Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?
rss

Автор Тема: Слова Патриарха Кирилла  (Прочитано 527700 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #640 : 21 Ноября, 2019, 15:35:00 »
Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на встрече с рукоположенными им священнослужителями

18 ноября 2019 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с рукоположенными Его Святейшеством священнослужителями — клириками г. Москвы. Святейший Владыка обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.

Сердечно приветствую вас, дорогие отцы! Для меня большая радость даже просто всех вас увидеть. Благодарю за инициативу собраться всем вместе, потому что, взирая на вас, я понимаю, что за эти годы в моей жизни произошло много светлых событий.

Мы с вами находимся в центре Русского Православия — в Москве. Город Москва как Патриаршая кафедра и Патриаршая епархия задает определенный тон всей Русской Православной Церкви, и я хотел бы подчеркнуть: от того, как мы служим, как мы молимся, как мы проповедуем, как мы организуем приходскую жизнь, от того, какие между нами отношения, от того, каков нравственный и духовный уровень духовенства, зависит то, что будет происходить во всей Русской Церкви. Ведь сюда приезжают архиереи, священнослужители, паломники, и они, соприкасаясь с Москвой, должны видеть для себя добрый пример. Поэтому я бы начал разговор с вами, желая подчеркнуть нашу общую ответственность не только за московские дела, но и за то, что происходит в Русской Церкви, а в каком-то смысле — и за то, что происходит в мировом Православии.

К священнику предъявляется много требований, особенно в наше время, когда информация о жизни Церкви стала доступна всем. Не только потому, что у нас есть собственные телевизионные каналы и средства массовой информации, но и потому, что церковная проблематика стала занимать определенную часть информационного пространства в стране, да и за ее пределами. Конечно, чем больше о нас знают, чем больше интереса к жизни Церкви, тем больше на нас ответственности. И поскольку влияние Церкви на жизнь общества возрастает, то возрастает и противостояние нашему с вами деланию. Это как третий закон Ньютона — действие вызывает равное противодействие; а в нашем случае противодействие иногда становится сильнее, чем действие. Поэтому мы должны быть готовы ко всему этому и не дремать, а бодрствовать. Об этом бодрствовании я бы и хотел сказать несколько слов.

С чего начинается успех священнического служения? На этот вопрос можно отвечать по-разному. Одни скажут — с уровня богословского образования, другие — с уровня воспитания, которое получил человек, с уровня воцерковленности или же с уровня интеллигентности и так далее. Конечно, каждый из этих уровней очень важен. Но я, может быть, несколько неожиданно сказал бы совсем другое: успех зависит от нашей молитвы. Если священник перестает молиться, то это не признак утомления или выгорания. Это свидетельство внутреннего состояния души. Если священник перестает молиться, то он перестает быть религиозным человеком. А в чем проявляется религиозность? Не вам говорить о том, что означает слово religare. Это связь, связь с Богом, а как же эта связь осуществляется, если человек не молится? Если нет связи, то нет религии. А если человек нерелигиозный, то что означает его служение в Церкви? Спектакль или просто зарабатывание денег? Если нет личной религиозности, то не может быть никакого пастырского служения, даже если у человека хорошо язык подвешен, память хорошая и проповеди он неплохие говорит. Все эти способности и достижения не меняют главного. Почему? Да потому что вера — это не просто наша связь с Богом. Вера имеет и вертикальное, и горизонтальное измерения, особенно если говорить о христианской общине. Внутренний духовный опыт священника, сила его молитвы влияют не только на его связь с Богом, но и на его отношения с окружающими. Человек, который сам глубоко не верит, не может быть убедительным, — его слова становятся пустыми, даже если они очень красивые. Не может человек, не имеющий внутреннего содержания, наполнить свою проповедь тем, что захватит душу людей.

Хотел бы привести пример из истории. Вы знаете, что некогда было раскольническое движение, именуемое обновленчеством. Для вас это уже давно прошедшее время, а для меня достаточно близкое: я родился в 1946 году, когда обновленческий раскол как раз сошел на нет. Среди раскольников были выдающиеся проповедники, потому что к обновленчеству примкнула достаточно интеллигентная и образованная часть и петербургского, и московского духовенства. Обновленцы считали, что нужно обновить жизнь Церкви, что Церковь устарела, что нужен некий новый импульс для движения вперед. Мои родители застали этот раскол в Ленинграде, и я спрашивал у мамы, заходила ли она когда-нибудь в обновленческие храмы. А мы жили на Васильевском острове, где в 30-е годы обновленцами был захвачен Андреевский храм. И мама вспоминала, что заходила в этот храм, где служил «митрополит» по фамилии Платонов. Кстати, уже став «митрополитом», он венчался со своей супругой — в темно-синем костюме, в галстуке, при этом стоя на кафедре. Мама рассказывала, что у Платонова был очень красивый голос, и я спрашивал: а народ слушал? А народа, отвечала мама, и не было — на весь храм человек десять… Вот вам и красивый голос — народ каким-то внутренним чувством все это отвергал, не принимая этот маскарад, потому что никакой веры у обновленцев не было. Это совершенно очевидно — иначе бы они не насмеялись ни над канонами, ни над традицией, ни над верой своего народа. Это были просто приспособленцы, которые получили сигнал от властей, пообещавших им поддержку, и пошли по страшной дороге раскола и разделения. А народ ответил ножками. В немногочисленных храмах тихоновцев, как тогда называли каноническую Церковь, народ ломился, когда огромные храмы тогдашнего Ленинграда, захваченные обновленцами, стояли пустыми. И как же закончился этот раскол? Власть поняла, что народ не идет, а раз не идет, так зачем раскол поддерживать? После войны государственная поддержка прекратилась, и раскол в одночасье исчез. Не было у обновленцев никакой живой веры; а если бы вера была, то и раскола бы не было. Никакая поддержка власти, никакие материальные факторы, никакое образование духовенства не помогли отвратить верующих людей от канонической Церкви.

То же самое можно сказать и про нынешнее время. Если нет веры в сердце, то не будет и движения людей к Церкви, к Богу, к священнику. Конечно, личная вера очень важна, а личная вера не может быть без молитвы. Речь не только о том, чтобы правила читать, которые, конечно, надо читать обязательно. Знаете почему? Однажды мне один монах сказал: «Так устаю на послушаниях — с ног валюсь. Начинаю читать правило — засыпаю. Ложусь в кровать, снова начинаю читать, стыдно все-таки, — и снова засыпаю. Тогда зачем вообще мне это правило читать?» Я говорю: «Все равно читай» — «Но у меня мысль не работает!» — «Все равно читай» — «А почему?» — «А потому что ты подвиг Богу приносишь, маленькую жертву, — тебе спать хочется, а ты себя переламываешь. Мысль, может быть, далеко, но ты стоишь». Когда мы на долгой службе стоим и ноги отваливаются, разве мы пребываем постоянно в молитвенном горении? Конечно, нет! Так что, бросать все и уходить? Нет, потому что даже отваливающиеся ноги, эта тяжесть, это напряжение, этот труд — все это и есть жертва Господу. Мы ее приносим, даже когда голова неспособна соображать и язык не в состоянии артикулировать какие-то слова. Поэтому никогда не надо бояться усталости, которая приходит в связи с молитвой или в связи с церковным послушанием.

Теперь несколько слов о духовной жизни священника. Как понятнее охарактеризовать это явление? Духовная жизнь — это религиозное состояние нашего духа, это религиозное состояние нашей души. Если религиозный фактор не присутствует постоянно внутри нас, то никакой духовной жизни и быть не может. Как я уже сказал, для того чтобы религиозный фактор присутствовал, непременно нужна молитва как средство воспитания духа и как сила, привлекающая Божественную благодать, которая восполняет наши немощи.

Есть и иные показатели нашей с вами религиозной жизни, например, потребность в очищении грехов, потребность в исповеди. Однажды для меня оказалось очень трудным ответить на вопрос «Почему мы должны перед каждым причастием исповедоваться, а батюшки не исповедуются? Они что, из другого теста? Или обладают святостью?» А ведь это очень серьезный вопрос, ведь мы говорим, что нельзя подходить к Чаше без исповедания своих грехов. Конечно, невозможно требовать от священника исповеди перед каждой службой и даже каждую неделю, но это не значит, что у нас не должно быть осознания своих собственных грехов. Это не значит, что у нас не должно быть собственного контроля над тем, что происходит с нами, с нашим умом и с нашим сердцем. Ведь исповедь — это не только чтение молитв и получение разрешительной молитвы. Исповедь — это в первую очередь переживание своего духовного состояния, осознание своей греховности и, конечно, молитва к Богу, просьба к Господу простить эти грехи. Такая исповедь должна быть у нас с вами каждый день и уж, конечно, перед совершением Таинства Евхаристии. Когда мы читаем правило, у нас должно находиться время для этой исповеди пред Богом, когда мы раскаиваемся пред Ним за все свои грехи, когда мы просим прощения у ближних и просим снять с нас тяжесть греховную.

Поэтому исповедь должна быть, конечно, чаще, чем раз в год. Нужно чаще обращаться к своему духовнику, исповедоваться, приносить покаяние. Но вообще-то каждый день мы должны подвергать свою совесть испытанию. И когда мы честно себе скажем: вот в этом я согрешил, здесь у меня были неправильные слова, а здесь — неправильные мысли, то нужно не дожидаться исповеди, которая будет через месяц или через два, а сразу просить у Господа прощения и раскаиваться перед каждым совершением Божественной литургии, если есть нечто, что омрачает душу.

Поделюсь своим личным опытом исповедуемого. Я родился в очень религиозной семье, и, естественно, мы часто исповедовались и причащались. А некоторые батюшки, сослужители моего отца, знали, что я часто бываю в храме и как-то опускали планку Таинства и вообще всего события покаяния (а для меня это было событие!). Когда батюшка говорил: «Ну, в чем ты грешен? Ну, давай: Господь и Бог наш Иисус Христос…» — я испытывал неловкость. Думал: ничего еще не успел сказать, а ведь я и с сестрой поругался, и еще что-то сделал, столько у меня грехов накопилось, а батюшка говорит: «Все в порядке, иди». Так вот, нужно со вниманием относиться и к исповеди детей, нужно дать возможность ребенку осознать свою неправду, навести его на мысли о своих грехах.

Тем более ни в коем случае нельзя давать самим себе поблажки, когда мы размышляем над своей духовной жизнью. А если что-то замечено, если совесть нас о чем-то предупредила, то ни в коем случае не надо отмахиваться. Нужно приносить покаяние, если есть возможность — исповедоваться перед духовником. Стало быть, исповедоваться надо почаще. Нельзя, чтобы исповедь была событием года — например, на Страстной седмице, перед Великим Четвергом или еще когда-нибудь. Исповедь должна присутствовать в жизни, а для этого должен быть и духовник. Знаю, что это очень непростое дело, но избрать себе духовника так же важно, как избрать себе путь в жизни. Ошибается человек с выбором профессии, специальности, и его жизнь идет неправильно. Ошибся человек с духовником — и его духовная жизнь может пойти не по тому пути.

На исповеди не должно быть многоглаголания, не нужно читать лекции, не нужно долго говорить от себя. Задача духовника заключается не в том, чтобы научить всему и сразу, хотя иногда это необходимо, когда вы чувствуете, что перед вами человек малоцерковный и вообще ничего не понимает — тогда понадобится хотя бы краткая катехизация. Но важно, чтобы человек говорил, чтобы он открыл свое сердце и сказал о том, что его отягощает. Если же священник хочет сам говорить, говорить, говорить, то инициатива переходит от исповедующегося к священнику. Это плохо, потому что главное действующее лицо на исповеди — не священник. Аз же точию свидетель есмь, как говорится в последовании. Главное действующее лицо — тот, кто исповедуется, он должен говорить. А задача священника заключается в том, чтобы помочь ему избавиться от ложного стыда. Все в священнике должно к этому располагать: внешний вид, опрятность, речь, настроение, выражение лица. Если кающегося встречает священник нахмуренный, сердитый, в мятой потертой рясе, неряшливо надетой епитрахили — это одна картина. А если ваш внешний вид, ваше выражение лица, ваши слова, ваша добрая улыбка располагают к себе, то это может действительно повлиять на тех, кто боится исповедоваться. Таких очень много, особенно среди тех, кто в первый раз приходит на исповедь. А ведь иногда с самого первого раза и начинается подлинное воцерковление человека. Поэтому огромная ответственность ложится на нас, когда мы вступаем в личный контакт с людьми во время исповеди.

Хотел бы сказать несколько слов и о проповеди. Должен сказать, что уровень проповедей в Москве очень вырос — иногда меня просто захватывает то, что священник говорит. В этом случае я всегда выражаю ему благодарность, обязательно говорю, почему мне понравилась проповедь и стараюсь поддержать его в той работе, которую он, несомненно, над собой производит. Поэтому в вашем лице я хотел бы поблагодарить большинство московского духовенства, которое стало хорошо проповедовать. Дай Бог, чтобы это великое делание ни в коем случае не обернулось вспять, чтобы сила слова священника возрастала и впредь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5533387.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #641 : 21 Ноября, 2019, 15:37:23 »
Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в Храме Христа Спасителя
20 ноября 2019 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. В этот день Его Святейшеству исполнилось 73 года. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Ювеналий! Уважаемый Игорь Олегович! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры!

Я хотел бы сердечно поблагодарить всех вас за совместную молитву, за участие в Божественной литургии.

Собственно говоря, 50-летие пребывания в иночестве и в священном сане следовало бы отмечать весной, когда я принял постриг и был затем рукоположен во диакона и в священника, но есть у меня такая странная черта — стараюсь быть очень внимательным к юбилейным датам других, но забываю свои собственные. Вот я и не вспомнил про эти 50 лет, и никто из близких не напомнил, пока осенью не спросили: «Когда же мы все-таки будем литургически вспоминать эти даты?» Мне подумалось, что лучше этот юбилей соединить с днем рождения, и благодарю всех, кто приехал сегодня в Первопрестольный град, так что мы смогли помолиться все вместе. Благодарю вас за молитвы о мне, недостойном. Но главное, я хотел бы поблагодарить весь наш епископат, духовенство, верующий народ за ту огромную поддержку, которую я сегодня ощущаю, принимая очень непростые решения, касающиеся уврачевания расколов, разделений, противоречий, которые в последнее время, по наущению диавола, создают огромные трудности в сохранении единства Православной Церкви.

То, что мы сегодня видим, — это не инициатива церковных лидеров. Это инициатива внешних по отношению к Церкви сил. Давно уже вынашивалась идея, что Церковь якобы представляет собой так называемую мягкую силу, И некоторых политических противников России почему-то очень беспокоила Русская Церковь, которую они считали «мягкой силой». Кто-то поставил вопрос, не слишком ли близки отношения России с единоверными народами, в первую очередь с греческим народом, с греческими Патриархатами. И мы знаем, что была дана установка поссорить русский православный мир с греческим православным миром. То, что мы сегодня видим, — это не результат инициативы Поместных Церквей, это результат того, что некоторые Церкви не сумели выдержать давления. Предстоятели Церквей мне говорят прямо: «На нас давят», на что я отвечаю: «Не рассказывайте нам в России про давление внешних сил. В течение XX века это были не тяжелые разговоры с власть имущими. Наши предки прошли через тюрьмы, лагеря, через Бутовский полигон, но Русская Церковь не преклонила колен перед теми, кто это давление оказывал». Конечно, таким образом никто не давит на наши братские Поместные Православные Церкви, но, может быть, жизнь в спокойных условиях создала некое впечатление благополучия, и даже дипломатическое давление, которое было оказано на целый ряд Церквей, в первую очередь греческих, кто-то не сумел выдержать. Проблемы в отношениях Русской Церкви с некоторыми братскими греческими Церквами — это результат внешнего давления. А поскольку случившееся не проистекает из внутренней жизни Церквей, то глубоко убежден, что очень скоро все это прекратится.

Вот реальный яркий пример: какому давлению подвергалась наша Церковь на Украине при бывшем президенте этой страны! Казалось, все силы государственной власти работали на то, чтобы разорвать отношения России и Украины по церковной линии. Но наши братья и сестры на Украине выдержали! Не прогнулись под этим давлением! Ну, а где теперь тот, кто его организовал? Сегодня уже и давления такого нет, и политика вмешательства в жизнь Церкви критикуется. То же самое произойдет и с теми греческими Церквами, которые, находясь в куда более спокойном положении, чем Украинская Церковь, тем не менее поддались на уговоры второразрядных чиновников.

Я рассказываю обо всем этом, чтобы вы ясно понимали: сегодня на Православную Церковь оказывается давление, в первую очередь для того, чтобы произошел разрыв между православным греческим и славянским миром. И мы должны сделать все, чтобы эти злые замыслы ни в коем случае не подорвали единство Святой, Соборной и Апостольской Православной Церкви. Еще раз благодарю наш епископат за единомыслие, за поддержку Патриарха, который в силу своего положения находится в центре этой борьбы.

Конечно, по-человечески не всегда легко справляться с той информацией, которая поступает, особенно когда слышишь о предательстве близких людей, о том, что происходит вопреки всякой логике в той или иной части мирового Православия. Но молюсь и верю, что по молитвам всей Вселенской Православной Церкви Господь уврачует провоцируемые извне конфликты.

В ответ на эти разделения, в ответ на попытки разорвать связи между Поместными Православными Церквами мы должны крепить наше внутреннее единство. Покуда это единство безупречно, мы будем обладать силой, способной сопротивляться всяким внешним попыткам разделить Вселенское Православие. Наш голос и наш пример будут убедительны, ведь мы Церковь не одной страны, Российской Федерации, но Церковь, простирающая свою юрисдикцию на многие государства, мы подлинно многонациональная Церковь. Когда наши константинопольские собратья обвиняют нас в этнофилетизме, они просто не понимают, о чем говорят. Этнофилетизм — это поставление этнических ценностей и этнических целей превыше церковных. Я всегда отвечаю: у нас десятки этносов. Какой этнос мы можем поставить превыше церковных интересов? Любая попытка такого рода привела бы к нестроениям и разделениям внутри нашей Церкви. И уж если речь об этнофилетизме, то нужно говорить о тех Церквах, в которых открыто заявляется, будто поддержка Русской Православной Церкви — это предательство общих эллинских интересов. Так говорят некоторые греческие политики и представители епископата. Этнофилетизм действительно существует — там, где кто-то смеет говорить, что этнические интересы превыше интересов Единой Святой, Соборной и Апостольской Церкви. Поэтому наше с вами служение внутри многонациональной Русской Церкви Московского Патриархата может и должно помочь всех тем, кто заблуждается, кто поставляет этнический фактор выше фактора церковного, для кого политика становится важнее церковной проповеди.

Пройдя через многие испытания в ХХ веке, мы многому научились — в первую очередь тому, что нужно сохранять единство Церкви и не допускать расколов, разделений, ересей. Мы должны быть объединены силой молитвы, силой духа. Мы должны воспринимать благодать Божию от единой Чаши, пред Которой преклоняем колена. Верим, что по благодати Божией, по молитвам святых мучеников и исповедников Церкви нашей, отстаивавших свободу Русской Православной Церкви, Господь даст и нам силу — в первую очередь, силу любви, способность любить друг друга, даже когда возникают человеческие недоразумения. Мы не должны потерять любви к нашим братьям, которые сегодня по внушению извне отлагаются от общения с нами. Мы не должны отвечать им тем же, но должны сохранять молитву о них и сознавать, что даже заблудший брат, раскаявшись, может вернуться в отчий дом.

В ответ на страдания мучеников, в ответ на наши молитвы Бог даст нам и разумение, и силы таким образом идти по уготованному пути, чтобы не срываться в ошибки, расколы, ереси, но, сохраняя чистоту Православия, стремиться к тому, чтобы вера православная укоренялась в сердцах наших людей, особенно молодежи. А ведь сегодня самая уязвимая часть Тела Церкви — это молодежь, на которую оказывается мощное воздействие через социальные сети, через многие иные источники информации. Вот я и хотел бы призвать всех, в первую очередь молодежь, а также всех наших мирян и, конечно, наше духовенство крепить единство Церкви силой молитвы, общими богослужениями, совместным проведением торжеств и всем тем, что помогает нам осознать причастность к Единой Святой, Соборной и Апостольской Церкви, к Русской Православной Церкви — Матери десятков и десятков миллионов людей.

Еще раз благодарю вас сердечно за вашу поддержку, за ваши молитвы. И да поможет нам Господь со смирением, кротостью и упованием на Его помощь идти вперед, ничего не боясь и ничему не поклоняясь, кроме как единому истинному Господу и Спасителю нашему. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5534267.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #642 : 21 Ноября, 2019, 15:40:46 »
Слово Святейшего Патриарха Кирилла за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя по случаю прибытия Патриарха Иерусалимского Феофила
21 ноября 2019 года Блаженнейший Патриарх Святого Града Иерусалима и всей Палестины Феофил III и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершили Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. По окончании богослужения Святейший Владыка приветствовал Предстоятеля Иерусалимской Православной Церкви.

Ваше Блаженство, Блаженнейший Патриарх Феофил, возлюбленный о Господе Собрат и Сослужитель! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры!

Сегодня у нас сугубая радость и особый праздник — Божественную литургию возглавил Блаженнейший Предстоятель Иерусалимской Церкви Патриарх Феофил.

Мы рады приветствовать Ваше Блаженство и в Вашем лице — Церковь Святой Земли — здесь, на землях Святой Руси, от лица Русской Церкви. И благодарим Бога за то, что Он сподобил нас сегодня служить и причаститься из одной Чаши.

Сегодня мы отмечаем большой праздник — Собор Архистратига Михаила и Небесных Сил Бесплотных, праздник победы над миром зла. Но и сегодняшний Апостол, и сегодняшнее евангельское чтение говорят о том, что человеку дана власть, еще большая, чем у Ангелов, — потому что от него ожидается больший подвиг. Мы знаем, что Господь по Своей любви к человечеству Своими страданиями, смертью и Воскресением даровал Своей Церкви победу над адом — над искушениями века сего, как сказано и в сегодняшнем Евангелии: вот, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам (Лк. 10:19). И я верю, что наше общее свидетельство любви о Христе Иисусе и наше причащение из единой Чаши есть то всеоружие Божие (Еф. 6:11), которым Господь созиждет и защитит свою Церковь, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16:18).

Святая Иерусалимская Церковь — это хранительница Гроба Господня и Святой Земли, где прошла земная жизнь Спасителя, колыбель всего мирового Православия, Матерь всех наших Поместных Церквей, включая и самые древние. Исторически ее Предстоятели были известны своей ревностью о Господе, верностью Священному Преданию и каноническим устоям Церкви. В трудные для Русской Церкви годы Ваши предшественники не раз спешили нам на помощь, чтобы восстановить канонический порядок и справедливость. В частности, в XVII веке, в годы тягчайших гонений на Православие на территории современной Украины, Патриарх Иерусалимский Феофан III восстановил там уничтоженную греко-католической унией православную иерархию. Русская Церковь всегда с благодарностью помнит это, а Святая Земля издревле и до сего дня остается самым излюбленным местом паломничества для русского человека.

Сейчас на наших Церквах лежит особая ответственность — не за себя только, не за одну только нашу паству, но за судьбу мирового Православия, которое стоит перед труднейшими вызовами. И мы благодарны Вашему Блаженству за то, что в столь непростое для мирового Православия время Вы прибыли сюда засвидетельствовать единство Православной Церкви и свою любовь о Христе, за это братское служение у святого Престола.

Вы принесли благословение от Живоносного Гроба Господня. Это большое утешение и поддержка для всей Русской Церкви, и она рада приветствовать Вас словами: Благословен грядый во имя Господне! Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5535157.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #643 : 05 Декабря, 2019, 15:20:58 »
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти святителя Филарета Московского после Литургии в Храме Христа Спасителя

2 декабря 2019 года, в день памяти святителя Филарета, митрополита Московского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимые отцы, дорогие братья и сестры!

Всех вас сердечно поздравляю с днем памяти святителя Филарета, митрополита Московского, честные мощи которого почивают в Храме Христа Спасителя, в кафедральном храме града Москвы.

Святитель Филарет был действительно совершенно особой, уникальной личностью, обладавшей выдающимися умственными и духовными силами. Господь призвал его к высокому служению архипастыря града Москвы в то самое время, когда под натиском западного рационализма от всякой церковной жизни, тем более от богословия отрывалась мысль рациональная, когда пролагались границы между наукой и верой, когда значительная часть нашей интеллигенции, именуя себя православной, практически отреклась от Бога и от Церкви. И святитель бросил вызов наметившейся тенденции отделить знания от веры, жизнь образованного общества от Церкви, ибо никто, даже самый критически настроенный в отношении Православия человек в тогдашней России не мог не отдавать должное его глубочайшим энциклопедическим знаниям, его высочайшей образованности и культуре. Святитель Филарет был первым, кто в нашей Церкви и в нашей стране удостоился ученой степени доктора богословия. Но на этом не остановилось его восхождение от силы к силе. Научное сообщество России осознало, что присутствие в Академии наук столь выдающейся личности просто необходимо для самой Академии, и святитель Филарет становится академиком — вначале почетным, а потом и действительным членом.

Все это свидетельствует о том, как сила разума, сила образования, сила веры, сила благочестия могут объединяться в одной личности. А ведь одним из самых существенных противоречий нового времени, вплоть до наших дней, является если не прямой конфликт, как в XIX веке, но все-таки недопонимание, а иногда и напряженность между верой и знанием. Но это противоречие снимается в личности святителя Филарета — энциклопедиста, замечательного ученого и одновременно великого пастыря, аскета, молитвенника, Божиего угодника. Святитель Филарет соединяет то, что силы зла пытались разделить, нередко в полной мере добиваясь своего. Мы знаем, что люди знания часто взирают на веру высокомерно, подвергая ее критике, более эмоциональной, нежели рациональной. А ведь невозможно подвергать идею Бога рациональной критике, потому Бог вне и выше всякого человеческого разума. Если мы к Богу применяем критерий разума, мы встаем на путь ложной методологии и ничего не достигнем. Только чистые сердцем Бога узрят (см. Мф. 5: 8) , в то время как у людей, прославившихся в сфере науки, нередко развивается чувство собственного превосходства над другими, чувство гордости, которое мешает с чистым сердцем обратиться к Богу. Но святитель Филарет являет нам дивный пример человека, соединившего в самой своей личности энциклопедические знания, глубокую веру и полную посвященность в служение Господу.

Мы знаем, что святителя Филарета многие в Церкви не понимали, критиковали, подозревали в каких-то тайных, чуть ли не антихристианских мыслях и действиях — уж очень непривычен был для них образ просвещенного иерарха, да еще и действительного члена Академии наук. Но не только в Церкви некоторые с сомнением взирали на его личность — так и в аристократическом обществе были те, кто сверху вниз смотрел на святителя. О его жизни слагалось много историй, одну из которых я сейчас расскажу. Однажды на великосветском приеме к святителю Филарету подходит просвещенный в духе первой четверти XIX века молодой человек. Взирая на святителя сверху вниз (а тот был невысокого роста), юный аристократ спросил его: «Владыка! Вы же просвещенный человек! Неужели Вы верите, что кит мог проглотить Иону?» Святитель улыбнулся, посмотрел на него и сказал: «Я бы поверил даже, если в Священном Писании было бы сказано, что Иона проглотил кита». Молодой человек отошел в недоумении, но, может быть, в какой-то момент он понял, что невозможно накладывать критерии обычного знания на то, что превыше всякого знания. Невозможно критериями науки оценивать то, что вне всякой научной реальности. Бог превыше всего, это Творец мира, Вседержитель, и какие же наши инструменты познания способны раскрыть тайну Божества, кроме единственного инструмента — нашего сердца, которое должно быть чистым для того, чтобы увидеть Бога. А этим инструментом пользоваться может каждый — и простой малообразованный человек, и великий ученый. И мы знаем множество примеров и тех, и других, кому Господь открывался в ответ на чистоту их сердца и на искренность их веры.

Святитель Филарет, выдающийся иерарх нашей Церкви, замечательный ученый, человек энциклопедических знаний, и сегодня является авторитетом для многих, кто изучает церковную историю и древние языки, потому что именно эти дисциплины были для него родными, близкими и в них он достиг наибольших высот. Пусть молитвами святителя укрепляется вера тех, кто сомневается, тех, кто еще ищет путь к Богу. Пусть дивный пример великого ученого, энциклопедиста, православного иерарха, монаха, аскета и молитвенника помогает людям понять, как материальное и духовное, вера и наука, научная и духовная жизнь могут объединяться в одной личности, создавая дивный мир внутренней гармонии, укрепляя разум, волю и чувства человека.

Молитвами святителя Филарета да поможет Господь всем ищущим Бога и принадлежащим к сфере науки открыть для себя двери познания Вседержителя. Да поможет Господь каждому из иерархов и священнослужителей помнить, что владение знаниями, в том числе научными, всестороннее развитие есть непременное условие для успешной проповеди Божией в отношении тех, кто со скепсисом относится к религиозному знанию и до кого не доходят простые слова о Божией правде. Его пример должен научить нас так совершать миссию служения среди наших современников, дабы никакие знания не отрывали их от источника подлинного знания — от Господа и Спасителя нашего. Молитвами святителя Филарета да благословит Господь град наш Москву, Церковь, в Москве пребывающую, всех взыскующих истинной Божией правды, всех тружеников на ниве богословского просвещения и всех светских ученых, которые сохраняют в сердце веру и преклоняют главу свою перед Отцом и Промыслителем, Творцом Вселенной — Богом Всевышним, Кто есть начало и конец, Альфа и Омега (см. Откр. 1: 8) . Пусть молитвами святителя Филарета все мы сохраним способность уразумевать истины, помогающие нам открыть тайны Божественного послания. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5540646.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #644 : 05 Декабря, 2019, 15:22:40 »
Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы в Успенском соборе Московского Кремля
4 декабря 2019 года, в праздник Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии и 102-ю годовщину со дня интронизации святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня двунадесятый праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Из Предания известно, что Божию Матерь привели к храму Ее родители — благочестивые Иоаким и Анна. А затем, нарушая все обычаи того времени, первосвященник протянул Ей руку и помог взойти по крытым ступеням храма под его своды.

Это удивительное, в каком-то смысле таинственное повествование исполнено многих смыслов. В силу ветхозаветных обычаев ничего подобного быть не могло: первосвященник не мог ввести ребенка в храм, тем более во святая святых. Но церковное предание о Богоматери восходит к I веку, и нет никаких сомнений, что это событие действительно имело место: Младенец Мария взошла по ступеням храма и в сопровождении первосвященника вступила под его священные своды.

Важно отметить, что Деву Марию в храм привели Ее родители. А если бы не привели, то не было бы всего, что донесло до нас Священное Предание Церкви. В истории сегодняшнего праздника акцент сделан именно на том, что Мария была приведена в храм своими родителями, а затем первосвященник ввел Ее во святая святых. Тем самым наше внимание обращается на роль родителей в воспитании детей. Основы характера начинают формироваться еще во чреве матери, генетически сохраняя черты предыдущих поколений, но, как говорят ученые, личность в основном складывается в удивительном младенческом возрасте — от трех до пяти лет. Здесь очень многое зависит от родителей, от того, как они воспитывают младенца, от того, сколько любви они в это воспитание вкладывают, насколько разумно строится работа с ребенком. А поскольку сегодня мы вспоминаем введение во храм Пресвятой Богородицы, уместно сказать и о том, что этот возраст особенно важен для духовного воспитания младенца.

Иногда меня спрашивают, в том числе журналисты: а когда Вы себя почувствовали верующим? когда Вы пришли в храм? Я отвечаю: не помню, когда. По всей вероятности, в том возрасте, когда я еще себя толком не осознавал, и я благодарю своих родителей за то, что мое воспитание началось с самого раннего детства. Обращаясь сегодня к родителям, к православным людям, я говорю: ни в коем случае не откладывайте религиозное воспитание ваших детей, не ссылайтесь на возраст или на состояние здоровья! Некоторые говорят: ребенок еще слаб, чтобы вести его в храм. Приводить ребенка в храм следует в любое время, если это физически возможно. И чем раньше начинается воцерковление личности, тем сильнее ее религиозность, а значит, тем сильнее убеждения, в том числе нравственные, которые формируют личность, делают ее сильной, не приемлющей зла, открытой к добру. Ту самую личность, которая является общественным идеалом. Нельзя сформировать такой общественный идеал, не занимаясь воспитанием с детства, и в первую очередь это относится к религиозному воспитанию, к воцерковлению детей.

В определенном возрасте наступает перелом, и младенец становится отроком или отроковицей. Появляются некие чувства, которых не было в раннем детском возрасте, человек делается очень восприимчивым к влияниям извне. Этот возраст мы называем переходным и считаем очень сложным, но он может быть совершенно не опасным, если всё заложено в личности с самого раннего детства, если заложено определенное мировоззрение, и, что самое главное, сформирован духовный опыт. Если ребенок знает, что такое храм, что такое причащение Святых Христовых Таин, если он с радостью идет в церковь на богослужение, то ни в 12, ни в 13, ни в 15 лет не изменится его мироощущение, его восприятие окружающего мира, потому что главные параметры личности уже сформированы действием благодати Божией, которая изливается на младенца при посещении им храма.

Вот почему приведение детей в храм — это одна из самых главных задач воспитания младенцев. Если мы хотим, чтобы нам на смену пришли люди целостные, крепкие духом, мужественные, сильные, любящие тех, кто их окружает, и, самое главное, любящие родителей, любящие Отечество свое, мы должны помнить: религиозное воспитание, посещение храма, действие Божией благодати являются надежными факторами, обеспечивающими такое становление человеческой личности.

На отпусте каждой службы мы поминаем святых Иоакима и Анну, именуя их Богоотцами, — именно потому, что они так воспитали Пречистую Деву Марию, что Она стала способной стать Матерью Богочеловека, Господа нашего Иисуса Христа. Эти святые родители дают всем пример того, как нужно духовно вскармливать своих детей, — чтобы никакие соблазны мира, никакие треволнения не разрушили целостность их личности.

Сегодня особый день. Мы должны молиться о сохранении наших семей, об их укреплении, и в связи с этим я бы хотел напомнить, что сейчас рассматривается проект закона, касающегося борьбы с так называемым семейным насилием. Существует ли это явление? Конечно, существует, и мы нередко становимся свидетелями тяжелых семейных конфликтов. Кто ж не был свидетелем семейных драм, кто не слышал криков ссорящихся супругов или даже видел реальное насилие и боль, физическую и духовную, которую они испытывают? Как к этому относиться? Конечно, никакого насилия в семье допускать нельзя!

Но есть нечто опасное в современных тенденциях, в том числе в законодательной сфере, когда под видом борьбы с семейным неблагополучием некоторые пытаются узаконить вторжение в семейную жизнь сторонних сил, общественных или государственных организаций, неких добровольцев, якобы призванных помочь урегулировать положение в семье. К такого рода вторжению чужих людей в семейную жизнь нужно относиться с очень большой осторожностью.

Семья — это святое пространство любящих друг друга людей, и нужно делать все для того, чтобы сохранять эту любовь, чтобы не допускать никакого насилия, чтобы жизнь супругов была радостной, мирной, счастливой, чтобы в атмосфере любви воспитывались дети. Очень опасно, когда в закрытое семейное пространство вторгаются чужие люди и иные силы, и кто знает, что подобное вторжение может принести — пользу или вред для тех, кто живет бок о бок друг с другом и сохраняет семейные узы. Поэтому, категорически выступая против всякого насилия в семье, считая это великим грехом и преступлением, мы вынуждены возвысить наш голос в защиту семейного пространства от вторжения извне под любыми предлогами.

Семья — это союз двух людей, которые вступили в брак по любви, которые воспитывают детей и несут личную ответственность пред Богом и перед обществом. Состояние семьи — их личная ответственность, и непозволительно, вторгаясь в семейную жизнь, разрушать основы семейных отношений. Поэтому борясь с употреблением силы в разрешении семейных конфликтов, мы вместе с тем не должны допускать вторжения в семейное пространство чужих людей с непонятными целями и мыслями.

Для того чтобы дело не доходило до таких крайностей, каждый, кто вступает в брак, должен понимать: любовь — это не только цветы и радость периода знакомства или первых лет супружеской жизни. Любовь — это в первую очередь жертва, когда один супруг отдает себя другому, когда нет ничего, что было бы жалко отдать. Это и есть настоящая любовь, и в нее нельзя вторгаться извне ни под каким видом, потому что любовь сама по себе способна испепелить любой конфликт, любую проблему в семейных отношениях.

Говоря об этом, не могу не сказать об огромной ответственности Церкви. Нашим пастырям на исповеди нередко рассказывают о семейных конфликтах, когда нарушается взаимопонимание между мужем и женой, когда от этого страдают дети. Конечно, задача пастырей, принимающих исповедь, — сделать все, чтобы сохранить семью, чтобы примирить супругов. Если есть необходимость, нужно даже добиваться встречи с обоими супругами, с тем чтобы иметь возможность пастырским словом и любовью уврачевать конфликт. Ведь Церковь сегодня несет особую ответственность за сохранение семейных ценностей, за сохранение семьи, подвергающейся столь грозным разрушительным воздействиям извне.

Вспоминая в этот день святых Богоотец Иоакима и Анну, вспоминая в этот день Пречистую и Преблагословенную Деву Марию, восшедшую по ступеням в храм Божий, давайте помолимся о наших родных и близких, особенно о тех, кто проходит через испытания в семейных отношениях, дабы Господь приклонил к ним милость, укрепил в сердце любовь, дал мудрость и силу преодолевать конфликты, сохраняя отношения между самыми близкими людьми — между мужем и женой, между родителями и детьми, чтобы в атмосфере любви и единомыслия происходило становление детей, формирование личности и реализовывался запрос на человеческое счастье, который есть в сердце каждого человека и который многие стремятся реализовать именно в семейной жизни. И да поможет Господь всем тем, кто несет свое служение в качестве мужа или жены, отца или матери, всем тем, кто с ответственностью относится к сохранению семьи и воспитанию детей, быть успешными на этом непростом, но святом поприще. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5541260.html