Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?
rss

Автор Тема: Слова Патриарха Кирилла  (Прочитано 833810 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн AV

  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 2995
  • Репутация: +963/-0
  • Пол: Мужской
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #355 : 15 Июня, 2017, 23:27:15 »
Сегодня по милости Божией происходит возрождение веры. Все больше и больше людей понимают, что жить нужно по Божиему закону, а иначе наступает круговерть, которая сбивает с пути, и уже не видно дороги, все смешивается, превращаясь в некое заполненное чужой волей пространство. Но любовь к Богу возвышает человека над всем, делает его очень сильным, вооружает правильной философией жизни, с которой он никогда не расстается. Любовь к Богу, исполнение Божиих заповедей делает нас жизнеспособными, в том числе способными сопротивляться злу, под какой бы личиной это зло нам ни являлось. Жизнь по Божьему закону есть единственная жизнь с большой буквы, а все остальное ― лишь существование.
Когда я общаюсь с людьми в обыденной жизни, то в разговорах иногда затрагивается и такое понятие, как вера в Бога. Это происходит как-то само собой, просто по факту того, что в разговоре я занимаю позицию ребенка и задаю одно за другим "почему" и "зачем". В конечном итоге  всегда приходим к такому понятию, как Бог и отношение к Богу. Конечно, если этого хочет сам собеседник, иначе разговора просто не получается. Но когда подходим к понятию Бога, то зачастую собеседник становится похожим на рыбу, выброшенную на берег. Или на студента, который наоборот, "плавает" на экзамене. :)


К чему я это пишу? А потому, что казалось бы простой вопрос "веришь ли ты в Бога", становится для человека таким сложным. Почему он такой сложный? Из тех, с кем приходится общаться, никто не может дать хоть какой-то вразумительный ответ. Какие-то общие фразы, или вообще попытки перевести разговор на другую тему.


Это говорит о том, что человек живет чем-то другим, далеким от Бога. А если Бог во всем, то в чем живет человек? И не просто какой-то один Вася Пупкин, а это тенденция во всем обществе. И во что он верит? Много знаков вопроса можно поставить. Потому и вера в Бога для человека так трудно объяснима. Поэтому от себя скажу так. Верить в Бога, значит жить с сознанием того, что без Бога вообще жизни нет. Сама жизнь и есть стремление к Богу. Бог сознательно разделил себя на множество частичек, дал им самостоятельность и заложил программу возвращения в самого себя. А каждый реализует эту программу самостоятельно.


 Что же мы видим в нашей жизни воочию? Вот, сегодня прошла очередная прямая линия с В.В. Путиным. Народ задавал вопросы, делился своим наболевшим, взывал о помощи. В президенте страны народ видит гаранта защиты их прав от произвола таких же, как и они сами. Ведь все вместе мы и представляем общество. Проблемы на местах только высвечивают проблемы всеобщие. Для людей президент является человеком авторитетным и уважаемым, который может вникнуть в их проблемы и помочь их решить. Поступило свыше миллиона таких сигналов от граждан, но озвучили только малый процент, даже доли процента. А ведь такие прямые линии проходят не часто, всего раз в год.
 
И что же высвечивает такая прямая линия? На мой взгляд только то, что реально в обществе процветает безнравственность. Ведь каждый ищет решение проблемы не в себе самом, а где-то вне себя. Ищут виноватых и "вешают на них всех собак". А если это не удается сделать, то жалуются самому президенту. Президентом как-то хитро заменили Господа Бога, а президент всего навсего такой же человек. Сегодня он президент, завтра уже кто-то другой. А ведь президент не указывает людям смотреть внутрь себя и там искать все свои проблемы. Президент вообще всегда нам говорит, что страна у нас светская. Была "советская", стала "светская". Одну букву убрали, а суть не изменилась.


Законы в обществе светские, а должны быть божьи, иначе общество идет не к Богу, а в противоположную сторону. Следовательно в таком обществе и ценности соответственные и пути достижения этих ценностей тоже. А если о вере и заходит речь, то все на уровне формальности какой-то. Нет, так дело не пойдет. Все же наш народ особенный в глазах Бога, и Богом особо отмеченный. Таких качеств души нет ни у одного народа в мире. Так что же мы, зря прошли такой долгий и трудный путь постижения Бога? Тем более, что сейчас уже настал ключевой момент, когда сюда снизошли все главные Силы и сам Мессия во главе.
 
Так что же мы не можем создать альтернативу этому бездуховному миру с его безнравственными порядками. Тогда какой же мы с вами великий народ, Богом поцелованный? Лично я отказываюсь в это верить. Я верю в Бога, потому что Бог и есть вся наша история и сама наша жизнь. Верить в Бога, значит верить в свое высшее начало и брать на себя всю полноту ответственности и за свою личную жизнь и за жизнь всей планеты в целом.



Получается, я сегодня тоже поговорил о наболевшем. Только озвучил я это не через СМИ, а сам перед собой (хоть и в вашем присутствии). :)
Андрей.

Оффлайн Александр Н-Р.

  • Administrator
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 6628
  • Репутация: +4610/-0
  • Пол: Мужской
    • Аура Руса - Святая Русь
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #356 : 17 Июня, 2017, 19:58:31 »
Вступительное слово Святейшего Патриарха Кирилла на конференции «100-летие начала эпохи гонений на Русскую Православную Церковь»

16 июня 2017 г. 17:57
16 июня 2017 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял участие в церковно-научной конференции «100-летие начала эпохи гонений на Русскую Православную Церковь», состоявшейся в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве. Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся со словом.


Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие братья и сестры!
Сердечно приветствую всех вас, собравшихся ныне для участия в конференции, посвященной 100-летию начала гонений на нашу Церковь.
Понятно, почему в текущем году особое внимание мы уделяем тщательному рассмотрению и осмыслению этой темы. Задумываясь над прошедшим и над всем тем, что произошло с нашей страной, с Церковью в веке ХХ, мы стремимся извлечь уроки истории и вместе с тем воздаем должное подвигу нашего народа, а наипаче же прославляем новомучеников и исповедников Церкви Русской. Свидетельством тому стали XXV Международные Рождественские чтения, памятные богослужения, многоразличные церковные, а также научно-культурные и просветительские мероприятия, проводимые в епархиях на территории всей нашей Церкви. Неким итогом этого юбилейного года станет Архиерейский Собор, который состоится здесь, в Москве, с 29 ноября по 2 декабря и будет приурочен к 100-летию Патриаршей интронизации святителя Московского Тихона. А сегодня в этом зале представители духовных школ, представители нашего церковно-научного сообщества поделятся своими академическими изысканиями, посвященными истории нашей Церкви в минувшем столетии.
Знаменательно, что данный научный церковный форум проходит в воссозданном Храме Христа Спасителя — как известно всем, разрушенном в 1931 году. Те, кто разрушал этот храм, сознавали, что они делают — они посягали на символ русского Православия. И тогдашний руководитель города Москвы, один из гонителей Церкви нашей, чье имя всем известно, произнес совершенно омерзительные слова, которые неприлично повторять в большой аудитории, но он в полной мере отобразил настроение тех, кто организовывал и осуществлял беспрецедентное гонение на Русскую Православную Церковь.
Взирая на события минувшего века с высоты исторического опыта, мы можем свидетельствовать, сколь тщетно на самом деле противостояние воле Божией, будь то уровень отдельной личности, или масштабы целого общества и государства, или, позвольте сказать, масштабы всего Божиего творения.
Мы будем рассуждать о том, почему и как в России произошла духовная катастрофа, фактически затронувшая весь мир, подвергнем анализу различные этапы исторического пути нашей Церкви и обратимся к подвигу новомучеников и исповедников XX века.
Минувшее столетие в России было исполнено стольких человеческих страданий, порожденных войнами, политическими и социально-экономическими экспериментами, что в общественном сознании еще не произошло в полной мере отчуждение от той исторической эпохи — она не стала еще прошлым, а поелику она еще не стала прошлым, то всегда оценки того, что не является прошлым, носят на себе отпечаток того, что происходит в сознании людей, пытающихся сделать эти оценки, но связанных непосредственно с той эпохой, о которой они хотят как бы говорить объективно. Чаще всего объективный анализ можно сделать тогда, когда наблюдающий за той или иной исторической эпохой отделен от нее уже многими поколениями.
События XX века продолжают волновать людские сердца, вызывая сильные переживания, а зачастую провоцируя и противостояние. То и дело звучат призывы дать окончательную оценку тому или иному факту, той или иной личности, причем ту оценку, на которой настаивают тот или иной человек или группа лиц, желающие иметь немедленно таковую оценку.
Вместе с тем, Спаситель сказал: «Я пришел не судить мир, но спасти мир» (Ин. 12:47). И дело Церкви следовать за своим Основателем. Мы призваны, в том числе, и к тому, чтобы помочь людям извлечь духовные уроки из прошлого, научиться противостоять злу и в преодолении испытаний обрести опору в вере.
Рассуждая о причинах известных революционных событий, мы, конечно, не можем игнорировать веками нараставшие социальные противоречия в Российской империи. Разрыв связей между общественной элитой, высшим сословием и простым народом; интеллектуальная атомизация, поощряемая в том числе и активным распространением разрушительных идей и концепций; понимание свободы как вседозволенности; кровавый шквал террора, провоцирующий рост панических настроений и нагнетание атмосферы страха в обществе, — всё это постепенно разрушало основы народного бытия, разрушало веру и традиции. На смену пришло злое по природе разделение, и подтвердились слова Господа: «Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит» (Мф. 12:25).
Трагические последствия начинавшейся революционной разрухи отчетливо видел священномученик Андроник, архиепископ Пермский, которому принадлежат такие слова: «Да не будет между нами разделений. Все, как один человек, в эту грозную пору устоим в ровности духа и далее со Христом единодушно, согласно и мирно да пребываем все в это трудное время, возложенное на нас как испытание. Пусть всякий знает: Отечество в опасности; оно потрясено в своих основах. Не предадимся печали, но исполним свой долг, принесем подвижничество в труде, к чему призывает нас Россия». Владыка произнес эти замечательные слова на проповеди 5 марта 1917 года во время совершения Божественной литургии.
Сегодня для успешного осуществления христианской миссии нам необходимо, по слову апостола Павла, стараться сохранять единство духа в союзе мира (Еф. 4:3). Вот один из важнейших уроков, который дает нам прошлое. Не было бы тех страшных разделений, не было бы и мученичества, не было бы национальной трагедии, не было бы разрушения основ исторического государства.
Это не исключает необходимости внимательного и беспристрастного исследования истории со всеми ее неприглядными страницами. Она, как известно, не знает сослагательного наклонения. Как это созвучно словам Спасителя: «Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен» (Ин. 5:30)! Действительно, что было, того не изменишь, ему следует лишь постараться дать беспристрастную оценку.
В XX веке наша Церковь была подвергнута тягчайшим испытаниям. То были сложности и во внутреннем устроении, и неслыханные гонения на ее верных чад. Однако, как сказал в 1920 году при наречении во епископа священномученик Иларион (Троицкий), «Церковь Божия стоит непоколебимо, лишь украшенная, яко багряницею и виссоном, кровью новых мучеников. Что мы знали из церковной истории, о чем читали у древних, то ныне видим своими глазами: Церковь побеждает, когда ей вредят». Еще предстояли многие десятилетия гонений, но наши новомученики и исповедники подвигом стояния за веру засвидетельствовали непреложность обетования Спасителя: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18). И в этом смысле прошлое нашей Церкви является священным и заслуживает благоговейного и трепетного отношения.
В незлобии и молитве за врагов восходили на свою голгофу многие наши подвижники минувшего столетия. Их жития — это драгоценный урок для людей любой эпохи, ибо они дают ключ к пониманию того, как земной путь человека, верного Спасителю, сопрягается с вечностью. Новомученики убедительно свидетельствуют нашим современникам, что не только в прошлом, но и сегодня Христос есть «Путь и Истина и Жизнь» (Ин. 14:6).
Молитвенное почитание новомучеников, глубокое изучение их житий и духовного наследия имеет огромное общественное значение, способствуя воспитанию подрастающего поколения в духе православной веры и традиций, помогая молодым людям воспринимать нравственные и патриотические ценности через личный опыт святых XX века.
Я бы хотел сказать о том, что сегодня, к сожалению, в молодежной среде мы наблюдаем рост негативного отношения к Церкви. Происходит это, конечно, не на ровном месте, происходит это под влиянием того сильного и враждебного по отношению к Церкви информационного потока, который распространяется через социальные сети. А для того чтобы возбудить негативные чувства, используется все то же, что использовалось в конце XIX — начале XX века, и тем более в революционные годы, — какие-то ошибки со стороны духовенства, оплошности, какие-то проявления недостойной жизни… В масштабах Церкви — это единичные случаи, но эти единичные случаи таким образом подсвечиваются, чтобы создать образ Церкви, погрязшей в богатстве, грехе, безразличной к повседневным трудностям людей. И вот что мы можем противопоставить? Это тот случай, когда всякое оправдание является контрпродуктивным. Мы должны противопоставить новой антицерковной, антирелигиозной пропаганде нашу историю, наших новомучеников и исповедников, рассказать современным людям, как подвергалась оплеванию, биению, заушению Церковь наша в преддверии революционных событий, какие мифы использовались для того, чтобы скомпрометировать Церковь, скомпрометировать государя-императора, царствующую династию и тем самым подорвать основы государственного строя. И ведь удалось! Иногда, как бы ставя себя на место тех поколений, думаешь: «Какая была наивность! Неужели люди не понимали, что ими играют, что организована прекрасная пропагандистская работа, что эта работа осуществляется за деньги, чаще всего иностранные? Ведь так это ясно и просто!» Но сегодня практически повторяется то, что было в прошлом. И возникает вопрос: «А сможем ли мы объяснить сегодня нашим современникам все то, что с ними происходит, всю опасность некритического восприятия тех злонамеренных мыслей, идей, трактовок событий, которые обрушились на молодое сознание, призванные сделать только одно — оторвать людей от Церкви, ослабить влияние Церкви на жизнь народа?»
Еще раз хочу вернуться к своей мысли. Удивительный пример мученичества — это то, что сегодня наша молодежь должна знать, и на этом фоне мы должны говорить о наших сегодняшних надеждах, о наших мечтаниях, о нашем пастырском уповании, о целях нашего церковного служения.
По промыслу Божию начало гонений совпало с началом работы Всероссийского Поместного Собора. Его определения, материалы заседаний, а также предсоборные подготовительные документы во многом сохраняют свою актуальность и по сей день, ибо затрагивают животрепещущие вопросы устроения церковной жизни. Думаю, что масштабная исследовательская работа, посвященная Собору 1917-1918 годов, которая ведется сегодня, представляет не только отвлеченный академический интерес. Именно в той духовной среде, из которой вышли мученики веры, и возникли идеи церковного возрождения, оказавшегося отложенным во времени, но, с поправкой на изменившиеся условия, осуществляющегося ныне.
Восстановление Патриаршества 100 лет назад, когда страна была охвачена смутой, стало важнейшим фактором, способствовавшим консолидации Церкви. Святитель Тихон, Патриарх Всероссийский, в годину гонений стал для православного народа символом верности Христу. Именно поэтому главный удар был направлен на Патриарха Тихона. И мы знаем, какой путь исповедничества прошел святитель Тихон: изоляция от окружавших его помощников, от близких людей, компрометация в прессе, изоляция от всего общества, запрет на совершение богослужений, спровоцированный в это время раскол тех, кто стремился обновить Церковь, улучшить Церковь. А разве сегодня не так действуют некоторые, в том числе и рясу носящие, которые выступают за необходимость обновления, улучшения, но на самом деле провоцируют семена разделения и раскола? Ничего нового, все повторяется. Мудр тот, кто умеет опыт исторический применять в своей собственной жизни. И дай Бог, чтобы трагедия, которая произошла с нашей Церковью, обогатила нас опытом, отталкиваясь от которого, мы бы сегодня могли консолидировано, соборно, мирно преодолевать те трудности, которые реально существуют и в жизни Церкви, и в жизни нашего народа, стараясь укреплять, как уже было сказано, «единство духа в союзе мира».
Церковной наукой сделано немало в области изучения наследия Святейших Патриархов минувшего века, возглавлявших нашу Церковь в период господства атеизма. Однако полагаю, что для глубокого и всестороннего исследования их служения, в том числе с использованием еще не введенных в научный оборот материалов, предстоит сделать еще очень много.
Неизменной особенностью служения Русской Православной Церкви в сложнейших условиях XX века был ее деятельный патриотизм. Эта позиция нашла свое отражение в послании Патриаршего местоблюстителя, Блаженнейшего Сергия, митрополита Московского и Коломенского, в связи с началом Великой Отечественной войны 22 июня 1941 года. В нем есть замечательные слова: «Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она и испытания несла, и утешалась его успехами. Не оставит она народа своего и теперь. Благословляет она небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг». Церковь, плененная внешними обстоятельствами, всегда была свободна в молитве и за гонимых, и за страждущих, и за защитников Родины, и за мир и благоденствие как соотечественников, так и народов всей земли.
Наблюдая за тем, как в последние годы при опоре на доступные источники широко развернулась исследовательская и издательская деятельность, связанная как с нашей Церковью в минувшем столетии в целом, так и с историей конкретных монастырей и храмов, а также отдельных архипастырей, священнослужителей и мирян, прежде всего новомучеников и исповедников, вполне правомерно поставить вопрос: «А может быть, мы уже приближаемся к тому времени, когда нам потребуется фундаментальный академический труд «История Русской Православной Церкви в XX веке»? Если это так, то дай Бог, чтобы наша сегодняшняя конференция могла внести свой вклад в творческое воплощение этой задачи.
Желаю успехов в работе и призываю на всех благословение Господа и Спасителя нашего.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Александр, защитник людей

Оффлайн AV

  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 2995
  • Репутация: +963/-0
  • Пол: Мужской
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #357 : 17 Июня, 2017, 21:54:09 »
Иногда, как бы ставя себя на место тех поколений, думаешь: «Какая была наивность! Неужели люди не понимали, что ими играют, что организована прекрасная пропагандистская работа, что эта работа осуществляется за деньги, чаще всего иностранные? Ведь так это ясно и просто!» Но сегодня практически повторяется то, что было в прошлом. И возникает вопрос: «А сможем ли мы объяснить сегодня нашим современникам все то, что с ними происходит, всю опасность некритического восприятия тех злонамеренных мыслей, идей, трактовок событий, которые обрушились на молодое сознание, призванные сделать только одно — оторвать людей от Церкви, ослабить влияние Церкви на жизнь народа?»


Чтобы полнее понять настоящее, нужно знать и учитывать то, что было в прошлом. Но не просто знать, а еще и правильно понимать. Ведь сознание человека всегда стремится давать оценку тому, что уже произошло, как свершившийся факт. А вот правильное понимание позволяет видеть суть происходящего, того, как оно есть на самом деле. Ведь, как известно, прошлого не существует. Есть только настоящее, в котором сконцентрировано и прошлое и будущее. Ведь настоящее есть та субстанция, когда мы можем что-то действенно изменить, или повлиять на ход дальнейших событий. Прошлое, свершившееся, только подтверждает происходящее, помогает полнее подтвердить наше понимание. Но в прошлом мы ничего уже изменить не сможем, как бы ни хотели этого.


Если мы живем на земле циклически, т.е. перерождаясь раз за разом, то и история происходит также циклически. Ведь историю творят люди, а если они приходят на землю прорабатывать свои, недоработанные в прошлом уроки, то и исторические этапы тоже будут вытекать одни из других. И то, какую позицию мы занимали в прошлых жизнях, также будем себя проявлять и ныне. Будут какие-то вариации, изменения (если провели должным образом работу над ошибками), но основные черты характера будут неизменными.
Поэтому то, что история повторяется, сомнения и удивления нет. Важно, чтобы правильно осознавать то, как действовать в настоящем.


Только на этот раз у нас есть прекрасная возможность кардинально решить все накопившиеся проблемы. Ведь Мессия вместе с нами тоже проделывал свою работу над своим творением. И тоже решал важные задачи для того, чтобы в итоговый момент подвести все начатые процессы к общему кульминационному моменту. Для того, чтобы перешагнуть нынешний этап цивилизационного развития и заложить основу нового творения.
 
А для нас самым ценным является то, что мы можем в этот период также подвести итог своим внутренним процессам и стать кандидатами в этот новый мир. Но, есть одно маленькое "но". Сделать это мы можем только признав Мессию, значит выделив в собственной душе ту ее часть, которая Мессии и принадлежит. Поэтому дать подлинное объяснение нынешним процессам и возглавить этот процесс может только один Мессия. Помогая Ему в этом процессе, мы помогаем себе и Богу, который у нас внутри.
Андрей.

Оффлайн Александр Н-Р.

  • Administrator
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 6628
  • Репутация: +4610/-0
  • Пол: Мужской
    • Аура Руса - Святая Русь
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #358 : 21 Июня, 2017, 21:29:57 »
Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю 2-ю по Пятидесятнице после Литургии в Храме Христа Спасителя в Москве

18 июня 2017 г. 21:49
18 июня 2017 года, в Неделю 2-ю по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Русской просиявших, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня Церковь наша прославляет всех святых, в земле Русской просиявших, но наипаче мы прославляем всех новомучеников и исповедников Церкви нашей, памятуя о событиях 100-летней давности.

В сонме русских святых были люди разного социального положения, разных умственных способностей, разной степени материального благополучия. Это были и цари, и князья, и вельможи, и полководцы, и простые люди; монахи, священнослужители, епископы, и даже изгои тогдашнего общества — юродивые. Что же соединяет этих столь разных людей — царя и юродивого, патриарха и послушника в монастыре, человека просвещенного, знатного и простолюдина? Соединяет одно — все святые имели чистое сердце, потому что только чистые сердцем Бога узрят (Мф. 5:8), как сказал Сам Господь. Ведь какой же это святой, если он с Богом в жизни не соприкоснулся, если не увидел Бога в своей душе, в своей жизни, в окружающем мире, в истории своего народа?

В связи с этим люди нередко спрашивают, в том числе священнослужителей: «А что такое сердце?» В самом деле, речь ведь идет не об органе человеческого тела, перекачивающем кровь по сосудам, — это лишь символ того, что есть сердце в библейском, евангельском смысле слова. Но между сердцем физическим и сердцем, о котором говорит слово Божие, есть тесная связь. Если останавливается сердце физическое, то организм умирает, а если останавливается сердце духовное, то человек погибает для жизни и в этом мире, и в вечности.

Нередко под сердцем в духовном смысле понимают совокупность человеческих чувств, и это правильно. Чувства, которыми Господь нас наделил, многое отображают: любовь и ненависть, милосердие и жестокость, правду и ложь, — этот перечень противоположностей можно продолжать. Но если в понимании того, что есть сердце в библейском смысле слова, мы ограничимся областью человеческих чувств и эмоций, то впадем в опасную ошибку.

Что же собой представляет таинственное сердце, которым человек может узреть Бога? Об этом учит преподобный Макарий Великий, египетский подвижник IV века, создатель знаменитого монастыря в Нитрийской пустыни. Кстати, сегодня вместе с нами молились настоятели египетских монастырей, прибывшие в паломничество на русскую землю, — один из них является настоятелем той самой обители святого Макария Великого. Так вот, Макарий Великий сказал, может быть, ключевые слова, помогающие нам понять, что такое сердце в библейском смысле этого слова. Он сказал, что нужно положить многие труды и бдение, чтобы чистыми стали наша совесть и наше сердце.

Преподобный Макарий связывает понятие сердца с той областью человеческих чувств, которая именуется совестью, то есть нравственной природой человека, — той самой природой, Богом зданной, о которой мы сегодня слышали удивительные слова из Послания апостола Павла к Римлянам (Рим. 2:10-16). Апостол говорит, что язычники, не знающие закона, Божественных заповедей, естеством, то есть по природе своей, законное творят. Как же так? Не зная закона, не зная заповедей, не зная того, что хорошо и что плохо, идолопоклонники могли по природе творить доброе? Апостол разъясняет: «Они обличаемы своей совестью и своими мыслями, то обвиняющими, то оправдывающими одна другую». Другими словами, нравственная природа человека не зависит ни от чего, в том числе религиозности: можно быть верующим или неверующим, христианином или язычником, а нравственное чувство, нравственная природа присутствует и опознается человеком в голосе совести.

Так вот, все святые были чистые сердцем — тем самым духовным сердцем. Они имели чистую нравственную природу, нравственное естество. И не потому что творили одни только добрые дела, но потому что боролись с тем, что разрушает нравственную природу, боролись с грехом и сделались чистые сердцем и, по слову преподобного Макария Великого, также и совестью.
А теперь нам следует перенестись из далеких времен — евангельских, святоотеческих — в нашу реальность. Очень часто, слыша слова Евангелия «чистые сердцем Бога узрят», мы до конца не понимаем, о чем идет речь. Мы не понимаем, что человек, разрушающий свою нравственную природу, поступающий против Богом зданной реальности, вложенной Творцом в его существо, выступает не против некоего писанного закона, но против Бога и против самого себя. Потому что другой природы Бог человеку не дал — Он дал ему только одну природу, с врожденным нравственным чувством, с совестью, с тем, что мы называем «сердцем». И когда мы грехом разрушаем эту природу, мы разрушаем самих себя, а если говорить глобально, разрушаем человеческую цивилизацию, подрываем жизненные силы человечества, обрекаем его на гибель.


Как известно, те, кто совершает военные преступления, не прощаются даже по истечении многих лет. Они не прощаются никогда, потому что нанесли человечеству непоправимый ущерб. Но насколько страшнее может быть скрытый, но реальный ущерб, который подрывает жизненные силы человеческого рода, который разрушает личность, а значит, и общество, который загоняет человеческую историю в тупик, ставит на краю пропасти, куда уже нельзя не сорваться! Разрушение человеческого сердца означает смерть. И разрушение сердца, о котором говорил Господь, нравственной природы человека — тоже смерть, смерть духовная, которая влечет за собой смерть физическую.


Святые угодники Церкви нашей, особенно новомученики и исповедники века XX, утверждали непререкаемость Божественной закономерности: разрушается человеческое сердце — наступает духовная смерть. Для того чтобы утверждать эту истину, им нужно было многое совершать в своей жизни. Преподобный Макарий говорит о бдениях и подвигах, и многие из них и бдения, и подвиги совершали денно и нощно. У кого-то в силу положения такой возможности не было, но они напрягали свои силы, может быть, не меньше, чем монах, совершающий бдение и молитвенный подвиг. Они сохранили в чистоте свои сердца, они стали светочами, путеводными звездами на нашем историческом пути.

Кто-то сегодня говорит, что греха в принципе не существует, а есть лишь свобода проявления человеком его желаний и ничто, кроме закона, не может ее ограничить.Таким людям мы отвечаем: «Если вы отрицаете присутствие греха, то вы точно идете в погибель. А если ваши голоса громко слышны, если вы можете проповедовать эти смертоносные идеи через так называемое современное искусство, через свободу выражения в Интернете, то вы ничем не лучше тех, кто подталкивает людей к физическому самоубийству, потому что разрушение сердца, разрушение нравственной природы человека есть духовная смерть». И мы сегодня особенно молимся нашим святым, в земле Русской просиявшим, нашим новомученикам и исповедникам, чтобы они молитвами своими пред Господом восполнили наши слабые молитвы, чтобы силой Божественной Господь вразумил народ наш, особенно молодежь, которая попадает в эти страшные расставленные капканы, могущие не только руки и ноги переломать, но и саму жизнь уничтожить. Мы молимся нашим святым, чтобы Господь по их молитвам приклонил милость Свою к роду человеческому и дал людям возможность иметь жизнь и, как сказано в Его слове, жизнь с избытком (Ин. 10:10). Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
« Последнее редактирование: 21 Июня, 2017, 21:31:46 »
Александр, защитник людей

Оффлайн Александр Н-Р.

  • Administrator
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 6628
  • Репутация: +4610/-0
  • Пол: Мужской
    • Аура Руса - Святая Русь
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #359 : 03 Июля, 2017, 19:32:23 »
Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю 4-ю по Пятидесятнице после Литургии в храме преподобной Евфросинии Московской в Котловке г. Москвы

2 июля 2017 г. 23:46
2 июля 2017 года, в Неделю 4-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма преподобной Евфросинии, великой княгини Московской, Патриаршего подворья в Котловке г. Москвы и Божественную литургию в новоосвященном храме. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Четвертое воскресенье после Пятидесятницы посвящается замечательному Евангельскому повествованию о том, как Господь исцелил слугу сотника — римского офицера, который, конечно, был язычником (Мф. 8:5-13). По всей вероятности, сотник пожалел своего слугу и обратился к Спасителю с просьбой об исцелении. Господь был готов пойти в дом сотника, но язычник неожиданным образом проявил удивительную силу веры в Господа и Спасителя, зная, что Он способен исцелить его слугу. Сотник сказал: «Не надо идти, — скажи только слово. Ведь и я имею в своем подчинении людей и говорю воину "иди", — и идет. Слуге своему говорю "делай", — и делает». Пораженный верой язычника, Господь говорит: «И в Израиле, — то есть среди людей, верующих в Единого Бога, — не нашел Я такой веры». А затем произносит слова, имеющие значение не только для той эпохи, не только для того народа, но и для всех эпох, для всех народов. Он говорит, что в Царствии Небесном с Авраамом, Исааком и Иаковом возлягут те, кто придет от востока и от запада; а сыны Царствия, то есть те, кто был избран Богом для истинного Богопочитания, будут извергнуты во внешнюю мглу, где будет плач и скрежет зубов.

Конечно, в прямом смысле эти слова относились к фарисеям, законникам, которые потеряли искреннюю веру в Единого Бога, которые эту веру похоронили под множеством разного рода предписаний мелочного, бытового характера. Вот для того чтобы обнажить это глубочайшее заблуждение, Господь и говорит, что придут другие люди, с востока и запада, и возлягут вместе с Авраамом, Исааком и Иаковом. А что же это за люди? Это, по мысли Спасителя, те, кто не потеряет подлинной веры в Бога, кто никогда не подменит ее мелочными предписаниями, внешним выражением своей религиозности, кто сохранит в сердце веру — горячую, сильную веру.
Возникает вопрос: а в чем должна проявляться эта вера, которая нас, людей от востока и запада, приведет в невечернее Царство Божественной славы, где Авраам, Исаак и Иаков пребывают с праведниками? В сегодняшнем апостольском чтении из Послания к Римлянам (Рим. 6:18-23) апостол Павел учит нас, что существует две свободы — свобода от греха и свобода от праведности. Свобода от греха — это способность человека вне зависимости от влияния окружающей среды, от навязываемых ему стереотипов мышления и образа действий сохранять силу противопоставлять себя греху. Это действительно величайшая свобода, потому что грех привлекателен и если кто отдается греху, то перестает быть свободным.


Ну, а что же такое свобода от праведности? А это та самая свобода, которую очень легко обрести. К этой свободе человека как бы подталкивает его инстинктивное начало: делай, что тебе хочется, никаких табу не существует, живи так, как хочешь, всякие ограничения условны, не слушай никого, раскрепощай свои инстинкты, живи свободно. Разве не этому сегодня учат такими или иными, как бы более интеллигентными, но несущими тот же смысл словами? И мы видим, что в мире происходит: даже законодательство потворствует свободе от праведности и все реже внешние обстоятельства способствуют тому, чтобы человек сохранял свободу от греха.

В завершение этой части своего повествования апостол Павел, обращаясь к римлянам, говорит, что в результате греха, в результате жизни, свободной от праведности, наступает смерть, а в результате жизни, свободной от греха, — жизнь вечная. Это не человеческие слова, — это Бог через апостола Павла говорит всему миру. Он не говорит с силой человеческой, — Он обращается к нам в Своей Божественной мудрости и каждый из нас волен принять эти слова серьезно или отмахнуться от них, стать свободным от греха или свободным от праведности. А результат будет именно тот, о котором говорит нам Бог: свобода от греха ― жизнь вечная, а свобода от праведности ― смерть.

Очень многие в течение жизни опытно познают силу этих слов. Чаще всего это происходит уже с возрастом, когда накапливается большой жизненный опыт, когда человек многое пережил, испытал, выстрадал, на собственном опыте понял, как велико и страшно в своей правде Божественное слово, как бессмысленно ему перечить в мыслях, словах и тем более поступках. Но люди, только начинающие жизнь, особенно те, у кого все складывается относительно благополучно, кто еще не соприкоснулся ни со скорбью, ни с болезнью, ни со страданием, часто не понимают смысл этих слов, особенно находясь под воздействием той информации, что сегодня обрушивается на человека. И задача Церкви ― обратиться и к тем, кто молод, и к тем, кто находится в зрелом возрасте, и к тем, кто подходит к закату жизни, и сказать, что Божественные слова непререкаемы и всегда исполняются.

И да поможет нам Господь уразуметь, что не только по внешним проявлениям своей религиозности мы должны уповать на милость Божию, ибо через них мы не возляжем с Авраамом, Исааком, Иаковом в Царствии Небесном, но что путь в Божественное Царство открывается перед каждым человеком тогда, когда он живет по Божией правде, когда он живет по Божественному закону и противится греху.
В разные эпохи люди жили именно так. Вот и сегодня, освящая храм святой благоверной преподобной княгини Евфросинии, в миру Евдокии, жены князя Дмитрия Донского, победившего монголо-татар на Куликовом поле, мы вспоминаем жизнь этой святой женщины, перед которой ведь тоже было много соблазнов. Она была на вершине власти, но она не наслаждалась этой властью, она жила по закону Божиему, она творила дела милосердия, она разделяла с мужем его жизнь, будучи верной супругой и доброй матерью. Замечательной правительнице земли нашей, замечательной русской женщине, принявшей монашеский постриг и ставшей святой, посвящен этот святой храм, ставший памятником и для ее мужа, благоверного князя Дмитрия Донского и для нее самой. Их молитвами да хранит Господь землю Русскую. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
« Последнее редактирование: 03 Июля, 2017, 19:35:19 »
Александр, защитник людей