Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?
rss

Автор Тема: Слова Патриарха Кирилла  (Прочитано 527772 раз)

0 Пользователей и 4 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #645 : 05 Декабря, 2019, 15:32:59 »
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в годовщину интронизации святителя Тихона после молебна в Донском монастыре
4 декабря 2019 года, в праздник Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии и 102-ю годовщину со дня интронизации святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил молебен в Большом соборе Донского монастыря г. Москвы, где покоятся честные мощи святителя. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры!

С особым чувством всегда вхожу в сей монастырь и переступаю порог этого святого храма, потому что живо предстоит моему взору время, запечатленное даже в кинохронике, а также во множестве фотографий и текстов, — время великой славы Русской Церкви, великой надежды, которая охватила тогда все русское общество. Все это было связано с избранием и интронизацией Святейшего Патриарха Тихона, годовщину которой мы с вами сегодня торжественно отмечаем.

Действительно, в избрании Святейшего Тихона реализовались более чем 200-летние мечты нашей Церкви. Все — иерархи, священнослужители, миряне — сознавали неправильность церковного устройства в Российской империи; многие сознавали также губительность постоянного государственного контроля, связанного с тем, что Патриаршество было отменено, а Синод подчинен государственному чиновнику. Избрание Святейшего Патриарха Тихона перелистнуло страницу истории Русской Церкви, пережившей период не вполне канонического устроения, когда не было у Поместной Церкви Предстоятеля, а значит, не было того, кто мог достойно и авторитетно от имени всей Церкви представлять ее в отношениях с государством и со всем народом.

С избранием Патриарха Тихона связывались многие надежды. К сожалению, они не могли быть реализованы, потому что наступило время жесточайших гонений, жертвой которых, несомненно, стал и святитель Тихон. Не существует точных сведений о причине его смерти, но многие склоняются к тому, что это была насильственная смерть — либо в прямом, либо в переносном смысле. Даже если не было прямого насилия, то какая тяжесть легла на сердце святителя Тихона, видевшего все, что происходит со страной и с Церковью, видевшего разгром русского Православия и, несомненно, сознававшего свою особую ответственность за судьбу Церкви!

Он ушел от нас не закабаленным безбожной властью, но свободным и мудрым Предстоятелем Церкви. Лишенным многих полномочий и возможностей, но сохранившим ризы свои чистыми от всяких компромиссов, которые могли бы нанести ущерб духовной и таинственной жизни нашей Церкви. Он стоял на страже веры православной и благочестия нашего народа. В этой святой обители, как я уже сказал, особенно чувствуется его присутствие, и эта обитель дает возможность непосредственно соприкоснуться со святителем, прикладываясь к его святым мощам, а также мысленно прикоснуться к его жизненному подвигу и к той тяжелой эпохе.

Господь проводит Церковь Свою через многие испытания. Одни испытания были в начале века XX, другие испытания в начале века XXI, но мы должны помнить, отталкиваясь от опыта наших благочестивых предшественников, что испытания проходят, а Церковь остается. Нужно только молиться и просить Господа, чтобы эти испытания никого из нас не соблазнили, никого из нас не сбили с правильного пути, никого из нас духовно не ослабили. Испытания даются не для того, чтобы человек стал слабым, но чтобы он стал сильнее. Так же испытания, которые ложатся на Церковь, попускаются Господом для того, чтобы Церковь стала сильной.

Верим, что и непростые времена, в которые мы с вами вступили, приведут нас не к гибели, а к славе Церкви. Верим, что предстоит еще более масштабное возрождение нашего народа, чем то, свидетелями которого мы являемся. И чтобы было так, мы все должны так же трудиться, как трудились наши отцы и деды, так же хранить веру православную, быть столь же мужественными перед лицом испытаний и способными исповедовать имя Господа и Спасителя вне зависимости от того, насколько благоприятны внешние условия жизни Церкви.

Будем молиться святителю Тихону, чтобы он укрепил всех нас в эти непростые времена. Укрепил в единомыслии, укрепил в вере, укрепил в готовности служить Господу и защищать Его наследие — Святую Соборную Апостольскую Церковь — от всяких расколов и ересей, блюдя чистоту веры и красоту духа подлинного христианства. И да поможет нам Господь молитвами святителя Тихона, память которого мы ныне совершаем, идти по этому непростому, но спасительному пути. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5541360.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #646 : 09 Декабря, 2019, 21:58:58 »
Слово Святейшего Патриарха Кирилла на Божественной литургии в храме великомученицы Екатерины на Всполье
7 декабря 2019 года по окончании Литургии на московском подворье Православной Церкви в Америке Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился со словами приветствия к Блаженнейшему Митрополиту всей Америки и Канады Тихону.

Ваше Блаженство! Преосвященные архипастыри и досточтимые пастыри! Ваше Превосходительство, представители дипломатического корпуса, дорогие братья и сестры!

Сердечно поздравляю всех с престольным праздником. Искренне радуюсь, что в этот день Господь судил мне совершить Божественную литургию вместе с Архиепископом Вашингтонским, Митрополитом всей Америки и Канады Блаженнейшим Тихоном. Вы, Ваше Блаженство, и Ваши спутники прибыли в Москву, чтобы вместе с нами почтить память святой великомученицы Екатерины и торжественно отметить 25-летие со дня основания Подворья Православной Церкви в Америке в городе Москве, которое действует при этом святом храме.

Я хорошо помню события, связанные с учреждением Подворья, ту радость, которую мы переживали, создавая его. Тогда, в 90-е годы прошлого столетия, наша страна переживала экономический кризис, но, вместе с тем, это было время церковного возрождения, повсеместного восстановления порушенных святынь. В числе возвращенных Церкви храмов был и этот любимый верующими москвичами храм во имя великомученицы Екатерины на Всполье, в стенах которого некогда служил святой Патриарх-исповедник Тихон. В годы гонений храм был закрыт, осквернен и обезображен.

Сердечно приветствую первого настоятеля подворья протопресвитера Даниила Губяка и очень радуюсь, отец Даниил, что Вы сегодня с нами в этот день, потому что именно Вашими трудами, а также трудами Ваших помощников был отреставрирован храм, были заложены крепкие основы приходской жизни, создан уникальный приход, где наряду с москвичами молятся и получают духовное образование англоязычные православные, живущие в городе Москве. Господь даровал Вам здравие и долгоденствие, и я радуюсь, что Вы продолжаете столь же верно и преданно служить Церкви Христовой, как делали это в течение всей жизни. Пусть Господь сохранит Вас, Ваши душевные и телесные силы еще на многие и многие годы!

В нынешнем благолепии храма можно увидеть образ победы Церкви, подобно тому, как это мы можем узреть в подвиге великой страдалицы за Господа — святой Екатерины, имя которой он носит. В сегодняшнем евангельском чтении, в котором говорится о гонениях, которые надлежит людям претерпеть, глубокий и важный смысл. Если гонения будут попущены для свидетельства (Лк. 21:13), о чем это свидетельство? Оно о силе веры Христовой в людях, о том, что семя, которое было заложено святыми апостолами, процвело и проявилось. И несмотря ни на какие гонения, никакие скорбные обстоятельства жизни, это семя христианской веры процветает в жизни людей. Хотя мы знаем, как много терний, как много каменистой почвы, как много соблазнов, которые это семя пытаются вырвать из человеческих сердец.

Сегодня святое Православие страдает от попыток внешних сил разделить его. Мир в очередной раз восстал на Церковь Божию, и наш долг как служителей Церкви — свидетельствовать о нашем единстве. Таким свидетельством стало совершенное нами Таинство Святой Евхаристии, ибо через совершение этого Таинства и вкушение Тела и Крови Христовой мы становимся единым телом Христовым (1 Кор. 10:16-17).

Я благодарю Ваше Блаженство за Ваш визит, который ясно свидетельствует о том, что, несмотря на трудности в межгосударственных отношениях, наши Церкви-Сестры по-прежнему вместе. И они готовы твердо следовать своему особому призванию: через развитие межцерковных связей благотворно влиять на отношения между нашими странами и народами.

Празднуемая нами годовщина создания Американского Подворья в Москве предваряет юбилей 50-летия дарования автокефалии Православной Церкви в Америке и 50-летия прославления в лике святых преподобного Германа Аляскинского, которые будут отмечаться в следующем году. Юнейшая из автокефальных Православных Церквей-Сестер Православная Церковь в Америке имеет уже полувековую историю автокефального бытия, однако корни Православия на американском континенте гораздо древнее. Они берут начало в трудах и молитвах наших общих святых — святителей Иннокентия Московского и Тихона, Патриарха Всероссийского, Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского, священномучеников Александра Хотовицкого и Иоанна Кочурова, преподобного Германа Аляскинского.

Вдохновляясь подвигом этих угодников, Православная Церковь в Америке под водительством Вашего Блаженства осуществляет свою миссию свидетельства о Христе, которое особенно ценно в наше время — время нравственного релятивизма, настойчивой пропаганды потребительской идеологии. Вы несете людям свет истинной веры, а потому и слово Ваше находит отклик и признательность в сердцах простых американцев. И прославление Православной Церковью в Америке новых святых — священномученика Ювеналия Аляскинского, мученика Петра Алеута, святых праведных Алексия Товта и Иакова Нецветова — это свидетельство живой православной традиции на Американском континенте.

Хотел бы поблагодарить за совместную молитву всех, кто принял участие в сегодняшнем торжестве, архипастырей, пастырей, прихожан, благочестивых паломников, в том числе прибывших из исповеднической Украинской Православной Церкви. Дорогие мои братья из Украины, крепите наше духовное единство, стойте твердо на страже святых канонов. Да не смущается сердце ваше (Ин. 14:1), помните, что Господь сильнее тех, кто сегодня пытается разрушить Церковь изнутри.

Сердечно приветствую настоятеля Подворья протоиерея Даниила Андреюка и благодарю за ревностное служение. Желаю Вам, отец Даниил, неоскудевающей помощи Божией в трудах на благо наших Поместных Церквей.

Признателен представителям государственной власти и дипломатического корпуса, почтившим своим присутствием это торжество.

Молюсь о том, чтобы небесным покровительством великомученицы Екатерины Американское Подворье в Москве процветало и наполнялось людьми, чтобы в единстве духа и союзе мира (Еф. 4:3) крепли и развивались духовные связи между нашими Церквами, чтобы под мудрым руководством Вашего Блаженства чада Православной Церкви в Америке возрастали в благодати и в познании Господа нашего Спасителя Иисуса Христа. Ему слава ныне и во веки веков. Аминь.

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru

http://www.patriarchia.ru/db/text/5543391.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #647 : 09 Декабря, 2019, 22:01:20 »
Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю 25-ю по Пятидесятнице после Литургии в кафедральном соборе Христа Спасителя г. Калининграда
8 декабря 2019 года, в Неделю 25-ю по Пятидесятнице, день отдания праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборе Христа Спасителя г. Калининграда. По окончании богослужения Святейший Владыка произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В сегодняшнем апостольском чтении мы находим слова апостола Павла, написанные в тюрьме, в особо трудных для него обстоятельствах (Еф. 4:1-6). Он был схвачен без всяких на то оснований и направил свое послание ученикам, оставаясь в темнице. Слова апостола Павла помогают нам осознать и величие его личности, и красоту учения, которое он проповедовал. О чем человек может писать из тюрьмы? Например, попросить передать ему вещи или продукты, о чем-то похлопотать, как-то облегчить тяготы заключения. Но о чем пишет Павел из тюрьмы, оказавшись рядом со смертью? Вот его слова: умоляю вас, братия, будьте снисходительны друг к другу, будьте терпеливы и созидайте союз мира и любви.

Можем ли мы представить себе что-то подобное? Многие выдающиеся люди оказывались в заключении и писали там письма. Нередко это были призывы к продолжению начатой ими борьбы, некие политические прокламации; но только у апостола Павла мы читаем дивные слова о долготерпении и снисхождении друг к другу. Это послание помогает понять самую суть христианства. Церковь Божия не предлагает политических концепций, которые могут быть положены в устройство человеческой жизни. Она устраняется от тех сфер общественной деятельности, в которых кипят страсти, конкуренция, борьба, в том числе борьба за власть. Священнослужитель должен быть отстранен от всякого рода интриг и конфликтов внешнего мира. Это не значит, что он не должен уметь разбираться в людях, это не значит, что он должен быть безразличен к тому, какие силы берут верх в обществе, но нельзя, чтобы он душу свою отдавал на растерзание всех этих сил. Священнослужителю необходимо сохранять некую дистанцию, чтобы оказаться близким к любому — и к правому, и к левому, вне зависимости от политических взглядов.

Священник должен быть отцом для всех, а Церковь должна быть матерью для всего народа. Как мать призвана удерживать детей от дурных поступков, так и Церковь должна напоминать людям и обществу о том, что соответствует воле Божией, Его замыслу о мире а что является опасным изобретением лжеименного знания и может привести к тяжелейшим последствиям в личной, семейной или общественной жизни. Такова миссия Церкви, и в ней нет ничего нового, кроме того, чему мы все научены Спасителем и Его апостолами, в том числе святым апостолом Павлом.

Мы знаем, что стихии мира пытаются ворваться в церковную ограду. Все вы хорошо знаете, что сегодня происходит за рубежами нашего Отечества, какое колоссальное давление оказывается и на страну, и на Церковь нашу. Одно давление тесно связано с другим, у них одни и те же источники, за ними стоят одни и те же силы. Но мы как Церковь с двухтысячелетней историей хорошо знаем, что любое давление, проистекающее от человеческой неправды, преодолевается силой Божией и честной, мужественной позицией того, кто ему противостоит. И сегодня нам как народу особенно нужна консолидация сил, преодоление разногласий несущественных, второстепенных, таких, которые остаются на поверхности, не затрагивая глубинные интересы народа. Но там, где есть прямое соприкосновение закона и нравственности, где есть попытки закон государственный противопоставить закону Божиему, мы должны быть начеку и говорить: не делайте этого никогда, ничего доброго не получится. Потому что Божий закон превыше любого человеческого закона, и появление законов, которые подталкивают к деяниям, противным воле Божией, всегда оборачивается крахом как для тех, кто эти законы создавал, продвигал и утверждал, так и для тех, кто этим законам следовал.

Я говорю об этом сегодня, потому что и на наших законодателей сегодня оказывается влияние, в том числе под благовидными предлогами и со ссылками на пример соседей, которому якобы должны следовать и мы. Подобные ссылки на чужой опыт, пренебрежение к собственным традициям ни к чему доброму привести не могут. Это не означает, что мы не должны учиться у других, тем более что нам следует оказаться в изоляции и вовсе не знать, что в мире происходит. Но от своего духовного первородства, от своей духовно-нравственной традиции, которая является стержнем всей национальной жизни, мы ни в коем случае не можем отказываться, принимая законы, которые воле Божией противоречат. По милости Божией таких случаев в новейшей истории России почти не было, но угроза появления подобных инициатив постоянно существует, и поэтому я призываю всех, в первую очередь законотворцев, осознавать важность соотнесения любого предлагаемого законопроекта с духовной, культурной традицией своего тысячелетнего народа.

Да поможет нам Господь избегать всякого рода искушений в своей жизни — личной, семейной, общественной, государственной. Тот народ, который сохраняет единство, — это сильный народ, который действительно способен справляться с вызовами текущего времени, сохраняя самого себя, сохраняя свои святыни, сохраняя свои идеалы. Мне особенно хотелось сказать эти слова здесь, в Калининграде, в российском эксклаве. Вы живете в окружении других народов, и нужно жить с соседями в мире, развивать добрые отношения, но сохранять свою духовную и культурную подлинность таким образом, чтобы в лоне наших традиций могли воспитываться последующие поколения россиян.

Радуюсь тому, как Церковь Православная работает здесь, на калининградской земле. Конечно, всегда можно сказать, что не все сделано в полной мере, что есть резерв для развития. Но я надеюсь, что и в дальнейшем владыка Серафим, владыка Николай, наше духовенство вместе со всеми вами, мои дорогие, будут делать все необходимое, чтобы укреплялась вера православная в народе, чтобы не подвергались никаким разрушениям духовно-нравственные основы и вся та несущая конструкция, на которую опирается наша национальная жизнь. Пусть Господь хранит всех вас!

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5544239.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #648 : 12 Декабря, 2019, 19:28:29 »
Слово Святейшего Патриарха Кирилла на заседании Высшего Церковного Совета 11 декабря 2019 года
11 декабря 2019 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил заседание Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви. Открывая заседание, Святейший Владыка обратился к членам Высшего Церковного Совета со вступительным словом.

Приветствую всех членов Высшего Церковного Совета!

Мы проводим последнее в уходящем году заседание Высшего Церковного Совета. В этом кругу и за этим столом мы в 2019 году собираемся последний раз, поэтому некоторые итоги можно подвести уже сегодня.

Год оказался непростым — он был наполнен испытаниями для нашей Церкви, но одновременно и явлениями милости Божией. С одной стороны, мы стали свидетелями того, к чему привели нарушения канонических норм, с другой — лицезрели единство иерархов, духовенства, мирян как в нашей Церкви, так и во всем православном мире, хранящих веру и каноническую чистоту Православия.

Мы видим, как в греческом церковном мире, внутри Александрийской и Элладской Церквей, ярко проявилась оппозиция со стороны архиереев, клириков и мирян, не согласных с попранием канонов. Для этих людей, как и для нас, единство Церквей есть безусловная ценность; они считают недопустимым размен этого единства на симпатии сильных мира сего; они сопереживают и сочувствуют Украинской Православной Церкви, которую поставили под удар антиканонические действия Константинопольского Патриархата.

Наши молитвы и труды были направлены на поддержку наших братьев на Украине, где милостью Божией давление на верующих канонической Церкви уменьшилось. Декларация о невмешательстве в церковные дела, с которой выступил президент Зеленский, свидетельствует о том, что государственная власть ныне занимает единственно правильную позицию — не вмешиваться в церковные противоречия и не оказывать давление, в том числе на нашу каноническую Церковь.

Должен тем не менее сказать, что угроза вмешательства в дела Церкви сохраняется, потому что не все в украинской власти готовы в полной мере отказаться от линии, которая была определена бывшим президентом и предполагала такое вмешательство. Но мы видим, как непреклонно стоят на своих позициях чада нашей Церкви. Их стойкость и достоинство тем более очевидны на фоне бесконечных распрей, в которых погрязли украинские раскольники и их покровители. То, что сейчас происходит внутри раскола, свидетельствует о его безблагодатности. Благодать Божия отступает, сознание людей помрачается, страсти берут верх над канонической ответственностью, раскол всегда порождает новые расколы. Мы видим, как в среде раскольников возникли новые глубочайшие противоречия — такова неизбежная логика любого раскола.

Мы разделили пасхальную радость с нашими братьями и сестрами из Западноевропейской архиепископии, которые вернулась в лоно Матери-Церкви. Милостивый Господь обратил во благо канонически ничтожные попытки упразднения этой структуры, что позволило поставить долгожданную точку в истории разделения русского церковного зарубежья.

Что бы ни ожидало нас в будущем 2020 году, мы всегда должны помнить слова Спасителя: Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство (Лк. 12:32). Очевидно, что в предстоящем году предстоит ответить на многие вызовы, понести новые труды, направленные на укрепление канонической чистоты Православия, употребить еще большие усилия для сохранения единства Церкви, а в тех местах, где это единство поколеблено, предпринять попытки вновь его обрести. Надеемся, что Господь приклонит Свою милость к нам и поможет приблизиться к решению главной задачи во всеправославном масштабе — восстановить единство и преодолеть разлагающую, губительную силу раскольников, которые действительно приносят опасные семена раздора и противления.

Будем надеяться, что по милости Божией раскол не будет расширяться, но, напротив, станет сходить на нет. Господь всех нас призвал к тому, чтобы мы были верны Ему даже до смерти, и эта верность должна проявляться, в том числе, в отстаивании единства Церкви. Сегодня никто не призывает нас к мученической кончине, но мы все призваны к твердости и решимости сохранить единство Святого Православия, соблюсти верность каноническому строю Церкви.

Этими словами я бы и хотел открыть наше последнее заседание в этом году.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5545886.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #649 : 15 Декабря, 2019, 20:46:33 »
Патриаршая проповедь в храме благоверного князя Андрея Боголюбского на Волжском г. Москвы
15 декабря 2019 года, в Неделю 26-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию в храме благоверного князя Андрея Боголюбского на Волжском г. Москвы. По окончании богослужения Святейший Владыка произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В сегодняшнем евангельском чтении (Лк. 18:18-27) есть слова, требующие особого толкования. Мы слышали, как некто подошел к Господу и Спасителю и спросил: «Учитель благий! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Но Спаситель не отвечает на вопрос прямо, а говорит: «Почему ты называешь Меня благим? Благ только Бог». Казалось бы, ничего такого, что требовало бы особого осмысления. Но как бы эта фраза звучала на современном русском языке? Если открыть толковый словарь Даля, лучший из существующих, мы увидим, что синонимом слову «благий» является «добрый». А теперь давайте вместо «благий» поставим слово «добрый» и осознаем всю глубину и сложность текста: «Учитель добрый! Что мне сделать, чтобы спастись?» И Учитель отвечает: «Почему ты называешь Меня добрым? Добрый только Бог».

Каждый может спросить: почему же только Бог добрый? Разве в мире нет добра? Разве в сердцах людей нет добра? Конечно же, добро есть! Почему же Спаситель именно так отвечает на этот вопрос? В чем здесь дело? Если бы повествование заканчивалось на этой фразе, вряд ли кто смог бы правильно его изъяснить. Но далее Господь говорит, что нужно делать, чтобы иметь жизнь вечную: не прелюбодействовать, не убивать, не красть, не лжесвидетельствовать, почитать отца и мать. И напоминает: «Это же заповеди, которые ты знаешь, так почему же ты Меня спрашиваешь?»

Здесь важно ясно уразуметь следующее. Действительно, только Бог добр в абсолютном смысле слова. Но Его благость отображается в природе человеческой, и человеческая природа по милости Божией расположена к совершению добра. У каждого человека есть свобода выбора, но вместе с тем и некое особое отношение к добру. Совершает человек добро часто или редко, или даже вовсе не совершает, — понятие добра не исторгается из системы ценностей, в которой он живет.

Сегодняшнее повествование еще раз убеждает нас в том, что добро, которое принадлежит Богу, благость, которая присуща природе Божества, есть ценность, достижимая для человека. И Господь говорит, что необходимо, чтобы достичь этой высоты, чтобы стяжать благо, то есть добро, которое само по себе имеет Божественную природу. Он перечисляет общеизвестные заповеди: не убивай, не прелюбодействуй, не кради, то есть стань на путь, который тебе предлагается Словом Божиим. В этом и заключается сила Божественного откровения: Господь не только представляет нам идеал, достигнув которого, мы обеспечим себе жизнь вечную, но также указывает путь к достижению этой благости, этого добра, а значит, полноты жизни. Ничего выдумывать не надо, и, скажу дерзновенно, и слушать никого больше не надо. Все сказано Самим Богом для того, чтобы мы могли обрести счастье, радость, полноту жизни, чтобы мы могли жить в атмосфере добра.

Конечно, этот путь не такой уж простой. Попробуй не красть, когда столь многие крадут. Попробуй не лжесвидетельствовать, если от твоих показаний зависит, быть человеку на свободе или не быть. И так по списку: всякий грех нередко воспринимается как нечто положительное, если его посредством можно избежать опасности, достичь цели, обрести богатство и власть. И как много тех, кто соблазняется и использует греховные средства для достижения своих целей!

Но сегодня Господь учит нас: не надо прибегать к греху, чтобы достичь самого главного — стать добрым, то есть обрести то, что свойственно природе Божественной. А через доброту открыть в себе совершенно иное измерение жизни — то, в котором радость, правда и подлинное человеческое счастье. Потому что не может быть счастья без доброты, это синонимы. Сегодня нас учат — через средства массовой информации, кинематограф, — что для обретения счастья вовсе не надо быть добрым. Всевозможные лихие герои стреляют направо и налево, кулаками расчищают себе дорогу в жизни — какая в этом Божия правда, какая благость? Только человеческая сила! Но ведь никто не досказывает подобные сказки до конца. Есть ли хоть один человек в мире, который, идя таким греховным путем, обретает благость, доброту, а значит, счастье? Таких людей не существует.

Сегодняшний текст, удивительный по своей силе, открывает нам реальный путь к подлинному человеческому счастью, которое не пресекается смертью, но помогает нам преодолеть притяжение греха в земной жизни и вырваться в пространство жизни вечной. Туда, где вместе с Богом пребывают святые — те, кто исполнен благости, доброты, радости и мира. И да поможет нам Господь не потерять эти дивные ориентиры, которые Он Сам дал нам для нашего спасения и для нашего человеческого благополучия. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5547720.html