Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?
rss

Автор Тема: Слова Патриарха Кирилла  (Прочитано 527622 раз)

0 Пользователей и 3 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #770 : 29 Марта, 2021, 21:28:27 »
Патриаршая проповедь в Неделю 2-ю Великого поста

28 марта 2021 г. 15:56

28 марта 2021 года, в Неделю 2-ю Великого поста, день памяти святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Александро-Невском скиту близ Переделкина. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодняшнее великопостное воскресенье посвящается памяти тех афонских подвижников, которые, углубляясь в молитву, обретали дар внутреннего просветления. Одним из выразителей этого подвига был Григорий Палама, архиепископ Фессалонитский, который обладал совершенно особыми духовными силами и качествами, но, кроме того, был богословом, человеком просвещенным, и потому афонские практики, связанные со стяжанием Святого Духа, выразителем которых был святитель Григорий, вошли в Предание Церкви в том числе через его личность — как некий величайший образ того, каким становится человек, когда, живя по Божиему закону и устремляясь к спасению, достигает совершенства.

Сегодня за Литургией мы читали Евангелие о том, как Спасителем был исцелен расслабленный (Мк. 2:1-12). Это поучительное, как и все слова Евангелия, повествование содержит в себе нечто очень важное для всех нас. Напомню, речь шла о том, что родственники расслабленного желали, чтобы Спаситель исцелил несчастного, но войти в дом было невозможно из-за толпы. Тогда эти люди взобрались на крышу, благо на Востоке, как многие знают, дома имеют плоские крыши, которые в то время не покрывались металлом или другими тяжелыми материалами. Такую крышу легко было разобрать, что и сделали люди, а затем спустили расслабленного к ногам Спасителя. И Господь, видя их веру, говорит расслабленному: «Встань, возьми одр твой и ходи».

Этому предшествовали другие слова Спасителя, которые повергли в недоумение слушавших, особенно фарисеев. Господь сказал расслабленному: «Прощаются тебе грехи твои». И подумали фарисеи — а Господь прозрел их мысли — вот о чем: «Кто же Этот Человек, и как Он смеет прощать грехи?» Ведь только Бог имеет власть прощать грехи, но именно тогда, когда окружавшие Спасителя люди так подумали, Он сказал: «Возьми одр твой и ходи». Действительно, гораздо легче сказать «прощаются грехи», — и неизвестно, простятся они или нет, — но когда расслабленный, то есть парализованный человек, лишенный всякой возможности двигаться, встает, собирает постель и готов идти, то, конечно, величайшее чудо поразило сознание окружающих.

Фарисеи удивились, когда Господь сказал «прощаются тебе грехи твои». Но ведь великий Божественный дар прощения грехов Господь не отнял у рода человеческого и после Своего Вознесения. Божественный дар прощения грехов сохраняется в жизни Святой Церкви. Всякий раз, когда мы исповедуем свои грехи, когда мы, склоняясь пред крестом и Евангелием, слышим от священника разрешение грехов, все это совершается не нашей человеческой силой, а той силой Божественной, которую Господь, имеющий власть прощать грехи, вручил Своим последователям, Своей Церкви. Божественный дар прощения грехов несет в себе великую очистительную силу, и неизвестно, что было бы со всеми нами, с родом человеческим, если бы не эта возможность раскаиваться в грехах и получать от Господа прощение.

В течение Великого поста надлежит особым образом задумываться о своей духовной жизни, наблюдать за своими мыслями, словами, поступками, и не просто наблюдать, но запоминать свои греховные мысли, слова или поступки, с тем чтобы потом раскаяться в них и получить великий Божественный дар, который Господь оставил Церкви Своей, — дар прощения и освобождения от грехов.

Каждый человек, верующий или даже неверующий, посещающий храм или не посещающий, сознает, если у него остается совесть, что он сделал неправильно, неверно — обманул, украл, обидел, не говоря уж о более страшных преступлениях. Но ведь и преступники осознают, что совершили преступление, — а дальше что? А дальше преступника подвергают заключению, с тем чтобы он по-настоящему осознал ошибочность своих действий и раскаялся в них — так работает светская система исправления преступлений. В большинстве случаев мы не совершаем таких проступков, которые влекут за собой наказание со стороны государства, но ведь это не значит, что абсолютное большинство людей не совершает грехов, то есть преступлений против Божиего закона. Каждый совершает грехи, сознает он это или нет, и эти грехи нагромождаются в нашей душе как огромная тяжесть, мешающая человеку подняться над повседневностью и войти в общение с Господом. Однако в Церкви есть особая система, способная освободить человека от тяжелого состояния вины и дать прощение, — это покаяние. Не только то, которое происходит во время исповеди в храме, но то, что должно предшествовать этой исповеди — осознание своих грехов, осознание своей неправды; а ведь это самое важное, потому что абсолютное большинство людей считают себя ни в чем виноватыми. Если нет угрызений совести, нет контроля за своим внутренним состоянием, то все как будто благополучно. Но когда мы исповедуемся пред крестом и Евангелием, мы вспоминаем наши грехи, по крайней мере те, что беспокоят нашу совесть, и приносим покаяние. И по тому великому дару, который Господь даровал Своей Церкви и который Он так ясно выразил в словах, исцеляющих расслабленного, — «прощаются тебе грехи твои», — и мы получаем от Господа прощение грехов.

Великий пост — это время покаяния и молитвы, и да поможет нам Господь сосредоточиться в течение этих дней более, чем это обычно бывает, на собственной внутренней жизни. Да поможет всем нам Господь увидеть свои грехи, почувствовать необходимость освободиться от них через единственно возможное средство — принесение раскаяния пред Богом, Таинство исповеди, которое по Божественному к нам снисхождению реально освобождает и от греха, и от вины за совершенный грех. И да поможет нам Господь действительно посвятить время Святой Четыредесятницы покаянию и молитве. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5792266.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #771 : 04 Апреля, 2021, 23:13:39 »
Патриаршая проповедь в Неделю Крестопоклонную

4 апреля 2021 г. 15:31

4 апреля 2021 года, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Александро-Невском скиту близ Переделкина. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Святителю Феофану принадлежат слова: «Лучше пострадать в этом мире и в этой жизни, чем страдать в жизни вечной», — он их произнес, размышляя о смысле человеческих страданий.

Действительно, нет ни одного человека, который бы не проходил через страдания, через некие муки, даже будучи внешне достаточно благополучным и счастливым; не говоря уж о тех, кто и внешне неблагополучен, несчастлив, кто болеет, нуждается, кто становится инвалидом и, наконец, оказывается на смертном ложе — всё это страдания, которые принадлежат нашей жизни.

Бог не производит ничего, что не есть благо, потому что Он есть Любовь. Всякое страдание и зло — не по воле Божией (ибо не Бог творец зла), но по воле человеческой. И мы знаем из Священного Писания, с чего все началось, — с того, что первые люди отказались от жизни по Божиему закону, нарушили Божественную заповедь, а потому были удалены от общения с Богом и лишены Божественной благодати, которая предохраняла их от всяких болезней и скорбей. Избыток Божественной благодати испепелял всякую возможность совершения зла как людьми, так и окружавшими их животными. Все было в гармонии, во взаимном согласии, и все было разрушено человеческим грехом. Поэтому первично не страдание, а первичен грех, а значит, путь избавления от страданий лежит через преодоление греха.

И вот о каких аналогиях здесь, может быть, следует задуматься. В числе страданий, которые выпадают на долю человека, — осуждение, заключение под стражу, тюрьма, тяжелые работы; это средоточие и максимальное проявление человеческого несчастья, особенно в сочетании с болезнями, внутренними скорбями. Но ведь не от хорошей жизни эти скорби постигают человека, а как результат совершения преступления, нарушения закона и правопорядка. И для того чтобы человек раскаялся, для того чтобы с него было снято всякое обвинение, он и проходит через наказание, ведь заключение под стражу, тюремный срок — это и есть наказание за совершенное преступление.

А для чего испытывать человеческое здоровье, волю, для чего надрывать человеческую психику? Зачем проводить человека через скорбь в ответ на совершенное им преступление? Все это укладывается в некую логику человеческой жизни, но имеет и более глубокий смысл, потому что заключение под стражу имеет своей целью не просто наказание, а исправление человека. Что толку, если человек будет наказан, но не исправится — как мы знаем, нередко так и бывает? Но подлинное наказание, которое настигает человека после совершенного им преступления, имеет своей целью исправление.

Что же это означает? Это означает, что человек должен искупить страданием свою вину, свое преступление, свой грех. И если это справедливо и укладывается в логику человеческого бытия в отношении каждого из нас, то насколько же все это справедливо в отношении всего человечества, которое было помрачено совершением первородного греха! А после первородного греха — какие огромные, до небес, горы всякого беззакония и зла были совершены по человеческой воле! И как же все это могло быть прощено человечеству без искупления?

Господь, являя неизреченную любовь к Своему творению, принимает на Себя эту муку. Он Самого Себя, в Сыне Своем Единородном, отдает на мучения, на страшную позорную смерть, которая и должна была искупить человеческие грехи и действительно их искупила. Вот в чем смысл того, что было совершено на кресте. Конечно, это величайшая Божественная тайна, но в конце концов, Мои пути — не ваши пути, говорит Господь (Ис. 55:8). Действительно, путь Божий — это не путь человеческий, и как нам, идущим по нашим маленьким дорожкам, уразуметь величие Божественного пути? Но все-таки что-то нам открывается, в том числе через слово Божие, и мы понимаем, что крест, страшные мучения и казнь, которые принимает Сын Божий и Сын Человеческий, Господь наш Иисус Христос, есть не что иное, как искупление, которое могло действительно испепелить грех всего человеческого рода, — и Господь совершил все это.

Сегодня мы вспоминаем Его крест, Его страдания, мы преклоняемся перед Его крестом и, как всегда, молимся о своем. Так уж создан человек — даже опускаясь на колени перед крестом, мы молимся о своем. Но, опускаясь на колени перед крестом, нужно в первую очередь возблагодарить Господа за Его жертву, за Его любовь ко всем нам, через которую мы получили спасение и искупление наших собственных грехов.

Именно кресту посвящается третье воскресенье Великого поста, находящееся в самом его центре, а также последующая Крестопоклонная седмица, как мы называем ее по-славянски. Все это должно помочь нам через размышления, молитвы, чтение Священного Писания не только понять, но и прочувствовать ту Божественную силу, которая прикоснулась к роду человеческому и каждому из нас и через страдания Сына Божиего принесла нам избавление.

Пусть переживания Крестопоклонной седмицы укрепят нас в вере, а также и в понимании того, что скорби, которые в нашей жизни случаются, необходимы, как необходима была величайшая скорбь Спасителя, пригвожденного ко кресту на Голгофе. Испытания и скорби не должны надламывать человека, тем более лишать его веры. А если начинается хоть малое колебание веры, которое часто сопровождается словами «Господи, где же Ты? Если бы Ты был, то этого бы не случилось!», — то, как только это диавольское искушение коснется нашего сознания, посмотрим на крест и поймем, что Спаситель мира более всех пострадал, чтобы искупить человеческие грехи. А потому, может быть, и наши скорби Господь попускает для того, чтобы уже здесь, на земле, мы искупили свои грехи и были достойны войти в Его Божественное Царство.

Крестом ограждая себя от всякого зла, от всяких сомнений, от всяких колебаний в вере, будем с упованием на волю Божию идти по жизненному пути, памятуя о том, что жизненные испытания не ниспосылаются нам бессмысленно. В каждой скорби, через которую мы проходим, есть смысл, и он связан в первую очередь с искуплением наших личных грехов, дабы, оставив все эти грехи здесь, мы могли бы чистыми и светлыми войти в Царство Божественной славы. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5794489.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #772 : 07 Апреля, 2021, 17:01:50 »
Патриаршая проповедь в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы после Литургии в Храме Христа Спасителя

7 апреля 2021 г. 15:45

7 апреля 2021 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня великий двунадесятый праздник — Благовещение Пресвятой Богородицы. Мы вновь вспоминаем Царицу Небесную Деву Марию, Которой выпала совершенно особая миссия — родить Спасителя. Но не только родить. Каждая мать знает, что рождение — это очень важный, быть может, самый важный момент в ее жизни и, конечно, в жизни рождающегося; но рождением не исчерпывается все, что предстоит испытать и матери, и ребенку. Царица Небесная, как всякая мать, несла трудности и тяготы, которые выпадают на материнскую долю; Дева Мария приняла и исполнила всю ответственность в отношении Своего Сына. И потому, прославляя ныне Царицу Небесную во славе, мы должны мысленным взором проникать и в Ее земную жизнь, понимая, что Она сподобилась быть выше ангелов и архангелов не только потому, что родила Спасителя, но и потому что по жизни Своей, исполненной многих тягот, забот, переживаний, Она, пройдя все испытания и скорби, была удостоена того, чтобы пребывать в Небесном Царстве превыше ангелов и архангелов.

На страницах Евангелия мы встречаем Богоматерь в повествованиях о рождении Ее Сына, Господа и Спасителя нашего, Его принесения, по обычаю, в иерусалимский храм; запечатлены также некоторые иные эпизоды из жизни Спасителя, где участвует Божия Матерь, такие как претворение воды в вино в Кане Галилейской. Их немного, но это не означает, что Дева Мария была вдали от Своего Сына. Ведь служение Господа в первую очередь осуществлялось в Галилее. Назарет — родной город, где был дом Девы Марии, а значит, и земной дом Ее Сына; Капернаум был совсем рядом. А служение Спасителя в Галилее далеко не всегда сопровождалось добрым отношением слушавших Его проповеди. Мы знаем, как Спаситель учил в назаретской синагоге о том, что настало время, о котором написано у пророков, и свидетельствовал, что Он и есть Тот, о Ком говорил пророк Исаия (Лк. 4:16-30). И чем закончилось это слово Спасителя? Его схватила разъяренная толпа и повела, чтобы сбросить с обрыва в пропасть. Те, кто бывал в Назарете, знают, какой глубины пропасти окружают старый город, — по всей вероятности, в одну из них и собирались низвергнуть Господа нашего Иисуса Христа. А ведь Мать была в городе, ведь Она все знала! Вот Его схватили, повели, вот Его должны сбросить в пропасть! Что происходило с Матерью в этот момент, как надрывалось Ее сердце! Ну, а последние страдания Спасителя, Его арест, пытки, допросы и, наконец, страшная смерть на кресте? Кто рядом с Ним у креста? Его Мать. Наверное, ни одна мать даже в страшном сне не может себе представить эту жуткую картину — умирающий в страшных мучениях перед лицом ликующей толпы, ни в чем неповинный, принесший столько добра людям Сын. Какие же мысли посещали тогда Деву Марию, какую скорбь она испытывала и от созерцания страданий, и от осознания того, что великая миссия Ее Сына, на Котором не было никакого греха, Который учил добру, Который исцелял и воскрешал, заканчивается позорной смертью!

Трудно представить, через какие страшные испытания прошла Дева Мария; и потому особое почитание Божией Матери возникло еще в первенствующей иерусалимской общине христиан. Но особым образом память о Ней была усилена и обрела всемирный характер на III Вселенском Соборе, специально посвященном Божией Матери. В ту пору возникла ересь, основоположником которой был не кто иной, как архиепископ Константинопольский Несторий, учивший, что Христос был рожден как человек, а потому неправильно называть Деву Марию Богородицей, а только «Христородицей». А поелику Несторий был архиепископом града, где пребывал император, то существовала огромная опасность, что это заблуждение распространится по всему миру. Потому и был созван в Эфесе Вселенский Собор, главной задачей которого стало всецерковное осмысление служения Богоматери, Девы Марии, и опровержение ереси Нестория. С того времени Дева Мария во всей Церкви непреткновенно и несомненно именуется Богородицей, Пресвятой Девой, Которая по плоти родила Сына Божиего и Сына Человеческого, Господа нашего Иисуса Христа, истинного Бога, второе Лицо Святой Троицы.

В череде замечательных, великих, спасительных событий Евангельской истории, связанных с Богородицей, особое место занимает сегодняшний день — день благой вести, главизны нашего спасения. Действительно, от этого дня и до крестных страданий, во все дни земной жизни Спасителя, Дева Мария несла особое служение Матери Господа нашего Иисуса Христа, и потому Ее прославление, поклонение Ей является важнейшей частью нашей духовной жизни, важнейшим измерением жизни всей Церкви.

И сегодня, как, наверное, всегда, каждый из нас и все мы, Церковь Русская и Церковь Вселенская, нуждаемся в помощи и заступлении Девы Марии, и к Ней обращаем свои слова, причем те же, что и к Ее Сыну. Мы просим Ее, чтобы Она нас спасла: Пресвятая Богородица, спаси нас! Ни к одному, даже самому великому Божиему угоднику мы не обращаемся с этими словами, ведь ни один святой не способен нас спасти, а только благодать Божия. А вот Дева Мария, родившая Спасителя, имеет непосредственное отношение к нашему спасению, и потому мы с дерзновением, любовью и надеждой обращаем к Ней наши слова — в сей день, как и во все дни жизни нашей, — Пресвятая Богородица, спаси нас! Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5795360.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #773 : 11 Апреля, 2021, 19:16:50 »
Патриаршая проповедь в Неделю 4-ю Великого поста

11 апреля 2021 г. 15:05

11 апреля 2021 года, в Неделю 4-ю Великого поста, день памяти преподобного Иоанна Лествичника, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Александро-Невском скиту близ Переделкина. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В сегодняшнем евангельском чтении (Мк. 9:17-31) мы слышали повествование о бесноватом — человеке, который был полностью захвачен силой диавольской, а поскольку диавол есть зло, то силой диавольской зло в этом несчастном проявилось в максимальной степени.

Зло — это всегда безобразие, то есть потеря образа, это отсутствие красоты, это все, что противоположно правде, красоте и добру. В несчастном бесноватом все это было настолько явно, что он воспринимался людьми как ненормальный, как лишенный разума, как лишенный человеческого образа. Это действительно так, и поучительность истории с бесноватым заключается в том, что в его образе был явлен подлинный лик греха и диавольской силы. Ведь грех практически всегда рядится в одежду праведности или, по крайней мере, в одежду благопристойности, потому что грех — это безобразие, а безобразного человек сторонится, стыдится. Редко, когда грех открыто говорит, что он грех, хотя в новейшее время подобное все чаще имеет место в человеческом общежитии. Если проходит стыд, человек не останавливается перед тем, чтобы проявлять всю свою страшную внутреннюю сущность.

Сегодняшнее повествование о бесноватом показывает нам, что по-настоящему представляет собой зло, которое овладевает человеком. Все маски сброшены, нет смысла скрывать зло под личиной добродетели. Зло явило себя в этой истории себя таким, каким оно есть. Еще раз хочу подчеркнуть: великий смысл сегодняшнего повествования в том, что оно показывает нам природу зла. Зло есть всегда безобразие, потеря Божественного образа, это дисгармония, это страдание, это величайшая скорбь, но в жизни зло чаще всего скрывается под личинами и масками.

Повествование о бесноватом, который был настолько страшен, что представлял реальную опасность для людей, должно помочь нам осознать, что зло всегда несет опасность — в первую очередь, тому, от кого зло проистекает в окружающий мир. Подобно тому, как страшный бесноватый потерял человеческий образ, так и люди, которые нас окружают, а может, в какой-то момент и мы сами теряем человеческий образ, когда зло начинает иметь над нами слишком большую власть. Итак, зло — это страшное лицо бесноватого. Вот подлинное лицо зла, а все остальное — личины.

А теперь самый, может быть, важный вопрос. Диавол есть источник зла, но он также отец лжи. Ложь очень тесно связана со злом. Большинство того, что мы называем злом, проистекает от лжи, и это неслучайно, потому что диавол есть отец лжи. Но, наверное, никто бы не поверил и не пошел за диаволом, если бы ложь была очевидной. Преподобному Иоанну Синайскому принадлежат слова: диавол всегда растворяет частицу правды во лжи. А почему так? А потому что только так человек поверит лжи.

Это диавольское стремление завлечь человека в стихию лжи, прикрываясь чем-то благовидным, иногда даже правдивым, и есть самое опасное проявление зла в нашем мире. Начинаясь с малого, ложь охватывает все большее и большее пространство человеческого бытия и, наконец, превращает жизнь людей в ад.

Мы знаем, как сейчас распространяется и распространена ложь. Вообще, вся эта эпоха, которую мы называем на философском языке эпохой модерна, то есть современная эпоха, отличается тем, что стираются границы между добром и злом. Это происходит впервые в человеческой истории — даже во времена языческие и зло, и добро были понятны для всех. Языческие авторы проводят границу между злом и добродетелью, ложью и правдой. А вот нынешняя эпоха смешала все понятия, и в этом — опасность мира, в котором мы сегодня живем. Мы сталкиваемся со смешением правды и лжи и в быту, и во многих других обстоятельствах, и на разных уровнях человеческого общежития. Как много неправды говорится сегодня относительно международных дел, как часто зло выдается за добро, а добро за зло! А поскольку есть те, для кого остается неочевидным зло, которое выдает себя за правду, то постоянно возникает опасность, что люди поверят этой лжи, поверят этой неправде, примут диавола за ангела света.

Как же не поддаваться на все эти искушения в большом и малом — и в мировой политике, и в общественной жизни, и в личной жизни? Как побороть тотальное влияние лжи на человека? Как не заразиться этой страшной болезнью? Святой преподобный Иоанн в своей «Лествице», излагая последовательность духовного восхождения от греха к святости, начинает свое повествование с того, какое значение в жизни человека имеет вера.

Действительно, не только Иоанн Синайский, но и большинство святых отцов в полном согласии друг с другом повторяют известные слова: Без веры невозможно угодить Богу (Евр. 11:6). Вера в Господа дает нам способность различать добро и зло, вера в Господа дает нам силы сопротивляться злу, и вера в Господа дает нам силы восходить по ступеням духовного совершенства.

Вспоминая сегодня святого преподобного Иоанна, его творения, его мудрость, а также особым образом воспринимая слова Евангельского чтения, будем помнить, мои дорогие братья и сестры, что борьба со злом начинается с укрепления нашей веры. Борьба со злом всегда предполагает непременное стремление к совершенству — восхождение по ступеням духовного подвига, потому что, если человек стоит на месте, это означает, что он падает. Только движение вверх на пути восхождения к Божественной правде дает нам возможность обретать надежду на наше спасение. Укреплением нас в этой надежде и примером для подражания являются святые отцы и угодники Божии и особым образом святой преподобный Иоанн, которого мы сегодня прославляем. Его молитвами да поможет нам Господь достойно пройти путем духовного подвига через дни Святой Четыредесятницы. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5796572.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #774 : 13 Апреля, 2021, 16:10:18 »
Слово Святейшего Патриарха Кирилла на заседании Священного Синода 13 апреля 2021 года

13 апреля 2021 г. 13:30

13 апреля 2021 года в Тронном зале Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Перед началом заседания Святейший Патриарх обратился к членам Синода со вступительным словом.

Приветствую всех членов Священного Синода.

Надеюсь, все мы с пониманием относимся к тому, что даже заседание Священного Синода сопровождается ношением повязок. Действительно, народ наш и все мы проходим через непростые испытания, связанные с распространением вирусной инфекции, — и не только страна наша, не только страны, на которых простирается пастырское окормление Русской Православной Церкви, но и весь мир.

То, что сейчас имеет место, — действительно пандемия, в том смысле, что везде, повсюду присутствует эта инфекция. Поэтому полагаю, что меры, касающиеся посещения храмов, были приняты Священноначалием Русской Православной Церкви своевременно, и это предотвратило наметившуюся тенденцию обвинять, как нередко бывает, Церковь в том, что она является источником распространения инфекции. Регламентируется посещение богослужений, верующие соответствующим образом распределяются по площади храмов, предписываются ношение масок и особый способ причащения. Конечно, всегда есть люди недовольные, кто-то подвергает критике меры по предотвращению распространения инфекции, но абсолютное большинство относится к принятым мерам с пониманием.

Мы ни в коем случае не подвергаем сомнению целительную силу Святых Христовых Таин! И доказательством служит то обстоятельство, что после причащения наши диаконы потребляют Святые Дары из общей Чаши, и ни один из них не заболел и никогда не заболеет. А там, где нет диаконов, — священнослужители, в том числе ваш недостойный Патриарх и Предстоятель, когда совершает Божественную литургию в своем крестовом храме. Там тоже есть паства, которая причащается, и после Божественной литургии, поскольку я служу без диакона, я потребляю Святые Дары без всякого сомнения, с полной уверенностью в том, что, причащаясь Тела и Крови Христовой, мы причащаемся великой святыне, которая не подвержена никакой инфекции, никакому злу, потому что это есть Святая, которая преподается святым.

Полагаю, нам еще предстоит пройти некий путь, связанный с ограничениями. Вырабатываются новые модели пастырской работы с людьми. С благодарностью хотел бы отметить жертвенное служение наших пастырей в больницах, в том числе в инфекционных отделениях, пастырское окормление больных ковидом. Есть и потери среди духовенства — я об этом уже говорил публично, и мы пели «вечную память» на одном из заседаний Высшего Церковного Совета. Храню в благодарной памяти подвиг наших священнослужителей, которые оказались верны своему призванию, — не убоялись инфекции, не убоялись страха смертного и до конца исполнили свой пастырский долг. Вечная им память.

Надеюсь, это тяжелое искушение пройдет, и Церковь, народ, наши страны вернутся к жизни, которая не будет омрачаться распространением опасной инфекции. Но опыт, через который мы прошли, полагаю, всех нас обогатил. Он помог нам понять величайшее счастье, которое каждый из нас имеет, участвуя в богослужении в храме, наполненном народом. Когда сегодня во многих местах ограничено посещение храмов и они выглядят полупустыми, сердце сжимается от этой картины, но понимаешь, что и этот опыт, видимо, нужен. Потому что ко всему привыкаешь, особенно к хорошему, и когда сталкиваешься с трудностями, то с большей силой благодаришь Господа за ту милость, которую Он дарует нам, когда мы все вместе, все наши общины можем посещать храмы, не подвергаясь никаким ограничениям, молиться и причащаться Святых Христовых Таин.

Братья, будем продолжать наши молитвы и наши труды, строго исполняя все необходимые санитарные предписания и поддерживая в исполнении этих предписаний наш народ, с тем чтобы с упованием на волю Божию стремиться к тому времени, когда это испытание прекратится и мы снова сможем совершать богослужения так, как это принято в нашей Церкви, и свидетельствовать о милости Божией, которая будет несомненно явлена окончанием пандемии и наступлением мирного и спокойного времени. Об этом сегодня наши молитвы.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5797378.html