Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?
rss

Автор Тема: Слова Патриарха Кирилла  (Прочитано 527633 раз)

0 Пользователей и 6 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #630 : 10 Октября, 2019, 16:59:37 »
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти преподобного Сергия Радонежского после Литургии в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры
8 октября 2019 года, в день преставления преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Ваше Блаженство! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братия сей святой обители! Матушки игумении! Братья и сестры!

В завершение замечательного богослужения — Святой Литургии, которую мы совершаем столь большим собором дважды в год здесь, в Троице-Сергиевой лавре, — мы выйдем, чтобы еще раз помолиться преподобному Сергию и возблагодарить его за молитвы о земле Русской.

Преподобный Сергий — это угодник Божий, который всю свою жизнь посвятил созиданию единства между людьми. То, что я скажу, хорошо известно, но еще раз повторю: наименование созданного им монастыря в честь Святой Троицы было выбрано именно для того, чтобы показать важность единства и в духовной, и в земной жизни человека. Там, где любовь, там единство, где единство, там общение; а где разрушается единство, там прерывается общение, и на этой злой почве всегда прорастают плевелы ненависти, вражды и войн. Поэтому единство — не политический слоган, не призыв, имеющий прагматические цели. Единство — это исполнение Божией заповеди, потому что заповедь о любви, Господом принесенная в мир, это и есть заповедь о единстве.

Нынешнее празднование дня преподобного Сергия, собирателя земли Русской, служителя Святой Троицы, служителя единства нашего народа, совпало с замечательным событием. Как известно, в результате трагических событий, сотрясших жизнь нашего народа, — революции и гражданских конфликтов — не только здесь, на земле Русской, восстал брат на брата, но и за рубежами нашего Отечества пролегли те же самые границы отчуждения и вражды. Разделилась и Церковь Русская, но двенадцать лет назад по милости Божией, предстательством Царицы Небесной, мудростью наших церковных руководителей удалось достичь единства со значительной частью русской православной эмиграции, объединенной под омофором Русской Зарубежной Церкви. А вчера на заседании Священного Синода произошло историческое событие — возвращение другой части русской эмиграции, порожденной революцией и гражданской смутой, не входившей в состав Русской Зарубежной Церкви и в приходы Московского Патриархата в Западной Европе. Та часть русской эмиграции, которая за годы своего существования стала многонациональной, вобрав в себя представителей многих европейских народов — тех, кто стремился через традицию Русской Церкви открыть для  себя красоту Святого Православия, — здесь, в обители Святой Троицы, созданной преподобным Сергием для молитв о единстве Русской земли, была воссоединена с Русской Православной Церковью. Наш Синод удовлетворил прошение архиепископа Иоанна, кафедральным городом которого является Париж, о вхождении в состав Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Этим деянием в Доме Святой Троицы, под покровом и молитвенным предстательством ходатая за единство земли Русской преподобного Сергия, мы молитвенно поставили точку в разделениях и конфликтах. Поистине историческое событие, и я рад сообщить вам о нем, особенно с этого амвона.

Еще раз подчеркну непреходящее значение Троице-Сергиевой лавры как лавры Преподобного, собиравшего воедино разрозненные русские земли, как места прославления Святой Троицы, являющей нам образ Божественного единства, через которое все мы призываемся преодолевать человеческие разделения и конфликты, ибо единство рода человеческого благословлено Самим Богом, давшим начало этому роду от Адама и Евы, от единого брачного союза и призвавшего весь человеческий род осознавать друг друга братьями и сестрами и стремиться к единству.

Еще раз хотел бы воздать благодарение Богу за Его милость к Церкви нашей, к народу нашему. А для всех вас, мои дорогие, все, что совершается ныне для собирания Русской Церкви, пусть станет уроком, чтобы стало ясно, как нельзя поступать, дабы во имя своих личных, политических, национальных или прочих интересов разрушать единство Божиего наследия. Вразумленные трагической историей нашего народа, сложнейшей историей Русской Православной Церкви в XX веке, возблагодарим еще раз Господа за воссоединение с нашими братьями и сестрами. Будем молиться Ему, чтобы никакие человеческие грехи, политические конфликты, межнациональные распри никогда не разделяли единое тело Русской Православной Церкви, впитавшей в себя множество народов и народностей, людей разных взглядов и убеждений, объединенных вокруг великих идеалов Святой Руси, главным из которых был идеал Святой Троицы — единство в тайне Божественной жизни, являемое и нам, грешным, как образец построения единства в наших межчеловеческих отношениях, сугубо же в жизни нашей Церкви.

Сейчас мы проследуем на площадь, где совершим краткий молебен. Помолимся преподобному Сергию и возблагодарим ходатая о единстве Русской Церкви и Русской земли за то, что он был с нами и вчера, в судьбоносный день окончательного преодоления разделений на теле Русской Церкви, порожденный нестроениями минувшего века.

Всех вас сердечно поздравляю с этим великим днем, и пусть благословение Божие пребывает над народом нашим и над Церковью нашей. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5510039.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #631 : 14 Октября, 2019, 20:04:08 »
Патриаршее слово после вечернего богослужения в канун праздника Покрова Пресвятой Богородицы в храме блгв. кн. Игоря Черниговского в Переделкине
13 октября 2019 года, в канун праздника Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил всенощное бдение в соборном храме святого благоверного князя Игоря Черниговского в Переделкине г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью.

Ваше Преосвященство, владыка Фома! Ваши Преосвященства! Досточтимые отцы! Братья и сестры!

Очень рад, что сегодня Господь привел меня в храм святого благоверного князя Игоря Черниговского. Хотя я живу и работаю совсем неподалеку отсюда, но из-за непростого графика Патриарха не всегда есть возможность даже зайти под своды этого храма. Поэтому с особым чувством я совершил здесь вечернее богослужение вместе с досточтимыми владыками, отцами и со всеми вами, мои дорогие.

Мы чествуем Покров Пресвятой Богородицы. Покров означает защиту и помощь, которые проистекают от Пресвятой Девы Марии. Почему мы так любим этот праздник? Потому что, когда мы обращаемся к Царице Небесной с молитвой, мы чаще всего просим Ее о том, чтобы Она защитила нас от сложных жизненных обстоятельств, от злых людей, от греха, который, коснувшись нас, разрушает нашу природу. Но одновременно мы просим Ее о помощи — о помощи в наших делах и больших, и малых. Ведь когда человек сознает, что его сил и возможностей недостаточно, чтобы справиться с жизненными обстоятельствами, он обращается за помощью. Иногда — к сильным мира сего, иногда — к своим друзьям и товарищам. Но есть случаи (их очень много) и такие обстоятельства, когда ни один человек неспособен содействовать в решении тех задач, которые стоят перед нами, особенно в ограждении нас от опасностей. Именно тогда мы и обращаемся за помощью к Пресвятой Деве Марии.

Образ Покрова был явлен в Константинополе, когда город был осажден врагами — кстати, нашими далекими предками-язычниками, стремившимися захватить Константинополь, ограбить его, увести людей в плен, осквернить святыни. Когда горожане осознали, что нет у них сил, чтобы оградить столицу от нашествия, тогда они с особой силой обратились с молитвой к Пресвятой Деве. И мы знаем, что в видении святому Андрею и ученику его Епифанию была дана весть о том, что Пресвятая Богородица не даст погибнуть Своим верным чадам — тем, кто с молитвой обращается к Ней за помощью. С тех пор в Предании Церкви не только сохраняется это историческое событие, но и знание о том, что всякое обращение к Божией Матери с верой и надеждой — сильной верой и сильной надеждой — возвращается к человеку с исполнением его надежд и его мольбы.

Пусть праздник Покрова Пресвятой Богородицы поможет каждому из нас осознать близость к нам Пресвятой Девы, силу Ее заступничества, и понять, что каждый из нас вне зависимости от нашего положения и даже от силы нашей веры имеет реальную возможность обрести в момент обращения к Царице Небесной Ее помощь и заступление. Пусть Пресвятая Богородица охраняет Отечество наше, Церковь нашу и каждого, кто с верой и надеждой обращает к ней свою молитву. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5512450.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #632 : 17 Октября, 2019, 12:31:52 »
Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в Покровском ставропигиальном монастыре
14 октября 2019 года, в праздник Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме Покрова Пресвятой Богородицы в Покровском ставропигиальном женском монастыре города Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Праздник Покрова, который мы отмечаем так же торжественно, как двунадесятые праздники, является русским праздником. Этот день не празднуется в других Церквах, а если и празднуется, то только в тех, что впитали в себя славянскую литургическую традицию. Почему так? Потому что праздник Покрова — действительно очень русский. Покров — это символ заступничества Царицы Небесной, это символ надежды, которую люди возлагают на Царицу Небесную.

Почему же именно русским людям так дорог этот символ? Да потому что на протяжении всей совершенно особенной, драматической истории нашего Отечества народ наш перед лицом огромных опасностей, угрожавших самому его существованию, сознавая недостаточность своих сил, обращал свой взор к Царице Небесной и верил, что Она поможет, Она защитит. Символом этой защиты Царицы Небесной и является Покров.

Покров — это то, что защищает от внешнего неблагоприятного воздействия. Неслучайно этот праздник отмечается осенью, когда на значительной части нашего Отечества уже выпадает снег, который покрывает землю и защищает ее от вымерзания, сохраняет урожай, сохраняет надежду на пропитание. Это было актуально во времена, когда люди опирались исключительно на свои собственные силы. Не было глобальной торговли, не было развитых экономических отношений — что человек производил, тем он и питался. И как было важно, чтобы земля не вымерзла, чтобы брошенные в землю семена не погибли, чтобы весной взошли ростки, начатки новой жизни, дающей пропитание людям! И так было не только потому, что климат у нас суровый и просторы огромные, но еще и потому, что за всю историю нашего Отечества было множество попыток захватить нашу страну, подчинить ее или расчленить. И не было ни одного случая, чтобы кто-то за пределами нашего Отечества пришел в самый трудный момент и сказал: «Мы вам поможем. Мы вместе с вами встанем на защиту Руси. Мы вместе с вами солидарны в вашей скорби, в ваших страданиях, в вашей борьбе». Даже в годы Великой Отечественной войны второй фронт был открыт, когда враг уже был изгнан за пределы Руси, когда стало ясно, что армию нашу не остановить никакой враждебной силой. Ну, а если бы он не был открыт? Разве мы не одержали бы победы? Несомненно, одержали бы. Мы вспоминаем все эти исторические эпизоды, для того чтобы еще и еще раз осознать: в самые тяжелые моменты истории мы нередко оставались один на один с врагом, один на один со стихийными бедствиями, один на один со скорбями. И народ понял: кроме Неба, у него нет никого, кто протянул бы руку помощи. Вот почему Царица Небесная, к Которой мы обращаемся с особой верой во времена тяжелые и опасные, держит в руках Свой Покров — символ заступничества Пресвятой Богородицы, символ помощи, символ надежды.

У нашей страны не было легких времен. Некоторые наблюдатели спрашивают, в том числе меня как Патриарха, чем объяснить такой высокий уровень религиозности нашего народа, несмотря на революцию, атеистическое прошлое. Как могло случиться, что народ пережил религиозное возрождение? Обычно я отвечаю так: народ наш был свидетелем слишком многих чудес и знамений, чтобы потерять веру. А Заступницей пред Богом о стране нашей, о народе нашем является Пречистая Преблагословенная Дева Мария. И мы поклоняемся образу Богородицы с Покровом на руках как символу заступничества за всех нас, за Отечество наше, за народ наш и за Церковь нашу.

Потому, когда наступают тяжелые времена, мы сохраняем спокойствие духа. Мы вспоминаем тяжелейшую историю Отечества и Церкви и понимаем, что даже в самых стесненных и грозных обстоятельствах мы остались живы, мы остались свободны, мы сохранили свою веру не только потому, что страстно хотели сохранить свою свободу и свою веру, но и потому, что в ответ на наши молитвы Пресвятая Богородица Покровом Своим покрывала землю Русскую, сохраняла нас от врагов внешних и внутренних, от врагов видимых и невидимых и помогала сохранить веру православную. Праздник Покрова — это праздник нашей надежды, это праздник нашей благодарности за то заступничество, за ту помощь, которую Царица Небесная изливала и изливает на наш народ.

Радуюсь тому, что этот высокоторжественный, исполненный глубокого смысла день я имею возможность провести здесь, в Покровской обители, посвященной замечательному празднику Покрова Пресвятой Богородицы. Хотел бы поблагодарить матушку игумению и всех сестер за ваши молитвы, за ваши труды. Призываю вас и дальше молиться и трудиться, памятуя о том, что молитва иночествующих имеет особую силу пред Богом. Молиться нужно за страну нашу, за народ наш, за Церковь нашу — не только за самих себя. Помните, что это главная обязанность монашествующих — непрестанно, негасимо совершать молитву о том, о чем я сейчас сказал. И да укрепит вас Царица Небесная на путях вашего иноческого служения.

Всех вас, дорогие мои, еще раз поздравляю с праздником. И пусть Покров Пречистой Преблагословенной Царицы Небесной хранит Отечество наше, народ наш, Церковь нашу и сию святую обитель. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5512768.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #633 : 17 Октября, 2019, 12:33:23 »
Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге
15 октября 2019 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Александро-Невской лавре. По окончании Литургии Предстоятель обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом, после чего в сослужении иерархов и духовенства совершил панихиду по митрополиту Никодиму (Ротову).

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Попечительное отношение к стаду Божию является ярким проявлением любви к Самому Христу, учит святой Иоанн Златоуст. Мы знаем, что две самые главные заповеди, о которых Господь говорит нам в Новом Завете, — это заповеди о любви к Богу и о любви к ближнему. Так вот, слова святого Иоанна Златоуста помогают понять, что не может быть любви к Богу без любви к Церкви, как не может быть любви к Богу без любви к ближнему. Святой Иоанн Златоуст лишь развил двуединую заповедь Нового Завета о любви, включив в нее любовь человека к Церкви. Конечно, эта заповедь в первую очередь касается священнослужителей, которые должны ее запомнить, включить в свое понимание того, чтО есть служение Церкви, осознать, что не может быть ни любви к Богу, ни спасения в Боге, если нет любви к Церкви.

Я вспомнил эти замечательные слова святого Иоанна Златоуста в 90-ю годовщину со дня рождения владыки митрополита Никодима. В свое время его уже назвали «человек Церкви». А я был очень близок к покойному владыке, был его учеником, сопровождал в течение значительной части его жизни и, наконец, имел возможность прибыть в Рим за его гробом, вместе с Преосвященным митрополитом Ювеналием, зде присутствующим, и доставить останки любимого пастыря града Петрова сюда, в этот храм.

Свидетельствую, что сказанное Иоанном Златоустом в полной мере относится к владыке Никодиму. Любовь к Церкви была его единственной любовью в жизни. Что бы он ни делал, чем бы он ни занимался, будь то внешнецерковная деятельность, которой он руководил, будь то управление Ленинградской, ныне Санкт-Петербургской епархией, будь то общение с внешними людьми, далекими от Церкви, все это он делал не во имя своего благополучия, не ради карьеры, не ради желания стать известным и популярным, но во имя любви к Церкви, а значит, во имя любви к Господу и Спасителю.

Церковь была для владыки Никодима его домом, в котором он родился к новой жизни через Крещение, через принятие монашеского пострига в еще юношеском возрасте. Некоторые недоумевали, как такое могло произойти со студентом высшего учебного заведения, современным образованным человеком в те самые 50-е годы, когда все работало на воспитание молодежи в духе атеизма. Его родители не имели никакого отношения к Церкви: отец был партийным работником, мать — учительницей; правда, она сохраняла доброе отношение к Церкви, но семья была нецерковная. И вот в этой советской семье в 1929 году рождается младенец Борис, получивший в постриге имя Никодим.

Его возрастание происходило в условиях советских пятилеток, огромного энтузиазма народа, когда люди верили в светлое будущее, верили, что нужно потрудиться, что-то сделать, прорыть каналы, построить заводы, проложить железнодорожные пути, и светлое будущее непременно наступит. Церковь находилась практически в катакомбах; но на фоне всей этой общественной жизни, на фоне семейной жизни, никак не связанной с Церковью, Борис, ставший впоследствии Никодимом, возрастает верой и силой духа. Единственное место, куда он всегда с радостью устремлялся, вначале со своей бабушкой, а потом и один, порой тайком, чтобы никто не увидел, — это Скорбященский храм в городе Рязани. Там, среди пожилых людей, отрок молился и воцерковлялся — без какого-либо понуждения, без какого-либо обучения со стороны взрослых. Уже на детских годах будущего митрополита лежит печать свидетельства о его избрании Богом для высокого архипастырского служения.

Владыка взошел на эту ступень служения в тяжелейшее для нашей Церкви время — время так называемых хрущевских гонений. Политическая власть поставила задачу полностью искоренить религию к 1980 году, потому что с этого года страна должна была вступить в коммунистическую эпоху. Считалось, что никак нельзя войти в коммунизм с религиозными предрассудками, и вся сила и мощь государства, вся пропаганда, массовая культура, система воспитания, деятельность спецслужб были направлена на то, чтобы религиозная вера ушла из жизни народа. Именно в это время Господь призывает владыку Никодима к архипастырскому служению, и в силу своих Богом данных талантов он очень быстро становится заметен на церковном небосклоне. Престарелый Святейший Патриарх Алексий I увидел в нем человека талантливого, сильного, а потому способствовал его росту.

Став архиереем, владыка Никодим быстро продвигается по служебной лестнице. Не потому что кто-то помогал ему извне, как иногда говорят люди нечестные, пытающиеся бросить на него тень, а потому что он был из ряда вон выходящей личностью — человеком невероятно одаренным, обладавшим колоссальной памятью, силой веры, благочестием, замечательной способностью обращаться к людям и совершать богослужения. В 60-е годы, взойдя на высокую церковную свещницу, владыка делал все, чтобы остановить руку гонителей. Став митрополитом Ленинградским и Ладожским, а потом Ленинградским и Новгородским, он прилагал все усилия, чтобы на территории нашей митрополии не закрывались храмы, и ему это удавалось. В то время, когда в стране храмы закрывались десятками и сотнями, в Ленинградской епархии был закрыт лишь один храм, да и то обманом. Владыка по долгу службы должен был уехать за границу, и в его отсутствие закрыли церковь в поселке Котлы, причем тихо, чтобы митрополит не узнал. Как же сокрушался владыка, когда, вернувшись, узнал об этом! Даже годы спустя он себе простить не мог, что не уберег этот поселковый храм от закрытия, — и это во времена, когда, как я уже сказал, храмы закрывались сотнями! Неизвестно, что было бы с нашей митрополией, тогдашней Ленинградской епархией, если бы во главе ее в те суровые годы не был святитель, имя которого мы сегодня вспоминаем.

Владыка положил основу новому поколению епископата нашей Церкви. Гонители намеревались остановить епископские хиротонии, ведь если нет епископа, то нет и Церкви, так Церковь устроена. Но владыка сумел обойти все эти препоны. Будучи ответственным за внешнюю церковную деятельность, он стал рукополагать епископов для зарубежья, убеждая власти, что в наших заграничных учреждениях должны служить архиереи, с тем чтобы укреплялись позиции Русской Церкви за пределами нашей страны. Власти дали разрешение на хиротонию архиереев для зарубежных государств, но очень скоро по воле владыки Никодима эти архиереи стали возвращаться в Советский Союз, замещая пустующие кафедры или сменяя престарелых владык, которые уже не были в состоянии реально управлять, но оставались на кафедрах только потому, что их уход означал закрытие епархий.

Я перечисляю лишь отдельные эпизоды той огромной борьбы, которую вел владыка с атеистической властью, с окружающим его враждебным миром, чтобы сохранить Русскую Православную Церковь, чтобы обеспечить воспроизводство церковных кадров. Сознавая важность епископского служения для Православия, владыка делал все для того, чтобы появилось новое поколение архиереев, некоторые из которых здесь присутствуют, кто-то и сегодня служит в епархиях нашей Церкви, а кто-то уже отошел в мир иной.

Мы вспоминаем имя великого человека, от деятельности которого напрямую зависело само существование многих Божиих храмов, благополучие Ленинградской епархии, ныне Петербургской митрополии. От него зависело сохранение наших духовных школ, потому что властями уже было принято решение закрыть Ленинградскую духовную академию и семинарию. Но владыка, узнав об этом (а эти школы являлись для него родными), попросил Святейшего Патриарха Алексия направить его в Ленинград. Патриарх согласился, возвел его в митрополита Ленинградского и Ладожского, и владыка, вступив на кафедру, в первую очередь остановил закрытие наших духовных школ.

Старшее поколение духовенства, которое сегодня здесь присутствует, помнит все это. Но и все остальные должны хранить память о святителе, благодаря которому мы сегодня стоим в этом храме, ведь и Троицкому собору Александро-Невской лавры реально угрожало закрытие. Пусть в нашей благодарной памяти всегда сохраняется имя митрополита Никодима, великого святителя Русской Церкви XX века, много послужившего тому, чтобы продолжалось церковное служение на берегах Невы, отдавшего Церкви все свои силы и в 48 лет умершего от седьмого инфаркта. Тех, кто бросает грязь в эту светлую личность, обвиняя в разного рода грехах, нужно спросить: а что означает смерть человека, еще молодого, в 48 лет? Мог ли такой человек жить не по закону Божиему, предаваясь разного рода грехам? Если бы было так, он бы жил еще долго. Некий человек, родившийся в один год с митрополитом Никодимом, впоследствии возглавил раскол на Украине и доныне живет припеваючи. А владыка Никодим умер в 48 лет — одно это свидетельствует о том, кто прав, кто виноват, кто прожил жизнь святую и богоугодную, а кто предался греху, последствия которого мы сегодня отчетливо наблюдаем, следя за церковными нестроениями на Украине.

Призываю всех вас хранить молитвенную память о выдающемся святителе земли нашей приснопамятном владыке митрополите Никодиме. Молитесь о нем в своих личных молитвах, и в храме никогда не забывайте возносить его имя. А сейчас мы совершим заупокойную панихиду и испросим у Господа прощения грехов вольных и невольных раба Его, приснопамятного Преосвященного митрополита Никодима, дабы душа его упокоилась в селениях праведных, где нет ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5513414.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #634 : 22 Октября, 2019, 22:10:47 »
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю 18-ю по Пятидесятнице после Литургии в Свенском Успенском мужском монастыре
20 октября 2019 года, в Неделю 18-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Свенского Успенского мужского монастыря (поселок Супонево, Брянская область). По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Александр! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Уважаемый господин губернатор! Представители исполнительной и законодательной власти! Дорогие братья и сестры!

С особым чувством вступил я сегодня под своды этого храма. Владыка уже рассказал, что произошло здесь в 2011 году, когда только возникала мысль построить этот величественный собор, когда был сделан первый шаг на пути, который привел нас к сегодняшнему дню. Мое первое слово — это слово благодарности. Благодарности всем, кто посвятил этому великому историческому для Брянска делу часть своей души, часть своих средств, часть своего времени.

Храмы строятся не на год или два, а на столетия. Сохранилось немало храмов, возраст которых больше тысячи лет, — если говорить о православном мире в целом. В нашей стране, к сожалению, не все исторические святыни сохранились, уж слишком часто она подвергалась нашествию иноплеменников. Сегодня, когда я летел на вертолете из Москвы в Брянск и видел эти бескрайние брянские леса, я, конечно, не мог не вспомнить великий героизм нашего народа во время Великой Отечественной войны, когда именно здесь, в лесах Брянщины, которые стали неприступной крепостью для враждебной армии, победившей большую часть Европы, люди отдавали свою жизнь, чтобы враг не прошел дальше. Подвиги на Брянской земле, в первую очередь героическая партизанская война, стали огромным вкладом в победу нашего народа. И, взирая с высоты птичьего полета на эти бескрайние леса, невозможно было об этом не вспомнить.

Господь проводил и проводит наше Отечество через испытания. Но, проходя через испытания, мы никогда за всю историю не разрушали самих себя, мы всегда становились сильнее. Выйдя из пламени Великой Отечественной войны, Отечество наше и народ наш обнаружили такую великую силу, что этой силы испугались многие. Весьма показательно, как закаляется характер народа, как укрепляются его силы, когда возникает необходимость защищать Родину, в том числе жертвуя своими жизнями.

Героизм — явление необъяснимое с материалистической точки зрения. Если есть неверующие люди, которые признают само явление героизма, то им следует крепко задуматься: что такое герой и что такое героизм? Как человек отдает самого себя, отдает свою жизнь, иногда жизнь своих самых родных и близких, во имя идеи? Во времена Великой Отечественной войны такой всеохватывающей идеей стало спасение страны, защита Отечества. Но ведь идея — это нечто в мыслях. Идею нельзя ни пощупать, ни потрогать, ни оценить материальными способами. Это то, что принадлежит нашему духу. Поэтому реализация таких героических идей, как защита Отечества, осуществляется в первую очередь на уровне человеческого духа, души человеческой. Чем сильнее дух, тем выше потенциал человека; чем сильнее дух народа, тем выше потенциал народа.

Если человеку невоцерковленному нужно объяснить в двух словах, для чего нужна Церковь, то ответ простой: чтобы был силен дух нашего народа. И Церковь укрепляет этот дух не только своей проповедью, не только воспитанием детей. Она укрепляет этот дух силой Божественного Духа, Божественной благодати. Потому что, скажу еще раз, духовное начало, живущее в человеке, не может укрепляться материальными факторами, но только факторами духовными. И Церковь как служительница духа, как воспитательница духа народа есть институция Божественная и человеческая, которая призвана возвышать человеческую личность до самых что ни есть заоблачных высот, превращая человека простого в настоящего героя, героя духа. Для того чтобы Церковь могла действительно эффективно служить этой возвышенной цели, в первую очередь сильными духом должны быть ее служители.

Поэтому у меня сегодня особое обращение к нашим пастырям. Жизнь становится спокойнее, если сравнивать со временами атеистических гонений, более комфортными становятся условия жизни, и это внутреннее расслабление может незаметно охватить сознание, пленить душу, в том числе служителя Церкви. Ну, а что нужно, если храм стоит, люди приходят, богослужения совершаются? Но очень скоро может оказаться, что сила духа покинула такого служителя Церкви. А каков результат? А результат таков, что народ немедленно это почувствует. Сколько раз, спрашивая у того или иного мирянина: «А почему Вы стремитесь на исповедь к этому священнику, а не к другому?», я чаще всего слышал такой ответ: «Это духовный батюшка». Так народ своим чутьем опознает силу духа священнослужителя, и потому первая задача, которая стоит перед священнослужителями, — это работа над самими собой. Постоянная работа, направленная на то, чтобы дух становился сильнее, чтобы этот дух оплодотворял пастырскую деятельность, проповедь, общение с людьми.

Но эти слова можно обратить к каждому из нас, мои дорогие братья и сестры. Если мы духом пламенеем, то мы к Богу приближаемся. Мы начинаем общаться с небом на языке, который небо принимает, потому что человеческий язык, не подкрепленный внутренним подвигом и силой духа, — это не тот язык, который слышит небо. И если мы хотим, чтобы молитва наша достигала Бога, если мы хотим, чтобы мы были услышаны, мы должны возгревать свой дух, укрепляя свою веру и свою способность совершать добрые дела, потому что вера, споспешествуемая делами, — это и есть показатель силы человеческого духа.

В этот замечательный день, когда мы освятили в городе Брянске величественный собор, я бы хотел всех вас сердечно поблагодарить за то, что вашими молитвами, вашими усилиями, вашими жертвами было осуществлено мое благословение построить в городе Брянске новый собор, который стал бы памятником в честь тех героев, которые здесь, на Брянской земле, силой своего духа победили злого врага.

Пусть Господь покрывает миром землю Брянскую. Да дарует Господь каждому из вас все то потребное, о чем просите Господа в своих молитвах. Мое особое слово к детям, к молодежи; к родителям, к мама и папам, к бабушкам и дедушкам: заботьтесь об укреплении духа, а значит, веры в сердцах ваших детей и внуков, не отдавайте их на растерзание злому хищнику, диаволу, который истребляет самое главное, который выклевывает из сердца человека веру и разрушает человеческую душу.

Молитвами всех святых, в земле Брянской просиявших, да укрепит Господь жизнь этого прекрасного русского края, да благословит Он каждого из вас и всех вас вместе, и да поможет, избегая зла и греха, стяжать в сердце своем веру и искреннюю любовь к Богу. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5516341.html