Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?
rss

Автор Тема: Слова Патриарха Кирилла  (Прочитано 527665 раз)

0 Пользователей и 4 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #675 : 05 Марта, 2020, 09:58:11 »
Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла после великого повечерия в понедельник первой седмицы Великого поста в Храме Христа Спасителя в Москве
Вечером 2 марта 2020 года, в понедельник первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Святейший Владыка произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Мы вступили на поприще Великого поста, воздержания от пищи, от всего того, что может отвлекать наше внимание от самого главного — от заботы о своей собственной душе. Мы вступили на поприще, которое должны использовать, чтобы изменить свою жизнь к лучшему. В первую очередь, изменить свое внутреннее духовное состояние, свои мысли и чувства, предстать пред Господом со смирением и покаянием, дабы в ответ на наше покаянное прошение Господь даровал нам прощение грехов.

Пост сопутствует религиозной жизни человечества на протяжении всей истории. Люди чувствовали необходимость налагать на себя ограничения в пище, в питии именно для того, чтобы иметь возможность духовно сконцентрироваться и обратиться к Всевышнему, дабы Господь, видя стремление людей, их готовность ограничить себя и пожертвовать чем-то, ответил на их молитвы и помог получить просимое.

Пример поста дает нам Сам Господь Иисус Христос. Перед выходом на общественную проповедь, то есть перед выходом в мир Он на сорок дней уединился в пустыне и не вкушал пищи. Это был самый-самый строгий пост. Зачем же это нужно было Господу? Конечно же, по Божеству Своему Он не нуждался ни в каком посте, но по человечеству несомненно нуждался в такой духовной закалке, в возможности сконцентрировать Свои мысли, укрепить Свои чувства, закалить Свою человеческую волю. И уж если Господь, подготавливая Себя к общественному служению, принимал на Себя строгую дисциплину поста, то кольми паче мы, грешные люди, нуждаемся в том, чтобы время от времени налагать на себя ограничения, связанные с приемом пищи и с тем, к чему мы привыкли в своей каждодневной жизни, — с развлечениями, пренебрежением молитвой, что к сожалению, часто бывает в жизни и тех людей, которые считают себя православными. Вот почему мы можем и должны использовать те возможности, которые открываются в течение поста, чтобы подвергнуть себя собственному строгому суду, увидеть, что мы делаем правильно, а что неправильно, или, может, вообще не делаем из того, что нужно для спасения нашей души.

Хорошо известно, что люди накладывали на себя пост и тогда, когда сталкивались с трудностями, с испытаниями и рисками. Очень часто пост налагался воинами перед тяжелыми сражениями. Минин и Пожарский со своими дружинами, подойдя к Москве, не решились сразу штурмовать город, но все наложили на себя строгий пост и в течение трех дней постились и просили Господа споспешествовать им в этом опасном, но столь необходимом для Отечества военном предприятии. И мы знаем, что Господь приклонил Свою милость, и ополченцы под руководством Минина и Пожарского освободили наш Первопрестольный град, а затем воинство наше освободило и все Отечество от страшной напасти, которая могла круто изменить всю нашу историю. Не было бы России от моря и до моря, на всем этом огромном евразийском пространстве было бы нечто иное, если бы не героическая борьба здесь, под Москвой, наших ополченцев, которые возложив на себя строгий пост, с глубокой верой и убежденностью в правоте своего дела вступили в битву с сильным противником и победили.

Традиция накладывать на себя пост перед испытаниями запечатлена и на страницах Ветхого Завета, и сам Спаситель явил нам постный подвиг. Мы знаем, что как ясно говорится в посте в Новом Завете, и необходимо отогнать от себя всякие искушения и лукавые мысли, будто «не в посте дело», «самое главное — ближних не обижать и добрые дела делать», как утверждают многие люди. Те, кто так говорит и не постится, наверняка и добрых дел не делают, и людей не перестают осуждать. Если человек, не желая вступать на постное поприще, ищет какие-то аргументы и находит отговорки, чтобы не поститься, — значит, все это от лукавого. Если Сам Господь сорок дней постился в пустыне, то, естественно, и мы, Его последователи, без всяких сомнений, без всяких «но» должны принимать на себя эти важные аскетические обязательства. В первую очередь для того, чтобы самим стать сильнее, а не слабее, чтобы самим стать более здоровыми, а не больными, чтобы милость Божия изливалась на нас в ответ на эту маленькую жертву, которую мы приносим Господу.

Пост — это неотъемлемая часть религиозной жизни человека. Часто бывает, что мы, вступив на это поприще, в какой-то момент его оставляем, находя некие причины и объяснения. Нередко бывает, что мы, постясь и ограничивая самих себя в пище, не справляемся с очень злыми и опасными помыслами, в первую очередь с чувством некоего превосходства по отношению к тем, кто не постится. Так развивается скрытая, но реальная гордыня, когда постящийся ощущает свое превосходство над другими, и этот взгляд сверху вниз на непостящегося разрушает все то доброе и правильное, что формируется через пост в нашем сознании и в нашем сердце. Пост — это великая сила, способная менять человека к лучшему, но ни в коем случае, ни при каких условиях он не может стать поводом для превозношения и гордыни.

Вот если именно так и никак не иначе мы будем проходить поприще Великого поста, то, несомненно, Господь приклонит к нам свою милость, даст здравие душевное и телесное, а самое главное, очистит нашу душу от скверны, ее разрушающей, и дарует возможность достойно приуготовить себя к встрече Его светлого и спасительного Воскресения. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5601085.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #676 : 05 Марта, 2020, 09:59:33 »
Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла во вторник первой седмицы Великого поста после утреннего богослужения в Зачатьевском ставропигиальном монастыре
3 марта 2020 года, во вторник первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Кирилл молился за уставным богослужением в Зачатьевском ставропигиальном женском монастыре г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим со словом проповеди.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Время поста — это время особого внимания человека к его внутренней духовной жизни. Пост, то есть воздержание от пищи, воздержание от многих привычных дел, направлен на то, чтобы произошли перемены к лучшему в сознании нашем, в чувствах наших, в воле нашей, чтобы постный подвиг действительно отобразился в нашей душе и в нашей жизни тем новым и тем угодным Богу, что нам трудно стяжать в нашей повседневности.

Во время поста, согласно уставу, мы молимся больше, чем в обычное время. Молитва предполагает особую концентрацию мысли, потому что через молитву мы обращаемся к Самому Богу. Молитва есть способ богооткровения лично каждому человеку. У нас нет другого способа познать Бога, как только через молитву, и потому нужно обращать особое внимание на место молитвы в нашей жизни. Без молитвы невозможен религиозный образ жизни. Все религии, как бы мы, православные люди, к ним ни относились, признавая или не признавая их значение, имеют в своем центре молитву.

Где нет молитвы, там нет и религии, и в первую очередь мы должны отнести эти слова к нам, православным. Если мы не молимся, то мы только на словах являемся православными христианами. Именно молитва определяет и «градус» нашего внутреннего духовного состояния, и саму нашу религиозность.

В молитве мы просим Господа о том, что у нас на душе. Просим Его помочь разрешить наши проблемы, содействовать разрешению многих жизненных трудностей. Мы просим у Господа здоровья, сил для себя, для своих родных и близких. Молитва прошения обычно занимает самую большую часть нашего общения с Богом, но молитва не заключается только в том, чтобы Бога просить. Молитва — это также возможность для нас прославить Господа. Когда мы в храме или в личной молитве говорим «слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», мы Господа нашего прославляем этими простыми словами. Слава человеческая Богу не нужна — это нам очень нужно прославлять Бога, свидетельствуя о нашей вере, о том, какое важное место Бог занимает в нашей жизни.

Молитва действительно способна многое изменить в человеческой жизни. Когда мы просим Господа о чем-то, мы понимаем: просимое очень важно для нас, мы в нем нуждаемся. Но такая молитва прошения всегда опирается на нашу веру. А если нет веры, как же можно просить? Молитва прошения всегда связана с верой человека, и чем сильнее вера, тем сильнее и крепче молитва, содержащая в себе мольбу ко Всевышнему.

Когда мы молимся, то, конечно, и благодарим Господа, и прославляем Его. Существует мнение, и оно основывается на личном опыте каждого, что долго молиться невозможно, невозможно постоянно находиться в состоянии предельной концентрации, постоянно напрягать свои силы. Это действительно так — в течение длительного богослужения каждый может замерить время, в течение которого он обращается к Богу с горячей молитвой, и это время не соответствует длине богослужения. Но это не значит, что длинные богослужения не нужны, — ведь мы, находясь в атмосфере всеобщей молитвы, получаем помощь друг от друга. Когда у одного из нас нет сил молиться, когда наше сознание рассеяно и сконцентрироваться мы не можем, кто-то рядом стоит и молится. Вот в чем сила общей молитвы — сиюминутная слабость одного человека восполняется силой другого, и молящаяся община с особой духовной энергией обращается к Богу. Почему Господь говорит: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них»? Потому что общая молитва есть сложение всех наших молитв, покрытие всех наших слабостей силой другого человека в тот момент, когда наша собственная молитва ослабевает и мы не можем сосредоточиться на обращении к Господу.

Если каждый опытно знает, что долго, сосредоточенно, напряженно молиться невозможно, так что на выручку приходит молитва общины, молитва Церкви, то возникает вопрос: а как же те молитвенные подвиги, которым люди посвящали всю свою жизнь? На ум приходит имя преподобной Марии Египетской, которая сорок лет жила в пустыне. Она ушла в пустыню только для того, чтобы молиться Богу, а значит, вся ее жизнь была наполнена молитвой. А преподобный Серафим, который тысячу дней и тысячу ночей молился на камне — разве такое под силу человеку? Можно помолиться более или менее сосредоточенно, как мы сегодня, три и даже четыре часа — и то сознание рассеивается. Как же молиться тысячу дней и тысячу ночей? Но ведь это не вымысел, об этом писали современники, так оно и было. Откуда же такая сила в человеке? Как открываются такие невероятные возможности, когда человек посвящает себя Богу и молится непрестанно? И что же это за молитва, ведь никаких слов не хватит, даже если знаешь наизусть множество молитв, даже если по книге читать — невозможно молиться все время тысячу дней и тысячу ночей! О чем же это свидетельствует? Ни о чем другом, как об особом состоянии духа. Молиться можно словами, молиться можно мыслями, и эта молитва не может быть продолжительной. Но молиться можно и всем своим существом, всей своей жизнью, как молился преподобный Серафим, как молилась преподобная Мария Египетская, — это и есть самая великая молитва.

Нам, грешным людям, которые живут в непростых обстоятельствах, которым приходится постоянно отвлекаться и заботиться о пропитании, об одежде, о жилище — да и о чем только нет попечения, — невозможно ни физически, ни духовно обрести такой опыт невероятной духовной концентрации. Но нам нужны эти примеры — по крайней мере, для того чтобы убедиться, что молитва есть особое состояние духа, в котором человек может пребывать всю свою жизнь, потому что именно такая жизнь есть жизнь вместе с Богом. И поелику мы по слабости своей, по окамененному нечувствию не можем жить такой жизнью постоянно, то по крайней мере в отдельные дни, в том числе в течение Великого поста, мы должны попытаться хотя бы мысленно приобщиться к опыту молитвы тех, кто являет нам дивный пример подлинного предстояния пред Господом, посвящает этому всю свою жизнь.

Соприкосновение с опытом святых может помочь и нам, дорогие мои братья и сестры, в нашей повседневной жизни и научить нас хотя бы в небольшой мере тому, как молились святые угодники Божии, с тем чтобы и мы обращались к Богу с молитвой, чувствовали Его присутствие в нашей жизни и чтобы в ответ на наши прошения Господь подавал нам Свою благодать и Свою милость. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5601536.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #677 : 05 Марта, 2020, 10:00:53 »
Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла после великого повечерия во вторник первой седмицы Великого поста в Богоявленском кафедральном соборе в Москве
Вечером 3 марта 2020 года, во вторник первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове г. Москвы. По окончании богослужения Святейший Владыка произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В течение Святой Четыредесятницы мы обращаем или, по крайней мере, должны обращать особое внимание на свое внутреннее состояние. И для того чтобы наш взор вовнутрь себя был зорким, чтобы мы могли подмечать не только хорошо известные нам грехи, но и греховные ошибки, которые совершаем в жизни, мы должны воспитывать в себе эту способность — видеть свои грехи.

Во время Великого поста мы используем особые средства к тому, чтобы изменить состояние души своей к лучшему. В первую очередь, это сам пост, воздержание не только от скоромной пищи, но и от той части нашей повседневности, к которой мы привыкаем, но которая несет в себе некие отрицательные сигналы, влияющие вредно на нашу душу. Это предполагает ограничение участия в разного рода развлечениях и вообще в том, что может как-то рассеять наше сознание, потому что не только пища и питие, но и влияние внешней среды могут быть весьма разрушительными по отношению к тому, что мы созидаем в течение Великого поста, работая над своим внутренним человеком.

Говоря о посте и молитве, о великих силах, способных повлиять на состояние нашей души, мы должны также обратить внимание на нечто очень важное, что является и способом, и средством изменения нашего духовного состояния. Этим средством является милосердие, то есть совершение добрых дел.

Не всякий говорящий «Господи, Господи» будет удостоен Царствия Божия (см. Мф. 7:21), и не каждый повторяющий слова молитв будет удостоен Царствия Божия, но только тот, кто ответит на призыв Господа творить дела милосердия. И это совершенно очевидно, потому что через дела милосердия, через добрые дела мы проявляем самих себя вовне. Именно в этом доброделании и является наша собственная правда, часто сокрытая от окружающих людей. Правда, нередко мы добрые дела совершаем так, чтобы видели другие. Но это уже не доброе дело, это лицемерие, которое было присуще ветхозаветным фарисеям и которое Господь сурово осуждал, потому что внешняя религиозность давала им некую защиту от критики со стороны. Они могли позволять себе нечто совсем не богоугодное, но, принося жертвы, расширяя воскрилия одежд, исполняя прочие внешние предписания, создавали для окружающих иллюзию своего благочестия.

Господь неоднократно обличал фарисеев. И одним из самых сильных обличений была фраза, взятая Им из пророка Осии: Милости хочу, а не жертвы (см. Мф. 9:13). Это была настолько радикальная фраза, что она не могла не задеть за живое большинство людей, потому что в сознании ветхозаветных верующих жертва была высшим проявлением религиозности. Казалось бы, ничто не могло быть выше, ведь Сам Господь повелел приносить Ему жертвы, и мы знаем, что первая жертва была принесена Авелем еще в самом начале жизни рода человеческого. И вдруг Спаситель поставляет жертву на второе место, а первое место уделяет милосердию. Действительно, это был вызов огромной силы, и, наверное, эти слова были особенно обличительны именно для фарисеев, которым даже настоящая жертва была не по плечу, важно было лишь укладываться в рамки существовавшего тогда обряда и создавать иллюзию благочестия. Но Господь отвергает такое благочестие словами Милости хочу, а не жертвы.

Эти слова и сегодня пронзительно звучат для всех нас. Иногда мы забываем о милости, у нас не хватает сил разделить с другими людьми их горе, их боль, проявить к ним заботу, просто совершить доброе дело. Но давайте спросим себя, как часто мы эти дела совершаем. Разве мы можем соотнести по месту в нашей жизни заботу о себе и заботу о других? Как тщательно мы заботимся о себе! Мы постоянно ходим по магазинам, покупая не только самое необходимое для жизни, но и много ненужных вещей, — особенно те из нас, у кого есть средства. Мы погружаемся в суету этого мира, мы действительно поставляем самих себя в центр бытия и максимально обслуживаем свою похоть, жертвуя на это деньги, время и силы. Где же здесь милость, которая выше жертвы?

Призыв Господа быть милосердными — это самый сильный призыв, потому что милосердие, а не жертва открывает перед нами двери Царствия Небесного. Мы должны постоянно помнить слова Господа: будьте милосердны, как Отец ваш милосерден есть (см. Лк. 6:36). И да поможет нам Господь соединить молитву и пост с милосердием, не откладывая совершение добрых дел ни на следующий год, ни на какое другое время. Совершать добрые дела надо прямо сейчас — достаточно только посмотреть вокруг себя и увидеть, как много людей нуждаются в нашем милосердии. Иногда в материальной помощи, потому что даже небольшая лепта помогает некоторым решить какие-то очень и очень большие проблемы. Милосердие проявляется и в добром слове, и в соучастии, и в поддержке, и как все это изменяет человеческую жизнь к лучшему! От совершения дел милосердия приходит благодать Божия не только в сердца тех, кому милосердие адресовано, но в первую очередь тех, кто дела милосердия совершает. Будем помнить, что средствами спасения, предлагаемыми нам для правильного прохождения постного поприща, являются пост, молитва и милосердие. Совершая одно и другое, не будем забывать о последнем, которое в очах Божиих является не последним, а первым, потому что именно о делах милосердия, как свидетельствует о том Евангелие (Мф. 25:31-46), спросит нас Господь на последнем Страшном Суде, на котором и будет определена вся последующая вечная жизнь каждого из нас. И да поможет нам Господь обратить наши молитвы и труды на постном поприще в первую очередь в добрые дела, дабы, исполняя заповеди Божии, сподобиться оправдания в этой жизни, наипаче же в конце истории, когда все будем судимы и когда перед нами откроются врата вечности. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5601738.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #678 : 05 Марта, 2020, 10:02:40 »
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в среду первой седмицы Великого поста после Литургии Преждеосвященных Даров в Храме Христа Спасителя г. Москвы
4 марта 2020 года, в среду первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил первую в этом году Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в г. Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Пост, молитва, покаяние, милосердие — это те средства, c помощью которых человек способен духовно преобразить свою жизнь, стать иным. Собственно говоря, цель поста и заключается в том, чтобы мы разорвали цепь нашей обыденной жизни, те оковы, которые связывают нас с прежними привычками, наклонностями, сложившимся образом жизни.

Пост вторгается в нашу жизнь — и дисциплиной, связанной с ограничениями в пище, и обычаем как можно чаще посещать храм Божий, присутствовать на богослужениях, достаточно протяженных по времени. Все это не укладывается в обычную жизнь большинства людей. Можно сказать, что пост — некая шоковая терапия, когда необходимо в медицинских целях словно встряхнуть человеческий организм, чтобы он заработал иначе. Пост — это некая встряска нашего сознания, воздействие на нашу волю, на наши чувства, с тем чтобы мы осознали необходимость подлинного изменения своей жизни.

Когда мы говорим о том, что пост, покаяние, молитва, милосердие есть средства воздействия на нашу душу, мы как бы выстраиваем программу своей религиозной жизни, причем ту, что нельзя нарушать, — это совокупность обязательных правил. Не может быть подлинной религиозной жизни без покаяния, без осознания своих грехов, а если человек не осознает своих грехов, то его нельзя назвать верующим.

Мне нередко приходилось встречаться в своей жизни с теми, кто на первой своей исповеди с недоумением реагировал на вопросы: в чем вы хотите покаяться? какой грех вас тяготит? Ответ, сперва казавшийся мне совершенно неожиданным, потом уже стал привычным: «Да я, собственно, ни в чем не согрешаю, живу как все». Это означает, что в сознании многих людей грех — это несомненное преступление, равное преступлению против человеческих законов. Однако можно быть грешником, не нарушая ни одного человеческого закона, будучи вполне респектабельным членом общества, ведь и респектабельный человек может нарушать самый главный закон, по которому мы должны жить, — закон Божий.

Для того чтобы действительно стряхнуть с себя наслоение обыденной греховности, нам нужны некие решительные действия. И пост с его продолжительными богослужениями, наполненными великими смыслом, с молитвами, песнопениями и чтением Священного Писания помогает нам как бы со стороны посмотреть на самих себя и подвергнуть себя более или менее объективной оценке. А без этой объективной оценки не может быть подлинного покаяния, ведь объективная оценка предполагает обнаружение в себе грехов, неправды, несовершенства, злых слов и злых дел, которые мы обращали или обращаем в адрес своих ближних.

Для того чтобы возрастать в молитве, в подвигах, мы должны не только памятовать о том, что нам необходимо совершать, но и пытаться осуществить это в своей жизни. Сделать это очень и очень непросто, потому что одно дело мысль и даже молитва, а другое — осуществление возвышенных мыслей, осуществление заповедей Божиих в своей повседневной жизни. Великий пост и предлагает нам соединить возвышенную теорию христианства с практикой нашей жизни.

Не всегда это просто. Не всегда человек способен подкрепить свою веру реальным благочестием. Но Великий пост и является тем временем, когда мы должны найти в себе силы — силу разума, силу воли, силу чувств, — чтобы попытаться осуществить возвышенные нравственные требования христианства в своей жизни. Великий пост предлагает нам значительно ограничить себя в том, к чему мы привыкли, он требует от нас напряжения сил.

Как бы человек ни пытался искусственно напрячь себя, ничего из этого не получится. Поэтому подлинный пост, который предлагает Церковь, далек от всякой искусственной экзальтации. Мы знаем, что практика искусственной экзальтации представлена во многих культах и религиях. Но эмоции быстро приходят и быстро уходят, и никаким эмоциональным воздействием невозможно сформировать в жизни человека устойчивое присутствие добродетелей. Но Господь открывает нам удивительную возможность — через молитву, через пост, через милосердие стяжать в своем сердце возвышенные чувства и способности, которые, реализуясь в нашей жизни, действительно изменяют ее к лучшему.

Покаяние — это изменение нашего ума, нашей воли, это освящение наших чувств; и таким покаянием должен быть наполнен Великий пост, коим мы приуготовляем себя к встрече со Светлым Христовым Воскресением. Аминь. Со средой первой седмицы всех вас поздравляю!

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5602140.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #679 : 05 Марта, 2020, 10:04:13 »
Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла после великого повечерия в среду первой седмицы Великого поста в Даниловом ставропигиальном монастыре
Вечером 4 марта 2020 года, в среду первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского в Троицком соборе Данилова ставропигиального мужского монастыря г. Москвы. По окончании богослужения Святейший Владыка произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

В течение Великого поста наша мысль непременно должна касаться той реальности, которая именуется духовной жизнью. Духовная жизнь — это нечто совершенно особенное. Иногда о человеке высокой культуры, больших знаний в современном обиходе, в средствах массовой информации говорят: какой духовный человек! Действительно, люди образованные, культурные могут быть духовными, но могут быть и не духовными. Ибо понятие духовности не связано ни с уровнем культуры, ни с уровнем знаний, ни с положением в обществе, ни с другими какими-то качествами человека, кроме тех, что и формируют подлинную духовность.

Духовность связана с милосердием, с подвигом, с послушанием. Это реальность, которая формируется в результате упорной работы над самим собой, и дело это нескорое. Невозможно начать и быстро закончить. Работа над самим собой, работа над стяжанием подлинной духовности может занимать годы, десятилетия, а если сказать точнее, всю жизнь, потому что нет предела ни в возрасте, ни в знаниях, ни в чем-то другом в движении к тому состоянию человека, которое именуется духовностью.

Нередко люди даже религиозные, посещающие храм Божий, духовной жизнью не живут, потому что их приоритеты находятся вне её. Это, конечно, не означает, что человек, не овладевший навыками духовной жизни, должен махнуть рукой и в храм перестать ходить. Напротив, сознавая, что нашей личной или семейной жизни недостает духовного измерения, нужно употреблять особые усилия, чтобы благодать Духа Святаго снизошла на нас и помогла одухотворить человеческие отношения и нашу повседневность.

Нередко человек проходит через жизненные испытания, которые сопровождаются повышенным стрессом. Люди по-разному реагируют на эти испытания. Некоторые отчаиваются, некоторые, лишенные веры и надежды, даже руки на себя накладывают, но на самом деле мы словно проходим через некую школу, а результатом может стать подлинная духовная жизнь.

Под воздействием испытаний возникает желание приобщиться к духовной жизни. Вот очень важное слово — «желание». Без желания не может быть никакого духовного совершенствования. Можно всю жизнь сознавать себя верующим человеком, но при этом не иметь желания овладеть навыками духовной жизни, войти в небесную реальность. Иногда нам помогают обрести духовность жизненные обстоятельства — чаще всего горе. Нам кажется, что горе и скорбь — это абсолютно отрицательное понятие, что нужно сторониться всего, что связано со скорбями. Действительно, у каждого есть чувство самосохранения, и каждый воспринимает скорбь как некую опасность для своего здоровья и даже для своей жизни. Но нередко именно через скорби человек открывает для себя горизонты духовной жизни, и это единственное, что его спасает. Не какие-то внешние обстоятельства, не добрые слова со стороны друзей, не помощь, которая оказывается, а именно обретение духовного измерения жизни дает великую силу человеку. Вырастают крылья, которые помогают подняться над повседневностью, подняться над скорбями, взглянуть на суету мира сего с высоты птичьего или, лучше сказать, ангельского полета. Тогда все, что казалось таким огромным, важным, так напрягающим силы ума, воли и чувств, вдруг меняет свои размеры и становится совершенно незначительным. И когда человек вырастает до осознания ничтожности всех трудностей пред лицом вечности, тогда он становится непобедимым.

Но есть и другая возможность, другое средство преодолеть тяжелые жизненные обстоятельства, то, что может действительно повредить нашему духовному, а иногда и физическому здоровью. Святые отцы говорили о таком состоянии, как укоренение ума в чувствах. Что значит укоренить разум в чувствах? Что значит проникнуть умом в чувства? Это значит подчинить разуму область чувств, среди которых и скорбь, и страдание. Но не просто человеческому разуму, а разуму, который пленен божественной истиной.

Способность разума управлять чувствами, основывать действия на понимании Божественного промысла и воли Божией и является той силой, которая помогает человеку реально преодолевать скорби и все те тяжкие чувства, которые охватывают нас при жизненном неблагополучии. Мы живем в эпоху, когда так называемые стрессы, то есть негативная реакция человеческой психики на окружающий мир, начинают занимать очень большое пространство в нашей жизни. Существуют целые разделы медицины, посвященные тому, чтобы помочь человеку побеждать стресс. Но ведь не было у святых отцов никаких научных знаний о путях выхода из тяжких обстоятельств, однако великие подвижники жили так, что никакие самые суровые испытания не могли разрушить их внутренний мир.

Такое состояние на святоотеческом языке именуется бесстрастием, то есть возвышением над внешними обстоятельствами, когда им не под силу поработить внутренний, духовный мир человека. Всему этому можно и нужно учиться. Но для этого мы должны очень внимательно относиться к своей внутренней жизни, к своим мыслям и, конечно, к поступкам. А для того чтобы разобраться в самих себе, у нас должен быть выработан навык воспитания внутреннего человека с его мыслями и чувствами, должен быть выработан навык анализа тех событий, которые происходят в течение дня. Лучшим средством являются молитва и размышление в конце дня. Размышление о том, что произошло в течение минувшего дня, насколько обстоятельства коснулись сердца и разума, насколько они повлияли в худшую или лучшую сторону на жизнь каждого из нас. К сожалению, таким духовным анализом, такой оценкой жизни мы практически не занимаемся — даже вечером помолиться не успеваем. Ложимся в постель, в лучшем случае осенив себя крестным знамением, ссылаясь на усталость, на недомогание, Бог знает на что еще. Но если мы выработаем навык молитвы и оценки каждого прожитого дня пред лицом Божиим, пред своей совестью, то сделаем очень многое для того, чтобы жизнь наша до неузнаваемости изменилась. Не только потому, что оценка прожитого дня обогащает человека способностью к беспристрастному анализу, но и потому что такая оценка, полученная в молитве пред лицом Божиим, помогает нам обрести силы, чтобы преодолевать плохое и открывать сердце свое к добру.

И да поможет всем нам Господь жить так, чтобы дня не проходило вне нашего духовного контроля. Нужно научиться жить так, чтобы за каждый день мы могли дать ответ Богу и своей совести. Для этого не требуется никаких особенных усилий, кроме одного — приучить себя к вечерней молитве и сопровождать молитву беспристрастным и тщательным анализом своего духовного состояния, беспристрастной и предельно честной оценкой самого себя и, конечно, искренней молитвой Господу о прощении наших грехов. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5602252.html