Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?
rss

Автор Тема: Слова Патриарха Кирилла  (Прочитано 527881 раз)

0 Пользователей и 9 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #635 : 31 Октября, 2019, 19:47:54 »
Патриаршая проповедь после Литургии в кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы г. Ростова-на-Дону
27 октября 2019 года, в Неделю 19-ю по Пятидесятнице, день памяти святых отцов VII Вселенского Собора, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы г. Ростова-на-Дону. По окончании богослужения Святейший Владыка обратился к верующим с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

«Непрестанное изучение Священного Писания открывает нам свет истины», — учит Исаак Сирин. Эти слова пришли мне сегодня в голову, когда я, готовясь к Божественной литургии, прочитал Евангелие, которое мы все сегодня слышали (Лк. 8:5-15), и понял, как точно слова преподобного Исаака соответствуют именно этому чтению.

Казалось бы, притчу о сеятеле все мы знаем почти наизусть, просто повторяем вновь и вновь одно и то же. Что же еще можно сказать людям, комментируя это чтение? Все всё хорошо знают: то, что зерно — это слово Божие, что зерно падает и на камень, и на обочину дороги, и в тернии, и, наконец, на благоприятную почву, и от того, куда оно упало, зависит результат. Кажется, и толковать тут особенно нечего. Но вот о чем мне подумалось: мы всегда, соприкасаясь с этим текстом, думаем о зерне, но не думаем о сеятеле, а ведь сеятель — это прежде всего Бог.

Однако Сеятель — не только Господь. Сеятель — это каждый, кто несет слово Божие. И возникает очень важный вопрос: как же должен вести себя сеятель? Должен ли он задаваться вопросом, на какую почву падет слово? Если на камень — то зачем благовествовать? А если на обочину дороги — так зачем время тратить? А если в тернии — то результатов ноль… Можно себе представить, что было бы со словом Божиим, если бы каждый проповедник вначале оценивал слушающих, а уж только потом принимал решение, проповедовать или нет. Скорее всего, слово Божие не распространилось бы по лицу земли.

Поэтому никогда не нужно задавать вопросы о том, кто тебя слушает, поймет ли он тебя или не поймет, примет или не примет, изменит свою жизнь или не изменит. От этого сам процесс сеяния не зависит. Конечно, нужно, чтобы зерно, то есть слова проповедника, было качественным. Это очень важно для того, чтобы зерно, упав даже на не самую благоприятную почву, могло прорасти. Важно, чтобы почва была хорошая, но совершенно очевидно, что сеятель не выбирает почву, потому что слово обращается ко всем. Кто-то уйдет сегодня из храма окрыленный, освященный молитвой, радостный; кто-то даже скажет: «Многое в моей жизни нужно изменить, ведь я соприкоснулся с такой Божественной красотой и радостью»; а кто-то выйдет безразличным или даже недоуменным. Вот это и есть и камень, и придорожье, и тернии, но слово Божие, в том числе провозглашенное в храме, распространяется на всех. И проповедник никогда не должен ставить перед собой вопрос, а нужно ли в данном случае проповедовать, не падет ли Божие слово, мною передаваемое, на камень или на обочину дороги, не затеряется ли в высокой траве.

Служение слову Божиему — это служение самого высокого порядка. Мы знаем, какое большое влияние оказывает человеческая мысль — мысль философов, политиков, ученых. Но все это по степени влияния на ум и сердце человека не может сравниться с Божественным словом. Слово Божие всегда актуально — и две тысячи лет назад, и тысячу лет назад, и сто лет назад, и сегодня. Если Господь продлит человеческую историю, слова о сеятеле будут актуальны до конца времен. Нам же очень важно распространить эту притчу на самих себя и спросить: «Кто я? Камень, на который незачем попадать слову — всё равно ничего не получится? Или я настолько обременен жизненными заботами, — причем чем выше мое положение в обществе, тем больше этих проблем, — что они забивают голову и мешают спать?» Ведь чем выше человек растет, чем более значимым он становится, чем больше финансовых возможностей у него появляется, тем больше становится и терний, потому что хочется многого, а в погоне за реализацией своих желаний времени для самого главного не остается. Времени не остается именно на то, что и определяет подлинное качество человеческой жизни, — на слово Божие.

Сегодняшняя притча настолько многогранна, несет в себе столько смыслов, что всякий раз, когда мы ее читаем, — при условии, что наше сердце к тому расположено и наш разум открыт, — открываются новые и новые грани этого удивительного богооткровенного повествования о человеческой душе, о тайне человеческой жизни и о способности человека воспринимать или не воспринимать слово Божие.

Давайте покинем сегодня храм, памятуя об этой притче, и зададим себе нелицеприятный вопрос: где я? что со мной происходит? Может быть, отвечая на этот вопрос, мы придем к убеждению, что с помощью Божией мы можем поправить качество почвы, которую представляет собой наше сердце и наш разум. Если бы не было этой надежды, то не было бы и притчи, потому что сказанное Господом сказано Его Божественным разумом и проникает в человеческое сознание, человеческую волю, человеческие чувства. И Господь обратил к нам эти слова, понимая, что они могут отразиться в нашей жизни, в нашем разуме, в наших действиях. Пусть так и будет, и пусть Господь укрепляет нас на путях нашей христианской жизни, пусть Он помогает нам удобрить окаменелость наших сердец таким образом, чтобы они были способны к усвоению Божественного слова. И уж если мы слишком погружены в повседневную жизнь, если слишком много времени и сил захватывает то, с чем мы соприкасаемся каждый день, то вспомним слова Господа о семени, которое упало при дороге. А когда совсем плохо, вспомним, что Господь, как сказано в другом месте Священного Писания, из камней сих может соделать детей Авраама (см. Мф. 3:9). Стало быть, и камень, и тернии, и придорожье могут силой благодати Божией стать той почвой, на которой будет произрастать благодатный плод, и с ним мы предстанем пред лицом Божиим на Втором и Страшном Его Суде.

Пусть Господь укрепляет нас в вере и готовности идти по жизни так, чтобы никакие жизненные обстоятельства, никакая слабость не отторгали нас от самого главного — от Господа и Спасителя нашего, в Котором истина и жизнь. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5519668.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #636 : 09 Ноября, 2019, 19:51:01 »
Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в Храме Христа Спасителя с участием делегации Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции
3 ноября 2019 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл при участии управляющего Архиепископией западноевропейских приходов русской традиции архиепископа Дубнинского Иоанна и членов делегации Архиепископии в священном сане совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Ваше Преосвященство, дорогой владыка Иоанн! Дорогие отцы, братья и сестры!

Сегодня мы слышали евангельскую притчу о богаче и нищем Лазаре. Она говорит об участи людей после смерти, открывая закон Божественного воздаяния: Ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь (Лк. 16:25). Отсюда следует и закон духовной жизни: на пути к спасению невозможно избежать скорби. Не потому, что христианство — религия пессимизма, в чем часто упрекали нас секулярные и атеистические философы. Но потому что без страданий не совершается глубокое, подлинное осознание самого себя, а значит, не открывается путь к совершенству. Человек более всего познает себя, свои возможности, слабости и силу, когда сталкивается со страданиями.

Любой земной человеческий опыт требует усилий. Опыт в искусстве или ремесле приходит ценою долгого труда, многих проб и ошибок. А из житий святых мы знаем, что опыт в духовной жизни получить намного сложнее, он требует еще бóльших усилий и жертв. Потому что реальность вечной жизни — это опыт совершенно иного бытия, к которому трудно быть готовым.

Если человек готов к этой новой жизни, он переходит в нее с легкостью: Умер нищий и отнесен был ангелами на лоно Авраамово. А если не готов, то будущее встречает его внезапно и безжалостно — разверстой могилой, и больше о его судьбе сказать нечего: Умер и богач, и похоронили его (Лк. 16:22).

Богач из евангельской притчи выглядит не таким уж плохим человеком. Его волнует судьба братьев, оставшихся в земном мире. Он не был заносчив, знал по имени безвестного нищего, лежавшего у его дворца; возможно, даже подавал ему какие-то крохи со своего стола. Но его никак не смущало, что рядом с его благополучием и житейским счастьем всегда оставалось место для чужого горя и нужды.

Богач был уверен, что можно всю жизнь прожить в довольстве и комфорте, — и угодить Богу. И теперь ему кажется, что религия «плохо его информировала», что люди живут одним днем и не верят в вечную жизнь лишь потому, что им неубедительно об этом рассказали. Дескать, воскреснет Лазарь, расскажет людям о загробной жизни, и тогда они убоятся Бога, и вместо черствости и равнодушия в них проснутся любовь и сострадание к ближнему.

Богач из притчи не хочет понять, что любви и пониманию чужой боли нужно долго учиться. Что невозможно разделить страдания другого человека, если ты сам никогда их не испытывал. И что отказ от земных трудностей, желание жить в постоянном комфорте и потреблять — это сознательный выбор эгоизма, насилия и жестокости. Человек, сделавший такой выбор, глух к своей совести и чужим страданиям, он глух к голосу Писания и свидетельствам чудес: Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят (Лк. 16:31).

От себялюбивого богача осталось сокрытым, что подлинное знание о вечной жизни и понимание жизни земной возможно только через любовь Христову. Нужно, по слову героя Достоевского, полюбить жизнь прежде ее смысла, и затем этот смысл станет простым и понятным во Христе, Который Сам изрек о Себе, что Он есть путь и истина и жизнь (Ин. 14:6). Продолжая эту мысль, можно сказать, что другого пути познания смысла жизни нет. Смысл жизни не открывается на уровне человеческого разума — он может быть открыт и понят только на уровне человеческого сердца, на уровне человеческой жизни, в которой и претворяются наши замыслы, хорошие или дурные.

В современном обществе культ комфорта и потребления все более вытесняет вечные ценности. Но исторический опыт нашего народа учит нас иному: страдание было воспринято им как «духовная потребность», по очень точному замечанию того же Достоевского. И столько страданий, сколько вынес наш народ, подобно евангельскому Лазарю, за свою историческую жизнь, без веры в Бога невозможно было бы подъять и осмыслить.

XX век начался для нас социальными потрясениями, страшной войной, крахом православной империи и разделением, прошедшим через миллионы человеческих судеб. Многие из наших соотечественников были вынуждены покинуть свою Отчизну. О Русской Церкви в эти годы можно было сказать словами нашей великой поэтессы: «Я была тогда с моим народом — там, где мой народ, к несчастью, был». Здесь, в России, наша Церковь несла вместе с народом крест атеистических гонений. Там, за границей — делила со своей паствой нужду и горькие лишения на чужбине.

Почти каждый день в наших святцах отмечен памятью кого-то из новомучеников. Священномученик Дамиан, архиепископ Курский — один из тех, чья память совершается сегодня, — накануне своей смерти предрекал своим собратьям на Соловках, что чудовищное бесправие и гонения против Церкви временны, что «истина Божия должна восторжествовать». Священномученика Дамиана вскоре после этих сказанных им слов расстреляли в печально известном урочище Сандармох, где были жестоко убиты многие честные граждане и верные чада нашей Церкви. Но пророчество исполнилось многократно: истина Божия торжествует вновь и вновь, и мы — живые свидетели ее торжества.

Промыслом Божиим страдания нашей Церкви привели ее к обновлению и новому расцвету. Кровь тысяч новомучеников, пролитая во время чудовищных, небывалых прежде религиозных гонений, святость бесчисленного множества исповедников утвердили ее богочеловеческий организм. А трагический исход людей России в Европу и Новый Свет послужил делу евангельской проповеди, христианского православного свидетельства Западу, который также пребывал в глубоком религиозном кризисе.

В этой проповеди, особенно в Европе, участвовала вся церковная полнота: это и мудрые архипастыри, сумевшие организовать жизнь Церкви в новых условиях; монахи, создавшие новые монастыри вместо оставленных ими старых; философы и богословы, сформировавшие знаменитую Парижскую школу; простое приходское духовенство, делившее тяготы своей паствы и подававшее ей пример благочестия; наконец, всякий верующий, благочестивый человек, которыми так богата была наша старая Россия.

Трудности гражданской войны и сложная политическая обстановка в России привели в свое время к временному, аномальному отделению от Русской Церкви значительной части ее иерархии за границей. Это отделение было в значительной мере уврачевано в 2007 году воссоединением с Русской Зарубежной Церковью, что было радостью не только для Русской Православной Церкви, но и для всего мирового Православия. А сейчас в нашей Церкви снова праздник: к нам вернулись общины Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции во главе с Высокопреосвященным владыкой Дубнинским Иоанном, в основе которой — общины, временно оставившие нашу юрисдикцию 88 лет назад. И в этом я тоже вижу торжество истины и любви Христовой.

Чада нашей Церкви в Европе прошли через всё, о чем говорил апостол Павел, описывая обстоятельства своей проповеди: житейские лишения и нужду, изнурительный труд, поношения окружающих и даже гонения и опасности между лжебратиями (2 Кор. 11:26). Чтобы продолжить сегодня свою евангельскую миссию, они не стали советоваться с плотью и кровью (Гал. 1:16), как сказано было в сегодняшнем апостольском чтении, но сделали правильный выбор — в пользу единства Церкви, единства своих общин и сохранения их традиции. Даст Бог, возвращение в Русскую Церковь укрепит их и поможет им нести свое служение как многим тысячам наших соотечественников, проживающих в Западной Европе, так и коренным жителям европейских стран.

Я благодарю Вас, дорогой владыка Иоанн, Ваших пастырей и паству, за решимость и твердость, проявленную в непростых обстоятельствах, окружавших ваше возвращение, за нашу совместную молитву здесь в Москве, в главном кафедральном соборе Русской Церкви, и счастлив сегодня вновь сказать всем вам: Добро пожаловать домой!

Хочу передать в дар Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции ковчег с честными мощами святителя Тихона, исповедника, Патриарха Московского и всея России, а также икону святых новомучеников и исповедников Церкви Русской, бывших членами ее Священного Собора 1917-1918 годов. Известно, что его постановления имели особое значение в жизни русского церковного удела в Западной Европе, возглавлявшегося участником этого исторического Собора приснопамятным митрополитом Евлогием, о упокоении души которого мы вместе молились сегодня. Пусть эти дары Матери-Церкви станут знамением духовного преемства и непреложной связи, возобновление которой мы торжественно празднуем сегодня.

А лично Вам, владыка митрополит Иоанн, хочу вручить панагию и крест с памятными надписями. Примите их как свидетельство той любви, с которой Вас, уроженца Франции, приняла великая и поистине многонациональная Русская Православная Церковь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
<div class="__disk_root__" style="position: static;] <>
http://www.patriarchia.ru/db/text/5524351.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #637 : 09 Ноября, 2019, 19:52:08 »
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Казанской иконы Божией Матери после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля
4 ноября 2019 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры!

Всех вас сердечно приветствую с особым праздником в честь Казанской иконы Божией Матери. Но это не просто воспоминание в связи с каким-то конкретным чудом. Это воспоминание о том, как совершаемые через святой образ чудеса споспешествовали спасению нашего Отечества. И это не мифология — это факты, которые были хорошо известны на протяжении всей нашей истории с того самого времени, когда по молитвам перед иконой Божией Матери Казанской враг отступил от стен Кремля. Так началось освобождение Москвы, а затем и России, и вскоре Россия стала могучим суверенным государством, где православная вера составляла самую основу жизни людей. Под Покровом Царицы Небесной народ наш совершал великие подвиги — и трудовые, и ратные. Это и небывалое расширение страны на Восток, и решение множества хозяйственных, военных и прочих задач, которые были немыслимы ранее, и люди понимали, что все эти деяния — не только от их сил, их умения, их любви к Отечеству, но от помощи Божией, которая снизошла на Церковь Русскую, на народ наш в самые тяжкие годины испытаний Смутного времени.

Здесь, в Успенском соборе Московского Кремля, особенно остро переживаешь исторические моменты нашей жизни, которые словно оживают перед тобой. Рядом гробницы Первосвятителей, участников этих страшных событий, и когда мы, люди XXI века, сталкиваемся с проблемами, которые Бог попустил нам решать, то для нас очень важно чаще бывать в Успенском соборе и соотносить сегодняшние трудности с судьбоносными днями бытия страны и Церкви, с теми трудностями, когда стоял вопрос, быть или не быть. Может быть, на фоне тех исторических трудностей, на фоне той горячей веры наших предков, испросивших у Господа спасения Отечеству, наши трудности, будь то церковные, государственные, личные, покажутся не столь уж огромными и страшными, если мы вспомним, как под Покровом Царицы Небесной народ наш преодолевал еще более страшные испытания.

Сегодняшний день для меня отмечен двумя очень важными событиями. Сегодня в Успенском соборе Московского Кремля я имел возможность молиться вместе с владыкой митрополитом Дубнинским, архиепископом русских приходов в Западной Европе. Воссоединение наше состоялось только что. Мы теперь единая Церковь, больше нет никаких причин быть вне евхаристического и просто братского человеческого общения. Народ наш в Зарубежье испил всю чашу страданий, которую только можно испить, но в эти святые дни в истории всех наших церковных разделений, как и разделений общественных, которые всегда были с ними связаны, поставлена точка. И нет никаких оснований, чтобы в какой-то момент снова потерять то вожделенное святое единство, к которому мы шли десятилетиями и которое обрели в эти святые дни.

Владыка митрополит Иоанн, дорогие отцы, приехавшие к нам из Парижа, из Голландии, Германии, других стран, на которые простирается Ваше, владыка, юрисдикция. Сегодня мы молились все вместе, и я бы хотел от всего сердца пожелать вам крепкой веры. Веры в то, что мы, пройдя через исторические испытания, сможем ограждать себя, Богу содействующу, от всяких разделений и расколов. Хотя есть много сил нецерковных, которые и сегодня пытаются сеять семена разделения среди русских православных людей, испытывая действительно мистический страх перед единой Русской Церковью.

Мы говорим всем, кто испытывает такой страх: не бойтесь! Мы верующие люди, мы верим в Господа и Спасителя. Мы прошли путем мученичества и исповедничества. Менее всего нам свойственны интриги и политиканство в церковном пространстве. И мы выстрадали, чтобы чистым сердцем и светлым разумом воспринимать радость восстановления единства и сохранения общения.

Радуюсь также тому, что сегодня в этом соборе присутствуют представители Смоленской митрополии во главе с владыкой митрополитом Исидором. Смоленску были отданы более 20 лет моей жизни. И это не просто запись в биографии — это огромная часть моей жизни. В свое время, будучи человеком, достаточно авторитетным в московских и петербургских кругах, я в одночасье был отправлен в Смоленск — как человек, вызывавший сомнения у тогдашней власти. Власть была не готова к тому, чтобы я продолжал свое служение в Петербурге, в Москве или за рубежом, и мне был дан Смоленский удел, в то время — беднейшая епархия Русской Православной Церкви. Но когда я взошел под своды смоленского собора — об этом я уже неоднократно говорил, потому что это одно из самых сильных воспоминаний в моей жизни, — какую силу Божественной благодати я почувствовал! А потом, приложившись к чудотворному образу, я понял, что совсем не случайно Господь привел меня в город Смоленск, отлучив от столичного и иностранного делания. Там, в смоленской глубинке, где к приходам, которые я посещал как правящий архиерей, порой нужно было двигаться по колено в грязи, в резиновых сапогах, — я и почувствовал глубину нашей веры, силу веры простого русского народа. Это был колоссальный опыт, который во многом помог мне справляться с искушениями, поневоле возникающими на Патриаршей кафедре.

Сердечно благодарю смолян за их молитву, за их верность, за то, что они всегда были со мной. За эту службу, которая помогает мне воскресить в памяти непростые, но такие важные для меня дни и ночи, месяцы и годы жизни в смоленской глубинке. Тогда мы называли это глубинкой, но сегодня это уже не глубинка. Существуют прекрасные средства связи, теперь это процветающий регион Российской Федерации. И я хотел бы особенно приветствовать губернатора Алексея Владимировича, который здесь находится, и пожелать ему помощи Божией в дальнейшем процветании Смоленской земли.

Еще раз всех вас, мои дорогие, хотел бы поздравить с двуединым праздником воссоединения наших русских зарубежных приходов и общения со Смоленской епархией, ставшей для меня родным домом в годы тяжких испытаний. Пусть Господь всех нас объединяет в силе духа, в силе веры, вне зависимости от того, где мы живем — в столице, где-то в российской глубинке, на Украине, в Белоруссии или за границей. Мы все — единая Русская Православная Церковь, несущая огромную ответственность не только за религиозную судьбу своих чад, но в каком-то смысле, не побоюсь сказать, и за судьбы веры православной во всем мире. И да поможет нам Господь в несении этого славного, но трудного креста. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
<div class="__disk_root__" style="position: static;] <>
http://www.patriarchia.ru/db/text/5525379.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #638 : 09 Ноября, 2019, 19:53:58 »
Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на пленарном заседании II съезда Общества русской словесности
6 ноября 2019 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на пленарном заседании II съезда Общества русской словесности.

Уважаемая Ольга Юрьевна! Уважаемый Виктор Антонович! Дорогие педагоги, братья и сестры, участники съезда!

Сердечно всех вас приветствую. Очень рад вновь посетить Московский государственный университет и встретиться в его стенах с преподавателями русского языка и литературы.

В этот раз наша встреча проходит совместно со съездом Общества русской словесности. Хотел бы отметить, что на первом этапе своего развития Общество, созданное в 2016 году, уже смогло внести важный вклад в разработку новых федеральных государственных образовательных стандартов преподавания русского языка и литературы в начальной и основной школе и в подготовку обновленной учебной литературы по отечественной словесности. Наверное, многие из вас помнят, насколько непростой была дискуссия вокруг подбора литературы, но сегодня мы смотрим на это как на необходимый период становления Общества русской словесности. Главной движущей силой проведенных реформ школьного образования стало, конечно, Министерство просвещения. Отрадно, что за это время произошли позитивные изменения в системе государственной итоговой аттестации, реализованные Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.

Вместе с тем нам нужно вместе подумать над решением одного весьма серьезного вопроса, который беспокоит не только меня, но и многих школьных учителей, университетских преподавателей, родителей, школьников, о чем они мне сами неоднократно свидетельствовали при личном доверительном общении. Проблема эта связана с тем, что у учащихся средней и старшей школы знания об отечественной культуре крайне обрывочны и избирательны. Свидетельством тому некие телепередачи с участием молодых людей, которым задаются различные вопросы, в том числе из области истории и литературы. Поражает, что целостное восприятие темы у молодежи зачастую отсутствует, есть лишь фрагментарные знания. Такие знания из памяти очень быстро уходят, об этом может свидетельствовать каждый человек зрелого возраста. Но система держится в сознании очень долго, и если она сохраняется, то в нее, как на этажерку, можно вкладывать все новые и новые знания, которые найдут свое место и останутся с человеком до тех пор, пока они ему необходимы.

Сегодня отдельные аспекты общекультурного воспитания включены в содержание ряда учебных предметов: история, русский язык, литература, изобразительное искусство, музыка, мировая художественная культура, обществоведение и т.д. Но разобщенность их содержания не позволяет сформировать целостность представления о единстве культуры нашей страны.

Мы говорим об укреплении традиционных нравственных ценностей, о важности воспитания любви к Родине, но вместе с тем многие школьники, к сожалению, имеют весьма смутные понятия об уникальном духовном богатстве, которым обладает наша многонациональная страна.

Я бы предложил совместно подумать о разработке обобщающего культурологического курса для основной школы. Чтобы не увеличивать и без того обширную и очень насыщенную школьную программу, это мог бы быть, например, курс в рамках уже действующего одного или нескольких предметов. Но должен быть некий стержень в программе, вокруг которого и формировалось бы в сознании наших учащихся целостное понимание истории и культуры России.

Знакомство с наследием наших выдающихся соотечественников, реальные примеры следования долгу и призванию, самоотверженного служения Отечеству, деятельного добра и милосердия, счастливого и праведного супружества способны дать молодым людям верные ориентиры и ценностные установки, вдохновить их на выбор жизненного пути. Подобный культурологический курс может стать достойным ответом на вызовы, с которыми сталкиваются подростки в Интернете и социальных сетях, где зачастую ими усваиваются деструктивные модели поведения и человеческих взаимоотношений.

Должно же быть где-то противодействие разрушительной силе Интернета! Давайте зададимся вопросом: а где? Школа — вот место, где можно реально создать систему положительного воспитания нашей молодежи, насыщения их сознания такими ценностями, которые было бы трудно разрушить влиянием Интернета. Но этим нужно заниматься не откладывая, потому что многое уже потеряно. Ведь наша неспособность мобилизоваться и организовать работу с детьми и молодежью привела к тому, что уже не одно поколение молодежи плохо знает историю, литературу и, что более всего меня печалит, не отличается сознательной любовью к своему Отечеству.

Не хотел бы пересказывать разговор молодых людей, который однажды услышал и который больно ранил мое сердце. Я только понял, что все их мечты связаны с другими странами, с другой культурой, что они устремляются туда и там хотят обустроить свою жизнь. Что же это, как не наша общая ошибка? Почему мы допускаем, что именно так, а не иначе формируется сознание молодежи? Почему такое разрушительное влияние оказывает Интернет, почему мы неспособны дать отпор этому разрушительному влиянию?

Замечательно, что уже сейчас для устной части государственной итоговой аттестации тщательно отбираются тексты о знаменитых россиянах, о лучших представителях нашей страны. Полагаю уместным, чтобы при разработке концепции преподавания курса принимался во внимание также региональный компонент. Детям важно знать историю и культурное своеобразие края, в котором они живут. Чуть больше года назад, выступая на Всемирном русском народном соборе, я уже говорил, что межнациональный и межрелигиозный мир не является константой, возникающей автоматически. Для этого необходимы постоянные и системные усилия, направленные на поддержание братских отношений между народами нашей страны. И ключевую роль в этом, несомненно, играет школа, которая может рассказать о вкладе представителей разных культур в развитие и процветание России.

Еще раз хотел бы подчеркнуть, что знание местной культуры, любовь к своему дому, любовь к городу или к деревне, в которой ты родился и вырос, — это и есть то, с чего начинается любовь к Родине. Поэтому краеведение — не просто предмет, который помогает узнать о месте, где ты живешь, но это предмет, который способен укрепить любовь человека к малой Родине. А с любви к малой Родине начинается и любовь к Родине большой.

Для воспитательной деятельности очень важно непосредственное знакомство учащихся, студентов с культурно-историческим наследием своего края, которое достигается не только чтением книг или слушанием лекций, — у детей и молодежи должна быть возможность посещать памятные места. Представляется чрезвычайно значимым реальное соприкосновение с прошлым через изучение памятников культуры. В связи с этим я хотел бы сказать о чем-то очень грустном. Вы знаете, как мало памятников у нас сохранилось. Войны прошли по нашей земле, как ни по одной другой европейской стране. Когда летишь над ближним Подмосковьем и над прилегающими к Московской области районами, постоянно видишь заброшенные деревни. Люди там уже не живут, и единственное, что связывает с прошлым, единственное, что относится к памятникам архитектуры и культуры — это деревенские храмы. Но если бы вы видели, в каком состоянии находятся многие из них! Если не прилагать усилий, если не рассматривать реставрацию этих памятников как одну из первостепенных задач, но откладывать ее на последующие времена, когда, мол, немножко разбогатеем, — то у нас не останется и этих памятников. Мы попросту превратимся в выжженную землю, и мало что будет напоминать о нашем прошлом. Как же мы хотим воспитывать национальное самосознание, укреплять связь времен в умах молодежи? Ведь нужно что-то показывать, о чем-то рассказывать, а уже сейчас показывать почти нечего, и то, что стоит, находится в руинированном состоянии. Мы подсчитали, что более четырех тысяч храмов сегодня нуждаются в срочном ремонте или, по крайней мере, в консервации — с тем чтобы они не превратились в руины в ближайшие 5-7 лет.

Хотел бы также сказать, что не следует забывать и о мотивирующем потенциале конкурсного и олимпиадного движения, открывающего возможности поддержки одаренных детей.

Если же говорить о том, что меня радует, в том числе в связи с восстановлением наших древних памятников, то это волонтерское движение. Я был поражен, познакомившись с совершенно неформальным, никем не организованным сверху, а развившимся с низовой инициативы молодежным движением, которое названо «Общее дело». Молодые люди сами собирают деньги, сами отправляются в далекие края, в том числе в Архангельскую область, где в тяжелейшем положении находятся наши старинные храмы, шедевры деревянного зодчества. Например, вы знаете, что один из самых замечательных таких памятников, деревянная церковь в Каргополе, сгорел дотла на глазах людей. Так вот, молодежь в свое свободное время, на свои деньги отправляется в экспедиции и восстанавливают эти храмы. Дай Бог, чтобы такие молодежные и, может быть, не только молодежные волонтерские группы помогали нам восстановить все то, что еще сохранилось, потому что речь идет не просто о музейных экспонатах — речь идет о нашей истории, речь идет о том, как мы, люди XXI века, относимся к прошлому. И если мы хотим, чтобы наши потомки относились с вниманием ко всему, что мы делали, говорили, творили, то мы должны проявить заботу о сохранении того, что героически совершали наши предки.

В условиях огромного информационного воздействия, которое испытывают на себе современные люди, способность отличать шумы от сигналов приобретает особую ценность, поскольку слишком много шумов и мало сигналов. Способность же эта во многом зависит от наличия у человека четких ориентиров и нравственных убеждений.

Я поделился с вами своими размышлениями и предложениями, но решение, безусловно, должно оставаться за профессиональным педагогическим сообществом, за работниками культуры, за теми, кто несет ответственность за сохранение нашего исторического наследия.

Понимаю, что задача эта непростая. Но высока и цель: утверждение в подрастающем поколении жизненно важных для личности, общества и нашей страны смыслов и духовно-культурных ценностей. Если вы согласитесь с моим предложением, то предложил бы сформировать при Обществе русской словесности рабочую группу из педагогов, ученых, представителей ведущих вузов и деятелей культуры для детального обсуждения содержания и методологии преподавания этой образовательной программы. Может быть, подумать и о контурах нового подхода к воспитанию школьной и студенческой молодежи. Думаю, время уже нельзя упускать. Нужно делать то, что мы, к сожалению, не начали делать раньше. Несомненно, найдутся и те, кто с энтузиазмом этим займется. Полагаю, что рабочая группа могла бы подготовить свои предложения к следующему заседанию Президиума нашего Общества. Ну, а дальше у нас появится возможность продвигать этот документ — по возможности, настолько широко, чтобы наше общество, наш народ увидел нашу озабоченность и, по возможности, поддержал наши усилия.

Благодарю вас за внимание.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5527249.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #639 : 14 Ноября, 2019, 21:33:39 »
Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на II Бакинском саммите религиозных лидеров
14 ноября 2019 года в столице Азербайджана Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на открытии II Бакинского саммита религиозных лидеров.

Ваше Превосходительство, глубокоуважаемый господин Президент! Досточтимый Шейх-уль-ислам Аллахшукюр Пашазаде! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Уважаемые религиозные лидеры и гости саммита!

С большой радостью прибыл в Баку по приглашению Правительства Азербайджана и дорогого брата — Шейха-уль-ислама Аллахшукюра Пашазаде — гостеприимного хозяина саммита. Хотел бы выразить признательность Президенту Республики Ильхаму Гейдаровичу Алиеву за всемерную поддержку этого грандиозного мероприятия.

За прошедшие почти 10 лет с момента проведения в апреле 2010 года Первого Бакинского саммита мировых религиозных лидеров в сфере межрелигиозных отношений наметились новые тенденции, перед традиционными религиями встали новые вызовы. В последние годы в Баку и во многих странах мира под эгидой Азербайджана проводятся многочисленные межрелигиозные и межкультурные мероприятия, призванные сообща ответить на сложные вопросы современности. Во многом благодаря усилиям главы Управления мусульман Кавказа Азербайджан стал важной площадкой для межрелигиозного диалога глобального уровня.

Последние десятилетия были омрачены многочисленными конфликтами в разных точках земного шара и невиданным доселе разгулом терроризма. Террористы проливают кровь невинных мирных людей. Шри-Ланка, Новая Зеландия, Сирия, Ирак, Афганистан, Германия, Франция — вот далеко не полный список стран, где лишь за последние два года происходили потрясшие мир теракты.

Мы должны признать, что против традиционных религий идет настоящая война. Она ведется в городах и селах, в храмах и мечетях, в информационном пространстве и, что важнее всего, в умах и душах людей. Опаснее всего то, что в этой войне на передовых сражаются представители молодого поколения. Идеологи экстремистских движений используют отсутствие жизненного опыта у молодежи, ее готовность защищать свои взгляды любой ценой. Все это усугубляется очень низким уровнем осведомленности, недостатком базовых знаний не только о других религиях, но даже о своей собственной религиозной традиции.

Мы все знаем, какие огромные ресурсы сегодня используются для ведения информационной войны. Конечно, нам, религиозным деятелям, не привыкать к постоянным нападкам. Силы зла никогда не оставляли попыток очернить тех, кто посвятил свою жизнь служению Богу. Но это не значит, что мы должны спокойно взирать на то, как наша энергичная и многообещающая молодежь позволяет недобросовестным людям обманывать себя и использовать.

Почему пропаганда экстремистов имеет успех? Полагаю, прежде всего потому, что они эксплуатируют неприятие религиозными людьми современной секулярной парадигмы. Когда со всех сторон внушают, что главное в жизни — успех, богатство, наслаждения, то верующий человек не может не протестовать против такого агрессивного навязывания ложных ценностей. Кризис традиционной ценностной системы оставляет широкое поле для деятельности вербовщиков-экстремистов. Они легко подменяют своей идеологией секулярную идеологию, их семена падают на подготовленную почву.

Поэтому мы как религиозные лидеры должны не только отвергать и осуждать экстремизм, но и воспитывать в обществе незыблемые, основанные на Священном Писании ценности — семьи, брака, уважения к старшим, уважения к религии и к религиозному выбору человека, поддержки страждущих и обездоленных. И эти идеи, подкрепляемые убедительными примерами, должны активно транслироваться нами в информационное пространство.

Сегодня у нас есть прекрасная возможность продемонстрировать свою солидарность и внимание к нашим пострадавшим братьям. Я говорю о регионе Ближнего Востока, чье население сильно пострадало от разрушительных кровавых конфликтов последних лет. Больно видеть урон, нанесенный террористами Сирии и Ираку.

Ближневосточный кризис стал причиной массовой миграции. К сожалению, далеко не все иммигранты оказались готовы взаимодействовать с коренным населением стран, куда они прибыли. Многим не хватало элементарной культуры межрелигиозного и межнационального общения. И поэтому такие инициативы, как сегодняшний саммит, особенно важны.

Сегодня секуляризм все более распространяется в обществе и оспаривает присутствие в нем религии. Сторонники секулярной идеи считают, что отказ от религии служит общему благу всех людей. Благодаря активному развитию информационных технологий в обществе активно пропагандируется образ религиозных организаций как устаревших и навязывающих ограниченное мировоззрение, несовременные представления о морали. При этом вместе с религиозностью отвергаются традиционная нравственность, понятие брака как союза между мужчиной и женщиной, неприкосновенность человеческой жизни с момента зачатия до естественной смерти. Тех же, кто находит в себе силы и мужество публично критиковать противоестественную и аморальную вседозволенность, представители секулярной идеологии обвиняют в нетерпимости и разжигании ненавистнических настроений.

Мы близко к сердцу принимаем ситуацию в Европе, которая некогда была оплотом христианства, а теперь стремительно теряет свою религиозную идентичность.

В этом зале собрались представители разных религиозных традиций. Несмотря на объективные различия в вероучении, мы одинаково смотрим на вопросы общественной морали. Наш общий долг и совместная задача — свидетельствовать о нравственных ориентирах в жизни человека.

Религиозные лидеры могут и должны единым голосом обратиться к лидерам политическим. Пора недвусмысленно заявить о том, что необходимо прекратить решать геополитические задачи за счет более слабых государств. Пора прекратить безответственный дележ энергетических ресурсов. Пора перестать делить страны мира на первые, вторые и третьи. Хотелось бы, чтобы более развитые и богатые государства осознали свою ответственность за судьбы человечества. Они должны быть гарантами безопасности и стабильности, а не диктаторами глобального порядка. Как показала практика, навязывание одними государствами другим своих правил, традиций и культуры не приводит ни к чему хорошему. Самобытность и свобода народов — залог их безопасного и мирного сосуществования. Очень важно, чтобы прекратилась хищническая добыча природных ресурсов в небогатых странах и загрязнение окружающей среды. Мы несем ответственность за Божие творение, созданное на благо людей. Наш посыл обращен к каждому человеку, и мы искренне верим, что он будет услышан.

Я хотел бы упомянуть и о такой проблеме, как преследования религиозных меньшинств. Как предстоятель крупнейшей из Поместных Православных Церквей я должен сказать о гонениях на христиан. Сотни миллионов наших единоверцев подвергаются преследованиям и дискриминации ежегодно. Непоправимый урон нанесен христианскому присутствию на Ближнем Востоке — святой земле для всех авраамических религий. История свидетельствует о том, что христиане, мусульмане и иудеи веками вместе жили на этой земле. И сегодня они в равной мере ответственны за сохранение мира.

Говоря о гонениях на христиан, нельзя обойти вниманием проблему Африки. Целый ряд государств южнее Сахары страдает от бесконтрольной деятельности экстремистских группировок. В Нигерии, в частности, совершается настоящий геноцид христиан. И я призываю всех людей доброй воли к тому, чтобы проблемы христиан в африканских странах не оставались без внимания.

Убежден, что религиозные лидеры путем диалога могут серьезно повлиять на проблемы, с которыми сталкивается сегодня человечество. Наш голос будет убедительным тогда, когда он будет совместным и солидарным. Уверен, что сообща мы можем свидетельствовать о том миротворческом призвании, за которое отвечаем перед Всевышним. Искренне желаю, чтобы сегодняшний форум стал тому подтверждением.

Мы собрались здесь по еще одному очень приятному поводу — чтобы отпраздновать 70-летие Шейха-уль-ислама Аллахшукюра Пашазаде. Тот факт, что сегодня в Баку приехали сотни авторитетных религиозных лидеров со всего мира, говорит о многом. И прежде всего о высочайшем авторитете, которым пользуется досточтимый Шейх-уль-ислам. Мы все не один десяток лет знаем его как последовательного сторонника дружбы и диалога между религиями и народами.

И мне сегодня очень приятно сердечно поздравить нашего дорогого Шейха с 70-летием и вручить ему орден Русской Православной Церкви преподобного Серафима Саровского I степени во внимание к поддержке Русской Православной Церкви в миротворческом служении и в связи с 70-летием со дня рождения.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5531376.html