Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?
rss

Автор Тема: Слова Патриарха Кирилла  (Прочитано 527782 раз)

0 Пользователей и 4 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #525 : 09 Декабря, 2018, 20:00:48 »
Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы в Успенском соборе Московского Кремля

4 декабря 2018 г. 19:49

4 декабря 2018 года, в праздник Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии и 101-ю годовщину со дня интронизации святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Всякий раз, когда мы чествуем Пресвятую Владычицу нашу Богородицу — либо в связи с событиями в Ее жизни, как сегодня, либо вспоминая чудеса, которые источала и источает Она от Ее чудотворных икон, — мы читаем Апостол, в котором говорится о скинии. Это отрывок из послания апостола Павла к Евреям (9:1-7), а скиния — это переносная палатка, которая шла вместе с народом израильским после исхода из Египта.

В скинии были собраны великие святыни. Так, после того как на горе Синай Господь дал пророку Моисею Десять заповедей, в скинию были помещены скрижали с этими заповедями. Как известно, народ Израилев, странствуя сорок лет по пустыне, не имел возможности ни возделывать землю, ни собирать плоды, но Господь питал его манной, падавшей с небес. Что такое манна, мы не знаем, но люди вкушали этот дар Божий и остались живы. Также известно чудо, когда у Аарона, брата Моисея, расцвел жезл. Вот эти три свидетельства Божественной милости к народу Израильскому хранились в скинии — скрижали Завета, золотой сосуд с манной и расцветший посох Аарона. Конечно, это были великие святыни для народа, а потому и скиния была устроена не по воле человеческой, а по воле Божией. Господь точно разъяснил, как нужно ее построить. Он сказал, что должны быть две скинии. В первой — стол с хлебами предложения, которые приносились в храм как жертва Богу и вкушались только священниками; во второй, внутренней скинии хранились духовные сокровища — жезл Аарона прозябший, скрижали Завета и манна в золотом сосуде. Таким образом, скиния была символом Божиего присутствия среди людей; и не было у народа никакой иной святыни, как только эта палатка, исполненная знаков, которые Сам Господь оставил роду человеческому.

Почему же мы именно об этой скинии слышали сегодня отрывок из послания апостола Павла к Евреям? А потому что скиния была вместилищем Божества, как и Пресвятая Богородица стала вместилищем Божества. Ветхозаветная скиния прообразовала Скинию новозаветную, Которой сделалась Пресвятая Дева Мария.

Как чтил свою скинию ветхозаветный народ! Как остро осознавал, что именно с этим местом связано Божие присутствие! Подобное происходит и в Православной Церкви, которая почитает Царицу Небесную, Деву Марию как ту самую Скинию, в которой явился и пребывал Сам Бог. И мы почитаем новозаветную Скинию не менее, чем почитали израильтяне скинию Ветхого Завета. Мы воспеваем Царице Небесной наши гимны, мы совершаем торжественные богослужения в дни, когда вспоминается Ее имя, но самое, может быть, главное — это то, что каждый из нас возносит совершенно особые молитвы Царице Небесной в моменты скорби, в моменты переживаний. Когда нам требуется дополнительная духовная поддержка, тогда с особой силой мы просим Царицу Небесную, чтобы наша молитва достигла Престола Божия. Мы воспеваем акафисты, мы совершаем богослужения, мы молимся, часто со слезами, Деве Марии, чтобы Она помогла нам и донесла до Сына Своего и Бога нашего наши грешные и слабые молитвы.

Вот и сегодня такой день. Мы вспоминаем эпизод из жизни Девы Марии. Еще совсем юной Она была приведена Своими матерью и отцом в иерусалимский храм. Это действие не соответствовало традициям: обычно Богу посвящали и приводили в иерусалимский храм мальчиков-первенцев, а здесь привели девочку, совсем маленькую. И вдруг эта юная девочка стала взбираться по огромным каменным ступеням и взошла в храм. Конечно, все, кто видел это дивное зрелище, это невероятное явление силы Божией, были поражены. Поэтому неслучайно, что Деву Марию на пороге храма встретил сам первосвященник, особая личность в ветхозаветном Израиле. И предание донесло до нас эту умилительную картину: младенец Мария взбирается по крутым ступеням храма, и старец первосвященник простирает свои руки и принимает Ее. С тех пор Ее домом стал не дом Ее родителей Иоакима и Анны, а дом Божий, ветхозаветный храм, в котором Она жила, училась, читала Священное Писание и восходила от силы к силе.

Сегодняшний день должен многому нас научить. Он должен помочь нам лучше понять все то, что Царица Небесная, Дева Мария сделала ради нашего спасения. Понять, какой Она была, какими были Ее родители, в какой духовной атмосфере происходило Ее возрастание. Но мы должны понять также, что Дева Мария, Мать Господа, принявшая в ложесна Свои Божественное Тело Сына Своего, явила великую милость всему роду человеческому, — потому что без Нее не было бы рождения во плоти Сына Божиего и Сына Человеческого, а значит, не было бы спасения всех нас. И Царица Небесная, Которая особым образом послужила делу нашего спасения, и сегодня продолжает эту великую миссию — содействовать спасению рода человеческого. Она предстоит Сыну Своему и Богу нашему, и молитвы наши, возносясь к Ней, возносятся и к Самому Господу и Спасителю нашему. Будем всегда в своих сердцах, в своих мыслях помнить о всем, что Дева Мария, Матерь Божия совершила для всех нас. Будем помнить, что Она быстрее всех слышит наши молитвы и откликается на них совершенно особым образом и в радостях, и в скорбях.

Вчера вместе с министром обороны я имел возможность осмотреть замечательную экспозицию, посвященную храму Вооруженных сил России, который будет построен в парке «Патриот». Я еще и еще раз почувствовал, насколько же велика сила Богоматери, как Она помогала нашему воинству в тяжкие годы военных испытаний. На барельефах предстоящего храма будут изображены эпизоды самых страшных воин в истории нашего Отечества: это и Куликовская битва, и Бородинская битва, и Сталинградская битва, и Курская дуга. Всякий раз там присутствовала Богоматерь через Ее чудотворные иконы, к Ней обращались наши воины, и Она была вместе с ними в пучине скорби, в самых стесненных и опасных обстоятельствах, среди смерти и тления. Она была там как Предстательница за нас, за Отечество наше, за воинство наше пред лицом Сына и Господа нашего.

Сегодня у нас особенный день. Сохраним в памяти все, что связано с Царицей Небесной в истории нашего Отечества. А если кто всего не знает, непременно найдите соответствующие книги, сейчас это просто сделать через Интернет, и ознакомьтесь, прочитайте, потому что Царица Небесная действительно сопутствует народу нашему и являет Свою силу в тяжелейшие годы военных испытаний. И сегодня, в мирные, но неспокойные времена, мы будем просить Деву Мария, чтобы Она не отнимала Свой Покров от земли Русской, чтобы Она слышала наши молитвы, чтобы Она ограждала землю нашу от врагов внешних и внутренних, чтобы Она укрепляла веру в народе нашем, чтобы Она и Церковь нашу покрывала Своим Покровом, помогая осуществлять великую спасительную миссию. Ее ходатайством пред лицом Божиим да хранит Господь всех нас. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5316939.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #526 : 09 Декабря, 2018, 20:02:01 »
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в годовщину интронизации святителя Тихона после молебна в Донском монастыре

4 декабря 2018 г. 20:04

  • <span style="font-style: italic;]4 декабря 2018 года, в праздник Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии и 101-ю годовщину со дня интронизации святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил молебен в Большом соборе Донского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы, где покоятся честные мощи святителя. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.
  • Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимые отцы, дорогие братья и сестры!
  • В праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, отслужив Божественную литургию в Московском Кремле, мы всякий раз устремляемся сюда, в Донской монастырь, к гробнице святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. Потому что это день особой памяти о святителе, который взошел на Патриарший престол в тяжелейшую годину нашей национальной истории.
  • Весь мир словно обрушился в то время. Все законы были попраны и вычеркнуты из человеческой жизни, все традиции попытались искоренить и с нового листа построить новый мир, который казался прекрасным тем, кто разрушал мир старый. Это было действительно некое безумие, но люди отдавали все силы разума, воли, чувств этой мечте, не понимая, что невозможно, разрушив до основания все, что было до тебя, построить новый мир. Что это будет за новый мир, который не знает прошлого, не знает истории, не знает традиции, не знает всего того, чем питалась душа народа? И мы знаем, что страшный эксперимент, который был поставлен над нашей страной, над нашим народом, только по милости Божией не привел к окончательному разрушению Руси и к исчезновению нашего народа. Впрочем, никто ни о Руси, ни о народе и не думал — думали лишь о гигантском интернациональном объединении людей, принадлежащих к одному классу, и на этом объединении пытались построить новый, справедливый и счастливый мир.
  • Сейчас мы можем говорить обо всем этом открыто, спокойно, анализируя ошибки тех самых мечтателей, которые разрушили историческую Россию. Но Патриарх Тихон не мог говорить так же спокойно, он не мог говорить так, как мы сегодня говорим, потому что он был внутри этого водоворота истории, этой страшной воронки, которая засасывала в себя все живое и все разрушала в своем безумном движении.
  • Патриарх Тихон был в глубине этой бездны. У него не было сил для сопротивления, его окружали только люди верующие, которые были лишены власти и любых возможностей повлиять на политический процесс в стране. Но они оставались со Святейшим Тихоном, который пребывал здесь, в Донской обители, и тысячи и тысячи людей приходили, чтобы обратить свое сердце, свои мысли и свои руки под благословение к находившемуся здесь под домашним арестом Первосвятителю.
  • Трудно себе представить, что переживал Патриарх Тихон — человек просвещенный, укорененный в нашей церковной, национальной традиции, человек высокой культуры и прекрасных знаний, потому что именно такие знания давали дореволюционные высшие духовные учебные заведения. Что переживал он, как воспринимал эту страшную картину вокруг себя? Конечно, всего понять мы не можем, но попытаемся хотя бы представить себе, насколько велик был подвиг Первосвятителя. Он оставался верным своей Церкви, своему народу, своей присяге. Он не поддался ни на какие посулы, ни на какие угрозы. Он противостоял порожденному властями расколу и, не вступая в прямой конфликт с властью, — потому что это вне традиции русского Православия, — через взаимодействие с властью пытался, насколько только возможно, защитить Церковь и защитить свою паству.
  • Святитель скончался в больнице. До сих пор неизвестно, была ли эта смерть естественной или насильственной, — один только Бог знает. Но мы понимаем: даже если это была естественная смерть, то ей предшествовало горячее, искреннее исповедание веры не на словах, а на деле; подлинный жизненный подвиг. Поэтому мы вспоминаем святителя Тихона как Первосвятителя земли нашей и как исповедника веры православной.
  • Его молитвами да хранит Господь Церковь нашу, и сегодня терзаемую многими противоречиями и привнесением очень опасных стихий мира сего! Особенно мы молимся сегодня об Украине, о нашем народе, который подвергается там дискриминации. Мы просим Господа остановить руку гонителей, с тем чтобы они не повторили страшных ошибок, которые совершили гонители времен Патриарха Тихона. И мы знаем, где сейчас гонители тех времен — где-то на задворках истории, я бы даже сказал совсем жестко: на помойке истории. Пусть задумаются те, кто поднимает руку на Православную Церковь нашу на Украине. Нельзя повторять ошибки тех, кто совершил преступление против Церкви. Бог поругаем не бывает. Церковь не поднимает народные волнения, не призывает к политическим выступлениям, но Церковь молится, и ее молитва достигает престола Божия — как во времена Патриарха Тихона, так, верим, и в наше время.
  • Поэтому сегодня наше молитвенное воздыхание к святителю Тихону соединяется с горячей просьбой о его заступничестве за Церковь нашу пред лицом Божиим, за всех тех, кто в России, на Украине, в других местах составляет единое тело Русской Православной Церкви, недавно отпраздновавшей 1030-летие своего исторического бытия. И верим, что эти молитвы сильнее человеческой воли, особенно злой. Его молитвами да хранит Господь Церковь нашу в единстве, в духовной силе, а в народе нашем да хранит крепко веру православную. Аминь.
  • Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5316988.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #527 : 09 Декабря, 2018, 20:05:13 »
Святейший Патриарх Кирилл: Сегодня очень тяжелые события происходят в братской Украине

9 декабря 2018 г. 16:39

9 декабря 2018 года, в Неделю 28-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме святой мученицы Татианы в Люблине города Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В сегодняшнем апостольском чтении — а это был отрывок из Послания апостола Павла к Колоссянам (Кол. 1:12-18) — мы находим такие слова: «Благодарим Бога, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете, и избавившего нас от власти тьмы». Тема света и тьмы проходит через все Божественное откровение, с самого начала. Ведь первое, что совершил Бог-Творец, — Он создал свет. А второе — Он отделил свет от тьмы, потому что свет и тьма несовместимы: либо свет, либо тьма. Это очевидно в физической природе, но это очевидно также в духовной жизни людей. Свет и тьма несовместимы, поскольку свет — это Бог, это добро, а тьма — это диавол и зло. И совместить, соединить, ввести в некую систему взаимодействия добро и зло невозможно, потому что зло всегда останется злом, а добро в таком случае перестало бы быть добром.

Вся человеческая история, начиная от дня творения и кончая новым творением, связана с темой света и тьмы. Бог творит свет в первый день творения; и Бог Сам называет Себя Светом в том новом творении, о котором свидетельствует нам Откровение апостола Иоанна Богослова. Между этими двумя актами — сотворением света и явлением света невечернего Божественного Царства — лежит вся человеческая история, в центре которой — борьба добра со злом. И мы знаем по опыту собственной жизни, что эта борьба проходит в первую очередь в сознании, в сердце, в душе каждого. Нет человека, который бы не согрешил, а значит, нет человека, который бы в какой-то момент не отдался злу. Но большинство людей не желает полностью отдавать себя злу, понимая, что там, где зло, там небытие, там отсутствие гармонии, там конфликты, там болезни, там скорби.

Люди сопротивляются злу, и это сопротивление злу, защита добра являются лейтмотивом всей человеческой истории, о чем бы мы не говорили — об истории государств, об истории народов или лично каждый о своей собственной истории. Господь призывает нас оставаться на стороне света, потому что, как учит нас апостол Иоанн Богослов, «свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1:4-5). Это означает, что свет, который есть синоним Божественного присутствия, сильнее тьмы, и тьма никогда не сможет объять свет.

Все это так очевидно, особенно когда вдумчиво читаешь слово Божие. Все это так очевидно, когда вдумчиво взираешь в историю рода человеческого. Какие только колоссальные силы ни работали на протяжении всей истории на стороне зла — силы власти, военные силы, специальные службы, — но ведь они не одержали окончательной победы, и никому не удалось уничтожить добро. Это в принципе невозможно, ибо Бог есть добро, а Бог сильнее диавола.

Сегодняшнее слово святого апостола Павла о том, что мы призваны быть наследниками святых для участия в свете и что Господь избавил нас от власти тьмы, мы должны очень хорошо запомнить и принять умом и сердцем, понимая, что нам никогда не следует отдавать свое сердце, свое время, свои силы злу. И особенно важно никогда не вставать на сторону зла в тот момент, когда зло борется с добром; ведь даже если произойдет сиюминутная, видимая победа зла, то зло все равно обречено на поражение.

Сегодня очень тяжелые события происходят в братской Украине. Мы знаем, как силы зла восстали на Православную Церковь. Силы зла, которые рядятся в ангела света, которые видимым образом будто защищают лишь создание некой ни от кого не зависимой Церкви, что якобы соответствует статусу независимого государства. Казалось бы, а почему бы и нет? Может быть, эти люди правы, и в независимом государстве должна быть независимая Церковь? Правда, в истории так бывало редко, потому что Церкви очень часто простирали и до сих пор простирают свое пастырское попечение на многие народы и на многие государства. Но почему бы не допустить такое в отношении Украины? Нельзя допустить! Послушайте тех, кто борется за так называемую независимую единую Церковь, прислушайтесь к интонациям, прислушайтесь к словам. Какая же там злоба, какая ненависть! А разве злоба и ненависть могут быть от Бога? Да нет же! А все те, кто стремится утвердить сегодня так называемую незалежную Церковь, кто ради этого готов погубить жизнь других людей, сломать церковную жизнь, ворваться в храмы и монастыри, захватить их силой, — разве язык силы, которым они говорят, является языком Божиим? Разве через такой язык силы и ненависти может быть явлена воля Божия? Да никак!

Потому речь идет не о том, быть или не быть независимой Церкви на Украине, как то утверждают сторонники независимости, а речь идет о том, какой быть Церкви на Украине — Церкви Божией, творящей волю Божию, или лжецеркви, служащей диаволу и только рядящейся в одежды светлые. Послушайте лидеров раскола — с какой ненавистью они говорят! Разве это пастырское слово? Разве это слово любви? И послушайте Блаженнейшего Онуфрия, иерарха нашей Церкви, который никогда ничего плохого не говорит даже о раскольниках. Молятся, плачут люди о том, что есть раскол, но никто же ведь не предлагает государству уничтожить раскол силой, даже грубых слов в адрес раскольников не говорят. Вот как все просто: одни участвуют в наследии святых во свете, а другие впадают во власть тьмы. И для того чтобы отличить свет от тьмы, не нужно много мудрствовать, — достаточно внимательно послушать тех, кто говорит о свете, а на самом деле пребывает во тьме.

Мы сегодня говорим о Православии в близкой нашему сердцу Украине. Мы верим, что Церковь Православная устоит, что никакие расколы, никакие раскольнические объединения, никакое участие светской власти, никакая злобная и воинственная риторика неспособны будут оторвать верующих людей от жизни в невечернем дне Божественного Царства, от жизни во свете Божием, и никакая тьма неспособна будет объять и уничтожить эту жизнь.

Сегодня, вспоминая дивные слова апостола Павла о свете и тьме, мы должны еще и еще раз проанализировать и нашу собственную жизнь. И спросить себя: может быть, и мы участвуем в делах тьмы — сознательно или несознательно, объясняя это некими высшими соображениями или житейским прагматизмом? Не может быть участия света в делах тьмы — этому научены мы святым апостолом Павлом; и сохраним эту заповедь до скончания своих дней, помня, что свет не может участвовать в делах тьмы. Аминь.<br><br>Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5320216.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #528 : 20 Декабря, 2018, 20:23:56 »
Патриаршая проповедь после Литургии в Саввино-Сторожевском ставропигиальном монастыре

16 декабря 2018 г. 17:20

16 декабря 2018 года, в Неделю 29-ю по Пятидесятнице, день памяти прп. Саввы Сторожевского, Звенигородского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию в соборе Рождества Богородицы Саввино-Сторожевского ставропигиального монастыря. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В сегодняшнем Евангельском чтении (Лк. 18:18-27) Господь произносит слова, очень важные для многих современных людей. Он говорит нам о богатстве. Нельзя сказать, чтобы богатство стало достоянием абсолютного большинства, но все больше и больше людей, в том числе в нашей стране, живут достаточно богато, причем многие из них являются православными христианами. К ним в первую очередь и обращены сегодняшние слова Господа.

Когда богатый юноша не сумел пойти за Спасителем, Господь произнес обжигающие разум слова: «Трудно богатому войти в Царствие Божие». А почему? А потому что богатство расширяет возможности для удовлетворения человеческих потребностей. У богатого нет никаких ограничений — материальных, внешних, — чтобы делать все, что захочется. Но мы знаем: то, что хочет человек, движимый желанием плоти своей, является по большей части греховным. И Господь повелевает нам не делать то, что хочется, особенно когда денег много. Так происходит эта коллизия, столкновение материальных ценностей, увлечения этими ценностями, с заповедью Божией. Не все выдерживают это столкновение так, чтобы душу свою спасти, — нередко люди отдают свою жизнь мамоне, то есть удовлетворению своих материальных потребностей без всяких ограничений — настолько, насколько денег хватает.

В чем же здесь дело? Почему все-таки трудно войти в Царствие Божие богатому? Лишь по той причине, о которой сейчас было сказано? Или, может быть, есть что-то иное? Да, конечно, есть, потому что богатство повышает планку требований к человеку со стороны Бога: кому много дано, с того много и спросится (см. Лк. 12:48). И речь идет не только о способностях человека или о власти, которую он получает, но и о богатстве. Если тебе много дано, с тебя Господь много и спросит. И для того чтобы обратить богатство не в погибель, а в спасение, нужен подвиг — подвиг самоограничения, подвиг внутренней аскезы, которая приводит к такому состоянию, когда человек умом своим может регулировать свои потребности, не впадая в крайности и не уподобляясь животному, которое ест до тех пор, пока есть корм.

Одному из наших новомучеников и исповедников принадлежат замечательные слова: «Богатство — это то, что помогает жить, но что не может быть смыслом жизни». Осознание того, что богатство, обладание материальными ценностями не может быть смыслом жизни, сегодня является вызовом для очень многих людей, которые, обретая богатство, теряют чувство меры, теряют критическое отношение к своим собственным желаниям и потребностям и попадают в этот плен. И не само по себе богатство греховно, а то, как человек богатство использует.

Мы ведь знаем, что не только ко греху используются материальные возможности. Многие состоятельные люди строят храмы, жертвуют на монастыри, занимаются делами благотворительности. Мне постоянно приходится встречаться с такими людьми, которые часто ведут себя очень скромно, хотя материальные возможности позволяют им любым образом реализовывать себя в жизни и позиционировать себя перед другими. Эта скромность свидетельствует о том, что человек не упивается тем, что Господь ему дал, и, не теряя критического отношения к самому себе, разумно использует то, чем обладает.

К счастью, есть такие примеры, их много. Но по-прежнему с грустью следует свидетельствовать о том, что больше тех, для которых богатство становится погибельным, которым действительно трудно войти в Царствие Божие, потому что им не удается справиться с самими собой, с желанием служить своей похоти. Часто богатый человек не может ограничить себя ради того, кто не имеет средств к существованию, потому что собственные сверхпотребности заслоняют жизненный взор, мешают видеть Божию правду и смысл жизни.

Сегодняшнее Евангельское чтение есть не порицание богатств, а призыв к тому, чтобы каждый, кому Бог попускает стать богатым, использовал эти возможности не к погибели, а к жизни — своей собственной жизни здесь и в вечности; но и к тому, чтобы отсутствие средств у других не являлось причиной человеческих трагедий. Господь призывает нас к мудрости, к способности таким образом распоряжаться материальными ценностями, чтобы и самим душу спасать, и делать жизнь нуждающихся более светлой, мирной и счастливой.

Пусть сегодняшнее Евангельское чтение научит нас тому, как нужно пройти жизненный путь даже в том случае, если Бог попустил тебе иметь богатство, — чтобы и свою душу спасти, и ближним помочь. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5324044.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #529 : 20 Декабря, 2018, 20:24:51 »
Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в Николо-Угрешском монастыре в день памяти святителя Николая Чудотворца

19 декабря 2018 г. 23:33

19 декабря 2018 года, в день памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Преображенском соборе Николо-Угрешского ставропигиального мужского монастыря. По окончании богослужения Святейший Владыка обратился к верующим с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Всякий раз, когда мы празднуем память святителей, за Литургией читается небольшой отрывок из Евангелия от Луки (Лк. 6:17-23), в котором приводятся четыре заповеди блаженств. Если в Евангелии от Матфея излагаются все заповеди блаженств, произнесенные Спасителем на берегу Геннисаретского озера, то в евангельском зачале от Луки — лишь четыре заповеди, и все они имеют прямое отношение к жизни святителей, то есть иерархов Церкви Божией, которые сподобились быть сопричтенными к лику святых.

В числе этих заповедей — «Блаженны алчущие и жаждущие правды».Действительно, если иерарх Божией Церкви не взыскует правды, он не может осуществлять свое служение достойно. Ведь правда есть то, что противоположно лжи. А ложь и гордость — это страсти, пороки и грехи, которые составляют сущность темной силы. Диавол есть отец лжи и по своему состоянию гордец и завистник. Поэтому ложь — это то, что является сущностью темной силы. А жить не по лжи — значит жить вопреки дивольскому замыслу о мире и о человеке.

Александр Исаевич Солженицын, один из выдающихся русских писателей ХХ века, столетие со дня рождения которого недавно отмечалось в нашей стране, человек, прошедший тяжелую жизнь, сформулировал этот замечательный призыв и обратил его к своим современникам, ко всем нам: жить не по лжи! Жить не по лжи — это жить вне власти диавола и темной силы. Но такой выбор означает нелегкий жизненный путь, потому что ложь обильно присутствует в человеческой жизни и в межличностных отношениях. Она присутствует в настоящий момент, как присутствовала и наверняка будет присутствовать в течение всей человеческой истории.

Но что производит ложь? Каковы последствия лжи? В первую очередь, ложь сбивает человека с пути. Чтобы представить себе наглядно, что может произойти, давайте обратим свой мысленный взор к такой картине. Открытое поле, зима, пурга, дорогу замело, и вот идет человек, который не до конца понимает, идет ли он туда, куда нужно, или идет в никуда; и встречается ему человек, идущий навстречу. Естественно обратить к нему вопрос, туда ли я иду, где путь, который может меня вывести из этого опасного жизненного обстояния. И что произойдет, если встречный обманет? Человек заблудится и погибнет в этой пурге. Но ведь путь — это понятие, которое измеряется не только географическими расстояниями, но и временем. Каждый человек проходит свой жизненный путь, так же как люди и народы проходят свой жизненный путь. И разве не бывало так, что вожди обращали к людям ложные призывы, предлагая им идти по пути, который вел в никуда, а иногда к прямой гибели?

Ложь действительно наносит человеку непоправимый ущерб, искажает жизнь, погружает нас в реальность, которая далека от правды, от истины, от того, что есть на самом деле. Сегодня ложь приобретает какие-то фантастические масштабы, нас по-разному погружают в иную реальность, в том числе через искусство, через кинематограф, сбивая с правильного жизненного пути. В качестве идеалов, маяков, якобы помогающих идти по жизни, представляются ложные маяки, ложные идеалы, просто ложь от диавола, которая рядится в одежды светлые и которая сбивает человека с пути.

Опасность лжи настолько велика, что она своей силой может погубить, как уже сказано, не только одного человека в его личной жизни, но и сбить с жизненного пути целые народы, что и происходило в истории нашего народа, когда ложью, фантастическими идеями, обещанием какого-то невероятного счастья, неизвестно когда могущего прийти к людям, народ сбился со своего исторического пути, отказался от Бога, от святынь, разрушил храмы, разрушил свою национальную жизнь, во многом разрушил свою культуру. И все это происходило именно потому, что народ наш поверил в ложь. Может быть, нам как никакому другому народу, на опыте испытавшем опасность лживых посулов, нужно помнить, что ложь, особенно сочетаемая с силой власти, может привести и отдельного человека, и целый народ к тяжелейшим испытаниям, а может быть, даже к погибели.

«Как никто не держит горючие вещества в доме, так не следует держать ложь в устах», — говорит святитель Иоанн Златоуст. Как вещество, могущее воспламениться, способно сжечь дом, так и ложь способна сжечь, уничтожить, нанести огромный ущерб и человеческой личности, и человеческим обществам, и самой жизни.

Поэтому, вспоминая великую заповедь блаженства в день памяти святителей, мы имеем возможность, мысленно представив себе их жизненный путь, понять, что жизнь не по лжи, жизнь по правде, по правде Божией и по правде человеческой, — это не миф, не сказка, а это идеал, к которому мы должны стремиться, исторгая ложь из наших личных и общественных отношений.

Сегодня мы особенно переживаем за все то, то происходит на Украине. Вот явный, наглядный пример того, как ложь сбивает людей с пути. Вспомним путника, который мог бы погибнуть, если ему во время вьюги, когда потеряна возможность ориентации, указали неправильное направление. Так происходит и с народом, переживающим сейчас очень нелегкие жизненные обстоятельства. Когда указывается путь ложный, который отрывает людей от истинной Церкви, когда им предлагают душу свою отдать самозванцам и раскольническое сообщество воспринимать как благодатную Церковь, — это путь в духовное «никуда», это путь к погибели. И кто как не Церковь должна громко об этом сказать? Когда же на этот путь людей толкают политики, заставляя идти по нему либо посулами, либо угрозами, — сколько же нужно духовной силы, чтобы удержаться и не стать жертвой этой лжи?

Мы сегодня особенно молимся о наших братьях и сестрах, о Украинской Православной Церкви, о тех, кто стал исповедниками веры Христовой еще при жизни. Мы молимся о том, чтобы никакая сила лжи не погубила духовную жизнь близкого нам братского народа и чтобы сила Церкви, несущей свое свидетельство в этих трудных обстоятельствах, не умалялась даже в условиях возрастающего греха.

Пусть Господь молитвами святителя и чудотворца Николая управит наши жизненные пути, жизнь каждого из нас, нуждающегося в Его помощи, в Его поддержке. Пусть молитвами святителя и чудотворца Николая, самого почитаемого на Руси угодника, Господь управит исторический путь нашего народа, народа Святой Руси, живущего в России, Украине, Белоруссии, в других местах, но объединенного одним духовным идеалом Святой Руси. И верим, что молитвами святых, к которым мы обращаем свое сердечное воздыхание, Господь соделает этот путь действительно спасительным для каждого из нас и для народов наших. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5326216.html