Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?
rss

Автор Тема: Слова Патриарха Кирилла  (Прочитано 527636 раз)

0 Пользователей и 6 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #710 : 30 Июля, 2020, 12:19:56 »
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в День Крещения Руси после Литургии в Храме Христа Спасителя
28 июля 2020 года, в день памяти святого равноапостольного великого князя Владимира, день церковно-государственного праздника Крещения Руси, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к участникам торжеств с Первосвятительским словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры!

Всех вас сердечно поздравляю с великим праздником — с днем памяти святого равноапостольного великого князя Владимира, Крестителя Руси. И, как установилась в течение последних десятилетий некая традиция, в этот же день мы празднуем и вспоминаем величайшее событие в истории нашего народа — Крещение Руси.

Святой князь Владимир всем сердцем воспринял новую веру. Если почитать светских историков, то обычно факт крещения князя Владимира в Корсуни обставляется различными политико-идеологическими причинами и предпосылками. Мол, нужно было заручиться мощными союзниками, нужно было постараться войти в культурное пространство Византии, нужно было сделать то-то и то-то, что было бы полезно и для князя Владимира, и для его страны — вот потому он и принял крещение.

Но следует вспомнить, кем был князь Владимир. Он был убежденным язычником, он с языческой верой соединил всю свою жизнь, на его душе десятки загубленных человеческих жизней — измученных, обезглавленных... Кровь соединяет человека с убеждениями, как ничто иное. Давайте посмотрим на историю XX века. Разве кто-то из тех, кто убежденно творил беззаконие, кто убивал других, раскаялся просто так, под влиянием того, что им было предложено нечто взамен их страшного кровавого прошлого? Никто по-настоящему не раскаялся. Посмотрите съемки Нюрнбергского процесса — разве это раскаявшиеся преступники? Они с улыбкой встречали речи обвинителей, они ни в чем не раскаивались, они были убеждены в правоте своего дела.

А князь Владимир? Почему он раскаялся, и под влиянием чего это произошло? Никакого Нюрнбергского процесса над ним не было и быть не могло, никто его ни в чем не обвинял, он мог бы спокойно жить с великой славой могущественного правителя Руси, но он перечеркивает свое прошлое, он отказывается от этой славы, раскаивается сам, без чьей-либо помощи, во всем том, что совершил, и в Корсуни принимает святое крещение. А потом, всем сердцем почувствовав силу благодати Божией, принимает решение крестить весь свой народ, и действительно совершает это удивительное деяние. Казалось бы, все против логики, все против обычаев того времени, все против характера самого князя Владимира, и это первое чудо привело к величайшему изменению в жизни самого князя и всей страны.

И второе Божие чудо. Люди столетиями жили, поклоняясь идолам, языческим богам. Это сейчас мы снисходительно смотрим на все эти изваяния, на изображения деревянного Перуна, — с высоты XXI века, зная всю последующую историю. А если поместить нас в ту атмосферу, когда все поклонялись Перуну, и ведь наверняка какие-нибудь чудеса от него происходили, так что никому и в голову не приходило сомневаться в могуществе русского бога! Перед его изваяниями молились, чтобы одержать победу! А когда возвращались с победой, приносили в жертву Перуну, в том числе, человеческие, живые тела! Какая же была мощная религиозная убежденность! И что происходит? Крестившись, князь почти без реального сопротивления крестит весь народ.

Опять-таки, у светских исследователей той эпохи могут найтись свои человеческие объяснения. Но давайте спросим самих себя: возможно было вот так, в одночасье, круто развернуть всю общественную, политическую жизнь, государственную жизнь и личную жизнь людей так, как это удалось сделать великому князю Владимиру? Конечно, Крещение Руси было великим благодатным Божиим даром, а благодать «немощная врачует и оскудевающая восполняет». И там, где у князя Владимира не хватало, может быть, способности, разумения и власти, сила благодати его вразумляла, укрепляла, и он практически без всякого употребления силы крестил свой народ.

Крещение Руси, выражаясь современным языком, — несомненно революционное событие. Более того, по последствиям его нельзя сравнить ни с какой последующей революцией, потому что Крещение радикально изменило жизнь народа, его культуру, его систему ценностей. Мы знаем, как самая грозная революция начала XX века в нашей стране пыталась изменить систему ценностей, пыталась разрушить веру православную. Но в XXI веке, в возрожденном Храме Христа Спасителя, мы вспоминаем о мечтаниях революционеров с некоей снисходительной улыбкой, потому что ведь у них ничего не получилось, и прекрасно организованная, мощная политическая акция, сопровождавшаяся насилием, не искоренила веры православной из нашего народа.

Действительно, прививка к благодатному телу Вселенской Церкви крещеного русского народа стала величайшей духовной силой, которая, я глубоко убежден, помогает народу нашему проходить через столь сложные перипетии исторического пути, сохранять веру князя Владимира, укрепляться в этой вере и воспитывать в ней следующие поколения нашего народа. Все, что произошло с нами от времен Крещения доныне — это яркий и очень убедительный аргумент в пользу того, что человеческая история совершается не только человеком, не только его разумом, его волей, его силой, но благодать Божия, присутствуя в человеческой истории, не изменяя самой человеческой свободы, таким образом влияет на род человеческий, что вера живет и действует, несмотря на ожесточенную борьбу с ней. Кто только не посягал на нравственные начала человеческой жизни, — и революционеры, и философы-агностики, — кто только не ставил под сомнение «устаревший» нравственный кодекс человеческого общежития, как он представлен в Слове Божием! Сколько было усилий, но ничего не получилось, и каждый живет, в конце концов, по совести, в которой и отображается этот Божественный нравственный кодекс. А если совесть сгорает, тогда Господь порой и силу употребляет, если уж человек не совсем пропащий, чтобы вернуть его на путь истины.

Сегодня мы празднуем событие особого значения, которое не потеряло своего смысла и не потеряло своей силы даже до сегодняшнего дня. Мы все наследники князя Владимира, мы все его ученики. Наша Церковь Русская Православная, мученица и исповедница, кровью своею запечатлевшая верность выбору святого Владимира, и сегодня продолжает со смирением нести свое служение. Но мы очень нуждаемся, каждый из нас в отдельности и все вместе, вся наша Церковь, в помощи свыше. И сегодня особый день, когда мы возносим свои молитвы об Отечестве нашем, о народе нашем, о Церкви нашей, о властях и воинстве, о всем том, что сохраняет нашу национальную жизнь, что оберегает нашу Родину — Россию.

Поздравляю всех вас с этим знаменательным праздником. Молитвами святого благоверного равноапостольного великого князя Владимира да благословит Господь дальнейший исторический путь нашей Родины и дальнейшее историческое движение нашего народа по этому пути. И особая молитва — о том, чтобы верность князю Владимиру, верность избранному им пути, верность вере православной и Церкви Божией не оставляла наш народ. Не дай нам Бог сойти с этого пути, определенного волей князя Владимира, его мудростью и, конечно, Божественным Промыслом. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5670067.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #711 : 02 Августа, 2020, 22:11:57 »
Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в храме пророка Божия Илии в Обыденском переулке в Москве
2 августа 2020 года, в Неделю 8-ю по Пятидесятнице, день памяти пророка Илии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме пророка Божия Илии в Обыденском переулке г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Всех вас, мои дорогие отцы, братья и сестры, сердечно поздравляю с праздником!

Всякий раз, собираясь приехать в какой-то храм совершить богослужение, я готовлюсь к тому, что мне следует сказать. Но сейчас, слушая отца настоятеля, я подумал: мне уже и сказать нечего, все, что я готовил, он сказал, и сказал очень хорошо.

Остановлюсь на одном, как мне кажется, важном обстоятельстве. На том, что пророчество, которое в религиозном сознании иногда воспринимается как способность предвидеть будущее, в действительности таковым не является. Пророк может прозревать будущее, но не в этом смысл его служения. Он может и не прозревать будущее, а быть пророком. Пророк — тот, кто передает людям Божию правду, а Божественная правда — это великая сила. Одних она привлекает, и они навсегда становятся учениками Господа, других раздражает, у третьих провоцирует агрессию против тех, кто эту правду провозглашает. Другими словами, Божия правда, как и Божие слово, — это оружие обоюдоострое, и без этого оружия Церковь потеряла бы свою силу.

Церковь всегда теряет силу, когда перестает возвещать Божию правду. А почему это происходит? Чаще всего от страха. В свое время, когда были прямые гонения на Церковь, многие боялись проповедовать, уходили далеко-далеко в пустыни, в катакомбы, только чтобы словом своим не навлечь на себя и на свою общину гнев гонителей. В другие времена остерегались говорить Божию правду, потому что она не совпадала с общественным мнением. Нам порой кажется, что в дореволюционные времена Церковь была свободна, но и в то время мало кто отваживался говорить ту правду, которая была особенно важна для нашего народа. Кто говорил правду о тогдашней интеллигенции или о тогдашней власти, не говоря уж о том, как разрушалась на глазах благочестивого народа Святая Русь? Да, были пламенные проповедники, такие как отец Иоанн Кронштадтский, но их было совсем немного. И люди в сане молчали — не потому что не знали, что происходит, а потому что не могли, не были готовы, не были способны обращать к людям Божию правду с огромным риском для своего благополучия.

Сегодня Церковь наша по милости Божией провозглашает Божию правду. Может быть, не так, как всем бы нам хотелось, ведь провозглашают ее от лица Церкви все-таки люди, и каждый сам налагает на себя определенные ограничения, связанные со своими интеллектуальными, культурными возможностями, с тем, как проповедник понимает окружающий его мир, насколько ему кажется целесообразным сказать то, что он собирается произнести. Но, тем не менее, даже если сделать все поправки на частные случаи, Церковь сегодня не боится говорить Божию правду. И правильно только что было сказано: когда вы читаете самые ужасные вещи о Патриархе, об архиереях, о священниках, помните, что даже капли правды там обычно не бывает, но все это направлено на то, чтобы скомпрометировать тех, кто правду Божию провозглашает. Так, чтобы народ перестал нас слушать и доверять: «Ну что ты нам говоришь? Ты посмотри, что о тебе пишут!»

Кстати, этому искушению подвергаются не только миряне. Однажды я был просто поражен общением с одним из владык — сейчас он на заслуженном отдыхе, человек уже пожилой. Мы летели с ним из одной страны в другую — он в то время работал за границей, а я был председателем Отдела внешних церковных связей. И он мне так по-братски (а мы давно с ним были знакомы) говорит: «Владыка, ну помогите, пожалуйста, деньгами, нам очень трудно». Я сказал: «Ну, мы же вам перечисляем деньги». «Да нет, Вы из своих помогите». Я поднапрягся, говорю: «Что значит из своих?» «Слушайте, у Вас же шесть миллиардов долларов». Я посмотрел на этого владыку и говорю: «Ты не шутишь?» «Да нет». Значит, этот бред достиг сознания архиерея, и он в него поверил.

Так вот, все, что говорят и пишут, — это чаще для того, чтобы мы перестали говорить Божию правду. Как только мы станем говорить то, что приятно слышать сильным мира сего, никакой критики в адрес Церкви не будет. Все моментально исчезнет, на руках носить будут. Но тот факт, что Церковь сегодня на руках не носят, — хоть она существует в условиях свободного государства, по милости Божией нет никаких гонений или ограничений нашей деятельности, — это и есть свидетельство того, что Церковь, подкрепляемая силой Божественной, стремится и сегодня тихим голосом обращаться к людям со словом, исполненным Божественной правды. И дай Бог, чтобы так было до скончания века, потому что, если Церковь умолкнет, не будет больше пророческого слова в мире.

Пророков гнали, и Церковь на протяжении всей истории гнали, потому что она совершала пророческое служение. Критика в адрес Церкви напрямую связано с тем, что Церковь говорит Божию правду. Вот хочется сегодня запустить страшный эксперимент с продажей младенцев от суррогатного материнства, а Церковь говорит: «Нет, это грех, этого делать нельзя». То же самое нам говорят про аборты — мы отвечаем: «Нет». Мы принимаем тех, кто совершил этот грех, женщин и мужчин, их мужей, мы проводим их через таинство Покаяния, но мы никогда не скажем, что это норма жизни. Мы никогда не скажем, что нормой является нарушение целостности брака, нарушение супружеской верности, как бы эту истину ни разрушала современная культура — в виде кинематографа, литературы и так далее. Мы будем говорить так, какими бы старомодными, устаревшими, неграмотными нас ни называли.

Поэтому пророческое служение, которое совершали древние пророки, совершается и сегодня. Как доставалось тем, так и ныне достается каждому, кто со смирением, без гордыни, но свидетельствует правду Божию, даже когда эта правда не очень приятна слушающим.

Пусть Господь сохранит нашу Церковь способной провозглашать Божию правду, способной осуществлять пророческое служение. Пусть новое поколение духовенства также будет способно продолжать то, что совершали предшествующие им поколения. И надеемся, что миссия Церкви продолжится, как Господь благословит, дабы до скончания века свидетельство Единой Святой Соборной Апостольской Церкви было свидетельством пророческим для спасения рода человеческого. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5672310.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #712 : 03 Сентября, 2020, 18:26:13 »
Патриаршая проповедь в праздник Преображения Господня после Литургии в Храме Христа Спасителя

19 августа 2020 г. 16:20

19 августа 2020 года, в праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил служение Божественной литургии в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви обратился к пастве с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

«Старайтесь делать твердым ваше звание и призвание; так поступая, никогда не преткнетесь» (2 Пет. 1:10). Эти слова из послания апостола Петра мы сегодня слышали во время Божественной литургии.

Послания апостола Петра читаются редко — в основном за Литургией звучат послания апостола Павла. Но неслучайно сегодня мы слышали именно Петровы слова — потому что Петр был вместе с Иаковом и Иоанном на горе, на которой перед ними преобразился Спаситель. Сегодня мы слышим слова очевидца Преображения. Будьте тверды, говорит он, — тверды в ваших убеждениях, в ваших делах, в ваших словах. Такой человек никогда не постыдится ни самого себя, ни перед Богом, ни перед окружающими его людьми.

Неслучайно Господь призвал к ви́дению Его Преображения ближайших апостолов. И еще раз нужно сказать, что неслучайно мы слышали слова именно апостола Петра, который вспоминает об этом событии. Ведь, наверное, Петр не был бы соучастником этого священного события, если бы не то, что совершилось буквально накануне восшествия на гору Фавор — когда Спаситель, обращаясь в Кесарии к ученикам, спросил: «А за кого почитают Меня люди?» Ученики стали перечислять, за кого, — за одного из пророков, за Моисея, за Илию… Тогда Спаситель спрашивает: «А вы за кого меня почитаете?», и Петр говорит в ответ: «Ты — Христос Божий». Другими словами, Ты — Спаситель, Ты — Мессия. Невероятный ответ. Надо представить, как иудеи ждали и надеялись на пришествие Мессии — прежде всего как великого Избавителя израильского народа от внешних угнетателей, как Царя, который сделает этот народ великим. И Петр исповедует свою веру в то, что Иисус, его Учитель, и есть Мессия и Спаситель мира. Великое исповедание словно перечеркнуло все слабости человеческой жизни Петра и тех апостолов, которые были вместе со Спасителем, потому что это исповедание веры открывало новую эпоху в отношениях Бога и человека. Люди в лице Петра и других апостолов признали Иисуса Спасителем, Мессией.

Чтобы утвердить веру Петра, Иакова, Иоанна, чтобы они еще раз поняли, что исповедание Петрово было действительно отображением Божественной истины, Господь призывает Петра, Иакова и Иоанна на гору высокую — по преданию, на гору Фавор, — и перед ними преображается. Господь являет то, что они исповедовали и без всякого Его преображения, взирая на Него как на Человека, разделявшего с ними повседневную трапезу, шествовавшего с ними по пыльным дорогам Палестины, страдавшего от жары и от холода и вообще уязвимого по Своей человеческой природе. Вот для того чтобы окончательно утвердить веру апостолов, Господь и преображается перед ними.

Для чего это было нужно? Почему надо было утвердить веру апостолов? Да потому что не за горами были Его крестные страдания, когда в истязаниях Его тела, в распятии Его плоти на кресте люди могли видеть только слабость, только уничижение, только поражение. Чтобы у креста апостолы не усомнились, чтобы их вера была несокрушимой, и преображается Господь пред Петром, Иаковом и Иоанном на горе Фавор. Мы знаем, что Преображение не уберегло Петра от страха, но мы знаем, что Преображение, видимо, легло в основу его глубокой веры и привело к покаянию, ведь Петр лицезрел прославленного Иисуса, Учителя, Спасителя мира.

В нашей жизни мы тоже часто нуждаемся в каких-то особых знаках, которые бы поддержали нашу веру. Мы часто ищем чудес, а иногда доверчиво относимся к рассказам о чудесах, даже не будучи в полной мере уверенными, действительно ли это свидетельство о чуде, или просто человеческая фантазия, плод больного воображения. Мы часто желаем видеть знаки Божественного присутствия в нашей жизни, в жизни рода человеческого, но Господь не насилует нашей воли и не заставляет силой в Себя верить. Он рядом с нами. Он являет Свою милость, но только эта милость является нам не в громе и молнии, не в потрясающих воображение чудесах, но в легком дуновении ветра, как об этом говорит слово Божие (см. 3 Цар. 19:12). То есть Господь касается нас, не надламывая нашу волю, не порабощая наше сознание, но Его благодать действительно подобна легкому дуновению ветра, которое, касаясь разгоряченного человеческого тела, приносит ослабление, прохладу и здравие. Вот так действует сила благодати Божией.

День Преображения, день Богоявления ближайшим ученикам — Петру, Иакову, Иоанну — должен отвлечь наши мысли от повседневной суеты, от того, чем мы так озабочены, перенести к горнему, дать нам еще и еще раз осознать, что Господь, явившийся Петру, Иакову, Иоанну, близок к нам. Мы не удостаиваемся чуда видеть Спасителя, но мы удостаиваемся чуда получать ответы на наши молитвы, мы удостаиваемся чуда особого духовного переживания Святой Евхаристии, Причащения Тела и Крови Спасителя, приближения к святым мощам, святым местам, когда вдруг у человека начинает особым образом биться сердце, и он сознает, что прикасается к святыне, что иной мир входит в его жизнь. Наверное, каждый из нас так или иначе, в той или иной мере нечто подобное переживал — посещая святые места, причащаясь Святых Христовых Таин, прикладываясь к святыням. И даже когда мы бескорыстно совершаем добрые дела, мы ведь чувствуем, как просветляется наше сердце.

Многие неверующие, общаясь с людьми религиозными, требуют от них доказательств того, что Бог есть. Недавно по телевидению я видел диалог одного нашего священника с известным человеком, очень интеллектуальным. Это был достаточно интересный диалог о вере и неверии, но, наверное, не в полной мере было сказано о главном — для того чтобы поверить, нужно быть способным принять сигнал свыше. Ведь каждый знает: если в руках плохой приемник, то не удастся поймать нужную радиостанцию. Будет раздаваться треск из динамика, а никаких слов, никакой музыки не услышишь. То же самое происходит, если кто-то не чувствует в своем сердце веры. Не нужно отказываться от того, чтобы попытаться почувствовать Божественный сигнал. Если мы априори отказываемся и говорим: «Да нет там ничего, сердце мое ничего не чувствует, и наука ничего не доказывает», то действительно, никакой сигнал свыше, никакое прикосновение Божественной благодати человек не воспримет. Но если он скажет: «Вот я, Господи! Даже не знаю, есть Ты или нет, но я открываю свой разум и свое сердце, я смиряюсь перед Тобой, я склоняю перед Тобой свою главу, помоги моему неверию», — то не через гром или молнию, не через явное чудо, но в ответ на эту молитву полуверующего или даже неверующего человека в какой-то момент жизни Господь, несомненно, ответит. И может быть, в самый критический момент, когда больше всего нужна помощь свыше, когда невозможно человеческими силами справиться со скорбью, с болезнью или другими тяжелыми обстоятельствами.

Сегодняшний великий день учит нас многому. Господь избрал Петра, Иакова, Иоанна, чтобы преобразиться перед ними, чтобы укрепилась их вера, чтобы они увидели славу Его. Мы верим, что и нам, верующим людям, Господь также дает знаки Своего присутствия в нашей жизни. И как важно не просмотреть эти знаки, сложить их в своем разуме и своем сердце, почувствовать Божие присутствие в жизни своей и с еще большей радостью и дерзновением идти навстречу Господу и Спасителю, имеющему власть преобразить весь мир и, что для нас особенно важно, преобразить наши собственные души! Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5678989.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #713 : 03 Сентября, 2020, 18:28:33 »
Патриаршая проповедь после Литургии в Саввино-Сторожевском ставропигиальном монастыре

23 августа 2020 г. 15:06

23 августа 2020 года, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, день памяти второго обретения и перенесения мощей преподобного Саввы Сторожевского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Саввино-Сторожевском ставропигиальном мужском монастыре. По окончании богослужения Святейший Владыка произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня действительно великий день для всей нашей Церкви, потому что эта древняя обитель святого Саввы Сторожевского — царская обитель. Именно сюда чаще всего приезжали на богомолье цари и царицы, здесь даже были дворцы царские, и вся эта дорога, которая сегодня называется Рублево-Успенским шоссе, называлась Царским путем, Царской дорогой. Это был главный царский путь на богомолье, а Саввино-Сторожевская обитель — главной царской обителью, где царь участвовал в богослужениях и молился чаще, чем в какой-либо другой. Поэтому значение Саввино-Сторожевского монастыря совершенно особое — в первую очередь для Московской земли, но поелику Москва стала столицей всего нашего Отечества, то и для Отечества нашего и для всей Церкви. Вот почему с особым чувством мы совершали сегодня Божественную литургию и вспоминали преподобного Савву Сторожевского, великого угодника Божия, ученика преподобного Сергия, по примеру которого ученики его создавали монашеские общины по всему лицу нашей Руси.

Сегодня за Божественной литургией читалось Евангелие о прощении господином своего должника (Мф. 18:23-35). Некий господин, человек очень богатый, может даже особа царствующая, простил долг своему рабу. Это была огромная сумма, целое состояние, но господин прощает этот долг. В свою очередь раб тоже дал кому-то в долг — сумму ничтожную по сравнению с той, что взял в долг у богатого господина. Встретив должника, раб потребовал вернуть долг, а тот не смог это сделать. Тогда он стал его бить и сказал, что посадит в долговую тюрьму, так что должнику придется продать все свое состояние, отдать в рабство жену и детей, — только чтобы вернуть долг. И мы знаем, что злой раб был наказан своим господином.

Сегодняшняя притча, конечно, не о том, чтобы мы правильно распоряжались материальными средствами. Разумеется, нужно помнить, что долг потому и называется долгом, что человек обязан вернуть взятые деньги. Иногда бывает, что по каким-то причинам вернуть все сразу невозможно, и люди просят об отсрочке, просят о милости. Вот пусть те, кому должники не могут в полной мере вернуть долги, вспомнят об этой притче. Может, и не всегда нужно требовать немедленного исполнения всех обязательств, — в случае, если по какой-то причине должник действительно не может в данный момент вернуть все.

Но опять-таки эта притча не о том, что нет необходимости в финансовой дисциплине, не о том, чтобы в банке брали заем и его не отдавали, не о том, что можно нарушать обязательства и не возвращать деньги. Совсем не о том! Притча эта — не о дисциплине, не о прощении долгов в обществе и в государстве, а о человеческой милости, о доброте и прощении. Недаром преподобный Ефрем Сирин говорит: «забудь и пост, и молитву, если ты не прощаешь ближнему твоему». Почему «забудь»? А потому что и пост, и молитва не достигают небес, в ответ на пост и на молитву Господь не дает и не даст просимого, если ты не прощаешь другому человеку его согрешений, его долгов, а иногда просто его несовершенства, которое раздражает тебя и создает напряжение в отношениях с этим человеком.

Другими словами, сегодня Евангелие учит нас милости друг ко другу и прощению. Ведь каждый знает, что происходит, когда прощаешь другого. На сердце становится легче. Вроде как ты прощаешь, а не тебя прощают, но даже это прощение снимает тяжесть с сердца. Действительно, это испытывают многие из тех, кто с чистым сердцем прощает другому грехи, обиды, разного рода неприятности. Чистосердечное прощение облегчает душу того, кто прощает, но дело не только в этом. А когда мы в семье прощаем друг другу? Нет семьи, которая бы не проходила бы через трудные моменты в жизни, когда нарушается взаимопонимание супругов, когда возникают трудности с детьми, когда возникают напряжение и даже скандалы. Как ужасно, если после такого люди не просят прощения и не прощают, а с этой тяжестью и живут! Казалось бы, как просто после неурядицы взять да и попросить прощения, как просто простить своих родных и близких, и не было бы конфликта, который разрушает семью и наносит вред каждому из его участников!

Но то, что справедливо в отношении семьи, справедливо и для трудовых, и для иных коллективов. Ведь конфликты разрушают солидарность, а значит, коллектив теряет собранность, теряет способность к свершению дел, и узы, связывающие членов коллектива, становятся все слабее. А если продвигаться далее по этой лестнице, восходя ко все большим и большим масштабам, а если говорить о народе, о государстве? Ведь если мы и в обществе научимся прощать друг друга, то это светлое состояние души, которое мы испытываем, прощая близких, будет присутствовать в и народе нашем.

Этим ведь и отличался наш русский народ — способностью прощать. Иногда приезжавшие к нам с Запада люди недоумевали и воспринимали способность русского человека — прощать — как некую слабость. Это не слабость! Это великая духовная сила, которая способна преображать жизнь народа. Поэтому сегодняшняя притча учит нас о том, что прощение — это такое деяние, которое исправляет к лучшему жизнь — личную, семейную, коллективную и жизнь всего народа. И дай Бог, чтобы мы дошли до осознания этой великой истины, чтобы мы научились прощать друг друга, а через прощение — исцелять язвы и недуги как в личной, семейной, так и в общественной жизни. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5680915.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #714 : 03 Сентября, 2020, 18:29:16 »
Патриаршая проповедь после Литургии в Саввино-Сторожевском ставропигиальном монастыре

23 августа 2020 г. 15:06

23 августа 2020 года, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, день памяти второго обретения и перенесения мощей преподобного Саввы Сторожевского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Саввино-Сторожевском ставропигиальном мужском монастыре. По окончании богослужения Святейший Владыка произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня действительно великий день для всей нашей Церкви, потому что эта древняя обитель святого Саввы Сторожевского — царская обитель. Именно сюда чаще всего приезжали на богомолье цари и царицы, здесь даже были дворцы царские, и вся эта дорога, которая сегодня называется Рублево-Успенским шоссе, называлась Царским путем, Царской дорогой. Это был главный царский путь на богомолье, а Саввино-Сторожевская обитель — главной царской обителью, где царь участвовал в богослужениях и молился чаще, чем в какой-либо другой. Поэтому значение Саввино-Сторожевского монастыря совершенно особое — в первую очередь для Московской земли, но поелику Москва стала столицей всего нашего Отечества, то и для Отечества нашего и для всей Церкви. Вот почему с особым чувством мы совершали сегодня Божественную литургию и вспоминали преподобного Савву Сторожевского, великого угодника Божия, ученика преподобного Сергия, по примеру которого ученики его создавали монашеские общины по всему лицу нашей Руси.

Сегодня за Божественной литургией читалось Евангелие о прощении господином своего должника (Мф. 18:23-35). Некий господин, человек очень богатый, может даже особа царствующая, простил долг своему рабу. Это была огромная сумма, целое состояние, но господин прощает этот долг. В свою очередь раб тоже дал кому-то в долг — сумму ничтожную по сравнению с той, что взял в долг у богатого господина. Встретив должника, раб потребовал вернуть долг, а тот не смог это сделать. Тогда он стал его бить и сказал, что посадит в долговую тюрьму, так что должнику придется продать все свое состояние, отдать в рабство жену и детей, — только чтобы вернуть долг. И мы знаем, что злой раб был наказан своим господином.

Сегодняшняя притча, конечно, не о том, чтобы мы правильно распоряжались материальными средствами. Разумеется, нужно помнить, что долг потому и называется долгом, что человек обязан вернуть взятые деньги. Иногда бывает, что по каким-то причинам вернуть все сразу невозможно, и люди просят об отсрочке, просят о милости. Вот пусть те, кому должники не могут в полной мере вернуть долги, вспомнят об этой притче. Может, и не всегда нужно требовать немедленного исполнения всех обязательств, — в случае, если по какой-то причине должник действительно не может в данный момент вернуть все.

Но опять-таки эта притча не о том, что нет необходимости в финансовой дисциплине, не о том, чтобы в банке брали заем и его не отдавали, не о том, что можно нарушать обязательства и не возвращать деньги. Совсем не о том! Притча эта — не о дисциплине, не о прощении долгов в обществе и в государстве, а о человеческой милости, о доброте и прощении. Недаром преподобный Ефрем Сирин говорит: «забудь и пост, и молитву, если ты не прощаешь ближнему твоему». Почему «забудь»? А потому что и пост, и молитва не достигают небес, в ответ на пост и на молитву Господь не дает и не даст просимого, если ты не прощаешь другому человеку его согрешений, его долгов, а иногда просто его несовершенства, которое раздражает тебя и создает напряжение в отношениях с этим человеком.

Другими словами, сегодня Евангелие учит нас милости друг ко другу и прощению. Ведь каждый знает, что происходит, когда прощаешь другого. На сердце становится легче. Вроде как ты прощаешь, а не тебя прощают, но даже это прощение снимает тяжесть с сердца. Действительно, это испытывают многие из тех, кто с чистым сердцем прощает другому грехи, обиды, разного рода неприятности. Чистосердечное прощение облегчает душу того, кто прощает, но дело не только в этом. А когда мы в семье прощаем друг другу? Нет семьи, которая бы не проходила бы через трудные моменты в жизни, когда нарушается взаимопонимание супругов, когда возникают трудности с детьми, когда возникают напряжение и даже скандалы. Как ужасно, если после такого люди не просят прощения и не прощают, а с этой тяжестью и живут! Казалось бы, как просто после неурядицы взять да и попросить прощения, как просто простить своих родных и близких, и не было бы конфликта, который разрушает семью и наносит вред каждому из его участников!

Но то, что справедливо в отношении семьи, справедливо и для трудовых, и для иных коллективов. Ведь конфликты разрушают солидарность, а значит, коллектив теряет собранность, теряет способность к свершению дел, и узы, связывающие членов коллектива, становятся все слабее. А если продвигаться далее по этой лестнице, восходя ко все большим и большим масштабам, а если говорить о народе, о государстве? Ведь если мы и в обществе научимся прощать друг друга, то это светлое состояние души, которое мы испытываем, прощая близких, будет присутствовать в и народе нашем.

Этим ведь и отличался наш русский народ — способностью прощать. Иногда приезжавшие к нам с Запада люди недоумевали и воспринимали способность русского человека — прощать — как некую слабость. Это не слабость! Это великая духовная сила, которая способна преображать жизнь народа. Поэтому сегодняшняя притча учит нас о том, что прощение — это такое деяние, которое исправляет к лучшему жизнь — личную, семейную, коллективную и жизнь всего народа. И дай Бог, чтобы мы дошли до осознания этой великой истины, чтобы мы научились прощать друг друга, а через прощение — исцелять язвы и недуги как в личной, семейной, так и в общественной жизни. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5680915.html