Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?
rss

Автор Тема: Слова Патриарха Кирилла  (Прочитано 528394 раз)

0 Пользователей и 11 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Интервью Святейшего Патриарха Кирилла Б.В. Корчевникову к 75-летию со дня рождения

20 ноября 2021 г. 12:35

20 ноября 2021 года Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу исполняется 75 лет. В этот день в эфире телеканала «Россия 1» состоялся показ большого интервью, посвященного юбилею Предстоятеля Русской Церкви, в ходе которого Святейший Владыка ответил на вопросы генерального директора телеканала «Спас» Б.В. Корчевникова.

— С днем рождения, Ваше Святейшество!

— Спасибо!

— У меня подарок для Вас, посмотрите.

— Да, отец Иоанн Кронштадтский. Такие фотографии во времена моего детства и юности были очень распространены среди верующих в Санкт-Петербурге, тогдашнем Ленинграде.

— Это старинная литография конца XIX века, и я предположил, что такая же или сходная висела у Вас в комнате в коммунальной квартире…

— Да, точно такая, только отец Иоанн был без орденской ленты.

— С этой литографией связано, может быть, первое чудо в Вашей жизни?

— Это факт из моей биографии. Мне было совсем немного лет, когда я тяжело заболел воспалением легких. В то время медицина не была на таком уровне, как сегодня, и такое тяжелое заболевание, как воспаление легких, очень часто плохо кончалось. Все были очень встревожены — и мама, и папа. Мы жили в коммунальной квартире, и помню, что над моей кроваткой висел портрет отца Иоанна Кронштадтского. Мама сняла этот портрет, дала мне в руки и сказала: «Молись, он тебе поможет». Буквально через несколько дней я почувствовал себя хорошо, и мама сказала: «А теперь давай поедем на Карповку и поблагодарим отца Иоанна Кронштадтского». Хорошо помню, как я, закутанный в какие-то теплые платки, поехал вместе с мамой на Карповку. Мы молились около стены, к которой в то время приходило много ленинградцев, и я своими словами благодарил отца Иоанна за исцеление. В относительной близости к месту, где собирались верующие, всегда стоял милиционер, так что на глазах этого милиционера мы и молились — у стены, которая отделяла нас от гробницы отца Иоанна Кронштадтского. Вот самый яркий эпизод в моей жизни, который ввел меня лично в соприкосновение с отцом Иоанном.

— Иоанн Кронштадтский предчувствовал крушение страны и произносил страшные слова: «Русские люди перестали понимать, что такое Русь, что она есть подножие престола Господня». С тех пор мы пережили весь этот страшный ХХ век. А у Вас есть ощущение, что сейчас русские люди стали понимать, что такое Русь?

— Тяжело измерить это понимание. Кто-то, может быть, понимает, кто-то понимает меньше, но то, что в нашей стране произошли судьбоносные перемены, — это факт.

— Про русских людей вне России. Вот Ваши слова, совсем недавние: «С большой тревогой узнал о произошедшем с тобой случае на спортивных сборах. Хотел бы выразить тебе искреннее сочувствие. Проявив мужество и смелость, ты не побоялся дерзких насмешек и издевательств со стороны сверстников и решительно отстаивал свою веру, защищал то, что тебе дорого и ценно. Твой поступок, отвага и твердость достойны всяческой поддержки». Это письмо русскому мальчику девяти лет, которого избили в Киргизии на спортивных сборах за его веру, за то, что он православный. Вы ему написали, Вы его пригласили в Москву, — почему Вы это сделали?

— Потому что этот случай свидетельствует о беззаконии, но, кроме того, здесь был и личный момент. Когда я узнал о том, что с ним произошло, я вспомнил и самого себя. Я был таким мальчиком. Представьте себе: четвертый, пятый, шестой класс — и один мальчишка без красного галстука. И когда меня вызвали на педсовет и сказали, что я обязан вступить в пионеры, я сказал, что с удовольствием вступлю в пионеры при условии, если вы мне позволите, повязав красный галстук, в воскресенье ходить в церковь и причащаться. Должен сказать, что эта позиция мальчишки, ребенка (причем родители никак не участвовали в моем противостоянии школе), конечно, была на благо и на пользу, ведь формировался характер, формировалась убежденность в правоте избранного жизненного пути, и все это проходило через такую закалку, через внешние испытания.

— Мальчик приехал в Москву в результате?

— Да, приехал в Москву.

— Гулял здесь, остался доволен?

— Да, совершенно верно.

— Мы много говорим про нападки на Православие и очень мало, почти совсем не говорим про разворот мира к Православию, а ведь он тоже происходит. Вот у меня подборка публикаций за последнюю пару месяцев. Православный американец помогает переезжать в Россию другим иностранцам, и уже многие православные американские семьи, в некоторых по восемь-девять детей, хотят переехать жить в Россию. Семья Клайн, Сент-Луис: «Россия — лидер свободного мира, место, где можно жить в соответствии со своей верой»; они хотят переехать. Семья Боулинг, глава семьи, кстати, полицейский: «Мы хотим, чтобы наши дети росли в таком обществе, какое мы видим в России»; они собираются писать письмо нашему президенту. Семья Кей, шесть человек; семья из Колорадо, девять детей, и так далее. Так что же все-таки происходит, Ваше Святейшество? Мировое отпадение, или мировое прозрение, или то и другое одновременно?

— Не побоюсь сказать, поддерживая авторов этого письма, что Россия — внимательно послушайте! — лидер свободного мира. Мы действительно свободная страна. Это реальный факт. Представляю, какая будет реакция с разных сторон на эти мои слова, но я могу доказать, что Россия сегодня — действительно лидер свободного мира. Мы свободны от самых мощных влияний извне, мы развиваемся своим собственным путем, и дай Бог, чтобы этот путь был успешным. Россия может служить примером для других. Хотя у нас много проблем, но эти проблемы решаемы. У нас нет сейчас никакой острой темы, вокруг которой сталкивались бы общественные интересы и разворачивались глубинные, непримиримые противоречия. Считаю, что это милость Божия. А существующее разномыслие — нормальное разномыслие, не разрушающее основы человеческой жизни, государственного бытия, духовной жизни, — создает почву для творческого столкновения мнений, в результате которого могут появиться новые идеи, новые проекты, направленные на дальнейшее развитие нашего Отечества.

— Иногда разномыслие бывает страшное, как в истории с Варфоломеем. Вы недавно со всей прямотой констатировали, что он ушел в раскол. Вы знаете этого человека много лет, летали к нему в Стамбул, чтобы удержать его от подписания томоса. Как такое могло произойти с человеком, который облечен Патриаршим крестом, Патриаршей ответственностью? Ведь он видит сейчас, как православных людей вышвыривают из храмов, оплевывают, избивают, поджигают — и это результат его подписи! Он же Патриарх, ему отвечать перед Богом! Я просто по-человечески не могу понять, что с ним должно было произойти, чтобы на такое решиться. Что это?

— Думаю, есть две причины. Первая — это абсолютно ложное самопонимание Патриарха Варфоломея, который считает себя лидером православного мира. С точки зрения православной экклесиологии он первый среди равных, но он считает себя не первым среди равных, а первым над всеми остальными. То есть он соблазняется той же идеей, реализация которой привела к разделению христианства на восточное и западное. И сейчас, не побоюсь сказать, по личной инициативе Патриарха Варфоломея эта же тема власти разделила уже Православную Церковь.

Это трагическая страница в истории Православной Церкви, и всем нам, особенно Предстоятелям Поместных Православных Церквей, нужно сделать все, чтобы вновь совершать совместно Божественную Евхаристию вокруг единого престола, укрепляя веру православную среди наших современников. Чтобы Церковь могла стать духовной силой, способной помогать человеку находить пути в этой очень непростой современной жизни.

— Можно ли настолько ослепнуть от ложно понимаемой богословской концепции, чтобы заглушить собственную совесть?

— Мне бы не хотелось так думать. Я еще не упомянул о другом факторе, который мог сильно повлиять на Патриарха Варфоломея, — это фактор политический. Положение Константинопольского Патриархата всегда очень неустойчивое — когда я говорю «всегда», я имею в виду, конечно, время после падения Византийской империи. Патриархат находился и до сих пор находится под контролем неправославных политических сил, и вообще Патриарх Варфоломей обязан, мне кажется, не то чтобы подчиняться, но соотносить свою позицию с тем либеральным контекстом, который существует в западноевропейских странах и Соединенных Штатах. В каком-то смысле Церковь на Западе достаточно уязвима. Вот простая вещь: Православная Церковь не соглашается и никогда не согласится с новомодной идеей, касающейся брачных отношений, — мы называем сожительство, которое сейчас практикуют люди одного и того же пола, особым грехом.

— Помню, когда я Вас впервые увидел вживую, — это было в Киеве в 2009 году. Уже цвела бурным цветом вся эта сложная история с раскольниками, с Филаретом, и Ваш приезд тогда был, конечно, очень рискованным, но очень успешным. Десятки тысяч людей на Литургиях, плакаты «Кирилл — наш Патриарх!» Потом 2013 год — просто фантастика: 1025-летие Крещения Руси, больше ста тысяч людей на Крещатике, на Майдане, концерт артистов двух стран, митрополит Иларион мощами святого Владимира благословляет это человеческое море... Но прошло полгода или семь месяцев, и на том же самом Майдане, на том же самом Крещатике стало опасно появляться без бронежилета. То человеческое море исчезло, появились совсем другие люди, совсем другие лица, скрытые балаклавами, — наступил февраль 2014 года. Вообще, как это могло произойти? У Вас есть ответ на этот вопрос?

— Есть ответ, и он заключается в следующем: нельзя предавать ни своей веры, ни своей традиции, ни своих подлинных национальных интересов. Но я не хочу говорить о политике, мне хотелось бы сказать о религиозном факторе. Самая большая трагедия в том, что Украина разделилась по религиозному признаку, а это разделение началось не сегодня и не в наше время. Появление униатства стало первым таким ударом по Украине, затем были расколы XX века, и меня никто не переубедит в том, что это осуществление определенного плана, направленного на ослабление духовной жизни Украины, на разрыв единства исторической Руси. И нынешняя политика, направленная на разделение Православной Церкви, очень привязана к политической конъектуре, потому что никакими богословскими соображениями невозможно объяснить попытки разделить Церковь Православную, ослабить ее. В угоду чему, ради каких целей? Цель только одна — увести как можно дальше от России и от Русской Православной Церкви, но это цель политическая, а не духовная. Но я благодарю Бога за то, что православные люди на Украине сохраняют чистоту Православия и безупречный канонический строй, который полностью отвечает каноническому преданию Вселенской Православной Церкви. А для меня как для Патриарха всея Руси нет разделения на народы и на государства, а есть паства Русской Православной Церкви.

— Я понимаю, что раскол на Украине проходит на самом деле по Вашему сердцу. Как человек, пред Богом ответственный, в том числе, и за этих людей, — как Вы держитесь?

— Для меня это действительно большая скорбь. Мог бы даже употребить более сильное слово: это горе видеть разделение православного народа, видеть страшное ожесточение. Думаю, что и руководство Украины не в восторге от происходящего, но запущен маховик ненависти, разделения, противостояния. В связи с этим хотел бы особенно подчеркнуть роль Блаженнейшего митрополита Онуфрия, который не дает втянуть себя в противостояние. Он, конечно, вместе со своей Церковью, со своим народом, но никто не может показать на него пальцем и сказать: вот лидер другой партии, церковной партии, который возглавляет борьбу с несогласными. Этого нет, и мои слова касаются не только жизни и служения Блаженнейшего митрополита Онуфрия, но и всей нашей Церкви. Мы не участвуем в этой схватке, наша Церковь, наши православные люди не несут ответственность за этот кошмар — ее несут те политики, которые допустили противостояние внутри своего народа. А разделенная нация, разделенный дом — это очень опасно.

— Вызов пандемии. Помню Пасху 2020 года, то, как страшно прозвучали из Ваших уст слова «храм пуст». О чем Вы думали, когда впервые в жизни служили в такой обстановке?

— Это один из самых трудных эпизодов в моей жизни. Когда я вышел из Царских врат и увидел огромное пространство Храма Христа Спасителя практически пустым, я пережил очень непростые минуты, и печать такого состояния легла на все Пасхальное празднование. От этого трудно было отрешиться, и единственное, что оставалось, — надежда на то, что тяжелое время не может продолжаться долго, что оно пройдет.

— Почему с нами это произошло? «С нами» в данном случае — со всем миром, со всей планетой. Почему Господь такое попустил?

— На Ваш вопрос, конечно, никто не ответит. Только Господь знает, почему это было попущено. Но мы можем порассуждать на эту тему, без претензий на то, что выражаем истину. Вот как развивалась цивилизация, особенно в XX веке, в начале XXI века? Постоянно присутствовал некий триумфализм: мы полетели в космос, еще раньше мы расщепили атом, мы создаем технологии, мы, мы, мы становимся сильными-сильными…А в центре этой идеологии человек, который становится таким сильным, автономным от Бога, — это практически реставрация язычества, ведь именно такой была философия язычников. Как писал Горький, «человек — это звучит гордо». А кто отец гордости? Сам диавол. И если «человек — это звучит гордо», если у человека нет смирения, нет способности критически относиться к самому себе, то он превращается в язычника. Но если вернуться к теме пандемии, то, может быть, Господь немножечко привел нас в чувства. Вы такие всемогущие, вы все умеете, все знаете, — вот вам дается опыт вашей слабости, вашей растерянности, вашей неспособности что-то сделать. Не думаю, что Господь будет долго испытывать нас, но придется пройти через какой-то период критического отношения, в первую очередь к современной высокотехнологической цивилизации, чтобы понять, что не всё мы можем решить одномоментно, что потребуется время, усилия и так далее. Я бы сказал, что это опыт самокритичного отношения к самим себе, и, может быть, в XXI веке стоит пройти через него, чтобы осознать свои ошибки и заблуждения — в первую очередь, в сфере оценки самих себя. Ибо Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак. 4:6).

— Это иконка святой Матроны, сделанная заключенным, — наша съемочная группа снимала его в колонии в Тульской области. Я процитирую его, простите, с той же лексикой, с какой он про себя говорил. Ему было около пятидесяти лет, большая часть жизни уже позади, когда он начал работать с иконами. Вот его рассказ: «Сам не понял, в какой момент меня словно по башке ударило. Кто я и что я? И вообще, кому я нужен в этой жизни со своими пороками? Что я сделал путевого, хотя бы для себя? Стыдно было до слез. Обратно жизнь не вернуть — можно оглянуться, но не более того. Не скажу, что стал глубоко верующим, но впервые в жизни я обратился к Богу именно в колонии, украдкой, чтобы никто не видел, перед сделанной мною же иконой». Церковь пришла в тюрьмы. А много ли Вы видите подобных примеров преображения людей?

— Относительно преображения сказать не могу, потому что преображение — процесс внутренний, он не всегда зрим. Но расскажу Вам одну историю. Как-то меня пригласили в тюрьму, где сидел пожизненно заключенный человек, совершивший страшные преступления. Если бы у нас был расстрел, его бы расстреляли. И вот этот человек попросил ни много ни мало о встрече с Патриархом. Мне сообщили об этом и сказали: «Конечно, мы не рекомендуем Вам идти, хотя в любом случае не оставим Вас наедине с этим человеком». Однако я ответил: «Нет, я пойду». Привели меня к этому человеку, на столе у него лежало Евангелие, и знаете, я не могу вспомнить другого случая, когда бы я принимал такую исповедь. И я подумал: какой был бы кошмар, если бы наша встреча не состоялась! Человек был осужден пожизненно, и это не был дипломатический ход с его стороны, чтобы через встречу с Патриархом добиться освобождения, — таких преступников не освобождают. Не помню точно слова, которые он, в конце концов, сказал, но смысл был такой: вот теперь и умирать не страшно. Можете себе представить? Думаю, это был очень важный момент в жизни человека, приговоренного к пожизненному заключению.

— Вы сделали так, что сегодня на школьных партах лежит учебник по Основам православной культуры, один из многих в целой стопке учебников. Он так красиво начинается: «Дорогой друг! Перед тобой книга по самому интересному предмету — о главном для человека. Что же это? Главное — наша жизнь, и потому самые важные знания для человека — это знания о том, как надо жить». Зачем же понадобилось, чтобы появился этот урок в школе?

— Ну, а где детям знакомиться с основами духовной жизни? Некоторые, в том числе государственные деятели, говорили нам так: «Пускай они сперва вырастут, а потом сами решают». Но это было бы неправильно, потому что, пока они вырастут, они могут столько натворить в своей жизни, что, простите, мало не покажется. Задача и заключалась в том, чтобы детям с раннего возраста, с того самого, когда мы преподаем Основы православной культуры, была представлена система ценностей, которую бы они приняли и в рамках которой они бы развивались. Тогда можно надеяться на то, что люди будут делать меньше зла в своей жизни, создавать меньше трудностей для ближних. Ведь если христианская этика как-то прорастет через сознание уже в детском возрасте, то есть надежда, что и плоды будут соответствующие.

— Когда я сегодня вижу наших солдат, парней, которые искренне молятся, вижу веру в их глазах — это же невозможно сыграть…

— Присяга требует от человека готовности умереть за Родину или при исполнении приказа. Поэтому духовное окормление, духовная поддержка военнослужащих — это, конечно, одна из важнейших задач, и так было всегда.

— Вы знаете, наш главный храм Вооруженных сил — это чудо, настоящее чудо света, «небо на земле», по мне намного интереснее, красивее, чем даже София Константинопольская. Господи, у меня просто мурашки по коже — как этот храм построили меньше, чем за два года? Как такое могло произойти?!

— Я глубоко убежден, что все те, кто трудился над возведением этого храма, — архитекторы, инженеры, строители — были, несомненно, вдохновлены решением той задачи, которая перед ними стояла. Действительно, построен уникальный храм. И вот еще на чем я бы хотел остановиться. Люди, которые вовлечены сейчас в работу с Вооруженными силами со стороны Церкви, — архипастыри и пастыри — все они в прошлом профессиональные военные. Это не белые воротнички, а это те, кто был профессионально связан с армией, для кого армия — своя семья. Дай Бог, чтобы совершенствовались наши формы работы и чтобы духовное влияние Церкви на наших военнослужащих возрастало, потому что духовная поддержка является очень важным фактором, помогающим человеку, давшему присягу, до конца исполнить свой долг.

— Знаете, этот храм смотрится чудом вдвойне на фоне нашей недавней истории. Откровенно говоря: государство Церковь ограбило, забрало почти все, что у нас было. Потом стали возвращать, но ведь забрали у Церкви когда-то дворцы, а вернули руины. Чудом Божиим этих руин становится все меньше. Вы сегодня практически каждый день общаетесь с самыми разными людьми во власти. Какое настроение со стороны власти Вы чувствуете? Государство как аппарат или люди во власти чувствуют себя в долгу перед Церковью? Или чаще встречается еще советское отношение «Церковь, знай свое место»?

— Советское «Церковь, знай свое место» ушло, и, надеюсь, безвозвратно. Сегодня во власти представители разных религий, но большинство связаны с Православной Церковью по своему крещению, по своему происхождению и воспитанию. Я не встречаю сейчас на разных уровнях власти людей враждебных по отношению к Церкви, и строительство храмов — один из ярких тому примеров. Поэтому я положительно оцениваю уровень взаимодействия Церкви и государства, есть положительный климат, в котором осуществляется наш диалог, и совместными усилиями многого удается достичь.

— Я вынужден по работе читать практически все, что о Церкви пишут, и читаю кучу ерунды. Иногда мне бывает почти физически больно, потому что гадости пишут о том, что мне дороже всего на свете, и о тех, кто мне дороже всего. Вы ведь тоже, наверное, что-то из этого читаете — как Вы это воспринимаете?

— Что-то читаю, мне приносят какие-то сводки. Вы знаете, если бы меня лет десять назад спросили, как я к этому отношусь, я бы тоже сказал, что это меня больно ранит. Сейчас я так не скажу, потому что отчетливо понимаю, кто и зачем всё это пишет. Дело в том, что влияние Церкви, несомненно, укрепилось, количество людей, сознательно приходящих в Церковь, принимающих крещение, увеличивается, а у каждого действия возникает определенное противодействие. Таков уж закон природы, а если учесть, что многие люди в нашем обществе от своей антицерковной позиции получают еще и материальные блага, то становится понятным, откуда все это противление Церкви.

— А Вы можете понять, что у наших противников в голове и на сердце? Я люблю смотреть в глаза людей, которые идут на причастие: в них часто слабость, беззащитность, уязвимость бесконечная, но при этом какая-то непобедимость, сила. Чем же мешает Православие, которое в жизни никому зла не сделало — ни в истории, ни в настоящем?

— Здесь мы с Вами прикасаемся к мистике. Объяснить ненависть к Церкви с рациональной точки зрения невозможно. Понимаю, во времена тоталитаризма, когда государственная идеология была связана с атеизмом, чиновники, получавшие зарплату от государства, педагоги и прочие должны были бороться с Церковью, потому что был заказ государства на истребление религиозных убеждений. Чаще всего эта борьба была скорее формальная, чем фактическая, — хочу подчеркнуть, что даже в то чрезвычайно идеологизированное время невозможно было вытравить силой государства религиозность, потребность людей в духовной жизни. Сегодня у этого явления другая природа. Диавол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей (Ф.М. Достоевский). Это апокалипсическая борьба, она никогда не уйдет, покуда диавол сопротивляется Богу.

— У Церкви сегодня колоссальные возможности для проповеди. Собственный телеканал в каждом доме страны, огромная аудитория, много православных аккаунтов в Интернете, сотни миллионов просмотров — ни в одной Церкви мира нет такого. Но при этом проповедь идет посреди какого-то вселенского шума. Шумит все вокруг, информационный шум из каждой щели. Вот как среди этого шума проповедовать, будет ли услышана проповедь?

— Я когда-то близко сошелся с одним замечательным ученым из среды русской эмиграции, он работал в Принстоне и других очень известных американских университетах. Мы с ним очень подружились. Однажды мы оказались вместе на какой-то конференции — я был тогда совсем молодым и только начинал свой путь во внешней деятельности нашей Церкви. И вот я внимательно записывал все, что слышал во время заседания, а он посмотрел на меня и спросил: «Отец Кирилл, а зачем Вы это делаете?» Я отвечаю: «Ну, как же, хочу записать все, что говорят, а потом проанализировать». А он говорит: «Не делайте этого. Я вам дам сейчас очень важную установку, и Вы будете очень успешным человеком, если ее осуществите. Умейте отличать шумы от сигналов».

— Ух ты! Шумы от сигналов…

— «Умейте отличать шумы от сигналов».

— Потрясающе!

— Вот с этой установкой я и шел по жизни.

— А как нам научиться этому? Ведь чем дальше, тем невыносимее становится, тем сложнее отличить шумы от сигналов…

— Сигнал несет в себе реально существенное и полезное для человека. Если нет, во-первых, содержания, а во-вторых, ценностной ориентации, то это шум или сигнал со знаком минус. Поэтому очень важно уметь отделять одно от другого, и то, что несет в себе негатив, способный отрицательно повлиять на внутреннюю жизнь, следует отметать сразу, как и пустоту. Потому что пустоты так много, что если заполнить ею свою жизнь, то на другое уже не хватит места и времени.

— Шумы и сигналы — это правило, мне кажется, относится ко всей Вашей жизни. А как Вы научились жить так содержательно, чтобы ни одна минута не была напрасной?

— Не знаю, как так получилось, но, закончив восьмой класс школы, я понял, что дальше учиться в средней школе, как все остальные дети, — это непозволительная роскошь. И я пришел к родителям и сказал, что собираюсь, простите, уйти из дома и пойти работать, а одновременно учиться, чтобы закончить школу. Мама отреагировала со слезами на глазах, папа был в полном недоумении, но я достаточно упорно продвигал свою мысль, и тогда мои благочестивые родители поехали в Псково-Печерский монастырь. Там был удивительный старец Афиноген, человек духовной жизни, прозорливый. Пришли они к нему и говорят: «Наш мальчик хочет направить свои жизненные стопы по такому пути, который у нас вызывает опасение». Старец помолчал и произнес: «Я вам сейчас ничего не могу сказать, придите ко мне через два дня». Они пришли к нему через два дня, поднялись по ступенькам крыльца в домик, где он жил. И вот, как рассказывали папа и мама, сияющий старец вышел к ним навстречу и сказал: «Как этот мальчик сказал, так и поступайте». И закрыл дверь. Мама была, конечно, ужасно опечалена — представляете, мальчишка в пятнадцать лет хочет из дома уйти. А папа сказал: «Нет, если старец говорил так уверенно и твердо, давай поступим так, как он сказал». Меня отпустили, и с пятнадцати лет я жил самостоятельно. Зарабатывал деньги, очень маленькие, — моя первая зарплата давала возможность тратить рубль в день. На этот рубль надо было завтракать, обедать, ужинать; 6 копеек на трамвай, по 3 копейки в каждую сторону, а еще я покупал газету — вот так я распределял свой бюджет.

— А зачем Вы сами себя поставили в такие условия?

— Не знаю, просто мне показалось, что пора начинать самостоятельную жизнь. Я чувствовал в себе силы и готовность жить самостоятельно, нести ответственность за самого себя и перед Богом, и перед родителями, и перед другими людьми. Не могу объяснить. Рационально все было как бы неправильно, а на самом деле все вышло очень правильно.

— Вы простите, что я сейчас про это скажу. Я вспомнил, как однажды я исповедовался у Вас, и Ваши слова про борьбу с неким грехом я до сих пор храню в памяти. Вы ведь священник, который до сих пор принимает исповедь, а в исповедях всегда отражаются болезни человека и общества. Если говорить про главные болезни сегодняшнего человека, то какие они?

— Боюсь, я не смогу односложно ответить. Вообще, жизнь каждого человека неповторима, и у каждого свои болезни. Есть, конечно, болезни всего нашего общества — это падение нравственности, это уязвимость со стороны массовой информации и пропаганды, это навязанные стереотипы поведения. Главная проблема заключается в том, что человек теряет свободу, даже не замечая этого. Думаю, нужно время от времени дистанцироваться от того, с чем ты соприкасаешься каждый день, — чтобы не оказаться порабощенным обстоятельствами. Из истории Церкви мы знаем, как в прежние времена в затвор, в пустыню уходили люди, в том числе образованные, занимавшие высокое положение. Так откуда у них была потребность уйти в пустыню, чтобы остаться наедине с собой и с Богом, и это во времена, когда влияние социума на человека было неизмеримо слабее, чем сейчас? Вот и мы должны иметь возможность уйти в пустыню, не уходя, конечно, из этого мира, особенно если речь о человеке семейном, который где-то работает. Но и у него должно быть время для внутреннего сосредоточения, уединения и самоанализа. Очень важно, чтобы это уединение сопровождалось молитвой, потому что тогда Господь помогает человеку обрести силы и прозревать то, на что ему следует обратить внимание.

— А Вам, с Вашим графиком жизни, удается уходить в эту пустыню хоть иногда?

— График жизни Патриарха — это что-то особенное. Практически все мое время уходит на работу. Скажу откровенно: единственное, что мне помогает, — то, что из огромного количества документов, которые я должен прорабатывать каждый день, из большого количества встреч, которые присутствуют в моем рабочем графике, есть такие документы и такие встречи, которые помогают мне что-то понять, в том числе с духовной точки зрения.

— Задам Вам такой личный вопрос, простите за него. Когда Вы, закончив вечерние молитвы, откладываете молитвослов и начинаете молиться своими словами, — о чем Вы чаще всего просите Бога?

— Конечно, об этом трудно говорить, и позвольте, я не буду говорить обо всем, с чем я обращаюсь к Господу. Но я всегда молюсь о нашем народе. Всегда молюсь о президенте. Молюсь о нашей стране. Но, конечно, в первую очередь я молюсь о нашей Церкви, чтобы Господь оградил нас от расколов, от разделений, от всего, что ослабляет церковный организм. Вот эта молитва присутствует у меня каждый день.

— Ваше Святейшество, Вы так часто в своих проповедях в последние годы говорите если не про последние времена, то про последний акт истории. Вы действительно видите какие-то приметы конца? В чем они?

— Невозможно сказать, действительно ли это приметы конца истории или до него еще очень далеко, но то, что есть приметы определенной духовной нравственной деградации в планетарном масштабе — это факт. То, что сужается пространство духовной и высоконравственной жизни, — это факт. То, что происходит смешение понятий добра и зла, — тоже факт. И все это плохие симптомы, поэтому верующему человеку особенно нужно не терять духовного зрения и стараться проникать в суть того, что нас сегодня окружает, в суть тех проблем, с которыми мы сталкиваемся, — чтобы не потерять ориентации в этом очень сложном пространстве цивилизации XXI века.

— Спасибо Вам, Ваше Святейшество! C днем рождения Вас!

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5863267.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Президент России В.В. Путин наградил Святейшего Патриарха Кирилла орденом святого апостола Андрея Первозванного

20 ноября 2021 г. 12:45

В Екатерининском зале Кремля состоялась церемония вручения Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу высшей государственной награды Российской Федерации — ордена святого апостола Андрея Первозванного.

Награду вручил Президент Российской Федерации В.В. Путин.

Как отмечается в указе Главы государства, орден святого апостола Андрея Первозванного присужден Святейшему Патриарху Кириллу «за выдающийся вклад в сохранение и развитие духовных и культурных традиций, укрепление мира и согласия между народами».
<p style="text-align: center;" class="text]***

В. Путин: Ваше Святейшество!

Позвольте сердечно поздравить Вас с юбилеем — с 75-летием.

Вы выбрали для себя путь духовного, нравственного служения и следуете ему с достоинством, мудростью и глубоким пониманием ответственности за судьбу нашего народа, за судьбу России.

Безусловно, Церковь знала разные времена, но сегодня ее голос вновь приобрел огромное значение, к нему прислушиваются, ему доверяют. И это во многом результат Ваших личных усилий и неустанных пастырских трудов, искренней заботы об утверждении в сердцах людей идеалов мира, добра, справедливости, любви и взаимопонимания.

Под Вашим чутким духовным водительством Церковь активно участвует в жизни общества, в решении насущных социальных задач, в реализации масштабных, значимых для всей нашей страны проектов.

Плодотворное пастырское служение снискало Вам высочайший авторитет, причем не только в России, но и за ее пределами, уважение миллионов верующих во всей нашей огромной державе.

Отмечу также Ваш огромный вклад в утверждение традиционных ценностей наших народов, в сохранение нашего исторического и культурного наследия.

Сегодня, когда мы боремся с пандемией коронавирусной инфекции, Ваш призыв к сплочению перед лицом угрозы вдохновляет священнослужителей Русской православной церкви, волонтеров, да и всех, кто выполняет милосердную миссию помощи больным, нуждающимся в поддержке и духовной опоре.

Ваше Святейшество, для меня большая, огромная честь отметить Ваши заслуги, труды на благо Родины и вручить Вам высшую награду России — орден святого апостола Андрея Первозванного, особо почитаемого просветителя и проповедника христианской веры.

Еще раз от души поздравляю Вас с юбилеем. Желаю доброго здоровья, успехов в Вашем благородном служении.

Патриарх Кирилл: Ваше Превосходительство, глубокоуважаемый Владимир Владимирович!

Я сердечно благодарю Вас за те слова, которые Вы сейчас сказали, отметив мой скромный труд, и, конечно, за этот высший орден России.

Орден Андрея Первозванного — это государственная награда, но неслучайно эта высшая награда установлена в честь апостола Андрея. Он был одним из двенадцати апостолов, который просветил светом Христовой истины ту землю, которая сегодня является значительной частью России. И поэтому, конечно, этот орден является в каком-то смысле не только высшим государственным знаком отличия, но и святыней, потому что на нем изображен святой Андрей Первозванный.

Отталкиваясь от того факта, что высшим орденом современной России является орден Андрея Первозванного, просветителя нашей земли, я бы хотел сказать о том, как изменилась жизнь нашего народа за последние десятилетия, как изменились люди.

Известно, что «несть человек, иже жив будет, и не согрешит», — так говорит мудрость церковная. Но и нет ни одного человека, который бы прожил жизнь, не ошибаясь. Бывают и коллективные ошибки, и мы знаем, что в истории нашего народа и страны были такие ошибки.

На излете XX века и в начале XXI века таким удивительным образом выстроилась наша жизнь — государственная, общественная, личная жизнь огромного количества людей, — что мы сознаем, что живем в счастливой стране. И хотя много проблем, и они всем нам знакомы, мы имеем самое главное — мы свободны, мы независимы, мы сохранили нашу культуру, мы сохранили нашу веру. Сохранился наш народ, несмотря на тяжелейшие перипетии XX века.

Сегодня Россия с большим запасом прочности идет по своему историческому пути, и в этот особый период нашей истории Вы возглавляете Отечество наше.

Я Вас благодарю за награду и одновременно хотел бы выразить Вам благодарность от имени Русской православной церкви и от себя лично за Ваше неизменное внимание к духовной жизни людей, за Ваше соотношение политики с нравственностью, за Ваше стремление строить жизнь нашего Отечества не только на законе, но и на правде. За все это мы и благодарим Вас. Я знаю, что огромное количество людей и абсолютное большинство чад Русской православной церкви сегодня полностью разделяют мои слова.

Еще раз благодарю Вас за большую награду.

Позвольте пожелать Вам здоровья, помощи Божией, долгих лет жизни и успехов в дальнейшем управлении державой Российской.

В. Путин: Ваше Святейшество, большое спасибо.

В завершение этой церемонии — скромной, можно сказать, несмотря на то что событие у нас большое, скромной, потому что мы вынуждены жить в условиях известных ограничений, связанных с коронавирусом, я уже об этом сказал, тем не менее это торжественная церемония, и по большому случаю, по серьезному поводу, и я вот что хотел бы сказать в завершение.

Конечно, мы все прекрасно понимаем, что в основе благополучия страны, в основе развития экономики, повышения обороноспособности и безопасности лежат успехи государства в области экономики. Это базовая вещь, которая не подлежит никакому сомнению.

Но есть гораздо более глубокие вещи. И сама экономика, и все, что с ней связано, зависит от духовных начал любого общества, которые объединяют это общество в одно единое целое. И только объединяясь в это целое, общество и государство добиваются успехов.

Ваше Святейшество, Вы именно тот человек, который уделяет внимание самому главному — нашей вере, нашим духовным началам, нашим базовым ценностям, — и делаете это действительно от всей души, с полной отдачей сил.

Еще раз выражаю Вам слова самой искренней благодарности и желаю Вам всего самого доброго.

Поздравляю Вас.

Патриарх Кирилл: Спасибо.

Kremlin.ru/Патриархия.ru

http://www.patriarchia.ru/db/text/5863886.html
« Последнее редактирование: 20 Ноября, 2021, 13:34:03 »

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в Александро-Невском скиту в день 75-летия со дня рождения Его Святейшества

20 ноября 2021 г. 15:07

20 ноября 2021 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Александро-Невском скиту близ Переделкина. В этот день Предстоятель Русской Православной Церкви отмечает 75-летие со дня рождения. По окончании богослужения Святейший Владыка произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Круглые, а тем более юбилейные даты, через которые проходит человек, в первую очередь должны побудить его к осмыслению пройденного пути. Совершить некий суд над самим собой — наедине, пред своей совестью и пред лицом Божиим. Сказать, что удалось сделать, чего сделать не удалось, что было добрым, а что, может быть, достаточно печальным, сложным; как вообще пройден участок пути, оставшийся позади. Наверное, каждый по-своему отвечает на многие вопросы, которые невольно возникают у человека, проходящего через круглые и юбилейные даты. Вот, конечно, и я о чем-то подумал и думаю.

И первое, что мне хотелось бы сказать и чем бы я хотел поделиться с вами: я благодарю Господа за всё. За радости и скорби; за родителей своих и за дальних предков, большинство из которых так или иначе связали свою жизнь с Церковью. Кто-то из них был исповедником и страдал за веру, кто-то жил в достаточно спокойных условиях в Петербурге, но всегда был верен Церкви и сохранял веру в сердце. Конечно, вспоминаю о своих родителях — о приснопамятном протоиерее Михаиле и матушке Раисе, о подвиге их жизни. Молюсь о тех людях, кто рядом со мной сегодня, кто помогает мне нести крест, который Господь возложил на меня. Всех благодарю и прошу прощения, если кого-то по-человечески обидел, быть может, или к кому-то не был достаточно внимателен.

Сегодня такой день, когда нужно беспристрастно посмотреть на самого себя пред лицом Божиим. Раскаяться в том, что было греховным, что омрачает душу, и возблагодарить Господа за все, что было радостным, светлым. Да и за скорби нужно благодарить Бога, потому что все это уроки жизни, то, что действительно дает человеку возможность идти вперед, стараясь освободиться от недостатков и по мере сил и по благодати Божией делать лучше то, что ты обязан делать.

Еще и еще раз хочу сказать большое спасибо, выразить великую благодарность всем тем людям, которые были со мной и которые сейчас со мной — и ближним, и более отдаленным. Благодарю епископат нашей Церкви за единомыслие, за поддержку Патриарха. Мы с вами прошли за последние годы через достаточно сложный путь больших перемен, а мы знаем, что в Церкви это всегда дело очень рискованное. С понятием «реформа» в сознании нашего народа связываются расколы, разделения, но по милости Божией мы можем свидетельствовать, что те глубинные перемены, которые произошли в последние годы в жизни нашей Церкви, не привели к разделению. Можно задать вопрос: а почему не привели? А потому что каждый, кто был вовлечен в эти перемены, нечто получил для себя — новые возможности, новые силы, новое видение. Когда люди получают для себя и для того дела, которому они служат, нечто положительное и доброе, тогда перемены не сопровождаются никакими потрясениями. Благодарю Бога за то, что значительные перемены в нашей церковной жизни, в устройстве нашей Церкви за последние годы — я имею в виду не только административное устройство, но и большие перемены в жизни приходов, монастырей, епархий, — что все это было поддержано и ныне поддерживается всей Полнотой нашей Церкви. За это вас всех, мои дорогие владыки, отцы, братья и сестры, сердечно благодарю и надеюсь, что и далее со смирением, с упованием на волю Божию мы пойдем тем путем, который Господь нам указывает, устремляясь к самой главной цели — к спасению человека. А спасение — это жизнь вечная во Христе, в Боге и в Царстве Его, но это также особое состояние души в этой земной жизни. Спасение начинается здесь и простирается в вечность. Дай Бог, чтобы мы все шли по этому пути спасения, уже здесь обретая мир, покой, радость во Святом Духе и надежду на жизнь вечную в Божественном Царстве.

Еще раз сердечно всех вас благодарю. Никого не называю поименно, потому что назвать невозможно. Благодарю всю Церковь нашу — епископат, духовенство, монашествующих, верующий народ. Благодарю большую часть нашей общественности, которая с пониманием и с добрым чувством сопровождала мое служение в течение последних лет в качестве Патриарха. Благодарю родных и близких для меня людей, которые тоже разделяли трудности. Конечно, не могу не поблагодарить и власть предержащую, нашего Президента Владимира Владимировича Путина за то, что именно в годы его правления произошли и происходят такие добрые перемены, в том числе в жизни нашей Церкви, потому что общий климат в стране, несомненно, влияет на состояние церковной жизни.

Пусть Господь благословит народ наш, Церковь нашу, страну нашу, всех тех, кто сегодня хранит в сердце веру и стремится жить по Божиему закону. Пусть Господь укрепит в вере сомневающихся, пробудит веру в тех, кто еще не обрел этот великий, священный и спасительный дар, дабы иметь возможность не только устроять добрую жизнь здесь, в пределах земного бытия, но также иметь надежду на жизнь вечную в Боге. Еще раз всех вас благодарю и прошу не забывать меня в своих святых молитвах, коими я реально поддерживаю свои силы духовные и физические. Да поможет всем нам Господь и далее идти по тому пути, который Он всем нам указывает ко спасению. Благодарю вас сердечно за ваши молитвы.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5863891.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю 23-ю по Пятидесятнице после Литургии в Храме Христа Спасителя

28 ноября 2021 г. 14:54

28 ноября 2021 года, в Неделю 23-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня во время Божественной литургии нам было предложено чтение из Послания апостола Павла к Ефесянам (Еф. 2:4-10). Это совсем небольшой отрывок, но в этих стихах содержится нечто, что открывает нам саму суть Евангелия и суть христианской жизни. Я напомню эти слова: благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар, чтобы никто не хвалился.

Давайте вдумаемся. Апостол говорит, что нас спасает благодать Божия. Можно делать много добрых, хороших дел: правильно устроять жизнь государства, честно работать на предприятиях, никого не обижать, возделывать землю. Все это очень ценно для человеческого общежития, но все это не может привести нас в Божественное Царство, потому что дела нас не спасают. Они обеспечивают нашу земную жизнь комфортом, благополучием, безопасностью, что, конечно, очень важно, но это не имеет прямого отношения к спасению нашей души. Потому что ввести человека в Божественное Царство не может никакое дело человеческое, но только сила Божественная: благодатью вы спасены.

Ну, а где же здесь человек? Благодать — это Божественная сила. Как нужно жить, работать, действовать, чтобы благодать тебя спасла? Ведь под лежачий камень вода не течет, и благодать Божия не действует автоматически. Вот апостол и говорит нам: благодатью вы спасены через веру.

Вера есть непременное условие усвоения Божественной благодати. Никакая благодать Божия не спасет человека, если нет веры. В самом деле: ну, не верит человек в Бога, не верит ни в какую благодать, — как же может благодать подействовать на того, кто отрицает и Бога, и благодать, и Божественную помощь? Вера — непременное условие, это та часть огромного пути ко спасению, которую мы проходим сами. Благодать движет нами, как некий порыв ветра. Но для того чтобы порыв ветра двигал парусное судно, нужен парус, нужно что-то подставить под эту мощь, под эту силу, и таким парусом становятся наши добрые дела.

При всем этом мы должны помнить, что благодатью вы все спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар, чтобы никто не хвалился. О каких же делах говорит Господь? И какие дела могут стать таким парусом, наполняя который, сила Божественной благодати несет нас по этой жизни и тем паче после смерти приводит душу нашу в Божественные обители? Не просто дела. Пропылесосим мы дом или нет, это ничего не значит с точки зрения нашего спасения. Но если мы даже через наше домашнее делание кому-то помогаем, то тем самым содействуем тому, чтобы парус наполнялся Божественной благодатью.

Почему? Потому что, как говорит Слово Божие, вера без дел мертва есть (Иак. 2:20). Спасает человека Божественная благодать — спасает по вере. Но ведь вера может быть формальной и не иметь никакого значения для человека. Поэтому выстраивается четкая линия: благодать спасает — благодать спасает по вере — а вера должна подкрепляться делами. Без этой триединой силы не может человек достойно пройти жизнь и тем более не может войти в Царствие Небесное. Вера дает возможность обрести благодать, — но вера, которая споспешествуется нашими добрыми делами.

Так в одном тексте апостольском — вся тайна спасения. Даже если бы никто из нас ничего больше не знал, а только знал и правильно понимал этот текст, тем более мог реализовать его в своей жизни, — то дверь перед нами открыта, мы на пороге Божественного Царства. Никаких премудростей, никаких многотомных философий, никакого научного анализа — все предельно просто и понятно и человеку многоопытному, глубоко образованному, и человеку средних способностей, и даже совсем простому. Всем все дано в этих словах, ведь Господь не предопределяет нас к спасению по образовательному цензу, по нашему положению в обществе или по иным показателям, которые так важны в этой жизни, но не имеют значения для спасения. Благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился.

Вот и сегодняшнее Евангельское чтение (Лк. 10:25-37) неслучайно соединилось с апостольским не от дел. Самарянин, идя из Иерусалима в Иерихон, увидел несчастного, который лежал, избитый разбойниками, — ограбленный, окровавленный, никому не нужный. И подошел к нему самарянин, сделал то, что должно было сделать: промыл раны, возлил вино и елей — так дезинфицировали раны в то время, а еще заплатил за гостиницу, в которую поселил человека после совершенного им дела милосердия. Неслучайно соединились два текста: благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился, и одновременно повествование о добром деле. А почему? А потому что, как утверждает слово Божие, вера без дел мертва есть.

Никакой веры без добрых дел быть не может. Мы не спасаемся нашими добрыми делами. Ведь что наши добрые дела перед величием вечности, перед этими неизведанными мирами, которые ожидают человека? Что наши добрые дела даже перед величием космоса? А ведь Божественное Царство больше, чем космос. Мы даже представить себе не можем, у нас нет мерила, критерия, которым мы могли бы оценить величие этой будущей жизни. Но, оказывается, все так просто: чтобы к этому величию прикоснуться, чтобы в него войти, нужно иметь веру и делать добрые дела, — если мы усвоим то, что сегодня услышали, если отнесемся к нему не как к очередной проповеди в церкви, но как к словам, через которые выражено самое существо Евангелия, сама суть нашей веры.

Господь учит нас, что спасение приходит только Его Божественной силой, только благодатью в ответ на наши добрые дела. И да поможет всем нам Господь соединять действие Его великой силы, Его благодати, спасающей нас, с нашими крохотными, незначительными, но, тем не менее, добрыми делами, даже в крохотности своей угодными Богу. И если научимся так жить, то благодать, та самая благодать, которая спасает человека, прикоснется и к нам, слабым и грешным людям, помраченным многими заботами, проблемами, вовлеченными в круговерть современной жизни, но все-таки хранящими веру в сердце. И если эта вера будет споспешествоваться делами, то и благодать Божия, несмотря на нашу ограниченность и слабость, подобно сильному порыву ветра отнесет нас в Божественное Царство. И это путешествие начнется уже здесь, в нашей жизни, когда мы сумеем осознать, что есть самое главное, когда мы сумеем построить правильную для себя систему ценностей и в соответствии с этим умонастроением, порождаемым словом Божиим, устроим и нашу повседневную жизнь. Да хранит всех нас Господь и да помогает нам идти по жизни таким образом, чтобы, сочетая веру и добрые дела, иметь надежду на жизнь вечную. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5867527.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы после Литургии в Храме Христа Спасителя в Москве

4 декабря 2021 г. 16:21

4 декабря 2021 года, в праздник Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии и 104-ю годовщину со дня интронизации святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня мы вспоминаем событие, овеянное определенной тайной и малопонятное с обыденной точки зрения — торжественное восшествие в иерусалимский храм отроковицы Девы Марии. Само Ее вхождение по крутым ступеням Иерусалимского храма, которые были, наверное, почти в Ее рост, уже представляется чем-то чудесным. Но Ее, в присутствии первосвященника, ввели во святая святых — туда, куда только раз в год входил первосвященник, где некогда покоились скрижали завета, данные Моисею на горе Синайской, и сосуды с манной, которой питались иудеи во время своего странствия по Синайской пустыне. В это место сосредоточения святыни первосвященником была введена обычная девочка — все это необъяснимо с точки зрения тогдашних обычаев, тогдашних правил, тогдашнего закона, но это событие прочно вошло в христианское предание с самой глубокой древности, с послеапостольских времен. То есть сомневаться в реальности этого события невозможно, потому что оно никогда не подвергалось никаким сомнениям в Церкви. Так и было: Дева Мария, Отроковица, взошла по ступеням иерусалимского храма и в сопровождении первосвященника вошла во святая святых.

Для Девы Марии это было начало пути — как мы знаем, скорбного пути, исполненного многих страданий и болезней. И Дева Мария, Пречистая и Преблагословенная Мать Господа и Спасителя нашего, с этого уготованного Ей пути не сошла. Она не убоялась даже того, чтобы пойти на Голгофу, где распинали Ее Сына, где страшные воины стояли вокруг распятия, в любой момент готовые пронзить копьем не только ребра Ее Сына, но и Ее Саму. Она стояла там, вокруг многотысячной улюлюкающей толпы, которая приветствовала своими криками распятие Ее ни в чем не повинного Сына. Дева Мария не отошла от того пути, на который Она вступила, входя в иерусалимский храм.

Сегодня мы вспоминаем и другое очень важное событие, связанное с новейшей историей нашей Церкви. Сегодня годовщина интронизации Святейшего Патриарха Тихона, ныне причисленного к лику святых. Это событие произошло меньше, чем через два месяца после революции, и стало, конечно, вызовом новой власти, тем более что оно сопровождалось стечением огромного количества православных людей, какого никогда не видела Красная площадь и прилегающие площади Москвы. Тысячи и тысячи людей, с хоругвями, с крестами, с молитвой, приветствовали интронизацию Святейшего Патриарха Тихона. Это была общая молитва за избранного Патриарха. Это была радость по случаю восстановления Патриаршества в Церкви нашей. Но одновременно это был ответ верующего народа на уже тогда возникшее стремление власти к ущемлению прав православных людей, к гонению на Церковь. Именно так власть и восприняла все это — как некую демонстрацию силы. Но это не было демонстрацией физической силы — это была демонстрация духовной силы нашего народа, и в каком-то смысле она стала последней на многие-многие десятилетия, в течение которых Церковь наша переносила гонения, мучения и казни своих верных сынов и дочерей. Страдания, сравнимые только с гонениями, мучениями и казнями, которые Церковь претерпела в древние времена от языческих императоров.

Святейший Тихон, взойдя на Патриарший престол, по-человечески радовался этому ликованию множества людей, их верности, тому, что не убоялись они новых, опасных для них политических обстоятельств и во множестве собрались вокруг своего Патриарха на Красной площади. Но это было, наверное, последнее торжественное общенародное признание важности Патриаршего служения на Руси. Мы знаем, что очень скоро против Церкви были воздвигнуты гонения, не просто сопоставимые с языческими, а во много превосходящие всякие гонения против Церкви Христовой, где бы они ни происходили в течение всей человеческой истории. Ибо ни в одной стране мира не было ничего подобного тому, что произошло на Святой Руси.

И вот сегодня мы вспоминаем святителя Тихона. Мы молимся ему как покровителю Церкви нашей. Мы стараемся — по крайней мере все архиереи Русской Церкви, которые задумываются о подвиге святителя Тихона, — хоть в малой мере брать с него пример мужества, твердости, непоколебимой веры, способности идти против течения, противопоставляя духам злобы поднебесной (Еф. 6:12) свою веру, свое благочестие и свою молитву. Святитель Тихон умер в больнице, а поскольку никто не был свидетелем его кончины, то, когда возник вопрос о его канонизации, он не был причислен к новомученикам, но причтен к исповедникам. Возможно, он был новомучеником, но сие нам не известно, — известно лишь, что уже самые первые его шаги были направлены на защиту Церкви от безбожной власти.

Мы знаем, что новая власть, понимая, что прямым фронтальным ударом по Церкви не достичь желаемой цели, не разрушить Православие, решила использовать другую тактику — создать параллельную «церковь». Вроде такую же православную, чтобы там были «иерархи», «священники», «диаконы», чтобы все эти люди служили в православных храмах, но чтобы у этих так называемых «православных» не было законной иерархии и они были просто ряжеными, назначенными быть «митрополитами», «архиепископами», «епископами» светской безбожной властью. И борьба Святейшего Патриарха Тихона была направлена не против гонителей напрямую, а в первую очередь против ряженых «митрополитов», «архиепископов» и «епископов», которые должны были сместить законную иерархию, а значит, лишить народ наш силы благодати Божией, которая передается в Церкви только в том случае, если Церковь хранит законное преемство от Церкви Апостольской, идущей от Самого Господа, если она возглавляется каноническими, то есть законными архипастырями, рукоположение которых идет от самих апостолов. Только в этой Церкви живет и действует Святой Дух. А власть решила создать квазицерковь, подобие Церкви, ввести в заблуждение народ, поставить не законную иерархию, а ряженых, чтобы люди поверили и пришли не к источнику жизни вечной, а к пустому колодцу. Вот такая была новая стратегия борьбы с Церковью — лишить ее благодати. Странно, что этим занимались безбожники, которые не верят ни в какую благодать, но они вознамерились создать «церковь», лишенную всякой благодати, светскую организацию, в которой были бы люди, только облаченные в священные одежды. И что же произошло? А наш народ благочестивый не принял эту «церковь». В нее шли те, кто боялся гонений, люди, которым было что терять в этом мире, но их оказалось ничтожное меньшинство, а все остальные сохраняли верность Святейшему Патриарху Тихону.

В мои руки попал совсем недавно огромной важности подлинный исторический документ. Он был напечатан на машинке самим Патриархом Тихоном и подписан его рукой — это воззвание к Русской Православной Церкви. Святейший пишет, что только недавно ему дали возможность выйти из заключения — это 1923 год, до того он целый год пробыл в заточении, в полной изоляции от Церкви. Святейший пишет: «По милости Божией я обрел возможность обратиться к вам», и предупреждает об опасности обновленческого раскола, созданного властью. Он перечисляет по именам всех обновленческих лидеров и просит народ Божий не принимать этот раскол. Это послание распространялось по всей Русской Православной Церкви. Трудно сказать, в каком множестве оно разошлось, но хорошо знаю, по свидетельству своего благочестивого деда, который был борцом с обновленчеством, что человека могли быть арестовать только за то, что у него находили это послание. И мой благочестивый дед, с риском для своей свободы, а может, и жизни, распространял его в той местности, где он тогда жил, — в Нижегородской губернии; и, конечно, не только он, но и множество других благочестивых людей. И народ услышал слово Святейшего Патриарха Тихона и отверг обновленческий раскол. Святейший, выйдя на короткое время из своего заточения, сумел сделать самое, наверно, важное, что тогда можно было сделать, — остановить развитие опасного раскола, который мог лишить благодати и Церковь нашу, и народ наш.

Сегодня мне особенно хотелось рассказать вам об удивительном жизненном подвиге Святейшего Патриарха Тихона. И хочу еще раз сказать: как Дева Мария, совершив восхождение в храм Господень, начала Свой жизненный путь, исполненный треволнений, болезней, трудов, скорбей, так и Святейший Патриарх Тихон в день сегодняшний начал свое восхождение к Голгофе и, подобно Пречистой Деве Марии, не усомнился в правде Божией, не испугался обстоятельств, но мужественно восходил по тяжелым ступеням своего жизненного пути. И когда мы сегодня наслаждаемся единством Церкви — и дай Бог, чтобы так было до скончания века, — когда мы безбоязненно можем приходить в свои храмы, когда никакие расколы в великорусской части нашей Церкви не терзают нас, мы при этом не должны забывать о расколах на Украине и молиться, в том числе святителю Тихону, о преодолении таковых. Благодаря Бога за новую историческую реальность, мы должны с благодарностью вспоминать также имена тех, кто в прямом или в переносном смысле отдал свою жизнь за единство нашей Церкви и за чистоту Православия. И среди этих угодников особое место занимает Святейший Тихон, Патриарх Всероссийский, — ему слава и поклонение от народа нашего и от Церкви нашей во веки веков. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5869447.html