Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?
rss

			

Автор Тема: Слова Патриарха Кирилла  (Прочитано 410881 раз)

0 Пользователей и 3 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Лидия Цвет.

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 2196
  • Репутация: +407/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #735 : 20 Ноября, 2020, 16:12:44 »
Состоялась встреча Президента России В.В. Путина со Святейшим Патриархом Кириллом

20 ноября 2020 г. 13:14

Состоялась встреча Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. В ходе беседы, в частности, обсуждалась деятельность Русской Православной Церкви в период пандемии.

Глава государства поздравил Святейшего Патриарха Кирилла с днем рождения.

***

В. Путин: Ваше Святейшество, мы давно договаривались увидеться, поговорить по текущим делам.

Начать, наверное, следовало бы с ситуации, в которой сегодня мы все работаем, в том числе и религиозные учреждения, Русская Православная Церковь. Как сейчас Вы оцениваете ситуацию?

Патриарх Кирилл: Церковь очень активно включилась в работу. У нас целый корпус духовенства, который работает в клиниках, специально подготовленные люди. И должен сказать, что несут очень самоотверженно это служение.

У людей, которые в связи постигшим недугом находятся на изоляции, огромная потребность в общении. Но у верующего человека есть желание и исповедоваться, и вместе помолиться со священником.

Первоначально, конечно, иногда наши медицинские коллеги сдержанно относились к нашей ревности. Но в настоящий момент отработан такой алгоритм, который предполагает участие священников по просьбе верующих людей в осуществлении пастырской работы непосредственно в тех местах, где содержатся люди, заболевшие коронавирусом. Должен сказать, что это очень по-доброму отзывается в сердцах людей. Когда человек лежит в изоляции, когда даже родственники не могут прийти, священник может найти правильные слова и помочь.

Кроме того, конечно, хотел бы несколько слов сказать о нашей работе и в больницах, и вообще об осуществлении социальной деятельности на приходах. Раньше вся деятельность сводилась к богослужению, по закону ничем другим Церковь не имела права заниматься. Но в новой России открыты все возможности, и поэтому, конечно, очень важные социальные программы осуществляются на приходском уровне. Особенно меня радует работа с молодежью. У нас появляется целый корпус волонтеров, молодых людей, которые жертвуют своим временем, и кладутся определенные силы на участие во всех тех социально значимых программах, которые существуют в Церкви.

Но если говорить о пандемии, то она не прошла и мимо наших священнослужителей. Есть жертвы, к сожалению. Но они были связаны в первую очередь с осуществлением пастырской работы. Не может священник уклониться от исполнения своего долга, даже если он рискует жизнью. Таково служение священническое. Не буду сейчас называть цифры, но есть люди, которые нас покинули в связи именно с тем, что инфекция поразила их настолько, что все это стало несовместимым с жизнью.

С другой стороны, конечно, и новый опыт мы приобрели, потому что одно дело — просто в больницу прийти, а другое дело, когда тебе нужно облачиться в «скафандр», соблюдать все требования, которые предъявляет медицина и вот в этих условиях осуществлять пастырское служение. Исповедуют, причащают, беседуют священники, и мы всячески это поощряем, потому что действительно у человека, который оказался в изоляции с тяжелым диагнозом и даже не имеет возможности с родственниками встретиться, единственная возможность иногда бывает такая, что только с батюшкой поговорить. Поэтому по милости Божией делаем то, что обязаны делать.

Церковь всегда ведь должна была бы этим заниматься. Но ведь долгие годы мы жили в условиях, когда даже трудно было подумать о возможности осуществлять какую-то социальную работу, это категорически запрещалось, так же как и работа с молодежью. Поэтому, конечно, новые условия жизни Русской Православной Церкви в современной России предоставляют такую возможность — раскрывать духовный потенциал людей, которые через участие в церковной жизни стремятся в том числе и делать окружающую жизнь лучше.

Поэтому большая благодарность у меня как у Патриарха лично Вам, да и всей нашей власти, да и просто современной России за то, что действительно она стала совершенно другой, и в этих условиях Церковь может активно осуществлять то, к чему она призвана самим Господом.

В. Путин: Очень хорошо.

Я со свой стороны хочу поблагодарить Вас, ну и всех священнослужителей и Русской Православной Церкви, и наших традиционных конфессий в стране за то служение, которое в этих очень сложных условиях несете.

Действительно, мы говорим про врачей, оправданно говорим об их героизме, но в этом смысле все люди, которые напрямую работают с человеком, они, конечно, заслуживают особых слов благодарности за труд, который они осуществляют.

Так что Вам большое спасибо.

Патриарх Кирилл: Спасибо.

В. Путин: Я вижу, у Вас есть какие-то вопросы.

Патриарх Кирилл: Да, есть один конкретный вопрос, который мне хотелось с Вами обсудить.

В. Путин: Да, пожалуйста.

Патриарх Кирилл: На следующий год, в 2021 году, 800 лет со дня рождения Александра Невского. Это, конечно, особая дата в истории нашего народа, потому что Александр Невский решающую роль сыграл в спасении России в то время, когда решалась ее судьба.

Россия была атакована и с Востока, и с Запада. Мудрость Александра Невского заключалась в том, что он разобрался в мотивах тех, кто вступил на территорию Руси. Те, кто шел с Востока, интересовались нашими желудками и карманами, а те, кто шел с Запада, интересовались нашим разумом и нашим сердцем. Сопротивляясь западному вторжению ливонских рыцарей, Александр Невский одновременно проявлял очень большую дипломатическую гибкость для развития отношений с восточными завоевателями и практически оградил Россию от опаснейших нашествий с Востока. И в честь Александра Невского — лавра в городе Санкт-Петербурге. И конечно, юбилей Александра Невского не может пройти это место.

Поэтому у меня несколько просьб обратить внимание на состояние Александро-Невской лавры, давно там не производилось ремонтов. В том числе в непростом состоянии находится и Санкт-Петербургская духовная академия, которая мне очень близка, потому что десять лет я был ректором академии.

Я хотел бы Вас познакомить с некоторыми соображениями, в первую очередь касающимися развития Санкт-Петербургской духовной академии как очень значительного центра, интеллектуального центра Русской Православной Церкви. Надеюсь получить Вашу поддержку на пути дальнейшего развития этого образовательного и духовного центра нашей Церкви.

В. Путин: Спасибо большое.

Ваше Святейшество, мы сейчас посмотрим это, внимательно все изучим, поговорим о деталях.

Но перед тем как мы перейдем к совсем рабочей части, хотел бы обратить внимание на то, что наша сегодняшняя встреча совпадает с Вашим днем рождения. Хочу Вас сердечно, от души поздравить с этим и пожелать Вам здоровья, пожелать Вам успехов на благо России и поблагодарить Вас за то, что Вы делаете для страны.

Патриарх Кирилл: Спасибо.

<…>

Kremlin.ru/Патриархия.ru

http://www.patriarchia.ru/db/text/5722285.html

Оффлайн Лидия Цвет.

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 2196
  • Репутация: +407/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #736 : 22 Ноября, 2020, 20:41:37 »
Патриаршая проповедь в Неделю 24-ю по Пятидесятнице после Литургии в Александро-Невском скиту

22 ноября 2020 г. 13:37

22 ноября 2020 года, в Неделю 24-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме святого благоверного князя Александра Невского в одноименном скиту близ Переделкина. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня мы празднуем Воскресение Христово — самый главный праздник, который освящает жизнь христианина, ибо первый день недели по церковному календарю посвящается именно Воскресению Христову. Но сегодня еженедельное празднование Воскресения Христова соединяется с воспоминаниями о Царице Небесной и о всех чудесах и милостях, которые Она даровала роду человеческому, в том числе по молитвам пред Ее чудотворным образом «Скоропослушница».

«Скоропослушница» — это образ, который особенно почитается на Горе Афон. А в России, Петербурге перед Ее так называемым Невским образом «Скоропослушницы» петербуржцы молились и молятся и в радостях, и в скорбях. В послереволюционное время этот образ был помещен в Князь-Владимирский собор, куда стекались многие верующие люди, особенно в годину тяжелейших испытаний, в годы войны. Всякий раз, когда скорбь посещала человеческие души, верующие петербуржцы обращались в том храме к образу «Скоропослушницы».

В 1957 году произошло некое чудесное событие — впервые после революции в Петербурге был открыт храм, а именно Троицкий собор Александро-Невской лавры. Это произошло, потому что в том году в Советском Союзе проводился Фестиваль молодежи и студентов, и большие группы иностранцев, впервые после поднятия «железного занавеса», должны были приехать в нашу страну — как в Москву, так и в тогдашний Ленинград. И кто-то из мудрых благочестивых людей в местном правительстве, тайно благочестивых, поднял вопрос о необходимости открытия Троицкого собора Александро-Невской лавры, и то, что собор был открыт, было воспринято действительно как чудо Божие.

Тогда возник вопрос о необходимости наполнить этот храм святынями, и было принято решение перенести образ «Скоропослушницы» из Князь-Владимирского собора в Александро-Невскую лавру, дабы значимая чудотворная икона града Петрова пребывала там, в Троицком соборе. С тех пор образ «Скоропослушницы» находится в Троицком соборе Александро-Невской лавры, и люди приходят туда со своими скорбями, со своими просьбами, со своими молитвами, и Царица Небесная слышит эти молитвы.

Сегодня, во время Евангельского чтения, мы слышали повествование о воскрешении дочери Иаира и об исцелении кровоточивой женщины (Лк. 8:41-56), о том, как Господь явил несомненное чудо. Чудо есть не что иное, как вторжение Божией благодати, Божией силы в нашу повседневную жизнь. Многие люди не верят в чудеса, но если взять в руки Библию, которая повествует о долгой религиозной истории человечества, то там буквально на каждой странице есть повествование о чуде, которое совершалось с отдельными людьми или со всем Богоизбранным народом, меняя течение истории. Действительно, чудо есть прямое вмешательство Господа в свободу человека, в свободное его произволение, в течение человеческой истории.

И сегодня, как и всегда, совершаются Божие чудеса — не в громе или молнии, но в человеческих судьбах, в первую очередь в ответ на наши молитвы. Вот почему стекаются православные люди, и верующие, церковные, и слабо верующие, малоцерковные, в храмы Божии, для того чтобы преклонить главу и испросить помощи пред чудотворными образами, такими, как икона «Скоропослушницы» в Санкт-Петербурге, именуемая «Невской», которая хранится в Троицком соборе Александро-Невской лавры.

Я редко публично говорю о своем жизненном пути, но в связи с празднованием «Скоропослушницы» хочу о чем-то рассказать. Был некий момент, который, несомненно, мог определить течение всей моей последующей жизни. И я, осознавая судьбоносность происходящего, пошел в храм, где хранится чудотворный образ «Скоропослушницы», и молился перед ним. С человеческой точки зрения, события должны были развиваться в строгом соответствии с логикой жизни, но я очень просил Божию Матерь, чтобы Она приклонила Свою милость, и это чудо произошло. Не буду говорить о подробностях, но именно благодаря той молитве у иконы «Скоропослушницы» течение моей жизни определилось таким образом, что я смог беспреткновенно и беспрепятственно встать на путь служения Господу. Всегда помню этот замечательный духовный эпизод из своей жизни, событие, исполненное для меня большого духовного смысла, а потому особо почитаю чудотворный образ «Невской Скоропослушницы» и радуюсь возможности сегодня, несмотря на пандемию, совершить в домовом храме в скиту Александра Невского Божественную литургию и соединить еженедельное прославление Воскресения Христова с празднованием иконе «Скоропослушницы».

Пусть Царица Небесная покрывает всех нас Своим покровом и в радостях, и в скорбях, и в различных жизненных обстоятельствах. Только самое главное — не терять веру и помнить, что если мы с верой обращаемся к Царице Небесной, если в этих прошениях нет ничего ложного, неискреннего или греховного, то Царица Небесная приклоняет к нам Свою милость, покрывает нас Своим омофором и исполняет наши прошения. Пусть неоскудевающая вера в предстательство Пресвятой Богородицы, которая особенно сильна в нашем народе, никогда не ослабевает, как не ослабевают наши молитвы к Ее святому имени с просьбой о державном Ее покрове и ограждении нас от всякого зла. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5723465.html

Оффлайн Лидия Цвет.

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 2196
  • Репутация: +407/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #737 : 29 Ноября, 2020, 19:51:57 »
Патриаршая проповедь в Неделю 25-ю по Пятидесятнице

29 ноября 2020 г. 16:04

29 ноября 2020 года, в Неделю 25-ю по Пятидесятнице, день памяти апостола и евангелиста Матфея, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме святого благоверного князя Александра Невского в одноименном скиту близ Переделкина. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В отрывке из послания апостола Павла к Ефесянам, который был сегодня зачитан во время Божественной литургии, мы слышали такие слова: «Умоляю вас, братья, сохранять единство духа в союзе мира» (см. Еф. 4:1-3). Удивительные слова. Апостол не просит — он умоляет сохранять единство духа в союзе мира, то есть говорит о той реальности, которая только и способна по-настоящему соединять людей.

Есть слово, которое будто покрывает призыв апостола Павла устанавливать особые отношения друг с другом, — это слово «единодушие». Иногда оно подменяется словом «единомыслие», но единомыслие — это лишь часть того, что обнимает собой слово «единодушие». Единомыслие предполагает наличие общих мыслей, общих убеждений; единомыслие абсолютно необходимо в жизни, когда людей объединяют общие цели. Например, если те, кто работает над какой-то сложной проблемой, не достигнут единомыслия, то и результата не будет. Единомыслие нужно в научной работе, производственной деятельности, во многих других областях человеческой жизни, где разные люди участвуют в некоем общем процессе, потому что без единомыслия этот процесс невозможен.

Но единодушие — нечто совсем другое. Единодушие есть единство в духе. А что такое дух? Известно, что Бог есть Дух, а всякие другие объяснения понятия «дух» несовершенны — настолько, насколько ограничено человеческое воображение и насколько ограничено человеческое познание. Мы не знаем, что такое дух, потому что мы не знаем, что есть Бог во всей Его полноте; мы знаем о Боге лишь то, что Он Сам о Себе нам говорит. Единодушие, по всей вероятности, без Бога невозможно. Может быть единомыслие, — мы знаем, как уже было сказано, что многое невозможно совершить в человеческой жизни без единомыслия. Но единая душа, общность, которую люди обретают в духовной жизни, — это великий Божий дар.

Именно поэтому апостол призывает нас к единодушию. К сожалению, о важности единодушия мы задумываемся чаще всего лишь в экстремальных условиях, когда, вне зависимости от глубины нашей веры, даже присутствия или отсутствия веры, мы осознаем, что без единодушия не справиться. Вот слова, которые были обращены в начале войны Сталиным в адрес нашего народа, — не «товарищи», не «граждане», а «братья и сестры». Почему он так сказал? Потому что все условности надо было отодвинуть в сторону, ведь речь шла о мобилизации людей на самое святое дело — спасение страны. А там, где братья и сестры, там единая плоть, единый дух, — значит, то был призыв к единодушию, к сплочению, которого трудно достичь человеческими усилиями, но которое есть дар Божий, и, наверное, без него была бы невозможна Великая Победа.

Единодушие есть Божий дар, но мы можем его обрести только тогда, когда мы готовы принять другого человека в общение с собой, когда мы готовы разделить с другим человеком свои мысли, свою жизнь, когда мы готовы делать добро другим людям. Вот тогда и возникает подлинное единодушие, — потому что не может быть единодушия среди тех, чья деятельность направлена на зло. Никакого общего духа, ибо дух есть от Бога, не может быть среди людей, совершающих зло.

Мы знаем, как часто в светской жизни необходима максимальная солидарность, ведь и создание политических партий в конце концов направлено на то, чтобы обеспечить солидарность для достижения поставленных целей. А всем тем, кто занимается созданием неких общностей людей, построенных на солидарности, нужно помнить, что без единодушия никакой солидарности по-настоящему быть не может, а единодушие приходит от Бога.

Может быть, именно от непонимания этого и проистекают многие наши беды — и в прошлом, и в наше время? Когда мы напрягаем силы, чтобы объединить людей для свершения какого-то дела, а единодушия нет? Единодушие там, где Бог, там, где вера, там, где подлинное объединение людей исключительно для достижения блага, — потому что для достижения иных целей единодушие по природе своей невозможно.

Нам всем надо проникнуться замечательными словами, которые мы сегодня слышали, и понять, что единодушие — не только в масштабах страны или больших групп людей, но и в семье, и в монашеских общинах, — достигается тем же самым способом. Не может быть подлинного единодушия без веры, без призывания помощи Божией. Не может быть единодушия без того целеполагания, которое предполагает достижение добра.

Если мы все это почувствуем, если осознаем глубину той мысли, которую сегодня обращает к нам апостол Павел, то многое, что представляется труднодостижимым, в том числе в общении между людьми, станет легкодоступным. И да поможет нам в этом Господь! Вразумленные словами Его апостола, будем совершать свой жизненный путь таким образом, чтобы и в радостях, и в скорбях опираться на то единодушие, которое проистекает от единства духа и направлено исключительно на достижение добра. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5726980.html

Оффлайн Лидия Цвет.

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 2196
  • Репутация: +407/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #738 : 04 Декабря, 2020, 21:00:21 »
Патриаршая проповедь в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы

4 декабря 2020 г. 17:35

4 декабря 2020 года, в праздник Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Александро-Невском скиту близ Переделкина. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы празднуем великий двунадесятый праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Из церковного Предания известна история о том, как благочестивые родители привели в храм Деву Марию, отроковицу, быть может, еще младенца, — точный возраст нам неизвестен, но в Ее раннем детстве, — для того чтобы Она осталась жить, учиться и духовно возрастать при храме. Таков был благочестивый обычай — наверное, не всегда он исполнялся, но сам факт посвящения ребенка Богу был частью религиозной традиции Израиля. Обычно так происходило с первенцами мужского пола, но в данном случае на служение Господу была посвящена девочка — младенец Мария, родившаяся в семье благочестивых Иоакима и Анны.

Конечно, посвящение младенца Богу, приведение младенца в храм имело очень большое духовное значение, ведь в Иерусалимском храме некогда хранилась великая святыня — ковчег завета, который по повелению Божиему был изготовлен евреями, вышедшими из египетского плена. В ковчеге хранился величайший Божий дар — скрижали завета, те самые каменные плиты, которые получил Моисей на горе Синай, когда встретился с Богом. Тогда Господь даровал ему великий нравственный закон, который был не только запечатлен в сердцах людей, — а именно такими их создал Бог, — но и записан по воле Божией в виде конкретных наставлений. Эту великую святыню древний Израиль хранил как свидетельство о том, что слова, запечатленные в завете, — не слова человеческие, что они проистекают не от человеческой мудрости, но что это подлинно слова Божии, это воля Божия, это Божественный закон. Помимо скрижалей, в ковчеге находился сосуд с манной — той самой пищей, которую чудесным образом получали с неба древние израильтяне, вышедшие по повелению Божиему из египетского плена и сорок лет странствовавшие по Синайской пустыне. Манна, чудом низводимая с неба, поддерживала жизнь людей, и они выжили в тяжелых условиях пустыни, питаясь ею, — это была действительно величайшая святыня, дарованная людям Самим Богом.

Поэтому во Святая святых, в самую дальнюю часть храма, которую можно сравнить с алтарем в храме христианском, никто не мог входить, — только первосвященник, входивший в это место для совершения особого каждения раз в год. Однако, встретив младенца Марию на ступенях храма, первосвященник, по преданию Церкви, ввел Ее не только в храм, но и во Святая святых, хотя это было категорически запрещено и противоречило всем законам, которые строго соблюдал народ Израильский. И мы верим, что так и было, потому что Введение во храм Пресвятой Богородицы стало деянием, исполненным огромной духовной силы и великого символического значения. Дева Мария вошла в ветхозаветный храм и получила благодать Божию, для того чтобы начать Свой жизненный путь, приведший Ее к рождению Мессии, Господа и Спасителя, к созерцанию Его страшных страданий и, наконец, к Ее вечной небесной славе.

Празднование Введения во храм Пресвятой Богородицы помогает и нам, отдаленным тысячелетиями от того события, понять, какое огромное значение храм имел в жизни еврейского народа для сохранения истинной веры. Но и в наше время храмы сохраняют то же значение, и это совершенно неслучайно. Во-первых, в православном храме, как и в древнем иерусалимском храме, пребывают особые святыни. На престоле, который является центральным местом храма, хранится антиминс — плат с мощами святых угодников. Подобно тому как в древней Церкви Святая Евхаристия совершалась в катакомбах на гробах мучеников, так и мы совершаем на вшитых в антиминс мощах святых Божественную Евхаристию.

Храм исполняется великой благодати, когда совершается Божественная Евхаристия, и эта благодать соединяется с материальными предметами, в первую очередь со святыми иконами. Вот почему, прикладываясь к иконам, мы прикладываемся не к доскам, не к краскам, но к материальным носителям Божественной благодати, приобщаясь к Божественной силе и Божественной энергии. Вот что означает поклонение святым иконам, скажу еще раз: мы поклоняемся не доске, не краскам, не той красоте, что произвели руки человеческие, но видимым носителям Божественной благодати.

В первую очередь носителями Божественной благодати являются люди, получающие этот дар в крещении и причащении Святых Христовых Таин. Но мы знаем, как часто грех исторгает из наших душ благодать, и мы становимся как смоковница, которая не приносит плода. Неодушевленные предметы также могут быть носителями Божественной благодати, — в первую очередь это святые иконы, которые мы почитаем, и, лобызая которые, мы обретаем частицу благодати, почивающую на святых образах.

Сегодняшний день многому нас учит. Праздник обращает наше внимание на благочестивый обычай, который был в израильском народе, — приводить детей в храм. Это напоминание всем родителям, особенно тем, кто крестил своих детей: вы должны приводить их в храм, это прямой долг каждого родителя. Для чего приводить свое чадо в храм? Для того чтобы ребенок получил частицу Божественной энергии, чтобы Божественный свет прикоснулся к его естеству, его разуму, его памяти, его воле, его чувствам. Чтобы ваше чадо, идя по жизненному пути, опиралось не только на собственные немощные силы, которые так легко разрушаются под воздействием дурных влияний извне, но чтобы в ребенке был внутренний духовный стержень и сила Божественной благодати помогала ему сопротивляться греху и возрастать в мудрости, чистоте, духовной и физической силе.

Сегодняшний день напоминает нам об особом значении храма и как училища благочестия. Ведь в древнем иерусалимском храме не только молились — многие при храме жили и, конечно, обучались. Именно на такое пребывание в храме передали своего чудом рожденного младенца родители Девы Марии — чтобы Она возрастала там от силы к силе и в молитве, и в учении. И мы знаем, к чему привело это пребывание Девы Марии в храме — к великому событию Благовещения, которое стало предвестником рождения от Нее Спасителя мира.

Храм, несомненно, является школой благочестия — здесь мы слышим замечательные молитвенные тексты и даже если не всегда их до конца понимаем, мы проникаемся их духовным смыслом, потому что молитва в храме особо воздействует на ум и на сердце человека. Также мы научаемся в храме через слышание слова Божия, через проповедь, но, самое главное, мы получаем в храме особый дар благодати, без которого трудно идти по жизни.

Поэтому событие Введения во храм Пресвятой Богородицы должно не только научить родителей необходимости приводить детей в храм, для того чтобы они были счастливы в жизни, для того чтобы они могли достойно пройти жизненный путь. Это напоминание и самим родителям, да и всем людям о том, как важно посещать Божий храм, где наши немощные силы, и духовные, и физические, восполняются Божественной энергией, Божественной силой. И в доказательство этих слов хотел бы привести пример мучеников, исповедников, еще совсем недавно погибавших ради Христа на земле нашей. Откуда такая сила у нашего народа? Откуда способность преодолевать тяжелейшие испытания и гонения? Именно от той благодати, в которой народ воспитывался, которую он обретал во множестве храмов на земле Русской. А если бы не было того замечательного поколения православных людей, которые именно в храмах так закалили свой дух, то вряд ли вера православная в стране нашей, прошедшей через страшные гонения и истребление веры, сохранилась бы до века XXI-го.

Наш исторический путь, наш исторический опыт — это, в том числе, свидетельство о силе благодати Божией, которая через молитву, через посещение храма, через принятие Святых Христовых Таин укрепляет наш разум, нашу волю и наши чувства и делает нас способными обрести спасение. Спасение, которое через восшествие младенца Марии в Иерусалимский храм, через Благовещение о рождении от Нее Спасителя мира, через подвиг жизни, страданий и Воскресения Спасителя, через сошествие Святого Духа на апостолов, а через них — на всю Церковь, даруется и нам, чтобы, несмотря на немощь человеческую, мы имели надежду на жизнь вечную. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5729284.html

Оффлайн Лидия Цвет.

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 2196
  • Репутация: +407/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #739 : 06 Декабря, 2020, 22:49:38 »
Патриаршая проповедь в день памяти благоверного великого князя Александра Невского

6 декабря 2020 г. 15:12

6 декабря 2020 года, в день памяти святого благоверного великого князя Александра Невского, в схиме Алексия (1263), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме святого Александра Невского в одноименном скиту близ Переделкина. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы празднуем день погребения святого благоверного великого князя Александра Невского. Он скончался на 43-м году жизни, возвращаясь из Орды, недалеко от Городца. Размышляя о том, как неожиданно умер человек в расцвете сил, богатырь, воин, многие подозревают, что причиной смерти было отравление в ханской Орде. Исключать этого нельзя, как нельзя с уверенностью об этом говорить, но кончина действительно была безвременная. Святой благоверный князь Александр Невский, обладавший огромным авторитетом на просторах Руси, был великой надеждой для нашего народа, в то время находившегося под игом Орды, — потому что умел общаться с ханом, умел своим дипломатическим искусством, правильными словами, подарками ограждать народ свой от нападений, оставаясь с ханом в добрых отношениях.

Но святому благоверному князю Александру Невскому довелось оберегать народ от гибели не только дипломатическими усилиями и уважительным отношением к завоевателю — ему приходилось обнажать меч и вставать во главе своей рати, чтобы защитить народ наш от нашествия с Запада. На землю нашу наступал Ливонский орден, опасный враг; и если хану и Орде нужны были наши богатства, сокровища, материальные ценности, то те, кто наступал с Запада, руководствовались иными целями: им нужно было завоевать Русь, обратить народ в свою веру и таким образом подчинить его духовным и политическим центрам в Европе, чужим и по вере, и по культуре.

Разницу между этими двумя неприятелями святой благоверный князь понял очень хорошо. От восточного владыки он добивался своего без всякого употребления силы, но отчетливо осознавал: с теми, кто наступал на Русь с Запада, никакими подарками и добрыми словами урегулировать конфликт невозможно. И потому, несмотря на то, что Русь была ослаблена, он собрал всё, что только можно было собрать, всю рать свою, и дал бой на льду Чудского озера, а несколько ранее — и в устье реки Ижоры, при впадении ее в Неву, где также оказались нападавшие на нашу землю западные соседи; и во всех случаях одержал победу.

Можно себе представить молодого воина, правителя, окруженного со всех сторон теми, кто стремился захватить землю Русскую, подчинить ее, не обладавшего, конечно, таким мощным войском и материальными силами, как наши воинственные соседи. Но сознавал святой благоверный князь Александр Невский, что, защищая землю свою, Отечество наше, он защищает веру, а значит, самую суть народной жизни, потому что без веры распадаются духовные скрепы, которые соединяют народ. Подрыв веры в народе, отказ от веры всегда влечет за собой и потерю того, что на современном языке мы называем культурно-исторической идентичностью, и народ ослабевает, покоряясь чужим мыслям, чужой политике, а очень нередко, как то бывало в истории, — и чужой власти.

Поэтому подвиг святого Александра Невского по сохранению веры православной, по защите Отечества и народа своего от иноземных захватчиков был направлен на то, чтобы сохранить народ и землю Русскую. Святой благоверный князь Александр ни на кого не нападал, захватнических войн не вел, но проявил чудеса силы духа и воинского мастерства, защищая нашу землю, и был непобедим на поле брани.

Такого великого угодника Божиего мы с вами сегодня молитвенно вспоминаем. Святой благоверный князь является покровителем Отечества нашего, воинства нашего, защитников Отечества, в некотором смысле — олицетворением страны нашей. Не так давно в Москве проводился конкурс — через народный опрос предстояло избрать одного из исторических деятелей, которого можно было бы отождествить с Россией, назвать его «именем России». Я очень радуюсь тому, что большинство людей проголосовало за Александра Невского. Это был очень важный исторический момент, который свидетельствовал о том, что идентичность, подлинность — культурная, духовная, историческая, — ради которой святой Александр Невский сражался на полях битвы, не исчезла из нашего народа. Мы остаемся теми же, какими были во времена Александра Невского. Конечно, всё изменилось внешне, но тот самый духовный стержень, то самое национальное самосознание, та самая любовь к Отечеству сохраняются и ныне в народе нашем, и, покуда мы будем это хранить, будет стоять и Русь.

Молитвами святого благоверного великого князя Александра Невского да хранит Господь землю Русскую, да хранит народ наш и Церковь нашу! Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5730003.html