Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?
rss

Автор Тема: Слова Патриарха Кирилла  (Прочитано 527893 раз)

0 Пользователей и 9 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #520 : 25 Ноября, 2018, 18:51:12 »
Патриаршая проповедь в день памяти святителя Тихона и отцов Поместного Собора 1917-1918 годов после Литургии в домовом храме Свято-Тихоновского университета

18 ноября 2018 г. 23:18

18 ноября 2018 года, в Неделю 25-ю по Пятидесятнице, день памяти святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, и отцов Поместного Собора Русской Церкви 1917-1918 годов, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в домовом храме святого равноапостольного князя Владимира Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы слышали евангельское чтение (Лк. 8: 41-56) о двух событиях, которые связаны с проявлением одного и того же человеческого чувства: это воскрешение дочери Иаира, начальника синагоги, и исцеление кровоточивой женщины. Действительно, в основе обоих событий, на которые Господь откликнулся Своей чудодейственной силой, было очень важное человеческое чувство — чувство надежды. Без надежды ни дочь Иаира не воскресла бы, ни женщина кровоточивая не получила бы исцеления.

Что же такое надежда? Мы очень часто используем это слово, но, наверное, мало кто, размышляя о связанном с ним понятием, усмотрел бы очень тесную, глубокую связь с другим словом — словом «вера». В замечательном словаре Даля мы можем прочитать, что надежда есть ожидаемая уверенность, — это точная формулировка нашего замечательного ученого. Так что же такое уверенность? В слове «уверенность» тот же корень, что и в слове «вера». Не может быть уверенности без веры. Ожидаемая уверенность — это и есть надежда, которая без веры существовать не может. Стало быть, слово «надежда» теряет всякий смысл вне религиозного контекста, потому что без веры в Бога не может быть надежды. А что может быть? Может быть мечта. Открываем словарь Даля — что такое мечта? Четкое определение: игра воображения.

Ожидаемая уверенность и игра воображения. Сколь далеки по смыслу эти понятия! Действительно, в нашей уверенности, в нашей надежде всегда присутствует вера. И, как замечательно сказал святитель Иоанн Златоуст, не преткнется тот, кто надеется на Бога. Действительно, человек не преткнется, если он жизнь свою вверяет в руки Божии, если его надежда оплодотворяется верой, если он живет в союзе с Богом. Тогда у него вырастают крылья, он становится действительно сильным и способным на многие, в том числе великие, поступки.

Сегодняшнее евангельское чтение еще и еще раз свидетельствует о том, насколько Бог близок к человеку, насколько Господь милосерд. Спаситель готов идти в дом начальника синагоги, чтобы воскресить его дочь, и не отказывает в помощи несчастной женщине, припавшей к Его одеждам, но изливает Свою благодать на ту, что возложила на Него последнюю надежду.

Надежда не постыжает (Рим. 5:5), когда она реально связана с верой. Современным людям, которые часто говорят «я надеюсь», нужно ясно понять, что без Бога и без веры не существует надежды, а есть лишь мечта, игра воображения. И как же обеднеет наша жизнь, как обеднеют межличностные отношения, если из них уйдет надежда! Нередко говорят: надежда умирает последней, и это действительно так, потому что надежда связана с верой в Бога.

Сегодня мы вспоминаем святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, с которым это место тесно связано и в своей истории, и в наши дни: в честь Патриарха Тихона назван наш прославленный университет, который так много сделал и делает для просвещения народа нашего, для воспитания православной интеллигенции, для подготовки кадров как для Церкви, так и для светских работ. Можем мы себе представить подвиг Патриарха Тихона, если бы он утратил надежду? Или подвиг наших новомучеников, исповедников, тех, кого расстреливали в Бутово, кого заточали в Соловках и в других местах? Разве они могли знать, что их мучения и смерть станут известны всему миру, — когда весь мир был для них ограничен камерой пыток или комнатой допросов? Но у каждого из них была надежда на Бога.

Быть может, не сбылась их надежда на то, что они выйдут из этих камер на свободу. Но Господь уготовал им нечто иное, осуществив их надежду в полной мере. Их смерть стала семенем для современного христианства, особенно в нашей стране. Потому что невозможно быть безразличным к подвигу новомучеников и исповедников Церкви нашей. Невозможно не задумываться о силе их духа, о силе их веры, о той победе, которую они совершили над своими гонителями и мучителями.

Поэтому празднование памяти святителя Тихона, новомучеников и исповедников Церкви Русской — это, прежде всего, прославление надежды, которой они жили и которую они через свой подвиг заповедали всем нам. Надежда умирает последней, а у христианина она никогда не умирает, потому что мы надеемся не только на то, что Господь мудро управит наши жизненные пути, но и на то, что по милости Своей, в ответ на наше покаяние и наше желание жить в соответствии с Его законом, Он откроет нам врата вечности. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5304536.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #521 : 28 Ноября, 2018, 19:40:25 »
Слово Святейшего Патриарха Кирилла после всенощного бдения в кафедральном соборе Христа Спасителя г. Калининграда

24 ноября 2018 г. 23:13

Вечером 24 ноября 2018 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил утреню всенощного бдения в кафедральном соборе Христа Спасителя г. Калининграда. После богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся в храме с Первосвятительским словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый владыка Серафим! Дорогие отцы, матушки игумении, братья, сестры!

Всех вас сердечно поздравляю с воскресным вечером. Только что мы совершили торжественное богослужение в соборе, в котором выполнены все строительные и художественные работы.

Собор строился долго. А если принять во внимание экономические кризисы, которые имели место в нашем Отечество в минувшие годы, то неудивительно, что продолжение строительства порой казалось просто чудом Божиим. Помню, как в кризисные годы все останавливалось, ничего не строилось, нигде не стучал молоток, не пилилось дерево, не складывались кирпичи, и только в здесь, Калининграде, на этом самом месте, строительство собора никогда не прекращалось. Хотя средств практически не было, я настаивал, чтобы стройка не прекращалась ни на один день. Пусть будут работать два человека, трое, пятеро, — но стройка должна идти. И помню, как калининградцы удивлялись, что в такое тяжелое время, в разгар глубокого экономического кризиса, собор строился. Пусть малыми шагами (действительно, на строительстве иногда оставалось пять-десять человек), но стройка шла, и никогда не было сомнений в том, что собор будет построен. Потому что храм строился как великий символ воскрешения веры в нашем народе — здесь, в Калининградской области, где в течение сорока лет не было ни одного места для молитвы, где люди не знали, как перекреститься, как к священнику под благословение подойти.

Поэтому сегодняшний день завершает целую эпоху — эпоху становления Церкви Православной на Калининградской земле. Но когда мы говорим о том значительном и важном, что было совершено, следует помнить, что мы в самом начале пути. Никто не может сказать, подобно евангельскому богачу: «душа, ешь, пей, веселись», никто не может сказать: «мы достигли всего, что нужно было достичь, теперь и отдохнуть можно, и темпы сбавить». Мы не должны так говорить, потому что мы в самом начале духовного возрождения нашего народа. И хотя статистически большинство россиян говорят сегодня о своей принадлежности к православной вере, но статистическая принадлежность и реальное воцерковление — это разные вещи. И мы должны работать над тем, чтобы осуществлялось воцерковление нашего народа, чтобы люди умом и сердцем почувствовали, как важно быть с Богом, чтобы они почувствовали силу молитвы, чтобы они почувствовали, что молитва замыкает цепь, по которой осуществляется связь между ними и Богом. Когда такой яркий, сильный религиозный опыт станет достоянием большинства людей, тогда, я думаю, и можно будет говорить о реальном возрождении веры в нашем народе. А пока нужно трудиться и благодарить Бога за каждый этап, за каждый новый шаг, за каждый новый храм, за каждого человека, обратившегося ко Христу, пришедшего принять крещение и войти в Церковь Христову.

Этот собор действительно является неким символом возрождения. И дай Бог, чтобы мы, взирая на этот символ, укреплялись в вере, чтобы мы понимали, что добрые дела, которые споспешествуются молитвой, всегда привлекают благодать Божию, а значит, ведут к успеху. Храм прекрасен как изнутри, так и снаружи, особенно в это вечернее время, когда через огромные окна подсвечена замечательная роспись. Те, кто проходит мимо храма, видят эту красоту. Но я хотел бы сказать вот о чем: главным украшением храма являются люди, которые собираются для молитвы. Люди, которые обращают к Богу свои прошения, в сердцах которых — сильная вера. И дай Бог, чтобы все наши храмы были наполнены народом так, как сегодня в этот торжественный праздничный вечер наполнен кафедральный храм Христа Спасителя в городе Калининграде. Для этого все мы должны трудиться, в первую очередь архипастыри и пастыри, не щадя жизни своей в полном смысле слова. Никогда не следует поступать так, чтобы личный интерес, личные жизненные цели закрывали перед духовным взором самую главную цель — дерзновенное служение Господу и своему народу. Надеюсь, что духовенство Калининградской митрополии и далее продолжит свое служение во благо Церкви, Отечества и Калининградской земли.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5309868.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #522 : 28 Ноября, 2018, 19:42:23 »
Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в храме святой мученицы Лидии в Калининграде

25 ноября 2018 г. 23:41

25 ноября 2018 года, в Неделю 26-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме святой мученицы Лидии в Калининграде. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня, в 26-е воскресенье после Троицы, мы по церковному уставу читали небольшой отрывок из Евангелия, повествующий о милосердном самарянине — о том, как он помог человеку, на которого напали разбойники и который нуждался в помощи (Лк. 10:25-37). Господь рассказал эту историю в ответ на вопрос «кто мой ближний?», и когда Его рассказ достиг ушей слушавших, ответ на встречный вопрос «кто, как вы думаете, был ближним для того, на кого напали разбойники?» был очевиден. Слышавшие Господа и Спасителя ответили: «Конечно, тот, кто оказал ему милость».

«Ближний» — очень важное понятие. Обычно мы его распространяем на самых близких, родных людей — это отец, мать, братья, сестры, муж, жена, дети… Но на самом деле понятие «ближний» куда более широкое, и оно должно включать не только родных и близких, но и других людей. И вот возникает вопрос: «Кого же мы должны включать в этот узкий круг, именуемый ближними?» Конечно, каждый поступает по своему разумению, и нередко люди создают видимость того, что тот или иной человек для них ближний. Так делается ради карьеры, материальной выгоды, корпоративных отношений, но на самом деле, на уровне сердца, никакой близости между людьми нет. Это вполне понятно, потому что человек может допустить близко к себе только того, к кому он имеет сердечное отношение. Когда человек становится действительно близким, это даже больше, чем доверие, и в таких отношениях есть своя логика и свой здравый смыл.

Но Господь предлагает нам расширить границы круга тех, на кого распространяется понятие «ближний», и связывает расширение этих границ с нашей способностью делать добро. А святитель Иоанн Златоуст говорит, что ближним для нас становится тот, кому мы делаем добро, кому мы идем навстречу. В чем же дело? Почему ближним может стать тот, кому мы делаем добро? А потому что, делая добро, мы уже никогда не забываем того, кому мы это сделали. Наше добро — это часть нас самих. Будь то материальная помощь, моральная поддержка, просто добрые слова, сказанные в тяжелый момент, — это часть нашей природы, нашего сознания, нашей воли, наших чувств. Распространяя наше собственное «я» на других, мы, естественно, включаем их в орбиту своей жизни, так что они становятся для нас ближними. И добрый самарянин, иноплеменник, стал, несомненно, очень близким тому, на кого напали разбойники. Ведь именно самарянин сошел с дороги, увидев окровавленного, избитого путника, возлил на его раны вино, и маслом его помазал, и на осла своего посадил, и до гостиницы довез, и дал деньги хозяину гостиницы, сказав: «Ты о нем позаботься, а если издержишь больше, на обратном пути я тебе все возмещу». Конечно, этот человек навсегда запомнил самарянина, который сделал ему добро, как и самарянин навсегда запомнил этого путника.

Неслучайно Господь рассказывает нам эту историю. Он предлагает нам делать то же самое, чтобы иметь близких людей. Чтобы иметь близких, нужно делать добро, и это добро реально соединяет людей. Это больше, чем политическая солидарность, больше, чем утилитарная солидарность, связанная с достижением каких-то корпоративных интересов. Когда мы друг другу делаем добро, мы становимся ближними. Слова Святого Евангелия, которые к нам сегодня обращены, должны действительно достигать нашего сознания. Ибо в слове Божием нет ни одного пустого или лишнего слова. И если исполнять все то, чему Бог нас учит, мы в первую очередь станем счастливыми людьми, потому что спасение человеческой души и счастье — это синонимы. Не может быть одного без другого. Не может быть счастья без спасения души, и не может быть спасения души без счастья, потому что в человеческом счастье отображается Божественное милосердие, Его любовь, отблеск Божественного Царства. И для того чтобы стать обладателями всего этого богатства милости и благодати Божией, мы должны помнить, что совершение добрых дел есть нечто очень важное как для тех, к кому мы эти дела обращаем, так и — быть может, в первую очередь, — для нас самих.

Сегодня многие нуждаются в нашей помощи. В помощи состоятельных людей нуждаются бедные. В помощи здоровых людей нуждаются больные. В помощи сильных людей нуждаются слабые. И мы, оказывая такую помощь и поддержку, не только устанавливаем особого рода межличностные отношения, но и повышаем уровень солидарности всего общества. Как важно, чтобы общество было солидарным! А солидарность проявляется во взаимной помощи. Солидарным был наш народ в грозные годы Великой Отечественной войны. И как результат — Великая Победа, которая никогда не могла быть достигнута, если бы общество, народ не объединились во имя общей цели и не несли на себе тяготы друг друга. И мы, живя в относительно спокойное и благополучное время, не должны забывать о фундаментальных Божественных заповедях, которые делают человека счастливым.

Пусть мудрость, которую мы воспринимаем из слова Божия, претворяется в наших мыслях и наших делах, меняя нас самих и весь окружающий мир к лучшему. На это мы все надеемся, ради этого мы совершаем богослужения, молимся, проповедуем слово Божие, — для того чтобы мы все и мир становились лучше. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5311232.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #523 : 28 Ноября, 2018, 19:43:47 »
Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на V Форуме православных женщин

28 ноября 2018 г. 15:16

28 ноября 2018 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял участие в пленарном заседании V Форума православных женщин «Женский подвиг в истории России. 1918-2018», состоявшемся в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве. Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.

Дорогие сестры, участницы форума, уважаемые гости!

Я хотел бы сердечно приветствовать всех вас, собравшихся на пятый форум православных женщин, посвященный 100-летию создания этой организации. Документальный фильм, часть которого будет представлена, напоминает нам о трагических событиях, связанных с революцией 1917 года. Произошло крушение Российской империи, было совершено жестокое убийство членов Царской семьи и их верных слуг в Екатеринбурге, великой княгини Елизаветы Федоровны и всех, кто был вместе с ней, — в Алапаевске. Началось преследование Русской Православной Церкви, разрушение традиционных нравственных ценностей, в том числе семейных. И в это тяжелое для страны время по благословению Патриарха Тихона 24 июня 1918 года создается Союз православных женщин, представительницы которого внесли немалый вклад в сохранение и последующее возрождение церковной жизни.

В Деяниях Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. отмечается, что ныне «требуется напряжение всех сил Церкви для отражения силы вражией». «Если мы наблюдаем, что ослабевает вера и гаснут священные огни одушевления в суровом сердце мужчин, если мы видим, как равнодушие к Евангельской истине охватывает многих из них, то этого, хотя с некоторыми ограничениями, нельзя сказать о женской половине верующих членов Церкви Христовой. Женщины еще сохранили живую восприимчивость к вере Христовой; они еще полны горячей преданности Церкви».

Евангелие говорит о том, что первой о Воскресении Спасителя узнала равноапостольная Мария Магдалина. Социальный статус женщины был тогда весьма низким, и к ее свидетельству не было приковано серьезное внимание. Даже апостолы, когда жены-мироносицы возвестили им, что Христос воскрес, не сразу поверили. Но именно женщины, к которым тогда относились свысока, удостоились стать первыми свидетельницами Воскресения Спасителя, и это свидетельство было положено в основу евангельской проповеди.

Церковь всегда высоко ценила женское служение, и первой в ряду женщин-христианок является Сама Пресвятая Богородица, жизнь Которой была целиком посвящена Богу. Из Нового Завета известны имена женщин, сопутствовавших Спасителю и Его ученикам, проповедовавших Евангелие и даже положивших жизнь за веру Христову и пополнивших сонм мучеников.

В истории нашего Отечества женщины тоже сыграли важную роль: равноапостольная княгиня Ольга воспитала великого крестителя Руси, преподобная Евфросиния Полоцкая стояла у истоков женского монашества в нашей Церкви.

В послереволюционный период, когда началось массовое разрушение храмов и монастырей, убийства верующих и заключение их в тюрьмы, когда глумление над святынями буквально покрыло всю нашу землю, православные женщины самоотверженно противостояли атеистическому натиску и террору советской власти. Сегодня в списке общецерковно почитаемых новомучеников и исповедников Российских значится 1294 имени, из них 141 женщина, среди которых десятки мучениц и исповедниц, инокинь и послушниц, а также игумении и схимонахини.

Женщины наравне с мужчинами прошли испытания Первой и Второй Мировых войн: они выносили раненых с поля боя, оказывая им медицинскую помощь и психологическую поддержку, трудились в тылу, принимали участие в восстановлении народного хозяйства в послевоенное время. В этом служении их поддерживала любовь к ближнему, без которой невозможна подлинная христианская вера.

Одновременно женщины оказались под ударом, который был нанесен по семейной нравственности. Популяризация абортов, начавшаяся с 1920-х годов, стала насилием над женской природой, она стоила счастья многим матерям, которых государственная машина подталкивала к совершению детоубийства. Эта рана не уврачевана до сих пор.

Нередко приходится слышать, что роль благочестивой женщины должна сводиться только к домашним делам. Но вспомним прославленных Церковью святых жен: это женщины мудрые и сильные, женщины, воплотившие в своей жизни христианские идеалы любви и милосердия.

Полагаю, что сегодня православная женщина способна занимать активную общественную позицию, выступая вместе с тем хранительницей непреходящих нравственных ценностей в семье и в обществе. И в то же время роль жены и матери не должна ставиться под сомнение. Ничто не может приноситься в жертву ценностям семьи и материнства, от которых действительно зависит само существование человеческой цивилизации.

Хотел бы пожелать Союзу православных женщин продолжать важную работу по увековечиванию памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской. Матери и бабушки советской эпохи, которые зачастую втайне от своих мужей, братьев и отцов крестили детей и внуков, воспитывали их в духе христианской любви, внесли весомый вклад в сохранение преемства православной веры. А если сказать проще, то без этих бабушек у нас в Советском Союзе прервалась бы церковная жизнь. По крайней мере, почти всех моих ровесников в то время крестили бабушки, потому что родители боялись ходить в храм. Бабушки наставляли детей в основах веры, помогали им формировать силу духа, с тем чтобы противостоять атеистической пропаганде и сохранить веру. Низкий поклон нашим женщинам-христианкам, которые сохранили в нашей стране преемство поколений в верности Православию.

Наше собрание объединило как участниц женского православного движения в России, так и многих сестер из стран ближнего зарубежья. Надеюсь, что Форум станет авторитетной трибуной для обсуждения широкого круга актуальных проблем в контексте все более усложняющейся обстановки в мире. Отрадно, что женщины выступают против попыток духовного разделения братских народов исторической Руси, продолжают оказывать помощь людям, пострадавшим в результате конфликта на Украине.

В век агрессивного индивидуализма и стяжательства особенно актуален призыв преподобного Сергия Радонежского спасаться «любовью и единением», которое невозможно без любви, милосердия, терпения, прощения и сострадания. Сегодня как никогда важна консолидация усилий по защите мировоззренческого выбора народов исторической Руси, их права жить по вере и совести. Этому могла бы послужить инициатива созыва межрелигиозного форума женщин традиционных вероисповеданий с соответствующей повесткой дня.

Именно веры, подкрепленной милосердием, дружелюбием и смиренномудрием (1 Пет. 3: 8) , красоты кроткого и молчаливого духа (1 Пет. 3:4) ожидают от вас Церковь и общество, ваши мужья, сыновья, братья и отцы.

Призываю на труды всех вас Божие благословение.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5312706.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #524 : 09 Декабря, 2018, 19:59:34 »
Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Спиридону (Морозову), епископу Бирскому и Белорецкому

2 декабря 2018 г. 17:23

2 декабря 2018 года, в Неделю 27-ю по Пятидесятнице, день памяти святителя Филарета Московского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя и возглавил хиротонию архимандрита Спиридона (Морозова) во епископа Бирского и Белорецкого. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви напутствовал епископа Спиридона на служение.

Преосвященный епископ Спиридон!

Благоволением Небесного Отца совершилось ныне одно из самых значимых событий в твоей жизни. И вот ты стоишь посреди этого величественного храма пред Патриархом, в окружении архипастырей и пастырей, перед лицем народа Божия, облаченный в епископскую мантию и ожидающий слова назидания, которое бы умудрило тебя в новых непростых трудах. Обращаю к тебе сие напутствие не только по долгу Предстоятеля, но и по отеческой любви, желая, насколько это возможно, уберечь тебя от ошибок и помочь добрым советом в том, как достичь главной цели епископского служения — спасения людей, врученных тебе Промыслом Господним.

Святой апостол Павел, наставляя своих учеников, справедливо указывает, что епископ должен держаться «истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать» (Тит. 1:9), разумея под этим твердость в исповедании веры и стойкость в испытаниях, сопряженную с готовностью противостать клеветникам Церкви Христовой.

Добрый личный пример христианского отношения к жизни и ближним не только может стать путеводной звездой для врученной твоему попечению паствы, но и способен обратить к единству с Церковью тех, кто еще находится вне ее спасительной ограды. Будь прежде внимателен к себе и неустанно возрастай в познании веры и благодати Божией, а затем уже учи других. По замечательному выражению святителя Иоанна Златоуста, изъясняющего это апостольское напутствие, «кто питает себя словом, прежде сам извлекает отсюда пользу, потому что, уча других, и себя приводит в умиление» (Толкование на первое послание к Тимофею. Беседа 13).

Памятуй всегда эти святоотеческие слова и стремись поступать в соответствии с ними, дабы явил ты себя пред Богом и людьми делателем непорочным, не дерзким, не гневливым и не корыстолюбивым, но любящим добро и благочестие (Тит. 1:7-8).

Особых твоих усилий потребует работа с нашими юными современниками. Молодые люди, возрастающие посреди мира, полного соблазнов и открыто пропагандируемых пороков, очень нуждаются в добрых примерах христианской любви и непритворного благочестия, взаимной поддержки и настоящего братства. Их ищущему сердцу внутренне близки понятия жертвенности и сострадания, устремленность к высоким идеалам и ценностям. Юное поколение очень хорошо чувствует всякую фальшь и неискренность. Внимание молодых людей невозможно удержать изящными, пусть даже самыми правильными словами, если то, что они слышат, расходится или хотя бы в малой мере отличается от того, что они видят.

Заботься также о развитии дел благотворительности и ставь эту работу на прочную основу. Так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: блаженнее давать, нежели принимать (Деян. 20:35).

Не забывай о том, что в сии последние времена многие христиане зачастую оказываются таковыми лишь по имени, и бесценный талант, полученный ими в таинствах крещения и миропомазания, бывает зарыт в землю будничной жизни, в суету и житейские попечения. Наша задача состоит в том, чтобы дать людям возможность вернуться к Небесному Отцу, принести Ему свое сыновнее покаяние и явить готовность трудиться над преумножением дара благодати во славу имени Господня и на пользу ближних (Лк. 15:11-32).

Посему, прилагая все необходимые труды для совершения дела Господнего, уповай не на свои силы, но единственно на силу благодати Всесвятого Духа, способного уврачевать всякую немощь и восполнить всякое оскудение.

Для того чтобы непрестанно пребывать в общении со Христом, старайся как можно чаще совершать Божественную литургию. Особенно стремись служить ее соборно, когда не только епископ, но и клир и паства совокупно причащаются Святых Даров от одной чаши и соединяются «во единое Духа Святого Причастие» (Чинопоследование Литургии Василия Великого).

Помни, что подлинное послушание Господу неразрывно связано с послушанием Его Церкви. Будь во всем добрым соработником Преосвященному митрополиту Никону, главе Уфимской митрополии, принимавшему сегодня участие в твоей епископской хиротонии.

Тебе предстоит нести архиерейское служение на земле Башкирии, в регионе, где православные христиане издавна живут бок о бок с представителями исламской общины, где веками складывались отношения взаимного уважения и добрососедства. Делай все возможное для укрепления сложившегося межрелигиозного взаимодействия на благо общества и на пользу нашего Отечества.

Вручаю ныне тебе архипастырский жезл как символ шествия по новой для тебя стезе и как знак ответственности за врученное тебе словесное стадо Господа нашего Иисуса Христа, Которому единому мы служим и Ему кланяемся. От обилия даров ниспосланной тебе благодати преподай же теперь архипастырское благословение народу Божию, молившемуся вместе с нами о ниспослании тебе потребных для служения даров Всесвятого Утешителя Духа, Ему же подобает всякая слава и честь и поклонение со Безначальным и Превечным Отцом и Единородным Сыном ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5315622.html