Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?
rss

Автор Тема: Слова Патриарха Кирилла  (Прочитано 531874 раз)

0 Пользователей и 5 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3008
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь в Неделю по Рождестве Христовом после Литургии в Александро-Невском скиту

9 января 2022 г. 15:28

9 января 2022 года, в Неделю 29-ю по Пятидесятнице, по Рождестве Христовом, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Александро-Невском скиту близ Переделкина. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Благовествую вам, братия, говорит апостол Павел в нынешнем отрывке из своего послания (Гал. 1:11-19), что я научился и проповедовал не от человек, но от Самого Господа Иисуса Христа, через Его Откровение. Вот очень ясное и сильное свидетельство апостола Павла, что он не от себя проповедовал, что он не еще один учитель, создавший школу наподобие многочисленных философских школ того времени. Апостол утверждает, что возвещает не свое учение, а учение Господа Иисуса Христа, что он лишь благовествует людям Божественное слово.

А что это означает для нас? Это означает, что Евангелие, апостольские послания — это не слова человеческие, не человеческая мудрость, не человеческий опыт в изложении выдающихся людей. Эти тексты отличаются от всего, что было создано людьми, потому что их автором является Сам Господь, Духом Святым вразумлявший святых апостолов и наставлявших их на всякую правду. И потому в слове Божием нет ни тени неправды или человеческого вымысла; все, что мы читаем и слышим во время богослужения, есть то, что Сам Бог говорит нам.

Где же еще мы можем узнать мысли Божии? Где еще мы можем услышать Божественные слова? Только тогда, когда мы открываем Священное Писание, но особенно когда мы читаем слово Божие в храме. Поэтому чтение Божественного Писания за богослужением есть важнейшая, неотъемлемая часть всего литургического предания Церкви, ведущая свое начало от святых апостолов.

Когда мы научаемся словам Писания, мы должны помнить, опираясь и на услышанный сегодня текст, что эти слова не от человеков и не от человеков был научен апостол, но от Самого Господа и Спасителя. Помня, что это слова принадлежат Богу, мы должны не только внимательно слушать их в храме и с разумением читать дома, но должны слагать их в своем сердце. Эти слова должны формировать наши мысли, формировать наше мировоззрение. Все другие учения, которые претендуют на то, чтобы формировать мировоззрение, основаны на человеческой мудрости, которая сегодня одна, а завтра другая, сегодня одни идеалы, а завтра другие, — все это человеческая правда. Но у нас с вами, верующих людей, есть удивительная возможность знать Божию правду.

Конечно, можно слышать и знать правду Божию, но забывать ее или, даже не забывая, не следовать в своей жизни. Но как же мы ошибаемся, если владеем Божией правдой, которая ни с чем не может сравниться, а живем так, будто этой правды не знаем! Наш долг — усваивать слово Божие, стараться запомнить его, провести через свое сознание, сделать основой нашего мировоззрения, основой того, через что мы воспринимаем и оцениваем окружающий мир, то есть абсолютным критерием истины.

Если бы действительно было так среди христиан! Если бы слово было в нас живо и действенно, как говорит апостол (Евр. 4:12), то, конечно, и жизнь христиан, а через них и всего рода человеческого, была иной. Может, не в полной мере соответствующей заповедям, которые мы находим в слове Божием, но, по крайней мере, гораздо светлее, чище. А если говорить о том, что сегодня происходит в мире, то более безопасной, спокойной, потому что межличностные и межгосударственные отношения могли бы строиться на доверии между людьми.

Но как далека от всего этого реальность сегодняшнего дня! Политика формируется там, где как бы сосредоточен сгусток человеческой энергии, человеческих знаний, человеческой воли; и как часто мы сталкиваемся с политикой, приводящей к разрушению, войнам, конфликтам! А ведь за всем этим стоят умные люди. Поэтому, наблюдая происходящее вокруг нас, мы должны еще и еще раз проникнуться пониманием того, что истина там, где Бог. Вот где нет ошибки, нет никакого умопомрачения, потому что воля Божия — благая и совершенная (см. Рим. 12:2). И наша задача заключается не только в том, чтобы знать слово Божие и Божественную волю о нас, но и в том, чтобы уметь применять эти знания в своей жизни, отсекая от наших мыслей, от нашего поведения, от нашего мировосприятия все то, что воле Божией противно и воле Божией не соответствует. Если бы действительно было так, если бы множество номинальных христиан, которые только называют себя христианами, но живут так, будто и слово Божие не существует, жили в соответствии с Божественным словом, то мир был бы другим.

Сегодня, когда международная обстановка становится очень напряженной, когда нас достигают слухи о военных приготовлениях, когда многие люди реально обеспокоены, — как мы должны реагировать на все это? Конечно, в первую очередь просить Господа, чтобы никаких войн не было, а там, где войны уже идут, люди нашли основу для примирения и наступил прочный мир. А каждый из нас, кто не может реально влиять на политические процессы, должен укрепляться словом Божиим и своей верой, чтобы от нас не исходило никакое зло, потому что, в конце концов, зло обретает необратимую силу тогда, когда его поддерживают огромное количество людей. Но мы, православные христиане, всегда должны быть на стороне правды Божественной, а значит, бороться со всяким злом.

Вера православная, вера христианская, дает духовную силу, но дает и разумение; вера несет в себе критерий, мерило правды Божественной. И как важно, чтобы эта вера актуализировалась в сознании всех нас — и великих людей, и обладающих властью, и простых! По всей вероятности, мы входим в такую историческую эпоху, когда от нашей способности жить по вере зависит само существование человеческой цивилизации, рода человеческого. Дай Бог, чтобы как можно большее количество людей, особенно называющих себя христианами, осознали эту непререкаемую истину, которую мы сегодня слышали, что вера — не от человеков, а от Самого Господа и Спасителя, воплотившегося Бога нашего.

Да поможет всем нам Господь возрастать в вере, укрепляться духовно, возрастать в мудрости, уметь отделять ложь от правды, уметь отличать добро от зла и своей жизнью, своими мыслями, своими молитвами умножать в мире сем добро, правду и справедливость! И да поможет нам Господь быть верными Ему и в личной жизни, и в наших отношениях с другими, но, если говорить в более широких масштабах, то и в жизни общества, в жизни народов. Дай Бог, чтобы Божественная правда жила и действовала, преобразуя нашу жизнь к лучшему.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5880791.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3008
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь в день памяти преподобного Серафима Саровского после Литургии в Александро-Невском скиту

15 января 2022 г. 15:17

15 января 2022 года, в субботу пред Богоявлением, день преставления (1833) и второго обре́тения мощей (1991) преподобного Серафима Саровского, чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Александро-Невском скиту близ Переделкина. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня мы вспоминаем кончину преподобного и богоносного отца нашего Серафима Саровского, великого угодника земли Русской. Жизнь преподобного Серафима являет пример того, как разрушаются всякие человеческие идеалы, связанные с властью, силой, могуществом. Ведь преподобный Серафим — немощный, болезненный, не обладавший физической силой, для того чтобы сопротивляться трудным обстоятельствам уединенной жизни в лесу, — являет своей жизнью величайший пример того, что мы знаем из слова Божия: сила Моя в немощи совершается (2 Кор. 12:9).

Что означают эти слова? Они означают, что если человек живет верой, если он опирается на молитву, если он разрушает греховные средостения, отделяющие его от Бога, то сила Божия живет в этом человеке. И это не миф, не мечтание — это реальность, которая дарована нам в примере преподобного Серафима Саровского.

Недаром, прознав про немощного старца, живущего в уединении, к нему потекли люди, понимая, что это человек особенный. Ведь обычный человек вряд ли мог выжить в таких условиях, а преподобный не только выживал — он жил полной духовной жизнью и набрал такую силу духа, что прикоснуться к ней хотели люди и физически сильные, и властные, и могущественные. Все хотели прийти к преподобному Серафиму, чтобы через разговор с ним, через общение духовное набраться от немощного старца той великой силы, которую ему дал Господь.

Пример преподобного Серафима ставит под сомнение, насколько внешние обстоятельства жизни могут влиять на полноту жизни человека. Для многих современных людей комфорт, достижение благополучия — одна из самых притягательных целей. Для их достижения отдается все — и материальные средства, да и сама жизнь. Человек часто работает именно для того, чтобы обеспечить себе комфортное бытие, но мы знаем, что и во дворцах руки на себя накладывают, и самые богатые с мостов бросаются и погибают. Потому что подлинное счастье или, как мы говорим, полнота бытия определяется силой Божественной благодати. А когда благодать Божия споспешествует человеку, он может быть не таким уж богатым, не таким уж знатным, не жить в комфорте, но быть счастливым. Благодать Божия согревает душу, очищает человека от пороков, от грехов, действительно делает его обладателем полноты жизни, и пример преподобного Серафима — убедительное тому свидетельство.

Наш народ особенно почитает преподобного Серафима, ведь на протяжении большей части истории мы по многим причинам не жили богато, да и сейчас мы не самые богатые, хотя, конечно, условия жизни радикально изменились. Для нашего народа образ преподобного Серафима, старца, отказавшегося от всяких внешних благ и стяжавшего огромную духовную силу, является и примером, и идеалом. Потому и стекаются до сих пор в места, где святой преподобный Серафим проводил спасительные дни в дремучем лесу, многие и многие паломники, чтобы там, в Сарове, почерпнуть благодать, которая в ответ на наши молитвы к преподобному даруется самим Господом и Спасителем.

Дай Бог, чтобы почитание святого преподобного Серафима никогда не ослабевало, чтобы этот идеал духовной жизни не уходил из сознания нашего народа, чтобы он будил нашу совесть и заставлял думать о цели и смысле нашего бытия. Преподобный Серафим учит нас всему этому. Его молитвами да хранит Господь землю нашу, народ наш, Церковь нашу и каждого из нас, укрепляя на личном пути ко спасению и ограждая от искушений, соблазнов, пороков, всего того, что разрушает человеческую жизнь и создает средостения между человеком и Богом. Его молитвами да хранит Господь землю Русскую.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5887794.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3008
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь в Крещенский сочельник после Литургии в Александро-Невском скиту

18 января 2022 г. 16:45

18 января 2022 года, в навечерие Богоявления (Крещенский сочельник), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Александро-Невском скиту близ Переделкина. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Мы празднуем Богоявление, или Крещение Господне во Иордане, в память о великом событии евангельской истории, когда миру явилась Святая Троица, через человеческое естество соединенная со всем физическим миром. Троица, Которая через воплощение Сына Божиего вошла в ткань, в плоть и кровь человеческого бытия, — Божественная Единая Троица и даровала через Сына великую благодать всему миру.

Благодать — это Божественная энергия, через которую Бог передает Свою Божественную силу всему человеческому роду. И если в физическом мире без энергии нет ничего, то тем более в мире духовном ничто не может происходить без Божественной энергии.

Мы обретаем дар благодати Божией через крещение и миропомазание, и этот Божественный дар мы всякий раз усиливаем причащением Святых Христовых Таин, принятием других Таинств Церкви. Божественная энергия оказывает решающее влияние на нашу духовную жизнь. «Без Меня не можете творить ничего», — сказал Господь (см. Ин. 15:5). Действительно, это относится даже к обычным человеческим делам, а если говорить о духовной жизни, то ничто не может быть совершено без Бога во благо роду человеческому. И этот Божественный сигнал, эта передача Божественной энергии от Творца через Сына силой Святого Духа каждому из нас и есть не что иное, как дар благодати Божией.

Сегодня мы прикоснулись к этой благодати, совершив таинство освящения воды. А окропляя водой все, что вокруг нас, мы передаем и на живое, и на неживое этот заряд Божественной благодати. Бог никого не принуждает — Он призывает ко спасению, и для того чтобы мы были способны откликнуться на этот Божий призыв, Бог дает нам Свою благодать. Но если мы от благодати закрываемся, то мы и от Бога закрываемся, и нужно ждать чуда, которое порой совершается по молитвам родителей, родных или близких даже над человеком неверующим, и тогда он открывает свое сердце Богу, убирая все то, что ограждало его от воздействия Божественной благодати.

Наша молитва сегодня о всех и за вся, за все Божие творение, чтобы Господь хранил его от злого человеческого умысла, от стремления людей получать от творения Божия как можно больше, не заботясь о самом его существовании, повсеместно его загрязняя или уничтожая.

Мы должны сегодня молиться и о Церкви нашей, и о всех Церквах Православных, потому что через Вселенскую Православную Церковь передается Божественная благодать людям, — чтобы никакие расколы, разделения, которые постоянно сеет враг рода человеческого, не превратили ту или иную Церковь в нечто лишенное Божественной благодати. Мы знаем, что от Бога отступают и лишаются Его благодати не только люди, но даже Церкви. История знает много примеров такого отступничества, когда целые христианские общины отступали от веры, искажали истинную веру, вступали в расколы, соединяясь с людьми, не имевшими дар Божественной благодати. Вот и сегодня есть угроза, что часть Православия, под влиянием внешних могущественных сил, не имеющих ничего общего с Церковью, может быть уязвленной этим грехом и уйти от Источника жизни вечной в то место, где есть только обряд, но нет Спасения. Вот почему мы особенно призываем сегодня тех, кто еще раздумывает, с кем быть — с Церковью или с расколом. Братья и сестры, это не просто выбор человеческий, это не выбор места проживания, это не выбор, куда пойти — направо или налево. Это путь ко спасению или к гибели, потому что путь, который уводит нас от Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, лишает нас благодати Божией.

Господь дает нам Свою благодать. Через Свои страдания, через Свою смерть, через Свое Воскресение Он ниспослал Духа Своего Святого, и Дух приводит Божественную энергию в жизнь человеческого рода. Сегодня мы явились свидетелями этой тайны, и дай Бог, чтобы Божественная благодать превозмогала наши грехи, наши соблазны и даровала нам возможность в теле Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, отрешаясь от всяких ересей и расколов, взойти в Божественной Царство. И пусть благодать Божия, которую мы сегодня все изрядно получили, укрепляет наши немощные силы и помогает нам хранить веру, оставаться верными Церкви Божией и через нашу веру и верность обретать спасение и жизнь вечную. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5888799.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3008
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь в Неделю по Богоявлении после Литургии в Александро-Невском скиту

23 января 2022 г. 16:22

23 января 2022 года, в Неделю 31-ю по Пятидесятнице, по Богоявлении, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме благоверного князя Александра Невского в одноименном скиту близ Переделкина. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.


От силы благодати Божией зависит человеческий путь, но ведь человек сам идет по этому пути, благодать не ведет его за ручку. Бог не определяет наши поступки, мы сами избираем свой жизненный путь. А на этом пути, который изначально может быть очень правильным, удобным, мы сами воздвигаем себе препятствия — крутые повороты, страшные обрывы, пропасти, множество других обстоятельств, которые могут нас погубить. Не Бог создает эти препятствия — мы сами себе их создаем, а на то, чтобы их преодолеть, никаких наших сил не хватит, если уж мы сами вырыли себе яму. Все исправления недобрых дел нашей жизни, все исправления кривизны нашего жизненного пути можно совершить только силой Божественной благодати. Вот почему и сказано: благодатью вы все спасены через веру, и сие не от вас, не от добрых ваших дел, чтобы никто не похвалился.

Сегодня мы научены тому, что благодать Божия нас спасает. По любви Божией Божественная энергия прикасается к нам, помогает нам пройти через все препятствия жизненного пути и обрести спасение. Единственное, что нам нужно делать, единственное, что от нас зависит, — это не ставить средостения между действием благодати Божией и нашей душой, нашим сердцем. А средостения мы выставляем очень умело, поддаваясь на соблазны, когда, например, начинаем размышлять, а есть Бог или нет Его. Но отрицаясь Бога, мы отрицаемся Его благодати. Поэтому замечательные слова из Послания апостола Павла к Ефесянам о том, что благодать есть дар Божий и именно этот дар спасает нас, — являются, может быть, одними из самых важных в Новом Завете. Они помогают нам понять, что нас спасает и, лишившись чего, мы навсегда лишаемся надежды на спасение.

Да поможет нам Господь — через нашу веру, и особенно через веру, подкрепляемую молитвой, и особенно через веру, подкрепляемую добрыми делами! Через все это мы и можем привлечь к себе силу Божественной благодати и этой силой обрести спасение. Да поможет нам Господь на нашем жизненном пути, чтобы мы прошли его без крушений, без несчастных случаев, отнимающих духовное здравие, а иногда погубляющих духовную жизнь. И пусть благодать Божия присутствует со всеми нами, исцеляя наши души и укрепляя наши стопы на пути спасения. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5890086.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3008
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь в день отдания праздника Богоявления после Литургии в Александро-Невском скиту

27 января 2022 г. 15:05

27 января 2022 года, в день отдания праздника Богоявления, день памяти равноапостольной Нины, просветительницы Грузии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме благоверного князя Александра Невского в одноименном скиту близ Переделкина. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

День отдания праздника Крещения Господня совпал с праздником святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии. Это женщина, которая совершила труд не меньший, чем святые апостолы. Она пришла на Кавказ, где в то время жили язычники, малопросвещенные народы, и в этой тревожной, опасной обстановке смело проповедовала язычникам христианскую веру. А это значит, что она проповедью своей требовала от них отказаться от своих обычаев, своих нравов, от заведенных порядков. И кто пришел к этому горячему и сильному народу с таким радикальным призывом, со словами, призывающими к покаянию? Женщина!

Мы знаем, какими опасностями была окружена апостольская проповедь. Мы знаем, какими опасностями была окружена проповедь мужей апостольских. Но ведь не меньшими, а, может быть, и большими опасностями сопровождалось апостольское служение святой равноапостольной Нины. Но по милости Божией эта проповедь была очень успешна, и память о святой равноапостольной Нине бережно хранится в Иверии, а также и во всей Православной Церкви. Вспоминая жизненный подвиг святой равноапостольной Нины, мы просим, чтобы по ее молитве хранилась вера православная в сердцах людей, чтобы, несмотря ни на какие соблазны, несмотря ни на какие жизненные и общественные потрясения, Церковь Божия продолжала свое служение, призывая людей ко спасению.

Молитвами святой Нины да сохранит Господь Церковь Православную — Грузинскую, Русскую, всю Православную Церковь! Да сохранит Господь народы наши, освященные православной верой! Да укрепляется братская, из веков идущая дружба между народами русским и грузинским, чтобы никакие внешние силы и никакое человеческое безумство не разорвали ту духовную связь, которая была воздвигнута на великом достоянии — трудах святой равноапостольной Нины, имя которой бережно сохраняется в памяти и грузинского, и русского народов и освящается особым почитанием нашими благочестивыми православными людьми.

Хотел бы присовокупить, что в этот день произошло событие большого исторического значения. Особенно хотел бы сказать о нем как человек, родившийся в Ленинграде, — именно в этот день была снята 900-дневная Ленинградская блокада. Мои родители, родители моих близких пережили эту страшную блокаду. Кто-то был эвакуирован по льду Ладожского озера, прожив самые тяжкие дни зимы 1941-го и ранней весны 1942 года, кто-то в течение всех дней блокады совершал то, что должен был в то время совершать, и по милости Божией остался жив. Но некоторые мои близкие родственники скончались, погребены на кладбищах Санкт-Петербурга, и датой их смерти являются дни Ленинградской блокады...

Память святой Нины, день снятия блокады — наверное, были и другие события, которые в этот день совершились, но я хотел бы сказать еще об одном. Именно в этот день в 2009 году Поместный Собор Русской Православной Церкви избрал меня на Патриарший трон. Вспоминаю то время и тот день, который было нелегко пережить. С одной стороны, радость от сознания того, что тебя поддержали епископат, духовенство, верующий народ Церкви нашей, но, с другой стороны, ясное понимание всей той великой ответственности и тех скорбей, которыми эта ответственность сопровождается и которые в тот день были на меня по воле Божией возложены. Благодарю всех, кто принял тогда это решение, но более всего благодарю всю нашу Церковь — епископат, духовенство, верующий народ, монашествующих — за ту молитву о Патриархе, которой сопровождается каждый день жизни православных людей. Именно эта молитва и является той духовной силой, которая помогает мне осуществлять мое служение.

Вспоминая события из нашей гражданской истории, связанные со спасением родного для меня города, события, связанные с жизнью равноапостольной Нины, и, конечно, избрание меня, недостойного, на Патриарший престол, еще и еще раз возношу благодарение Господу за милости, которые Он изливает на народ наш, на страну нашу, на Церковь нашу и на всех тех, кто с верой и любовью призывает Его святое имя. И да хранит Господь всех нас, да укрепляет в сердцах наших веру православную, да ограждает страну нашу от врагов внешних и внутренних, от всякого зла, которое может помешать развитию мирной, спокойной жизни нашего народа. Дай Бог, чтобы молитвами святой равноапостольной Нины укреплялись добрые братские отношения между Русью и Иверией — Грузией, странами, где с одинаковой любовью прославляется имя великой Божией угодницы. Пусть Господь хранит всех нас, ограждая от греха, от соблазнов, могущих погубить душу человека, укрепляя нас в благочестии и чистоте. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5890986.html