Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?
rss

Автор Тема: Слова Патриарха Кирилла  (Прочитано 527949 раз)

0 Пользователей и 5 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #690 : 18 Апреля, 2020, 23:36:44 »
Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Великий Четверток
16 апреля 2020 года, в Великий Четверток, день Воспоминания Тайной Вечери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию св. Василия Великого в храме святого благоверного великого князя Александра Невского в одноименном скиту близ Переделкина. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня великий праздник, равный праздникам двунадесятым. Этот праздник установлен Самим Господом и Спасителем как воспоминание Его последней вечери, последнего общения с учениками, и на протяжении минувших тысячелетий Церковь бережно соблюдает память об учреждении Святой Евхаристии, которая лежит в центре всей жизни Церкви.

Сам Господь, освящая хлеб и вино и преподавая их ученикам на последней вечери, сказал, заповедал им: «Сие творите в Мое воспоминание — когда будете есть Хлеб сей и Чашу сию пить, вспоминайте обо Мне». С такими словами Спаситель обратился к Своим ученикам, и мы совершаем эту вечерю, как ее совершали святые апостолы и мужи апостольские, как ее совершали, совершают и будут совершать до скончания века ученики Христовы.

В Таинстве Евхаристии нам преподается Сам Христос. Причащаясь хлеба и вина, мы подлинно причащаемся Самого Спасителя, мы становимся едиными с Ним, потому что Он входит во все наше естество.

Трудно представить, что все это означает для человека, и, наверное, мы никогда не сможем оценить своим разумом и даже сердцем прочувствовать все то, что происходит с нами в момент приобщения Тела и Крови Спасителя. Но мы должны помнить, что причащение даруется нам для того, чтобы мы получали исцеление души и тела, и что через приобщение Святых Христовых Таин мы обретаем величайшую благодать, которая открывает перед нами врата вечности, врата Божественного Царства.

В древней Церкви на Евхаристию собирались все верующие, которые проживали в данном месте, — точно так же, как на Тайную Вечерю пришли все двенадцать апостолов. Первые христиане собирались вокруг своего епископа, — потому что в каждом месте был свой епископ, который возглавлял Святую Евхаристию. По мере расширения Церкви, увеличения числа ее членов, особенно в городах, епископ уже не мог совершать Евхаристию для всех членов общины, и тогда она стала совершаться по благословению епископа пресвитерами, его помощниками, в иных местах. Но на протяжении еще нескольких столетий сохранялся замечательный благочестивый обычай, исполненный очень глубокого смысла, когда от Агнца, освященного епископом на престоле во время Евхаристии, отделялись частицы, и пресвитеры разносили их по всем местам, где совершалась Евхаристия, для того чтобы выразить видимым образом, что Евхаристия едина, что ее совершает Христос, что на месте Христа в общине верных — епископ, который продолжает дело Господне, продолжает то, что совершилось на Тайной Вечере — освящает хлеб и вино и преподает их верным. Этот обычай на Западе стал называться обычаем фермента, то есть части, которая отделялась от освящаемого Хлеба, от Агнца, и раздавалась по всем церквам, чтобы подчеркнуть единство Святой Евхаристии, совершаемой епископом в том месте, где пребывает он и его клир.

У нас сейчас нет этого обычая, но православные верующие люди приходят во множестве для участия в Святой Евхаристии и для причащения Святых Христовых Таин. Приобщаясь в разных храмах, они причащаются от единой Евхаристии, совершаемой в том месте, где они живут. Вот и мы в скромных условиях, в маленьком храме на территории скита святого благоверного князя Александра Невского совершили Святую Евхаристию в день установления этого Таинства. Непросто совершать Евхаристию в отрыве от своей паствы, но радуюсь, что вы, дорогие сестры, присутствуете сегодня вместе со мной и разделяете эту молитву. А духовно мы все вместе — весь народ Божий, и мы должны осознавать это единство, эту общность особенно сейчас.

Мы должны сознавать важность причащения Тела и Крови Христовой. Именно сейчас мы должны возлагать особое упование на помощь Божию, когда страшная болезнь прикоснулась к народу нашему, к Отечеству нашему, ко всему миру. Мы причащаемся во оставление грехов, во исцеление души и тела, и верим, что благодатию Божией может быть уничтожена всякая болезнь и всякое человеческое несовершенство. Только есть одно непременное условие — это наша искренняя вера, чтобы между нами не было тех, кто, подобно Иуде, должен был бы уйти от нас. Тех, кто остается в силу каких-то причин, но и душой, и умом, и мыслями своими совсем далеко от места, где совершается Евхаристия. Дай Бог, чтобы не было таких случайных людей, чтобы каждый даже случайно зашедший в храм пропитывался благодатью Божией, сознанием того великого спасительного дела, которое Господь совершил для всех нас, и навсегда оставался в храме. И чем больше будет людей, которые с глубокой верой возносят молитву об Отечестве нашем, о народе нашем и о самих себе, тем сильнее будет возноситься к небу эта молитва, образуя некий невидимый столп, низводящий на нас Божественную энергию, Божественную благодать, способную испепелять всякие болезни — и душевные, и телесные.

Сегодня мы особенно молились о здравии тех, кто болеет, кого посетила беда, и верим, что Господь будет помогать тем, кто не теряет связи с Ним, а по милости Своей — и даже тем, кто в Него не верит. Потому что многие молятся сейчас за больных, несчастных людей, вне зависимости от того, принадлежат они к Церкви или не принадлежат, православные они или неправославные. Это всё наш народ, и великая ответственность Церкви и всех верующих — молиться за Отечество наше и за народ наш, особенно сегодня, когда смертельная опасность приблизилась к жизни многих людей.

Пусть благодать Божия, которая низведена Самим Спасителем, всей силой Святой Троицы, которая приходит в нашу жизнь через Святейшее Таинство Евхаристии, дает нам с вами силы и с болезнями справляться, и веру хранить, и любовь в сердце. А самое главное — дай Бог, чтобы эта Божественная сила помогала нам исполнять христианский долг любви, что особенно важно сейчас, когда многие наши братья и сестры, наши ближние и дальние находятся в тяжелом состоянии, будучи охвачены болезнью, которая неожиданно посетила не только наш народ, но и весь мир. Да поможет нам Господь сохранять здравие и душевное, и телесное, но более всего да поможет нам Господь сохранять веру, а через веру — и любовь к нашим ближним. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5622931.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #691 : 18 Апреля, 2020, 23:38:46 »
Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Великий Пяток
17 апреля 2020 года, в Великий Пяток — день, посвященный воспоминанию Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил вечерню с выносом Плащаницы Спасителя в храме святого благоверного князя Александра Невского в одноименном скиту близ Переделкина. В завершение богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Предстоя изображению почившего Спасителя, мы созерцаем Его в слабости, мы созерцаем Его на смертном ложе. Нередко у людей возникает ропот на Бога, чаще всего когда в нашей жизни что-то происходит помимо нашей воли и нам кажется, что это не должно было произойти, — тем более если мы об этом Бога просили, если мы молились, и вдруг помимо нашей воли и вопреки нашим молитвам происходит совсем не то, что мы хотели бы видеть. И когда мы, несмотря на наши просьбы и молитвы, не обретаем просимое, но встречаемся со скорбью, болезнью или смертью наших близких, нередко возникает тот самый вопрос, который запечатлен на страницах нашей литературной классики: «Где же Бог?»

Действительно, где Бог? Просим, надеемся, связываем с нашей молитвой не только надежду, но и ожидание того, что произойдет, — а оно не происходит. И нередко люди в результате этой неразрешенной, неосуществившейся надежды, начинают роптать на Бога: «где же Ты? почему Ты меня не слышишь?»

Может быть, это самый страшный момент в человеческой жизни — когда в душе возникает ропот, протест, бунт против Бога. И мы знаем, что это происходило и происходит не только в личной жизни. Разве революционные потрясения не были неким бунтом против Бога? Кто-то разуверился в Боге, потому что не получил желаемое, а раз не получил — значит, и Бога нет. Если не случилось то, что я хотел и о чем так просил, значит, небеса не отвечают, а не отвечают потому, что на небе никого нет.

Нередко потеря веры связана с тем, что мы не получили что-то, о чем просили Бога. Думаю, большинство верующих людей в какой-то момент жизни проходили через такое состояние разочарования. Однако наши скорби, оказавшиеся неисцеленными, никак не должны отвратить наши сердца от Господа — именно потому, что перед нами ныне лежит Спаситель во гробе. Разве Он не просил в гефсиманском плаче, чтобы, если возможно, миновала Его чаша страданий? Но Он не был услышан. Сын Божий, возносивший Свою молитву к Богу Отцу в преддверии страшных страданий, зная, что Его ожидает, молился так, что кровавый пот шел по лицу Его. Какое страшное напряжение всех сил! Разве с той гефсиманской молитвой может сравниться любая наша молитва? Да никогда! Но Он не был услышан. Пришли воины, взяли Спасителя и предали Его мукам, а затем по неправедному суду Пилата распяли на кресте.

Действительно, Господь не всегда слышит наши молитвы и не всегда поступает так, как мы бы хотели, чтобы Он поступил. Но ваши пути — не Мои пути (Ис. 55: 8) , говорит Господь. Нам не дано видеть всю перспективу нашей жизни, включая вечность. Мы лишены этого видения, а потому не можем не то что судить Бога, но и выражать несогласие с Его волей. Лучшим свидетельством того, что Сын Божий не был услышан, является изображение, которому мы сегодня поклоняемся. Но через эту жертву Спасителя, которой Он как человек хотел избежать, через Его страдания на Кресте весь мир получил спасение.

Так и на нашем жизненном пути, когда мы сталкиваемся с трудностями, опасностями, невзгодами, болезнями, когда мы просим Господа «пощади, помоги», и в какой-то момент сознаем, что помощь не пришла, — это не значит, что Бог нас не слышит. Но это значит, что в Его перспективе вечности наша просьба несостоятельна, что она проистекает от нашего неведения, от нашей слабости, от нашей ограниченности. Но, как сказано в Слове Божием, ваши пути — не Мои пути, а стало быть, мы не можем до конца знать волю Божию.

Сегодняшний день учит нас тому, чтобы мы были верными Господу, чтобы мы всегда с благодарением принимали Его волю, чтобы мы просили о том, чтобы над нами совершилась воля Божия — даже когда нам уж очень чего-то хочется. Молитва должна быть не «Господи, дай мне это», «Господи, мне хочется это иметь», «Господи, я хочу поступить так, а не иначе», — но «на все Твоя святая воля, и я приму все, что Ты возжелаешь сотворить со мною на моем жизненном пути».

Сегодня великий день — день погребения Спасителя, день молитвы перед изображением Его плащаницы. День, когда мы с особым чувством должны обращать ко Господу наши молитвы и особым образом стараться открыть самих себя навстречу Его благой, святой и совершенной воле. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5623386.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #692 : 18 Апреля, 2020, 23:44:03 »
Пасхальное послание Святейшего Патриарха Кирилла архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви
17 апреля 2020 г.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви с традиционным Пасхальным посланием.

Преосвященные архипастыри, досточтимые отцы, всечестные иноки и инокини, дорогие братья и сестры!
<p align="center]<span style="color: #ff0000;]ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Милостью Всещедрого Бога мы сподобились достигнуть светозарной пасхальной ночи и вновь радуемся славному Христову Воскресению. Сердечно поздравляю всех вас, мои дорогие, с этим великим праздником и торжеством из торжеств.

Почти две тысячи лет отделяют нас от воспоминаемого ныне события. Однако каждый год Церковь с неизменным духовным трепетом празднует Воскресение Господне, неустанно свидетельствуя об исключительности того, что произошло в погребальной пещере возле стен древнего Иерусалима.

Весь земной путь Сына Божия: от Его чудесного Воплощения до страданий и страшной смерти на Кресте — является исполнением обетования Творца, данного некогда нашим прародителям. Бог обещал послать в мир Того, Кто возьмет на Себя наши немощи, понесет наши болезни (Ис. 53:4) и спасет людей Своих от грехов их (Мф. 1:21). Это обетование Господь подтверждал неоднократно через Своих пророков. Этому обещанию оставался верен даже тогда, когда народ избранный отступал от завета и нарушал волю Создателя.

В Воскресении же Христовом явлена в полноте любовь Божия, ибо преодолена, наконец, смерть — последний рубеж, отчуждавший человека от истинного Источника жизни. И хотя физическая смерть существует и убивает человеческие тела, она более не способна убивать наши души, то есть лишать нас жизни вечной в общении с Творцом. Смерть повержена — ее жало вырвано (1 Кор. 15:55). Пленил плен Господь (Еф. 4: 8) и низложил ад. У Бога не остается бессильным никакое слово (Лк. 1:37) — воистину Он воскрес, как сказал (Мф. 28:6)!

В нынешнем году народы Земли проходят через особые испытания. Губительное поветрие распространилось по всему миру, достигнув пределов и наших стран. Власти применяют ограничительные меры, для того чтобы предотвратить взрывной рост эпидемии. В некоторых странах пастырской ответственности Московского Патриархата остановлено проведение общественных богослужений, в том числе и Божественной литургии. Однако нам, православным христианам, не должно унывать или отчаиваться в этих сложных обстоятельствах, а тем более поддаваться панике. Мы призваны хранить внутренний мир и помнить слова Спасителя, произнесенные накануне Его искупительных страданий: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16:33).

Пасха стала для человечества переходом от рабства греху к свободе Царства Небесного, в свободу славы детей Божиих (Рим. 8:21). Только благодаря Воскресению Спасителя мы обретаем подлинную свободу, о которой свидетельствует всехвальный Павел, призывающий нас: «Стойте в свободе, которую даровал нам Христос» (Гал. 5:1). Сколько раз мы читали или слышали эти слова? А теперь задумаемся: не живем ли мы сегодня так, будто и не было вовсе Воскресения Христова? Не размениваем ли вдруг открывшееся нам богатство вечности на бесконечные заботы, вновь пленяясь суетой мира сего, поддаваясь преходящим страхам и забывая о нетленных духовных сокровищах и истинном призвании христианина служить Господу в святости и правде пред Ним (Лк. 1:75)?

Однако чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцом (Иак. 1:27) в том и состоит, чтобы по примеру, явленному нам в Евангелии Пастырем Добрым, снисходить друг ко другу любовью и терпением, помогать и поддерживать друг друга в испытаниях. Никакие внешние ограничения не должны расторгнуть наше единство и отнять у нас ту настоящую духовную свободу, которую мы все обрели чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, победившего смерть и даровавшего нам возможность называться и быть детьми Божиими (1 Ин. 3:1).

Одно сердце и одна душа (Деян. 4:32) у всех верных чад Церкви, ибо порознь мы члены, а вместе — Тело Христово, и ничто не может отлучить нас от любви Божией (Рим. 8:39). А потому те, кто не имеет возможности сегодня в силу объективных причин прийти в храм и помолиться, пусть знают, что о них помнят и молятся. Вера дает нам силу жить и с помощью Божией преодолевать различные недуги и испытания, в том числе и то, что пришло в нашу жизнь через распространение опасного вируса.

Горячо призываю всех вас, дорогие мои, усугубить общие молитвы о том, чтобы Господь даровал нам, несмотря на все трудности, оставаться соучастниками благодатной литургической жизни Церкви, чтобы Священное Таинство Евхаристии совершалось и верные могли со дерзновением приступать к истинному Источнику Жизни — Святым Христовым Тайнам, чтобы больные получили исцеление, а здоровые ограждены были от опасной инфекции.

Верим, что Воскресший Спаситель не оставит нас и ниспошлет нам твердость и мужество для непоколебимого стояния в вере и спасительного прохождения земного пути к жизни вечной.

Сердечно поздравляю всех вас, мои возлюбленные братья и сестры, со светлым праздником Святой Пасхи и призываю непрестанно являть образ настоящих учеников Спасителя, подавая добрый пример окружающим людям и возвещая совершенство «Призвавшего вас от тьмы в чудный свой свет» (1 Пет. 2:9), дабы мы во все дни жизни нашей делами свидетельствовали о непреходящей силе и верности пасхальных слов:
<p align="center]<span style="color: #ff0000;]ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС!
<p style="text-align: right;" class="text]+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ
<p style="text-align: right;" class="text]Пасха Христова, 2020 год
<p style="text-align: right;" class="text]Москва

***

Пасхальное послание Святейшего Патриарха Кирилла на языках канонического пространства Русской Православной Церкви

 

http://www.patriarchia.ru/db/text/5621965.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #693 : 19 Апреля, 2020, 11:08:36 »
Телевизионное обращение Святейшего Патриарха Кирилла перед началом Пасхального богослужения в Храме Христа Спасителя
В ночь с 18 на 19 апреля 2020 года в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Пасхальные богослужения — полунощницу, крестный ход, Пасхальную заутреню и Божественную литургию свт. Иоанна Златоуста. Перед началом крестного хода Предстоятель Русской Православной Церкви поздравил телезрителей со Светлым Христовым Воскресением.

По сложившемуся обычаю, в преддверии Пасхального богослужения, я обращаюсь к вам, мои дорогие братья и сестры, со словом приветствия из алтаря соборного Храма Христа Спасителя.

Каждый священнослужитель, который вступает в Таинство богослужения Пасхальной ночи, испытывает особое состояние души, потому что Пасха — это центр нашей религиозной жизни. Но также и Литургия — центр нашей духовной жизни, и когда эти два центра совмещаются, то умножается благодатная сила воздействия литургического богослужения на разум и чувства людей.

Обычно в этот момент по храму разносится некий шум от большого количества людей, которые собрались в ожидании богослужения. Но сегодня я обращаюсь к вам в абсолютной тишине, потому что храм пуст. Необычная и с трудом понимаемая картина, когда перед тобой в канун Пасхального торжества — пустой храм.

Мы знаем, почему это произошло. Не по злой человеческой воле, не потому, что народ наш веру потерял, как это имеет место в некоторых иных отдаленных от нас местах, а потому что страшная болезнь прикоснулась к нашему народу. И для того чтобы уберечь людей от заражения опаснейшей инфекцией, и было принято решение совершать богослужения без участия мирян, то есть без вас, мои дорогие.

Но это не значит, что мы совершаем богослужение в пустом храме — в том смысле, что никто с нами не молится, что вокруг нас пустота. Этой пустоты нет, потому что я знаю, с какими чувствами вы сейчас ожидаете у экранов телевизоров начало Пасхального богослужения. Быть может, необычность этой тяжелой для всех нас ситуации еще более обостряет наше духовное зрение, еще более обнажает нашу потребность в том, чтобы исповедовать свою веру. Потому что, когда всё рядом, всё близко, всё доступно, острота чувств часто притупляется. Может быть, так она притупилась и у многих, кто с легкостью посещает храм — без всяких сложностей, без всяких препятствий. Не так, как это было во времена, которые люди моего поколения хорошо помнят, — когда они приходили в храм Божий, чтобы совершить великое поклонение Воскресшему Спасителю, действительно рискуя своим будущим.

Сейчас другие условия. Но как тогда люди стремились в храм, так и сегодня, я знаю, вы все — у экранов телевизоров. И то, что нас разделяет чисто физическое пространство, не означает, что мы — вне общего духовного пространства. Мы вместе — одна большая семья православных верующих людей, которые объединены верой, которые будут и сегодня, во время Пасхального богослужения, исповедовать эту веру и обращаться к Господу и Спасителю с просьбой оградить от страшной болезни их и Отечество наше. И еще с многими прошениями мы все будем обращаться к Господу, зная, что Он слышит наши молитвы.

У меня сегодня особое пожелание, исходящее от самого сердца, — чтобы беда, которая нас постигла, как можно быстрее остановилась, чтобы болезнь не унесла новые и новые человеческие жизни, чтобы она не нанесла иного физического ущерба людям, чтобы не были подорваны общественные связи, соединяющие наш народ, и прочие человеческие узы, которые и формируют сильное и солидарное общество.

Сердечно всех вас, мои дорогие, приветствую и поздравляю с наступающим Светлым Христовым Воскресением. Желаю помощи Божией в вашей жизни, ограждения от тяжелой напасти, которая всех нас посетила. Всем вам желаю еще более укрепиться в вере и надежде на Господа, укрепить себя в понимании того, что через веру мы соединяемся с Богом, в руках Которого — и жизни, и смерть. И будем просить Его о том, чтобы здравие душевное и телесное посетило всех нас, чтобы мы ограждены были от той страшной напасти, которая подступила к нашим домам. Пусть Господь Воскресший помогает нам, в том числе в преодолении этого горя, постигшего наш народ. Верим, что так и будет. И пусть укрепляет нас опыт наших отцов и дедов, всех тех, кто сохранил и передал нам православную веру, наш исторический опыт, который связан с непременной опорой на веру, в котором запечатлены великие победы духа над внешними опасностями.

Еще раз поздравляю вас с праздником Святой Пасхи и, обращаясь ко всем вам, провозглашаю вечно живые слова: Христос Воскресе!

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5624147.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #694 : 05 Мая, 2020, 14:02:02 »
Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю 3-ю по Пасхе
3 мая 2020 года, в Неделю 3-ю по Пасхе, святых жен-мироносиц, праведных Иосифа Аримафейского и Никодима, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме святого благоверного князя Александра Невского в одноименном скиту близ Переделкина. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы вспоминаем жен-мироносиц и двух тайных учеников Спасителя — Иосифа и Никодима. Поэтому сегодняшний день, согласно сравнительно недавно, но уже прочно установившейся традиции, мы называем днем женщин-христианок — в память о великом подвиге жен-мироносиц.

Действительно, рядом со Спасителем были апостолы, которые слушали Его слова, а затем приняли на себя величайшую ответственность по созданию и расширению церковных общин, по просвещению всего мира светом Христовой истины. А жены-мироносицы, которые при жизни Спасителя несли не очень заметную, но чрезвычайно важную миссию, так же не прекратили своего служения во многих поколениях православных женщин. Древние мироносицы служили Господу своим трудом, утешали Его, делали, может быть, более мирными те минуты и часы, когда Он оставался наедине со Своими учениками. Наверное, они создавали особую домашнюю обстановку, в которой каждый человек обретает спокойствие, и Спаситель, обуреваемый многими страданиями, в этом кругу близких людей — учеников и жен-мироносиц — видимо, обретал по-человечески спокойствие и утешение. Эта миссия, служение женщин-христианок на протяжении двух тысяч лет остается не менее важным, чем служение святых апостолов, которое продолжают церковные иерархи и священство. Служение жен-мироносиц — это не только распространение веры христианской, осуществление христианского идеала в человеческой жизни. И если бы многие поколения христианских женщин не несли это служение, то, наверное, не была бы сегодня Церковь такой, какая она есть. Это служение начинается с воспитания детей в христианском духе, это служение осуществляется посредством создания христианской атмосферы в семьях, это служение осуществляется различными способами в том великом деле, которое осуществляет наша Церковь помимо совершения богослужений — в так называемой социальной работе, то есть совершении добрых дел. И здесь, как бы во главе этого движения, — опять-таки женщины-христианки, женщины-мироносицы.

Я хотел бы сегодня, обратившись ко всем, кто продолжает великое служение жен-мироносиц, сердечно поблагодарить их за труды не только по воспитанию своих детей, но и по совершению многих добрых дел, которые являют современному человеку подлинный лик христианской общины. И сейчас, в это тяжелое время распространения смертельной болезни, те же продолжательницы служения жен-мироносиц, не щадя своего здоровья, рискуя своей жизнью, помогают больным, спасают их от смерти. Когда я говорю так, я имею в виду не только воцерковленных женщин, но и тех, кто, храня веру в сердце, совершают служение в больницах, рядом с умирающими людьми, в отделениях реанимации, подвергая себя страшному испытанию и опасности, и, невзирая на эту опасность, осуществляют свой долг милосердия, подобно тому, как жены-мироносицы осуществляли свое служение милосердия как при жизни Христа Спасителя, так и после Его Воскресения. Приношу свою глубочайшую благодарность всем тем, кто сегодня на передней линии борьбы со страшной болезнью, — врачам как мужского, так и женского пола, а также медсестрам, младшему медицинскому персоналу. На их долю выпала тяжелейшая рискованнейшая работа, и по милости Божией они ее осуществляют с великим тщанием, не жалея жизни своей и тем самым спасая жизни других.

Дай Бог, чтобы это служение милосердия, это служение жен-мироносиц никогда не пресекалось в роде человеческом, потому что без этого служения само милосердие уйдет из человеческого общежития, а с милосердием связано самое главное измерение человеческой жизни — способность совершать добро. Мы молились сегодня о многих и многих женах-мироносицах, которые, как я уже сказал, рискуя жизнью своей, сегодня лечат или содействуют излечению наших тяжело больных братьев и сестер. Пусть Господь укрепит их, а также все тех жен, матерей, бабушек, дедушек, кто, храня веру в сердце своем, осуществляет воспитание подрастающего поколения.

Еще раз хотел бы подчеркнуть особую роль матерей и бабушек — жен-мироносиц, которые продолжают служение тех жен, что были рядом со Христом Спасителем. Да поможет вам Господь, дорогие жены-мироносицы, хранить веру в сердце, делать все для того, чтобы эта вера не исчезла из жизни людей, чтобы она передавалась последующим поколениям. Помогай вам Бог в вашей воспитательной работе, в делах милосердия, которые вы совершаете, иногда осознавая, что это дела милосердия, а иногда просто по движению своего сердца, и второго в нашем общежитии, наверное, больше, чем первого. Пусть Господь укрепляет всех вас в вере, в здравии душевном и телесном, и да поможет всем вам продолжать то великое дело, которое началось с жен-мироносиц, бывших рядом со Христом, и которое на протяжении тысячелетий продолжается благодаря вашим предшественницам, благодаря вам и, надеемся, будет продолжаться благодаря тем, кто последует за вами. Христос Воскресе!

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5631419.html