Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?
rss

			

Автор Тема: Слова Патриарха Кирилла  (Прочитано 376577 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Лидия Цвет.

  • Гражданин Аура Русы
  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 1981
  • Репутация: +330/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #680 : 06 Март, 2020, 09:16:48 »
Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла после великого повечерия в четверг первой седмицы Великого поста в Донском ставропигиальном монастыре
Вечером 5 марта 2020 года, в четверг первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского в Большом соборе Донского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы. По окончании богослужения Святейший Владыка произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

В течение последних дней мы рассуждаем о способах и средствах, которые надлежит употребить православному христианину для того, чтобы поприще Святой Четыредесятницы оказалось плодоносным, чтобы произошли те изменения в нашей жизни, в нашем сознании, в нашей воле, в наших чувствах, которые приблизили бы нас к Господу, и чтобы мы могли эту близость почувствовать, что крайне необходимо для укрепления нашей веры, для формирования подлинно христианского взгляда на жизнь и в первую очередь на самих себя.

Мы говорили, что средства, которые предлагает Церковь во время поста, — покаяние, воздержание в пище, молитва, милосердие — могут быть очень эффективными, если их применять реально, а не останавливаться на полпути. Но как же можно исказить все эти замечательные требования, которые Церковь предъявляет к постящимся? Достаточно просто! Пост: можно поститься, можно более или менее поститься, можно вообще не поститься. Молитва: можно молиться, отдавая этому делу все свои силы духовные, напрягая ум и волю, а можно с ноги на ногу переступать, не вслушиваясь в произносимые слова и теряя всякую связь с молитвой собранной в храме общины. То же самое можно сказать и о милосердии, то есть о добрых делах: можно действительно совершать их — конечно, в меру своих возможностей, ни от кого не требуется восшествия на Голгофу; а можно отдать в гуманитарную помощь какую-нибудь негодную вещь, которую лучше было бы в утиль отправить. Точно так же все иные аспекты духовной жизни могут превратиться в профанацию. Поэтому необходим некий контроль над тем, как мы, люди верующие, используем средства и способы духовной работы над самим собой. Святые отцы называли этот контроль мысли над нашими чувствами сохранением ума в сердце.

Вчера вечером в Даниловом монастыре я постарался подробно разъяснить, что означает контроль мысли над человеческими чувствами. Поэтому сегодня я не буду повторяться, а скажу лишь то, что мне хотелось бы добавить к сказанному вчера. Святые отцы четко понимали, что чувства человеческие могут легко меняться на противоположные, поэтому столь необходим контроль со стороны разума, со стороны мысли. Но мы ни в коей мере не можем игнорировать другую опасность. Если с умом все хорошо, если человек обладает твердыми убеждениями, в том числе религиозными, если он хорошо образован, начитан, многое знает, если его не свернуть с пути истинного, — тогда, конечно, его ум может и должен управлять чувствами. Ну, а если человек недостаточно образован, мало читал, мало знает о духовной жизни? Ведь религиозные знания зачастую опираются в основном на пересказы, многие никогда в жизни не прикасались к христианским первоисточникам и слово Божие знают плохо. Так вот, если такой непросвещенный разум будет контролировать чувства, приведет ли это к правильным последствиям? Не будет ли разум, напротив, подталкивать человека к деяниям, которые никак не совместимы со стяжанием основ духовной жизни? Другими словами, разум может и должен играть важную роль в контроле над нашими чувствами, но для этого необходимо воспитание разума. Разум должен питаться истинами непоколебимыми — в первую очередь истинами Божественного слова. Поэтому если мы хотим, чтобы наш разум управлял нашими чувствами, мы должны знать Божие слово, мы должны его читать. Евангелие, Деяния апостолов должны быть нашей настольной книгой. Нельзя раз в жизни прочитать, да и то не полностью, Евангелие и сказать, что мы его знаем. Евангелие нужно читать от корки до корки столько раз, сколько возможно, в течение всей жизни, потому что каждое чтение открывает грань, которая не была видна при предыдущем чтении. Не может быть сознательной жизни православного христианина без чтения Священного Писания, потому что именно слово Божие питает разум, а разум способен повлиять на чувства, как только что было сказано.

К сожалению, не всегда знание даже самых возвышенных истин сохраняется в памяти, тем более не всегда оно остается неким руководящим жизненным началом. Тогда наступает очень большая опасность, ведь если истины слова Божия перестают играть решающую роль в определении человеком того, что правильно, а что неправильно, что есть истина, а что ложь, что откровение, а что соблазн, то верующий человек может оказаться легкой добычей врага.

Не это ли произошло в XX веке с нашим благочестивым народом? Почти все изучали тогда в школах Закон Божий, но, наверное, чтение священных книг не сопровождалось правильными, умными и соответствующими времени пояснениями преподавателей. Наверное, слишком много формализма было как со стороны педагогов, так и со стороны детей. Все это привело к тому, что знание слова Божиего не вошло в сердца большинства людей, не сформировало их убеждения. А если нет убеждений, то сознание и воля легко порабощаются другими идеями, привнесенными со стороны.

Мы знаем, как вчерашние гимназисты, изучавшие слово Божие, надели на себя красные банты и пошли крушить церкви; как то же самое делали солдаты, еще вчера шедшие навстречу врагу со священным для России того времени призывом «За веру, царя и Отечество!» Но наступили другие времена, и новые учителя пленили сознание православных людей, потому что вера так и не сформировала в них подлинные убеждения. А ведь ни одна, даже самая великая книга не поможет, если не станет частью убеждений человека.

И сегодня мы не застрахованы от повторения тех же ошибок. Мало того, что мы редко читаем слово Божие, — разве мы над ним размышляем? Спрашиваем ли мы систематически у священнослужителей или у других просвещенных людей, что означает тот или иной текст? Меня радует, что в последнее время на нашем телевидении, в том числе на церковных каналах «Спас» и «Союз», идут прекрасные передачи, в которых просвещенное духовенство объясняет Священное Писание, многое делает для укрепления веры в нашем народе. Но те, для кого эти телепередачи недоступны, несомненно, должны находить возможность побеседовать с просвещенным человеком, лучше всего со священнослужителем, особенно если внешний мир привносит тревоги, сомнения. А как много таких ложных и опасных сигналов обрушиваются на сознание православного человека, неся в себе ложь, клевету против Церкви, против ее служителей, — именно для того, чтобы сформировать недоверие к словам, которые Церковь обращает к своему народу!

Еще раз скажу: в этом нет ничего нового. Точно так же, по тем же лекалам разрушалась в начале XX века православная Россия. Ничего нового никто не изобрел. Читая те или иные выдумки в адрес Церкви, наполненные злобой, клеветой, иногда задаешься вопросом: неужели все это может быть усвоено сознанием нормальных людей, тем более верующих, после всей страшной истории XX века? Неужели снова мы поскользнемся на этом специально разлитом масле, подобно тому, как поскользнулся и погиб один из героев известного произведения Булгакова?

Я говорю всё это к тому, что живем мы во время непростое, и мы должны не только обладать ясным православным мировоззрением, но и уметь его защищать. Во-первых, перед самими собой, в ответ на те вызовы, которые обращаются к нам; но также помогать тем, кто неспособен сам защититься. Мы должны становиться очень сильной, солидарной православной общиной, исполненной искренней веры, обращенной духом своим к тем святым угодникам, которые пали жертвой страшной борьбы с нашей Церковью, — первым из них является патриарх Тихон, мощи которого покоятся в этом святом храме.

Пусть Господь молитвами наших мучеников, исповедников поможет нынешнему поколению православных людей не просто хранить веру, но и быть способными отвечать на всю ту ложь, клевету, нападки, которые сегодня обращаются на Церковь, — так же, как они обращались в начале века XX-го. Мы ни с кем не ищем войны, по-христиански мы всех прощаем, у нас не должно быть зла в сердце. Ведь если в полемике с недоброжелателями мы почувствуем прилив злой энергии, если мы вдруг возненавидим наших оппонентов, — то нам следует немедленно остановиться, ведь это означает, что зло нас победило. Но если зла нет в нашем сердце, если мы чувствуем снисхождение и даже любовь к людям заблуждающимся, то у нас действительно есть возможность и сила защитить слово Божие, Церковь Святую, народ свой. Наш долг — делать это со смирением и доверием Господу, Который ведет наш народ и Церковь нашу только Ему известными путями; нам же остается надеяться, что это и есть Божественный путь, истина и жизнь. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5602712.html

Оффлайн Лидия Цвет.

  • Гражданин Аура Русы
  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 1981
  • Репутация: +330/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #681 : 07 Март, 2020, 18:50:53 »
Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в пятницу первой седмицы Великого поста после Литургии в Троице-Сергиевой лавре
6 марта 2020 года, в пятницу первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Трапезном храме Свято-Троицкой Сергиевой лавры. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Пост предлагает нам определенные средства, с помощью которых мы действительно имеем возможность прикоснуться к реальной духовной жизни. Не к той духовной жизни, о которой люди часто говорят, не понимая, что она собой представляет, не к той духовной жизни, которая в массовом сознании связывается с культурой, просвещением, знанием, успехом, но к подлинной духовной жизни, которая приводит человека еще здесь, на земле, в соприкосновение с иным миром. И это соприкосновение с иным миром, с миром подлинных ценностей радикально, до неузнаваемости, меняет человека.

Иногда в житиях святых мы читаем, как некий богач вдруг раздает имение, бросает все и уходит в пустыню или в обитель, уезжает на Афон или спасается в лесах. У многих людей, особенно невежественных, возникает вопрос, а все ли в порядке с психикой такого человека. Ответ на этот вопрос может быть только один: ни один душевнобольной не уйдет от людей, потому что без опоры на них он жить не сможет. Он будет мучить людей, будь то в коммунальной квартире, общежитии или палате, но от них никогда не уйдет, а если уйдет, то немедленно умрет. От людей в пустыню уходили те, кому пустыня была нужна как оптимальное место духовного возрастания, которое вело их к общению с Богом.

На этой неделе я говорил о том, что подвиг поста, включающий воздержание от пищи, молитву, покаяние, дела милосердия, помогает людям приблизиться к духовной реальности. Пришлось говорить и о том, какую важную роль играет во всем этом разум человеческий, потому что чувства, в том числе религиозные, могут выйти в нашем сердце из-под контроля, и мы знаем, как иной благочестивый человек впадает в состояние, именуемое в народе кликушеством, — теряет сознание, нарушает привычные нормы общения с другими. Ему самому кажется, будто он возносится на небеса, но на самом деле он оказывается в числе тех, кто нуждается в помощи психиатра. Вот и возникает вопрос: как должен работать наш ум, погружаясь, как учили святые отцы, в сердце, чтобы мыслью контролировались чувства? Мысль никогда не должна уходить в сторону, ум никогда не должен покидать свой «командирский пост». Разум должен контролировать человеческие чувства, и если в чувствах происходит что-то неладное, ум должен давать соответствующий сигнал. То, что я объяснил на языке достаточно понятном современному человеку, на языке святоотеческом называется трезвением ума. Ум никогда не должен терять трезвость. Для чего? А для того чтобы контролировать чувства и поведение человека.

Ну, а если ум человека поврежден? Разве мы с вами не встречали, в том числе в этой обители, людей благочестивых, практика благочестия которых оказывалась очень странной и даже недопустимой? Их религиозные чувства контролирует нездоровый ум. К таким людям нужно относиться с любовью, никак их не обижая, но понимать, что это не образец для подражания, а объект духовного и медицинского воздействия.

Помимо ума, который может быть здоровым и не совсем здоровым, есть еще нечто, что Господь вложил в нашу природу и что дает силы управлять человеком, — это наша воля. Воля как способность не только передавать сигналы всему организму, определяя его действия в соответствии с нашими замыслами, но и осуществлять контроль в течение протяженного времени. Воля есть величайший Божий дар — именно потому, что воля свободна. Господь не запрограммировал нас на добро, и диавол неспособен запрограммировать нас на зло. Воля — это сила, которая управляет и умом человека, и его чувствами, и эта сила дана нам совершенно свободной. Мы действительно имеем возможность самостоятельно распоряжаться и действиями своего ума, и потребностями своего тела, а регулятором, этим «капитанским мостиком», откуда идут сигналы, и является человеческая воля.

Вот почему воспитание воли есть важнейшее дело в христианской традиции. Ум может быть просвещенным, а воля — дряхлой, слабой, ветром колеблемой. Что же тогда станет с умом? Он может оказаться под воздействием пьяной компании, компании блудников, компании сумасшедших, в компании тех, кто неспособен внести никакой положительный вклад в жизнь людей.

Воля может воздействовать на человека со скромными способностями, например, такого, у кого что-то не получалось в начальной школе. Смотрел он на соседа, который легко решал задачки, и думал: «Вот какой счастливый человек, как быстро ему все дается!» И говорил себе: «Но я постараюсь», напрягал свою волю и, хоть не так быстро, как сосед, но задачки решал. На протяжении всей жизни этот человек, у которого, может быть, интеллектуальные способности были не так сильно развиты, достигал напряжением воли все большего и большего. И как часто мы видим таких людей на вершине человеческой славы! А люди талантливые, легко обучаемые, образованные нередко гибли на жизненном пути, не имея силы воли, — ветры, противные их движению, сбрасывали их на обочину. Воля есть великое чувство и великая сила. И мы должны просить Господа, чтобы Он укреплял нашу волю и помогал нам свободно и разумно употреблять ее для достижения важных и спасительных жизненных целей.

Поскольку слово мое обращается не только к благочестивым паломникам, но и к студентам, я хотел бы еще и еще раз сказать, что именно от вашей воли во многом зависит ваш жизненный успех. Воля — это то, что нам дает Бог, одному больше, другому меньше. А вот наше использование воли либо обеспечивает движение в правильном направлении, либо, если воля слабая, разрушает, к сожалению, даже самые яркие таланты.

Великий пост дает нам возможность тренировать нашу волю в аскетическом смысле этого слова. Во-первых, силой воли мы должны научиться по-настоящему молиться. Что нам мешает прочитать правило, что нам мешает лишние десять минут постоять перед иконой, чтобы обратиться к Господу со словами молитвы? Слабая воля. Потому что есть нечто, чем бы мы непременно хотели заняться. Один телевизионную программу не досмотрел, другому спать хочется, третьему соседка позвонила, и все эти раздражающие факторы толкают нас к тому, чтобы мы побыстрее закончили свое молитвенное правило. Но мы должны противостоять всем этим искушениям.

Я взял навскидку пример молитвы, однако существует множество других примеров, когда человек растет именно потому, что силой воли преодолевает свою слабость. Один известный вождь XX века сказал удивительные слова: «Человек растет под тяжестью ответственности». Казалось бы, как можно расти под тяжестью, ведь тяжесть придавливает! Однако тяжесть ответственности действительно стимулирует рост — именно потому, что воля работает под тяжестью ответственности.

У нас с вами величайшая ответственность пред Богом. Наш с вами путь не ограничивается земными годами, не ограничивается земной карьерой. Он простирается в вечность, и сила нашей воли является одним из тех факторов, которые способны открыть нам врата вечности. Будем помнить, что дни Святого Великого поста учат нас воздержанию, молитве, милосердию; учат тому, как воспитывать свою волю, чтобы силой воли обретать по благодати Божией спасение и жизнь вечную. Аминь. С пятницей первой седмицы всех вас поздравляю.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5603387.html

Оффлайн Лидия Цвет.

  • Гражданин Аура Русы
  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 1981
  • Репутация: +330/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #682 : 07 Март, 2020, 18:52:23 »
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в канун субботы первой седмицы Великого поста после богослужения в Новоспасском ставропигиальном монастыре
Вечером 6 марта 2020 года, в канун субботы первой седмицы Великого поста, дня памяти блаженной Матроны Московской, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил полиелейную утреню в Покровском соборе Новоспасского монастыря г. Москвы. По окончании богослужения Святейший Владыка произнес проповедь.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
В конце первой седмицы православные люди, особенно те, кто каждый день посещал храм, подходят к исповеди. Суббота — это день, когда покаяние приносится огромным количеством верующих, а вслед за покаянием мы подходим к Святой Чаше, и причащение в субботу или воскресенье завершает поприще первой седмицы Великого поста. Сегодня мы с вами как раз подошли к этому дню, когда покаяние — это самая главная тема, потому что множество православных сегодня и завтра, склонив главу свою пред крестом и Евангелием, принесут покаяние за грехи, которые соделали.

Святому Ефрему Сирину принадлежат слова: «Если бы не было покаяния, то перестал бы существовать род человеческий». Это правильные слова, но давайте вдумаемся: во времена преподобного Ефрема Сирина значительная часть людей принадлежала к Православной Церкви, но ведь не все! Было и большое количество язычников, да и кого только не было! Почему же преподобный Ефрем говорит, что если бы не покаяние, погиб бы род человеческий — а не только те, кто принадлежит к Православной Церкви?

Преподобный Ефрем не сделал никакой ошибки. Потому что покаяние — это не только таинство Православной Церкви, очень важное таинство, без которого мы не подходим к Святой Чаше. Покаяние есть непременное условие выживания человеческого сообщества.

Удивительное слово — «прости». Бывает так, что конфликт в самом разгаре, все возбуждены, а если это не простые люди, а те, кто обладает властью, то они готовы продолжать вплоть до полного истребления противника! Ведь именно так начинались войны — когда ни у кого не хватало силы сказать оппоненту «прости»; а если бы хватило, то и войны бы не было, как не было бы тысяч убиенных. Что потеряли бы политические лидеры, которые сказали бы друг другу «прости» вместо того, чтобы обнажить меч? Ничего бы не потеряли — только выиграли бы, потому что решили бы мирно все те проблемы, которые стали причиной войны…

А если рассмотреть конфликты не в глобальных, международных масштабах, а в нашем человеческом общежитии? Как часто слово «прости» останавливает самое страшное развитие событий, особенно в семейной жизни! Многие проходили через семейные конфликты и хорошо знают, как нарастает порой отчуждение, даже взаимная ненависть. В результате люди, неспособные сказать друг другу «прости», навсегда расстаются и только по истечении времени осознают, какую же ошибку они допустили. А если бы в критический момент кому-то хватило бы разумения и сил сказать «прости», то, может, не было бы разделенной семьи, не было бы сирот при живых родителях, не было бы калечащего душу разделения имущества. Не было бы лавинообразного нарастания злобы, ненависти, жизнь была бы проще, светлее, если бы у хоть одной стороны хватило силы сказать это удивительное слово «прости».

Великий пост учит нас покаянию. Он учит нас способности просить прощения и прощать, и мы должны хорошо запомнить, что прощение есть не признак слабости, а, напротив, большой внутренней духовной силы. Если вопреки условностям, вопреки риску быть неправильно понятым кто-то говорит «прости» своему противнику, своему врагу, порой производя на последнего ошеломляющее впечатление, то это слово буквально взрывает целые баррикады ненависти, злобы и отчуждения.

Сегодня и завтра мы будем подходить к исповеди, просить прощения у Господа. Мы снова должны, как в Прощеное воскресенье, испросить прощения у тех, с кем мы находимся в конфликте, памятуя об этом исцеляющем и вдохновляющем слове «прости». Произнося его в адрес тех, кто нас обидел, мы и сами сподобляемся получить прощение от нашего Господа и Спасителя в день Страшного суда, ведь Господь прощает тому, кто умеет прощать своих ближних. Этот великий урок мы и должны вынести из поприща первой седмицы Великого поста, особенно после сегодняшнего богослужения и нашей общей молитвы.

Мы вспоминаем имя святой Матроны Московской, великой старицы, житие которой известно большинству из нас. Казалось бы, именно про таких говорят «Богом обиженная» — она была слепая, почти обездвиженная, то есть находилась в самой бездне человеческого страдания. Но вот что удивительно — никто из современников не видел страдания на ее лице. Это свидетельствует о том, что страдание — это то, что происходит от нас самих. Бог не посылает страдания, Он дает испытания. А в испытаниях мы можем закалять себя, становиться мудрее, обретать дух мирный; или же, проходя через испытания, озлобляться и приносить беду и себе, и окружающим. Пусть и память о святой праведной Матроне Московской сегодня умудрит нас и поможет справляться с нашими скорбями, по милости Божией и Его святой воле. Пусть Господь хранит всех нас, укрепляя в нас мирный дух и готовность к прощению. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5603472.html

Оффлайн Лидия Цвет.

  • Гражданин Аура Русы
  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 1981
  • Репутация: +330/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #683 : 10 Март, 2020, 14:57:41 »
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю Торжества Православия после Литургии в Храме Христа Спасителя
8 марта 2020 года, в Неделю 1-ю Великого поста, Торжества Православия, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию святителя Василия Великого и чин Торжества Православия в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим со словом.

Всех вас, дорогие Высокопреосвященные и Преосвященные владыки, отцы, братья и сестры, сердечно поздравляю с великим праздником — с Торжеством Православия. Этот праздник был установлен, когда многим казалось, что период нестроений и разномыслий, терзавших Церковь Христову на протяжении столетий, завершился, и Византийская империя вошла в свою силу.

Как нередко бывает, когда в церковные дела вторгается светская власть, государственные деятели начинают мыслить своими категориями, пренебрегая Преданием и чувствами верующих людей. В свое время император и византийские власти приняли, как им казалось, единственно правильное решение и запретили иконопочитание. А поелику решение было принято государственной властью, оно приобрело силу закона, а потому каждый, кто отказывался принять так называемое иконоборчество, становился врагом светской власти.

Мы знаем, к чему привело это опаснейшее развитие событий. Светские силы, силы государственной власти обрушили прямое гонение на тех, кто почитал святые иконы. И это было особенно страшно потому, что гонение было не от язычников — оно было от своих, и не для того, чтобы искоренить веру, а якобы для того, чтобы веру укрепить.

Всё, что произошло тогда в Византийской империи, стало важным примером того, как нельзя действовать внутри Церкви. Того, что не должна государственная власть вмешиваться в то, в чем она некомпетентна, потому что власть преследует в первую очередь политические цели. Поскольку достижению поставленных политических целей противостояло иконопочитание, власть приняла решение бороться с иконами, и многие люди, сохранив верность Православию, лишились жизни. И как тяжко сознавать, что гонения были воздвигнуты православными императорами, православными чиновниками, православной властью — якобы во имя самых добрых и возвышенных целей!

История иконоборчества — это важное свидетельство того, что власть никогда не должна вторгаться в священное пространство Церкви. И одновременно того, как не должна поступать и церковная власть, подчиняясь решениям власти государственной, если эти решения разрушают Церковь и наносят колоссальный духовный вред верующему народу.

По милости Божией Церковь вынесла из иконоборческой истории очень важные выводы, которые помогли и нашей Русской Церкви устоять от соблазнов в веке XX, когда власть боролась не только с иконами, но и с самой верой православной. И то, что в Византийской империи верность Церкви превзошла лояльность власти, помогло и нашему благочестивому народу, не вступая в конфликт с государством, сохранить верность Православию. А когда власть безбожная настаивала на своем, история победы иконопочитания давала силы нашему верующему народу жизнь свою положить за Господа и Спасителя, оставаясь верными Его Церкви.

События далекого VIII века отозвались тяжелым эхом на последующей истории Церкви, но одновременно помогли осознать людям церковным, что никакие политические силы не должны господствовать над верующими, склоняя их к богоотступничеству, к впадению в ересь или уход в раскол. И сегодня, вспоминая эти события, еще и еще раз прославим Господа за непоколебимое мужество предшествовавших поколений — не только за тех, кто боролся с иконоборчеством, но и за всех тех, кто мужественно сохранял верность Церкви, не идя ни на компромиссы, ни на предательство, но в полной мере сознавая, что если спасение превыше всего, то нет такой силы, которая могла бы оторвать искренне верующего человека от верности Христу.

Наученные тяжелым историческим опытом, будем хранить веру православную, будем просить Господа о том, чтобы никогда не повторялись тяжелые времена, подобные иконоборчеству или безбожию, постигшему наш народ. Будем просить Господа, чтобы Его милость всегда пребывала с Церковью Его и с народом нашим. Аминь. С праздником всех вас поздравляю!

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5603863.html

Оффлайн Лидия Цвет.

  • Гражданин Аура Русы
  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 1981
  • Репутация: +330/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #684 : 22 Март, 2020, 18:42:35 »
Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в домовом храме Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре
14 марта 2020 года, в субботу 2-й седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию иерейским чином в домовом храме Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре г. Москвы. В этот день отмечалась 44-я годовщина архиерейской хиротонии Его Святейшества. По окончании Литургии Святейший Владыка обратился к участникам богослужения.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры!

Всех благодарю за участие в этой почти келейной молитве. Сперва я намеревался отслужить сегодня Литургию при практически закрытых вратах, но потом подумал, что так было бы неправильно. Желающие должны были иметь возможность присоединиться, и я благодарю всех, кто пришел. Верю, что наши общие молитвы дадут мне сил для продолжения того послушания, которое Господь мне поручил.

Не мне подводить итоги 44 годам моего служения. Об этом будут говорить другие, а я могу только благодарить Господа за всё. Во-первых, конечно, за семью, в которой я родился. За деда-исповедника, прошедшего тюрьмы и лагеря, большую часть своей жизни несшего исповеднический крест, не сломленного никакими жизненными обстоятельствами и воспитывавшего меня, еще младенца, в этой силе — передавая силу духа и укрепляя во мне веру. За родителей моих — благочестивых, скромных, воспитанных. За атмосферу послевоенного православного Петербурга. Все это, конечно, очень сильно повлияло на мое становление, но более всего — личность покойного владыки митрополита Никодима, который круто развернул мою жизнь, мои мысли и помог мне понять, что должно случиться в моей жизни, чтобы с детства имевшееся желание посвятить себя Богу могло принести реальный плод. Именно через его внушение сформировалось у меня желание стать на тот путь, который я избрал.

Поэтому сегодня я благодарю Господа за все эти пройденные годы. Они не были и не могли быть легкими, особенно годы Патриаршего служения. Ведь Патриарх — это тот, кого Господь поставил предстоять пред Его Престолом Его в качестве главы Поместной Церкви, тем самым давая многие полномочия и одновременно невероятно поднимая планку ответственности. Ясно понимаю, и об этом я неоднократно говорил: крест, возложенный на меня как на Предстоятеля, невозможно нести, опираясь только на свои силы. Но в ответ на покаяние, на молитву, на смиренную оценку своего собственного вклада Господь дает помощь. Во-первых, Свою благодатную помощь, а во-вторых, посылает замечательных помощников, которые разделяют со мной ответственность и совершают достойно служение, к которому их призвал Господь.

Поэтому единственное слово, которое я вознес сегодня Господу, — это слово благодарения. Все остальное должно проистекать из благоволения Божия. Если такое благоволение будет, то Господь даст сил и разумения, а также укрепит моих ближайших помощников в чувстве ответственности за дело Божие, которое мы все совместно совершаем. Тогда все будет складываться к славе Божией — только чтобы грех наш не препятствовал действию благодати. Вот, наверное, главное, о чем мы должны просить Господа, — чтобы наше несовершенство, наша человеческая слабость не мешала Божественной благодати действовать в нашей жизни, в нашем сознании, в нашем сердце, преобразуя наше естество так, чтобы мы были действительно достойны того, к чему Господь нас призвал.

Хотел бы еще раз сердечно поблагодарить всех, дорогие владыки, отцы, братья и сестры, кто сегодня присутствовал. Знаю, что вы испытываете добрые чувства к Патриарху, и в ответ на это хотел бы просить вас лишь об одном — никогда не переставайте крепко молиться о Патриархе. Это главное выражение ваших чувств, вашей преданности; это выражение подлинно религиозного взгляда на жизнь, без которого мы, верующие люди, не можем осуществлять свое служение, да и просто не можем жить. Пусть Господь Своей благодатью пребывает над Церковью нашей, над Отечеством нашим, народом, над всеми нами — Его смиренными служителями.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5607230.html

Оффлайн Лидия Цвет.

  • Гражданин Аура Русы
  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 1981
  • Репутация: +330/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #685 : 22 Март, 2020, 18:44:08 »
Патриаршая проповедь в Неделю Крестопоклонную после Литургии в храме благоверного князя Игоря Черниговского в Переделкине г. Москвы
22 марта 2020 года, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в храме благоверного князя Игоря Черниговского в Переделкине г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с проповедью.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие владыки, отцы, братья и сестры!

Радуюсь, что Господь привел меня сегодня в этот храм, чтобы вместе с вами разделить воскресную молитву в день, когда мы вспоминаем страдания Господа и Спасителя и поклоняемся Его Животворящему Кресту. В сегодняшнем чтении из Послания к Евреям (4:14-5:6) апостол призывает нас приблизиться к Престолу Божиему, чтобы получить нам милость и обрести благодать для благовременной помощи.

Этот призыв словно специально обращен к нам сегодня. Естественно, что в тяжелое время, когда в стране и в мире началась эпидемия, человек в первую очередь думает о собственном спасении. Это заложено в природу человека, и, конечно, нужно делать все для того, чтобы уберечь себя, родных, близких, свое окружение от распространения инфекции.

Но мы знаем: когда возникает общая опасность, нередко разрушаются человеческие связи и каждый начинает думать только о себе. Иногда это приводит к потере человеческого лица, к междоусобной брани, к столкновениям, к общественным коллапсам. Сегодняшнее апостольское чтение призывает нас к тому, чтобы мы сохраняли способность совершать добрые дела, совершать благодеяния. Несмотря на инфекцию, которая провоцирует отчуждение одного человека от другого, мы должны не забывать наших ближних и в меру сил и возможностей оказывать им помощь — конечно, исполняя все необходимые предписания, с тем чтобы не оказаться разносчиками инфекции. Сегодня в нашей поддержке особенно нуждаются люди пожилые, одинокие, лишенные возможности даже за продуктами сходить — такие ведь есть, наверное, и среди наших соседей, родных и близких. Поэтому, оберегая себя и своих ближних от распространения инфекции, мы должны помнить, что никто не отменял совершения добрых дел, и неслучайно сегодня прозвучали для всех нас слова апостола из Послания к Евреям.

Пусть Господь всех нас укрепит. Давайте будем молиться о стране нашей, о народе нашем, о всем мире. В отличие от светских специалистов, у которых есть собственные объяснения причин этой почти глобальной эпидемии, мы должны посмотреть на ситуацию через призму наших духовных знаний и подумать: что же все это означает? Почему Господь попускает язву, поражающую многих людей? И возникает возможность подумать не только о гневе Божием, как это бывало в истории, но скорее о милости Божией. Господь призывает нашу самоуверенную технологическую цивилизацию, которая полагает, что ей все доступно и все возможно, оценить пределы своих возможностей и осознать свою хрупкость.

Действительно, мы имеем потрясающие научные исследования и их результаты, которые воплощаются в жизнь. Но Господь словно говорит нам: «при всем вашем могуществе вы очень хрупки, вы по-настоящему слабы, вы должны опираться — не только во времена катаклизмов, но и в каждый день своей жизни — на Мою помощь, на силу, которая превышает всякую человеческую силу».

Да, мы обязаны соблюдать все необходимые санитарные правила, ни в коем случае их не игнорируя, как делают люди зловредные, но именующие себя верующими, которые заявляют: «где же вера наша, если мы боимся инфекции?» Какой-то мудрый человек, отвечая на эту нелепость, сказал: «А ты перекрестись и спрыгни с пятого этажа! Но ведь ты этого не сделаешь, уповая на свою веру! Тогда почему ты людей подталкиваешь к тому, чтобы они нарушали правила, которые нужно исполнять, ссылаясь на веру?»

Вера должна давать нам силу для того, чтобы преодолевать недуги, чтобы поддерживать наших близких, чтобы, несмотря на ограничение передвижений и прочие ограничения, которые сегодня вводятся в человеческом обществе, мы ни в коем случае не теряли способность к доброделанию, как об этом учит нас сегодняшнее апостольское чтение. Мы должны оставаться людьми, способными любить и помогать другим, и одновременно достаточно сознательными и дисциплинированными, чтобы исполнять все то, что необходимо исполнять с точки зрения медицины, подчиняясь определенным санитарным правилам.

Еще раз хочу сказать: появление этой болезни должно помочь нам понять, в каком кризисе, связанном с самоуверенностью, с гордыней, пребывает сегодня человеческая цивилизация. Господь вразумляет нас разными путями. Он показывает сегодня ограниченность наших возможностей не для того, чтобы мы опустили руки, не для того, чтобы мы впали в растерянность, не для того, чтобы мы потеряли способность сопротивляться, но для того чтобы мы осознали свою собственную хрупкость и хрупкость современной человеческой цивилизации. И чтобы мы, продолжая трудиться, ни в коем случае не теряя духовного оптимизма, тем не менее понимали, что над всем — Бог, над всем — Его всемогущая десница.

Нынешние обстоятельства должны еще больше укрепить нас в вере. А те, кто сомневается, пройдут, может быть, через эти испытания и, при правильном к ним отношении, из сомневающихся станут верующими. Будем надеяться, что и кто-то из неверующих увидит в испытаниях руку Божию и Его милость, и откроются сердца людей, еще вчера бывших каменными, и соделаются они детьми Авраама, как об этом говорит нам Слово Божие.

Поэтому с верой и надеждой на Господа мы должны проходить эти дни испытаний. Еще раз хочу сказать: не пренебрегая никакими санитарными правилами и медицинскими указаниями, но одновременно сохраняя сильную веру. Пусть эти испытания помогут нам посмотреть и на самих себя с критической точки зрения, задать самим себе вопрос о своей собственной жизни: все ли у нас правильно, все ли у нас хорошо, или мы слишком  привыкли хотя бы к относительному, но все таки весьма отличающемуся от прежних времен благополучию.

Да поможет нам Господь сохранить здравие. Да сохранит Господь в здравии и благоденствии народ наш, Отечество наше и весь мир, и да укрепит Господь через это испытание нашу веру и надежду на Его всемогущую десницу. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5611258.html

Оффлайн Лидия Цвет.

  • Гражданин Аура Русы
  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 1981
  • Репутация: +330/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #686 : 01 Апрель, 2020, 13:12:36 »
Патриаршая проповедь в Неделю 4-ю Великого поста после Литургии в Храме Христа Спасителя
29 марта 2020 года, в Неделю 4-ю Великого поста, прп. Иоанна Лествичника, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Текущая неделя Великого поста посвящена воспоминанию о святом преподобном Иоанне Лествичнике, замечательном игумене Синайской горы, где до сих пор сохраняется монастырь, что возглавлял святой преподобный Иоанн, с очень строгой дисциплиной. Множество подвижников выходили из этого монастыря в мир по разным обстоятельствам и причинам, и вокруг каждого из них создавался некий круг людей, взыскующих спасения. На основании огромного духовного наследия Синайской обители сформировался определенный корпус святоотеческих текстов, которые помогают и нам, современным людям, изучить всю трудность того, что называется духовной бранью, всю сложность войны, которую ведет человек со своим собственным грехом.

Эта война куда сложнее, чем война с внешним противником. Победить самого себя, разобраться в своих мыслях, очистить душу от греха, стать настолько твердым и сильным, чтобы более не впускать грех в душу, — это битва, которая по своему напряжению превышает любую человеческую битву, любой земной конфликт, в котором мы отдаем последние силы, чтобы победить врага. И нужно помнить, что главная победа, к которой мы стремимся в жизни, — это победа над самими собой.

Мы также совершаем память святой Марии Египетской. На этой неделе, в четверг, в память о Марии Египетской будет полностью прочитан канон святого преподобного Андрея Критского. Эта длительная служба с чтением канона называется Марииным стоянием, и потому невольно мысль обращается сегодня к преподобной Марии Египетской. Мы хорошо знаем, что она была женщиной легкого поведения, которая наслаждалась жизнью в богатом и красивом городе Александрии. Но однажды, случайно оказавшись на Святой земле, она почувствовала, что Господь не пускает ее под своды Храма Гроба Своего, и во мгновение приняла решение изменить свою жизнь.

В Иерусалиме было много святынь, главная из которых — Гроб Господень. Было много богомудрых пастырей и архипастырей. Но Мария избирает совершенно особый путь — конечно, не сама, но движимая Промыслом Божиим. Мария уходит из Иерусалима. Она перестает посещать Храм Гроба Господня, перестает прикладываться ко всем святыням града Иерусалима и, перейдя Иордан, уходит одна в страшную пустыню — где неизвестно, чем можно прокормиться, где неизвестно, как можно спастись от ядовитых змей и диких зверей, таких, как львы, которые в то время еще жили на Ближнем Востоке. Хрупкая женщина пересекает Иордан и уходит от всех, оставляя и храмы, и обители, отказываясь даже от причастия. Уходит в пустыню — давайте только подумаем! — чтобы никого, кроме Бога, перед ней более не было.

Святая преподобная Мария Египетская так прожила всю оставшуюся жизнь, несколько десятков лет. Буквально за год до ее кончины монах Зосима из обители преподобного Герасима, что на Иордане (кстати, обитель до сих пор существует), ушел за Иордан, как поступали монахи в первую седмицу Великого поста, чтобы особым образом пройти это поприще в пустыне, и встретил там Марию Египетскую живой и невредимой. Зосима не мог понять, кого же он встретил, — человека или ангела. Как же эта женщина — без молитвы в храме, без принятия Христовых Таин, без помощи духовников, без помощи братьев и сестер по духу — как она смогла в полной изоляции достичь такой святости, которой был поражен Зосима, видя, как Мария перешла Иордан по воде? Что это означает? Это означает, что между ее физическим естеством и ангельским естеством более не было никакой границы, она, подобно ангелу, преодолела законы человеческого естества. Никакого земного тяготения! А в результате чего? В результате молитвы в уединении, искренней молитвы, — которая продолжалась не неделю, не месяц, не два, — а всю жизнь. Именно эта молитва и соделала из грешницы Марии великую святую, которую Церковь предлагает как пример каждому из нас. Пример того, как из бездны греха — через подвиг отделения себя от мира, через подвиг уединения — можно взойти на ангельскую высоту.

Сегодня Отечество наше проходит через трудные испытания. Вы знаете, есть очень большая угроза пандемии страшного вируса. Я получаю известия из разных стран, но меня особенно поразило письмо одной православной женщины из Италии. Еще раз повторю: письмо произвело на меня страшное впечатление. Она пишет: «Владыка, я хорошо понимаю москвичей, жителей Петербурга, других городов. Вам кажется, что эта страшная эпидемия где-то далеко, и неизвестно, когда она к вам придет, неизвестно, будет ли она такой страшной. Точно так же и мы думали две недели назад. Нам казалось, что никакой эпидемии в Риме не будет. Но сегодня мы все сидим по домам, морги и даже стадионы заполнены трупами, их невозможно даже сжигать. Люди умирают так, как только могут умирать во времена страшной эпидемии. Мы нередко остаемся без еды; с огромным страхом доходим до ближайшего магазина, где можем приобрести продукты, и немедленно возвращаемся домой; а если не вернемся, подвергаемся репрессиям со стороны полиции. Мы не могли себе представить, что у нас будет такая жизнь», — а далее слова, обращенные ко всем нам: «как вы сегодня не можете этого представить». А почему каждый не может себе представить? А потому что, по милости Божией, практически ни в одной семье еще никто не умер. Если же это произойдет, то во мгновение все представят; еще и в панику впадем. Но Церковь призывает сегодня, до жертв в наших семьях, принять на себя обязательство строго исполнять все предписания, которые исходят от санитарных властей в России.

Пример Марии Египетской свидетельствует о том, что и без посещения храма можно спастись. Ведь не какой-то искусственный пример я вам привел, а пример святой, чью память мы совершаем на этой неделе. Святой, что ушла из всех храмов и монастырей и удалилась в пустыню.

Нет сегодня ни в Москве, ни в Петербурге, ни в других наших городах пустынь. Но есть место, которое может стать пустыней, — это наш собственный дом. Давайте сделаем наши дома пустыней, давайте будем там возносить горячую молитву. Давайте возложим на себя подвиг не выходить из наших домов, как взяла на себя подвиг Мария Египетская — не выходить из пустыни. А уж ей, наверное, тоже есть и пить хотелось! Хотя в современных городах есть возможность получить и питие, и пищу, не выходя из своей пустыни.

Именно так мы должны сейчас жить. Всякие другие проповеди, в том числе исходящие от неразумных священнослужителей, не слушайте — слушайте то, что вам сегодня сказал Патриарх, и не от себя, а от великого подвижнического подвига святой преподобной Марии Египетской, которая и тело, и душу спасла, уйдя в пустыню, в полную изоляцию от окружающих ее людей.

Неслучайно, что память Марии Египетской совпала со введением карантина, связанного с распространением коронавируса. Ничего у Бога не бывает случайным. Все произошло именно в эти дни — для того чтобы мы, взирая на подвиг Марии Египетской, научились тому, как можно спасаться вне церкви, в полном одиночестве. Только самое главное — спасаться, а не, простите, дурака валять, как это делают те, кто даже дни, которые государство предоставило для сосредоточения, для спокойствия, для некоей реорганизации жизни, посвящают развлечениям на воздухе, шашлыкам, музыке и всему другому, думая, будто людям просто каникулы предоставили. Не каникулы! Это время концентрации мысли, упорядочивания семейной жизни, отношений с коллегами, с родными и близкими. Для того чтобы каждым была разработана и принята модель безопасного общения — подобно тому, как в отдаленной пустыне Мария Египетская сформировала модель безопасного общения с миром, зараженным грехом. Мария боролась с диаволом, который поражал человеческие души, а сегодня мы должны бороться с силами зла, которые поражают наши физические тела, а через это — наши души.

Поэтому я призываю вас, мои дорогие, в ближайшие дни, пока не будет особого Патриаршего благословения, воздержаться от посещения храмов, а если кто-то вам что-то скажет, напомните пример Марии Египетской. У нас нет другого ответа, потому что мы любим свои храмы. 51 год я проповедую с кафедр, призывая людей приходить в храмы, преодолевать тяготение собственной злой воли и внешних обстоятельств. Этому призыву я посвятил всю свою жизнь! Надеюсь, вы понимаете, как трудно мне сегодня сказать: воздержитесь от посещения храмов; и я, наверное, никогда бы этого не сказал, если бы не удивительный, спасительный пример святой Марии Египетской, которая в течение именно этой недели прославляется Церковью как великая подвижница, еще при земной жизни воспринявшая ангельское естество. В отдалении от монастырей и храмов, в уединении, в далекой пустыне преподобная Мария и душу свою спасла, и дала силы физическому телу прожить ровно столько лет в невероятно трудных условиях, сколько позволил Господь.

Ее молитвами да хранит Господь нас всех от инфекций, от болезней. Но самое главное — да поможет ее пример осознать и нам важность уединения в наших личных пустынях, в наших квартирах. Примем на себя частицу подвига Марии Египетской, для того чтобы сохранить себя, своих родных и близких, а, может быть, еще и для того, чтобы прочувствовать подвиг великой подвижницы, которая в уединении прожила большую часть своей жизнь только потому, что верила в Господа и слушалась Его голоса. Верим, что и сегодня Господь призывает нас идти ее путем даже в условиях современных мегаполисов. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5613859.html

Оффлайн Лидия Цвет.

  • Гражданин Аура Русы
  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 1981
  • Репутация: +330/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #687 : 04 Апрель, 2020, 14:38:35 »
Патриаршее послание Преосвященным архипастырям, священнослужителям, монашествующим и мирянам епархий на территории России
3 апреля 2020 г. 16:00
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился с посланием к Преосвященным архипастырям, священнослужителям, монашествующим и мирянам епархий на территории Российской Федерации.

В нынешнее непростое время, в условиях, когда государственными властями предпринимаются все возможные меры по недопущению распространения коронавирусной инфекции, призываю архиереев, духовенство, монашествующих и мирян усилить молитву ко Господу об ограждении людей от вредоносного поветрия, а архипастырей и пастырей — продолжать ревностно совершать богослужения и особенно Божественную Евхаристию — таинство Тела и Крови Христовых, даже в отсутствие паствы по причине соответствующих рекомендаций властей. Воистину — «делу Божию ничего не должно предпочитать» (Устав преподобного Венедикта Нурсийского, глава 43).

Сегодня многие из нас вынуждены возложить на себя подвиг неотлучного пребывания в своих жилищах. Таковым говорю: пусть место вашего уединения станет для вас пустыней личного и семейного молитвенного труда, по евангельскому слову: Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф. 6:6). Пусть на этот подвиг вдохновляет нас и образ преподобной Марии Египетской, многие годы проведшей в уединенной молитве в пустыне.

В эти дни мы лишаемся возможности быть вместе за любимыми всеми нами великопостными богослужениями. Но мы знаем, что даже врата ада не могут одолеть Христову Церковь (ср. Мф. 16:18). Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? <…> все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. <…> Ни смерть, ни жизнь, ни ангелы, ни начала, ни силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 8:35-39). Даже будучи в вынужденном разобщении, как неоднократно в истории бывали в рассеянии по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли последователи Христовы, мы остаемся нерушимой общиной веры, объединенной сердечной молитвой к Господу Иисусу. В этой молитве мы не одиноки — вместе с нами предстоят Престолу Божию и наши святые сродники, подвижники Русской Церкви всех эпох ее исторического бытия, вдохновляя и ободряя нас. Мужайся, Христова Церковь <…> Христови бо друзи о тебе пекутся, и предстояще, и обстояще (седален по полиелеи службы Новомучеников и исповедников Церкви Русской).

Понесем, братья и сестры, временные лишения ради сохранения жизни и здоровья наших ближних. Будем терпеливо переносить посетившую нас скорбь в твердой надежде, что Всемогущий Господь, принявший страдания и крестную смерть за род человеческий и Своим Воскресением открывший нам путь ко спасению, во благовремении пременит эту скорбь на радость встречи в восхвалении Его в общей молитве за храмовым богослужением, и отрет Господь слезы со всех лиц и снимет Господь поношение с народа Своего по всей земле (Ис. 25: 8) .

Будем в эти дни особенно молиться о тех, кто самоотверженно полагает свои силы ради прекращения морового поветрия, о тех, кто трудится ради жизнеобеспечения наших городов и сел. Будем им благодарны и окажем им всю возможную поддержку. Благодарю и всех вас, дорогие владыки, отцы, братья и сестры, за ваше ревностное служение Господу, Его Церкви и друг другу.

Непрестанно молюсь о всех вас.

+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

http://www.patriarchia.ru/db/text/5616517.html

Оффлайн Лидия Цвет.

  • Гражданин Аура Русы
  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 1981
  • Репутация: +330/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #688 : 08 Апрель, 2020, 13:03:56 »
Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы после Литургии в Храме Христа Спасителя г. Москвы
7 апреля 2020 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня мы празднуем великий двунадесятый праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. Это событие, которое открыло новую эру в человеческой истории. Это событие, которое легло в основу очень больших перемен. Кстати, сегодня нередко мы слышим слово «кризис» — люди используют это слово, не всегда зная его прямое назначение и смысл. А кризис — это перемена; в античности это слово означало перемену, причем необязательно к худшему.

Итак, мы живем, несомненно, во время кризиса, а значит, мы живем во время перемены. И возникает вопрос, что это за перемена. Очень многие исполнены страха за свою жизнь, за свое здоровье, и у этих страхов есть, конечно, основания. По всему миру распространяется страшная инфекция, причем она охватывает не отдельные регионы или страны, а действительно всю вселенную. Это глобальная напасть, какой в истории не было. Самые страшные эпидемии поражали народы, большие и малые, и даже континенты, но всегда в мире оставались спасительные места, где была гарантия не заболеть и не погибнуть. Сегодня таких мест практически нет, потому что мы — перед лицом глобальной инфекции.

Один этот факт поставляет переживаемое нами время в особое историческое пространство. Мы все должны очень серьезно задуматься, что означает эта вселенская напасть? Что означает эта болезнь, от которой нигде нельзя укрыться?

Бог посылает болезни в наказание или в исправление, а иногда одно связано с другим. И очень важно, чтобы эта болезнь, этот страх смертный послужили всем нам в исправление. Мы, в конце концов, должны осознать истину, которая очевидна для человека, живущего по законам веры, но совершенно не очевидна для людей неверующих. Настал их час задуматься! Что же это за истина? А истина в том, что Бог — Творец мира, и от Него зависит человеческая судьба.

Казалось, что грандиозное развитие науки, начавшееся в конце XIX и захватившее весь XX и начало XXI века, привело к утверждению автономии человека, в том числе от Бога. Мы всё можем, мы великие и сильные, мы в центре мира, человек в центре бытия! Кстати, в этом нет ничего нового: и в античности человек провозглашался центром бытия. Тогда и боги были как люди, со своими страстями, которые любили, гневались, интриговали друг против друга, но античное религиозное сознание ставило их в центр духовной жизни. Потом и в истории христианства наступил период возрождения античной культуры, так называемая эпоха Возрождения, и самой большой опасностью той эпохи было то, что человека снова поставили в центр бытия. Последующие идеологии бережно сохраняли центральное место человека во вселенной. «Человек — это звучит гордо!» Каждый, кто изучал творения Горького, помнит эти слова, которые школьники моего поколения заучивали наизусть. «Человек — это звучит гордо», и нет никакой другой силы, которая была бы в центре бытия.

Антропоцентрическая цивилизация, которая поставила человека в центр, вытеснив Бога из жизни, сместив Его из центра на периферию бытия, совершила страшную ошибку. А почему? А потому что человек — это преходящее явление. У человека меняются вкусы, нравы, обычаи, убеждения, даже система нравственных ценностей, и в силу этой переменчивости не обеспечивается духовное преемство поколений, не обеспечивается целостность человеческой жизни. Потому что только Бог неизменяем, только в Боге абсолютная истина, в Нем абсолютная правда, и если Он в центре человеческого бытия, то задача человека заключается не в том, чтобы бороться с Богом и вытолкнуть Его из центра, но чтобы принять Его в свое сердце и в свой разум и через это стать новым человеком, живущим по Божиему закону, устрояющим жизнь по этому закону.

Когда сегодня нам говорят о кризисе, мы должны помнить, что кризис — это перемена, и от нас зависит, будет ли это перемена к лучшему или к худшему. Если мы будем впадать в панику, терять человеческий образ, если даже эти сложные обстоятельства жизни не приведут нас к Богу, если мы в очередной раз потеряем шанс стать народом Божиим, тогда мы подпадаем под власть людей переменчивых, которые сегодня формулируют одни ценности, идеи, завтра — другие, и очень часто начинают подавлять ближних своих, чтобы только те ценности и идеи, которые они провозглашают, стали ценностями и идеями всех остальных.

Сколько же еще должно быть испытаний, сколько еще должно прожить человечество, чтобы уяснить простую истину: отказ от Бога немедленно поставляет в центр бытия человека с его несовершенством, с его переменчивостью, с его грехами, с его предпочтениями политическими, духовными, культурными? И невозможно объединить род человеческий вокруг этого сверхчеловека, потому что всегда найдутся другие, которые скажут: «Я хочу быть на этом месте». Ведь история учит нас, что так оно и было. История знает кровавые перевороты, когда некие лидеры, часто вдохновенные и харизматичные, пытались занять центральное место в жизни людей, а потом находились другие, которые их свергали, и так до бесконечности.

Мы живем в эпоху перемен. Это и есть кризис, но от нас будет зависеть, перемены ли это к лучшему или к худшему. Для того чтобы перемена была к лучшему, мы должны вспомнить, что человек создан Богом, и в центре жизни человека должен быть Бог с Его законом праведным, непогрешимым; законом, исполнение которого приводит человека к подлинному счастью не только в его личной, сокрытой от других жизни, но в построении общественных отношений, отношений между человеком и природой, отношений человека и космоса. Если в центре — Бог, то ничто не дает человеку права разрушать окружающий его мир, следствием чего становятся катаклизмы, эпидемии, личное и общественное несчастье.

Да поможет всем нам Господь воспринять этот кризис, а лучше скажу, время перемен, которые должны стать переменами к лучшему для каждого из нас, для народа нашего, для всего рода человеческого. Ну, а если не воспользуемся этой возможностью, то еще и еще раз наступим на грабли, как говорит наша пословица. Дай Бог всем нам сегодня проникнуться мудростью, попытаться открыть сердце и ум навстречу Богу, даже если мы не воспитаны в религиозных истинах, даже если нам кажется, что вера — это что-то очень далекое и чуждое, то, что принадлежит прошлому. Дай Бог осознать, что вера принадлежит вечности — и прошлому, и настоящему, и будущему, и она соединяет нас с Богом, Который и есть Господин истории.

А потому сегодня мы все молимся и просим Господа, чтобы Он простил грехи наши, чтобы поддержал нас, народ наш и весь род человеческий в это тяжелое время, дал возможность увидеть и понять пути Его Промысла, дал возможность и умом, и сердцем почувствовать Его присутствие и в жизни нашей, и в жизни рода человеческого, и во всей человеческой истории. Тогда то, что мы называем кризисом, временем перемен, будет кризисом во благо, переменой к лучшему. Об этом мы все должны сегодня молиться и, концентрируя свою волю и свои силы, стараясь, в том числе, делать все для того, чтобы не содействовать распространению инфекции, управлять своими поступками так, чтобы не наносить вред себе и окружающим. Тогда все мы сможем выйти из этого испытания совсем другими — с сильной верой и с ясным пониманием того, что Бог и есть Господин истории. Пусть именно к этому радостному, светлому и вдохновляющему будущему предрасположатся сердца и умы народа нашего и всех людей, чтобы, приняв Бога в сердце, мы могли действительно устроять тот мир, в котором бы грех стал небольшим-небольшим островком в океане любви. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5618514.html

Оффлайн Лидия Цвет.

  • Гражданин Аура Русы
  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 1981
  • Репутация: +330/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #689 : 12 Апрель, 2020, 17:32:23 »
Патриаршая проповедь в праздник Входа Господня в Иерусалим после Литургии в Храме Христа Спасителя
12 апреля 2020 года, в Неделю 6-ю Великого поста, ваий, праздник Входа Господня в Иерусалим, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня великий двунадесятый праздник — Вход Господень в Иерусалим, и Церковь вспоминает события, связанные с земной славой Господа и Спасителя нашего. Потрясенные воскрешением Лазаря, люди встретили Господа у стен Иерусалима и сопровождали Его торжественной процессией, полагая пред Его ногами ветви пальм, постилая свои одежды, чтобы Он, великий чудотворец, ступил на эти одежды. Люди были действительно потрясены и надеялись хотя бы через это соприкосновение стать причастными Его великой силе.

Что может быть страшнее смерти? И вдруг явился Человек, Который воскресил покойника на четвертые сутки после смерти, — когда, как повествует евангелист, тело уже смердело, когда его коснулось тление и процессы распада организма стали необратимыми. Однако силой Божественной эти процессы остановились, и плоть человеческая восстановилась, и ожила душа, и Лазарь вышел из пещеры, обвитый погребальными пеленами. Воскрешением Лазаря Спаситель явил огромную силу, и потому люди устремились к Нему.

Вообще, если проанализировать человеческие симпатии и антипатии, то почти на 100%, за редчайшими исключениями, они связаны с тем, что один человек признает силу другого человека — силу ума, красоты, мудрости. Именно признание силы другого и предрасполагает человека к стремлению быть ближе к тем, кто обладает этими способностями, властью, красотой.

В стремлении быть ближе к сильному нет ничего плохого. Тот, кто устремляется к сильному, осознает свою слабость и превосходство другого над самим собой, а уже один факт осознания такого превосходства помогает человеку избавляться от гордыни. Поэтому и в том, что жители древнего Иерусалима устремились к Спасителю, не было ничего плохого. Это была естественная реакция людей — быть ближе к Тому, Кто силен, силен настолько, что преодолел силой Своей узы смерти.

Но все мы хорошо знаем и то, что произошло после торжественного входа в Иерусалим и нескольких дней, которые Спаситель посвятил проповеди — проповеди удивительно сильной. В понедельник, вторник и среду Страстной седмицы мы будем слышать Евангельские чтения, через которые дошла до нас эта удивительная проповедь. Это было действительно некое прощание с миром, когда Господь говорил с особой силой и открывал такие истины, которые, будучи усвоены умом и сердцем, способны изменить жизнь человека, а если их усвоит большинство людей, то они изменят жизнь всего мира. Однако славу, которую воздавалась Спасителю как великому чудотворцу, воскресившему Лазаря из мертвых, скоро сменили сомнения — в том, что Он действует силой Божией, или даже сомнения в Его чудодейственной силе. Сомнения эти были посеяны людьми, ибо Господь не давал никаких поводов усомниться в том, что Он воскресил Лазаря; но те, кто воспылал завистью и гневом, сделали все для того, чтобы народ отказался от признания Спасителя Победителем смерти.

Если в жизни людей происходят сложные события, если им угрожает опасность, то возникает потребность быть ближе к сильному. Заболевший ищет сильного врача. Слабый супруг стремится быть как можно ближе к сильному супругу. Испытания, которые посещают семьи, часто укрепляют их (хотя бывает и обратное) — возникает взаимное тяготение супругов, с тем чтобы стать сильнее, обогатиться силой другого, защитить друг друга и детей от напасти.

Сейчас мы переживаем времена, когда особая напасть посетила землю нашу, а потенциально — весь мир. Во многих частях мира уже свирепствует страшная болезнь, о которой вы все хорошо знаете; а те уголки земли, где ее пока нет, никак не застрахованы от того, что эта инфекция придет и туда. Другими словами, мы действительно переживаем глобальную трагедию, которая затрагивает всех и каждого вне зависимости от того, в полной ли мере мы осознаем сегодня эту опасность.

Пример, о котором мы только что размышляли, — как у жителей Иерусалима возникло желание быть ближе к Чудотворцу, воскресившему Лазаря, — говорит нам о том, что и сегодня непременно должно возникнуть стремление быть ближе к Самому Сильному — к Господу и Спасителю нашему, Который только и имеет власть остановить эту вселенскую пагубу.

Господь неслучайно проводит нас через испытания. Сейчас об этой неслучайности многие уже говорят и пишут, каждый со своей точки зрения. Но большинство склоняется к тому, что все развитие человеческой цивилизации, особенно в последние десятилетия, настолько переориентировало сознание людей, что центром их жизни стало безудержное стремление иметь больше, желать больше, потреблять больше; а все великие идеалы, возвышенные и прекрасные, в том числе самый прекрасный идеал веры в Бога, для многих ушли на периферию жизни.

Может быть, и эти испытания постигли нас, чтобы и этот идеал, и многие другие вновь вернулись с периферии в центр нашей жизни. Чтобы мы задумались о том, что не хлебом единым жив человек, что человек предназначен к такому великому, чего он сам еще не сознает, потому что величие человеческого предназначения определено Самим Богом. Чтобы люди задумались о смысле своей жизни, о слабости своей и не говорили более: «Мы всё можем!», ведь когда человек говорит так, он останавливается в своем развитии — и умственном, и нравственном, и духовном.

Да, неслучайно Господь посетил всех нас этой скорбью, но как же будет трагично, если из этой скорби мы выйдем слабыми, раздавленными, разочарованными! Ведь скорби и даются для того, чтобы стать уроками жизни; и эта всемирная напасть дана для того, чтобы люди, погрязшие в потребительской психологии, — как в богатых обществах, так и в тех, для кого богатые общества являются идеалом, — осознали, что над всеми и над всем Бог, и обратились к Господу и умом и сердцем, прося Его оградить их самих, родных и близких, наши страны и весь род человеческий от этой напасти. И если через преодоление этой скорби мы станем ближе к Богу, то, несомненно, победим и саму скорбь.

Дай Бог, чтобы именно так, с такими мыслями, с таким целеполаганием мы с вами сегодня находились в наших домах, оберегая себя от инфекции. Дай Бог, чтобы с такими мыслями и с таким целеполаганием мы воспринимали то, что происходит сегодня с нами, с народом нашим и со всем родом человеческим. Тогда, несомненно, мы выйдем из этого испытания еще более сильными и жизнеспособными, и, может быть, более сильной и жизнеспособной выйдет из этих соблазнов, искушений и скорбей вся человеческая семья, вся человеческая цивилизация.

Если мы сделаем такие выводы, если мы, проходя через эти скорби, изменимся, если мы преодолеем предрассудки потребительского общества, уповающего на силу разума и силу денег, но полностью исключающего силу Божию, если мы выйдем из тяготения этих страстей, то во благо будет и то, что с нами происходит.

Да укрепит Господь нашу веру, да оградит Он народ наш и все народы Земли от страшной погибели. Да поможет Он всем нам осознать, что Он — Господин истории, что в Его руках — человеческая жизнь и человеческая смерть. Хотя в эти дни многие храмы нашей Церкви закрыты по требованию санитарных властей, но и в своих домах давайте крепко молиться и проводить время у телевизоров, когда там идут трансляции богослужений. Будем молиться о самих себе, чтобы Господь вразумил нас, помог нам преодолеть искушения этой жизни, помог осознать, сколь важно быть вместе с Ним и в радостях, и в скорбях. Помолимся, конечно, о наших родных и близких, о стране нашей, о народе нашем и о всем мире, и надеемся, что если так мы проведем эти дни вынужденной скорби, то они перестанут быть днями скорби, но принесут нам великую радость победы над самими собой, над своими слабостями и недостатками, и помогут увидеть ясную, светлую и спасительную перспективу движения навстречу Богу — Творцу и Промыслителю Вселенной. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5620978.html



https://www.youtube.com/watch?v=RhORB8sIlVU&feature=emb_logo