Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?
rss

Автор Тема: Слова Патриарха Кирилла  (Прочитано 530889 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3008
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #495 : 30 Августа, 2018, 20:42:16 »
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме Новомучеников и исповедников Российских в Строгине г. Москвы.
14 августа 2018 года, в праздник происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме Новомучеников и исповедников Российских в Строгине г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый отец Георгий, настоятель сего святого храма! Дорогие отцы, братья и сестры!
С особым чувством я совершил освящение этого святого храма. Вспоминаю, как я впервые побывал здесь, объезжая стройки по «Программе-200». Храм уже был построен, однако даже войти в него было трудно. Вход был занавешен, но отец Георгий завел меня и показал храм, который произвел на меня очень сильное впечатление. Я подумал, что именно такой храм должен прославлять память новомучеников и исповедников Церкви Русской, пострадавших в XX веке. А когда пришло время и я узнал, что храм полностью готов к освящению, при первой же возможности я прибыл к вам. «При первой возможности» не значит «немедленно», поскольку повестка Патриарха такова, что даже при самом добром расположении не всегда можно быстро сделать то, чего ты всем сердцем желаешь. Но Господь по-своему управляет наши пути, и, наверное, неслучайно, что освящение состоялось именно сегодня, в день изнесения Честных Древ Животворящего Креста — лучше так называть этот день, потому что название «Происхождение Честных Древ» часто вводит людей в заблуждение. В действительности речь идет не о происхождении, а об изнесении креста.
Был такой замечательный обычай в Константинополе, приуроченный к 1 августа, к началу очень тяжелого месяца, который обычно сопровождался распространением эпидемий. Жара, нечистоты в Босфоре, люди заболевали многими инфекционными заболеваниями и умирали… Тогда не было антибиотиков, справиться с этим было невозможно, поэтому каждый август уносил большое количество жизней в Константинополе. Вот почему 1 августа по повелению императора из его ризницы износилось Честное Древо Животворящего Креста Господня — часть подлинного Креста, на котором был распят Христос Спаситель. Крест износился за пределы дворца, и торжественным ходом проносился по всем улицам Константинополя, — вот такой замечательный день, такое замечательное событие.
Сегодня мы чествуем также Всемилостивого Спаса и Пресвятую Богородицу, потому что в этот же день в XII веке одновременно произошли два замечательных события. Андрей Боголюбский, преклонив главу перед иконой Божией Матери и горячо Ей помолившись, разбил превосходящие силы противника. То были волжские булгары, и князь, понимая, что собственными силами, силой своей дружины он не мог нанести такое поражение врагу, воспринял это как милость Божию, явленную через образ Царицы Небесной. В этот же день происходит другая битва — император Мануил дал сражение сарацинам, которые угрожали захватить Константинополь, уничтожить Православие. Это была историческая битва. Мануил совершил то же, что и Андрей Боголюбский, — молился пред образом Пресвятой Богородицы о ниспослании победы, и победа была дарована.
Вот какой замечательный день — 1 августа по старому стилю, когда мы вспоминаем изнесение из императорских покоев в Константинополе Честных Древ Животворящего Креста, которое совершалось, чтобы по молитвам жителей Константинополя, по благодати, исходящей от Креста, люди были предохранены от тяжких инфекционных заболеваний.
Многое изменилось с тех пор, но воспоминание изнесения Честных Древ Животворящего Креста всегда сопровождается 1 августа (14 по новому стилю) особым литургическим празднованием. Сюда же вплетается и наша народная традиция — к этому времени уже гонят первый мед, и благочестивые крестьяне всегда именно к этому дню приносили в храм мед, чтобы его освятить. Этот день назвали Первым Спасом, потому что Крест выносили; а народ усвоил празднику свое наименование — Медовый Спас, что и вошло в наши историю, культуру, фольклор. Я радовался тому, что имел сегодня возможность освятить здесь, перед алтарем Божиим, начатки меда, замечательного продукта, который действительно, как мы слышали из слов молитвы, имеет силу исцелять людей.
Сегодняшний день, исполненный столь глубокого смысла, должен всем нам помочь понять, как Господь действует в истории, действует в жизни каждого человека. Он не являет себя в громе и молнии, но в ответ на молитву совершает великие чудеса. Он помогает одерживать потрясающие военные победы, как то было на Руси и в Константинополе в этот день, но, что самое главное, Господь милостью Своею помогает каждому из нас одержать самую главную победу — победу над самим собой. Если эта победа одерживается, если мы свою волю приклоняем перед волей Божией, если Божий закон становится законом нашей жизни, то мы побеждаем не просто потому, что оказались сильнее, чем грех и диавол, но побеждаем по существу, потому что эта победа дарует нам иное миробытие. Победа над грехом вводит нас в иной мир, она дает нам силы побеждать не только наши личные грехи, но и бороться и с неправдой в человеческих отношениях, укреплять мир между людьми, укреплять веру в самих себя и в тех, с кем мы общаемся.
«Сия есть победа, победившая мир, вера ваша», — говорит апостол (1 Ин. 5:4). И ведь это не пустые слова. Вера является действительно «победой, победившей мир», и когда мы идем с верой по жизни, призывая в ответ на нашу веру Божественную помощь, мы действительно становимся непобедимыми, способными поражать полки чужих, как это было в Константинополе и на Руси в XII веке, и совершать иные дела — может быть, не такие значительные, но не менее значимые для каждого, кто побеждает зло и неправду своей собственной жизни.
Силой Честнаго Животворящего креста да хранит Господь Церковь нашу от разделений, расколов, всякой неправды, ересей, от всего того, что в течение двух тысяч лет враг рода человеческого пытался использовать, чтобы разделить, раздробить и уничтожить наследие Христово. Верим, что этого никогда не произойдет, потому что «Христос сегодня, и вчера, и во веки тот же» (Евр. 13:8).
Помолимся также и о том, чтобы Господь сохранил Отечество наше от врагов внешних и внутренних. Мы живем в неспокойное время, у некоторых появляется чувство страха, неуверенности. Многие задают вопрос: может, не надо так уж отстаивать суверенитет своей страны, может, не надо так уж отделять себя от тех, кто хочет подчинить нас себе? У нас нет альтернативы. Россия православная может быть либо суверенной, либо ее не будет. И поэтому даже самые трудные внешние обстоятельства мы должны воспринимать не только так, как их воспринимают политики, — анализируя, делая прогнозы, — но и всегда преломлять их через наше религиозное сознание, сопровождая каждый день горячей молитвой об Отечестве нашем, о Церкви нашей и о народе нашем.
Пусть сила Креста Господня ограждает нас всех от всякаго зла! Аминь.

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3008
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #496 : 30 Августа, 2018, 20:47:30 »
18 августа 2018 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Богоявленском кафедральном соборе города Нарьян-Мара административного центра Ненецкого автономного округа. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодня мы слышали Евангелие, которое повествует об исцелении двух слепых, стоявших на обочине дороги у выхода из Иерихона. Как известно, этот город лежит на юге от Иерусалима, и Спаситель направлялся из Иерихона в Иерусалим. Обычная дорога, обычный пейзаж, обычные люди, и вдруг на обочине два человека, которые кричат во весь голос: «Иисус, Сын Давидов, спаси нас, помоги нам!» (см. Мф. 20:30).
Вокруг выдающегося человека — а именно таким воспринимали Спасителя израильтяне — всегда бывает толпа почитателей и внимательных слушателей. Так вот, эта толпа сразу набросилась на несчастных слепых, мол, зачем вы кричите, что вам нужно. Обычная бытовая сцена, какая может быть и сегодня, когда нам кажется, что мы защищаем высокие цели и ценности, а на самом деле лишь обижаем людей. Именно так и произошло на дороге из Иерихона в Иерусалим. И, может быть, самое важное во всей этой истории — то, как слепые просили Господа. Они кричали, но это был не истерический крик — это была просьба о спасении, обращенная к Спасителю, это была молитва. И можно представить, какой же силы была эта молитва, если на нее обратили внимание все окружающие, так что даже стали останавливать несчастных слепых.
Очень часто нам не хватает сил по-настоящему молиться, не хватает веры. Мы читаем некоторые молитвы наизусть или по молитвослову, своими словами молимся, но цепь с Богом не замыкается. Свою часть пути мы проходим, повторяя те или иные слова, а Господь молитву не слышит, потому что в ней нет самого главного, что было у двух слепых — горячего желания быть услышанными Христом. Ведь их крик не был результатом напряжения голосовых связок — это был крик души, крик сердца. И в этом крике было все — надежда, мольба; и Господь услышал их, хотя люди останавливали слепых и мешали им.
Так бывает очень часто, а совсем недавно и нам мешали молиться. В городе Нарьян-Маре не было ни одного храма, да и весь Русский Север был изничтожен в плане присутствия здесь Православия. Невозможно было публично осенить себя крестным знамением или носить крест — на это отчаивались лишь самые твердые в вере люди. Нам мешали молиться внешние обстоятельства, но оказалось, что внешние обстоятельства не являются решающими. Да, внешняя среда иногда мешает молиться, так и сегодня бывает, когда некоторые стесняются молиться, особенно начальники в присутствии подчиненных. Но молитвы никогда не нужно стесняться. Не нужно стесняться наложить на себя крестное знамение и помолиться, кем бы ты ни был — начальником или подчиненным. Если есть потребность, нужно помолиться.
Но не только предрассудки мешают нам совершать молитву, но и обстоятельства жизни. Ведь очень часто, молясь, мы думаем о своем. Даже когда мы находимся в храме, — как часто наши мысли уходят далеко за его пределы храма, туда, где наши повседневные заботы и проблемы, и мы забываем, что нашим главным делом в храме является молитва! Да и вне храма так происходит — даже очень верующие люди, встав ото сна, с грехом пополам прочитают «Отче наш» и бегут на работу. И даже читая «Отче наш», они думают уже о другом, хотя никто не мешает сосредоточиться. Помехой становятся обстоятельства жизни, собственное ложное целеполагание — даже если мы его ясно не формулируем, оно скрыто, но присутствует. Мы не считаем молитву самым главным делом, а вот у двух слепых в тот момент, когда они кричали, взывая о помощи Спасителя, не было другого, более важного дела. Вся сила души, разума, чувств, вся энергия была вложена в этот крик: «Иисусе, Сыне Давидов, помоги, пощади, исцели!» И, несмотря на то, что голоса слепых заглушали, и толпа их одергивала, Господь ответил на эту молитву.
Это пример того, как нужно и нам молиться. Конечно, такая молитва, соединенная с отчаянием, с невероятным напряжением всех сил, очень редко имеет место в нашей жизни. Но, может быть, каждый в какой-то момент проходил через подобную молитву — например, перед лицом опасностей, когда со здоровьем что-то произошло, поставлен страшный диагноз, или на работе случилось такое, что может оборвать карьеру. В такие моменты люди, действительно, концентрируются и просят Господа со всей силой, которой обладают. Наверное, не всегда и не каждый день возможно так молиться, ввиду нашей человеческой ограниченности. Но если мы хотя бы иногда, в моменты особой необходимости получить Божественный ответ, вспоминали о двух слепых и молились так же, то Господь и с нами совершал бы чудеса, как Он совершил их с ними.
Молитва является очень важной составляющей человеческой жизни. Она не должна быть на периферии — она должна быть в центре жизни, потому что в центре всего бытия Бог, и к Нему мы обращаем свои молитвы. Не к земному начальнику — к Богу, и потому искренняя сердечная молитва, даже своими словами, если других молитв мы не знаем, должна исходить из сердца. И, молясь, вспоминайте евангельский рассказ о двух слепых, которые от отчаяния взывали к Господу. Взывали, хотя внешние обстоятельства тому препятствовали, и Господь услышал молитву, ответил на нее и вернул слепым зрение.
Дай Бог, чтобы и наши молитвы Господь слышал и отвечал на них. Божественный ответ не только помогает реально решить проблемы, которые стали предметом нашей молитвы, но и укрепляет нашу веру. Когда мы знаем, что Господь сделал то, о чем мы Его просили, тогда Бог и связь с Ним становятся частью нашего реального жизненного опыта, и никакие силы, попытавшись прервать нашу молитву к Господу, не добьются своей цели.
Вот я и хотел бы пожелать всем вам силы веры и силы молитвы. Конечно, я радуюсь тому, что нахожусь сегодня вместе с вами, мои дорогие, на севере Руси. Нарьян-Мар — замечательный город, который порадовал меня своей красотой, замечательной раскраской своих зданий. Проехав весь север Евразийского континента — от Сахалина до Мурманска, а уж если говорить дальше, до Ставангера в Норвегии, — я могу все сравнивать и вижу, как меняется к лучшему жизнь нашего Русского Севера. Дай Бог, чтобы Север никогда не воспринимался наших гражданами как край, где лучше не жить, где жить уж слишком трудно. Жить трудно везде, но главные трудности не вокруг нас, а в нашем сознании. И в Нарьян-Маре можно жить, служить Церкви, служить Отечеству с радостью. Вот я и хотел бы пожелать вам, чтобы Господь укреплял вас на ваших жизненных путях здесь, на Крайнем Севере. Чтобы Он помогал в ваших трудах, чтобы благословил процветанием край, в котором вы живете.

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3008
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #497 : 30 Августа, 2018, 20:51:36 »
Вечером 18 августа 2018 года, в канун праздника Преображения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил всенощное бдение в кафедральном соборе праведного Прокопия Устюжского на Архиерейском дворе (Соборном дворище) города Великого Устюга. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим со словом.
Ваше Высокопреосвященство, владыка Игнатий! Ваше Преосвященство, владыка Тарасий! Дорогие владыки, высокие представители государственной власти! Дорогие отцы, братья и сестры!
Всех вас сердечно приветствую в этот день, в канун праздника Преображения Господня, и радуюсь, что Господь привел меня в Великий Устюг. Конечно, мне приходилось многое читать и многое слышать об этом замечательном граде, ровеснике Москвы. Городе, который имел огромное значение в истории нашего Отечества. Городе, построенном на перепутье основных торговых путей, по которым развивалась русская цивилизация. И неслучайно именно в таких местах Господь даровал нашему народу святых угодников Божиих — как светочей, которые не только словами, не только проповедью Евангелия, но и своей собственной жизнью свидетельствовали о том, каким может быть идеальный человек.
Без этого образа идеального человека жить невозможно, и потому каждая эпоха рисует свой образ. Но чем дольше живет человечество, тем образ, нарисованный эпохой, все больше отдаляется от идеала. То, что нам сегодня предлагается в качестве героя нашего времени, бесконечно далеко от евангельского идеала. И так было не только в новейшее время, потому что грех человеческий этот идеал искажает. Но святые угодники своим подвигом являли идеал жизни. Они становились не только святыми — они становились нашими национальными героями, почти легендарными личностями, на житиях которых воспитывалось каждое последующее поколение русских людей.
Мы живем во времена, когда на каждого из нас обрушивается мощный информационный поток, и очень непросто вычленить из него то, что служит во благо и на пользу, что несет в себе питательную силу, и то, что несет в себе смертельный яд. И единственное, что у нас с вами есть, чтобы отличать добро от зла, различать духов, — это наша вера, наши идеалы, которые запечатлены в личном подвиге святых угодников Божиих.
Сегодня мы вступили в празднование замечательного события Преображения Господня, — все вы знаете эту евангельскую историю. Господь возвел троих Своих учеников, самых близких, на гору и преобразился пред ними. Они увидели своего Учителя, но не таким, каким Он был, когда разделял с ними каждый день жизни, вкушал с ними пищу, много раз пересекал с ними всю страну по пыльным дорогам Палестины, проповедуя Свое слово. Это было видение, явление иного мира — того самого, который принадлежит Богу и наследниками которого каждый из нас может стать, если только мы не потеряем способность отличать добро от зла, если сохраним способность сопротивляться губительным искушениям и строить свою жизнь так, чтобы она соответствовала воле Божией. А через такую жизнь всегда приносится великое благо и ближним нашим, и дальним, и народу, и Отечеству нашему.
Вот почему христианский идеал в какой-то момент нашей истории стал идеалом национальным и даже политическим; за отстаивание права народа беспреткновенно следовать этому идеалу проливалась кровь защитников Отечества. Недаром наши предки всегда сражались за Родину и за Церковь. Они не отличали этих понятий, потому что понимали: Родина, которая потеряет подлинный идеал жизни, может перестать быть Родиной. Вот почему любовь к Отечеству, патриотическое чувство всегда воспитывалось Церковью таким образом, чтобы патриотизм никому не угрожал, чтобы любовь к Отечеству развивала лучшие духовные и умственные силы нашего народа.
Я говорю обо всем этом потому, что Великий Устюг был местом именно такого цивилизационного развития Древней Руси. Здесь люди знали то, о чем мы с вами сегодня говорим. И свидетельством тому является множество храмов, сохранившихся до сегодняшнего дня. Свидетельством тому является и ваша вера — людей XXI века, отделенных почти тысячелетием от времен, когда святые преподобные отцы несли здесь свой спасительный подвиг. Давайте только вдумаемся: ни одна гражданская институция не сохранилась за эти сотни лет. Страна изменилась до неузнаваемости, человек изменился до неузнаваемости. А вера православная все та же, идеал духовной жизни и жизни человеческой все тот же, и благодаря именно преемственности этих духовных и нравственных ценностей сохраняется наш народ.
Вот почему мы говорим, что решающая роль в сохранении народа, его идентичности, то есть подлинности, принадлежит православной вере и Церкви Православной. И эту роль Матери-Церкви особенно чувствуют в таких старинных русских городах, как Великий Устюг, прославленный своими святыми подвижниками и замечательными храмами.
Я радуюсь, что могу сегодня этот праздник встретить вместе с вами. И от всего сердца хотел бы всем вам пожелать хранить веру православную, воспитывать в ней своих детей и внуков, не стесняться своей веры. Старшее поколение стеснялось говорить о Боге, даже детей иногда крестили тайно. Сегодня мы живем в свободной стране, мы живем на своей Родине, мы можем смело исповедовать свою веру и воспитывать в ней и детей, и юношество, для того чтобы следующие поколения хранили благодать Древней Руси, святость, в том числе, и этого места с его святынями и замечательными памятниками, чтобы оставалась реальная живая связь с нашими великими святыми предшественниками, чем и была всегда сильна земля наша.
Еще раз хотел бы пожелать вам помощи Божией, здравия душевного и телесного, мира и радости всем тем, кто живет в семье, и тем, кто одинок. Потому что Господь способен даровать Свою радость любому человеку. Сохраняя веру, мы сохраняем возможность всегда оставаться счастливыми. Пусть Господь благословит Великий Устюг, Церковь зде пребывающую, владыку епископа Тарасия, благочестивое духовенство, областные власти в лице губернатора, которого сердечно еще раз приветствую, и всех вас, мои дорогие.

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3008
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #498 : 30 Августа, 2018, 20:53:35 »
19 августа 2018 года, в праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию на центральной площади Котласа. По окончании богослужения Святейший Владыка обратился к верующим с проповедью.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Высокие представители государственной власти! Дорогие отцы, братья и сестры!
Я всех вас сердечно поздравляю с великим праздником Преображения Господня. «Преображение» — замечательное слово. Человек преображается, природа преображается, многое в жизни человека преображается. И когда мы используем это слово, мы непременно предполагаем, что речь идет об изменении личности, общества, народа, окружающего нас мира, которые переходят из низкого и менее совершенного в более высокое и более совершенное состояние. Преображение — это не просто изменение. Это изменение, которое обеспечивает движение вверх — личности, общества, государства, народа.
Господь явил Свое Преображение на горе Фавор, и ученики в ином образе своего Учителя увидели Сына Божиего. Как повествует Евангелие, это произошло через шесть дней после того, как в городе Кесарии Филипповой на севере Палестины, недалеко от границы с Сирией и Ливаном, Господь задал Своими ученикам вопрос: «А за кого Меня почитают люди?» И стали отвечать ученики: одни — за Иоанна Предтечу, другие — за Илию… А Он спрашивает: «А за кого Меня вы почитаете?» И тогда апостол Петр произнес слова, которые было по человеческой мудрости произнести было невозможно, потому что он этому не был научен. Он сказал: «Ты есть Иисус, Сын Божий».
Но откуда простому рыбаку открылось, что Учитель, Который разделяет с ними каждый день, вкушает вместе с ними пищу, идет с ними пыльными дорогами, — Сын Божий? Это было действительно свидетельство из недр души апостола Петра, из его опыта общения со Спасителем. И, конечно, это было воздействие на Петра Духа Святого, о чем и сказал Господь: не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах (Мф. 16:17). И вот в ответ на исповедание веры, произнесенное от имени всех апостолов (ведь никто из них не сказал ничего против свидетельства Петра), Спаситель открывает им Свою Божественную сущность, чтобы все убедились в том, что исповедание Петра в Кесарии Филипповой отражает реальность — дивную, таинственную, но подлинную: Иисус есть Сын Божий.
Конечно, Преображение утвердило учеников в их вере, и они получили великий дар благодати, они увидели Божественный свет. Если посмотреть на старинные иконы, изображающие событие Преображения, мы увидим, что этот Божественный свет от Христа исходит. Иконописцы очень красиво изображают это явление: лучи света не остаются рядом с телом преображенного Спасителя, но распространяются на все, что рядом, — на учеников, на камни, на деревья; они пронизывают землю, они пронизывают космос, они пронизывают все Божественное творение.
Праздник Преображения помогает нам понять: все, что существует в этом дивном космосе, в этой вселенной, на нашей земле, существует силой Божией. Эту силу, это излияние Божественной энергии на все творение и явил Господь Иисус Христос, преобразившийся пред Своими учениками и апостолами. В ответ на их веру они получили дар Божественной энергии, дар благодати, величайшее откровение о том, что Бог через Сына Своего Господа Иисуса Христа пребывает со всем миром.
Чему же это событие и все, что с ним связано, должно научить нас? Оно должно нас научить, что мы по своей греховности, по немощи не видим Божественного света, хотя многие святые сподоблялись его увидеть. Возникло целое духовное движение на Афоне, которое называется исихазм, когда афонские отцы, имея опыт приобщения к Божественному свету, старались своим богомыслием, духовным сосредоточением, своей аскезой удержать это Божественное явление в своей жизни. Мы знаем, что очень многим это удавалось, что запечатлено в замечательных творениях афонских богословов того времени.
Еще раз хочу сказать, что не все мы можем видеть свет Преображения своими физическими очами. Но когда я сегодня ступил на эту площадь, заполненную вами, мои дорогие, когда я увидел яркий свет, я подумал: а ведь это наш с вами Фавор сегодня. Господь нам дал это чудо Божественного света, замечательной совместной молитвы. Он дал нам чудо причащения Его Тела и Крови. И что Он от нас ждет? Того же, чего Он ждал от апостолов, когда спросил их: за кого почитают Меня люди? Он ждет от нас исповедания веры в то, что Он, Иисус — Сын Божий, Спаситель мира, и что именно с Иисусом мы связываем бытие Вселенной, жизнь нашего Отечества и народа, нашу собственную жизнь. И одновременно глубоко верим в ответ Господа на нашу веру и на нашу молитву.
А если бы не было этого ответа, то не было бы никакой веры и не надо было бы стоять во множестве под солнцем на площади. Но именно потому, что Бог отвечает на наши молитвы и мы знаем, что Господь рядом с нами, мы и простираемся к Нему, и верим в Него, и храним веру, несмотря на тягчайшие исторические обстоятельства нашего бытия.
Пусть Господь укрепит нас всех силой Своей благодати. Пусть Господь дарует нам быть причастниками Его Божественного света. Пусть Господь укрепит нашу веру, чтобы мы могли передать ее своим детям, внукам, окружающим — тем, кто еще не открыл для себя Христа, Преображенного во славе. Чтобы народ наш, укрепляясь в вере, сам преображался, восходя от худшего к лучшему, от низкого к высокому. Потому что только такое движение вверх — к небу, к Богу, к совершенству — и есть подлинное преображение и жизни человека, и жизни всего народа. Пусть Господь, преобразившийся во славе, укрепит нашу веру и благодатью Своею благословит народ наш, страну нашу и сей славный город Котлас, в котором с такой радостью вместе с вами в этот светоносный день я совершал Божественную литургию. Пусть Господь помогает каждому из нас на нашем жизненном пути. Аминь.

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3008
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #499 : 30 Августа, 2018, 20:59:13 »
21 августа 2018 года, в праздник перенесения мощей прпп. Зосимы и Савватия Соловецких (1566) и второго перенесения мощей прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких (1992), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавилслужение Божественной литургии в Свято-Троицком соборе Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря. По окончании богослужения Святейший Владыка обратился к верующим с проповедью.
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый отец наместник архимандрит Порфирий! Высокие представители государственной власти! Дорогие отцы, братья и сестры!
Сердечно поздравляю с великим для нас всех праздником — днем памяти преподобных основателей сей обители Зосимы, Савватия и Германа Соловецких!
Всякий раз, когда мы совершаем литургическое воспоминание о преподобных отцах, читается небольшой отрывок из Послания апостола Павла к Галатам (5:22 — 6:2), в котором говорится: если кто-то из ваших ближних согрешает, исправляйте такового духом кротости и наблюдайте за самими собой, чтобы не впасть в искушение.
Эти слова должны быть в сознании и памяти каждого, кто живет в монастыре. Почему? А потому что в монастырь как в место святое стекаются люди. Они видят перед собой монахов и понимают, что монахи — это не совсем такие люди, как они. Ведь монахи — это те, кто отказался от земных благ, кто ушел из мира, кто словно пребывает в ином бытии. Люди понимают, что главным деланием монаха являются молитва и личный подвиг. Чтобы прикоснуться к личному духовному подвигу монашествующих, приложиться к святыням, помолиться вместе с монашеской общиной, и стекаются в наши монастыри многие и многие паломники.
И очень важно, чтобы такой взгляд на монашествующих, искреннее уважение к монашескому подвигу никогда не посрамлялись. А для того чтобы было так, ни один монашествующий, сколько бы лет он ни прожил в монастыре, какой бы сан он ни имел, никогда не должен поставлять себя выше тех, кто со смирением приходит в обитель как паломник. Особенно это касается тех, кто исповедует людей. Наш с вами взгляд не должен быть сверху вниз, потому что мы знаем: наверху — Господь, а уж как Он поставит нас по этой линии от Царствия Небесного до преисподней, никто не знает, кроме Него. И, может быть самый скромный человек, стоящий в уголке храма и не подающий никаких знаков своего присутствия, будет на несколько порядков выше к Богу, чем самый уважаемый духовник.
Осознание своей собственной греховности, своего несовершенства никогда не должно покидать ни одного монаха. Особенно эта кротость должна проявляться тогда, когда вы исповедуете людей, когда даете им советы, когда вместе с ними молитесь о прощении их грехов. Именно тогда, когда служение монашествующего совершается в смирении и кротости, когда монашествующий никак не связывает свое будущее с карьерным ростом, когда он благодарит Бога за каждый день и в каждом дне видит руку Божию, и происходит невидимый, но реальный духовный рост, который без всякой человеческой гордыни и без всяких искусственных приемов духовно возвышает монашествующего над теми, кто к нему приходит. И люди это чувствуют и на него взирают снизу вверх, но монашествующий никогда не должен смотреть сверху вниз.
Простые слова, которые мы сегодня услышали в послании апостола Павла, достаточно сложны для осуществления их в нашей жизни. Много факторов нередко влияют на монашествующих, искажая правильную систему жизненных координат. Вот для того чтобы эта система не искажалась, в монастырях всегда существовало такое явление, как послушание, и большая мудрость начальствующих в монастыре проявляется в том, чтобы каждому дать правильное послушание. Отталкиваясь не только от уровня образования (а среди вас много образованных людей), не только от ученых степеней (есть и такие в монашеском братстве), но и от духовного состояния инока, зная, что ему будет полезно исполнять, в первую очередь ради спасения его души. И помните: каким бы ни было послушание, оно по воле человека, наместника, являет по отношению к вам волю Божию. Помните, мои дорогие братья: вы спасаетесь через то, что вручено вам в качестве послушания. Несите его всегда со смирением. В людях, которые приходят, всегда постарайтесь увидеть то, что отличает их в лучшую сторону от вас. А такого как много! И терпение, и скромность, и материальный недостаток, и обремененность семейными заботами, — что только ни приносят верующие люди сюда, в эту обитель, и все это нужно разглядеть, понять и найти правильные слова и во время исповеди, и во время общения с людьми.
А вам, дорогие паломники, хотел бы пожелать никогда не терять своего благочестия. Вы правильно делаете, что посещаете монастыри, в том числе отдаленные, ведь это замечательная традиция нашего народа. Вспоминаю, как меня, мальчика пятилетнего возраста, мама повезла впервые Великим постом в Пюхтицкий монастырь в Эстонии, прививая к этой традиции. Как непросто было мне вначале стоять в течение длинных великопостных служб, но с какой же радостью я всегда покидал этот монастырь, чувствуя, что нечто совсем особенное произошло в моей душе! Думаю, что и современные родители должны находить правильные слова, чтобы убедить своих детей поехать вместе с ними в монастырь, с тем чтобы хотя бы прикоснулись к той духовной атмосфере, к той напряженной духовной жизни, которая, несомненно, присутствует здесь, как и во многих других монастырях Русской Православной Церкви.
Поэтому, обращаясь к вам еще раз, братия, прошу осознать всю ответственность за души человеческие, за души тех, кто притекает сюда. Осознать ответственность и за свое собственное спасение, потому что вы спасаетесь послушанием, смирением и молитвой; и никогда не относите эти дела на периферию, чтобы ничто человеческое не искажало систему ваших духовных координат.
Мы с вами живем в особое время. Совершенно очевидно, что это время духовного пробуждения нашего народа. Мы видим, как наполняются храмы Божии, как строятся новые храмы, — могу судить по городу Москве, где мы сейчас строим 200 новых храмов. Совсем недавно, во время празднования 1030-летия Крещения Руси, обращаясь к мэру Москвы, я сказал ему: «Вы счастливый человек, вы единственный в мире мэр, у кого в городе строится 200 новых храмов». Есть великие города, где храмы закрываются и вера уходит, а у нас происходит обратное. И это неслучайно — вся эта милость Божия изливается сегодня на нас по молитвам наших новомучеников и исповедников, в том числе тех, кто тяжко пострадал здесь, на Соловецком архипелаге, будучи гоним и нередко и убиен за веру.
Пусть молитвы наших новомучеников, исповедников и всех святых, в земле Русской просиявших, наипаче же святых праведных отцев Зосимы, Савватия и Германа Соловецких, укрепляют каждого из нас в вере, благочестии и чистоте. Храни вас Господь!