Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?
rss

Автор Тема: Слова Патриарха Кирилла  (Прочитано 527846 раз)

0 Пользователей и 8 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #665 : 02 Февраля, 2020, 00:23:33 »
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в одиннадцатую годовщину интронизации после Литургии в Храме Христа Спасителя
1 февраля 2020 года, в одиннадцатую годовщину интронизации, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.

Ваше Блаженство! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Высокие представители государственной власти! Дорогие отцы, матушки игумении, братья и сестры!

Сложилась традиция каждый год в день интронизации Патриарха проводить соборные богослужения в Храме Христа Спасителя при значительном стечении народа — молиться за Патриарха, молиться за Церковь. Может быть, кому-то со стороны может показаться, что это некое протокольное мероприятие, но лично я никогда не относился к годовщине своего Патриаршего служения как к протокольной дате, потому что каждый год Патриаршего служения — это год, о котором можно написать огромный том, а может, и несколько томов. И то, о чем я сказал, вовсе не свидетельствует лишь о работоспособности Патриарха. Это свидетельствует об огромной работе, которая проходит в нашей Церкви. Задача Патриарха заключалась и заключается в том, чтобы вдохновлять на такую работу, чтобы вместе с епископатом определять богословские, интеллектуальные пути развития Церкви, чтобы вместе с народом укреплять духовную жизнь и веру не только людей православных, но тех, кто еще только идет к храму, спотыкаясь, оборачиваясь, будучи неуверенным в правильности выбранного пути. И, конечно, о тех, кто вообще не думает ни о Боге, ни о Церкви. О всех наших людях — молитва Церкви, горячая и непреклонная. Непреклонная в понимании того, что сила Божия в немощи человеческой совершается (2 Кор. 12:9) и из камней сих Бог способен соделать детей Авраамовых (Лк. 3: 8) .

На протяжении минувших лет я неоднократно повторял эти дивные слова о камнях, из которых Бог способен соделать детей Авраамовых. Сколько же таких примеров прошло через мои глаза, через мой разум, через мое сердце? Вспоминаю, что было 11 лет назад, когда я посещал различные епархии в регионах России — как мало было духовенства, епископата, как не хватало церквей! А когда по истечении определенного времени мне приходилось посещать те же самые места, я видел новые храмы, молодых энергичных архиереев, таких же священников, и я понимал, что Господь реально приклонил к нам Свою милость и из камней сих созидает детей Авраамовых.

Сегодня Церковь наша совершает огромный подвиг. Я не преувеличиваю: это подвиг. Подвиг, который несут наши иерархи. Подвиг, который несет духовенство и монашествующие. Но это еще и замечательные труды и подвиги наших благочестивых мирян, на которых сегодня Церковь опирается так, как никогда, может быть, за всю историю XX и начала XXI века. Другими словами, Церковь пришла в движение. Сами люди ставят перед собой вопросы, которых раньше не ставили. Например, въезжают люди в какой-то район, в новостройку. Наверное, в первую очередь многие думают о комфорте, о коммуникациях, но вот что удивительно: в наше время люди, которые въезжают в новые районы, по крайней мере в Москве, буквально сразу же направляют Патриарху просьбы — «постройте храм», «благословите строительство храма». Наверное, это можно сравнить только с самыми процветающими временами нашей дореволюционной жизни, когда строительство села или городского района непременно сопровождалось строительством храмов. Не могу сказать, что все идет очень гладко и просто, что нам остается только благодушествовать — совсем не так. Чем сильнее действие благодати, тем сильнее сопротивление. А сопротивление откуда? Не от человека, от темной силы — но через человека. И поэтому, когда мы сталкиваемся с трудностями, с какими-то, казалось бы, неразрешимыми проблемами, мы, верующие люди, должны воспринимать это не только как частный случай столкновения каких-то человеческих или ведомственных интересов. Чаще всего под прикрытием этих интересов просматривается онтологическое сопротивление Божиему присутствию в жизни народа там, где это присутствие было ослаблено. Ну, а дух сей изгоняется только молитвой и постом (Мф. 17:21). Никакими административными усилиями Церковь наша не решит задачи, которые перед ней стоят, но только Духом Святым, опираясь на силу благодати Божией. А это значит, что для решения наших проблем необходимы в первую очередь личная вера и благочестие. Благочестие наших христианских общин, труд во славу Божию. И я призываю всех вас, мои дорогие владыки, отцы, братья и сестры, трудиться не покладая рук. Мы многое сделали, но как бы странно это ни звучало, мы в начале пути, который должно пройти нынешнее поколение православных людей, — положив, по слову Божию, руку на плуг и не озираясь назад (см. Лк. 9:62). Укрепление Церкви — это не укрепление структуры, тем более церковно-бюрократической структуры, как это иногда говорят. Это укрепление духа нашего народа, его веры, его нравственности, его благочестия, его чистоты. А ведь именно чистые сердцем Бога узрят (см. Мф. 5: 8) . Еще раз хочу сказать, что наша стратегическая цель — это не решение неких церковных инфраструктурных задач. Это изменение к лучшему духовной жизни нашего народа, которая уже сегодня значительно отличается от того, что было в прошлом. Но мы еще очень нуждаемся в духовном возрастании, дабы каждый из нас был способен сопротивляться искушениям и вызовам той непростой эпохи, в которую Господь судил нам жить.

Еще и еще раз хотел бы сердечно поблагодарить наш епископат за его единомыслие, единодушие. Только что закончилась очередная сессия Межсоборного присутствия. Буквально вчера, незадолго до вечерних празднеств, мы в течение значительного времени все вместе работали над очень важным церковным документом. Мы — это представители епископата, духовенства, монашествующих, мирян, мужчины и женщины. Нигде, ни в одной Церкви мира не проводится такой работы. Нигде епископат вместе с духовенством, монашествующими, мирянами, мужчинами и женщинами не обсуждает документы, которые, после утверждения Архиерейским Собором, станут основополагающими для жизни и деятельности нашей Церкви. И если кто-то нас упрекает в застое, консерватизме, в том, что одни епископы у нас что-то решают, а народ не у дел, — мы всем им отвечаем самой нашей жизнью. Не вступаем в полемику, а просто искренне радуемся тому, что значительный потенциал нашей Церкви, присущий и епископату, и духовенству, и монашествующим, и мирянам, мужчинам, женщинам, молодежи, сегодня работает для будущего нашей Святой Церкви, и мы, опираясь на соборную мудрость, принимаем документы, которым надлежит играть руководящую роль в развитии церковной жизни в предстоящие годы.

Прошло 11 лет, многое изменилось. Но, говоря о переменах, я хотел бы сказать, может быть, о чем-то очень личном. Конечно, все вокруг меня переменилось, но позвольте мне сказать, что и я очень переменился. То, что мне казалось простым в начале моего Патриаршего пути, сегодня таковым не кажется, и, напротив, то, что казалось невероятно трудным, вдруг силой благодати Божией оказалось таким легким, что задаю вопрос: а где же ты в этом процессе? Потому что Господь ведет свою Церковь так, что силой Святого Духа мы преодолеваем все трудности на нашем пути.

Поэтому моя молитва в 11-ю годовщину Патриаршего служения, в первую очередь, о Церкви нашей, чтобы Господь сохранял ее в единстве, епископат, духовенство и народ — в единомыслии. Чтобы народ наш укреплялся в вере православной, становился способным энергично противостоять явлениям века сего, которые несут угрозу для целостности человеческой личности, для сохранения нравственного и духовного начала в человеке. И верим, что Господь по молитвам всех вас, мои дорогие, по молитвам Церкви, наипаче же по молитвам Церкви торжествующей, то есть той, что на небе, поможет и нам достойно продолжать наше жизненное странствие, наше паломничество к той цели, которая относится уже не к жизни земной, но к жизни будущего века. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5585997.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #666 : 06 Февраля, 2020, 20:17:48 »
Интервью Святейшего Патриарха Кирилла телеканалу «Россия 24» к 200-летию открытия Антарктиды
3 февраля 2020 года в эфире телеканала «Россия 24» вышло интервью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, приуроченное к Году Антарктиды в России и 200-летию открытия континента. В беседе с журналисткой Екатериной Грачевой Святейший Владыка рассказал о том, для чего нужны священники на этом континенте и о впечатлениях от посещения Антарктики в 2016 году.

— Ваше Святейшество, здравствуйте! И большое спасибо, что Вы согласились на это интервью, чтобы поговорить о такой теме, как Антарктида, в преддверии 200-летия открытия континента. Удивительно, что Вы были в Антарктиде…

— Да, был.

— …в 2016 году. Эти кадры облетели весь мир. Какие у Вас впечатления остались от посещения Антарктиды?

— Очень яркие впечатления. Хотя красок в Антарктиде мало, в основном белые и черные, но впечатления очень яркие. Это особое место, оно не может не производить впечатление, в первую очередь, конечно, удивительной природой. Это континент, покрытый льдом, кроме льда и снега, там ничего нет, но, когда представляешь себе размеры этого континента, понимаешь, что это совершенно особое место на земном шаре. И удивительным образом все мировое сообщество взаимодействует там без каких-то видимых напряжений и конфликтов, там не размещено никакого оружия, там нет никакого противоборства, но люди перед лицом величия природы тесно работают друг с другом. Ведь в Антарктиде очень развито чувство солидарности. Если кто-то попадает в беду, никто не спрашивает, какой национальности этот человек, все идут ему помогать — все, кто имеет возможность это сделать.

Эта особая атмосфера сотрудничества, взаимодействия, некоего антарктического братства, конечно, произвела на меня очень хорошее впечатление. Но хочу сказать несколько слов и о природе — при всей этой черно-белой палитре природа, действительно, очень яркая, очень красивая и оставляет глубокое впечатление, в том числе эстетическое.

— Ваши проповеди внимательно слушали, судя по кадрам, и иностранные полярники, наши соседи — у нас там рядом и китайцы, и чилийцы. Вы говорили, что таких понятий, как «случайность», «повезло» не существует, и объясняли, почему, как Вам кажется, это неправильные выражения. Вот я бы хотела Вас спросить: почему в проповеди полярникам Вы затронули именно эту тему?

— А потому что в жизни полярников очень много рисков, и наверняка многие из них, пройдя через какое-то очень рискованное испытание, оценивая то, что с ними произошло, употребляют совершенно для меня непонятное слово «повезло». Что повезло? Куда повезло? Как повезло? Кто вез? Здесь возникает много вопросов. В нашей жизни бывают пограничные зоны, вступая в которые, мы теряем контроль над жизненными обстоятельствами и даже над самими собой. Например, человек, попавший в лавину, просто летит в потоке снега и пыли. А если он спасается из лавины? У меня был такой случай — не со мной, а с очень близкими мне людьми, мужем и женой, достаточно пожилыми, которые попали в лавину, самую большую со времен Второй мировой войны, и остались живы. Им и в голову не пришло использовать слово «повезло», потому что это не везение — это сила Божия, которая вторгается в нашу жизнь, если мы, конечно, желаем, чтобы Господь вошел в нашу жизнь, когда у нас самих уже нет никаких сил контролировать ситуацию, никаких возможностей контролировать то, что с нами происходит.

В этих пограничных зонах и проявляется сила Божия — когда Господь прямо включается в нашу жизнь, когда Он ведет нас за руку. Знаете, есть иллюстрации в дореволюционных детских книгах, где душа человека представлена в виде ребенка, которого ведет за руку ангел Божий. Это водительство Божие, водительство высших сил небесных и проявляется в первую очередь тогда, когда у нас самих нет сил справляться с обстоятельствами нашей жизни. Поэтому слово «повезло» не имеет смысла, а вот упование на помощь Божию и свидетельство о реальности этой помощи Божией имеют, в том числе, рациональное обоснование.

— Тогда не могу не спросить, что за история была с треснувшим стеклом во время Вашего рейса в Антарктиду. Что это было?

— Ко мне подошли пилоты, сказали, что треснуло лобовое стекло прямо перед капитаном и ситуация очень опасная, потому что второе, дублирующее стекло не такое мощное, как первое, и если на высоте девяти тысяч метров произойдет разгерметизация, то, конечно, мы все погибнем. Они сказали, что ввиду этого риска нужно возвращаться. Я им предложил снижаться. Они говорят: «Будем снижаться, но это нельзя сделать быстро, потому что тогда стекло точно лопнет». По милости Божией мы развернулись над проливом Дрейка — как известно, это самая ветреная часть земного шара, где огромные волны, шторма. Над этим бушующим проливом мы развернулись и спокойно приземлились в аэропорту Чили, откуда и взлетели. Там нам заменили самолет, и мы полетели дальше в Антарктиду. Такой был эпизод.

— Господь Бог управил…

— Да, Господь управил, конечно.

— У Русской Православной Церкви паства по всему миру насчитывает многие миллионы человек. В Антарктиде, на станции «Беллинсгаузен», проживает постоянно не более десяти наших полярников, причем не все из них люди верующие. Почему Вы проделали такой путь и, как мы понимаем, с такими опасностями, чтобы встретиться именно с этими людьми?

— Вообще, присутствие Церкви среди тех, кто проходит через сложные жизненные обстоятельства и риски, является в каком-то смысле очень важной частью нашего служения. Сделаю просто отсылку к капелланству: а зачем священникам находиться на передовой во время военных действий? Что они там могут сделать? Они ведь не имеют права носить оружие. Почему дореволюционные полковые священники вместе с воинами выходили из окопов — не имея оружия, а только крест в руках, и шли навстречу смерти? На все эти вопросы не может быть рационального ответа. Но ведь духовная поддержка для людей, находящихся в экстремальной ситуации, важнее любой другой! Потому что духовная поддержка поднимает дух, укрепляет силы, делает человека способным сопротивляться сложным жизненным обстоятельствам. Церковь как раз и должна быть в таких ситуациях. Вот почему сейчас наши священнослужители присутствуют и в Вооруженных силах, и в системе МЧС, которая обеспечивает преодоление всяких катаклизмов. Потому что там, где экстремальная ситуация, где человек переступает черту между «могу» и «не могу», очень важна духовная поддержка. Конечно, Антарктида является таким континентом, таким местом, где духовная поддержка для людей очень важна.

— Лазарев и Беллинсгаузен были военными моряками. Мало кто вспоминает об этом обстоятельстве, но на борту в составе этой экспедиции был также иеромонах Дионисий, который первым отслужил молебен у берегов шестого континента, открыв тем самым Антарктиду для всего христианского мира. Сегодня у нас есть храм в Антарктиде — дом молитвы. Нет ли у Русской Православной Церкви планов построить в Антарктиде еще храмы? Почему нам важно иметь храм?

— Храм важен, потому что в нем есть потребность. Люди приходят в этот храм, движимые, конечно, религиозным чувством, стремясь обратиться к Богу с молитвой, чтобы Господь послал помощь в несении очень сложного жизненного подвига, потому что пребывание в Антарктиде требует очень большого напряжения сил. Поэтому опора на молитву, опора на помощь Божию очень естественна. Но еще раз хочу сказать, что неслучайно и у Беллинсгаузена, и у Лазарева на борту их судов были священнослужители. Вы упомянули имя иеромонаха Дионисия, инока Александро-Невской лавры, который действительно первым из духовенства в 1820 году подступил к земле — лучше сказать, ко льдам Антарктиды. Все это было очень естественно, потому что не плавали русские корабли без священников. Но и сейчас это естественно, потому что вера православная живет в сердцах наших людей, в том числе тех, кто осваивает Антарктиду.

Поэтому присутствие храма, присутствие священнослужителя — не просто логическое продолжение всего того, что было в нашей истории, когда Церковь сопровождала сынов нашего Отечества в самых тяжких обстоятельствах, в том числе военных и прочих, но еще и ответ на реальную потребность людей. Если бы не нужен был священник, не нужен был храм в Антарктиде, то он никогда бы и не появился.

— Антарктида — уникальное место, где в течение 200 лет сохраняется режим мира, где не было войн, где люди не смотрели друг на друга через прицел оружия. Нам не нужны визы, чтобы полететь в Антарктиду. Этот рай на земле, Белый континент, как Вам кажется, как долго сохранится таким, как сейчас?

— Я не пророк, мне, конечно, трудно сказать. Но я бы хотел вернуться в историю. В 1959 году, когда был принят договор об Антарктиде, были заложены очень важные правовые и политические основы всего того режима пребывания людей на Антарктическом континенте, о котором Вы только что сказали. Это, конечно, очень важный, еще раз хочу сказать, правовой и политический документ, и по милости Божией положения этого договора никогда не нарушались. И возникает вопрос: наверное, был соблазн и оружие разместить, и даже какие-то испытания проводить? Но никто не отважился преступить запреты, которые налагались этим договором. Думаю, очень большую роль играет понимание того, что Антарктида — совершенно особое место на планете, и нарушить режим, который определяется договором, — режим сохранения этой уникальной природы — ни у кого рука не поднимается.

Дай Бог, чтобы как можно дольше ни у кого не возникал соблазн использовать Антарктиду в таких утилитарных целях, которые могли бы привести к нарушению существующего там порядка. А порядок действительно удивительный. Это какой-то отблеск Божиего Царства. Я уже об этом говорил — и люди, и пингвины, и удивительные просторы Антарктиды находятся в каком-то гармоничном взаимодействии. В первую очередь, незаметен человеческий грех, который словно подавляется силой и красотой природы, а также необходимостью помогать друг другу для того, чтобы выживать в этих условиях.

— Да, меня поразило, что это место, где животные бегут не от тебя, а к тебе…

— К тебе! Пингвин к тебе подходит, смотрит на тебя внимательно. На меня это произвело очень сильное впечатление. Где-то есть такая фотография: стоит передо мной пингвин, а я на него смотрю и действительно удивляюсь тому, какая замечательная природа и какое взаимоотношение с животным миром на бескрайних ледяных просторах Антарктиды.

— Ваше Святейшество! Коль уж Вы заговорили о пингвине, позвольте мне подарить Вам одну фотографию. Она довольно старая, ей 65 лет. Это пингвин Петька, императорский пингвин, которого снял мой папа в 1956 году во время первой советской антарктической экспедиции. Он был настоящим членом семьи полярников, с ними рыбачил, жил с ними. Вот такой пингвин Петька.

— Спасибо, Екатерина!

— Животный мир не изменился в Антарктиде. Пусть у Вас будет теплое напоминание о Вашей поездке 2016 года.

— Спасибо большое. Я очень тронут. Буду хранить эту фотографию, спасибо Вам большое.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5587347.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #667 : 15 Февраля, 2020, 22:35:13 »
Патриаршее обращение по случаю празднования Дня православной молодежи

14 февраля 2020 г. 20:00
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с обращением по случаю празднования Дня православной молодежи.

Дорогие братья и сестры!

Сердечно поздравляю всех вас со светлым праздником Сретения Господня, к которому по установившейся традиции приурочено празднование Дня православной молодежи.

Ныне мы молитвенно вспоминаем евангельское событие: встречу праведного старца Симеона с принесенным в Иерусалимский храм Иисусом. Старец встречается с Младенцем, ветхое с новым, человек с Богом.

Такая встреча важна для каждого из нас, ибо все мы нуждаемся в опыте личного, таинственного и благодатного общения со своим Творцом. Размышляя о Боге, люди зачастую склонны представлять Его либо неумолимым судьей, порицающим и наказывающим нас, либо некой абстрактной высшей силой, безучастной и бесконечно далекой от наших чаяний и молитв. Оба этих воззрения неверны.

Христиане же знают другого Бога: любящего и сострадающего, милующего и прощающего, пришедшего на землю для того, чтобы возвестить людям Евангелие и совершить дело спасения. Взяв на Себя грехи всего человечества, Он принимает муки и восходит на крест, Своим тридневным Воскресением побеждает смерть и открывает врата рая всем живущим по вере. Многовековой опыт Церкви свидетельствует, что именно такая встреча и с таким Богом важна и желанна для всякой человеческой души, в особенности же для души юной, молодой.

Да ниспошлет Господь крепость сил, разум и ведение (Ис. 11:2) всем ожидающим этой главной встречи в жизни, всем, обретшим радость общения с Небесным Отцом и следующим за Ним по пути спасения.

Призываю на вас благословение Христово.

+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

http://www.patriarchia.ru/db/text/5592194.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #668 : 16 Февраля, 2020, 17:44:19 »
Патриаршая проповедь в праздник Сретения Господня после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля
15 февраля 2020 года, в праздник Сретения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию в Успенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодняшний праздничный день имеет глубокий смысл. Из Священного Писания мы знаем, что встреча в Иерусалимском храме повлекла за собой большие изменения в жизни тех, кто в ней участвовал. Господь Богомладенец, пришедший в мир, встретился с теми, кто ожидал Его долгие годы. Вообще, все человечество ожидало пришествия в мир Избавителя. В разных культурах это ожидание выражалось и описывалось по-разному, но наиболее совершенно оно отразилось в пророчествах Ветхого Завета. И вот предсказанное свершилось, и участники встречи с рожденным Спасителем, жившие в соответствии с духом Ветхого Завета, могли и умом, и сердцем воспринять всю значимость этого события.

Так, по воле Божией до пришествия в мир Спасителя дожил праведный Симеон — по преданию, один из 70 переводчиков, которые в III веке до Рождества Христова трудились в Александрии, чтобы перевести Ветхий Завет с еврейского на греческий. Переводя Библию, Симеон усомнился в пророчестве Исайи о том, что Дева во чреве приимет и родит Сына (Ис. 7:14), и вместо слова «Дева» написал «молодая женщина». В это мгновение Ангел предстал пред ним и сказал, что Симеон сам будет свидетелем всего того, в чем усомнился. А когда Дева Мария принесла Младенца Иисуса, Симеон, движимый Духом Святым, пришел на встречу с Тем, Которого ожидал долгие-долгие десятилетия. Истосковалась его душа, и Симеон стремился уйти в иной мир, где бы он мог отдохнуть от тягот долгого жизненного пути. Потому с такой радостью он произносит слова, хорошо нам известные, которые запечатлены в молитвах нашей Церкви: ныне отпущаеши раба Твоего, Владыка, по глаголу Твоему, с миром (Лк. 2:29). Действительно, как свидетельствует предание, Симеон после этой встречи скончался, и его долгий путь завершился огромной переменой от земного бытия к бытию вечному.

Очень часто и в нашей жизни бывают встречи, которые приводят к большим переменам. Все знают, как радикально меняет жизнь встреча с любимым человеком, и люди заключают браки именно потому, что произошла эта встреча любящих сердец. Многое в течение своей жизни человек воспринимает от окружающих. Так, весь процесс обучения — это встречи. Встречи с людьми мудрыми, образованными, с теми, кто имеет возможность передать нам знания и опыт, которые помогают двигаться вперед, преодолевая многие трудности и испытания жизни.

Но не все встречи завершаются благополучно. Встреча с человеком злым, соблазняющим душу и разум, может привести к трагическим последствиям. Если люди, встретившись, вступают в брак, не имея любви в сердце, если ими движут меркантильные соображения, то брак превращается в муку. Не каждая встреча приносит радость, не каждая встреча возвышает человека, но только та, которая преобразует наш разум и чувства, качественно изменяя нашу жизнь к лучшему. Именно такая встреча и такая перемена происходит, когда человек встречается с Богом.

Услышав эти слова, многие скажут, что сказанное в основном имеет отношение к Библии, к Ветхому и Новому Завету. Но я поправлю и скажу: все это имеет отношение к нашей жизни, потому что и мы встречаемся с Богом. Не в громе и молнии, как Бог являлся Моисею на горе, и не в силе Духа, как великим пророкам, но мы встречаемся с Господом, и, чтобы эта встреча могла быть опознана как встреча с Богом, она непременно должна сопровождаться нашими молитвами, размышлениями и стремлением уразуметь, что с нами произошло.

Действительно, такие встречи часто бывают в человеческой жизни, и мы видим, как человек, отрицавший всякую возможность веры в сверхъестественное, отрицавший даже бытие Божие, вдруг по какой-то ему самому непонятной причине осознает свое заблуждение и становится глубоко верующим. Иногда это происходит в результате случайного захода в храм, случайной встречи с каким-то мудрым собеседником, в результате чтения книги или даже просмотра фильма, когда мысль вдруг отрывается от обыденности, возносится горе, и человек начинает задумываться о Боге.

Другими словами, встреча почти всегда влечет за собой некоторые изменения в жизни. Иногда совсем незаметные, иногда значительные, как в случае вступления в брак, иногда трагические, как в результате встречи со злыми людьми, обладающими властью. Но практически всегда за настоящей встречей следуют изменения, и очень важно, чтобы мы проходили в своей жизни через встречи, которые возвышали бы нашу душу, укрепляли наш разум, а главное, укрепляли нашу веру в Бога. И самое важное — то, что происходит с человеком, когда мы приходим в храм Господень, подобно тому как Дева Мария принесла в храм Младенца. Именно здесь и должна совершаться наша встреча с Господом, когда сила благодати Божией, касаясь нас в ответ на нашу молитву, преображает наше сознание, наш разум, укрепляет наши чувства. И когда мы в особом состоянии духа покидаем храм Божий, мы должны свидетельствовать, что незримо, как легкое дуновение ветра, нас коснулась благодать Божия и состоялась наша встреча с Богом и Отцом, с Тем, Кто любит нас более других и Кто Свою любовь способен излить на нашу жизнь.

Сегодняшние воспоминания о Сретении в храме Младенца Иисуса и Пресвятой Богородицы с праведным Симеоном и благочестивой Анной должны научить всех нас тому, что храм есть особое место, где может и должна происходить наша реальная встреча с Господом, влекущая за собой те перемены к лучшему в нашей жизни, которыми и отличается духовное возрастание человеческой личности.

Пусть Господь дает всем нам силы посещать храм Божий, не лениться, никогда не менять посещение храма на какие-то другие дела, которые нам иногда кажутся очень важными. Ибо нет ничего более важного в мире, чем реальная встреча с Господом во время Святой Евхаристии. Пусть этот праздник — воспоминание о встрече Девы Марии со старцем Симеоном, пророчицей Анной, которые узрели явившегося в мир Спасителя на руках Богоматери, — всех нас укрепляет в нашем благочестии, в нашей любви к храму Божию, в нашем стремлении жить в соответствии с тем великим нравственным законом, который принес Спаситель мира, представший в Иерусалимском храме пред лицом Своего Отца. Молитвами Пречистой Преблагословенной Девы Марии да укрепит Господь веру в нашем народе и во всех нас. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5592344.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #669 : 17 Февраля, 2020, 21:38:53 »
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю о блудном сыне после Литургии в Храме Христа Спасителя
16 февраля 2020 года, в Неделю о блудном сыне, попразднство Сретения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. На Патриаршее богослужение были приглашены дети из многодетных семей, ученики православных гимназий и воскресных школ. По окончании Литургии дети из разных епархий Русской Православной Церкви приветствовали Святейшего Владыку. Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся в храме с Первосвятительским словом.

Спасибо, мои дорогие!

Я хотел бы всех вас сердечно поблагодарить — наших детей, которые учатся в воскресных школах, и тех, которые в воскресных школах не учатся, но сегодня собрались в Храме Христа Спасителя. Для меня очень радостно видеть ваши лица, видеть вас молящимися в этом всероссийском кафедральном соборе.

Во время или после Божественной литургии Патриарх обязательно обращается к людям с проповедью. Но учитывая, что сегодня у нас особое собрание детей, я не буду вас утруждать длинной проповедью, но скажутолько несколько слов.

Сегодняшнее воскресенье называется воскресеньем о блудном сыне. Есть такое повествование в Евангелии, что у одного богатого человека были дети. И вот один из них потребовал у отца дать ему, уже при жизни, все наследство, все, что он должен был иметь по закону. Отец согласился, отдал его долю, а сын ушел в мир и все, что получил, просто промотал. Он грешил, пьянствовал, пиршествовал, то есть вел себя совершенно негодно, и в результате лишился всего. Тогда он пришел к отцу, и что вы думаете, он сказал? Обычно в таких случаях родители сильно ругаются. Есть такие, которые и в дом не пустят — мол, обобрал меня и еще вернулся, хватило наглости. Но этот отец принял сына и дал ему все, что должен был бы иметь послушный сын.

Эта притча о блудном сыне говорит о милосердии Божием, потому что под образом отца скрывается Сам Господь. И что же мы можем сказать по поводу этой притчи? А то, что Господь милостив ко всем. Но самое главное — как бы ни складывалась наша жизнь, какие бы обстоятельства ни отрывали нас от Бога, у нас всегда должны быть сила и разумение вернуться ко Господу. Даже когда мы согрешаем, когда нам стыдно пред Богом, когда нам стыдно перед родителями, когда совесть нас угнетает, все равно нужно помнить, что Бог — любящий Отец. Он всегда все прощает, а вместе с прощением дает и Свою благодать.

Вообще, слово «блуд» происходит от слова «заблудиться». Поэтому блудный сын — это тот, кто заблудился, кто сбился с правильного курса. Так бывает и в нашей жизни, особенно когда дети уходят в лес без всякого компаса, без всяких ориентиров и исчезают. Заблудились в лесу! Нередко поднимают вертолеты, МЧС, ищут такого ребенка и, к счастью, в большей части случаев находят. А бывает, что и не находят, ребенок погибает. А почему он погиб? Потому что не знал, как ему выйти из леса. У него не было ни карты, ни компаса, и поэтому он потерял ориентир и заблудился.

То же самое часто происходит в нашей человеческой жизни. Если человек идет по жизни без карты, без компаса, без ориентира, ему очень легко заблудиться и стать блудным сыном. То есть делать глупые поступки, расточать имение в прямом и переносном смысле и превращаться в изгоя. И разве таких людей мало? Мы ведь сталкиваемся иногда с такими — вроде девочка или мальчик из благополучной семьи, но заблудились, родители не успели их сохранить от блуждания по потемкам жизни, и нередко эти заблуждения кончаются трагически.

Что же для нас является компасом? Что нам с вами указывает путь в жизни? Сам Господь. Он дает нам Свои заповеди, Он дает нам Свое Слово, Он обращается к нам каждый раз, когда мы приходим в храм. Здесь мы настраиваем свое чувство ориентира, способность ориентироваться в жизненном пространстве в соответствии с Божиим законом — самым важным, самым сильным и самым точным компасом, который помогает человеку пройти через самые трудные жизненные обстоятельства.

Вот я хотел бы всем вам, мои дорогие, наши дети, молодежь, пожелать, чтобы вы никогда из рук своих не выпускали этого компаса. Никогда не надеялись только на себя — мол, я справлюсь, я разберусь в людях. Мама с папой говорят: да не ходи ты в эту компанию, они там плохие, странные. А вы нередко говорите: нет, там люди хорошие, я разберусь, я пойму. А как же разобраться и понять, не имея в руках компаса, который поможет и в людях разбираться, и в ситуации, и не делать ошибок? Вот поэтому я вас всех призываю хранить веру в сердце, посещать храм Божий. Здесь вы и будете настраивать свой жизненный компас, чтобы он никогда не указывал стрелкой на ложную и опасную цель, но чтобы он всегда помогал вам найти подлинную дорогу в жизни, которая будет мирной, счастливой, радостной, потому что эта дорога будет с Богом.

Всех вас сердечно поздравляю с воскресным днем и радуюсь возможности в этом всероссийском кафедральном соборе вместе с вами совершить торжественную Божественную литургию. С праздником вас всех поздравляю!

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5592821.html