть небольшими шажками, по пути, который ведет нас к Царствию Небесному. Милость Божия, благодать Господа и Спасителя нашего да пребывает со всеми нами, особенно в канун Страстной седмицы, когда потребуются и наши усилия, и духовное сосредоточение, чтобы, пребывая на службах, читая Священное Писание, приуготовить себя к достойной встрече с Воскресшим Спасителем. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6017686.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3009
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь в Великий Понедельник после Литургии в Храме Христа Спасителя

10 апреля 2023 г. 14:55

10 апреля 2023 года, в понедельник Страстной седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Первый день Страстной седмицы посвящается воспоминаниям о неплодной смоковнице, которая была осуждена Господом и засохла (Мф. 21:18-43).

Каждый вечер Господь покидал Иерусалим — отдыхал, беседовал со Своими учениками, а утром снова возвращался. По пути в Иерусалим Он проходил мимо смоковницы, то есть инжирного дерева, и, наверное, испытывал с утра естественное желание что-то вкусить. Однако, когда Он возжелал утолить голод, плодов на смоковнице не оказалось, и Господь осудил это древо так, что оно засохло.

Критически настроенные комментаторы, делавшие замечания по поводу этого евангельского текста, доходили до того, что обвиняли Господа в жестокости: «Как же так — проповедует любовь, а ни за что дерево осудил! Да еще так осудил, что оно засохло! Где же здесь любовь? Какие же ужасные противоречия скрываются в Новом Завете, и как только люди это слушают! И не только слушают, но и принимают близко к сердцу и уму то, что в этой книге написано!»

А ведь на самом деле Господь осудил смоковницу не потому, что был голоден, а она не дала Ему возможность вкусить пищи. Господь возлагал на себя сорокадневный пост в пустыне — сорок дней и ночей Он провел в уединении и в полном отказе от всякой пищи. Поэтому осудил смоковницу, конечно, не за то, что Не смог от нее напитаться, а за то, что она явилась неким символом лицемерия, обмана. Через смоковницу Господь осудил лицемерие, которое в то время действительно поработило сознание иудеев, причем именно тех, кто была ответственен за религиозную жизнь всего народа. Так называемые фарисеи — это образованные люди, которые были учителями народа, но, нередко возлагая бремена неудобоносимые, сами не исполняли того, чему учили (см. Мф. 23:4). И Господь, осуждая смоковницу, осуждал лицемерие фарисеев, и не только фарисеев, но и всех тех, кто был после них.

А разве сегодня нет лицемерно верующих людей? В советское время таких практически не было, потому что проявлять свою религиозность было небезопасно. А теперь почему бы не продемонстрировать свою религиозность, лишний раз не сказать о приверженности традициям? Но что если спросить такого человека: «А как насчет Великого поста? Вы вообще поститесь? И поститесь ли, как полагается православному христианину?» Если человек честный, он скажет: «Нет, к сожалению», а нечестный будет говорить что-то невнятное по этому поводу.

Другими словами, осуждение смоковницы — это осуждение лицемерия, и неслучайно мы слышим это повествование в самом начале Страстной седмицы, с тем чтобы не было в наших с вами мыслях и поступках даже тени лицемерия. С чистой совестью, исторгая любые остатки греховных мыслей, мы должны идти навстречу воспоминаниям о страданиях Спасителя, Его крестной смерти и Его Воскресении. Потому и напоминает нам Церковь о том, как Господь наказал неплодную смоковницу, явившуюся неким символом человеческого лицемерия.

Каждый день, особенно во время Страстной седмицы, сопровождается очень глубокими, исполненными огромного духовного смысла чтениями, молитвословиями, но как важно, чтобы мы с вами не просто стояли в храме, думая о чем-то своем, далеком от молитвы и духовной жизни! Давайте постараемся вслушиваться в слова, которые произносятся, особенно в евангельские тексты, с тем чтобы действительно, насколько возможно для нас, людей слабых и ограниченных, приобщиться к Божественной мудрости, которая не только обогащает наш разум, но и реально спасает наши души.

Каждый день Страстной седмицы наполнен очень большим духовным содержанием. И дай Бог нам, приобщаясь к этим Божественным смыслам и затем проецируя их на свою собственную жизнь, осознать, насколько же мы отходим от тех духовных идеалов, которые Господь нам предначертал. Осознавая свою отдаленность от Божественного предначертания, испросить еще и еще раз у Господа прощения за нашу слабость, за наше нерадение, за наше окамененное нечувствие, за нашу неспособность не только умом, но и сердцем, и душой, и всем своим существом принимать слово Божие и по мере сил претворять в своей жизни.

Всех вас поздравляю с Великим Понедельником и желаю всем нам в мире душевном, благочестии, чистоте, добрых мыслях и молитве провести предстоящие святые дни Страстной седмицы. Храни вас всех Господь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6017785.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3009
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Святейший Патриарх Кирилл: Россия стремится сохранить свою самобытность, свою веру, свою систему ценностей

9 апреля 2023 г. 20:36

9 апреля 2023 года, в праздник Входа Господня в Иерусалим, по окончании Божественной литургии в Храме Христа Спасителя г. Москвы состоялась трапеза, к участникам которой обратился Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Святейший Владыка, в частности, сказал:

  • «Наступает момент истины и, наверное, уже наступил, потому что все стало на свои места — маски сорваны, ложная дипломатия эпохи разрядки ушла. Потому что ставилась задача взять нас голыми руками, без всякой войны, одурачить нас, втянуть в свой мир, привить нам свои ценности. Но народ наш и руководство наше поняли, что эти ценности противоречат нашим, ведь Святая Русь, слава Богу, хранит христианские ценности, которые и были включены в систему национальных ценностей.
  • Когда же стало ясно, что ничего общего уже нет, все это и привело к военному противостоянию. И мы должны помнить, что и нынешняя наша брань не против крови и плоти, но против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных (см. Еф. 6:12). Говорю об этом смело, с полной уверенностью в том, что Россия — на стороне света. И это можно с легкостью доказать, потому что Россия не стремится стать богаче, не стремится захватить другие страны, не стремится кого-то себе подчинить. Россия просто стремится сохранить свою самобытность, свою веру, свою систему ценностей. А разве не за это сражался святой благоверный князь Александр Невский? Разве не за это сражались наши великие предшественники на Куликовом поле?
  • Не в первый раз Россия вступила в такое противостояние, и очень важно, что нами не движет ни стремление к власти, тем более мировой власти, ни стремление к легкой добыче. Мы не связываем с этим противостоянием ничего материального, и в этом — свидетельство правоты нашей позиции. Мы отстаиваем свою веру, свою нравственную систему ценностей. Мы не хотим, чтобы были родители номер 1 и номер 2. Мы не хотим, чтобы было утрачено различие между полами. Мы не хотим, чтобы разврат стал нормой жизни. Россия нашла в себе силы противостоять злу, а значит, наши святые предшественники не оставляют землю Русскую своими молитвами. А иначе объяснить невозможно, как современное поколение политиков, рожденных в советское и даже постсоветское время, выступило на защиту исконной Руси православной — конечно, по милости Божией. И Господь не оставляет нашу землю, и дай Бог, чтобы вера православная сохранялась в нашем народе.
  • А чтобы было так, особым, поистине жертвенным должно быть служение нашей Церкви. И это не просто риторика — это выстраданные слова. Потому что только через жертвенное служение мы всё выдержим и победим. И сегодня мое особое слово — к нашему священству. Наступили новые времена, когда на Церковь ложится огромная ответственность за судьбу страны. Наше поколение помнит, как наши отцы выдержали выпавшие на их долю испытания и не сломились, — благодаря этому мы и веру нашу, и Церковь нашу сохранили. А что нас ждет впереди? Никто не знает — все в руках Божиих. Но среди нас не должно быть тех, кто готов отказаться от жертвенного служения ради личного благополучия. Сегодня мы должны мобилизовать все наши силы не для показухи, но потому что от наших трудов и молитв зависит будущее нашей страны. И это опять-таки не громкие слова, потому что Церковь есть закваска и соль всего общества, всего народа. А если соль потеряет свою силу, кто же другой даст эту силу?
  • Еще раз скажу: наша брань не против крови и плоти, но против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. А духи эти не отступают, не сдаются — они борются. Поэтому мы должны, каждый на своем месте, служить беззаветно, проповедовать слово Божие с дерзновением, воспитывать нашу молодежь и весь наш народ, не бояться идти в светские коллективы, которые еще никак не связаны с Церковью, но которые так нуждаются в слове Божием. Это касается и наших Вооруженных сил, всего силового блока, который сегодня более, чем многие другие сегменты нашего общества, открывается навстречу Церкви.
  • В нынешнее трудное время нам с вами предстоит многое совершить, для того чтобы помочь Отечеству сохранить свою независимость, подлинную независимость, для того чтобы народ наш укрепить в вере православной и самим через подвиг искреннего, преданного служения Господу обновить свое призвание. И да поможет всем нам Господь именно так, а не иначе служить Господу и Спасителю нашему, Церкви нашей и Отечеству нашему».

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6017763.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3009
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Великую Среду после Литургии в Храме Христа Спасителя

12 апреля 2023 г. 15:50

12 апреля 2023 года, в среду Страстной седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил последнюю в этом году Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы. По окончании богослужения Святейший Владыка обратился к верующим с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В Великую Среду мы вспоминаем трагическое событие — предательство Иуды. Но решению Иуды предать Христа предшествовало удивительное жертвенное Ему приношение от простой женщины, которая возлила на главу Спасителя драгоценнейшее миро, и, как сказал Сам Господь, приготовила Его к погребению (см. Мф. 26:6-16).

Чтобы представить себе, о чем идет речь, нужно в первую очередь осознать, что миро — это действительно огромная ценность. Именно миром помазывались на царство цари. Миро было символом Божественного присутствия в жизни людей. Миро было веществом, через которое благословение Божие простиралось на человека. Наверное, из всех предметов, которые были доступны тогдашним людям, не было ничего более священного, а значит, и более дорогого, чем святое миро.

И вот женщина, приобретя драгоценнейшее миро, возлила его на главу Господа и Спасителя, и было смущение среди апостолов — все же понимали, что происходит нечто необычное. А Иуда, который был сребролюбцем, даже дерзнул сказать: «Зачем такая трата?» Потом, видимо, опомнился и решил смягчить свое дерзкое слово: мол, можно же было миро продать и на вырученные деньги совершить дела милосердия, раздать эти деньги нищим. Но евангелист говорит: совсем не о нищих думал Иуда, потому что он был вор, а для вора было безумием то, что совершила эта женщина (см. Ин. 12:4-6).

Сегодняшнее евангельское чтение — о безграничном милосердии и безграничной доброте, той самой, которая может быть не понята окружающими людьми и может вызвать не только зависть, но и критику. Действительно, ведь и в наше время бывает так, что люди, особенно нецерковные, которые тратят очень мало средств на добрые дела, с недоумением говорят о каком-нибудь состоятельном человеке, который построил храм, или монастырь, или еще что-то сделал: «Ну, зачем это? Что, у верующих храмов нет? Есть же храмы! Взял бы эти деньги и использовал, если хочет, на доброе дело…»

Осуждение тех, кто совершает добро, превышающее всякое разумение осуждающего, имеет место и в нашей жизни. Может, не так радикально, как в евангельском повествовании, но разве и мы не осуждаем иногда наших родных, близких, соседей, знакомых за расходование их собственных средств — с нашей точки зрения неправильное?

Сегодняшнее евангельское чтение осуждает всякого, кто осуждает дела милосердия. И потому для нас, верующих людей, женщина, которая отдала свое имение, чтобы помазать Спасителя, приуготовляя Его к погребению, являет пример милосердия. От нас никто не требует, чтобы мы, как она, отдали все свое имение ради милосердного деяния. От нас не требуется таких огромных жертв. Но от нас всенепременно требуется совершать дела милосердия, и особенно Церковь призывает нас к этому в течение Великого поста.

Великий пост прошел, и сейчас каждый может спросить себя: «Да, я посещал храм, даже причащался Святых Христовых Таин, но какие дела милосердия я совершил?» И если найдется что ответить себе самому: «вроде как совершил», то ведь и такой ответ послужит утешением и, самое главное, даст надежду на милость Божию, которая в ответ на наше незначительное доброе деяние может даровать нам прощение грехов. Поэтому мы должны очень крепко связать в своем сознании милосердие и прощение грехов.

Конечно, хорошо, если мы ходим в храм и каемся в грехах, ведь для некоторых и это — неподъемное дело. Но если мы, помимо покаяния, совершаем еще и дела милосердия, то, несомненно, получаем в ответ и прощение грехов, и встречную милость от Господа. И давайте запомним сегодняшнее евангельское чтение и слова, которые вы сейчас услышали: прощение наших грехов есть результат нашего покаяния и милосердия. Невозможно каяться и не совершать добрые дела! Невозможно ходить в храм и не совершать добрые дела! Невозможно! Потому что одно перечеркивает другое — наша с вами молитва и посещение храма перечеркиваются окамененным нечувствием, неспособностью и неготовностью к совершению добрых дел.

Наученные пронзительным евангельским событием, которое стало вызовом даже для тех, кто окружал Спасителя, и, несомненно, при глубоком размышлении может явиться духовным вызовом и для нас, мы должны ответить осознанием необходимости совершать добрые дела ради нашего спасения. И это касается всех — архиереев, священников, диаконов, верующих. Все должны совершать добрые дела! А ведь иногда бывает так, что с амвона говорим о необходимости добрых дел, а сами не спешим их творить, ссылаясь на занятость, на невозможность обращать на все внимание. На все что угодно можно не обращать внимание, кроме как на совершение добрых дел, потому что без добрых дел вера мертва есть (см. Иак. 2:26).

Всему этому мы научены сегодняшним евангельским чтением, и да поможет нам Господь — может быть, даже сегодня — взять на себя обязательство в меру сил своих совершать добрые дела, чтобы вера была споспешествуема делами, и верой, споспешествуемой делами, мы спасемся.

Всех вас, мои дорогие, еще раз сердечно приветствую и поздравляю с окончанием Святой Четыредесятницы и желаю каждому из нас в мире душевном, в спокойствии, в радости встретить грядущие дни Страстной седмицы и Светлое Христово Воскресение. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6018125.html