rss
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?

Автор Тема: Слова Патриарха Кирилла  (Прочитано 334122 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Лидия Цвет.

  • Гражданин Аура Русы
  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 1419
  • Репутация: +118/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #520 : 25 Ноябрь, 2018, 18:51:12 »
Патриаршая проповедь в день памяти святителя Тихона и отцов Поместного Собора 1917-1918 годов после Литургии в домовом храме Свято-Тихоновского университета

18 ноября 2018 г. 23:18

18 ноября 2018 года, в Неделю 25-ю по Пятидесятнице, день памяти святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, и отцов Поместного Собора Русской Церкви 1917-1918 годов, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в домовом храме святого равноапостольного князя Владимира Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы слышали евангельское чтение (Лк. 8: 41-56) о двух событиях, которые связаны с проявлением одного и того же человеческого чувства: это воскрешение дочери Иаира, начальника синагоги, и исцеление кровоточивой женщины. Действительно, в основе обоих событий, на которые Господь откликнулся Своей чудодейственной силой, было очень важное человеческое чувство — чувство надежды. Без надежды ни дочь Иаира не воскресла бы, ни женщина кровоточивая не получила бы исцеления.

Что же такое надежда? Мы очень часто используем это слово, но, наверное, мало кто, размышляя о связанном с ним понятием, усмотрел бы очень тесную, глубокую связь с другим словом — словом «вера». В замечательном словаре Даля мы можем прочитать, что надежда есть ожидаемая уверенность, — это точная формулировка нашего замечательного ученого. Так что же такое уверенность? В слове «уверенность» тот же корень, что и в слове «вера». Не может быть уверенности без веры. Ожидаемая уверенность — это и есть надежда, которая без веры существовать не может. Стало быть, слово «надежда» теряет всякий смысл вне религиозного контекста, потому что без веры в Бога не может быть надежды. А что может быть? Может быть мечта. Открываем словарь Даля — что такое мечта? Четкое определение: игра воображения.

Ожидаемая уверенность и игра воображения. Сколь далеки по смыслу эти понятия! Действительно, в нашей уверенности, в нашей надежде всегда присутствует вера. И, как замечательно сказал святитель Иоанн Златоуст, не преткнется тот, кто надеется на Бога. Действительно, человек не преткнется, если он жизнь свою вверяет в руки Божии, если его надежда оплодотворяется верой, если он живет в союзе с Богом. Тогда у него вырастают крылья, он становится действительно сильным и способным на многие, в том числе великие, поступки.

Сегодняшнее евангельское чтение еще и еще раз свидетельствует о том, насколько Бог близок к человеку, насколько Господь милосерд. Спаситель готов идти в дом начальника синагоги, чтобы воскресить его дочь, и не отказывает в помощи несчастной женщине, припавшей к Его одеждам, но изливает Свою благодать на ту, что возложила на Него последнюю надежду.

Надежда не постыжает (Рим. 5:5), когда она реально связана с верой. Современным людям, которые часто говорят «я надеюсь», нужно ясно понять, что без Бога и без веры не существует надежды, а есть лишь мечта, игра воображения. И как же обеднеет наша жизнь, как обеднеют межличностные отношения, если из них уйдет надежда! Нередко говорят: надежда умирает последней, и это действительно так, потому что надежда связана с верой в Бога.

Сегодня мы вспоминаем святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, с которым это место тесно связано и в своей истории, и в наши дни: в честь Патриарха Тихона назван наш прославленный университет, который так много сделал и делает для просвещения народа нашего, для воспитания православной интеллигенции, для подготовки кадров как для Церкви, так и для светских работ. Можем мы себе представить подвиг Патриарха Тихона, если бы он утратил надежду? Или подвиг наших новомучеников, исповедников, тех, кого расстреливали в Бутово, кого заточали в Соловках и в других местах? Разве они могли знать, что их мучения и смерть станут известны всему миру, — когда весь мир был для них ограничен камерой пыток или комнатой допросов? Но у каждого из них была надежда на Бога.

Быть может, не сбылась их надежда на то, что они выйдут из этих камер на свободу. Но Господь уготовал им нечто иное, осуществив их надежду в полной мере. Их смерть стала семенем для современного христианства, особенно в нашей стране. Потому что невозможно быть безразличным к подвигу новомучеников и исповедников Церкви нашей. Невозможно не задумываться о силе их духа, о силе их веры, о той победе, которую они совершили над своими гонителями и мучителями.

Поэтому празднование памяти святителя Тихона, новомучеников и исповедников Церкви Русской — это, прежде всего, прославление надежды, которой они жили и которую они через свой подвиг заповедали всем нам. Надежда умирает последней, а у христианина она никогда не умирает, потому что мы надеемся не только на то, что Господь мудро управит наши жизненные пути, но и на то, что по милости Своей, в ответ на наше покаяние и наше желание жить в соответствии с Его законом, Он откроет нам врата вечности. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5304536.html

Оффлайн Лидия Цвет.

  • Гражданин Аура Русы
  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 1419
  • Репутация: +118/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #521 : 28 Ноябрь, 2018, 19:40:25 »
Слово Святейшего Патриарха Кирилла после всенощного бдения в кафедральном соборе Христа Спасителя г. Калининграда

24 ноября 2018 г. 23:13

Вечером 24 ноября 2018 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил утреню всенощного бдения в кафедральном соборе Христа Спасителя г. Калининграда. После богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся в храме с Первосвятительским словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый владыка Серафим! Дорогие отцы, матушки игумении, братья, сестры!

Всех вас сердечно поздравляю с воскресным вечером. Только что мы совершили торжественное богослужение в соборе, в котором выполнены все строительные и художественные работы.

Собор строился долго. А если принять во внимание экономические кризисы, которые имели место в нашем Отечество в минувшие годы, то неудивительно, что продолжение строительства порой казалось просто чудом Божиим. Помню, как в кризисные годы все останавливалось, ничего не строилось, нигде не стучал молоток, не пилилось дерево, не складывались кирпичи, и только в здесь, Калининграде, на этом самом месте, строительство собора никогда не прекращалось. Хотя средств практически не было, я настаивал, чтобы стройка не прекращалась ни на один день. Пусть будут работать два человека, трое, пятеро, — но стройка должна идти. И помню, как калининградцы удивлялись, что в такое тяжелое время, в разгар глубокого экономического кризиса, собор строился. Пусть малыми шагами (действительно, на строительстве иногда оставалось пять-десять человек), но стройка шла, и никогда не было сомнений в том, что собор будет построен. Потому что храм строился как великий символ воскрешения веры в нашем народе — здесь, в Калининградской области, где в течение сорока лет не было ни одного места для молитвы, где люди не знали, как перекреститься, как к священнику под благословение подойти.

Поэтому сегодняшний день завершает целую эпоху — эпоху становления Церкви Православной на Калининградской земле. Но когда мы говорим о том значительном и важном, что было совершено, следует помнить, что мы в самом начале пути. Никто не может сказать, подобно евангельскому богачу: «душа, ешь, пей, веселись», никто не может сказать: «мы достигли всего, что нужно было достичь, теперь и отдохнуть можно, и темпы сбавить». Мы не должны так говорить, потому что мы в самом начале духовного возрождения нашего народа. И хотя статистически большинство россиян говорят сегодня о своей принадлежности к православной вере, но статистическая принадлежность и реальное воцерковление — это разные вещи. И мы должны работать над тем, чтобы осуществлялось воцерковление нашего народа, чтобы люди умом и сердцем почувствовали, как важно быть с Богом, чтобы они почувствовали силу молитвы, чтобы они почувствовали, что молитва замыкает цепь, по которой осуществляется связь между ними и Богом. Когда такой яркий, сильный религиозный опыт станет достоянием большинства людей, тогда, я думаю, и можно будет говорить о реальном возрождении веры в нашем народе. А пока нужно трудиться и благодарить Бога за каждый этап, за каждый новый шаг, за каждый новый храм, за каждого человека, обратившегося ко Христу, пришедшего принять крещение и войти в Церковь Христову.

Этот собор действительно является неким символом возрождения. И дай Бог, чтобы мы, взирая на этот символ, укреплялись в вере, чтобы мы понимали, что добрые дела, которые споспешествуются молитвой, всегда привлекают благодать Божию, а значит, ведут к успеху. Храм прекрасен как изнутри, так и снаружи, особенно в это вечернее время, когда через огромные окна подсвечена замечательная роспись. Те, кто проходит мимо храма, видят эту красоту. Но я хотел бы сказать вот о чем: главным украшением храма являются люди, которые собираются для молитвы. Люди, которые обращают к Богу свои прошения, в сердцах которых — сильная вера. И дай Бог, чтобы все наши храмы были наполнены народом так, как сегодня в этот торжественный праздничный вечер наполнен кафедральный храм Христа Спасителя в городе Калининграде. Для этого все мы должны трудиться, в первую очередь архипастыри и пастыри, не щадя жизни своей в полном смысле слова. Никогда не следует поступать так, чтобы личный интерес, личные жизненные цели закрывали перед духовным взором самую главную цель — дерзновенное служение Господу и своему народу. Надеюсь, что духовенство Калининградской митрополии и далее продолжит свое служение во благо Церкви, Отечества и Калининградской земли.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5309868.html

Оффлайн Лидия Цвет.

  • Гражданин Аура Русы
  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 1419
  • Репутация: +118/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #522 : 28 Ноябрь, 2018, 19:42:23 »
Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в храме святой мученицы Лидии в Калининграде

25 ноября 2018 г. 23:41

25 ноября 2018 года, в Неделю 26-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме святой мученицы Лидии в Калининграде. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня, в 26-е воскресенье после Троицы, мы по церковному уставу читали небольшой отрывок из Евангелия, повествующий о милосердном самарянине — о том, как он помог человеку, на которого напали разбойники и который нуждался в помощи (Лк. 10:25-37). Господь рассказал эту историю в ответ на вопрос «кто мой ближний?», и когда Его рассказ достиг ушей слушавших, ответ на встречный вопрос «кто, как вы думаете, был ближним для того, на кого напали разбойники?» был очевиден. Слышавшие Господа и Спасителя ответили: «Конечно, тот, кто оказал ему милость».

«Ближний» — очень важное понятие. Обычно мы его распространяем на самых близких, родных людей — это отец, мать, братья, сестры, муж, жена, дети… Но на самом деле понятие «ближний» куда более широкое, и оно должно включать не только родных и близких, но и других людей. И вот возникает вопрос: «Кого же мы должны включать в этот узкий круг, именуемый ближними?» Конечно, каждый поступает по своему разумению, и нередко люди создают видимость того, что тот или иной человек для них ближний. Так делается ради карьеры, материальной выгоды, корпоративных отношений, но на самом деле, на уровне сердца, никакой близости между людьми нет. Это вполне понятно, потому что человек может допустить близко к себе только того, к кому он имеет сердечное отношение. Когда человек становится действительно близким, это даже больше, чем доверие, и в таких отношениях есть своя логика и свой здравый смыл.

Но Господь предлагает нам расширить границы круга тех, на кого распространяется понятие «ближний», и связывает расширение этих границ с нашей способностью делать добро. А святитель Иоанн Златоуст говорит, что ближним для нас становится тот, кому мы делаем добро, кому мы идем навстречу. В чем же дело? Почему ближним может стать тот, кому мы делаем добро? А потому что, делая добро, мы уже никогда не забываем того, кому мы это сделали. Наше добро — это часть нас самих. Будь то материальная помощь, моральная поддержка, просто добрые слова, сказанные в тяжелый момент, — это часть нашей природы, нашего сознания, нашей воли, наших чувств. Распространяя наше собственное «я» на других, мы, естественно, включаем их в орбиту своей жизни, так что они становятся для нас ближними. И добрый самарянин, иноплеменник, стал, несомненно, очень близким тому, на кого напали разбойники. Ведь именно самарянин сошел с дороги, увидев окровавленного, избитого путника, возлил на его раны вино, и маслом его помазал, и на осла своего посадил, и до гостиницы довез, и дал деньги хозяину гостиницы, сказав: «Ты о нем позаботься, а если издержишь больше, на обратном пути я тебе все возмещу». Конечно, этот человек навсегда запомнил самарянина, который сделал ему добро, как и самарянин навсегда запомнил этого путника.

Неслучайно Господь рассказывает нам эту историю. Он предлагает нам делать то же самое, чтобы иметь близких людей. Чтобы иметь близких, нужно делать добро, и это добро реально соединяет людей. Это больше, чем политическая солидарность, больше, чем утилитарная солидарность, связанная с достижением каких-то корпоративных интересов. Когда мы друг другу делаем добро, мы становимся ближними. Слова Святого Евангелия, которые к нам сегодня обращены, должны действительно достигать нашего сознания. Ибо в слове Божием нет ни одного пустого или лишнего слова. И если исполнять все то, чему Бог нас учит, мы в первую очередь станем счастливыми людьми, потому что спасение человеческой души и счастье — это синонимы. Не может быть одного без другого. Не может быть счастья без спасения души, и не может быть спасения души без счастья, потому что в человеческом счастье отображается Божественное милосердие, Его любовь, отблеск Божественного Царства. И для того чтобы стать обладателями всего этого богатства милости и благодати Божией, мы должны помнить, что совершение добрых дел есть нечто очень важное как для тех, к кому мы эти дела обращаем, так и — быть может, в первую очередь, — для нас самих.

Сегодня многие нуждаются в нашей помощи. В помощи состоятельных людей нуждаются бедные. В помощи здоровых людей нуждаются больные. В помощи сильных людей нуждаются слабые. И мы, оказывая такую помощь и поддержку, не только устанавливаем особого рода межличностные отношения, но и повышаем уровень солидарности всего общества. Как важно, чтобы общество было солидарным! А солидарность проявляется во взаимной помощи. Солидарным был наш народ в грозные годы Великой Отечественной войны. И как результат — Великая Победа, которая никогда не могла быть достигнута, если бы общество, народ не объединились во имя общей цели и не несли на себе тяготы друг друга. И мы, живя в относительно спокойное и благополучное время, не должны забывать о фундаментальных Божественных заповедях, которые делают человека счастливым.

Пусть мудрость, которую мы воспринимаем из слова Божия, претворяется в наших мыслях и наших делах, меняя нас самих и весь окружающий мир к лучшему. На это мы все надеемся, ради этого мы совершаем богослужения, молимся, проповедуем слово Божие, — для того чтобы мы все и мир становились лучше. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5311232.html

Оффлайн Лидия Цвет.

  • Гражданин Аура Русы
  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 1419
  • Репутация: +118/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #523 : 28 Ноябрь, 2018, 19:43:47 »
Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на V Форуме православных женщин

28 ноября 2018 г. 15:16

28 ноября 2018 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял участие в пленарном заседании V Форума православных женщин «Женский подвиг в истории России. 1918-2018», состоявшемся в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве. Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.

Дорогие сестры, участницы форума, уважаемые гости!

Я хотел бы сердечно приветствовать всех вас, собравшихся на пятый форум православных женщин, посвященный 100-летию создания этой организации. Документальный фильм, часть которого будет представлена, напоминает нам о трагических событиях, связанных с революцией 1917 года. Произошло крушение Российской империи, было совершено жестокое убийство членов Царской семьи и их верных слуг в Екатеринбурге, великой княгини Елизаветы Федоровны и всех, кто был вместе с ней, — в Алапаевске. Началось преследование Русской Православной Церкви, разрушение традиционных нравственных ценностей, в том числе семейных. И в это тяжелое для страны время по благословению Патриарха Тихона 24 июня 1918 года создается Союз православных женщин, представительницы которого внесли немалый вклад в сохранение и последующее возрождение церковной жизни.

В Деяниях Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. отмечается, что ныне «требуется напряжение всех сил Церкви для отражения силы вражией». «Если мы наблюдаем, что ослабевает вера и гаснут священные огни одушевления в суровом сердце мужчин, если мы видим, как равнодушие к Евангельской истине охватывает многих из них, то этого, хотя с некоторыми ограничениями, нельзя сказать о женской половине верующих членов Церкви Христовой. Женщины еще сохранили живую восприимчивость к вере Христовой; они еще полны горячей преданности Церкви».

Евангелие говорит о том, что первой о Воскресении Спасителя узнала равноапостольная Мария Магдалина. Социальный статус женщины был тогда весьма низким, и к ее свидетельству не было приковано серьезное внимание. Даже апостолы, когда жены-мироносицы возвестили им, что Христос воскрес, не сразу поверили. Но именно женщины, к которым тогда относились свысока, удостоились стать первыми свидетельницами Воскресения Спасителя, и это свидетельство было положено в основу евангельской проповеди.

Церковь всегда высоко ценила женское служение, и первой в ряду женщин-христианок является Сама Пресвятая Богородица, жизнь Которой была целиком посвящена Богу. Из Нового Завета известны имена женщин, сопутствовавших Спасителю и Его ученикам, проповедовавших Евангелие и даже положивших жизнь за веру Христову и пополнивших сонм мучеников.

В истории нашего Отечества женщины тоже сыграли важную роль: равноапостольная княгиня Ольга воспитала великого крестителя Руси, преподобная Евфросиния Полоцкая стояла у истоков женского монашества в нашей Церкви.

В послереволюционный период, когда началось массовое разрушение храмов и монастырей, убийства верующих и заключение их в тюрьмы, когда глумление над святынями буквально покрыло всю нашу землю, православные женщины самоотверженно противостояли атеистическому натиску и террору советской власти. Сегодня в списке общецерковно почитаемых новомучеников и исповедников Российских значится 1294 имени, из них 141 женщина, среди которых десятки мучениц и исповедниц, инокинь и послушниц, а также игумении и схимонахини.

Женщины наравне с мужчинами прошли испытания Первой и Второй Мировых войн: они выносили раненых с поля боя, оказывая им медицинскую помощь и психологическую поддержку, трудились в тылу, принимали участие в восстановлении народного хозяйства в послевоенное время. В этом служении их поддерживала любовь к ближнему, без которой невозможна подлинная христианская вера.

Одновременно женщины оказались под ударом, который был нанесен по семейной нравственности. Популяризация абортов, начавшаяся с 1920-х годов, стала насилием над женской природой, она стоила счастья многим матерям, которых государственная машина подталкивала к совершению детоубийства. Эта рана не уврачевана до сих пор.

Нередко приходится слышать, что роль благочестивой женщины должна сводиться только к домашним делам. Но вспомним прославленных Церковью святых жен: это женщины мудрые и сильные, женщины, воплотившие в своей жизни христианские идеалы любви и милосердия.

Полагаю, что сегодня православная женщина способна занимать активную общественную позицию, выступая вместе с тем хранительницей непреходящих нравственных ценностей в семье и в обществе. И в то же время роль жены и матери не должна ставиться под сомнение. Ничто не может приноситься в жертву ценностям семьи и материнства, от которых действительно зависит само существование человеческой цивилизации.

Хотел бы пожелать Союзу православных женщин продолжать важную работу по увековечиванию памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской. Матери и бабушки советской эпохи, которые зачастую втайне от своих мужей, братьев и отцов крестили детей и внуков, воспитывали их в духе христианской любви, внесли весомый вклад в сохранение преемства православной веры. А если сказать проще, то без этих бабушек у нас в Советском Союзе прервалась бы церковная жизнь. По крайней мере, почти всех моих ровесников в то время крестили бабушки, потому что родители боялись ходить в храм. Бабушки наставляли детей в основах веры, помогали им формировать силу духа, с тем чтобы противостоять атеистической пропаганде и сохранить веру. Низкий поклон нашим женщинам-христианкам, которые сохранили в нашей стране преемство поколений в верности Православию.

Наше собрание объединило как участниц женского православного движения в России, так и многих сестер из стран ближнего зарубежья. Надеюсь, что Форум станет авторитетной трибуной для обсуждения широкого круга актуальных проблем в контексте все более усложняющейся обстановки в мире. Отрадно, что женщины выступают против попыток духовного разделения братских народов исторической Руси, продолжают оказывать помощь людям, пострадавшим в результате конфликта на Украине.

В век агрессивного индивидуализма и стяжательства особенно актуален призыв преподобного Сергия Радонежского спасаться «любовью и единением», которое невозможно без любви, милосердия, терпения, прощения и сострадания. Сегодня как никогда важна консолидация усилий по защите мировоззренческого выбора народов исторической Руси, их права жить по вере и совести. Этому могла бы послужить инициатива созыва межрелигиозного форума женщин традиционных вероисповеданий с соответствующей повесткой дня.

Именно веры, подкрепленной милосердием, дружелюбием и смиренномудрием (1 Пет. 3: 8) , красоты кроткого и молчаливого духа (1 Пет. 3:4) ожидают от вас Церковь и общество, ваши мужья, сыновья, братья и отцы.

Призываю на труды всех вас Божие благословение.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5312706.html

Оффлайн Лидия Цвет.

  • Гражданин Аура Русы
  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 1419
  • Репутация: +118/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #524 : 09 Декабрь, 2018, 19:59:34 »
Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Спиридону (Морозову), епископу Бирскому и Белорецкому

2 декабря 2018 г. 17:23

2 декабря 2018 года, в Неделю 27-ю по Пятидесятнице, день памяти святителя Филарета Московского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя и возглавил хиротонию архимандрита Спиридона (Морозова) во епископа Бирского и Белорецкого. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви напутствовал епископа Спиридона на служение.

Преосвященный епископ Спиридон!

Благоволением Небесного Отца совершилось ныне одно из самых значимых событий в твоей жизни. И вот ты стоишь посреди этого величественного храма пред Патриархом, в окружении архипастырей и пастырей, перед лицем народа Божия, облаченный в епископскую мантию и ожидающий слова назидания, которое бы умудрило тебя в новых непростых трудах. Обращаю к тебе сие напутствие не только по долгу Предстоятеля, но и по отеческой любви, желая, насколько это возможно, уберечь тебя от ошибок и помочь добрым советом в том, как достичь главной цели епископского служения — спасения людей, врученных тебе Промыслом Господним.

Святой апостол Павел, наставляя своих учеников, справедливо указывает, что епископ должен держаться «истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать» (Тит. 1:9), разумея под этим твердость в исповедании веры и стойкость в испытаниях, сопряженную с готовностью противостать клеветникам Церкви Христовой.

Добрый личный пример христианского отношения к жизни и ближним не только может стать путеводной звездой для врученной твоему попечению паствы, но и способен обратить к единству с Церковью тех, кто еще находится вне ее спасительной ограды. Будь прежде внимателен к себе и неустанно возрастай в познании веры и благодати Божией, а затем уже учи других. По замечательному выражению святителя Иоанна Златоуста, изъясняющего это апостольское напутствие, «кто питает себя словом, прежде сам извлекает отсюда пользу, потому что, уча других, и себя приводит в умиление» (Толкование на первое послание к Тимофею. Беседа 13).

Памятуй всегда эти святоотеческие слова и стремись поступать в соответствии с ними, дабы явил ты себя пред Богом и людьми делателем непорочным, не дерзким, не гневливым и не корыстолюбивым, но любящим добро и благочестие (Тит. 1:7-8).

Особых твоих усилий потребует работа с нашими юными современниками. Молодые люди, возрастающие посреди мира, полного соблазнов и открыто пропагандируемых пороков, очень нуждаются в добрых примерах христианской любви и непритворного благочестия, взаимной поддержки и настоящего братства. Их ищущему сердцу внутренне близки понятия жертвенности и сострадания, устремленность к высоким идеалам и ценностям. Юное поколение очень хорошо чувствует всякую фальшь и неискренность. Внимание молодых людей невозможно удержать изящными, пусть даже самыми правильными словами, если то, что они слышат, расходится или хотя бы в малой мере отличается от того, что они видят.

Заботься также о развитии дел благотворительности и ставь эту работу на прочную основу. Так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: блаженнее давать, нежели принимать (Деян. 20:35).

Не забывай о том, что в сии последние времена многие христиане зачастую оказываются таковыми лишь по имени, и бесценный талант, полученный ими в таинствах крещения и миропомазания, бывает зарыт в землю будничной жизни, в суету и житейские попечения. Наша задача состоит в том, чтобы дать людям возможность вернуться к Небесному Отцу, принести Ему свое сыновнее покаяние и явить готовность трудиться над преумножением дара благодати во славу имени Господня и на пользу ближних (Лк. 15:11-32).

Посему, прилагая все необходимые труды для совершения дела Господнего, уповай не на свои силы, но единственно на силу благодати Всесвятого Духа, способного уврачевать всякую немощь и восполнить всякое оскудение.

Для того чтобы непрестанно пребывать в общении со Христом, старайся как можно чаще совершать Божественную литургию. Особенно стремись служить ее соборно, когда не только епископ, но и клир и паства совокупно причащаются Святых Даров от одной чаши и соединяются «во единое Духа Святого Причастие» (Чинопоследование Литургии Василия Великого).

Помни, что подлинное послушание Господу неразрывно связано с послушанием Его Церкви. Будь во всем добрым соработником Преосвященному митрополиту Никону, главе Уфимской митрополии, принимавшему сегодня участие в твоей епископской хиротонии.

Тебе предстоит нести архиерейское служение на земле Башкирии, в регионе, где православные христиане издавна живут бок о бок с представителями исламской общины, где веками складывались отношения взаимного уважения и добрососедства. Делай все возможное для укрепления сложившегося межрелигиозного взаимодействия на благо общества и на пользу нашего Отечества.

Вручаю ныне тебе архипастырский жезл как символ шествия по новой для тебя стезе и как знак ответственности за врученное тебе словесное стадо Господа нашего Иисуса Христа, Которому единому мы служим и Ему кланяемся. От обилия даров ниспосланной тебе благодати преподай же теперь архипастырское благословение народу Божию, молившемуся вместе с нами о ниспослании тебе потребных для служения даров Всесвятого Утешителя Духа, Ему же подобает всякая слава и честь и поклонение со Безначальным и Превечным Отцом и Единородным Сыном ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5315622.html

Оффлайн Лидия Цвет.

  • Гражданин Аура Русы
  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 1419
  • Репутация: +118/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #525 : 09 Декабрь, 2018, 20:00:48 »
Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы в Успенском соборе Московского Кремля

4 декабря 2018 г. 19:49

4 декабря 2018 года, в праздник Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии и 101-ю годовщину со дня интронизации святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Всякий раз, когда мы чествуем Пресвятую Владычицу нашу Богородицу — либо в связи с событиями в Ее жизни, как сегодня, либо вспоминая чудеса, которые источала и источает Она от Ее чудотворных икон, — мы читаем Апостол, в котором говорится о скинии. Это отрывок из послания апостола Павла к Евреям (9:1-7), а скиния — это переносная палатка, которая шла вместе с народом израильским после исхода из Египта.

В скинии были собраны великие святыни. Так, после того как на горе Синай Господь дал пророку Моисею Десять заповедей, в скинию были помещены скрижали с этими заповедями. Как известно, народ Израилев, странствуя сорок лет по пустыне, не имел возможности ни возделывать землю, ни собирать плоды, но Господь питал его манной, падавшей с небес. Что такое манна, мы не знаем, но люди вкушали этот дар Божий и остались живы. Также известно чудо, когда у Аарона, брата Моисея, расцвел жезл. Вот эти три свидетельства Божественной милости к народу Израильскому хранились в скинии — скрижали Завета, золотой сосуд с манной и расцветший посох Аарона. Конечно, это были великие святыни для народа, а потому и скиния была устроена не по воле человеческой, а по воле Божией. Господь точно разъяснил, как нужно ее построить. Он сказал, что должны быть две скинии. В первой — стол с хлебами предложения, которые приносились в храм как жертва Богу и вкушались только священниками; во второй, внутренней скинии хранились духовные сокровища — жезл Аарона прозябший, скрижали Завета и манна в золотом сосуде. Таким образом, скиния была символом Божиего присутствия среди людей; и не было у народа никакой иной святыни, как только эта палатка, исполненная знаков, которые Сам Господь оставил роду человеческому.

Почему же мы именно об этой скинии слышали сегодня отрывок из послания апостола Павла к Евреям? А потому что скиния была вместилищем Божества, как и Пресвятая Богородица стала вместилищем Божества. Ветхозаветная скиния прообразовала Скинию новозаветную, Которой сделалась Пресвятая Дева Мария.

Как чтил свою скинию ветхозаветный народ! Как остро осознавал, что именно с этим местом связано Божие присутствие! Подобное происходит и в Православной Церкви, которая почитает Царицу Небесную, Деву Марию как ту самую Скинию, в которой явился и пребывал Сам Бог. И мы почитаем новозаветную Скинию не менее, чем почитали израильтяне скинию Ветхого Завета. Мы воспеваем Царице Небесной наши гимны, мы совершаем торжественные богослужения в дни, когда вспоминается Ее имя, но самое, может быть, главное — это то, что каждый из нас возносит совершенно особые молитвы Царице Небесной в моменты скорби, в моменты переживаний. Когда нам требуется дополнительная духовная поддержка, тогда с особой силой мы просим Царицу Небесную, чтобы наша молитва достигла Престола Божия. Мы воспеваем акафисты, мы совершаем богослужения, мы молимся, часто со слезами, Деве Марии, чтобы Она помогла нам и донесла до Сына Своего и Бога нашего наши грешные и слабые молитвы.

Вот и сегодня такой день. Мы вспоминаем эпизод из жизни Девы Марии. Еще совсем юной Она была приведена Своими матерью и отцом в иерусалимский храм. Это действие не соответствовало традициям: обычно Богу посвящали и приводили в иерусалимский храм мальчиков-первенцев, а здесь привели девочку, совсем маленькую. И вдруг эта юная девочка стала взбираться по огромным каменным ступеням и взошла в храм. Конечно, все, кто видел это дивное зрелище, это невероятное явление силы Божией, были поражены. Поэтому неслучайно, что Деву Марию на пороге храма встретил сам первосвященник, особая личность в ветхозаветном Израиле. И предание донесло до нас эту умилительную картину: младенец Мария взбирается по крутым ступеням храма, и старец первосвященник простирает свои руки и принимает Ее. С тех пор Ее домом стал не дом Ее родителей Иоакима и Анны, а дом Божий, ветхозаветный храм, в котором Она жила, училась, читала Священное Писание и восходила от силы к силе.

Сегодняшний день должен многому нас научить. Он должен помочь нам лучше понять все то, что Царица Небесная, Дева Мария сделала ради нашего спасения. Понять, какой Она была, какими были Ее родители, в какой духовной атмосфере происходило Ее возрастание. Но мы должны понять также, что Дева Мария, Мать Господа, принявшая в ложесна Свои Божественное Тело Сына Своего, явила великую милость всему роду человеческому, — потому что без Нее не было бы рождения во плоти Сына Божиего и Сына Человеческого, а значит, не было бы спасения всех нас. И Царица Небесная, Которая особым образом послужила делу нашего спасения, и сегодня продолжает эту великую миссию — содействовать спасению рода человеческого. Она предстоит Сыну Своему и Богу нашему, и молитвы наши, возносясь к Ней, возносятся и к Самому Господу и Спасителю нашему. Будем всегда в своих сердцах, в своих мыслях помнить о всем, что Дева Мария, Матерь Божия совершила для всех нас. Будем помнить, что Она быстрее всех слышит наши молитвы и откликается на них совершенно особым образом и в радостях, и в скорбях.

Вчера вместе с министром обороны я имел возможность осмотреть замечательную экспозицию, посвященную храму Вооруженных сил России, который будет построен в парке «Патриот». Я еще и еще раз почувствовал, насколько же велика сила Богоматери, как Она помогала нашему воинству в тяжкие годы военных испытаний. На барельефах предстоящего храма будут изображены эпизоды самых страшных воин в истории нашего Отечества: это и Куликовская битва, и Бородинская битва, и Сталинградская битва, и Курская дуга. Всякий раз там присутствовала Богоматерь через Ее чудотворные иконы, к Ней обращались наши воины, и Она была вместе с ними в пучине скорби, в самых стесненных и опасных обстоятельствах, среди смерти и тления. Она была там как Предстательница за нас, за Отечество наше, за воинство наше пред лицом Сына и Господа нашего.

Сегодня у нас особенный день. Сохраним в памяти все, что связано с Царицей Небесной в истории нашего Отечества. А если кто всего не знает, непременно найдите соответствующие книги, сейчас это просто сделать через Интернет, и ознакомьтесь, прочитайте, потому что Царица Небесная действительно сопутствует народу нашему и являет Свою силу в тяжелейшие годы военных испытаний. И сегодня, в мирные, но неспокойные времена, мы будем просить Деву Мария, чтобы Она не отнимала Свой Покров от земли Русской, чтобы Она слышала наши молитвы, чтобы Она ограждала землю нашу от врагов внешних и внутренних, чтобы Она укрепляла веру в народе нашем, чтобы Она и Церковь нашу покрывала Своим Покровом, помогая осуществлять великую спасительную миссию. Ее ходатайством пред лицом Божиим да хранит Господь всех нас. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5316939.html

Оффлайн Лидия Цвет.

  • Гражданин Аура Русы
  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 1419
  • Репутация: +118/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #526 : 09 Декабрь, 2018, 20:02:01 »
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в годовщину интронизации святителя Тихона после молебна в Донском монастыре

4 декабря 2018 г. 20:04

  • <span style="font-style: italic;]4 декабря 2018 года, в праздник Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии и 101-ю годовщину со дня интронизации святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил молебен в Большом соборе Донского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы, где покоятся честные мощи святителя. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.
  • Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимые отцы, дорогие братья и сестры!
  • В праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, отслужив Божественную литургию в Московском Кремле, мы всякий раз устремляемся сюда, в Донской монастырь, к гробнице святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. Потому что это день особой памяти о святителе, который взошел на Патриарший престол в тяжелейшую годину нашей национальной истории.
  • Весь мир словно обрушился в то время. Все законы были попраны и вычеркнуты из человеческой жизни, все традиции попытались искоренить и с нового листа построить новый мир, который казался прекрасным тем, кто разрушал мир старый. Это было действительно некое безумие, но люди отдавали все силы разума, воли, чувств этой мечте, не понимая, что невозможно, разрушив до основания все, что было до тебя, построить новый мир. Что это будет за новый мир, который не знает прошлого, не знает истории, не знает традиции, не знает всего того, чем питалась душа народа? И мы знаем, что страшный эксперимент, который был поставлен над нашей страной, над нашим народом, только по милости Божией не привел к окончательному разрушению Руси и к исчезновению нашего народа. Впрочем, никто ни о Руси, ни о народе и не думал — думали лишь о гигантском интернациональном объединении людей, принадлежащих к одному классу, и на этом объединении пытались построить новый, справедливый и счастливый мир.
  • Сейчас мы можем говорить обо всем этом открыто, спокойно, анализируя ошибки тех самых мечтателей, которые разрушили историческую Россию. Но Патриарх Тихон не мог говорить так же спокойно, он не мог говорить так, как мы сегодня говорим, потому что он был внутри этого водоворота истории, этой страшной воронки, которая засасывала в себя все живое и все разрушала в своем безумном движении.
  • Патриарх Тихон был в глубине этой бездны. У него не было сил для сопротивления, его окружали только люди верующие, которые были лишены власти и любых возможностей повлиять на политический процесс в стране. Но они оставались со Святейшим Тихоном, который пребывал здесь, в Донской обители, и тысячи и тысячи людей приходили, чтобы обратить свое сердце, свои мысли и свои руки под благословение к находившемуся здесь под домашним арестом Первосвятителю.
  • Трудно себе представить, что переживал Патриарх Тихон — человек просвещенный, укорененный в нашей церковной, национальной традиции, человек высокой культуры и прекрасных знаний, потому что именно такие знания давали дореволюционные высшие духовные учебные заведения. Что переживал он, как воспринимал эту страшную картину вокруг себя? Конечно, всего понять мы не можем, но попытаемся хотя бы представить себе, насколько велик был подвиг Первосвятителя. Он оставался верным своей Церкви, своему народу, своей присяге. Он не поддался ни на какие посулы, ни на какие угрозы. Он противостоял порожденному властями расколу и, не вступая в прямой конфликт с властью, — потому что это вне традиции русского Православия, — через взаимодействие с властью пытался, насколько только возможно, защитить Церковь и защитить свою паству.
  • Святитель скончался в больнице. До сих пор неизвестно, была ли эта смерть естественной или насильственной, — один только Бог знает. Но мы понимаем: даже если это была естественная смерть, то ей предшествовало горячее, искреннее исповедание веры не на словах, а на деле; подлинный жизненный подвиг. Поэтому мы вспоминаем святителя Тихона как Первосвятителя земли нашей и как исповедника веры православной.
  • Его молитвами да хранит Господь Церковь нашу, и сегодня терзаемую многими противоречиями и привнесением очень опасных стихий мира сего! Особенно мы молимся сегодня об Украине, о нашем народе, который подвергается там дискриминации. Мы просим Господа остановить руку гонителей, с тем чтобы они не повторили страшных ошибок, которые совершили гонители времен Патриарха Тихона. И мы знаем, где сейчас гонители тех времен — где-то на задворках истории, я бы даже сказал совсем жестко: на помойке истории. Пусть задумаются те, кто поднимает руку на Православную Церковь нашу на Украине. Нельзя повторять ошибки тех, кто совершил преступление против Церкви. Бог поругаем не бывает. Церковь не поднимает народные волнения, не призывает к политическим выступлениям, но Церковь молится, и ее молитва достигает престола Божия — как во времена Патриарха Тихона, так, верим, и в наше время.
  • Поэтому сегодня наше молитвенное воздыхание к святителю Тихону соединяется с горячей просьбой о его заступничестве за Церковь нашу пред лицом Божиим, за всех тех, кто в России, на Украине, в других местах составляет единое тело Русской Православной Церкви, недавно отпраздновавшей 1030-летие своего исторического бытия. И верим, что эти молитвы сильнее человеческой воли, особенно злой. Его молитвами да хранит Господь Церковь нашу в единстве, в духовной силе, а в народе нашем да хранит крепко веру православную. Аминь.
  • Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5316988.html

Оффлайн Лидия Цвет.

  • Гражданин Аура Русы
  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 1419
  • Репутация: +118/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #527 : 09 Декабрь, 2018, 20:05:13 »
Святейший Патриарх Кирилл: Сегодня очень тяжелые события происходят в братской Украине

9 декабря 2018 г. 16:39

9 декабря 2018 года, в Неделю 28-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме святой мученицы Татианы в Люблине города Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В сегодняшнем апостольском чтении — а это был отрывок из Послания апостола Павла к Колоссянам (Кол. 1:12-18) — мы находим такие слова: «Благодарим Бога, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете, и избавившего нас от власти тьмы». Тема света и тьмы проходит через все Божественное откровение, с самого начала. Ведь первое, что совершил Бог-Творец, — Он создал свет. А второе — Он отделил свет от тьмы, потому что свет и тьма несовместимы: либо свет, либо тьма. Это очевидно в физической природе, но это очевидно также в духовной жизни людей. Свет и тьма несовместимы, поскольку свет — это Бог, это добро, а тьма — это диавол и зло. И совместить, соединить, ввести в некую систему взаимодействия добро и зло невозможно, потому что зло всегда останется злом, а добро в таком случае перестало бы быть добром.

Вся человеческая история, начиная от дня творения и кончая новым творением, связана с темой света и тьмы. Бог творит свет в первый день творения; и Бог Сам называет Себя Светом в том новом творении, о котором свидетельствует нам Откровение апостола Иоанна Богослова. Между этими двумя актами — сотворением света и явлением света невечернего Божественного Царства — лежит вся человеческая история, в центре которой — борьба добра со злом. И мы знаем по опыту собственной жизни, что эта борьба проходит в первую очередь в сознании, в сердце, в душе каждого. Нет человека, который бы не согрешил, а значит, нет человека, который бы в какой-то момент не отдался злу. Но большинство людей не желает полностью отдавать себя злу, понимая, что там, где зло, там небытие, там отсутствие гармонии, там конфликты, там болезни, там скорби.

Люди сопротивляются злу, и это сопротивление злу, защита добра являются лейтмотивом всей человеческой истории, о чем бы мы не говорили — об истории государств, об истории народов или лично каждый о своей собственной истории. Господь призывает нас оставаться на стороне света, потому что, как учит нас апостол Иоанн Богослов, «свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1:4-5). Это означает, что свет, который есть синоним Божественного присутствия, сильнее тьмы, и тьма никогда не сможет объять свет.

Все это так очевидно, особенно когда вдумчиво читаешь слово Божие. Все это так очевидно, когда вдумчиво взираешь в историю рода человеческого. Какие только колоссальные силы ни работали на протяжении всей истории на стороне зла — силы власти, военные силы, специальные службы, — но ведь они не одержали окончательной победы, и никому не удалось уничтожить добро. Это в принципе невозможно, ибо Бог есть добро, а Бог сильнее диавола.

Сегодняшнее слово святого апостола Павла о том, что мы призваны быть наследниками святых для участия в свете и что Господь избавил нас от власти тьмы, мы должны очень хорошо запомнить и принять умом и сердцем, понимая, что нам никогда не следует отдавать свое сердце, свое время, свои силы злу. И особенно важно никогда не вставать на сторону зла в тот момент, когда зло борется с добром; ведь даже если произойдет сиюминутная, видимая победа зла, то зло все равно обречено на поражение.

Сегодня очень тяжелые события происходят в братской Украине. Мы знаем, как силы зла восстали на Православную Церковь. Силы зла, которые рядятся в ангела света, которые видимым образом будто защищают лишь создание некой ни от кого не зависимой Церкви, что якобы соответствует статусу независимого государства. Казалось бы, а почему бы и нет? Может быть, эти люди правы, и в независимом государстве должна быть независимая Церковь? Правда, в истории так бывало редко, потому что Церкви очень часто простирали и до сих пор простирают свое пастырское попечение на многие народы и на многие государства. Но почему бы не допустить такое в отношении Украины? Нельзя допустить! Послушайте тех, кто борется за так называемую независимую единую Церковь, прислушайтесь к интонациям, прислушайтесь к словам. Какая же там злоба, какая ненависть! А разве злоба и ненависть могут быть от Бога? Да нет же! А все те, кто стремится утвердить сегодня так называемую незалежную Церковь, кто ради этого готов погубить жизнь других людей, сломать церковную жизнь, ворваться в храмы и монастыри, захватить их силой, — разве язык силы, которым они говорят, является языком Божиим? Разве через такой язык силы и ненависти может быть явлена воля Божия? Да никак!

Потому речь идет не о том, быть или не быть независимой Церкви на Украине, как то утверждают сторонники независимости, а речь идет о том, какой быть Церкви на Украине — Церкви Божией, творящей волю Божию, или лжецеркви, служащей диаволу и только рядящейся в одежды светлые. Послушайте лидеров раскола — с какой ненавистью они говорят! Разве это пастырское слово? Разве это слово любви? И послушайте Блаженнейшего Онуфрия, иерарха нашей Церкви, который никогда ничего плохого не говорит даже о раскольниках. Молятся, плачут люди о том, что есть раскол, но никто же ведь не предлагает государству уничтожить раскол силой, даже грубых слов в адрес раскольников не говорят. Вот как все просто: одни участвуют в наследии святых во свете, а другие впадают во власть тьмы. И для того чтобы отличить свет от тьмы, не нужно много мудрствовать, — достаточно внимательно послушать тех, кто говорит о свете, а на самом деле пребывает во тьме.

Мы сегодня говорим о Православии в близкой нашему сердцу Украине. Мы верим, что Церковь Православная устоит, что никакие расколы, никакие раскольнические объединения, никакое участие светской власти, никакая злобная и воинственная риторика неспособны будут оторвать верующих людей от жизни в невечернем дне Божественного Царства, от жизни во свете Божием, и никакая тьма неспособна будет объять и уничтожить эту жизнь.

Сегодня, вспоминая дивные слова апостола Павла о свете и тьме, мы должны еще и еще раз проанализировать и нашу собственную жизнь. И спросить себя: может быть, и мы участвуем в делах тьмы — сознательно или несознательно, объясняя это некими высшими соображениями или житейским прагматизмом? Не может быть участия света в делах тьмы — этому научены мы святым апостолом Павлом; и сохраним эту заповедь до скончания своих дней, помня, что свет не может участвовать в делах тьмы. Аминь.<br><br>Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5320216.html