Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?
rss

Автор Тема: Слова Патриарха Кирилла  (Прочитано 531460 раз)

0 Пользователей и 6 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3008
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #790 : 22 Мая, 2021, 21:04:41 »
Патриаршая проповедь в день памяти святителя Николая Чудотворца после Литургии в Храме Христа Спасителя

22 мая 2021 г. 16:13

22 мая 2021 года, в праздник перенесения мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня мы прославляем святителя и чудотворца Николая в связи с событием, которое на Востоке вообще-то оплакивалось, но в Русской Церкви обрело такой смысл и такое значение, что легло в основу одного из самых любимых народных праздников. Речь идет о перенесении мощей святителя Николая из Византии на запад, в итальянский город Бари.

Мощи святителя Николая были похищены и вывезены в Бари. Так почему же мы прославляем этот день — причем прославляем только мы, русские православные люди, потому что такого праздника нет в календаре греческих Православных Церквей? Думаю, неслучайно, прежде всего потому, что через это перемещение мощей святителя Николая они оказались спасены от множества других страшных политических пертурбаций, от разорения, которое принесло землям на Востоке столкновение с исламским миром. Вообще, трудно представить, что могло бы произойти с этой святыней, если бы они не были перемещены, несомненно по воле Божией, с Востока в град Барский. И мы, с полным осознанием того, что это событие спасло для нас, для всей Вселенской Церкви мощи святителя Николая, прославляем его святое имя, особенно в этот почитаемый нами день. Святитель Николай настолько почитаем на Руси, что если зайти в дом православного человека, то в красном углу, как в старые времена, так и сегодня, непременно будут Спаситель, Божия Матерь и святитель Николай, как первый среди почитаемых в нашей земле святых.

А почему вообще почитаются святые? Ответ на этот вопрос заключается не только в том, что мы близко к сердцу воспринимаем предание, традицию, передачу из поколения в поколение ценностной информации, особенно той, которая относится к духовной жизни, но еще и в том, что святые угодники Божии открывают для нас самое загадочное и скрытое — участь человека после его смерти. Святые угодники являются через чудеса, чтобы еще и еще раз сказать нам: «Мы не умерли, мы живы! И не просто живы, но находимся там, где Бог совсем рядом, и можем вам, людям земли, живущим в каждодневных трудностях и заботах, помочь так, как не поможет никто — ни родственник, ни знакомый, ни друг, ни тот, кто имеет власть и силу на этой земле, — потому что мы рядом с Господом и молимся о вас Творцу неба и земли». Мы почитаем имена святых угодников именно потому, что и в райских обителях они не перестают быть нашими братьями и сестрами по вере, которым небезразлична наша земная жизнь. И они помогают нам своим ходатайством пред лицом Божиим, ведь когда мы молимся перед их иконами, когда мы прославляем их имена, мы просим их нам помочь.

Святые угодники Божии, конечно, являются нашими ходатаями пред Богом, но есть еще что-то очень важное в их служении — они свидетельствуют о Божием Царстве, о том, что человеческая жизнь, источником которой является Божественное творческое начало, не заканчивается с гибелью физического организма, но мы, подобно им, будем пребывать в ином мире. Святые свидетельствуют о том, что они живы, что они из иного мира простирают к нам свою любовь и отвечают на наши молитвы. Помощь, проистекающая от святых угодников, есть величайшее свидетельство о вечности жизни, о Царствии Небесном, в котором пребывают те, кто получил прощение грехов и сподобился в это Царство войти. И святитель чудотворец Николай многими своими чудесами является для нас свидетелем вечной жизни и свидетелем реальности Божественного Царства, которое открывается людям после завершения их земной жизни.

Святые угодники Божии — это словно окошечко в будущую жизнь. Вспоминая их имена, молясь перед их иконами, мы должны просить их и о нашем земном, но также и о вечном, чтобы Господь простил наши грехи, чтобы Он, несмотря на наши слабости, заблуждения, предрассудки, дурные привычки, которые так часто нас терзают, открыл нам двери Царства, в котором пребывает святитель и чудотворец Николай, простирая к нам свою любовь и свою чудотворную силу. На всем этом и основывается наша непоколебимая вера в предстательство святых угодников Божиих и прославление их святых имен, как прославляем мы сегодня имя святителя и чудотворца Николая. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5812453.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3008
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #791 : 27 Мая, 2021, 21:53:29 »
Патриаршая проповедь в день памяти равноапостольных Мефодия и Кирилла

24 мая 2021 г. 14:15

24 мая 2021 года, в день памяти равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме благоверного князя Александра Невского в одноименном скиту близ Переделкина. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Христос Воскресе!

Всех вас сердечно поздравляю с этим пасхальным днем, в который мы прославляем имена великих Божиих угодников равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Церковь нашу мы называем апостольской — прежде всего потому, что она была основана Господом через святых апостолов. А апостолы разнесли по всему миру Божественный дар, явленный в день Святой Пятидесятницы — день основания Церкви Христовой. Христианские общины, получившие этот дар через святых апостолов, стали образовывать местные Церкви, соединенные, однако, через Самого Христа во единое тело Церкви Вселенской. Именно поэтому Апостольская Церковь и существует до сего дня и распространена по всей вселенной, а те, кто распространял веру Христову, кто нес свидетельство о Христе распятом и Воскресшем, кто создавал местные общины, — продолжатели святых апостолов — стали именоваться равноапостольными. Таких выдающихся равноапостольных мужей мы сегодня и вспоминаем молитвенно — святых Кирилла и Мефодия.

Они вышли на проповедь в IX веке. Уже много столетий минуло со времен апостольской проповеди, но значительная часть Европы всё еще не была просвещена светом Христовой истины. И мы знаем, что особо выдающуюся роль в распространении веры Христовой в Восточной Европе имели святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, два образованных мужа. Старший, Мефодий, впоследствии ставший епископом, и младший, Кирилл, человек особенно одаренный, занимавший высокое положение при византийском императорском дворе, — именно они были призваны к тому, чтобы принести свет Христовой истины на север, с тем чтобы ко Христу обратились славяне. Святые равноапостольные мужи совершили этот подвиг, и потому мы называем святых Кирилла и Мефодия просветителями славян, а значит, и наших предков.

Этот подвиг невозможно забыть, и потому имена святых равноапостольных Кирилла и Мефодия поминаются и на святой проскомидии, и на многих богослужениях, но особенно в день их памяти. Сегодня такой день, и, вознося благодарение Господу за великий апостольский труд солунских братьев Кирилла и Мефодия, мы обращаем к ним свою молитву, чтобы они своим предстательством пред Господом и Спасителем не оставили свое наследие — славянские народы. Конечно, мы молимся и особенно просим их о всей исторической Руси, которая стала наследницей Византии и, пройдя через кровавые гонения, нашествия иноплеменников, междоусобные брани, не только сохранила, несмотря на тяжелейший исторический опыт, наследие святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, но и приумножила это наследие. И было бы идеально, если бы всякий раз, когда мы входим в православный храм, мы бы молитвенно обращались к святым равноапостольным Кириллу и Мефодию, без которых православная вера вряд ли пришла бы в наши земли и имела такое скорое распространение. Мы молимся также и о всех, кто продолжал равноапостольный подвиг святых Кирилла и Мефодия. Всегда в памяти нашей святой равноапостольный великий князь Владимир, волей которого был крещен наш народ. И, вознося сегодня молитвы к святым равноапостольным Кириллу и Мефодию, мы просим, чтобы их молитвами Господь сохранил веру православную в нашем народе, чтобы никакие соблазны, никакие искушения не смогли бы оторвать наши народы от той духовной основы, на которой возникла и развилась вся наша культура, вся наша национальная жизнь. Мы были бы абсолютно другими, если бы не вера православная, через святых равноапостольных Кирилла и Мефодия пришедшая в жизнь наших славянских народов, в том числе народов, составляющих историческую Русь. Их молитвами да хранит Господь в сердцах наших веру православную, а народ наш — в благочестии и чистоте. Аминь. Христос Воскресе!

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5813130.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3008
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #792 : 06 Июня, 2021, 21:29:58 »
Патриаршая проповедь в Неделю 6-ю по Пасхе, о слепом

6 июня 2021 г. 15:27

6 июня 2021 года, в Неделю 6-ю по Пасхе, о слепом, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме благоверного князя Александра Невского в одноименном скиту близ Переделкина. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня, в это воскресенье, мы стоим на пороге завершения Пасхальных празднеств, и именно в этот день в Церкви предлагается хорошо известное евангельское повествование о слепом — о том, как Господь делает зрячим слепорожденного (Ин. 9:1-38). Чудо абсолютно не объяснимое — ни с медицинской точки зрения, ни с точки зрения человеческого опыта. Никогда ничего подобного не происходило с человеком, лишенным зрения от рождения, то есть с такими глубинными нарушениями всей системы, обеспечивающей видимое восприятие окружающего мира, что он видеть ничего не может. Но, вопреки историческому опыту всего человечества, Господь Иисус Христос исцеляет слепорожденного.

Это великое чудо было по-разному воспринято окружающими, и мало кто оказался способен узреть в нем явление силы Божией. Почему? Да потому что фарисеи, которые окружали Спасителя, не были готовы признать Его даже пророком, а тем более Сыном Божиим, обладающим Божественной силой. Иудеи в недоумении, в растерянности, и потому у них возникает стремление как бы минимизировать все то, что произошло. И мы знаем из сегодняшнего повествования, какие попытки были сделаны, чтобы скрыть от людей суть этого события.

Подобное желание скрыть от людей явление силы Божией, так отчетливо явленной в чуде исцеления слепорожденного, присутствует на протяжении значительной части человеческой истории. Но совершенно особым образом стремление скрыть силу Божию стало осуществляться, с опорой на множество человеческих сил, в то время, когда господствующей философской идеей мало-помалу сделалось отрицание Бога. Бога нет! А как же тогда всё произошло? А как же мир, который был создан? Наука утверждает, что вся вселенная существует не более четырнадцати миллиардов лет. Это огромный промежуток времени, нам трудно даже представить, что это такое, — но все же ограниченный промежуток времени. Значит, было время, когда вселенной не существовало. А как же возникла вселенная? И тут современному человеку предлагается множество разных теорий того, как вселенная появляется из ничего.

Опыт человека — каждого из нас и всего рода человеческого — таков, что из ничего ничто произойти не может. Ничто — это пустота, вакуум, ничто — это отсутствие всяких материальных и прочих сил и возможностей. А Господь силой Своей создает вселенную; и вот на протяжении многих и многих эпох люди пытались объяснить, как же все это произошло. И совершенно очевидно, что человек не может объяснить происхождение видимого мира. Хоть и существуют сегодня многочисленные теории того, как всё это произошло, но они остаются гипотезами. Доказать в точности, что всё было именно так, а не иначе, невозможно, потому что начало мира лежит вне человеческого опыта.

Тем не менее существует множество теорий, согласно которым мир произошел случайно, сам по себе, и эта поражающая своим абсурдом идея овладевает умами людей. Сегодня многие так и думают, что мир сам по себе произошел из ничего, и нужно сказать еще раз, что это странная с точки зрения человеческой логики идея разрушается нашим опытом, нашим пониманием жизни и, конечно, не может господствовать над родом человеческим.

Вот и сегодняшнее евангельское чтение свидетельствует о том, что сила Божия действительно способна совершить то, что для человека представляется невозможным. Бог, создавший веки, создавший космос, в Сыне Своем явил некую крупицу Своего всемогущества, исцелив слепорожденного. И для нас, читающих этот дивный евангельский текст, очень важно понять, что в этом частном случае Бог открывает нам Свое всемогущество, Свою силу, Свою любовь к нам.

Сегодняшнее Евангелие действительно проникнуто удивительным откровением о том, что Бог — Всемогущий, что в Его руках всё — начало и конец мира, жизнь и смерть, здоровье и болезни, катаклизмы, штормы и штиль. Всё в Его руках, и потому сегодняшнее евангельское чтение должно укрепить всех нас в нашей вере, в понимании того, что сила Божия есть та сила, которая и создала мир, и управляет миром, и над нами имеет полное господство. А мы должны в ответ со смирением, любовью и полным пониманием принять это откровение о Божественном всемогуществе, о силе и любви Божией, которые являются в Его Промысле.

Наученные этим евангельским чтением, будем стараться укреплять свою веру. А если кто будет убеждать нас в том, что все произошло само собой из пустоты, из ничего — четырнадцать миллиардов лет назад ничего не было, и вдруг все появилось, — то давайте вспомним сегодняшнее чтение из Евангелия. Тогда мы поймем: не было у людей силы исцелить слепорожденного, как и сейчас нет, при всех достижениях науки и техники, но это чудо с легкостью совершает Спаситель, Сын Божий. Через это явление силы Божией будем помнить о том, что Бог — Творец и Промыслитель мира, Он над всеми, в Его деснице всё, и единственный наш ответ — это любовь к Богу за все то, что Он совершил и совершает; это стремление и желание жить по закону, который Бог дал людям, чтобы человек мог жить достойно, чтобы человек был счастлив.

И да поможет нам Господь именно таким образом воспринимать священные тексты, преломляя их через опыт своей жизни, через наше понимание того, что с нами происходит, дабы, соединяя свой опыт с величайшей мудростью Священного Писания, мы жизнь свою могли в полной мере передать в руки Божии и подчинить ее святой Божественной воле. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5817845.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3008
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #793 : 10 Июня, 2021, 17:36:07 »
Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Вознесения Господня

10 июня 2021 г. 14:31

10 июня 2021 года, в праздник Вознесения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме благоверного князя Александра Невского в одноименном скиту близ Переделкина. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

У святого апостола Павла в Первом послании к Коринфянам находим такие слова: «Говорю вам великую тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе, ибо вострубит; и мертвые восстанут нетленными, и мы изменимся» (см. 1 Кор. 15:51-52).

У апостола Павла были основания для таких слов, ибо святые апостолы ожидали скорого пришествия Спасителя и потому хранили память о том, что на Елеонской горе Господь с телом вознесся пред ними на небо. А до того была встреча Спасителя Воскресшего со Своими учениками, и в этом повествовании (Лк. 24:36-53) много деталей, на которые мы обычно не обращаем внимания, но даже мелкие детали в Священном Писании исполнены огромного смысла. 

Когда Господь является Своим ученикам, Он понимает: первая мысль, которая возникнет у учеников, что это дух умершего к ним пришел. И Господь говорит: нет, Я не дух; и в доказательство Своих слов спрашивает: а есть ли у вас что-то съестное? Они дают Ему сотовый мед и несколько рыбок, и Господь вкушает перед ними. И ведь совершенно не случайно именно это повествование включено в заключительную главу Святого Евангелия от Луки, потому что в этом вкушении пищи открывается для нас великая тайна — тайна пребывания в вечности Сына Божиего, Сына Человеческого, с человеческим телом. А это означает, что и наше тело не будет уничтожено. «Вдруг, при последней трубе, ибо вострубит; и мертвые восстанут, и мы изменимся». Что это означает? А это означает, что те, кто умер, воскреснут со своими телами, а у тех, кто будет жить до последнего момента человеческой истории, изменятся телеса. И это будут уже другие тела — тела реальные, но подобные тому, которым обладал Спаситель после Своего Воскресения. Он вкушал пищу, но вместе с тем мог проходить сквозь стены и мгновенно оказываться в одной или другой точке географического пространства. Преображенное тело уже не подчиняется физическим законам, но это человеческое тело, — вот такая действительно великая тайна, по слову апостола Павла, открывается нам в сегодняшнем воспоминании о Вознесении Господа и Спасителя.

Еще одна очень важная деталь: а почему надо было возноситься на небо? Ведь Господь мог просто исчезнуть из вида, и все бы поняли, что Он ушел в некий иной мир. Но Господь и явил Своим телесным Вознесением с горы Елеонской, что с телом предстанет человек пред Судом Божиим и с телом он будет пребывать в Небесном Царстве.

Вот такими смыслами наполнен сегодняшний день. Праздник Вознесения приоткрывает нам окно в пока неведомое для нас будущее, в ту загробную перспективу, которая от каждого из нас еще сокрыта, но которая явится, как только перестанет биться наше сердце. Однако уже здесь, на земле, нам даются знаки и, что самое главное, нам дается Божественное свидетельство о реальности иной жизни, в которой мы будем пребывать и душой, и преображенным телом.

Но для того чтобы быть с Господом, мы должны здесь так пройти свой жизненный путь, чтобы и душа, и тело были способны к встрече с Самим Богом и к пребыванию в Его вечном Небесном Божественном Царстве. Вот для того и даются нам эти короткие годы жизни, ведь правильно говорится в Писании: «семьдесят, аще кто в силах, восемьдесят лет» (см. Пс. 89:10). Это лишь мгновение не только перед лицом истории, но даже перед лицом доступного нашему взору промежутка времени, и что такое этот миг перед лицом тысячелетия или даже столетия?

Наученные этой Божественной мудрости, особенно являемой нам через размышления о событии Вознесения, через чтение Писания, посвященного этому событию, мы должны действительно взором своим устремляться за пределы нашей человеческой жизни — в том смысле, что наша ценностная ориентация, наше целеполагание не должны ограничиваться нашей земной жизнью. Мы должны иметь в виду вечную перспективу, а кто ограничивается только земными целями, проигрывает безвозвратно.

Именно такую эсхатологическую точку зрения, которая приобщает христианина к вечности, и помогает нам обрести сегодняшнее воспоминание о Вознесении Господа и Спасителя. А тем самым нам открываются глубокие смыслы, дарованные Самим Спасителем через Его жизнь, Его служение, через Его страдания, смерть, Воскресение и Божественное Вознесение. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5818916.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3008
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #794 : 12 Июня, 2021, 23:03:56 »
Обращение Святейшего Патриарха Кирилла к участникам крестных ходов с мощами благоверного князя Александра Невского

12 июня 2021 г. 11:40

С 12 июня по 14 августа 2021 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоится принесение мощей благоверного великого князя Александра Невского в города России и Белоруссии. 12 июня, в День России, одновременно начинаются четыре крестных хода со святыми мощами. Обращение Святейшего Патриарха Кирилла было зачитано 12 июня в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя перед молебном, который предварил одно из этих шествий.

Преосвященные архипастыри, всечестные отцы, дорогие братья и сестры!

Сердечно рад приветствовать всех вас, собравшихся на молебное пение, предваряющее масштабные торжества, посвященные юбилейной дате, которая имеет особое значение для всего нашего народа. Сегодня, 12 июня, в рамках празднования 800-летия со дня рождения великого князя Александра Невского одновременно начинаются четыре крестных хода с мощами этого дивного святого, прославленного полководца и защитника православной веры.

Нынешний символический акт почитания подвига угодника Божия образно связан с четырьмя сторонами света. Из Москвы часть мощей начинает движение на север; из Ростова-на-Дону — по южным пределам нашего Отечества; из Минска выдвигаются крестоходцы, дабы посетить наши западные епархии Белорусского Экзархата Русской Православной Церкви; и отдельно будет совершено путешествие с частью честных останков святого на восток — из Екатеринбурга — вплоть до самых восточных рубежей России. Географический крест, который сотворят участники этих памятных мероприятий, призван осенить нашу землю и еще раз напомнить всем нам о духовных заветах благоверного князя.

Вся его жизнь — это яркое свидетельство готовности стоять в правде Божией и верности Христу «даже до смерти» (Откр. 12:11). Житийный текст, вошедший в предание нашей Церкви, донес до нас знаменитые слова заступника Руси, сказанные им при выходе из храма, где он усердно молился накануне Невской битвы: «Братья! Не в силах Бог, а в правде! Вспомним слова псалмопевца: сии в оружии, и сии на конех, мы же во имя Господа Бога нашего призовем... Не убоимся множества ратных, яко с нами Бог».

Осознавая, что главная ценность человеческой жизни — это правая вера, дающая нам возможность пребывать со Христом, великий князь готов был, скорее, по образу Спасителя положить «душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13), нежели отступить от православной веры перед натиском нашедшего с Запада врага, стремившегося навязать покоренным племенам иное учение и иной взгляд на мир.

Вместе с тем святой Александр Невский оставил нам замечательный образец богоданной мудрости, коей Господь наделяет только смиренных сердцем. Облеченный властью князь явил готовность склонить главу перед силой, пришедшей из восточных степей, ради блага Церкви, своей страны и людей ее. Он прекрасно осознавал, что этот враг менее опасен, поскольку не притязает на духовное сокровище народа — хранимую им полноту Евангельской истины. И именно она даст нации возможность преодолеть все невзгоды и восстать из пепла после череды труднейших испытаний. Сегодня мы видим историческую правоту этой политики.

К сожалению, обстоятельства препятствуют мне разделить с вами радость совместного совершения богослужения. Однако для молитвы нет расстояний, как нет расстояний и для христианской любви, которую все мы питаем к угоднику Христову Александру.

Желаю вам изобильной крепости душевных и телесных сил, стойкости в вере и постоянства во благочестии, «дабы вам исполниться всею полнотою Божиею» (Еф. 3:19) и быть достойными духовными наследниками святого благоверного покровителя нашего Отечества и преданного служителя Господа Иисуса Христа. «Ему слава и держава во веки веков. Аминь» (1 Пет. 5:11).

<span style="font-style: italic;]+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ[/size]

http://www.patriarchia.ru/db/text/5819363.html