Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?
rss

Автор Тема: Слова Патриарха Кирилла  (Прочитано 527618 раз)

0 Пользователей и 3 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #500 : 30 Августа, 2018, 21:03:20 »
23 августа 2018 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл встретился с участниками III Международного православного молодежного форума. Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.
Дорогие участники III Международного православного форума!
Я очень рад всех вас видеть и от всего сердца приветствую вас. Считаю, что проведение таких форумов является очень важным событием в жизни нашей Церкви и нашего общества, потому что православные молодые люди, собираясь в Москве, могут почувствовать локоть друг друга, понять, что молодежное движение Русской Церкви — это огромное движение, могут лучше почувствовать и ознакомиться с опытом других. Иначе говоря, форум — это место встречи, место обмена опытом, место учения и, я бы хотел сказать, место, где мы обогащаемся и духовным опытом. Поэтому мне бы хотелось поговорить с вами о вещах, которые имеют отношение к нашей духовной жизни.
И первые мысли, которые возникли у меня сегодня утром, когда я сел за письменный стол и пожелал набросать какие-то тезисы своего выступления, почему-то остановились на теме счастья. В самом деле, всякий человек стремится к счастью, нет человека, который бы сказал: «Для меня эта тема безразлична». Другое дело, что у каждого есть свое собственное понимание счастья; но стремление к счастью — это общее стремление каждого человека и всего человеческого рода.
А теперь попытаемся все-таки понять, что же это такое — счастье. Существует множество различных описаний этого явления, но если мы посмотрим повнимательнее, если мы постараемся проанализировать опыт человеческий, то поймем, что счастье — это состояние человеческой души. Можно жить во дворце и закончить жизнь самоубийством — мы знаем, что такие случаи имеют место. Можно быть очень богатым человеком, и при этом глубоко несчастным, — мы знаем такие случаи, и я как пастырь знаю их очень хорошо. Можно быть даже инвалидом и быть счастливым, а можно быть спортсменом и быть несчастным. Счастье — это то, что является содержанием нашей внутренней духовной жизни.
И вот о чем мне хотелось бы сказать. На пути к счастью мы проходим различные этапы своего возрастания, формирования собственного мировоззрения. Каждый возраст, каждая историческая эпоха накладывают на формирование этого понятия свой отпечаток. Тем не менее совершенно очевидно, что счастье зависит от нашего выбора. Нам постоянно приходится сталкиваться с выбором — выбором профессии, выбором образования, выбором друзей. Но если говорить о самом важном, то речь идет о выборе между добром и злом. Почему так? А потому что счастье и добро — это синонимы. Не может быть человеческого счастья в сосуществовании со злом, потому что зло разрушает человеческую личность, зло — от диавола, а там, где диавол, нет жизни, там смерть. И никакого счастья не может быть в жизни человека, если в этой жизни превалирует зло, если зло господствует над добром.
Вот то, что все мы должны воспринять умом и сердцем — не может быть счастья без добра. Если хотите, это лозунг всей жизни. И поэтому, если кто-то предлагает вам другой путь к счастью, который не включает в себя достижение добра, возрастание в добре, то это ложный путь. Отказывайтесь от него, не ведитесь на этот соблазн. Ведь мы знаем, как иногда перед молодым человеком рисуют золотые горы, только говорят, что на пути достижения всех этих благ земных нужно сделать одно, другое, третье, четвертое, и путь часто проходит не просто через согласие со злом, через компромисс со злом, но и через соучастие в злых человеческих действиях.
Понимание того, что счастье и добро почти синонимы, — это очень важная фундаментальная идея, которая должна войти в нашу плоть и кровь. К сожалению, в наше время — не только в наше последнее время, я бы сказал, в новейшее время, особенно в эпоху, которую философы называют эпохой постмодерна, начавшуюся во второй половине XIX века и расцвела очень пышно в начале века XX. Конечно, название условное, как обычно при определении исторических этапов. Но понимание постмодерна дает нам ключ к пониманию особенностей той эпохи, в которой мы живем. Постмодерн — это эпоха сомнений. Это эпоха, которая исключает незыблемые авторитеты. Это эпоха, которая концентрирует всю ценностную систему исключительно на человеке. Кстати, началось это еще раньше. Вы все хорошо знаете, что была эпоха Ренессанса. Что такое Ренессанс? Ренессанс — это возрождение языческой философии, языческой культуры, античных способов выражения художественной мысли, будь то в архитектуре, живописи, скульптуре. Это возрождение античности в ее языческом изводе. А в центре языческого мировоззрения был человек. Даже боги были подобны людям, даже боги жили человеческой жизнью — гневались, любили, раздражались, воевали, проливали кровь. Это был реальный антропоцентризм, когда человек был в центре вообще всей картины мира. И когда мы говорим о Ренессансе, мы как раз говорим о возрождении языческой философии, языческого антропоцентризма.
Что же было до языческого антропоцентризма, который был подхвачен эпохой Ренессанса? А был теоцентризм — в центре человеческой жизни был Бог. Он был мерилом добра и зла, Он был доминантой человеческой жизни. Мы знаем, что замечательная эпоха Византии, замечательная эпоха духовного возрождения Западной Европы, особенно во второй половине первого тысячелетия, были связаны с теоцентризмом.
Приведу вам такой пример. Вы все знаете, что такое готическая архитектура. Многие, кто путешествовал по западным странам, видели эти огромные готические соборы. Готический собор отражал идею теоцентризма. Все человеческие силы, все мечты, весь полет мысли — всё обращалось к Богу, и готический собор символизировал движение человека к Богу. Но потом наступила эпоха Ренессанса, и вместо готического собора — мы сейчас говорим о Западной Европе, о западной культуре — появились псевдоязыческие классические здания. Это на самом деле было возрождение языческой культуры, и вместе с этим возрождением культуры Бог ушел из центра человеческой жизни и снова в этот центр пришел человек. Кто-то может сказать: что ж плохого? Как говорил классик, человек — это звучит гордо, что ж тут слезы проливать? Все ради человека, все во имя человека… Но вот в чем проблема: если человек — мерило истины, то ведь это не абсолютное мерило. Сколько голов — столько умов. Человеческий авторитет не может быть абсолютным, потому что всегда найдется другой авторитет, который с легкостью оспорит то, что говорил его предшественник. И тот факт, что именно человек снова стал мерилом истины, и привел к тому, что добро и зло стали измеряться исключительно человеческим критерием. Где человек, там относительность, и получилось так, что относительными стали и добро, и зло, — именно потому, что исчез абсолютный, божественный критерий истины.
А что же дальше? Ну а дальше, если человек вырабатывает критерии различения добра и зла, он, конечно, создает свои собственные ценности. И создаваемые человеком ценности очень изменчивы — они могут быть очень привлекательны в одну эпоху и отвергаться другой эпохой. Человек придумывает ценности, подверстывая их под свои предпочтения, под свои интересы и, если продолжить этот ряд, под свой эгоизм. Получается, что человек обслуживает самого себя, создавая определенную систему ценностей, которая запечатлевается в политике, в общественной жизни, в личной жизни.
И вот здесь возникает очень важная тема, которой необходимо коснуться именно в этой молодежной аудитории. Возникает тема человеческой свободы. Если во всем — человек и человеческий эгоизм, если нет никакого абсолютного критерия истины, то на что начинает работать человеческая фантазия? Движимая эгоизмом, она стремится обеспечить в первую очередь свое собственное благополучие, и создаются ценности, которые находятся под влиянием эгоистических устремлений человека. Ценным становится то, что удобно и приятно для человека. Никто не задумывается — а это полезно или вредно? А каковы последствия вкушения этого удобства и этой приятности?
Приведу вам пример, который вы все хорошо знаете. У каждого гаджет в кармане — уже давно известно, что это небезобидная вещь, что через гаджет можно наблюдать за человеком, собирать информацию, причем информация может хранится неизвестно где, далеко за пределами нашей страны. Многие ученые предупреждают: будьте осторожны, через этот приборчик очень легко отслеживать вашу жизнь. Скажите, пожалуйста, кого-нибудь это остановило от прекраснодушной болтовни, от того, чтобы посылать в пространство Интернета самые разнообразные сообщения, полностью раскрывая самого себя, думая, что это будет касаться только того, кому ты адресуешь свои мысли, свои переживания, свои чувства, всю свою подноготную? Я иногда ради пастырского интереса перелистываю комментарии, которые можно найти в Интернете под той или иной публикацией, — поражаешься, как человек выворачивает все свое нутро наружу. Такое впечатление, будто он в исповедальне находится. Куда все это идет? Кто это использует? Но нас это не ограничивает, мы делаем то, что хотим, потому что это удобно и приятно.
Так вот, через создание ценностей, которые удобны и приятны, очень легко создать систему, способную управлять массами. Чаще всего это происходит, когда больше всего говорят о свободе. В наше время свобода — это один из фетишей, один из самых ярких и сильных политических лозунгов, и при этом современная цивилизация создает средства и способы тотального контроля за человеческой личностью. Ведь они удобны, приятны, обеспечивают комфорт, и мы, абсолютно не задумываясь ни о чем, используем все эти средства.
Я бы хотел, чтобы вы меня правильно поняли. Я не против того, чтобы люди пользовались всеми этими гаджетами, Интернетом для участия в дискуссиях. Я призываю вас к разумности, к разумной сдержанности. Ведь хорошо сказано в Евангелии: «Не мечите бисер свой перед свиньями, потому что они могут обернуться и растерзать вас» (см. Мф. 7:6). Нужно оставлять свое личное пространство достаточно закрытым в том смысле, чтобы через вторжение в него никто не мог нанести вам существенного вреда.
Ну а теперь вопрос: как же во всех этих условиях сохранить свободу? Тотальный контроль может быть обеспечен через колоссальное влияние моды и других способов формирования общественных вкусов и предпочтений. Об этом написаны целые библиотеки — как формируется мышление масс, как управляются огромные коллективы людей, такие технологии существуют. И возникает вопрос: а как же во всем этом разобраться? Как же не потеряться во всех закоулках современной жизни? Как сохранить свободу? Это очень важный вопрос. Кому-то это может показаться странным — о какой свободе идет речь, я совершенно свободен! Но если вы посмотрите на все факторы, которые влияют на вас и формируют ваше мышление и ваше поведение, то окажется, что эти факторы очень эффективно направляют вашу жизнь в ту или иную сторону.
Что же нужно, для того чтобы быть свободным? Замечательные слова находим в Евангелии от Иоанна: «Познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8: 32). И речь идет не о человеческой истине, не о человеческой мудрости, не об очередном -изме, не о какой-то философии и идеологии, — речь идет о Божественной истине.
Многое было разрушено в европейской культуре с приходом антропоцентризма, но единственное, что невозможно было разрушить ни тогда, ни в последующее время, ни во времена гонений на Церковь в нашей стране — невозможно было разрушить доверие людей к слову Божиему. Евангелие дает нам с вами откровение об Истине. Только очень важно, чтобы это откровение не осталось в нашем сознании на уровне каких-то заученных фраз, чтобы оно стало действительно частью нашего мировоззрения, чтобы оно помогало нам в жизни. И Евангелие сделает нас свободными! Оно делает нас свободными! Оно делало нас свободными во времена страшных гонений на Церковь, я застал еще эти времена, я помню, как деклассированы были верующие люди. Помню, как кто-то из священнослужителей, который дружил с моим отцом, узнал, что я собираюсь идти в семинарию, — а это было в эпоху хрущевских гонений. И этот батюшка совершенно откровенно сказал мне: «Не делай этого, потому что всему, чему ты хочешь служить, может быть, осталось существовать только лет десять, все закончится». Я не послушал того батюшку и никогда об этом не пожалел. Ибо я видел способность нашего поколения, предыдущих поколений, кто на Соловках отбывал страшную каторгу за веру Христову, оставаться свободными в условиях внешней несвободы. И я думаю, их подвиг, их страдания, их жизненный пример должен и нас научить тому, чтобы оставаться свободными в условиях внешней свободы — не отдавать никому свою душу, кроме Бога, сохранять свою способность критически оценивать все то, что приносит нам сегодня информационный поток.
Замечательные слова мы находим в Писании, которые могут помочь нам понять, как же распорядиться своей свободой. «Все мне позволительно, но не все полезно, — говорит апостол Павел, — все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6:12). Возможность чего-то достигать не означает, что ты непременно должен этого достичь. Многообразие человеческого опыта не предполагает, что каждый человек должен все на своем опыте испытать. Вот это стремление и желание познавать только то, что тебе нужно и полезно, и формирует человеческую мудрость. Господь действительно наделил с вами свободой. Я бы сказал даже, что наделил, ограничив Свою собственную свободу. Он ограничил Свою собственную свободу, основав этот мир на физических законах, и эти физические законы действуют с непреодолимой силой. Взрываются вулканы, происходят землетрясения, многие люди говорят: «А где же тут Бог?» А Бог — в творении, Он пожелал, чтобы мир существовал именно на таких законах, мы не знаем почему. Мои мысли — не ваши мысли, говорит Господь (Ис. 55:8). Он так основал мир, что его законы работают с непреодолимой силой и в каком-то смысле ограничивают Божественную свободу, — но это по Божественному замыслу.
Так же и человеческая неправда, человеческий грех как бы ограничивают Божественную свободу, потому что Бог не ломает человеческую свободу, Он Свою свободу ограничил нашей свободой. Вот почему никогда не следует говорить: «А где же Бог? Почему Он это допускает?» Он допускает все то, что происходит от действия законов, на которых основан мир, и от действий человека, которому дана свободная воля. Бог ограничивает Себя нашей свободой, и это свидетельствует о великой Божественной любви. Ведь Господь мог создать нас запрограммированными на добро. Я много раз об этом говорил: как мы будильник ставим на утро, программируя время своего пробуждения, так и Он мог запрограммировать весь мир. Однако Он этого не сделал. Он оставил каждого человека свободным, но эта свобода сопряжена с ответственностью человека за свои деяния. И вот здесь, может быть, самое важное: видя зло, которое существует в мире, видя несправедливость в человеческом обществе, мы должны не возлагать ответственность за все это на Бога и не снимать ответственность с себя.
Человек — венец творения, и Господь нам вручил этот мир. И от того, как мы себя ведем, как мы строим свои отношения, как мы строим отношения друг с другом, с окружающим нас миром, с природой, от того, какова наша гражданская позиция, какова наша позиция перед проблемами в нашей жизни и в жизни человечества, — от этого будет зависеть не только лицо человеческой цивилизации, но и состояние нашей бессмертной души. Потому что если мы миримся со злом, если мы отступаем, если мы идем на компромиссы, то мы совершаем грех. И Бог дает нам возможность пройти жизненный путь по этой нами определяемой траектории, но в конце этого пути Он спросит с нас.
И потому от того, как мы живем, как мы мыслим, как мы чувствуем, как мы строим отношения с окружающим миром, зависит счастье здесь, благополучие этого мира и, конечно, то, что ждет нас в вечности. Мы должны помнить, что христианская вера, христианская религия — это религия оптимизма. Почему? Да потому, что Господь дал нам, людям земли, великий дар свободы, и чтобы мы его не использовали во зло, Он нас вразумил, Он дал нам Евангелие, Он дал нам руководящие указания к тому, как идти по жизненному пути. И, следуя этим Божественным предначертаниям, мы действительно можем преобразить свою собственную жизнь и преобразить лик окружающего нас мира.
Именно к такому шествию по жизненному пути я и призываю всех вас. Идите по жизни спокойно, с верой в Бога, никогда не отказываясь от этой веры. Постарайтесь строить свою жизнь и свои отношения с окружающим вас миром на основании Божественного закона, которому мы научены через Господа нашего Иисуса Христа, и Его благословение пусть пребывает со всеми вами.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #501 : 30 Августа, 2018, 21:06:40 »
23 августа 2018 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял участие в работе III Международного православного молодежного форума «Прошлое. Настоящее. Будущее» в Москве. Предстоятель Русской Церкви обратился со словом и ответил на вопросы собравшихся.

[/size]http://www.patriarchia.ru/db/text/5257008.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #502 : 30 Августа, 2018, 21:08:45 »
26 августа 2018 года, в Неделю 13-ю по Пятидесятнице, день отдания праздника Преображения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения новопостроенного храма блаженной Матроны Московской в Дмитровском г. Москвы и Божественную литургию в новоосвященном храме. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня по церковному календарю 13-е воскресенье или, как мы говорим по-славянски, 13-я Неделя после Пятидесятницы. В этот день всегда читается одно и то же Евангелие (Мф. 21:33-42) — хорошо известная притча о злых виноградарях. Тех самых, что избивали посланных хозяином виноградника слуг, которым надлежало взять плоды трудов этих виноградарей, — а в конце концов они убили и сына хозяина, его наследника.
Уже современники Спасителя понимали, о чем идет речь. Речь идет о том, как избранный народ относился к посланникам Божиим — пророкам. Многих пророков изгоняли из человеческого общежития, побивали камнями, многие были физически уничтожены. А под образом сына, которого посылает хозяин виноградника, скрывается Сам Господь, потому что хозяин виноградника — это Сам Бог.
О чем же эта притча? Эта притча о самом главном — об отношении людей к присутствию Бога в их жизни и в человеческой истории. И мы знаем, что это отношение очень несправедливое по отношению к Богу. У святого Иоанна Златоуста есть такие слова: «Бог предвидел, что человек будет таким плохим, но Его любовь и благость преодолели это предвидение». Господь создал мир таким, каким он есть, зная, что произойдет. Конечно, Бог знал, что будет с родом человеческим. Он знал, каким будет человек, Он знал, что человек в Него верить не будет, что человек будет бороться с теми, кто в Него будет верить. Бог все знал, но, по слову Златоуста, Его любовь преодолела это предвидение.
Итак, эта притча повествует о главной драме человеческой истории — об отношении людей к Богу. Это отношение было разным, но большинство людей на протяжении истории относились к Богу не как к любящему отцу и не воздавали Ему благодарение за сам акт творения, за само появление человеческой жизни. Только отдельные люди — пророки, святые, подвижники — прозревали этот великий акт Божественной любви по отношению к миру — создание человека — и строили свою жизнь так, чтобы ответить на этот Божественный акт любви своей встречной любовью. Абсолютное большинство людей никогда не воспринимали как нечто главное для себя то, что Бог их создал, создал мир, и что предназначением человека является ответная любовь к Богу.
Но ведь это отношение людей к Богу, к Творцу мира, к их собственному Творцу и Отцу ничего, по сути, не меняет. Это их личное отношение, их личный грех — не видеть благость Отца; это наш с вами грех. А с точки зрения излияния Божественной любви в мир ничего не меняется. Бог по-прежнему любит Свое творение, вселенную, землю нашу, род человеческий и каждого из нас. Это означает, что именно любовь, которая и есть существо Божественной жизни, должна быть главным законом человеческого общежития. Мы научены этому Самим Господом.
Конечно, каждый понимает, что величайшее Божественное откровение о любви Творца к роду человеческому и о том, что закон любви является главным законом человеческого общежития, очень далеко от нашего образа жизни и даже от нашего внимания. Но вот что нам нужно понять из всего сказанного: закон любви Бог не отменил. А это единственный закон, следуя которому, можно чего-то в жизни достичь. Это единственный закон, на основании которого можно построить правильные человеческие отношения, будь то в семье, в обществе, в государстве, на планете Земля. Нет другого закона!
Понятие любви, конечно, почти всеобъемлюще. Можно вычленить из него, например, такое высочайшее проявление чувств, как любовь матери к своему ребенку. Но есть и другая любовь — например, любовь человека к животному, к щенку, который вдруг появляется в вашей жизни. Всё это любовь. И вот некое среднее арифметическое в этой любви — от любви Бога, от любви матери к ребенку до любви к каким-то явлениям жизни — можно описать очень понятным словом «добро».
Любовь — вершина, любовь должна пронизывать всю жизнь, но не всегда это получается. Так вот, для того чтобы приразиться любви, чтобы ощутить ее в своей жизни, чтобы понять, что же такое закон любви, нам нужно научиться просто делать добро и всячески избегать зла. Зло должно быть за границами нашей жизни. И когда в нашу голову приходят злые мысли, гоните их немедленно, потому что эти злые мысли — не от Бога; если вы их реализуете, они приведут к плохому. Если вас посещают чувства недоброжелательности, ненависти, — гоните их немедленно! Помните, что эти чувства разрушают жизнь, и не они положены Богом в основу бытия. Если же вы вдруг проявляете внимание к человеку, к растению, к животному, к Богом созданному миру, если вы вдруг чувствуете нежность и теплоту в сердце, берегите это чувство — это отображение Божественной любви.
Кольми паче мы должны беречь наши чувства в общении друг с другом! Добро должно быть основой наших взаимоотношений, а там, где добро, там и любовь. Постепенно Божественная заповедь о любви, закон жизни, который есть любовь, несомненно, отобразится и в нашей жизни, в наших мыслях, в наших поступках, если начнем с малого делать добрые дела. Пусть наши добрые дела сперва увидят наши родные, близкие, родители, муж или жена, наши дети, наши друзья… А дальше? А дальше каждый человек, который попадается на нашем жизненном пути, — давайте встретим его добром, а не злом, испытаем, посмотрим, какой будет его реакция. Может быть, через это маленькое добро мы сможем так повлиять на человека, что и он будет делать добро. К этому Господь нас призывает, и другого пути у нас нет. Другой путь — это путь зла, страданий, скорби, болезней, войн, уничтожения, преступлений, всего того, чего сторонится психически нормальный человек, потому что все это страшно, все это ведет к погибели.
Через притчу, которую мы сегодня слышали, Господь открыл нам тайну Своего присутствия в человеческой истории. Задумываясь над этой тайной вместе со святыми отцами, мы повторяем, что благость Божия, Его любовь превзошли Его предвидение о падшем и греховном человеке. И если Бог так относится к нам, то как же мы должны относиться к Нему — нашему Творцу и Спасителю? Сегодняшнее Евангелие учит нас любви, через которую человек познает Бога и на которую Бог откликается Своим могуществом и Своей силой, управляя путями человеческой истории и жизненным путем каждого из нас. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #503 : 30 Августа, 2018, 21:12:13 »
28 августа 2018 года, в праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим со словом.
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры!
Хотел бы сердечно поздравить всех вас с великим праздником Успения Пресвятой Богородицы. Этот день исполнен очень большого смысла, и совершенно неслучайно, что на Руси с самого начала ее христианизации кафедральные соборы в столицах назывались в честь Успения. Так была названа первая обитель в Киеве, матери городов русских, — Успенская Киево-Печерская лавра; так был назван столичный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы в городе Владимире; в честь Успения был назван и этот кафедральный собор, заложенный в XV веке при государе Иване III, объединителе Руси.
Почему так? Потому что Успение есть праздник прославления Пресвятой Богородицы. О Ее земном пути мы многого не знаем, он как бы скрыт в тени жизни Ее Сына, нашего Господа и Спасителя, но нам известно, что Дева Мария прожила трудную жизнь. Она родила сверхъестественно Сына и Спасителя нашего, Она воспитывала Его как мать, Она учила Его всему, чему мать должна учить свое дитя. Несомненно, Она радовалась тому, как Он восходил в силу, и переживала за Него, когда Он ступил на путь общественного служения. Она оставалась где-то рядом с Ним, и, наконец, мы встречаемся с Ней в момент страданий Спасителя на Голгофе. Она была жительницей Галилеи, севера Палестины, — значит, Она пришла в эти дни в Иерусалим как благочестивая женщина, чтобы помолиться в храме, и была вместе со Своим Сыном в самые тяжкие моменты Его жизни, когда Он страдал и был распят. Она был рядом с Ним, и действительно исполнились пророческие слова Симеона, которые он произнес, когда Мария принесла Младенца Иисуса в Иерусалимский храм, как бывало с первенцами мужского пола в каждой еврейской семье. Слова были удивительные, непохожие ни на какие другие: и Тебе Самой оружие пройдет душу (Лк. 2:35). Симеон предвидел Ее страдания, Ее скорбную жизнь…
Но праздник Успения есть Ее торжество. Мы празднуем торжественное вознесение на небо Девы Марии, Царицы Небесной, Матери Господа нашего Иисуса Христа. Мы празднуем Ее победу над всеми скорбями в жизни, мы празднуем Ее победу над всеми трудностями, которые Она испытала. И верим, что Она, пройдя непростым жизненным путем, и нам помогает преодолевать наши трудности. Именно поэтому в честь Пресвятой Богородицы, в честь Ее славы освящались кафедральные соборы на Святой Руси.
И с какой же радостью мы все вместе совершили сегодня Божественную литургию в главном соборе нашей Церкви! Как я радуюсь, обращаясь к вам на этой исторической соборной площади! Как радуемся мы всему, что происходит сегодня в связи с возрождением духовной жизни нашего народа! И как важно понять всем нам, и тем, кто часто ходит в храм, и тем, кто, может быть, впервые слышит мои слова: всё, что вы видите, — великие соборы, замечательная крепость, огромное мощное государство Россия — всё это было создано благословением Божиим, под Покровом Пречистой Царицы Небесной. Весь наш исторический опыт, вся наша жизнь требуют, чтобы никогда более мы не оказывались ни от своей веры, ни от своих святынь. И Кремль, оставаясь центром государства, центром принятия политических решений в нашей стране, должен оставаться также центром нашей духовной жизни; и когда одно будет соединяться с другим, тогда мирной, благополучной будет наша жизнь.
Молитвами Пресвятой Владычицы Богородицы, Царицы Небесной, Покровительницы земли нашей да хранит Господь Русь Святую! Да хранит Господь веру православную и всех вас, дорогие участники сегодняшнего замечательного торжества в Успенском соборе Московского Кремля!
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #504 : 07 Сентября, 2018, 21:16:16 »
3 сентября 2018 года, в день памяти святителя Варлаама, епископа Суздальского и Тарусского, Махрищского чудотворца, Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Свято-Троицком Стефано-Махрищском ставропигиальном женском монастыре. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью.
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимая матушка Елисавета! Дорогие братья и сестры!
Сердечно благодарю Вас, матушка, за добрые слова, которые Вы сейчас произнесли, и радуюсь, что Господь привел меня именно в этот день в сию святую обитель. Давно хотел побывать здесь, мы с матушкой Елисаветой строили планы на этот счет, но жизнь Патриарха такова, что даже очень тщательно выстроенные планы под воздействием внешних обстоятельств часто рушатся и приходится менять всё, отказываясь и от того, что близко твоему сердцу, что радует тебя как пастыря и христианина.
Так несколько раз мне приходилось отменять посещение этой святой обители. Я очень скорбел, но обстоятельства превышали мои возможности сохранить планы неизменными и приехать сюда. И вот, испытывая не только страх Божий, но и смущение в общении с матушкой, которой многократно обещал посетить обитель, я сказал ей, что есть только один день: «Это 3-е сентября, мати, больше ничего не предвидится». И вдруг она перекрестилась и с каким-то особенным чувством сказала: «Святейший, да ведь это день памяти святителя нашего Варлаама!»
Ну вот как? Я не смотрел в календарь, тем более что его имени в календаре нет. Просто Господь так управил, что, кроме этого дня, у Патриарха не было никакой возможности не только до конца этого года, но и в будущем году посетить Махрищскую обитель. И чем, как не молитвами святителя, не его заступничеством о вас и обо мне, можно объяснить, что именно в этот день я имел возможность вместе со своими собратьями, с сестрами обители, с многочисленными паломниками совершить это богослужение? И, конечно, я радуюсь всему тому, что увидел.
Возрождение этого храма, который, как вы знаете, был приходским, стало очень важным этапом возрождения святой обители. Обитель всегда именовалась Свято-Троицкой, а Свято-Троицкий храм был разрушен, и, как мне в свое время матушка сообщила, никакой возможности его возродить уже нет. Придел возрожден, как вы знаете, но сам храм возродить невозможно. А когда появилась возможность обрести этот храм, тогда я благословил матушку именовать его Свято-Троицким, чтобы историческое название обители не исчезло. И сегодня, поскольку сей главный храм является храмом Святой Троицы, мы по праву используем историческое наименование «Свято-Троицкая Махрищская обитель».
Радуюсь и тому, как благоукрашен этот храм. Вспоминаю, как мы с Вами сюда зашли сразу после его передачи — ничего подобного здесь не было. А сегодня мы можем наслаждаться замечательными росписями, прекрасным пением сестер, радоваться вместе с многочисленными паломниками, которые сегодня здесь.
Хотел бы также сердечно поблагодарить игумений из других монастырей, пришедших вместе с нами помолиться и разделить радость сей обители. Пусть Господь приклоняет милость перед вами.
Господь приклоняет милость пред монашествующими не только потому, что Он благой и любящий Отец, но и потому, что Он особым образом относится к каждому или каждой, кто посвящает Ему свою жизнь. А из этого проистекают и иные последствия. Если мы, облачаясь в монашеские ризы, себя не посвящаем полностью Господу, то подвергаемся особым наказаниям и особому Божиему суду. Вот почему перед тем, как принять постриг, нужно осознать, что через принятие обетов тот или иной человек входит в особые отношения со своим Творцом. Он или она отказываются от мира и от того, что в мире, ради любви ко Господу.
Но этот отказ должен быть по-настоящему отказом. Этот отказ должен быть действительно шагом к особому общению с Богом. Если же этот отказ заключается лишь в том, что одна одежда сменилась на другую, а в целом образ жизни остается прежним, ничем нас не утруждающим, то особое отношение Господа не распространяется на таких иноков и инокинь, которые жизнью своею отрицают приносимые Ему обеты.
Вот почему всякий раз, когда я посещаю обители, я говорю о необходимости молитвенной жизни для каждого инока или инокини — тех, кто принес обеты Господу и кто спасается в обители. Молитва для вас должна быть не просто механическим исполнением церковного устава, монашеских правил. Она должна быть в центре вашей жизни, даже если какие-то молитвы вы не всегда успеваете дочитать до конца. Может быть, куда важнее, если уж совсем не хватает времени, — вместо тех молитв, которые вы автоматически прочитаете, с глубоким смирением и осознанием своего греха обратиться ко Господу. Каждая молитва, возносимая монахом, — это в первую очередь молитва покаяния. С этого нужно начинать, пред Господом раскрывать душу, каяться в своих грехах, сознавать их и стараться всеми силами притяжение греха преодолеть.
Собственного говоря, вся монашеская жизнь есть особое отношение к себе с точки зрения преодоления греха и через это — стяжание особой духовной мудрости, которой монашествующий призван делиться с теми, кто посещает святую обитель. Ведь люди приходят сюда именно для того, чтобы прикоснуться к величию монашеского подвига, к красоте монашеской жизни. И как важно, чтобы каждый монашествующий мог от своего сердца что-то сказать паломникам, поддержать в трудных обстоятельствах, помолиться и ни в коем случае не превозноситься над людьми мирскими, которые приходят в монастырь. Потому что неизвестно, кто будет первым в очереди на Суд Божий, кого Господь оправдает, а кого накажет.
Поэтому со смирением, дорогие сестры, осуществляйте свое монашеское служение. Пребывайте в искренней молитве ко Господу, постоянно сознавайте свое несовершенство, кайтесь в своих грехах и любите всех, кто к вам приходит. Помогайте людям укрепиться в вере, разделяйте с ними их скорби, молитесь за них.
Вспоминаю, с какой радостью я посещал в детстве Пюхтицкую обитель в Эстонии и как мы все просили монахинь помолиться за нас в наших скорбях. В то время было особенно трудно жить в большом городе и оставаться христианином, и знаю, с какой любовью, с какой материнской нежностью относились к паломникам матушки Пюхтицкой обители. До сих пор я храню эту нежность, эту любовь монашескую в своем сердце. Поэтому по опыту говорю вам, дорогие сестры: ваша любовь к тем, кто приходит в святую обитель, дорогого стоит. Она способна менять жизнь людей и надолго оставаться в их благодарной памяти. Пусть Господь хранит сию святую обитель и Вас, матушка Елисавета, много здесь потрудившуюся.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси