Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?
rss

Автор Тема: Слова Патриарха Кирилла  (Прочитано 528169 раз)

0 Пользователей и 8 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #705 : 12 Июля, 2020, 17:22:19 »
Патриаршая проповедь в день памяти апостолов Петра и Павла после Литургии в Храме Христа Спасителя
12 июля 2020 года, в день памяти славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня великий праздник, и особым образом в Церкви торжественно вспоминается и прославляется подвиг святых апостолов Петра и Павла, более других апостолов потрудившихся для распространения веры Христовой, для распространения и утверждения Церкви. Потому что там, где побывали апостолы, там созидались церковные общины, там созидалась и возрастала Церковь Божия.

Апостол Павел, говоря о Церкви, утверждает, что это есть столп и утверждение истины. Это очень сильное заявление, особенно в позднеантичное время, когда под влиянием языческой философии появилось понятие относительности всякой истины. Известно, что целое философское течение так называемых скептиков сформировалось именно вокруг идеи, что никакой истины принципиально быть не может, что истина переменчива, истина зависит от людей, объективно же она не существует.

Мы знаем, что это древнее философское утверждение получило очень сильную поддержку в новейшее время, и до сих пор существуют философские, да и просто человеческие взгляды, которые отрицают саму возможность существования объективной, вечной и неизменной истины. Ведь если признать, что такая истина существует, следует признать, что она существует вне человека, вне его сознания, что она есть производная сверхъестественного, то есть Божественного начала.

А ведь так оно и есть. Если есть истина, значит есть Бог. Если же нет объективной истины, значит, Бога нет, потому что всё, что порождает человеческий разум, изменчиво, подвергаетcя переменам, и как часто новая эпоха низвергает всё, что представлялось истиной предыдущим поколениям!

Это особенно очевидно в истории нашего Отечества. То, что представлялось истинным и ценным, было полностью отвергнуто в ходе революционного конфликта, и с истиной, которой жили предыдущие поколения, стали бороться, утверждая свою собственную истину. А потом произошло то, что и должно произойти в обществе, которое не признает абсолютной истины. Все революционные подвиги, все жертвы были в одночасье сметены, названы заблуждением, и появились новые человеческие истины.

Действительно, там, где человек, там не может быть абсолютной истины. Потому что человеческий разум изменчив, подвержен влияниям обстоятельств и не может производить на свет абсолютную истину. Но такая истина существует, а если бы ее не существовало, то человеческая цивилизация не смогла бы развиваться поступательно. Есть идеи, мысли, которые разделялись и разделяются практически во все времена и всеми народами. Эти удивительные истины сформулированы в Божественных заповедях и свидетельствуют о том, что неизменным является лишь то, что проистекает от Бога — Его закон, Его заповеди. Вне зависимости от того, знают их люди или не знают, принимают их люди или отвергают, они существуют объективно, то есть вне зависимости от человеческого разума и человеческого хотения.

Апостол Павел неслучайно назвал Церковь столпом и утверждением истины, потому что Церковь передает миру не человеческие измышления, не басни, как о том говорит апостол Павел, а истинное Слово Божие, в котором и запечатлевается абсолютная и неизменная истина. И Церковь призвана утверждать эту истину, несмотря на то, что в каждую эпоху возникают люди, движения, политические силы, которые пытаются либо низвергнуть эту истину, осмеять ее, изгнать за поля человеческого социума, или же просто заявить о том, что она не существует. Однако вне зависимости от этих человеческих усилий истина Божия существует, и хранителем истины является столп и утверждение истины — Церковь Бога живаго.

А если бы было не так, то камня на камне не осталось бы от Церкви, ибо не существует ни одного человеческого института, который пребывает в истории на протяжении двух тысяч лет непоколебимо и против которого воздвигались бы такие гонения, как воздвигались они против Церкви Христовой. Но именно потому, что святые апостолы по Божиему повелению утвердили и распространили Церковь, созданную Самим Господом через Тайную вечерю в Сионской горнице, а затем через нисхождение Святого Духа на апостолов, Церковь выдержала, выдерживает и будет выдерживать до скончания истории все гонения, все попытки ослабить ее изнутри или разрушить извне. И еще раз нужно подчеркнуть: это не потому, что в Церкви люди сильные, образованные, умные, проницательные — совсем не потому! Очень часто в Церкви не хватает и умных, и проницательных, но в Церкви живет и действует Святой Дух.

Святые апостолы, созидая Церковь, изменили лицо человеческого рода, и сегодня продолжение апостольского служения совершается в основанных ими христианских общинах — в Церкви Божией. И Русская Православная Церковь, сознавая величайшую ответственность пред Богом, пред святыми апостолами, перед основоположниками русского Православия, пред святыми угодниками, святителями, преподобными, мучениками, что трудились на земле нашей, со смирением, полным сознанием своего несовершенства и слабости, которые привносятся в жизнь Церкви человеческим фактором, продолжает то служение, которое Господь вручил апостолам, а они — своим преемникам.

Сегодня великий день — прославление первоверховных апостолов Петра и Павла. И наша молитва к ним сегодня о том, чтобы Господь их предстательством укрепил Церковь нашу в правоверии, в единомыслии, в духовной силе, сделал способной откликаться на боль, скорбь, страдания современного человека. И как это важно, особенно сегодня, пока еще бушует пандемия страшной болезни в нашей стране и в большей части мира! Как важно, чтобы Церковь не прекращала своих богослужений, совершала таинства, помогала людям, духовно поддерживая их и укрепляя в прохождении через это тяжелое и опасное жизненное испытание! Верим, что Господь не оставит Церковь Свою Вселенскую Православную, не оставит Он и нашу Церковь, исповедницу и мученицу, не оставит Он и народ наш, несмотря на те трудности и испытания, через которые сегодня мы все проходим.

Молитвами святых первоверховных апостолов Петра и Павла да хранит Господь Церковь — наследие Божие, да хранит Господь Русскую Православную Церковь — часть Церкви Вселенской, а через нее весь наш благочестивый народ. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5662266.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #706 : 14 Июля, 2020, 22:22:05 »
Заявление Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в связи с событиями в Черногории
13 июля 2020 года Предстоятель Русской Православной Церкви выступил с заявлением, призвав гражданские власти Черногории отменить дискриминационный закон, внесший разделение и раскол в черногорское общество, остановить гонения на Православную Церковь и прекратить попытки создать вместо нее какую-то иную церковную структуру.

С болью слышу о событиях в Черногории, где осуществляются масштабные и целенаправленные гонения на каноническую Православную Церковь. Полгода назад принят дискриминационный закон, нацеленный на национализацию церковной собственности — прежде всего, храмов и монастырей. Звучат обещания создать «автокефальную церковь» — с участием местных раскольников.

Давление на верующих неуклонно растет. Их многотысячные акции показывают, что они больше не могут и не хотят терпеть. Неуважение к священному сану и публичное унижение духовенства представителями власти стало нормой. И это — в стране, которая своим возникновением в качестве государства обязана Церкви, в истории которой был многовековой период, когда митрополит был носителем не только церковной, но и светской власти! Задержания и допросы стали обыденной реальностью для иерархов, клириков и мирян. Некоторым из них довелось претерпеть заключение в полицейских застенках, другим приходится срочно покидать страну по требованию властей.

Люди не скрывают: вопрос судьбы Церкви и ее достояния для них главный. Он — превыше любых законов и распоряжений. Сотнями в поддержку Церкви высказываются военные и врачи, педагоги и юристы. Каждому такому человеку угрожает дискриминация. Но ни один не сворачивает с пути исповедничества.

Призываю гражданские власти Черногории отменить дискриминационный закон, внесший разделение и раскол в черногорское общество, остановить гонения на Православную Церковь, прекратить попытки создать вместо нее какую-то иную церковную структуру. Правитель светского государства не может создать Церковь. Нет и не может быть таких соображений, которые оправдывали бы посягательства государства на общенародные святыни, Церковью хранимые.

Горькие плоды такой политики можно видеть на Украине, где претерпела крах попытка «объединить народ» через учреждение новой «поместной церкви». Эта авантюра лишь углубила раскол и принесла страдания миллионам православных украинцев. Не удивительно, что она поставила точку в политической карьере автора данного проекта.

Мои горячие молитвы — с православными иерархами и духовенством Черногории, с ее благочестивым народом, который связан с народами Руси многовековыми узами единства в вере. Ничто не сможет поколебать этого единства, и никакие гонения не смогут сломить твердую волю народа отстоять Святое Православие. Знаю, что наши братья из этой славной страны помнят слова Христа Спасителя, которые укрепляли сердца их героических предков и которые обращены сейчас к ним самим: В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир (Ин. 16.33).

Патриархия.ru<br>

http://www.patriarchia.ru/db/text/5662886.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #707 : 18 Июля, 2020, 21:34:04 »
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти преподобного Сергия Радонежского после Литургии в Троице-Сергиевой лавре
18 июля 2020 года, в день обретения честных мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию на соборной площади Свято-Троицкой Сергиевой лавры. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к участникам торжеств с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Мы сегодня в несколько необычной обстановке. В течение жизни каждого из нас, нашего поколения, такой обстановки в день преподобного Сергия, в летнее празднование его памяти, никогда не было, — как и за всю обозримую историю рода человеческого никогда не было того, что сегодня происходит. История знает страшные эпидемии, которые поражали не только отдельные народы или государства, но и целые континенты. Известна чумная эпидемия в Европе, другие эпидемии, которые поражали жителей той или иной страны и даже всего континента, но никогда за всю человеческую историю не было болезни, которую можно по-настоящему назвать пандемией, то есть тем, что распространяется на весь мир.

Конечно, у разных специалистов есть разные ответы на то, что с нами происходит. Но мы как люди веры должны иметь собственный взгляд на происходящее. Мы знаем: все, что происходит, особенно в глобальном масштабе, попускается Господом, а значит Господь попустил, впервые за всю историю, распространение на весь мир смертельно опасного заболевания, и это произошло как бы на пике человеческого могущества. Ведь никогда не был так силен человек: накоплены огромные знания, на их основе созданы новые технологии, совершенно отличается от всех предыдущих времен устройство человеческого общества. Невероятные достижения человеческого ума привели многих к осознанию или, лучше сказать, к заблуждению относительно полного могущества человека в этом мире.

Болезнь человеческой гордыни началась очень давно и постепенно сделалась не только личным духовным недомоганием, но и стала поражать целые цивилизации. Человек занял в жизни общества и цивилизации то центральное место, которое раньше всегда принадлежало Богу. А почему? А потому что, как сказал классик, «человек — это звучит гордо». Но мы знаем, что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (1 Пет. 5:5). И греховный человек, став в центре цивилизации, в соответствии со своим мировоззрением и в прямой зависимости от своего греха стал устраивать человеческие отношения и собственную жизнь.

А поелику все это сопровождалось огромным интеллектуальным развитием, то греховность стала опасной не только для каждого человека, но и для всего рода человеческого. И мы знаем, какими страшными разрушительными средствами, способными погубить весь род человеческий, уже сегодня обладает греховный человек. Единственное, что удерживает людей, — это совесть, понимание того, что невозможно допустить глобальное истребление всей планеты. Но ведь какой это хрупкий механизм, который удерживает человека от самых страшных злодеяний, могущих привести к трагическим последствиям для всего человеческого рода!

Действительно, интеллектуальное могущество, которое не сопровождалось и не сопровождается развитием духа человека, укреплением нравственных основ его бытия; прогресс, в результате которого невероятные достижения ума сделались орудием в руках греховного человека, поставили весь род человеческий в очень опасное положение. И вдруг пандемия, какое-то непонятное заболевание, и никто не может объяснить, откуда оно, почему вдруг заболели люди во всем мире, почему мы бьемся и не можем найти лекарство. А некоторые говорят, что лекарство, даже если оно будет открыто, необязательно будет действовать эффективно, потому что этот «умный» вирус умеет обманывать человека. Он так работает в организме, он так воздействует на его клетки, словно это злое разумное существо. Недавно я беседовал со специалистом, который сказал: «Действительно, будто бес вселился в этот вирус — он хитрит, он смеется над нами, он обманывает нас, он управляет нами».

У нас, верующих людей, нет ответа на вопрос, что это за вирус. Это не наше дело, этим пускай ученые занимаются, но мы должны понять, что этот вирус разрушил греховное представление человека о его полном могуществе, о его центральном месте во всей цивилизации. Но если так, какие выводы нужно сделать? Если пандемия обнаружила человеческую слабость, по крайней мере на сегодня, нашу неспособность бороться, то не знак ли это свыше, чтобы мы задумались о жизни? Чтобы мы поняли: все, что используется человеком в оправдание его власти, его поведения, исполненного гордости, — все это может быть в одночасье разрушено силой Божией.

Сегодня действительно есть возможность подумать — тем, кто несет ответственность за страны, за международные отношения, — как необходимо взаимодействовать, чтобы исторгнуть человеческое зло из международных отношений, чтобы люди почувствовали себя одной семьей. Мыслителям, философам, политикам и в первую очередь нам, верующим, нужно еще и еще раз пересмотреть наше отношение к самим себе, к человеку, к его роли в глобальной истории и понять, что над всеми нами — Господь.

Может быть, для этого все и началось: когда человечество решило практически распрощаться с верой и исторгнуть Бога из своей жизни, Господь напомнил всем нам о Своем присутствии. И дай Бог, чтобы главным уроком из всего, что происходит, было обновление веры, чтобы веру обрели те, кто ее потерял или кто ее не нашел.

А мы, верующие люди? Мы так привыкли к своей вере, которая превратилась в часть нашего житейского обряда, мы следуем тем или иным традициям и забываем, чему учит нас Евангелие и какими мы должны быть на самом деле. Может, это и для нас очень важный сигнал — обновить свою веру, еще и еще раз открыть Новый Завет, перечитать его священные страницы, задать себе вопрос: «А в каком отношении я нахожусь к этому Божественному тексту? Что он для меня значит? Как я все это исполняю, или я настолько привык, что уже и перестал ставить перед собой эти критические важные вопросы?»

То, что происходит с нами, со всем родом человеческим, как уже сказано, — попущение Божие. Но не к смерти, не к гибели, но, верим, к обновлению нашей жизни и, по милости Божией, о том молиться надо, к обновлению всего человеческого рода. Неизвестно, даст ли еще нам когда-нибудь Господь такое удивительное глобальное свидетельство о Его присутствии в мире, как Он дает сейчас, через эту скорбь, побуждая каждого из нас обновить свою веру и вновь осознать, что именно Господь — Царь истории, Он — Творец жизни, Его промыслом управляется мир.

Поэтому не со страхом, не со скорбью, но с обновленной верой мы должны воспринимать тяготы, которые обусловлены распространением этого страшного заболевания. Мы действительно должны стать другими, и я стараюсь сказать об этом так громко, чтобы меня услышали все — и верующие, и неверующие, и православные, и неправославные. Это действительно шанс для рода человеческого изменить себя, чтобы снова обрести благоволение Божие, а вместе с этим благоволением — и новую жизнь, которая бы устроялась по Божиему закону.

Молитвами святого преподобного Сергия Радонежского, память которого мы сегодня совершаем, молитвами всех угодников Божиих, в земле нашей просиявших, да поможет нам Господь извлечь важные уроки из происходящего, обновить свою веру и вновь и вновь обрести способность и желание жить по закону Божиему. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5665266.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #708 : 21 Июля, 2020, 16:11:34 »
Патриаршая проповедь после Литургии в Казанском соборе на Красной площади
21 июля 2020 года, в праздник явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в соборе Казанской иконы Божией Матери на Красной площади. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Праздник в честь Казанской иконы Божией Матери, очень значительный для нашего благочестивого народа, особенно торжественно отмечается Церковью, что связано с проявлением особых милостей от Казанского образа. Всем хорошо известна победа над опасным врагом, который, войдя в пределы нашего Отечества, оккупировал огромные территории, что привело к полному расстройству государственной жизни. Но Смутное время подошло к концу именно здесь, на том самом месте, где мы стоим, когда ополченцы Минина и Пожарского, войдя в Москву и обратившись к Казанской иконе Божией Матери, приняли решение атаковать Кремль, последний оплот оккупантов. И мы знаем, что Кремль был окружен и практически безболезненно, без каких-то особых потрясений для рати Минина и Пожарского освобожден, враг был изгнан, а очень скоро освобождена и вся Россия.

Другим особым проявлением милости Божией Матери стала Бородинская битва. Хорошо известно, как горячо молился Кутузов, размышляя о возможных последствиях сражения и прося помощи у Царицы Небесной. Несомненно, враг был сильнее, а потому Бородинская битва была огромным риском. В борьбе с превосходящим наши силы противником можно было потерять армию, а значит, потерять Россию, потому что никакая сила уже не смогла бы остановить Наполеона в его стремлении оккупировать всю страну. Но мы знаем, что молитва командующего российскими войсками князя Кутузова была услышана, как была услышана молитва всего нашего воинства. Нельзя сказать, что русское воинство одержало победу над французами в прямом смысле этого слова — тогда враг не был разбит и не был сразу изгнан, но именно на Бородинском поле наполеоновской армии был нанесен такой сокрушительный удар, что она лишилась возможности осуществить свои планы, в том числе план захвата Петербурга, тогдашней столицы, и была вынуждена отступить. А предшествовала этому горячая молитва Кутузова и всего нашего войска перед образом Божией Матери.

Но и в XX веке Царица Небесная являла Свою милость. Перед Казанской иконой Божией Матери в осажденном Петербурге, тогдашнем Ленинграде, блокированном, лишенном всякой связи с внешним миром, умиравшем от голода, во Владимирском соборе, где сохранялся чудотворный Казанский образ, постоянно совершались молебны, служились Литургии. И народ собирался, хотя дойти до собора было почти что расстаться с жизнью. Изможденные голодом люди не могли передвигаться, но, как мне рассказывали свидетели, собор наполнялся, горячая молитва возносилась перед Казанской иконой Божией Матери, и мы знаем, что Петербург, тогдашний Ленинград, не пал перед врагом, и Отечество наше обрело победу.

Такие замечательные исторические события не должны изглаживаться из нашей памяти. Конечно, у светских историков, у военных аналитиков есть свои объяснения всех этих побед, но почему же командующие молились тогда перед Казанским образом Божией Матери? Разве они не знали, что в их распоряжении есть те или иные силы, те или иные знания? Но они молились, понимая, что нужна помощь свыше, и помощь через молитву перед Казанской иконой Божией Матери давалась нашему воинству и нашему Отечеству.

Всё это времена уже сравнительно давно прошедшие. А что в нашей жизни? Почему и доныне не зарастает тропа к храмам, где находятся, в том числе, изображения Казанской иконы? И у себя дома многие из нас имеют изображения Божией Матери Казанской. Почему же не прекращается молитва, обращенная к Царице Небесной, перед Ее Казанским образом? А потому что не прекращается и не может прекратиться действие благодати Божией, которую мы обретаем через предстательство Царицы Небесной, через наши молитвы перед Ее святыми изображениями, в том числе перед Казанской иконой. Опыт, который имеет каждый из нас, и сегодня укрепляет нашу веру, помогает нам реально, и потому не пресекаются наши молитвы Пресвятой Богородице, в том числе перед прославленным Ее образом Казанским.

Но ведь когда Господь дает благодать, в том числе по ходатайству Его Пресвятой Матери, эта благодать может оказаться бездейственной — если человек ее не воспримет. Если бы человек отвергал благодать, то никаким принуждением Господь не спасал бы. В таинственном процессе спасения человека присутствует Бог, Божественная благодать, ниспосылаемая, в том числе, по предстательству Пресвятой Богородицы, но присутствует и человек. Мы с вами присутствуем, мы участвуем в этом процессе — в первую очередь своей верой. А если вера пресечется, то и чудеса от образов прекратятся, и источение благодати Божией остановится, потому что в злохудожную душу не внидет премудрость, ниже обитает в телеси повиннем греху (Прем. 1:4), как учит нас Слово Божие.

Итак, в дивном процессе спасения, обожения человеческого рода, который совершается силой Божественной благодати через таинства Церкви, участвуем все мы. Вот почему, когда мы особенно нуждаемся в Божественной помощи, в явлении некоего чуда, как это сегодня происходит в условиях пандемии, так важно, чтобы обновлялась наша вера, чтобы с еще большей силой мы обращались к Господу, к Его Пресвятой Матери Деве Марии, к святым угодникам! Чтобы наша молитва не омрачалась никакими сомнениями, а если они все же возникают, то обратим свой взор в прошлое, в нашу дивную героическую историю, наполненную многими чудесами, которые источала Пресвятая Богородица на тех, кто с верой и надеждой обращал к Ней свою молитву.

Вот и сегодня особое время — когда мы должны укрепить нашу веру, усилить нашу молитву, обратить к Господу и Его Пресвятой Матери Деве Марии наши надежды на избавление Отечества и всего мира от страшной пагубы, на укрепление здравия душевного и телесного нас, наших родных и близких, на споспешествование народу нашему в преодолении тех трудностей, которые встречаются на его историческом пути. И верим, что по предстательству Царицы Небесной, в ответ на наши смиренные молитвы, но наипаче в ответ на молитвы святых угодников, в земле Российской просиявших, Господь будет споспешествовать всем нам на нашем жизненном пути, содействовать преодолению трудностей, печалей и скорбей, которые на этом пути возникают.

С праздником в честь Казанской иконы Божией Матери всех вас сердечно поздравляю!

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5666695.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #709 : 25 Июля, 2020, 16:46:19 »
Заявление Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в связи с обострением армяно-азербайджанского конфликта
23 июля 2020 года Предстоятель Русской Православной Церкви выступил с заявлением, призвав обе стороны конфликта к диалогу.

12 июля 2020 года на границе Армении и Азербайджана вновь вспыхнуло вооруженное противостояние, которое привело к человеческим жертвам с обеих сторон.

33-й год длится конфликт народов, живших много веков бок о бок. С 1989 года я постоянно участвую в работе по разрешению мирным путем этого конфликта. Каждое его обострение воспринимаю как личную боль.

25 лет назад, 13 июня 1995 года в Свято-Даниловом монастыре в Москве состоялась первая трехсторонняя встреча религиозных лидеров Азербайджана, Армении и России, инициатором которой выступила Русская Православная Церковь. По итогам встречи было принято совместное заявление, в котором был выражен взгляд на армяно-азербайджанский конфликт как не имеющий под собой религиозной почвы. Это особенно важно помнить сегодня, когда религиозный фактор пытаются искусственно внести в межнациональные конфликты, чтобы обострить противостояние.

8 сентября 2017 года в Москве была принята еще одна совместная декларация духовных лидеров наших стран, в которой отмечалось, что армянский и азербайджанский народы всегда будут жить бок о бок, поэтому у них нет иной перспективы, кроме мира и сотрудничества.

Сегодня Русская Православная Церковь призывает обе стороны конфликта к диалогу. Религиозными общинами Армении и Азербайджана накоплен опыт выстраивания такого диалога, который сейчас очень востребован.

Призываю не идти на поводу у тех сил, которым выгодно усиление напряженности на Кавказе. Новая война на Кавказе неизбежно привлечет к себе разного рода террористов и экстремистов, которые надолго лишат регион мира и спокойствия.

Многолетняя миротворческая деятельность Русской Православной Церкви в урегулировании карабахского конфликта в трехсторонних диалогах позволяет мне обратиться к религиозным лидерам Азербайджана и Армении. Прошу вас, дорогие братья, сохранить те достижения, которые нам удалось закрепить в ходе братских встреч.

Русская Православная Церковь горячо молится, чтобы конфликт как можно скорее окончился. Надеемся, что братские нам народы Армении и Азербайджана найдут в себе силы и мудрость прекратить вражду, снизить градус недоверия и достичь взаимоприемлемых решений по разделяющим проблемам.

+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

http://www.patriarchia.ru/db/text/5668070.html