Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?
rss

Автор Тема: Слова Патриарха Кирилла  (Прочитано 527843 раз)

0 Пользователей и 5 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #505 : 09 Сентября, 2018, 18:30:29 »
Слово Святейшего Патриарха Кирилла на заседании Высшего Церковного Совета 7 сентября 2018 года

7 сентября 2018 г. 13:38

7 сентября 2018 года в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил очередное заседание Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви. Открывая заседание, Святейший Владыка обратился к собравшимся со вступительным словом.

Приветствую всех членов Высшего Церковного Совета на очередном заседании.

Одной из важных тем, которая подлежит сегодня нашему рассмотрению, является уже неоднократно обсуждавшаяся тема молодежи и, в частности, проблема молодежных субкультур.

Я хотел бы сказать несколько слов по этому поводу, поскольку по мере погружения в тему вижу все больше и больше вопросов, на которые Церковь должна непременно выработать свой ответ — богословский и церковно-практический. Сегодня нам предстоит коснуться этой темы.

В самом стремлении молодых людей к созданию некой альтернативной молодежной среды нет ничего плохого. Молодые люди хотят создать свой мир, свой круг общения, более близкий им, чем массовая культура, которая временами несет не меньшую духовную опасность, чем сами молодежные субкультуры.

Если говорить о прошлом, то ведь и мы, православные, находились в советское времяв условиях субкультуры. Это была наша субкультура, и в ней мы чувствовали себя уютно, хорошо, спокойно, в каком-то смысле даже защищенно, хотя защищать нашу культурную среду от очень опасных влияний извне приходилось нам самим. В таких условиях росло поколение людей, которые не побоялись сохранить свою веру в атмосфере практически атеистической массовой культуры.

От современных субкультур порой исходит, как я уже сказал, опасность, — в первую очередь в связи с тем, что эти субкультуры иногда создаются деструктивными силами. Известен недавний инцидент в Таврическом саду Санкт-Петербурга, когда группа подростков, приверженцев популярной ныне тюремной субкультуры АУЕ (что расшифровывается как «арестантский уклад един») напала на прохожих и абсолютно немотивированно избивала людей.

Конечно, хулиганство было всегда, но все же у хулигана есть хоть какая-то мотивация: отнять деньги, вырвать сумочку из рук женщины, или просто человек находится в состоянии алкогольного опьянения. А здесь нечто другое — совершенно трезвые люди действуют очень жестоко, мотивируемые собственными внутренними идеями и собственными внутренними убеждениями.

Ясно, что такого рода действия должны встречать соответствующее противодействие со стороны правоохранительных органов, но вместе с тем ответственность за происходящее в молодежной среде лежит на всем обществе. Прежде всего на школе, на семье, но мы не можем исключать и своей ответственности. Ведь если мы не оказываем должное влияние на молодежь, то и мы несем ответственность за то, что сегодня происходит в молодежной среде.

Необходимо помнить: именно ощущение собственной ненужности, невостребованности зачастую толкает молодежь к поиску разнообразных форм активности, далеких от христианской нравственности. Чтобы оградить молодежь от разрушительного воздействия деструктивных субкультур, мы должны обеспечить молодым людям открытые альтернативные площадки для общения в христианском духе, которые сами по себе будут доказательством возможности жить в православной вере и оставаться при этом полноправными и полноценными членами современного общества.

Глубоко убежден, что первичным уровнем таких объединений должны стать молодежные инициативы на уровне приходов, которые нужно не просто поддерживать — их надо инициировать, их надо пестовать. Нужно помогать приходским молодежным руководителям развивать эти инициативы и приглашать к участию в них достаточно широкий круг молодежи. При этом Церковь, конечно, не будет становиться на пути самореализации людей, в том числе и в форме субкультурных движений. Но мы обязаны пастырски предостеречь молодежь от недопустимых крайностей в формировании таких субкультур. Ни в коем случае не должно быть высокомерия, назидательного менторского тона в отношении духовенства к молодежи, к молодежной культуре — это абсолютно контрпродуктивно. Нельзя смотреть на современную молодежь сверху вниз, с высоты своего положения и своего пастырского авторитета, пальчиком грозить, поучать, одергивать. Нужно в первую очередь понять, что происходит в сознании, в душах молодых людей и попытаться изнутри, в том числе изнутри молодежных групп, воздействовать на молодежь таким образом, чтобы предостеречь их от радикализма.

Особой благодарности заслуживают пастыри, которые уже сейчас работают с молодежными группами, с молодежными субкультурами. Многие из них сами вышли из этой среды, и их опыт бесценен. Сколько молодых людей спасли эти пастыри от самоубийств, от раннего пьянства, от наркотиков, от разврата! Никто не знает точное количество, но это множество спасенных душ. И ведь спасли добрым словом, сердечностью, умением говорить на общем языке, а не окриками или осуждением. Этот пастырский опыт заслуживает особого внимания, изучения и распространения его положительных результатов — конечно, с учетом и сделанных ошибок.

Организация на приходах тематических клубов и движений с элементами субкультур, молодежная музыка и все прочее должно восприниматься нами как одно из средств воздействия на молодежную субкультуру. На прошедшем недавно в Москве III Международном православном молодежном форуме было представлено множество замечательных примеров и инициатив, получивших высокую оценку и признание в молодежной среде. Должен сказать, что лично на меня этот съезд произвел очень положительное впечатление. Я общался в кулуарах съезда с молодыми людьми — очень инициативными, которые просто пышут энтузиазмом. У них замечательные проекты, вокруг которых они объединяют своих ровесников; они действительно живут всем этим и одновременно являются активными православными людьми.

Так что у нас в активе много замечательных инициатив и проектов. Мы с вами не в чистом поле начинаем работать, многое уже сделано. Но мне бы хотелось, чтобы архипастыри и пастыри принимали максимальное участие в такого рода работе, помогали молодежи, ни в коем случае не сторонились молодежной работы и молодежных инициатив. Конечно, работа с молодежными субкультурами не должна быть делом исключительно духовенства, — надо активно привлекать наш приходской актив, мирян и в первую очередь православную молодежь.

Полагаю, сегодняшнее обсуждение поможет нам сформулировать некоторые мысли, которые были бы полезны для того, чтобы передать их нашим архипастырям, пастырям, готовым работать в данном направлении. С моей скромной точки зрения, работа с молодежью должна быть не на десятом или двадцатом месте в нашей повестке дня, а на одном из самых первых. Еще раз хотел бы сказать: это не дань времени, не дань моде, — это ответ на реально существующую проблему, который мы должны дать на уровне богословия, общецерковных решений и, конечно, на уровне пастырской работы. Благодарю за внимание.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5263769.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #506 : 25 Сентября, 2018, 13:48:52 »
Слово Святейшего Патриарха Кирилла при посещении Введенского храма в Дудинке

10 сентября 2018 г. 16:29

10 сентября 2018 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Введенский храм в Дудинке (административный центр Таймырского Долгано-Ненецкого района Красноярского края). Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Дорогие владыки, отцы, братья и сестры! Жители Дудинки!

Я с очень хорошим настроением прилетел сюда, потому что давно хотел побывать в вашем городе. Он имеет очень большое значение для всей страны — это один из самых северных портов России, который связывает Сибирь, Север с европейской частью страны, с зарубежьем. Взирая на благоустроенный город, на красивые здания, понимаешь, какой огромный труд был вложен, чтобы все это построить. Это сделали предшествующие поколения, и мы не должны забывать подвиг тех, кто в тяжелейших условиях построил город и порт и дал возможность развиваться Северу России.

Но я хотел бы, обращаясь к вам, сказать: вы наследники этих людей, вы живете здесь, вы продолжаете их труд, вы развиваете экономику этого края. И, может быть, самое важное, что произошло здесь за последние годы, — то, что появился Божий храм.

Опираясь на свои силы, человек может сделать многое, но не всё. Каждый это знает, особенно те, кто работает на пределе сил. Иногда я спрашиваю спортсменов: «А почему вы в Бога верите?» Мне нередко отвечают так: «Мы чувствуем, что-то зависит от нас, но есть и то, что от нас не зависит. И понимаем, что есть Божие присутствие в деле, которое мы совершаем». Но ведь то, что говорят спортсмены, можно отнести к каждому из нас. Господь присутствует в нашей жизни, укрепляет нас там, где наших сил не хватает, дает нам здоровье, когда оно пошатнулось, помогает вылечить тяжелые болезни и, что самое главное, вылечить душу. Жизнь с Богом дает человеку надежную опору, дает радость, дает силу преодолевать трудности.

И замечательно, что храм Божий — в центре вашего города. Призываю вас крепко хранить веру православную, не забывать молиться, обращаться ко Господу своими словами, просить о своем, о самих себе, о своих родных и близких, особенно о детях и внуках. Хотел бы также, обращаясь к представителям коренных народов Таймыра, сердечно поблагодарить за теплую встречу. Каждый на своем языке поприветствовал меня, сказал «Добро пожаловать», и я сохраню эту замечательную картину в своей памяти.

А вас прошу хранить веру православную, а также хранить самих себя. Вы очень драгоценны для всей России, и вы должны быть крепкими и сильными, продолжать свой род, расширять свои семьи, потому что присутствие коренных народов России в местах, где они всегда жили, является огромным духовным и культурным достоянием нашего народа. Пусть Господь благословляет ваши семьи и дает вам силы продолжать род.

Хотел бы также приветствовать всех тружеников — тех, кто работает в порту, тех, кто ходит в море. Непросто жить на Крайнем Севере, и сколько сил, здоровья требуется, чтобы достойно исполнять свой трудовой долг!

Особые слова хотел бы обратить к вашим семьям, к вашим родным и близким. Храните любовь между собою, помните, что самое сильное чувство, которое объединяет людей, — это любовь. Когда исчезает любовь, человеческое общение разрушается, и очень важно, чтобы отец и мать, муж и жена умели ограничивать свои желания, свои устремления во имя блага всей семьи. Семья — это большой подвиг для родителей, которые, ограничивая себя, дают возможность расти, развиваться своим детям. Общение в семье всегда предполагает уступку, некую маленькую жертву, а если мы перестаем уступать друг другу, перестаем что-то отдавать друг другу, то любовь разрушается и уходит. Берегите ваши семьи — это очаг, у которого вы согреваетесь. Он так необходим везде, но, наверное, особенно — на Крайнем Севере.

Конечно, мое особое слово — к молодежи. Берегите свое здоровье. Не дай Бог, чтобы трудные климатические условия толкали вас на злоупотребление спиртными напитками и всем тем, что разрушает здоровье. Жить на Севере может лишь тот, кто здоров и силен. Поэтому здоровый образ жизни северян — это залог вашего благополучия, благополучия ваших семей и в каком-то смысле залог благополучия Севера всей России.

Благодарю владыку Агафангела и местное духовенство за труды, которые вы несете по окормлению паствы здесь, в Дудинке. Хотел бы призвать благословение Божие на всех вас, мои дорогие, на ваши семьи, на ваших родных, на ваших близких, на руководство Дудинки, на руководство порта — всех тех, от чьей работы зависит благополучие многих людей. Пусть Господь всех вас хранит, укрепляет в добром здоровье и крепкой вере. Рад видеть всех вас. Спаси Господи!

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5265442.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #507 : 25 Сентября, 2018, 13:52:31 »
Патриаршая проповедь после Литургии в храме Новомучеников и исповедников Церкви Русской в Норильске

11 сентября 2018 г. 21:05

11 сентября 2018 года, в день памяти Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме Новомучеников и исповедников Церкви Русской в Норильске. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы вспоминаем трагическое событие, запечатленное на страницах Евангельской истории (Мк. 6:14-30), — усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна по злой воле Иродиады, жены царя Ирода, которое он осуществил, находясь в состоянии опьянения, — при том, что уважал пророка и общался с ним. Дочь Ирода станцевала перед гостями, танец понравился, и пьяный царь говорит ей: «Проси, что хочешь, — вплоть до половины царства».

Разве мог государственный деятель в нормальном состоянии сказать танцевавшей перед ним девушке, что отдаст ей половину своей власти? Да никогда! Поэтому ничем иным, кроме опьянения, помраченного сознания, невозможно объяснить странный поступок царя Ирода, закончившийся мученической кончиной «величайшего из рожденных женами», как то сказано в слове Божием (см. Мф. 11:11), — Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна.

У преподобного Нила Синайского, подвижника V века, ученика Иоанна Златоуста, мы находим такие слова: «Не дай плоти того, что она хочет, но что ей необходимо». Замечательные слова человека, который занимал очень высокий государственный пост префекта, то есть мэра, столицы Византии города Константинополя, а затем, осознав суету жизни, покинул свой пост и переселился на гору Синай, где принял постриг и начал жить как отшельник. Этому очень просвещенному, абсолютно неординарному человеку в ответ на его духовный подвиг и его усилия Господь открыл множество замечательных мыслей. Сейчас я процитировал одну из них — мысль ясную, простую, но как же важно нам всем ее помнить: «Не давай душе то, что ей хочется, то, что она от тебя требует, то, что хочет твой внутренний человек, что он от тебя требует, — но отдавай то, что дόлжно».

А ведь мы должны и своему внутреннему человеку, самим себе многое отдавать. Мы должны поддерживать нашу жизнь, мы должны заботиться о здоровье, соответствующим образом питаться, одеваться — это особенно имеет отношение к северным краям. Если не мы, то кто позаботится о нас? В заботе о самих себе нет ничего греховного. Но если эта забота становится доминантой человеческой жизни, если ей подчиняется всё, если каждое движение плоти мы стараемся удовлетворить, то мы становимся рабами плоти, как стал рабом своих эмоций и низменных чувств царь Ирод в момент принятия страшного решения об умерщвлении Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

В этот день мы молимся, чтобы Господь приклонил милость свою к нашему народу, в среде которого пьянство по-прежнему остается одним из самых страшных и грозных явлений, приносящим наибольшее количество смертей, разрушающим семьи, мешающим людям сделать карьеру, помрачающим сознание, разрушающим плоды образования, то есть губящим человеческую личность. А всё от того, что нет сил остановиться, нет сил самому себе сказать «достаточно». Одно дело, если человек на празднике произносит тост вместе со своей семьей, со своими друзьями. Но совершенно другое, если он ни дня не может прожить без алкоголя, объясняя его употребление любыми причинами — переутомлением, усталостью, необходимостью разрядки. Именно от такой зависимости, которая разрушает человеческую личность, помрачает разум, притупляет волю, ослабляет чувства, — мы сегодня просили Господа избавить ту часть нашего народа, которая этой зависимости подвержена.

Сегодня завершается мое пребывание на Таймыре, куда я прибыл из Ямало-Ненецкого округа, из города Когалыма. Завершается мое путешествие по этой важной части Русского Севера. Господь помог мне совершить это путешествие. Я был в Дудинке, в Хатанге, и вот сегодня вместе с вами совершаю здесь, в Норильске, освящение этого храма. Меня радует все, что я вижу. Еще три года назад Норильск выглядел иначе, и дороги были другими, а сегодня очень важные перемены были мною замечены, пока я ехал от места своего размещения до этого храма. И дай Бог, чтобы поступательное развитие в жизни нашего народа, благоустройство городов, поселков, сел здесь, на Крайнем Севере, продолжалось. Потому что очень важно, чтобы люди, трудящиеся в сложных климатических условиях, получали все необходимое для поддержания своего здоровья, для образования своих детей, для сохранения своих семей.

Отмечая положительные внешние сдвиги в жизни нашего народа, прошу Господа, чтобы и духовная жизнь всех нас изменялась к лучшему. Современный человек должен понять: даже очень комфортная жизнь, высокая зарплата, возможность путешествовать и наслаждаться жизнью не решают внутренних проблем человека. Только сам человек силой благодати Божией, призывая Господа в молитве, способен ответить на свои собственные внутренние вызовы, на свои проблемы, остановиться там, где необходимо остановиться, и развивать в себе то, что нужно развивать, даже если нет желания и лень обуревает. Человек должен работать над самим собой до тех пор, пока есть силы и пока работает голова, — таково призвание каждого из нас.

Верим, что по милости Божией добрые перемены происходят и во внутренней жизни нашего народа. Я многое вижу, путешествуя по стране, и благодарю Господа за эти перемены. Но сознаю, как много проблем еще остается в личной жизни наших людей, в семейных отношениях, в отношениях между коллегами, товарищами по работе; как много проблем в нашем обществе. А чтобы решать все эти проблемы, нужно в первую очередь разобраться с самим собой, определить свои приоритеты, поддержать в себе то, что дает силы не только правильно устроять отношения с ближними, но и активно участвовать в развитии жизни нашего общества и нашего государства.

Размышляя о страшном поступке царя Ирода, будем помнить, что большую часть наших поступков определяют не столько внешние причины, сколько внутреннее состояние нашего ума и сердца. А Христос учит нас, как надо жить, чтобы это состояние всегда направляло нашу волю к свершению добрых дел. Вот я и хотел бы в этот день, который мы всегда отмечаем с некоей тревогой, в день, когда мы усердно молимся об избавлении людей от алкогольной зависимости, Господь особым образом прикоснулся к нашему разуму и нашему сердцу, помогая нам разобраться с самими собой и определить для себя тот жизненный путь, ту жизненную траекторию, которая привела бы нас к Богу, которая помогла бы в этой жизни решить множество проблем, которые перед нами стоят, и решить самую главную задачу — задачу преображения ума и сердца, с тем чтобы преображенным духом войти в Божественное и Небесное Царство. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5266335.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #508 : 25 Сентября, 2018, 13:53:32 »
Патриаршая проповедь после Литургии в Неделю 16-ю по Пятидесятнице в храме святителя Иннокентия Московского в Бескудникове г. Москвы

16 сентября 2018 г. 19:36

16 сентября 2018 года, в Неделю 16-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме святителя Иннокентия, митрополита Московского, в Бескудникове г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня, в 16-е воскресенье после Пятидесятницы, за Литургией согласно церковному уставу читается евангельская притча о талантах (Мф. 25:14-30). Все, кто ходит в храм, знают эту притчу, те, кто читал Евангелие, ее помнят. Притча повествует о том, как одному человеку дали пять талантов, другому — два таланта, еще кому-то — один. А когда тот, кто раздавал таланты, потребовал отчет об их использовании, оказалось, что получивший один талант вообще никак их его не использовал, а просто зарыл. Словами этой притчи Господь осудил каждого, кто зарывает свой талант, кто его скрывает, кто не использует свой талант для создания благ, духовных или материальных, на пользу ближнему своему.

Очень часто наличие талантов вызывает у окружающих чувство зависти. Если кто-то, не обладая особыми талантами, видит рядом с собой людей одаренных, то у него может развиться комплекс неполноценности. Напротив, человек, наделенный талантами, может потерять чувство самоконтроля и воспринимать полученный от Бога талант как свою собственную добродетель, как результат своих собственных трудов и поэтому превозноситься над окружающими, в первую очередь над теми, кто талантов не имеет.

Размышляя на эту тему, святой Василий Великий говорит, что человек, который не имеет талантов, не должен презирать себя, а тот, кто имеет таланты, не должен презирать талантами не одаренного. Ни в коем случае наши способности и то, что явилось результатом их развития — положение в обществе и государстве, наличие материальных благ, — не должны стать причиной к тому, чтобы мы смотрели сверху вниз на тех, кто от Бога этих даров не получил, и чтобы успехи, проистекающие из наших талантов, мы приписывали сами себе, а не благодарили Бога каждый день за дар, который Он нам дал.

И вот что еще очень важное сказал Василий Великий, размышляя над притчей, которую мы сегодня слышали. Он сказал, что человек, имеющий таланты, но использующий их лишь для собственного благоугождения, не направляющий плоды своих талантов на благо других людей, уподобляется в глазах Божиих тем, кто никаких талантов не имеет. Потому что талант реализуется не так, как Бог повелевает нам это делать, и, не имея ценности пред лицом Божиим, не имеет ценности и пред лицом людей. И мы знаем, что многие, несомненно, талантливые люди не воспринимаются народом — политики, общественные деятели и прочие, которые, несмотря на свои таланты, не имеют никакой поддержки в человеческих сердцах.

Талант — это то, что от Бога и что Господь может отнять в любой момент. Если мы, имея талант, не обращаем его во благо людей, а только сами наслаждаемся результатами того, что талант нам приносит, то участь наша печальна. И ведь нам известны примеры глубоко несчастных людей — во власти сущих, богатых, знаменитых — и у нас, и по всему миру. Всё у человека есть, а счастья нет, мира душевного нет, как нет той радости, которую он, может быть, испытывал в детстве или в юности, хотя и не имел того, что у него есть сегодня. Талант — это дар Божий, который нельзя отвергать, но им нельзя и злоупотреблять, действуя вопреки Божией воле.

Всему этому мы научены сегодня замечательной притчей о талантах. Пусть эта притча помогает нам, в первую очередь, правильно оценивать самих себя. Эта самооценка очень важна. Молясь пред лицом Божиим, пред иконой в своей собственной комнате, каждый человек, даже очень талантливый и успешный, должен давать себе самооценку, и чем больше возможностей, чем больше талантов, тем выше должна быть планка требований, которые мы предъявляем к самим себе.

Но и тот, кто не имеет таланта, кто живет не очень состоятельно, у кого нет возможностей делать карьеру, кто просто питается от рук своих, должен не завидовать тем, у кого есть таланты, а понимать: кому больше дано, с того больше и спросится. И неизвестно, кто будет первым стоять пред лицом Божиим — имевший десять талантов или тот, у кого был лишь один. Там будет окончательный суд, хотя начинается он здесь, в нашей жизни, через состояние ума, через состояние души. Если человек теряет покой, если из его жизни исчезает радость, значит, талант не помогает быть счастливым, значит, Господу неугодно все, что талантливый человек делает, и Господь лишает его естественных результатов того дара, который он получил.

Напротив, мы знаем, как люди, не имеющие талантов, живущие очень и очень скромно, сохраняют удивительные радость и мир в сердце. Мне приходится путешествовать по всей России, по деревням и селам, по отдаленным уголкам тундры. И когда я встречаюсь с простыми людьми, живущими в чумах в условиях Арктики, когда я смотрю на их лица, я вижу в их глазах человеческое счастье, мир, благополучие, спокойствие. Ведь то, к чему стремится человек и что в первую очередь предопределено дарами, которые человек получает, — всё это разумом и волей самого человека может быть либо обращено к его счастью, полноте жизни, либо разрушено.

В Слове Божием нет ни одной мысли, которая бы не имела отношения к нам — людям, отделенным двумя тысячами лет от пришествия в мир Спасителя. Все, что было сказано и было актуально тогда, актуально сегодня и останется актуальным до скончания человеческой истории. И да поможет нам Господь воспринимать Его слово как величайший закон жизни, осуществляя который, мы только и можем достигнуть подлинного счастья, подлинного благополучия в этой жизни и Царства Небесного по окончании нашего физического бытия. Пусть Господь помогает каждому из нас на нашем жизненном пути. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5269317.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #509 : 25 Сентября, 2018, 13:54:23 »
Патриаршая проповедь в праздник Рождества Пресвятой Богородицы после Литургии в Богородице-Рождественском монастыре

21 сентября 2018 г. 23:01

21 сентября 2018 года, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме Казанской иконы Божией Матери Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В каждый Богородичный праздник мы за Литургией слышим послание апостола Павла Филиппийцам, где о Божией Матери ничего не говорится, — речь идет о Спасителе. Но и к Пресвятой Деве Марии могут быть отнесены слова апостола: «Он был послушен Отцу даже до смерти, и смерти крестной, и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилась всякая тварь — земная, небесная и преисподняя» (см. Флп. 2:8-10).

В этих словах — очень важное послание, имеющее прямое отношение к жизни каждого человека. Бог превознес Сына Своего, потому что Сын смирил Себя и был послушен даже до смерти, и смерти крестной. Чему же был послушен Господь Иисус Христос? Он был послушен воле Триединого Бога — Отца, Сына и Святаго Духа. Он Свою земную жизнь устроял в полном соответствии с волей Божией. И, наверное, это послание апостола Павла читается в Богородичные дни потому, что Дева Мария так же Себя смирила и была послушна воле Божией, даже до крестной смерти Сына Своего.

Слова апостола Павла, относящиеся, как я уже сказал, к Господу и Спасителю, и жизнь Пресвятой Богородицы, соответствующая этим словам, заставляют нас задать один очень важный вопрос. А именно, если самое главное в жизни человека — быть послушным воле Божией, то как эту волю узнать? Мы каждый день вовлекаемся в разные ситуации, очень часто требующие сделать выбор. Иногда этот выбор является критически важным для нас. Каждый приходской священник знает, с какими неожиданными вопросами обращаются иногда верующие на исповеди или просто спрашивая: «Мы не знаем, как нам поступить, — менять место жительства или нет, приобретать квартиру или нет, ехать куда-то или нет?» Иногда священники, в свою очередь, обращаются ко мне с просьбой помочь им найти правильные ответы, на что я обычно говорю: «В таких ситуациях вы не можете дать правильный ответ, потому что он будет от человеческой мудрости, а не от Божественного вдохновения, а нам всем — и духовенству, и монашествующим, и мирянам — нужно научиться жить в соответствии с волей Божией». И если жизнь будет устраиваться в соответствии с волей Божией, то и решения в частных ситуациях будут укладываться в общее русло нашего повиновения Божественной воле.

Но самый главный вопрос остается: а как же узнать, что есть воля Божия? У святителя Иоанна Златоуста мы находим замечательные слова: «Если вы слышите и исполняете Его заповеди, то Он исполняет ваши молитвы». В Божественных заповедях, в Божественном законе, который передается нам через слово Божие, и есть воля Божия, являемая миру через слова человеческие. Нам только нужно научиться эти Божественные заповеди применять к повседневной нашей жизни. Конечно, ни заповеди Моисея, ни заповеди Нагорной проповеди не могут покрыть все многообразие жизненных ситуаций, через которые мы проходим, когда от нас требуется сделать тот или иной выбор, но эти заповеди задают направление, которое поможет избежать ошибок.

Мы застрахованы от ошибок только в том случае, если главным критерием выбора наших поступков будет желание, готовность соответствовать Божией воле, как она дана нам в Его Божественном законе. Поэтому всякий раз, когда мы вспоминаем Деву Марию, Царицу Небесную, Матерь Божию, мы должны представить себе, что именно Она явилась воплощением того идеала, к которому Господь призывает всякого человека. Она Себя полностью предала в руки Божии, Она отдала Свою волю в руки Божии и исполняла Его волю. И сделала это в самом главном, смиренно ответив на Благовещение, принесенное Ей архангелом Гавриилом. А потом и вся Ее жизнь укладывалась в рамки полного подчинения Своей воли воле Божественного Сына.

Дева Мария велика не только тем, что родила Господа и Спасителя, не только тем, что превыше всех ангелов и архангелов и находится ближе всех к Богу, но и тем, что всех нас научила правилу жизни, следуя которому, мы никогда не совершим ошибки. Воля Божия, благая и совершенная, есть то, что каждый из нас должен стремиться осуществить в своей жизни. В послушании Божественной воле, несомненно, будут устрояться ко благу все наши человеческие дела. Этому научены мы от Пресвятой, Пречистой, Преблагословенной Царицы Небесной, Рождество Которой мы так торжественно празднуем как первый великий двунадесятый праздник в новому году, вспоминая Ее жизненный подвиг, Ее благочестивых родителей и, самое главное, вспоминая сам дивный образ Девы, послушной Богу до конца Своей земной жизни. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5271780.html