Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?
rss

Автор Тема: Слова Патриарха Кирилла  (Прочитано 528286 раз)

0 Пользователей и 7 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти благоверного князя Александра Невского по окончании Литургии в Александро-Невской лавре

12 сентября 2021 г. 15:20

12 сентября 2021 года, в праздник перенесения мощей благоверного великого князя Александра Невского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Троицком соборе Александро-Невской лавры Санкт-Петербурга. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит! Ваше Преосвященство, владыка наместник!

Я хотел бы сердечно поблагодарить вас за поздравления, за добрые слова и за прекрасные подарки. Для совершения молебна мы перейдем на площадь, и там я обращусь к народу и скажу то, что хотел бы произнести в связи с этим великим праздником. А сейчас я от всего сердца поблагодарил бы Вас, владыка митрополит, за Ваши труды на Петербургской кафедре, близкой моему сердцу, да и вообще самой близкой мне по жизни.

Действительно, в этом соборе произошли все значимые события в моей священнической биографии. Но еще до того — помню прекрасно, как в 1957 году, в связи с Фестивалем молодежи и студентов в Советском Союзе, властями Ленинграда было неожиданно принято решение об открытии Троицкого собора Александро-Невской лавры. Когда я в первый раз вошел в этот храм, смотреть было страшно: Царские врата на месте, но иконы в очень плохом состоянии, всё в грязи, пыли... И все же собор стоял так, как он был создан, как он существовал на протяжении всей истории. Помню эту грязь, эту пыль, каких-то женщин, которые со швабрами что-то убирали. Но когда собор был передан, началось огромное народное движение — не поверите, больше я никогда ничего подобного не видел. В каждом из храмов Ленинграда настоятель после богослужения обращался к верующим и говорил о том, что нужно восстановить Троицкий собор, а затем учиненный брат шел с большим блюдом. И люди бросали деньги, женщины снимали с себя серьги, кольца, ожерелья, и за какие-то 20 минут блюдо полностью заполнялось. А сзади шел человек с мешком, в который складывались все пожертвования, и так происходило два-три раза — например, в таком храме, как Преображенский собор Ленинграда. Вот такой был колоссальный энтузиазм — люди последнее отдавали, и собор был восстановлен, несмотря на то, что прогнозы были разные, и многие говорили, что никогда в жизни этого не сделать, что слишком все сложно... В кратчайшие сроки собор был восстановлен, и, конечно, это была великая радость для всего Ленинграда, для верующих людей. Начались службы, собор стал местом притяжения для многих, но, прежде всего, это был некий знак, некий символ возможных перемен в нашей стране по отношению к Церкви. Действительно, собор был закрыт — и вдруг в нем стали совершаться богослужения. Это был словно глоток свежего воздуха и надежды на то, что положение верующих в стране изменится к лучшему — так оно потом и произошло.

С этим собором связано много очень ярких воспоминаний. Действительно, здесь я был рукоположен во все степени священства, и радуюсь, что это так, ведь это очень важные этапы моей биографии. Всякий раз, когда я вхожу сюда, я вспоминаю былое, но, с радостью взирая на молящихся, понимаю, что настоящее не хуже, чем прошлое. В храме появились совершенно новые люди, совершенно новый контингент. Это современные люди XXI века, и они здесь, в этом храме, под сенью святого благоверного князя Александра. А это свидетельствует о том, что вера православная никогда не исчезнет из жизни нашего народа. Если справились с искушениями века XX-го, то по милости Божией справимся и с другими искушениями, которые, конечно, будут всегда возникать на пути верующего человека, на пути Церкви Христовой.

Я хотел бы пожелать Вам, Ваше Высокопреосвященство, всему духовенству града Петрова, властям, всем, кто несет ответственность за жизнь града на Неве, помощи Божией, крепости сил, а самое главное, осознания того, что, помимо важного исторического и культурного значения, Петербург имеет очень большое духовное значение для жизни нашего народа, для жизни нашей Церкви. Именно он был сосредоточением всей церковной жизни на протяжении более 200 лет. Здесь была столица, и здесь билось сердце Русской Православной Церкви. Все это налагает, конечно, большую ответственность на духовенство Санкт-Петербургской епархии. Нужно быть достойными своих предшественников и нужно быть достойными того времени, в которое мы живем. Не в том смысле, что это время лучше, чем предыдущее, а в том, что оно несет в себе новые вызовы и новые задачи. И для того, чтобы отвечать на эти вызовы и решать эти задачи, мы должны иметь и духовную, и интеллектуальную, и нравственную силу — мы как Церковь Божия, и архиереи, и священники, и миряне. Мы должны обладать этой силой, мы не должны быть смоковницей неплодоносящей. «По плодам их узнаете их», и дай Бог, чтобы Церковь Русская приносила плод — плод любви, плод веры, плод надежды.

Я желаю помощи Божией Вам, владыка, всему клиру и пастве дорогой моему сердцу Санкт-Петербургской епархии. Пусть благословение Божие молитвами святого благоверного великого князя Александра Невского хранит народ наш, страну нашу, Церковь нашу и всех, кто с верой и надеждой обращается ко Господу, кто почитает имя Его великого угодника, великого государственного деятеля и подлинного героя России — святого благоверного великого князя Александра Невского. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5842260.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Слово Святейшего Патриарха Кирилла после освящения храма Святой Троицы на Октябрьской набережной Санкт-Петербурга

13 сентября 2021 г. 14:13

13 сентября 2021 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин малого освящения восстановленного храма Святой Троицы — Архиерейского подворья на Октябрьской набережной Санкт-Петербурга. По окончании богослужения Святейший Владыка обратился к собравшимся со словом.

Ваше Высокопреосвященство! Уважаемый Александр Дмитриевич, губернатор Петербурга! Уважаемый Алексей Борисович, руководитель «Газпрома»! Дорогие отцы, братья и сестры!

Мы освятили сегодня замечательный храм, воздвигнутый усилиями Алексея Борисовича и его команды, за что приношу вам большую благодарность. И когда я вошел под своды это благолепного храма, вспомнилось мне все то, что происходило в трудные 90-е годы. Страна стояла на грани разрушения, полный коллапс экономики, тяжелейший социальные условия, всеобщий пессимизм — и в то самое время Русская Церковь начала строить храмы. На нас кто-то пальцем показывал, кто-то пальцем у виска крутил, говоря: что они делают?! В такое время строить храмы?! И когда обращались к нам с такими же вопрошаниями: а не рано ли вы начали, ведь трудное сейчас время, — мы отвечали так: если построим храмы, то восстановим Россию. Мы начали с самого главного — с духовного возрождения народа, и это духовное возрождение, конечно, стало одной из сил, которые подвигали наш народ преодолевать трудности бытия и уcтроять новые условия жизни в нашем Отечестве.

В этом мощном движении вперед, в развитии экономики России сыграли, может быть, решающую роль «Газпром», наша газовая индустрия и энергетика. Быть может, если бы не было по промыслу Божественному этого первичного капитала, Богом заложенного в наши недра, то не существовала бы сегодня Россия. Ведь откуда было бы взяться материальным ценностям, необходимым для поддержания экономики, Вооруженных сил, безопасности, обеспечения определенного уровня жизни людей?

Мы верим: все, что совершается, совершается при Божественном участии. Но если некоторые думают, будто достаточно помолиться и Господь за меня все сделает, то это глубокое заблуждение. Потому что Бог никогда не потакает лени, разгильдяйству, безразличию, праздному времяпрепровождению, но Бог всегда споспешествует человеческим усилиям при двух обстоятельствах и двух условиях: если это реальные усилия и если, совершая эти усилия, человек не самому себе все приписывает, а обращается к Богу с молитвой и, сознавая свою ограниченность, просит Господа помочь.

Глубоко убежден в том, что возрождение России сопровождалось возрождением веры. Действительно, это исторический факт, и, может быть, потому и произошло так стремительно возрождение России, выход буквально со дна, когда многие думали, что страна уже не восстанет. Силой Божией и усилиями людей Россия совершила очередную и, может быть, одну из самых важных побед в своей истории. И в этом процессе очень большую роль сыграл «Газпром», как и до сих пор играют наша энергетика, освоение российских ресурсов. И дай Бог, чтобы мы сопровождали этот рост материального благосостояния ясным пониманием того, что все, что с нами происходит, происходит по воле Божией и в каком-то смысле мы всё получаем из рук Божиих. И если будет таким смиренным отношение к собственной личности, к собственным успехам — корпоративным, экономическим, как и успехам в других отраслях нашей общественной жизни, — то, несомненно, милость Божия и помощь Его будут с нами. Ибо, как сказано, Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (1 Пет. 5:5). Не тем смиренным, которым сказать нечего, не тем смиренным, которые пугливы, а тем смиренным, которые сознают свою немощь пред лицом Божиим и с полным сознанием Божественной силы осуществляют свою деятельность.

Дай Бог, чтобы из этих слагаемых и составлялся успех России. Верю, что если будет достигнуто такое сочетание, веры, молитвы и творческого потенциала, производственных усилий, квалификации и всего того, что необходимо для развития нашей страны, то Россию ждет прекрасное будущее, и в каком-то смысле мы уже видим очертания этого будущего.

Мне много раз приходилось беседовать с людьми из-за рубежа, которые задавали вопросы, для меня странные, а для них естественные: «Ну как же у вас получается?» И когда я как человек верующий отвечал, что мы живем под Покровом Божией Матери, с верой в сердце, то не все и не всегда понимали мои ответы. Но я глубоко убежден, что именно здесь и сокрыт подлинный потенциал Святой Руси — хранение веры и одновременно развитие талантов, которыми одарил Господь наш народ, успешный труд, успешное созидание.

Я хотел бы сердечно поблагодарить вас, дорогие руководители «Газпрома», за все то, что вы делаете для Отечества, для развития нашей экономики, и благословить вас этим старинным образом Божией Матери. Помощи Божией в трудах!

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5842558.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Слово Святейшего Патриарха Кирилла на открытии конференции «Мировое Православие: первенство и соборность в свете православного вероучения»

16 сентября 2021 г. 13:50

16 сентября 2021 года в Сергиевском зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве начала работу конференция «Мировое Православие: первенство и соборность в свете православного вероучения». К собравшимся обратился Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, всечестные отцы, дорогие братия и сестры!

Сердечно приветствую вас — участников богословской конференции «Мировое Православие: первенство и соборность в свете православного вероучения».

Тема, к рассмотрению которой мы приступаем сегодня, не оставляет сомнений в своей важности и актуальности. Положение дел в семье Поместных Православных Церквей вызывает большое беспокойство. Ситуацию, сложившуюся в православном мире, можно оценить как кризисную.

О кризисе ясно свидетельствуют серьезные разногласия среди православных о том, как мы понимаем устройство Вселенского Православия, что мы подразумеваем под первенством и соборностью, как мы соотносим канонический строй Церкви с деяниями в области церковного управления.

В этом кризисе усматривается, конечно, влияние определенных политических сил — вся история Церкви сопровождалась таким влиянием. И нельзя отрицать, что в мире есть те, кто хотел бы разрушить устои православной жизни, посеять разделение и вражду между народами и Церквами. И совершенно очевидно прослеживается тенденция создать средостение, если вообще не оторвать греческое Православие, средиземноморское Православие от славянского Православия, и в первую очередь — от Русской Православной Церкви. То есть воспроизвести модель раскола 1054 года и тем самым ослабить Православную Церковь, которая сегодня, не побоюсь сказать, как мало кто из других христианских конфессий осуществляет и способна осуществлять пророческое служение, в первую очередь, оценивая все то, что происходит с человеческой цивилизацией.

Как Предстоятель Русской Православной Церкви, который обязан заботиться о сохранении и укреплении отношений со всеми Поместными Православными Церквами, не могу не испытывать личной боли от происходящего в наших взаимоотношениях с Константинопольским Патриархатом и с теми Церквами, которые были втянуты Константинополем в признание так называемой «автокефальной Украинской церкви», на деле представляющей не что иное, как легитимизацию церковного раскола.

На этапе подготовки к так и не состоявшемуся Всеправославному Собору между Поместными Православными Церквами было достигнуто принципиальное решение: автокефалия в дальнейшем может предоставляться только с согласия всех общепризнанных Поместных Православных Церквей. Мы дошли до этого консенсуса на одном из заседаний в Шамбези, и он был воспринят с энтузиазмом, потому что эта позиция действительно выставляет границу для возможного развития различного рода раскольнических движений. Решение оставалось закрепить на Соборе, но по просьбе Константинопольского Патриарха тема автокефалии была снята с рассмотрения. А после совещания десяти Поместных Православных Церквей на Крите в 2016 году эта тема была окончательно похоронена, все достигнутые в прошлом договоренности были обнулены, и Константинопольский Патриарх заявил о якобы полученном от апостолов праве единолично, без согласия других Поместных Церквей, предоставлять автокефалию кому заблагорассудится. Совершенно ясно, что ни один канон этого не утверждает. Есть определенные каноны, которые регулируют отношения Константинопольского Патриарха с митрополитами, входящими в его Патриархат — так вот эту модель Константинополь распространил на всю Православную Церковь, при этом не опираясь ни на какие каноны.

Претензии на особые права и привилегии и раньше высказывались Константинопольскими иерархами и богословами, но никогда еще они не озвучивались с такой жесткой интонацией и в такой радикальной трактовке, как сегодня. Дошло до того, что Константинопольского Патриарха стали именовать не первым среди равных, а «первым без равных». Эта новая экклезиология не имеет никаких оснований ни в священных канонах, ни в целом в церковном Предании.

Рост и усиление указанных тенденций не оставались без внимания Русской Православной Церкви. В 2008 году Архиерейский Собор особым образом отмечал, что «угрозы церковному единству в настоящее время существуют не только в пределах Поместной Русской Церкви, но и в жизни Вселенского Православия. Они исходят прежде всего из неосторожных попыток ревизии многовековых устоев церковных взаимоотношений, запечатленных в священных канонах Церкви». Выразив глубокую озабоченность в связи с тенденциями пересмотра канонической традиции, проявляющимися в высказываниях и действиях некоторых представителей Константинопольской Церкви, Собор подчеркнул, что то видение Константинопольским Патриархатом собственных прав и полномочий, которое все чаще высказывается иерархами этой Церкви, «вступает в непреодолимое противоречие с многовековой канонической традицией, на которой зиждется бытие Русской Православной Церкви и других Поместных Церквей».

В 2013 году Священный Синод нашей Церкви принял документ «Позиция Московского Патриархата по вопросу о первенстве во Вселенской Церкви». В этом документе подчеркивалось, что во Святой Христовой Церкви первенство во всем принадлежит ее Главе — Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу. Когда я затрагивал эту тему на одном из заседаний в Шамбези, в качестве аргументации своей позиции сказал: посмотрите на иконы Вселенских Соборов – там нет председателя, вместо председателя мы видим икону Спасителя. Когда на Вселенских Соборах присутствовали императоры, они занимали центральное место, а когда императора не было, там была икона Спасителя. Даже в некоторых случаях и когда император присутствовал, все равно на месте председательствующего находилась икона Спасителя. Эта иконографическая традиция четко отображает православную экклезиологию по вопросу о том, существует ли видимый глава Православной Церкви, и утверждает, что видимого главы нет, а главой Церкви является Господь Иисус Христос (в отличие от западной, латинской трактовки этой темы).

Церковь как Богочеловеческий организм, несомненно, нуждается в определенной земной организации, и эта организация выражается в том числе через особое служение первенства чести. Православному сознанию ясно, что уже первенство на уровне автокефальной Церкви носит особый характер — не только епископам подобает «знать первого в них, и признавать его как главу», но и Предстоятель Церкви «ничего да не творит без рассуждения всех» (Апостольские правила. 34).

Если таким образом ограничивается власть первенства на уровне автокефальной Церкви, то тем более на вселенском уровне первенство чести нельзя подменять первенством власти.

Мы видим, что экклезиологические тенденции, которые отмечались ранее и вызывали опасение, сегодня получили дальнейшее развитие и уже нанесли значительный вред взаимоотношениям Поместных Православных Церквей. Особенно опасным и тяжким нарушением канонического строя явилось вторжение Константинопольского Патриархата на Украину — на территорию другой Поместной Православной Церкви.

Это вторжение реально может иметь губительные последствия, могущие разрушить отношения между Поместными Церквами. Между тем, в истории Церкви нередко бывали случаи, когда кризисные ситуации давали толчок для более тщательного осмысления вероучения и различных практических вопросов церковной жизни. Убежден, что нам необходим богословский анализ того, что сегодня происходит во Вселенском Православии.

Основные задачи конференции, как они мне представляются, состоят в том, чтобы, во-первых, проанализировать и увидеть экклезиологические причины нынешнего кризиса. Необходимо соотнести то понимание первенства и соборности, которое сегодня артикулируются Константинополем, с исконным пониманием, закрепленным в Предании Церкви. Это самое важное: мы можем доказать ошибочность позиции Константинополя, только соотнеся эту актуальную позицию с тем, что всегда имело место в Православной Церкви в плане реализации роли и значения первого.

Во-вторых, необходимо оценить богословски и канонически те деяния, которые проистекают от неверного понимания первенства. Полагаю, что для такой оценки весьма важно тщательно рассмотреть в том числе и политический контекст «дарования автокефалии» так называемой «Православной церкви Украины», то есть раскольнической структуре, которой Константинопольский Патриарх попытался заместить реально существующую Украинскую Православную Церковь — Церковь, насчитывающую более 12 тысяч приходов, более 250 монастырей, членами которой являются миллионы православных украинцев. Вот так взять и заменить одно на другое: каноническую Церковь убрать, а вместо нее поставить раскольническую организацию.

В-третьих, анализируя возникшие проблемы, не будем забывать и об истории. Из взаимоотношений Поместных Православных Церквей в прошлом, из их положения в том или ином государстве можно почерпнуть уроки, которые будут полезны и в наше время.

Наконец, важно еще раз осмыслить, что означает церковный раскол и как Поместные Церкви должны на него реагировать. Допустимо ли вступление в молитвенное и евхаристическое общение с раскольниками? Какие канонические последствия влечет за собой такое вступление? Может ли считаться легитимной церковной властью та, которая нарушила церковный строй через сослужение с раскольниками и самосвятами, не имеющими канонической хиротонии?

Конечно, церковные каноны на все эти вопросы дают вполне исчерпывающие ответы. Но как применять эти каноны на практике? Что конкретно они означают в нынешней ситуации? Где границы икономии, и где должна начинаться акривия? Надеюсь, что участники нынешней конференции поразмышляют и над этой темой.

Хотел бы особенно подчеркнуть, что перед лицом возникшего в мировом Православии раскола Русская Православная Церковь по милости Божией остается единой и консолидированной. Скажу больше: произошедшие на Украине события, вызванные беззаконным вторжением Константинополя на каноническую территорию Украинской Православной Церкви, помогли многим в нашей Церкви еще острее осознать тот дар единства, который мы унаследовали от нашей тысячелетней истории.

В Украинской Православной Церкви мы наблюдаем поразительную сплоченность епископата, клира, монашествующих и мирян. Несмотря на массированную агрессивную пропаганду и политическое давление, направленное против единства с Русской Православной Церковью, народ церковный, являющийся подлинным хранителем веры и благочестия, демонстрирует твердую волю это единство сохранять. Несмотря на то, что Украинская Православная Церковь подвергается дискриминации и гонениям, она продолжает прирастать новыми монастырями и приходами.

Поступательный рост количества монастырей и приходов наблюдается на всей канонической территории Русской Православной Церкви, и это не может нас не радовать. Мы видим в этом особый знак благоволения Божия к нашей Святой Церкви, которая восстала из пепла после семи десятилетий гонений и вот уже более тридцати лет возрождается, укрепляется и расширяется.

В то же время события, происходящие за пределами нашей канонической территории, не могут оставлять нас равнодушными. Они затрагивают всех членов Вселенского Православия, и мы призваны совместно искать пути выхода из этого кризиса.

Вот почему мы приветствовали инициативу Блаженнейшего Патриарха Иерусалимского и всей Палестины Феофила III собрать в Аммане межправославное совещание и приняли в нем участие. Предстоятель древнейшей Церкви, именуемой в богослужебных текстах «Матерью Церквей», мужественно взял на себя благородную миссию, предоставив Поместным Православным Церквам площадку для дискуссий в условиях, когда Константинопольский Патриарх реально лишил себя возможности собирать такие совещания.

По этой же причине и в нашей нынешней конференции участвуют не только представители Русской Православной Церкви, но и представители иных Поместных Церквей, которых я сердечно приветствую. Тех, кому в силу эпидемических ограничений не удалось прибыть лично, мы сможем услышать через современные технические средства связи.

Важно, чтобы не только иерархи Церкви, но и представители академического богословского сообщества дали оценку попыткам легализовать раскол: насколько эти попытки выходят за рамки экклезиологии и канонического права, и не идет ли в данном случае речь о пересмотре православной экклезиологии и отказе от канонов, принципиально важных для сохранения церковного единства? В нашей конференции принимают участие ведущие богословы из разных стран. Надеюсь, что их голос будет услышан и там, где сегодня ширится и углубляется раскол. Давайте попытаемся совместными усилиями его остановить, чтобы, по слову святителя Василия Великого, «привести опять к единству Церкви, так многочастно между собой разделенные».

Синодальная библейско-богословская комиссия Русской Православной Церкви уже работала и продолжает работать над изучением новых тенденций в экклезиологии Константинопольского Патриархата. Богословские изыскания помогут всем нам глубже понять и оценить текущую ситуацию.

Надеюсь, что результаты конференции будут использованы в дальнейшей работе по этому направлению, активизируют богословский диалог и будут полезны всем тем, кто заинтересован в сохранении православного вероучения и канонического порядка.

Особенно хотел бы отметить важность этой конференции, потому что предстоящий Архиерейский Собор Русской Православной Церкви даст оценку тому, что мы сейчас наблюдаем в православном мире, и если это будет угодно Духу Святому и собравшимся архиереям, примет решение, касающееся позиции нашей Церкви в отношении деяний Константинополя.

Желаю всем участникам конференции помощи Божией и плодотворной работы и призываю на всех вас Божие благословение.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5843500.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Патриаршее слово после Литургии в восстановленном Александро-Невском собора Волгограда

19 сентября 2021 г. 17:29

19 сентября 2021 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения восстановленного собора благоверного князя Александра Невского в Волгограде и Божественную литургию в новоосвященном храме. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви произнес проповедь.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Глубокоуважаемый господин губернатор! Дорогие отцы, братья и сестры!

В завершение Божественной литургии, которая прошла в этом дивном храме, вновь построенном и освященном, я хотел бы сказать о тех чувствах, которые переживал сегодня во время богослужения.

Помню этот город без всяких признаков религиозной жизни. Храмы стояли, но они были в таких местах, что человек, посещавший Волгоград и проходивший по его центру, не видел никаких признаков присутствия веры православной. Сердце, конечно, сжималось при мысли, что именно здесь, на этих волжских берегах, решалась судьба Отечества. Какие горячие молитвы возносили люди по всей земле Русской, чтобы здесь была одержана победа! Как часто с верой, искренней верой в Бога, в то, что Господь защитит и помилует, наши солдаты бросались в очередную атаку на супостатов! Гибли, получали ранения, тяжелейшие увечья, но ничто не могло остановить людей наших, сознававших всю важность защиты именно этого кусочка Русской земли, — с тем чтобы враг не прошел дальше и чтобы победа осталась за нами.

Удивительно, что еще в дореволюционное время в честь Алекандра Невского был возведен храм — будто предчувствовали, предвидели жившие до нас поколения, что кафедральный собор должен носить имя именно этого святого полководца, защитника земли Русской.

Вспоминаю время, когда собора здесь не было. В далеком уже 1999 году я имел возможность посетить этот город. Проезжая на машине мимо места, где сейчас возведен собор, я спросил у сопровождающего: а где находится кафедральный храм Волгограда? Мне назвали адрес, спрашиваю: это в центре? Да нет, не в центре. И тогда я сказал: здесь должен стоять кафедральный собор в честь Александра Невского. Я не был тогда Патриархом, у меня не было реальной власти повлиять на непростую ситуацию, с тем чтобы подтолкнуть строительство храма на этом месте, но видимо Господь как-то вразумил произнести слова, которые я помню до сегодняшнего дня.

Сегодня по милости Божией именно на этом месте я совершил вместе со всеми вами освящение великой воссозданной святыни земли Русской. Храма святого благоверного князя Александра Невского на героической земле Царицына — Сталинграда — Волгограда. Города, носившего разные названия, но в каждом из них отразились тот героизм, та любовь к Отечеству, то мужество, которое люди, созидавшие и защищавшие этот город, несомненно проявляли в полной мере.

Сегодня храм воссиял над городом своими куполами и крестами, и верим, что Александр Невский, защитник земли Русской, будет отныне вместе со всеми вами, дорогие волгоградцы. Вы возжелали, чтобы собор в честь его имени стоял в этом историческом месте, а значит, Александр Невский будет особенно открыт к вашим молитвам. И это не общая фраза — это то, что реально запечатлено в духовном опыте людей. Когда мы с верой обращаемся к Богу, к святым, мы получаем ответ на наши молитвы. Только одно маленькое условие: мы не должны сомневаться, мы не должны уподобляться апостолу Петру. Увидев Спасителя, идущего по волнам, апостол вскричал: «Учитель! Я хочу пойти к Тебе!» Господь просто сказал: «Иди», тот вышел из лодки и пошел, но убоялся страшного ветра и волн, потерял веру и стал тонуть (см. Мф. 14:24-33). Образ тонущего апостола Петра должен всегда быть в нашей памяти. Мы никого не должны стесняться — мы должны открыто исповедовать свою веру, как это делает и глава государства, и многие выдающиеся сыны Отечества. Это и будет нашим ответом на милость, которую Господь излил на Волгоград через строительство этого дивного собора. Собор должен наполняться людьми, здесь должно стучать сердце волгоградской церкви, потому что кафедральный собор — не просто символ, но и духовный центр.

Хотел бы еще раз выразить благодарность и в знак моего особого отношения к этому месту, с которым я оказался связан по жизни, не будучи рожденным в вашем городе, преподнести свой келейный образ святого великого князя Александра Невского. Этот старинный образ, созданный задолго до революции, некогда был храмовым. И когда я раздумывал о том, что же вам подарить, я решил подарить этот образ из своей кельи — здесь он будет более уместен. Александр Невский — покровитель и Волгограда, и моего родного города Санкт-Петербурга. Должен сказать, что это великий покровитель, он действительно помогает, — даже по истории Санкт-Петербурга могу об этом с ответственностью свидетельствовать. Пусть этот образ находится здесь, владыка, в этом храме.

Еще раз хотел бы поблагодарить сердечно господина губернатора, власти, всех тех, кто по-настоящему близко к сердцу принял саму идею строительства, вложил в эту очень непростую программу и свой интеллект, и свою веру, и свои материальные средства. И сегодня один из самых величественных храмов Поволжья посвящен замечательному русскому святому — правителю земли нашей, полководцу, герою, который по справедливости назван «именем России». Александр Невский — это и есть имя России, и пусть прославляется это имя и здесь, и на всех просторах нашей Руси.

Пусть образ святого благоверного князя Александра вдохновляет нашу молодежь на пути укрепления веры. Знаю, что сегодня у большой части молодежи, увлеченной разного рода влияниями извне, оттесняется на периферию внимания самое главное или, как сказано в слове Божием, единое на потребу (см. Лк. 10:42) — вера в Бога. Не делайте это ни в коем случае, если хотите быть счастливыми. Вера в Бога должна быть в центре жизни. Это не значит, что надо чуть ли не каждый день в храм ходить. Это значит, что ни один ваш день не должен пройти без того, чтобы, проснувшись, вы бы не призвали имя Божие, не осенили себя крестным знамением и не сказали: Господи, помоги мне, огради меня от искушений, соблазнов, а самое главное, от ошибок, некоторые из которых могут очень дорого стоить и иметь влияние на всю последующую жизнь.

Кстати, Александр Невский был почти сверстником той молодежи, которая здесь стоит. В 14 лет он уже взял в руки меч, совсем молодым юношей он сражался на Чудском озере и на берегах Невы. Можете себе представить, особенно молодые люди: с тяжелым мечом в руках, на коне, и не для того чтобы показать свою силу друзьям или знакомым, а чтобы биться насмерть! Потому что в то время бой означал реальное соприкосновение противников, процент смертности был огромен, и никто не знал, вернется ли он с поля боя живым. Александр Невский, 19-летний юноша, возглавлял наше русское воинство, — какой яркий, сильный и притягательный пример для подражания нашей молодежи! Александр Невский — это наш герой, наш святой и, конечно, потрясающий пример для молодежи.

Еще раз хочу сказать, что неслучайно наши предки назвали кафедральный собор в Царицыне именем святого благоверного князя Александра Невского. Это имя — очень и очень правильное по отношению к собору, созданному на особо пострадавшей во время Великой Отечественной войны земле. Замечательно, что на Мамаевом кургане создан светский мемориал — грандиозное изображение Родины-Матери с обнаженным мечом работы Вучетича. Это замечательное место памяти всех, кто здесь погиб, — общегосударственное, общенациональное место памяти павших. А этот собор пусть станет местом православной молитвы за всех погибших, наравне с Мамаевым курганом. Там воспоминание историческое, здесь воспоминание духовное, здесь молитва, здесь то, что нас реально связывает с героями-защитниками Волгограда. Пусть наполняется этот храм, и пусть всегда здесь возносятся молитвы к Богу о великих защитниках града на Волге, о великих защитниках нашей Родины, во множестве погибших на этих волжских берегах.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5844792.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
В праздник Рождества Пресвятой Богородицы Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Храме Христа Спасителя

21 сентября 2021 г. 12:58

21 сентября 2021 года, в праздник Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве.

Его Святейшеству сослужили: архиепископ Егорьевский Матфей; епископ Гродненский и Волковысский Антоний; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; протоиерей Николай Лабынько, секретарь Гродненской епархии Белорусской Православной Церкви, настоятель Покровского кафедрального собора г. Гродно Республики Беларусь; духовенство г. Москвы.

Богослужебные песнопения исполнил Патриарший хор Храма Христа Спасителя (регент — И.Б. Толкачев).

Божественная литургия транслировалась в прямом эфире телеканалов «Союз» и «Спас».

На малом входе указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла во внимание к трудам на благо Святой Церкви Преосвященный Антоний, епископ Гродненский и Волковысский, был возведен в сан архиепископа.

На сугубой ектении были вознесены молитвенные прошения об избавлении от коронавирусной инфекции, а также прошение о врачах: «Призри, Владыко Человеколюбче, на жертвенный подвиг врачей наших, посли им здравие непоколебимое, силу и крепость духа, мудрость к совершению трудов во благо народа нашего и сотвори чрез них исцеление страждущим рабом Твоим, прилежно молим Ти ся, скоро услыши и помилуй».

После сугубой ектении Святейший Владыка вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую.

За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил диакона Андрея Копяткевича, клирика храма великомученика Димитрия Солунского, Патриаршего подворья в Хорошеве г. Москвы, в сан пресвитера и Александра Нараевского, Патриаршего иподиакона, в сан диакона.

Проповедь перед причастием произнес клирик храма святителя Василия Великого, Патриаршего подворья в селе Зайцево Одинцовского района Московской области протоиерей Андрей Ткачев.

По окончании богослужения было совершено славление празднику Рождества Пресвятой Богородицы.

Предстоятель Русской Православной Церкви поздравил паству с праздником.

«Мы прославляем сегодня Пречистую Преблагословенную Царицу Небесную. И то, как торжественно мы чествуем Пресвятую Богородицу, свидетельствует об особом отношении нашего народа к промыслу Божию, совершившемуся и совершающемуся над нашей страной чрез предстательство Царицы Небесной», — сказал, в частности, Патриарх Кирилл.

«Можно назвать некоторые исторические события, судьбоносные для нашего народа и для нашей страны, связанные с Пресвятой Богородицей, — отметил Святейший Владыка. — Знаменитая Куликовская битва, 1380 год, когда Дмитрий Донской и русское воинство вступило в противоборство с многократно превосходившим его войском Орды. По всей логике боевых действий русские должны были проиграть, но что же происходит? В день Рождества Пресвятой Богородицы, тот самый праздник, который мы сегодня торжественно отмечаем, на Куликовом поле русские сошлись со своими завоевателями. Нельзя сказать, что Дмитрий Донской наголову разбил татар, этого не произошло, но Куликовская битва открыла нам надежду на освобождение: русские люди поняли, что могут свергнуть иноземное иго, что Орда не в силах навсегда закабалить наше Отечество».

«А Смутное время, едва ли не самое опасное за всю историю Отечества, — когда речь шла о том, быть или не быть нашей стране, сохраниться или не сохраниться нашему народу? Враг уже был в Кремле, но, самое главное, наступила смута в сознании людей. Однако по молитвам народа нашего Пречистой Преблагословенной Царице Небесной смута миновала, и мы вышли из нее победителями», — подчеркнул Предстоятель.

«Конечно, нельзя не сказать и о нашествии Наполеона, — продолжил Святейший Патриарх. — Не одна Франция наступала тогда, но объединенная Европа, под командованием талантливейшего полководца, не знавшего поражений, вступила в пределы нашей страны. Но вот Бородинское поле, молитва нашего народа во главе с Кутузовым пред Смоленским образом Божией Матери. И хотя достичь победы на поле брани тогда не удалось, но захватчики осознали свою неспособность завоевать Россию, и это привело к их полному поражению».

«И, наконец, удивительное чудо, связанное с Великой Отечественной войной, когда сама земля Русская вместе с ее героическим воинством остановила полчища под Москвой, и Покров Царицы Небесной пребывал над Отечеством нашим даже в те годы, когда народ внешне как бы отошел от веры», — заключил Святейший Владыка.

«По-разному можно относиться к этим совпадениям, но уж слишком очевидно, что Божие присутствие всегда было с нами в ответ на веру нашего народа, на его благочестие. И мы знаем, что благодаря этому преемству веры и преемству ценностей, которыми жил наш народ, мы спасаемся и сегодня. Мы и сегодня прославляем пречистое преблагословенное имя Царицы Небесной, в полной мере отдавая отчет в том, что означает Ее Покров над землей нашей, над Церковью нашей. Это реальность, которая явлена нам и всему нашему народу через наш исторический опыт. Несомненно, предстательством Богородицы хранит Господь землю нашу, и для того чтобы это продолжалось и в будущем, чтобы никакие силы не смогли искоренить веру православную на Русской земле, мы должны с благодарением Царице Небесной оценивать наш исторический путь и просить искренне, сердечно, чтобы Ее спасительный Покров и далее пребывал над народом нашим, над Церковью нашей, над страной нашей и над каждым из нас. Пусть предстательство Царицы Небесной, Рождество Которой мы сегодня празднуем, хранит всех нас от всякого зла!» — обратился к молящимся Предстоятель.

Затем Святейший Патриарх Кирилл вручил церковные награды:


    • во внимание к вкладу в развитие медицинского служения и в связи с 65-летием со дня рождения академик РАН и РАМН, директор Национального медицинского исследовательского центра хирургии имени А.В. Вишневского Министерства здравоохранения РФ А.Ш. Ревишвили был удостоен ордена святителя Луки, исповедника, архиепископа Крымского, I степени;
    • во внимание к усердным трудам на благо Святой Церкви З.Г. Ревишвили была удостоена ордена преподобной Евфросинии, великой княгини Московской, III степени;
    • во внимание к вкладу в сохранение традиционных ценностей в обществе президент Международного кинофорума «Золотой витязь» Н.П. Бурляев был удостоен ордена преподобного Сергия Радонежского II степени;
    • во внимание к трудам на благо Святой Церкви и в связи с юбилейной датой со дня рождения директор балетной школы в г. Хельсинки (Финляндия) Л.Т. Рахманина была удостоена ордена равноапостольной княгини Ольги III степени.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5845391.html