Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?
rss

Автор Тема: Слова Патриарха Кирилла  (Прочитано 531793 раз)

0 Пользователей и 5 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3008
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #545 : 25 Января, 2019, 21:04:46 »
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти мученицы Татианы после Литургии в домовом храме Московского государственного университета

25 января 2019 г. 18:28

25 января 2019 года, в день памяти мученицы Татианы и с нею в Риме пострадавших, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в домовом храме святой мученицы Татианы — Патриаршем подворье при Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова. В этот день отмечается День российского студенчества. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

То, что императрица Елизавета подписала указ о создании университета в день святой мученицы Татианы, было, по всей вероятности, случайным совпадением. Императрице не могло прийти в голову, что мученица Татиана имеет какое-то особое отношение к вновь создаваемой в Москве высшей школе. Но у Бога ничего не бывает случайным, и мученица Татиана действительно стала любимой святой российского студенчества и покровительницей университета. Почему же это произошло? А потому что она была мученицей, а в основе мученичества, то есть способности умереть за свои убеждения, невзирая даже на страшные страдания, лежит совершаемый человеком подвиг.

Слово «подвиг» связано со словом «движение». А движение может быть беспорядочным, как броуновское движение молекул; может быть сконцентрированным, как движение лучей в лазере; может быть и не столь сконцентрированным, но тем не менее целеустремленным. Что же такое «подвиг», что же такое «подвижник»? Открываем словарь Даля, замечательного нашего ученого-филолога, лингвиста, который сам совершил удивительный подвиг, создав толковый словарь, сохраняющий свою актуальность даже доныне, замечательное произведение и с научной, и с общекультурной точек зрения. В словаре Даля очень ясно сказано, что такое подвижник, — это тот, кто прославился великими и славными делами. То есть не всякая жертва и не всякое движение вперед есть подвиг. Подвиг происходит только тогда, когда двигающийся совершает добрые дела, великие и славные дела. Вот такой подвиг совершила святая мученица Татьяна — она отдала свою жизнь за веру, за убеждения; она проявила невероятную силу духа, которая потрясла ее гонителей.

У святителя Иоанна Златоуста мы находим интересные слова: «Мы живем, когда гонений уже нет, они закончились. Что же есть сейчас? Гонения прошли, а мученичество осталось. Если во времена гонений мы были мучимы от людей, то сегодня, — послушайте! — мы мучимы от бесов». Как бы ни относились люди к существованию этой темной реальности, святитель Иоанн знал, о чем говорил. Думаю, сегодня его слова звучат особенно актуально. Сейчас никого не мучают, по крайней мере в нашей стране, за убеждения, за веру; мы имеем возможность, и благодарим за это Бога, исповедовать свою веру, открыто совершать богослужения, в том числе Литургию в храме при Московском университете. Но это не снимает темы, которую так ярко высветил святитель Златоуст: мы сегодня мучимы от бесов.

Как расшифровать это послание святителя Иоанна? Можно только следующим образом. Вот общее движение, которым охвачено, я думаю, большинство людей в мире, — так называемый широкий путь. Что собой представляет современный фарватер развития человеческой цивилизации? Мы можем смело сказать, что на этом пути — огромное количество искушений, испытаний, которые человек вынужден проходить, если он хочет сохранить свою целостность, если он не желает раствориться в этой массе молекул, участвующих в общем движении, если он хочет сохранить самого себя и тем более если он хочет сохранить свою веру и свои убеждения. Правильно говорил святитель Иоанн: от бесов гонимы люди, когда нет гонений от людей. И если внимательно присмотреться к этому общему движению, — как много здесь опасных маяков, опасных указателей, опасных энергий, которые нередко увлекают человека, захватывают его душу, его сознание, направляя к ложным целям!

Мы не будем сейчас говорить о том, что происходит сегодня в современном искусстве и во многих других сферах человеческой жизни, Нам не следует никого критиковать, но только настаивать на том, что вертикальное измерение человеческой жизни не должно разрушаться ни при каких обстоятельствах. Иначе не будет того движения и тех подвижников, о которых говорил Даль. Слово «движение» перестанет связываться со словом «подвижник», и ценностная составляющая движения человека по жизненному пути будет потеряна.

Слово «подвиг», как и пример святой мученицы Татианы, должно заставить и студентов, и обучающихся в Московском университете задуматься об очень многом — о смысле жизни, о ее цели, о том, как человек должен встречать трудности, как он должен идти по пути, отстаивая свои убеждения. И особенно задуматься о том, как, несмотря на очень непростые внешние условия, сохранять сегодня веру в то, что подлинным движением является движение к небу.

Вот я и хотел бы пожелать всем, кто трудится в Московском государственном университете, зде начальствующим, учащим, учащимся сохранить этот вектор движения и в своем уме, и в своем сердце. А сохранить значит соотносить все, что мы делаем, с этой системой координат. Куда это делание куда меня ведет — вперед и вверх, или я топчусь на месте, или, захваченный водоворотом событий, обстоятельств и внешних влияний, просто попадаю в губительную воронку, опускаясь вниз, а не возносясь к небу? Пусть Господь всем нам поможет сохранять духовную бдительность, духовные силы для того, чтобы никогда не сбиваться с того жизненного пути, к которому Он нас призывает.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5360059.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3008
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #546 : 30 Января, 2019, 20:48:23 »
Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю 35-ю по Пятидесятнице в Храме Христа Спасителя г. Москвы

27 января 2019 г. 22:08

27 января 2019 года, в Неделю 35-ю по Пятидесятнице, отдание праздника Богоявления, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Нынешний день исполнен многих смыслов и связан со значительными историческими событиями. Сегодня мы празднуем память святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии. Совершенно удивительный образ — женщина, молодая девушка подвигом своей жизни, своим проникновенным словом обратила в христианство целый народ — Иверию, нынешнюю Грузию. Как понять жизненный подвиг Нины? Как описать его в человеческих, рациональных категориях? Невозможно, поскольку ничто не говорило о том, что эта молодая девушка может жизнью своей, словами своими, молитвами своими обратить ко Христу целый народ.

Сегодня мы празднуем и другое событие, которое тоже не поддается описанию в рациональных человеческих категориях. Мы празднуем 75-летие снятия блокады Ленинграда. Все, что произошло с нашей Северной столицей во время войны, остается вне рационального объяснения. Невозможно было миллиону человек выжить в городе, намертво схваченном блокадой. Невозможно было прожить на 125 граммов хлеба, — но люди выжили. Я особо благодарен Богу за то, что моя мама в блокадном городе, с грудным ребенком на руках, моим старшим братом, смогла прожить на эти 125 граммов хлеба и не умереть. Не вижу этому никаких рациональных объяснений, кроме одного: была воля Божия на то, чтобы город на Неве не пал, потому что его падение неминуемо повлекло бы собой падение всей Руси. И невозможно рационально объяснить спасение многих жизней, в том числе жизни моих родителей.

Когда мы отказываемся понимать, что с нами происходит, когда мы сознаем, что имеем дело не с логикой человеческого бытия, а с чем-то иным, у нас не остается ничего другого, как только увидеть во всех этих жизненных историях, как и вообще в истории рода человеческого, не просто след Божиего присутствия, а руку Божию, о чем мы сегодня слышали в Евангелии (Лк. 18:18-27). Сам Господь, обращаясь к усомнившемуся в том, что по заповедям Христовым можно жить, сказал: Невозможное человекам возможно Богу.

Дивная формула, запечатленная на Евангельских страницах, помогает нам понять все то, о чем мы сегодня говорили, — и подвиг святой Нины, и спасение Ленинграда, и многие другие чудные дела, явленные Господом в истории нашего народа и вообще в мировой истории. Нередко казалось, что силы зла атакуют Церковь и нет никакой возможности выжить, но то, что невозможно человекам, возможно Богу. И сегодня эти слова должны особым образом запечатлеться в нашем сознании, потому что применительно к нашей истории — и гражданской, и церковной — они облекаются в реальные факты, не объяснимые человеческим разумом.

Сегодня мы открываем Рождественские чтения. Я очень рад приветствовать в этом Патриаршем соборе всех, кто прибыл на чтения из разных уголков нашей страны. В первую очередь собратьев-архипастырей, с которыми я в духовном единомыслии, любви и радости совершил соборную Литургию. А также духовенство и всех вас, мои дорогие братья и сестры, которые принимают активное участие в церковной жизни и посвящают себя, может быть, самому главному, что должна сегодня делать Церковь, — а именно образованию ума и души современного человека. Ведь образование есть способ и средство передачи смыслов, идей, в том числе духовных смыслов и непоколебимых идей, которые Самим Богом заложены в Священное Писание и которые возвещает миру голос Церкви.

Я от всего сердца хотел бы пожелать всем вам помощи Божией в этом великом апостольском служении, потому что, проповедуя Христа, в том числе в педагогической сфере, обращаясь в первую очередь к молодежи, Церковь может многое сделать для укрепления веры, для сохранения умов и сердец нашего подрастающего поколения от тех внешних влияний, которые направлены на разрушение веры и духовной жизни. Дай Бог всем вам, несмотря на трудности, нести, я бы сказал, даже не крест, а знамя — знамя свидетельства о том, что христианство непобедимо, о том, что наше церковное послание миру пребывает живым, актуальным и всегда способно достигать человеческих умов и человеческих сердец. Желаю всем вам осознать особую важность той миссии и того служения, к которому Господь вас призвал, и быть достойными вашего призвания.

Благословение Божие молитвами святой равноапостольной Нины, явившей на себе чудо Божиего присутствия в человеческой жизни, благословение Божие по молитвам многих, кто невинно погиб, в том числе в огне Великой Отечественной войны, благословение Божие по молитвам новомучеников и исповедников Церкви Русской да пребывает над всеми нами, укрепляя нас в сознании важности того дела, которое мы свершаем со смирением во спасение душ человеческих. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5361436.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3008
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #547 : 30 Января, 2019, 20:49:52 »
Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на VII Рождественских Парламентских встречах в Государственной Думе РФ

30 января 2019 г. 17:33

30 января 2019 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с докладом на открытии VII Рождественских Парламентских встреч, организованных в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации в рамках XXVII Международных Рождественских образовательных чтений «Молодежь: свобода и ответственность».

Уважаемый Вячеслав Викторович! Уважаемые руководители фракций! Господа депутаты! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие братья и сестры!

Я хотел бы сердечно приветствовать всех вас, в первую очередь участников VII Рождественских парламентских встреч, которые проходят в этом году на площадке Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Рад новой возможности пообщаться лицом к лицу и обсудить важные и актуальные вопросы, которые, несомненно беспокоят наше общество.

Кроме того, у меня есть потребность обозначить нашу позицию перед лицом некоторых вызовов. Как вы знаете, Церковь не является политической партией и вообще не входит в политику как некий субъект. Но все, что происходит в стране, близко к Церкви. Она несет ответственность перед Богом и перед историей за состояние душ человеческих, и потому вопросы, которыми вы занимаетесь, затрагивают, несомненно, и церковную повестку дня. Не входя во всю сложность того, чем занимается Государственная Дума, я все-таки попытаюсь обозначить наше отношение к некоторым вопросам, которые, на мой взгляд, являются важными.

Церковь как никто иной чувствует нужды и чаяния миллионов наших сограждан, ведь духовенство по роду своей деятельности много и доверительно общается с представителями различных социальных групп, не понаслышке знает о проблемах и заботах соотечественников. Наверное, нигде, кроме Церкви, нет таких открытых, содержательных и конфиденциальных бесед, как те, что духовник проводит со своими духовными чадами. Тайна исповеди не может быть раскрыта, но у наших священников, несомненно, формируется понимание того, что сегодня волнует людей. И это понимание вырастает из самого что ни на есть актуального контекста — того, чем люди живут, о чем они думают, от чего они страдают, чему они радуются.

Когда-то в нашей стране, как и в других европейских странах, действовала система депутатских наказов от людей к народным избранникам. А печалование о нуждах людей, заступничество за страждущих всегда было важной составной частью деятельности Церкви. Всегда Патриархи, среди прочих своих обязанностей, имели обязанность печалования перед высшей государственной властью, что предполагало защиту тех, кто невинно страдал, защиту угнетаемых, да и просто произнесение слов правды в глаза представителей власти. Такой всегда была роль Церкви, и сегодня Церковь со смирением продолжает это служение.

Народное представительство призвано способствовать развитию конструктивных отношений между властью и обществом. От актуализации этой связи зависит успешность многих социально значимых начинаний государства. В разные исторические эпохи существовали различные формы участия народа в управлении страной. Какими бы ни были формы этого участия, власть и общество не должны существовать в параллельных мирах. Разделенность власти и народа рано или поздно способна привести к печальным последствиям для государства и его граждан. И мы знаем, что в истории России происходили кризисы, связанные с этой отчужденностью.

Место, где преодолеваются разделения и любая социальная, политическая, экономическая и культурная разобщенность, — это храм, это молящаяся община, в которой нет ни богатых, ни бедных, ни знатных, ни людей, занимающих нижние уровни социального положения. В этом смысле Церковь, конечно, — уникальный организм. Перед Богом все равны, и неизвестно, чью молитву Бог слышит в первую очередь — власть имущего или совершенно безвластного человека, богатого или бедного. Только Сам Бог определяет степень близости к Нему того или иного человека, который возносит к Нему свои молитвы. Господь для всех хочет спасения, и для Него одинаково дорог и бездомный с Павелецкого вокзала, и обладатель многомиллионного счета в банке.

Но убежден, что идеал равных возможностей для всех людей нужно и должно осуществлять не только в пределах христианской общины, не только в пределах храма. Идеал общественной справедливости должен быть ориентиром государственной жизни и законотворческой деятельности. В этом мне видится одна из важнейших целей существования любого государства. Перефразируя известное выражение блаженного Августина, можно сказать, что справедливость является своеобразным мерилом моральной легитимности власти. Если общество теряет веру в справедливость, это серьезно осложняет его развитие, угнетающе действует на людей, подрывает основы общественного порядка и гражданского согласия.

Запрос на справедливость существует и в нашем обществе. Многие люди желают видеть в Государственной Думе орган власти, отстаивающий принцип общественной справедливости в рамках законотворческой деятельности.

Мне уже приходилось говорить недавно на Всемирном Русском Народном Соборе о том, что в наши дни проблема социального неравенства приобретает особую остроту не только для развивающихся, но и для развитых стран. Разрыв между бедными и богатыми несет в себе опасный заряд. Социальное неравенство создает внутри общества пропасть, которая, подобно черной дыре, поглощает духовные силы народа. Неравенство разъедает ткань народного единства.

Более опасны даже не количественные различия между доходами социальных групп, а то отчуждение, которое эти различия порождают. Крупный бизнес, политические элиты ассоциируются в массовом народном сознании с закрытым, а потому отделенным от народа миром.

Церковь непрестанно свидетельствует о том, как важно для каждого человека, особенно если он обладает соответствующими возможностями, творить дела милосердия, помогать ближним. С искренней радостью мы воспринимаем стремление состоятельных людей жертвовать часть своих средств на благотворительность и образовательные программы, на поддержку науки и культуры. Хотел бы особенно отметить, что эти труды не только меняют общество, делают мир вокруг нас добрее и светлее, но и преображают самого благотворителя, помогают ему исполнить евангельскую заповедь о любви к Богу и ближним.

Церковь не может не беспокоить реально существующая демографическая проблема. Неуклонное старение населения связано в том числе с малодетностью большинства российских семей.

Совет Федерации при участии экспертов по семейным вопросам, рекомендованных в том числе Русской Православной Церковью, разработал проект Федерального закона «Об основах правового положения многодетных семей в Российской Федерации». Эту тему я затрагивал в своем выступлении в Совете Федерации в прошлом году, и данное предложение было с вниманием воспринято. Рассчитываем на ускоренную работу по этому вопросу и ожидаем широкого вовлечения депутатов Государственной Думы в работу над законопроектом. Создание особого правового статуса для многодетных семей — это не просто настоятельное требование времени, это стратегический шаг в реализации демографической политики в нашей стране.

Поддерживаю законодательные инициативы, касающиеся льгот по выходу на пенсию для женщин, которые родили трех и более детей. Полагаю, что это справедливо, ибо воспитание ребенка требует большого личного подвига его родителей, и эта жертва непременно должна быть вознаграждена государством.

Церковь не устает свидетельствовать о негативных последствиях доступности абортов. Я об этом уже говорил и, наверное, буду говорить до скончания дней своих, — пока не наступят, по крайней мере в нашей стране, заметные сдвиги в лучшую сторону. Вынужден сказать, что законодательные изменения в этом вопросе не произошли. До сих пор налогоплательщик платит за то, что медицинской помощью не является и являться не может, — за возможность бесплатно избавиться от нежелательного ребенка. Не за то, чтобы помочь поправить здоровье, а за то, чтобы кто-то мог избавиться от нежелательного ребенка; и мы все участвуем в оплате такого рода манипуляций.

Общественная дискуссия на эту тему продолжается, и сегодня уже есть варианты решения, которые позволили бы признать право на жизнь за нерожденным ребенком и вывести аборты, совершаемые не по медицинским показаниям, из системы обязательного медицинского страхования.

В качестве контраргумента говорят: «Но все это спровоцирует подпольные аборты! Неизвестно, к кому пойдут эти несчастные женщины! Неизвестно, какие последствия будут для их здоровья! Но я хотел бы сказать совершенно определенно, что не знаю ни одного случая (и, наверное, не только я, но и все, кто интересовался этой темой), чтобы подпольные аборты совершались бесплатно. Всё в любом случае за деньги; поэтому речь идет именно о том, чтобы эти манипуляции не оплачивались деньгами налогоплательщиков, которые категорически выступают против абортов, совершаемых без медицинских показаний.

В публичном пространстве активно обсуждается проблема рекламы алкоголя. Очевидно, реклама алкогольной продукции не имеет никакой иной цели, кроме обогащения производителей алкоголя, их борьбы за рынки сбыта и за рост потребления спиртосодержащих напитков нашими соотечественниками. Это понятно и закономерно с точки зрения коммерческих интересов бизнеса. Однако рост потребления алкоголя — это потенциально большее количество разрушенных семей, большее количество преступлений, совершаемых в состоянии опьянения, это преждевременные смерти и страдания людей. Добавим сюда разводы, социальных сирот при живых родителях и прочие изъяны семейной жизни. Поэтому я бы хотел еще раз призвать Государственную Думу остановить продвижение этой безнравственной инициативы и поставить предел распространению рекламы алкоголя. Уж где-где, но не в России этим делом заниматься! И так пьют, но что ж мы еще подталкиваем наш народ к увеличению потребления спиртного посредством массового распространения рекламы алкогольных продуктов?

Несколько слов хотелось бы сказать о молодежи. Молодое поколение — основная тема Международных Рождественских чтений этого года. С молодежью общество традиционно связывает свои лучшие надежды и ожидания. Но на нее же делают ставки и те, кто стремится внести раздор и беспорядок в жизнь нашей страны. Нередко молодые люди, не обладающие большим опытом и крепким духовным иммунитетом, становятся жертвой манипуляций враждебных сил, которые используют юношеский максимализм и активность в деструктивных целях. Этому немало способствует и то, что молодежь зачастую понимает свободу как борьбу и противостояние любой организованной системе, в том числе и государству.

Вместе с тем контрпродуктивно применять по отношению к молодым людям высокомерный менторский тон, постоянно их одергивать и по мелочам учить. Патерналистское отношение только побуждает молодежь искать общение в виртуальном мире, а то и в опасных субкультурных группах и содействует еще большему отчуждению от молодежи людей иного поколения.

В свете уже сказанного о социальном неравенстве необходимо отметить, что молодежь особенно остро реагирует на его проявления в общественной жизни. Выражается это далеко не всегда в мирных формах. Недостаточная эффективность социальных лифтов и ограниченность возможностей для реализации интеллектуального и творческого потенциала при определенных обстоятельствах выливается в гражданский конфликт в молодежной среде.

Думаю, задачей старшего поколения является не просто поиск общего знаменателя в диалоге с молодежью, но и предоставление молодежи возможностей влиять на процессы, происходящие в жизни государства и общества, в том числе в области образования, культуры, экологии, социальной политики.

Еще один вопрос, который я хотел бы затронуть, связан с развитием цифровых технологий. В Московскую Патриархию не перестают поступать многочисленные обращения, свидетельствующие об обеспокоенности людей всесторонним внедрением цифровых технологий и тенденцией к замене всех существующих документов и идентификаторов на электронные аналоги. Еще в 2013 году этот вопрос стал предметом особого анализа и дискуссий на Архиерейском Соборе, который впоследствии принял документ, отражающий позицию Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных.

Многие верующие считают важным обратить внимание на несовершенство средств защиты личных сведений граждан от использования в недобросовестных целях. Разумеется, применять достижения научно-технического прогресса во благо общества необходимо, но недопустимо и забывать о тех людях, которые по разным соображениям отказываются от использования таковых.

Речь здесь идет, в первую очередь, о том, что существует очень много свидетельств похищения или утечки электронных данных. Конечно, у людей возникает естественный страх, потому что потеря этих данных нередко приводит к реальным трагедиям для людей. Кроме того, есть еще одна проблема — может быть, пока не актуальная для России; но, возможно, в ближайшем будущем она станет актуальной для всего мира. Что означает концентрация данных о роде человеческом, которые, с помощью современных технических средств могут оказаться в одних руках? Выступая недавно перед большой молодежной аудиторией, я говорил, что диавол, для того чтобы соблазнить человека, всегда использует два человеческих стремления — стремление к удовольствиям и стремление к удобству. Как удобны гаджеты, мы уже не представляем себе жизни без них! А раз удобно, значит люди будут их использовать, но что же происходит в результате всего этого? А результат — абсолютно неконтролируемое распространение информации с этих гаджетов по адресам, о которых мы ничего не знаем. В конце концов, как уже говорят ученые, все это может с легкостью концентрироваться в некоем месте накопления глобальной информации, и, уверяю вас, не на территории нашей страны. Говорят, все это уже существует, но только те, кто накапливает информацию, до сих пор не могут разработать методологию ее использования, настолько огромен массив этой информации. Ну, а если завтра разработают? Если в каком-то месте, не на территории нашего Отечества, вся эта информация будет доступна для анализа, для систематизации, то те, кто будет обладать этой вселенской глобальной информацией, будут владеть миром.

Некоторые крутят пальцем у виска, когда мы об этом говорим, и снисходительно улыбаются, мол, что взять с этих старорежимных людей, все они против прогресса. Не против прогресса! Но совершенно очевидно, что современный прогресс несет в себе опасности и, в первую очередь, для свободы человека. Потому что подлинная свобода не предполагает глобального контроля над человеческой личностью — глобальный контроль предполагает апокалиптическая перспектива развития человеческого рода. Когда мы говорим, на основании Священного Писания, что придет антихрист, мы имеем в виду систему глобального контроля, осуществляемого из одного центра и даже одной личностью.

Не знаю, насколько понятны мои размышления здесь, в этой специфической среде, но я очень хотел бы, чтобы вы поняли самое главное: Церковь за подлинную, а не за мнимую свободу человека. Поэтому все технические средства, которые могут потенциально ограничивать человеческую свободу или уже реально ее ограничивают, у нас вызывают опасения. Я очень рад тому, что эти опасения мог разделить сегодня с этим высоким собранием.

Конечно, законодательство, как и все явления в человеческом обществе, не может быть идеальным, и никакой закон не приведет к созданию совершенного социума. Но от усилий человека — каждого на своем месте — зависит то, каким будет мир вокруг нас. Поэтому возложенное на вас служение очень высоко и очень ответственно. И я надеюсь, что ваши труды принесут пользу Отечеству и нашему народу, внесут свой вклад в созидание духовно сильного и нравственного здорового общества, а значит, реальный стратегический вклад в процветание нашей России.

Благодарю вас за внимание.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5363372.html

Оффлайн Егоров Владимир

  • Гость
  • *
  • Сообщений: 8
  • Репутация: +0/-0
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #548 : 31 Января, 2019, 13:01:29 »
По вере вашей да будет вам...И слышать будете не услышите ибо веры в себе не имеете. Или сами не знаете во что верите. Истина: Всё, что вы делаете тайно, для Господа явно. Любите друг друга ибо Господь во всех и веру имейте Отец в вас. В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас.  Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам. Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить.  Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам.  Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам.  Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам.

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3008
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #549 : 01 Февраля, 2019, 20:10:23 »
Интервью Святейшего Патриарха Кирилла в преддверии празднования 10-летия Поместного Собора и интронизации Его Святейшества31 января 2019 г. 12:0029 января 2019 года, в преддверии 10-й годовщины интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, Предстоятель Русской Православной Церкви ответил на вопросы журналистов федеральных российских информационных агентств РИА «Новости», ТАСС, «Интерфакс» и телеканалов «Россия 24» и «Спас».— Ваше Святейшество, разрешите начать. Какие события этого десятилетия в жизни Русской Православной Церкви Вам больше всего запомнились? — Событий было очень много, и я боюсь, называя какие-то события, придать им значение бόльшее, чем тем, о которых ничего не скажу. Эти десять лет были, конечно, наполнены очень значительными изменениями в жизни Церкви. Но когда я говорю о жизни Церкви, я имею в виду и жизнь нашего народа. В конце концов, хорошо Церковь трудится или нет, отображается в тех или иных сторонах и общественной, и личной жизни людей. Мы не проводим никаких социологических замеров; более того, когда нас снабжают светской статистикой, мы достаточно критически к ней относимся. Но могу сказать, исходя из своего личного опыта (а со мной как-то связано, и через переписку, и через общение, достаточно большое количество людей): я вижу, как меняется жизнь людей, как меняется их отношение к Церкви, как изменилось принципиально понимание роли Церкви в жизни нашего народа и нашего общества. Не буду подробно говорить и утомлять вас деталями, но совершенно очевидно, что эти изменения не могут не влиять на все течение нашей жизни. Ведь цель, которую ставили перед собой атеисты, заключалось в том, чтобы превратить Церковь в гетто, загнать ее в узкие рамки — культурные, политические. Иногда это делалось с помощью силы, иногда, и это я помню, посредством создания соответствующих законов и осуществления соответствующей практики в отношении Церкви. Этому были посвящены целые десятилетия — и что же? А ничего не получилось, никакого гетто сегодня нет. Это, конечно, наполняет душу радостью и осознанием того, что Бога победить невозможно. Ведь Церковь есть не что иное, как место, где люди соприкасаются с вечностью, и поэтому никакие внешние обстоятельства не могут Церковь разрушить. Я в это не просто верю — я это знаю, в том числе по опыту своей, быть может, не такой уж продолжительной жизни, хотя семь десятилетий — это все-таки срок. — Ваше Святейшество, а каким Вы видите из сегодняшнего дня будущее Русской Православной Церкви, ее место в мире? — Место Русской Церкви, вообще место Церкви в современном мире невозможно оценить в социологических категориях. Нельзя сказать, что верующих будет больше или меньше, что на политику, культуру, общественную жизнь будет оказываться большее или меньшее влияние. Вообще, если говорить о ходе человеческой истории, которая должна завершиться не видимой победой Церкви, а апокалиптической картиной, Церковь всегда идет несколько против течения. Основным вектором современной жизни сегодня является жизнь в соответствии с желаниями, а если сказать еще грубее, в соответствии с инстинктом. Этот фактор с невероятной силой влияет и на личную, и на общественную жизнь людей. Мы говорим о росте потребительской психологии, о других негативных сторонах общественной жизни, но все это проистекает из внутренней жизни человека. И то, что происходит внутри человека, потом переносится и на общественные отношения. Поэтому я не думаю, что у Церкви будет после нас какая-то славная история. В каждую эпоху Церковь сталкивается со своими трудностями, и не вижу никаких знаков того, чтобы этих трудностей было меньше. — Ваше Святейшество, если говорить о трудностях: то, что произошло в последнее время в мировом Православии в связи с действиями Константинополя на Украине, — это раскол, и точка невозврата уже пройдена? Или это некий кризис, и всё еще можно исправить? Но тогда как и в какие сроки? — Ну, точка невозврата — это небытие. У каждого из нас будет точка невозврата, когда закончится наша физическая жизнь. А пока мы живем, пока Церковь живет, никакой точки невозврата, конечно, не должно быть, и я уверен, что и не будет. Вы употребили слово «кризис» — это правильное слово, греческое, и одно из его значений в переводе на русский — это «суд». Мы забываем об этом значении слова «кризис». Но в этом смысле происходит суд, суд Божий над всеми нами и, в первую очередь, над теми, кто инициирует такого рода кризисы. Со всеми этими жизненными обстоятельствами нельзя шутить, нельзя создавать расколы, нельзя идти против воли Божией, нельзя, проповедуя одно и призывая к одному, на практике делать все совершенно противоположное. Если все это происходит ввиду личной греховности или, лучше сказать, слабости человека, который устремляется к одним идеалам, а на практике получается совсем другое, то это его личная проблема. Но если церковная организация декларирует одни идеалы и ценности, если священники обращаются к своей пастве и учат об одном, а церковная организация начинает действовать в совершенно другой системе ценностей, — как сейчас и происходит в связи с расколом на Украине, — то это что означает? Это означает, что нет благодати в такой церковной организации. «По плодам их узна́ете их» (Мф. 7:16). Где раскол — там злоба, мы же это видим: захваты храмов, избиение священников... Может ли слово Божие, правда Божия распространяться при помощи насилия, обмана, с опорой на политические силы, может ли воля Божия распространяться при помощи той или иной политической партии? Да никогда! Поэтому не нужно быть никаким провидцем, — нужно только повнимательнее посмотреть на то, что происходит, и сразу станет ясно, на чьей стороне правда и на чьей стороне Господь.Дай Бог, чтобы Церковь — наша Церковь и Церковь Вселенская — никогда не сошла с того пути, который Господь указал. Чтобы никакие соблазны не подвигали нас к тому, чтобы мы совершали ошибки, могущие пагубно отразиться на деле человеческого спасения. — Спасибо, Ваше Святейшество. — Ваше Святейшество, добрый день. Мы все помним, что на протяжении многих лет Вы имели возможность посещать Украину. Вы бывали там часто, встречались с людьми, Вас очень тепло принимали, но потом в силу политических обстоятельств такие поездки, по крайней мере на данный момент, стали невозможны. Если представить, что сейчас у Вас появилась возможность обратиться напрямую к жителям этой страны, православным верующим, в связи с последними событиями церковной жизни Украины, то что бы Вы им сказали? — Надеюсь, Господь еще сподобит меня посетить Украину, потому что политическая ситуация и вообще политическая конъюнктура —явления скоропреходящие. Сегодня одно, завтра другое, сперва одни политические силы, потом другие... Поэтому у меня сохраняется надежда, что я смогу помолиться в Киево-Печерской лавре, встретиться со своим народом, с епископатом Украинской Церкви, который сегодня героически отстаивает каноническое Православие. Ну, а что касается слов, то есть очень хорошие слова у апостола Павла в послании к Фессалоникийцам: «Братие, стойте и держите предания, имже научистеся или словом, или посланием нашим» (2 Фес. 2:15). Эти слова я хотел бы обратить и к своей украинской пастве. Что такое «держать предания»? Предание — это синоним кафолической веры, той веры, которую исповедует Церковь. Твердо держитесь этой веры, не поддавайтесь никаким соблазнам. А что касается нашего послания и моего послания как Патриарха, то нужно воспринимать это послание как голос Церкви, потому что Патриарх не может говорить от ветра головы своей. Слова Патриарха основываются, в том числе, на соборной позиции Церкви, на соборном волеизъявлении. И поэтому слушать голос Церкви — сейчас самое важное для верующего народа на Украине. Этот голос замечательно звучит из уст Блаженнейшего митрополита Онуфрия, епископата нашей Церкви. Надо слушать этот голос и жить в соответствии с тем, чему учит Церковь и к чему она призывает. Тогда никакие политические перипетии не будут сбивать людей с их жизненного курса. — Русскую Православную Церковь нередко обвиняют в соглашательстве с властью, с нежеланием поднимать важные темы, волнующие общество. Как по-Вашему, обходит все-таки Церковь эти острые углы в публичной сфере? — Думаю, эти обвинения проистекают от людей, которые желают видеть в Церкви так или иначе ориентированную политически организацию. Что значит «критика власти»? Критика власти — это не что иное, как действие, имеющее определенные политические цели. Вот когда оппозиция критикует власти, все понятно: оппозиция хочет показать народу, что нынешняя власть — это плохо, а оппозиция, которая ее критикует, — это хорошо. И вывод простой: поддерживайте оппозицию! Но ведь Церковь не может занять такую позицию, она не может таким образом взаимодействовать с властью. Однако Церковь ни в коем случае не должна молчать, когда в стране, в обществе, в народе происходит нечто, что с церковной точки зрения может нанести большой ущерб и личности, и обществу, и народу, и даже государству. В этом смысле Церковь не молчит, и в плане продвижения такой точки зрения Церковь никогда себя не ограничивала. Приведу конкретные примеры. Так, наша позиция по абортам — она же всем хорошо известна! Я и в Государственной Думе об этом говорил, и, если речь заходит на эту тему, я всегда публично подчеркиваю важность преодоления этого, я бы сказал, духовного недуга в нашем обществе. Говоря так, я сознаю, что очень большое количество людей (может быть, даже тех, кто в принципе соглашается) по жизни совсем со мной не согласны. Ну и что? Это должно заставить меня замолчать? Но тогда я отступлюсь от самого главного — я перестану нести людям Божию правду. А кого-то, может быть, достигнут мои слова, какие-то младенцы появятся на свет — это уже будет великим для меня счастьем. Еще раз хочу сказать: такая позиция Патриарха не соответствует ни государственной политике, ни даже, может быть, мнению социологического большинства. Но это не значит, что Патриарх и Церковь должны от этого отказаться. Однако от нас не следует ждать отстаивания какой-то политической программы, поддержки каких-то политических сил, проправительственных или оппозиционных. Ведь что будет, если Церковь поддержит ту или иную партию? Что такое партия? Партия — это часть. Собственно говоря, партийная система — это разделение общества на части, имеющие разную политическую ориентацию. Многие считают, что это хорошо, правильно, что это соответствует многообразию человеческого выбора. Не буду давать свою собственную характеристику, я не сторонник партийного деления народа, хотя это данность, и уж поскольку эта данность существует, пусть существует. Но она не должна разделять наш народ и, самое главное, разрушать единогласие по вопросам, которые являются для нас жизненно важными. Церковь пытается обеспечивать свое влияние на общество таким образом, чтобы у нас было согласие, некий консенсус по наиболее важным жизненным вопросам. Так мы и будем дальше действовать, но ни в коем случае не превратимся в политическую силу, обслуживающую интересы части нашего народа, нашего общества. — Ваше Святейшество! 25 января 2009 года члены Архиерейского Собора Русской Православной Церкви выдвинули трех кандидатов на вдовствующий Патриарший престол, и Вы, Ваше Святейшество, получили большинство голосов. Оглядываясь назад, могли бы Вы сказать, что все те чаяния, которые были у Вас в те дни, сбылись и исполнились? — Ну, честно говоря, у меня тогда никаких чаяний не было. Я уже неоднократно об этом говорил, когда меня спрашивали, и сейчас хочу сказать: став Местоблюстителем, я ясно отдавал себе отчет в том, что есть большой шанс, что меня выберут. Но стопроцентной уверенности быть не могло. Естественно, в то время я молился, но никогда, ни разу, обращаясь к Господу, я не просил Его сделать меня Патриархом. Ни разу! Я просил, чтобы была явлена воля Божия и чтобы был избран тот, кто по воле Божией должен стать Патриархом. И уже в то время я сознавал, что избрание Патриархом — это великий крест. Я мог наблюдать жизнь Патриархов, которые мне предшествовали, — и Патриарха Алексия I (хотя в то время был еще совсем молодым человеком), и Патриарха Пимена, и Патриарха Алексия II. Конечно, не в полной мере я мог тогда видеть все стороны патриаршей жизни, но было совершенно ясно, что Патриарх несет тяжелый крест. Став Патриархом, я в этом убедился: Патриарх несет тяжелый крест. Но так как явилась на мне воля Божия и я был призван к этому служению, то считаю долгом своим нести этот крест настолько, насколько позволяют мне мои духовные и физические силы. — Количество епархий в Русской Церкви практически удвоилось во время Вашего Патриаршества. Как это сказалось на жизни Церкви и верующих? — Это хороший очень вопрос, потому что можно удвоить, утроить, а какой будет результат? Мысль о необходимости создания новых епархий у меня возникла, когда я летел на самолете из Якутска в Иркутск. Летишь часа три, не помню точно, но за это время можно долететь от Москвы до центра Европы, а, может, и дальше. Вот я и спросил сам себя: а что же там, внизу? Мы летим, под нами лес, но ведь наверняка люди живут — и в Якутии, и в Иркутской области. Конечно, там не так много дорог, как в Европе, и не так много населения. Но что такое дороги и население? Сегодня их нет, а завтра они появятся — откопают что-нибудь там в земле, и начнется бурное развитие этих регионов. А что там с религиозной точки зрения? Ничего. Один архиерей в Якутске, другой в Иркутске. Мы уже так проходили через проблемы, связанные со строительством БАМа. Никто тогда в Церкви не подумал, что надо что-то делать. Прокладывается такая магистраль, а что там? Там же люди! Ну, и сами же столкнулись с большими проблемами в религиозном плане, после того как БАМ был построен. Православная Церковь не оказалась там доминирующей духовной силой, там возникли различные сектантские группы. Поэтому нельзя, ссылаясь на то, что людей мало живет или инфраструктура не развита, не думать о духовной жизни. Вот тогда возникла мысль: надо просто увеличивать количество епархий. А почему? Потому что Церковь построена таким образом, что все осуществляется через инициативу правящего архиерея. Так построена Вселенская Церковь. Господу было угодно, чтобы в основе церковной жизни были поставлены апостолы. А апостолы рукоположили епископов, вручив им всю полноту ответственности за церковную жизнь. Поэтому Православная Церковь не может развиваться без инициативы епископа — ничего не получится. А значит, вывод простой: чем больше у нас епархий, тем больше епископата, и тем епископат ближе к реальной жизни и к народу. Но возникает вопрос: а как все это реализовалось? Совсем недавно, буквально за несколько дней до нашей встречи, мне рассказали такой случай. Человек ехал в автобусе где-то в провинции — не буду называть регион, условно скажем, где-то в районе Урала. И вот едет человек и видит, что в этом же автобусе едет местный владыка. Ну, и к нему, конечно, люди подходят, подсаживаются, он с ними беседует, прямо в автобусе. И потом этот человек мне сказал: «Только увидев эту картину, я понял Ваш тезис, что епископ должен быть ближе к народу». Никакого средостения! Разве мог в этом районном автобусе оказаться правящий митрополит огромной епархии? Да никогда в жизни! Он и до районных центров добраться не мог, уж не говоря о том, чтобы на автобусе куда-то ехать. Поэтому задача, которую мы поставили, — чтобы епископ был ближе к народу. А это означает, что он будет оказывать большее влияние на народ, а народ будет оказывать большее влияние на архиерея и способствовать формированию у него правильного подхода к развитию церковной жизни. Вот, собственно говоря, и вся задумка. Надеюсь, что она сейчас осуществляется, и, получая информацию с мест, знаю, что это вообще-то так. — Ваше Святейшество, видите ли Вы какие-то вызовы для подрастающего поколения, которому Вы уделяете так много внимания в годы своего служения? В чем они заключаются, и будет ли Церковь как-то реагировать? — Молодежь — это то, от чего все будет зависеть в будущем. И проблема воспитания современной молодежи заключается в том, что так называемая современная культура очень сильно раскрепощает человеческие инстинкты. А молодость — это время, когда инстинкты работают очень сильно, и молодому человеку требуются очень большие волевые усилия, интеллектуальные усилия, чтобы достигать поставленных в жизни целей, не спотыкаясь об эти самые инстинкты. И мы знаем, что очень многие не преодолевают этого барьера, сходят с дистанции, перестают учиться, раньше начинают такую самостоятельную жизнь, которую, может быть, следовало бы немножко отложить, чтобы дать развиться всем своим силам — и умственным, и духовным, и физическим, и материальным. Совершенно очевидно, что вызов есть, и молодежь очень уязвима. И задача заключается в том, чтобы оказывать воспитательное воздействие на молодежь таким образом, чтобы они могли пройти этот очень важный этап своей жизни, когда плотское начало начинает превалировать над духовным и интеллектуальным началом, чтобы они могли сохранить свою целостность, способность создавать семью, достигать целей, поставленных в жизни. Поэтому работа с молодежью всегда сложная, но очень и очень важная, ведь от того, что происходит с молодым человеком, зависит будущее страны. Вот почему я считаю, что работа с молодежью в рамках нашей Церкви является несомненным приоритетом для всех нас. И я радуюсь тому, что епископат нашей Церкви разделяет со мной эти взгляды. — Ваше Святейшество, хочу вернуться к теме Украины. Отношения между Россией и Украиной сложные не только в церковных вопросах, не только в межгосударственных, — предпринимается попытка разделить два братских народа. На Ваш взгляд, есть ли шанс примирения и какова роль Церкви в этом процессе? — Мы все принадлежим к одной цивилизации. У нас цивилизационная общность, у нас культурная общность, у нас религиозная общность. А мне кажется, что общность, проистекающая из истории, культуры, религии, куда сильнее тех самых политических условностей, которые возникают сегодня, а завтра исчезают. Ведь конфликты иногда возникали в рамках одной и той же общности. Сейчас мне приходит на ум история, как в 1814 году Белый дом был захвачен англичанами. Произошла война между американцами и англичанами, это хорошо известная история. И что? И распалась англоязычная культурная общность? Да ничего подобного! Англия и Соединенные Штаты прошли через этот кризис, как и вообще через войну, а культурная, языковая общность сохраняется и сегодня. А если привести сходный пример (это уже из античной древности) — Пелопоннесские войны в рамках одного греческого этноса и культуры? Это же были реальные исторические войны, даже в школе, кажется, их изучают. Мы знаем, что творилось там, на Пелопоннесе. А что в результате? Греческая культурная и духовная общность сохранила этнос и сохранила внутреннее единство. Поэтому для меня совершенно очевидно, что наше духовное, культурное, цивилизационное единство — россиян, скажем так, и украинцев — куда сильнее, чем временные политические схемы и модели, которые работают на разрушение этого единства. Ничего не получится. — Ваше Святейшество, минувшее десятилетие было ознаменовано беспрецедентной атакой, агрессией на Церковь со стороны секулярного общества. Так вот, на каждый выпад, даже самый клеветнический, Вы всегда могли ответить и отвечали очень уверенно и мирно. Каково Ваше внутреннее правило, которое помогает справляться в такие моменты, собраться и вселить надежду? — Думаю, какого-то особого правила нет. Одно дело, когда ты слышишь что-то про себя лично, но хуже, когда говорят нечто несправедливое о Церкви, — тогда, хочешь ты или не хочешь, следует реакция на все это. Вот я для себя сформировал такое правило и хотел бы посоветовать многим следовать ему: в таких случаях никогда не нужно поддаваться эмоциональному чувству, эмоциональной реакции и действовать в соответствии с ней, потому что тогда можно сделать какие-то непозволительные ошибки. Это такой общий подход у меня, хотя не всегда, в силу своего характера, уровня своей эмоциональности, я следую этому правилу, особенно в общении с близкими коллегами, сотрудниками. Вот я сейчас смотрю, они так мило заулыбались. На самом деле это иногда бывает мило, иногда не очень, но, тем не менее, очень важно, что я этому правилу стараюсь следовать. Вы знаете, никогда нельзя допустить, чтобы злоба захватывала тебя. Ни в коем случае! Там, где злоба, там диавол. Раздражительность, эмоциональность — это может быть, на поверхностном слое, но никогда нельзя этот конфликт погружать вглубь своего сердца. Потому что тогда этот негатив может очень сильно повлиять на ваше мышление, ваш образ жизни, вашу манеру поведения с людьми, а уж для священника это категорически недопустимо. Поэтому, даже если что-то очень не нравится, лучше всего удержаться от немедленной эмоциональной реакции, что у меня не всякий раз получается. Но самое главное, чтобы эмоциональная реакция, особенно негативно окрашенная, никак не формировала ваши принципиальные подходы к решению той или иной проблемы или к отношению с тем или иным человеком. Думаю, это такое правило, которому необходимо следовать. — Сколько у Вас рабочих часов в сутки? Сколько Вы оставляете себе на сон? Успеваете ли Вы читать книги, ходить в театр? — С книгами и театром напряженка, но иногда я все-таки посещаю театр, особенно когда идут какие-то интересные премьеры. Я поддерживаю отношения с театральным сообществом, с некоторыми режиссерами, которые меня информируют о том, что, например, в программе этого театра какая-то интересная премьера, — но это бывает достаточно редко. Что же касается книг… У меня на тумбочке перед кроватью лежит вот такая кипа книг. Это все, что я должен обязательно прочитать, что входит в мой жизненный план. Но должен вам сказать, что чтение продвигается не так быстро, как мне бы хотелось, — хотя каждый раз, отходя ко сну, я беру в руки книгу и читаю. Сколько страниц удается? По-разному, но чтение присутствует в моей жизни каждый день. Потому что все остальное время занято чтением, но совершенно другим, — это огромное количество документов, которые через меня проходят. С этим, конечно, тоже нужно что-то делать. Я озадачиваю своих коллег, говорю, что нельзя, чтобы у Патриарха бóльшая часть времени проходила за работой с документами. Но сегодня это так. Тем не менее считаю необходимым оставлять какое-то пространство для интеллектуального и даже художественного чтения, но это пространство, к сожалению. очень-очень сужено. Спасибо вам. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Русиhttp://www.patriarchia.ru/db/text/5364196.html