Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?
rss

Автор Тема: Слова Патриарха Кирилла  (Прочитано 534314 раз)

0 Пользователей и 8 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3009
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь в день Радоницы после Литургии в Архангельском соборе Московского Кремля

3 мая 2022 г. 14:14

3 мая 2022 года, во вторник 2-й седмицы по Пасхе, день Радоницы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию и пасхальное поминовение усопших в Архангельском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью.

Христос Воскресе! Христос Воскресе! Христос Воскресе! Воистину Воскресе Христос!

Всех вас, мои дорогие, поздравляю с этим особым днем поминовения усопших, который совершается во вторник второй седмицы после Пасхи. В народе он называется Радоница, и название такое замечательное — от слова «радость». А почему радость? А потому что всякое поминовение усопших, которое идет от сердца, грустью не сопровождается, но сопровождается молитвой о том, чтобы Господь души усопших принял в Небесное Свое Царство. И те, кто перешел порог жизни и смерти, сегодня тоже радуются вместе с нами. Сегодня радуется Церковь земная и Небесная, потому что мы вспоминаем всех православных христиан, от века почивших. Для Бога нет мертвых, для Бога все живы, а это значит, все действительно, реально живы. Просто мы, люди, имеющие тела, живущие на земле, подверженные воздействию физических законов, не можем рационально представить себе, что такое жизнь будущего века, что такое иное бытие. Но о том, что оно существует, нам сказал Сам Бог. Конечно, наша связь с иным миром осуществляется по-разному, но в первую очередь — через молитву о наших родных, близких, тех, с кем мы были связаны и кто переступил порог жизни и смерти раньше нас. О них мы сегодня молимся и просим Воскресшего Спасителя, чтобы Он простил им грехи вольные и невольные и принял их души в Свое Небесное Божественное Царство.

Особым образом переживается этот день в Архангельском соборе Кремля. Мы совершаем молитвы, окруженные гробами царей и цариц. Были среди них люди выдающиеся, талантливые, некоторые были людьми средних способностей, но среди них не было ни одного предателя — все служили Родине в меру своих сил. Все, что имели, — отдавали. Те, кто был талантлив, например, прекрасные полководцы, отдавали, конечно, больше, чем те, кто имел средние способности, но ведь Бог с каждого взыщет по способностям! И все те, кто здесь лежит, кто сподобился упокоиться в Архангельском соборе Кремля, все они верой и правдой служили Церкви Православной и своему Отечеству. Это те замечательные люди, которые сохранили для нас великую и прекрасную страну. Это те люди, которые в течение послереволюционных лет беспамятства были как бы вычеркнуты из истории, но ничто великое не может уйти из памяти народной, ни тем более не может быть вычеркнуто из Божественного промысла. И сегодня мы торжественно вспоминаем святые имена правителей земли нашей — царей и цариц, великих князей и княгинь — тех, кто нес на своих плечах бремя огромной ответственности за историческое существование нашей страны, нашей Церкви, нашего народа. Многие из них, конечно, у Господа. Кто-то прославлен, кто-то не прославлен, но сегодня, молясь о них, мы и к ним обращаемся с просьбой молиться о державе Российской, о стране нашей, чтобы неприступными были наши священные рубежи, чтобы всегда хватало у нас мудрости, силы и чести защищать их в случае необходимости. Чтобы любовь к Отечеству никогда не иссякала, особенно в умах и сердцах молодого, грядущего за нами поколения.

Думаю, так и будет, все сохранится, и в первую очередь, может быть, по молитвам тех, кто лежит в этом соборе, а также по молитвам сонма святых, в земле Русской просиявших, и по молитвам Церкви нашей, которая идет по своему историческому пути и, невзирая на опасности и трудности пути и лукавство века сего, несет слово истины о Боге, о Его Божественном промысле, о спасении, которое было принесено Сыном Его и Господом нашим Иисусом Христом. И верим: покуда будет сохраняться вера, с ней будет сохраняться и любовь к Отечеству, и способность защищать свой народ и свою страну.

Мы ни с кем не хотим воевать. Россия никогда ни на кого не нападала. Это удивительно, что великая и могучая страна никогда ни на кого не нападала — она только защищала свои рубежи. Дай Бог, чтобы и до скончания века страна наша была такой — сильной, могучей и одновременно любимой Богом. Мы просим Господа, чтобы Он Свою любовь не отринул от народа нашего и от Церкви нашей, чтобы вразумил власти, чтобы в вере, благочестии и мудрости укрепил народ наш, чтобы дал нам силы работать, жить и, если нужно, бороться за то, чтобы сохранялась свободная и ни от кого не зависимая жизнь нашего народа и нашей страны. И да помогут нам святые угодники, в земле Русской просиявшие. Да помогут нам молитвами своими и те, кто здесь почивает своими телами, но, верим, многие из них душами предстоят пред Господом. Молитвами всех, всей Церкви Небесной и земной, всех тех, кто отошел от нас, и кто живет на земле нашей, да хранит Господь землю Русскую от междоусобной брани и от нашествия иноплеменников, и да укрепляет веру православную — единственную духовную силу, способную реально скреплять воедино наш народ. И верим, что Господь не оставит нас Своей милостью и благодатью, в том числе в нынешнее непростое время лета благости Его.

Христос Воскресе! Христос Воскресе! Христос Воскресе! Воистину Воскресе Христос! Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5922848.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3009
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь в день памяти великомученика Георгия Победоносца после Литургии в Храме Христа Спасителя

6 мая 2022 г. 15:04

6 мая 2022 года, в день памяти великомученика Георгия Победоносца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня память великомученика Георгия Победоносца, символа победы. Воина, который победил самую страшную силу — диавола. Всегда, когда зло торжествует, присутствует эта темная онтологическая сила, но Георгий Победоносец ее одолел. Конечно, не только человеческой силой, потому что ту силу победить силой человеческой было невозможно. Но Господу было угодно так облагодатствовать святого Георгия силой Божественной, что он сумел победить силу диавольскую. Именно поэтому Георгий Победоносец всегда был символом подлинной победы — победы правды над злом, победы жизни над смертью. И неслучайно именно в Российской империи, православной стране, которой пришлось силой завоевывать право на жизнь не по чужим лекалам, не по чужим законам, а по собственной правде, идущей от самых источников нашей веры, орден Георгия Победоносца стал высшей военной наградой. Причем этой награды удостаивались не только и даже не столько военачальники, сколько герои любого звания. Поэтому этот орден особым образом почитался в Российской империи, и слава Богу, что и в нынешней России Георгий Победоносец также почитается и как святой, и как символ воинской победы, воинской доблести.

Когда завершалась Великая Отечественная война, праздновался день святого Георгия Победоносца. Не так уж важно, в какой час мы стали праздновать Победу. Самое важное — в том, что эта Победа действительно прямо связана со святым Георгием Победоносцем, и разве это не является свидетельством того, Кто был вместе с нами в этой самой страшной схватке с фашизмом? Конечно, Господь помогал. Много согрешили мы в предшествовавшие годы — и революция, и гражданская война, и раскулачивание, и уничтожение целых групп людей — чего только не было! Огромная несправедливость творилась под лозунгами строительства справедливого — самого справедливого — в мире общества. И народ наш понес великие жертвы, но вышел из этой войны совершенно другим. И то, что в год Победы память святого великомученика Георгия Победоносца пришлась на день Светлого Христова Воскресения, было воспринято как особый знак и свидетельство о том, что Победа, на алтарь которой были принесены огромные жертвы, была достигнута героизмом народа нашего по Божиему промыслу и по Божиему благословению. Так и воспринимался День Победы большинством нашего народа в тот 1945-й год. И удивительно, что и маршал победы Георгий Жуков тоже носил имя в честь святого великомученика Георгия. Как-то все сошлось в одной точке. Кто-то сумел в этом увидеть несомненное явление Божиего промысла, кто-то ни о чем не думал, но для нас, призванных понимать знаки истории и знаки времени, всё то, что произошло в 1945-м году, было несомненным свидетельством милости Божией к нашему народу.

Мы победили в той самой страшной войне, и думали, как и многие другие, что на этом все и закончится и не будет больше никаких войн. Сколько же можно убивать друг друга, сколько же можно страдать, сколько можно разрушать? Такой была надежда всего рода человеческого, и была создана Организация Объединенных Наций, для того чтобы предотвратить возможные войны, — а ничего не получилось в конечном итоге. Слава Богу, что глобальной войны до сих пор не было, и будем молиться, чтобы ее не было впредь, но сколько же людей погибло в локальных конфликтах! Поэтому сегодня, осознавая, какая непростая складывается обстановка в Европе, насколько непросто складывается обстановка вокруг нашей страны, мы должны усилить молитву ко Господу, Его Пречистой Матери, Покровительнице земли Русской, и к великомученику Георгию — святому, так тесно, глубоко, онтологически связанному с нашей Великой Победой в Великой Отечественной войне. Мы должны просить, чтобы Господь милость Свою явил над страной нашей, оградил ее от врагов внешних и, добавлю, внутренних. Сегодня время особой консолидации всего нашего народа. Мы должны быть все вместе, мы должны сознавать, что проходим через тяжелый, опасный и в каком-то смысле судьбоносный период нашей истории. И будем обращать молитву к святому Георгию Победоносцу, ко всем святым, в земле Русской просиявшим, чтобы сохранилась наша страна свободной, независимой в полном смысле этого слова от всяких мировых центров власти, потому что только так и может существовать великая православная страна, с большим количеством также благочестивого исламского населения, доказавшего жизнью своей и жертвами своими верность России. Это удивительное сочетание подвига, мужества, веры нашего народа дает и сегодня надежду на нашу победу, на избавление от любых врагов, которые захотят посягнуть на нашу страну, на землю нашу. Будем молиться святому Георгию, в день памяти которого наш народ одержал Победу в самой страшной войне за всю человеческую историю, чтобы он, несомненно сопровождавший нас в той отчаянной и страшной борьбе за выживание и спасение народа и страны, и сегодня был вместе с нами, с народом нашим, с воинством нашим, с властями нашими. Но, в первую очередь, чтобы святой Георгий пред престолом Божиим молился за землю Русскую.

Всех вас, мои дорогие владыки, отцы и братья, сердечно поздравляю с этим замечательным праздником. Еще и еще раз хотел бы сказать, что не только силой оружия, но более всего силой духа и силой нашей веры обеспечивается на протяжении веков свободное и независимое существование нашего Отечества. И покуда будем верой пламенеть, пока будем соединять нашу горячую молитву с нашими жертвенными трудами, каждый на своем месте, до тех пор и пребудет над нами божественный небесный щит, который держит в руках Георгий Победоносец, ограждая Отечество наше от всякого врага и супостата.

Всех вас поздравляю с праздником, с памятью великого угодника Божия чудотворца Георгия! Храни вас всех Господь! Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5923691.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3009
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю 3-ю по Пасхе после Литургии в главном храме Вооруженных сил РФ

8 мая 2022 г. 15:18

8 мая 2022 года, в Неделю 3-ю по Пасхе, святых жен-мироносиц, праведных Иосифа Аримафейского и Никодима, накануне 77-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем соборе в честь Воскресения Христова — главном храме Вооруженных сил Российской Федерации, расположенном в Одинцовском районе Московской области. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Дорогие военачальники, военнослужащие, все, кто сегодня в храме, и все, кто меня сейчас слышит и видит! Всем вам передаю великое Пасхальное приветствие: Христос Воскресе!

С особым чувством всегда совершаю Божественную службу в этом храме — Главном храме Вооруженных сил нашего Отечества. Замечательно, что у армии, у флота, у всех родов войск Отечества нашего появился этот храм как главное место духовного собрания нашего воинства, где военнослужащие могут помолиться и обратиться к Богу с просьбой о сохранении их жизни, их здоровья, особенно тогда, когда в силу присяги и по долгу службы они серьезно рискуют и здоровьем, и жизнью. И ведь каждый военнослужащий знает, что в любой момент может быть отдан приказ, который потребует готовности встретиться со смертью. Это звучит страшно, но отсюда и произрастает величайшее уважение в народе к людям в погонах, к тем, кто дал присягу защищать Родину. Может быть, в мирное время воинский подвиг так остро не ощущается, но как же высоко он оценивается всякий раз, когда возникает опасность для нашего Отечества, будь то объявленная врагами война, либо, как сейчас говорят, война гибридная, ползучая, скрытая, но реальная, уносящая жизни и военнослужащих, и мирных жителей!

Действительно, служение человека, присягнувшего на верность Отечеству даже до смерти, — совершенно особое. Именно поэтому воины, как никто другой, нуждаются в духовной поддержке. В мирное время это не очень чувствуется, потому что жизнь в Вооруженных силах течет, как ей предписано, реальных рисков нет, но есть уважение, почет, особое положение в обществе. Но все это дается воину, вступившему в Вооруженные силы, как бы авансом. И народ, и общество, и государство понимают: многого заслуживает военнослужащий, давший присягу защищать Отечество, и много нужно сделать для того, чтобы жизнь воина была благополучной. И не нужно завидовать, если кто-то в погонах, особенно с большими звездами, живет хорошо, потому что в любой момент, вне зависимости от величины звезд на погонах, военнослужащий будет обязан пожертвовать своей жизнью и здоровьем, и никакая другая специальность не требует от человека такой жертвы — только воинское служение. Вот почему Церковь особенно молится и в мирное время, я уж не говорю о военном, о властях, которые несут основную ответственность за происходящее в стране, и о воинстве, от которого зависит свобода, независимость и благополучие нашего Отечества.

Так сложилось, что страна наша практически никогда не вела агрессивных войн. Было два случая, которые могут поставить нам в пример и сказать: «А как же Первая мировая война? А до нее Балканская война? Ведь вы пошли на Балканы, и армия Самсонова двинулась в Восточную Пруссию — значит, и вы агрессоры». Совсем нет! На Балканы армия наша пошла не для того, чтобы расширить пространство своей страны, не для того, чтобы обогатить страну богатой добычей, не для того, чтобы подчинить другие народы, а для того чтобы спасти от пятисотлетнего рабства болгарский народ. И назовите еще страну, которая пожертвовала тысячами и тысячами своих сынов для того, чтобы помочь другой стране так, как мы помогли болгарам!

А Первая мировая война? Сербы стали главной целью и мишенью западных сил. И эта известная провокация в Сараево — всё было направлено на то, чтобы Сербия, православная страна, близкая России по духу, но живущая в окружении западных стран, прекратила свое существование. Не хотел Запад иметь среди своих народов этот мужественный православный, любящий Россию народ, и спровоцировал Первую мировую войну. А Россия вступила в эту войну не для того, чтобы приобрести себе земли, не для того, чтобы обогатиться, не для того, чтобы получить власть над другими, а для того чтобы спасти братский сербский народ.

Итак, две войны, относительно которых нас могут обвинить в том, что мы пошли первыми, — это защита болгар и защита сербов. Эти цели не были связаны с меркантильными, материальными, политическими или геополитическими интересами — Россия истощала себя, Россия жертвовала собой для того, чтобы помочь другим. Вот почему мы воинство наше называем христолюбивым — потому что какой силой, кроме как внутренней духовной силой, можно объяснить великий подвиг наших воинов в тех двух войнах!

А что же произошло во время Великой Отечественной войны? Страшный враг напал на страну, которая до того прошла не самый лучший отрезок своей истории — 20-е, 30-е годы. Каждый из нас, кто изучал историю, знает, какими трудными, сложными и даже страшными для народа были эти годы. Но вот наступила война, и все обиды были забыты, все репрессированные были готовы идти и защищать Отечество. И как много людей, которых еще вчера власти считали врагами народа, стали горячими защитниками Родины! Откуда все это? Это от наших духовных корней, это от нашего национального самосознания, которое действительно проистекает из духовных ценностей нашего народа. И даже в безбожное время эти ценности не могли быть демонтированы и уничтожены, потому что они стали частью жизни, частью души нашего народа.

И сегодня в этом воинском храме мы воздаем должное всем тем, кто ныне на разных рубежах защищает наше Отечество. Верим, что и сегодня наше воинство не меньше, чем в те времена, о которых я напомнил, нуждается в духовной силе, в поддержке и, самое главное, в молитвах всего нашего народа. И воинство должно помнить, что мы его любим, помним и молимся о тех, кто сегодня защищает наше Отечество.

Я хотел бы обратиться к военнослужащим, которые присутствуют здесь, а через них — ко всему нашему воинству. Помните, братья, что от того, как вы несете свой воинский долг, от того, насколько вы способны защитить Отечество и даже, не убоюсь этих слов, душу свою положить за други своя, по заповеди Божией, будет зависеть свобода, независимость, самостоятельность нашего Отечества. Независимость даже от самых мощных сил, которые сегодня практически управляют миром, но не управляют нашей страной, а отсюда и все проблемы. И пусть Господь вразумит всех нас — и воинство, и народ, и молодежь, и пожилых людей, интеллигенцию нашу, и рабочих, и тех, кто на селе трудится, — и поможет осознать, какой важный исторический момент мы сегодня переживаем, как нуждаются в наших молитвах и в помощи наша армия, флот, все наши Вооруженные силы. Как мы должны быть сегодня все вместе — никому не угрожая, ни на кого не нападая, но будучи абсолютно готовыми отразить любую агрессию против нашего народа и нашей страны. Пусть подвиг и пример великих наших полководцев — святых Александра Невского и Дмитрия Донского, замечательных военачальников Суворова, Кутузова, Нахимова, Скобелева, маршала Жукова и всей блистательной плеяды советских маршалов, которые во многом обеспечили победу над фашистской Германией, — и сегодня вдохновляют наше воинство.

И вот еще о чем хотел бы сказать. Россия никому не желает зла, никого не хочет захватить и оккупировать, ни из кого не хочет выкачивать ресурсы, как это делает большинство богатых и сильных стран мира, экономически оккупируя слабые и беспомощные страны. Мы не нуждаемся во всем этом, мы самодостаточны, но мы нуждаемся только в одном — в нашей подлинной свободе, в нашей независимости от этих мировых центров власти, которые сегодня, к сожалению, становятся враждебными России. Мы должны консолидировать все наши силы, и духовные, и материальные, чтобы никто не посмел посягнуть на священные рубежи нашего Отечества.

И мои слова — это не то, что наши противники хотели бы характеризовать как «очередную милитаристскую речь Патриарха». Глупости все это! Мои родные и близкие погибли во время войны или умерли в Ленинградской блокаде. Я родился сразу после войны — в 1946 году, я помню послеблокадный Ленинград. На всех нас, на том первом послевоенном поколении, лежала печать скорби, жертв, потерь, разрушений. Я шел в школу по Малому проспекту Васильевского острова и видел остовы разрушенных домов — их тогда еще не снесли, они стояли как страшное напоминание о Ленинградской блокаде. И эти остовы были совсем рядом с домом, где жила моя мама со старшим сыном, еще младенцем, когда в сотне метров взрывались авиационные бомбы. Мы все это помним, и поэтому сегодня особенно молимся и должны все вместе трудиться, чтобы Господь оградил Отечество наше от всякого врага и супостата, чтобы народ наш объединился, преодолев все естественные для человеческого общества разногласия и расхождения во мнениях и жизненных позициях. Сегодня всё нужно отставить в сторону и быть едиными в самом главном — в нашей готовности любовь к Отечеству проявить реально, и делом, и словом, и способностью защитить свой народ и свою страну.

Я хотел бы выразить сердечную благодарность тем, кто сегодня здесь присутствует, но более всего хотел бы еще раз поблагодарить власти и воинство наше, которое сегодня в условиях практически военных действий несет свою службу, защищая наше Отечество. И еще и еще раз, подчеркивая важность, красоту и доблесть воинского подвига, призываю всех молиться о мире, о том, чтобы Господь отвратил всякие военные действия, чтобы Господь примирил народы, нации и государства, чтобы мир стал достоянием всего рода человеческого. Потому что к миру призвал нас Господь, а не к войне.

И еще о чем-то хотел бы сказать. Сегодня замечательный день — праздник жен-мироносиц, тех самых женщин, которые служили Господу и Его ученикам, помогая им. Может быть, они готовили пищу, приносили продукты, оказывали Спасителю простую человеческую поддержку. И вот эти жены-мироносицы оказались такими сильными, что не убоялись ни римских воинов, ни царя Ирода. Они были с Господом даже до креста и на Голгофе стояли перед лицом улюлюкающей толпы. А ведь замечательная верность женщин-мироносиц Спасителю неоднократно повторялась в последующей истории, в том числе в истории нашего Отечества. В безбожные годы мужья, занимавшие ту или иную должность, боялись в храм пойти, даже будучи крещеными и верующими, боялись признаться в своей вере. А женщины ходили, молились и вымолили у Господа освобождение России, в том числе от ига безбожия. И вот сегодня мы вспоминаем тех самых жен-мироносиц, а также тайных учеников Спасителя — Иосифа и Никодима. А тайные ученики были всегда, в том числе и в безбожное время. Мне приходилось встречаться с такими — многих из них имели погоны с крупными звездами, многие носили звания академиков и не могли вслух говорить о своей вере, но были тайными учениками Спасителя, вокруг которых собирались другие. Так сохранилась вера не только в народе нашем, но и в нашей интеллигенции, в наших Вооруженных силах. Вот какие дивные примеры мы вспоминаем сегодня в связи с праздником жен-мироносиц, служивших Спасителю, и тайных учеников Христовых, которые распространяли Его слово, Его истину среди власть имущих и тогдашней элиты. Думаю, этот феномен жен-мироносиц и тайных учеников никогда не уйдет из жизни Церкви. Потому что и сегодня не всегда и не везде можно открыто исповедовать веру во Христа. И Церковь нуждается в верных учениках — с любыми погонами и звездами и без погон и без звезд. Церковь нуждается в православных людях, которые жизнью своей и добрым словом своим укрепляли бы веру в народе, его национальное самосознание и, в самом возвышенном смысле слова, служили безопасности нашего Отечества.

Да поможет Господь всем нам сохранить все те смыслы, которые несет в себе сегодняшний день, применить их, осуществить в нашей жизни, но, самое главное, осознать, что тайное ученичество и жертвенное служение жен-мироносиц Спасителю являются неотъемлемой частью опыта нашей Церкви. Да укрепит Господь всех, кто не может открыто, но тайно исповедует Господа и Спасителя, да укрепит Господь наших женщин-христианок, которые, несмотря на позицию своих мужей, сохраняют веру в семьях и в вере воспитывают детей. Да поможет нам Господь не сойти с исторического пути, предначертанного нашему народу и нашей стране, которая сегодня является великой силой, несомненно удерживающей мир, по слову апостола, от страшного и пагубного безбожного цивилизационного развития. Молитвами святых угодников Божией, в земле Русской просиявших, наипаче же тех, кто был связан с защитой нашего Отечества, да сохранит Господь землю Русскую от всякого врага и супостата, да укрепит веру нашу и любовь к Отчизне! Аминь.

Христос Воскресе! Христос Воскресе! Христос Воскресе! Воистину Воскресе Христос!

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5924172.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3009
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на X Парламентских встречах в Совете Федерации ФС РФ

17 мая 2022 г. 16:27

17 мая 2022 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с докладом на открытии X Парламентских встреч, организованных в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в рамках XXX Международных образовательных чтений «К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность».

Уважаемая Валентина Ивановна! Дорогие участники этого важного, столь необходимого для диалога Церкви с государством собрания!

Всех вас хотел бы сердечно приветствовать и еще и еще раз подчеркнуть важность прямого диалога представителей Церкви с нашим политическим миром, с представителями интеллигенции, с представителями народа.

Валентина Ивановна, я, наверное, перестарался — сразу приношу извинения. Как-то меня тема эта захватила, и я писал, писал, писал… Потом посмотрел, думаю: да нет, половину надо вычеркнуть, но как-то жалко стало. Вот и получается так, что я, наверное, не уложусь в то время, которое полагается по регламенту. Поэтому, если Вам покажется уж совсем неправильным продолжение чтения того текста, который подготовлен, Вы меня, пожалуйста, остановите.

(В.И. Матвиенко: Ваше Святейшество! Для Вас регламента не существует!)

Спасибо большое. Тогда позвольте, дорогие участники Парламентской встречи, сердечно приветствовать всех вас, и я хотел бы еще раз сказать, что мы очень высоко ценим эту возможность прямого диалога Патриарха с представителями нашего политического мира, нашей общественности.

Тема, которая сегодня лежит в основе наших размышлений, — это 350-летие со дня рождения государя императора Петра I. И тема Международных образовательных чтений также связана с этим юбилеем, и мне хотелось бы сказать несколько слов о личности этого выдающегося российского правителя и его значении для отечественной культуры и истории.

Время Петра I принято считать началом секулярного эксперимента в России — преобразований, результатом которых стало привнесение в жизнь нашего народа разделения на церковное и светское, религиозное и секулярное. С прямым подчинением Церкви государственному аппарату была принята в каком-то смысле совсем чуждая и нетрадиционная для нашего народа модель отношений, которая, впрочем, считалась тогда «самой прогрессивной». Но, как справедливо считают некоторые ученые, крутой мировоззренческий поворот, произведенный императором Петром I в отношениях Церкви и государства, имел последствия не только для церковно-государственных отношений, но в каком-то смысле привел к разделению общества, а в результате — к революционным событиям. Многие считают, что именно в то время и зародились предпосылки к событиям 1917 года, которые положили начало гонениям на веру и отрицанию религии как таковой.

Вместе с тем важно обратить внимание на то, что деятельность Петра I ознаменовала и новую эпоху во взаимоотношениях России с Европой. В XVIII веке Россия открылась Западу, который стал для нас источником знаний, примером для преобразований в жизни общества. Тысячи иностранцев приехали в нашу страну, которая стала для многих из них вторым домом.

В то время эта культурная коммуникация строилась во многом с учетом общих христианских ценностей. Однако в Новое время на Западе появились и затем получили широкое распространение опасные, на мой взгляд, идеи, основанные на отрицании христианского наследия и на принятии морального релятивизма как некоего принципа, на котором должны строиться отношения между людьми. К большому сожалению, за минувшие столетия эти идеи лишь усилились и привели к тому, что европейское общество начало подвергать ревизии незыблемые христианские ценности, что привело к утверждению высокомерия и гордыни, к разрушению доверия между странами и народами.

И сегодня Россия не закрывает «окно в Европу», прорубленное некогда Петром, и не самоизолируется, но это окно остается открытым лишь для взаимоуважительного диалога, а не идеологического диктата и начальственных окриков извне. Участие в этом диалоге не должно травмировать наше самосознание и лишать нас законной гордости за нашу страну, за нашу историю, за нашу культуру.

Теперь несколько слов о пандемии.

Новым угрозам и вызовам мы призваны противопоставить общественную солидарность и способность к совместным действиям. Коронавирусная инфекция стала для нас своего рода проверкой на прочность. Считаю, что российский подход к решению вопроса о введении пандемических ограничений был в достаточной мере сбалансированным и позволил сохранить возможность для нормального функционирования общественной жизни и экономики. Церковь признательна властям за диалог и поддержку востребованных социально значимых инициатив. Созданные Церковью центры помощи бездомным и нуждающимся многие месяцы работали на пределе своих возможностей, оказывая помощь большому количеству людей. Уверен, что накопленный нами в это непростое время опыт будет важен для дальнейших совместных действий государства, общества, религиозных общин в социальной сфере.

Теперь несколько слов об Украине.

Говорить о ситуации на Украине, а тем более давать ей какие-либо оценки невозможно вне исторического контекста. Как вы помните из отечественной истории, в XII-XV вв. наша страна существовала в виде множества разрозненных княжеств — осколков некогда единого и сильного государства. В этих условиях главной силой, удерживающей нацию от окончательного распада, оставалась Церковь. Тенденциям хаоса и конфликта в Древней Руси наша Церковь противопоставила идеал совместной жизни, основанной на любви, братстве, мире и взаимном доверии. Этот принцип в XIV в. был провозглашен преподобным Сергием Радонежским, который призывал соотечественников «воззрением на Святую Троицу побеждать ненавистную рознь мира сего». Преподобный внес огромный личный вклад в преодоление разобщенности между княжествами, понимая, что продолжение междоусобиц поставит под вопрос само будущее нашего народа, разрушит его духовное и культурное единство.

Не секрет, что на протяжении последних нескольких столетий разделения среди народов исторической Руси искусственно провоцировались, в том числе извне. В этом отношении знаковым событием стало заключение Брестской церковной унии в 1596 году — соглашения, в соответствии с которым часть духовенства православной Киевской митрополии присоединилась к Католической Церкви. Этот акт, нацеленный на разрушение православного единства, решал совершенно конкретную политическую задачу западных держав.

В годы Смутного времени гражданское противостояние привело православных казаков Запорожья под знамена польских интервентов. Этот исторический прецедент разделения народов Руси, увы, стал не единственным. Стоит вспомнить и предательство гетмана Ивана Мазепы, который в ходе Северной войны между Россией и Швецией перешел на сторону шведского короля Карла XII. Большинством русских, украинцев и белорусов Мазепа всегда воспринимался именно как предатель Руси, а не как личный враг Петра I. К сожалению, последние годы на Украине проводилась сознательная реабилитация гетмана Мазепы, многие исторические факты подверглись кардинальной переоценке, а если называть вещи своими именами, — были искажены или вовсе преданы забвению.

Революционные события 1917 года и последовавшая за ними гражданская война в России в немалой мере стали результатом экспансии западных учений о новом устройстве общественной и политической жизни. Это яркий пример того, что нельзя некритически относиться даже к самым, казалось бы, привлекательным идеям, которые приходят извне. «Равенство, братство, свобода» вскружили голову людям. И замечательно написал Бердяев, просто разрушив саму эту идею «равенства, братства и свободы». По его словам, там, где свобода, не может быть равенства. Равенство — на газоне, который подстрижен, но там нет свободы. А луг на опушке леса — это царство свободы, но там нет никакого равенства. Эти замечательные слова привели к очень важному переосмыслению революционных событий — в первую очередь, в среде нашей эмиграции, а затем и в нашей стране.

В ходе Великой Отечественной войны народы нашей страны объединились перед лицом общей угрозы. Смягчение гонений на Церковь позволило опереться на хранимую в сердцах веру и выстоять. Для современной России память о войнах и особенно о последнем крупнейшем конфликте общемирового масштаба — Великой Отечественной войне — поистине бесценна и помогает осознать неоспоримую значимость единства.

Трагедия Великой Отечественной войны, унесшей жизни 27 миллионов наших братьев и сестер, из которых 18 миллионов были мирными гражданами, никогда не должна быть забыта народами исторической Руси. Именно поэтому столь неприемлемыми выглядят любые попытки оправдать не только саму бесчеловечную нацистскую идеологию, но и всех ее сторонников и пособников. Такие попытки способны вызвать лишь глубокое моральное отторжение и справедливое негодование. Попытки реабилитации, в частности на Украине, тех, кто был связан с немецкими нацистами, увековечение их памяти — всё это является знаком презрения к жертвам Великой Отечественной войны, в том числе к жертвам, понесенным украинским народом.

Распад СССР и появление национальных государств неизбежно поставили вопрос о взаимоотношениях братских народов в новых исторических реалиях. Глубинные народные связи, сложившиеся на уровне родственных отношений, совместной деятельности, многовековой истории, и главное — общей веры, культуры и языка, — обусловили сохранение церковного единства, простирающегося поверх новых государственных границ. Церковь уважает границы и суверенитет государств, но для нее политические разделения имеют второстепенное значение, главным же остается духовное единство, добрососедство и взаимопонимание между людьми.

Теперь несколько слов о разделениях, которые начались в 2014 году. Братоубийственное разделение, начавшееся на Украине с 2014 года, Церковь переживает как трагедию. Хотел бы напомнить, что с самого начала конфликта Церковь на Украине и в России непрестанно возносит молитвы о мире и неизменно призывает людей к преодолению разделений. На протяжении всех восьми лет вооруженного противостояния Церковью организовывались многие благотворительные акции в поддержку тех, кто оказался в беде, лишился крова и был вынужден бежать от боевых столкновений. Как вы знаете, при посредничестве Церкви неоднократно проходил и обмен военнопленными.

Помню, как непросто было организовать первый такой обмен. Страхи были с обеих сторон, но по милости Божией именно участие Церкви в этом обмене, инициатива, которая исходила от Церкви, и помогла снять те опасения, подозрения, напряженность, которые сопровождала эту беспрецедентную для того времени акцию.

Убежден, что разделение народов исторической Руси, дошедшее до кровавого конфликта, как и прежде в истории, является результатом вмешательства внешних враждебных политических сил. Хорошо известно, что колониальные державы, руководствуясь принципом «разделяй и властвуй», и в других регионах земного шара создавали точки военного напряжения и междоусобных конфликтов. Сегодня это постыдное правило, к большому сожалению, применяется и для эскалации русско-украинской вражды.

Да, ссоры случаются и между родными братьями, но довести ее до братоубийства оказалось возможно путем целенаправленной пропаганды агрессии и лжи. Я говорил уже ранее, что нельзя считать виновниками этой ситуации народы России и Украины, которые вышли из единой Киевской купели Крещения, объединены православной верой и связаны общей исторической судьбой. Нет и не может быть у них заинтересованности в конфликте.

Наша паства — и в России, и на Украине, и мы горячо молимся о восстановлении мира, о том, чтобы Господь ниспроверг замыслы злой внешней силы, подпитывающей ненависть. Нельзя не сказать и о том, что раскол украинского Православия — еще одно звено этой порочной цепи разделений. Действия Константинопольского Патриархата, легализовавшего раскол, достойны исторического сравнения с униатством. Окончательной целью этого проекта является переориентация Украинской Православной Церкви таким образом, чтобы она более не могла служить единству братских русского и украинского народов.

Политическая цель создания всех этих автокефалий, всех этих раскольнических объединений — ослабить влияние Православной Церкви, единой Православной Церкви Руси, Украины и Беларуси, используя идеологические штампы для поджигания вражды и создания новых мифов, которые отчуждали бы один народ от другого.

Да, военные столкновения действительно сопровождали всю историю человечества после грехопадения. Будучи одним из печальных проявлений греховности, военные столкновения, по всей вероятности, будут сопровождать человеческую историю и далее. Однако даже в условиях вооруженных конфликтов человек может и должен сохранять свое достоинство и заботиться о достоинстве окружающих. Исключение запрещенных методов ведения военных действий, защита гражданского населения, соблюдение международного гуманитарного права, уважение к пленным и раненым — вот то, к чему я как Патриарх всея Руси призываю стороны конфликта и прошу сделать всё возможное, чтобы избежать жертв среди мирных жителей.

Убежден, что из происходящего на Украине следует извлечь правильные уроки, дав оценку тому эксперименту, который совершался над украинским народом после распада СССР. Случившаяся трагедия вновь заставляет Церковь возвысить голос во имя защиты национальных языков и культуры. Никто в мире не должен быть ущемлен только по той причине, что он говорит или думает «не на том» языке.

Из уст определенных политиков и в СМИ нередко звучат призывы к повсеместному ущемлению прав русскоязычного населения, проживающего в бывших союзных республиках, ныне независимых государствах. Так называемая «отмена русской культуры» на Западе стала свидетельством печального нравственного состояния общества. Попытка искоренить культуру той или иной нации — это апогей ненависти. Хуже — только попытка физически уничтожить ставший неугодным народ.

Наше общество чувствовало связь с европейской культурой даже в непростые времена «холодной войны» и борьбы идеологий. Западная классическая литература, музыка и живопись всегда высоко ценились нашими соотечественниками, воспринимающими европейскую культуру как неотъемлемую часть богатого христианского цивилизационного наследия. Так мы продолжаем воспринимать ее и ныне, несмотря на все происходящее. Надеюсь, что к тем, кто сейчас «борется» с Пушкиным и Достоевским, бойкотирует конкурсы Чайковского и отказывается исполнять Рахманинова, рано или поздно придет осознание постыдности и безумия совершаемых действий.

Но все-таки хотелось бы сказать и о будущем, и сказать с надеждой. Несмотря на то, что военные действия еще не закончены, уже сегодня необходимо работать ради восстановления мирной жизни на Украине и на Донбассе. Уверен, что наши молитвы будут услышаны и воцарится долгожданный и прочный мир. Не сомневаюсь, что Россия предпримет необходимые усилия для создания этой мирной жизни, в которой главенствующим принципом будет сохранение единства между народами, основанного на взаимопонимании.

Цивилизационные и ценностные различия между западными странами и Россией неизбежны и в настоящий момент представляются трудно преодолимыми, но они не должны быть препятствием для мирного сосуществования, для равноправного и взаимоуважительного диалога культур.

Хотел бы поделиться с вами мыслями о том, какие выводы можно было бы извлечь из сложившейся ситуации. Думаю, мы призваны к глубокому переосмыслению вектора общественного и государственного развития последних десятилетий. Важно сосредоточиться не на том, что подумает о нашем дальнейшем развитии какой-то внешний наблюдатель, а на том, как выстраивать будущее страны, исходя из нашего исторического опыта, национальной и духовной культуры, нашего христианского наследия. Нам не нужна изоляция от внешнего мира, но нам необходимо обновленное понимание суверенитета. Суверенитета не только политического, но и культурного; суверенитета, который распространялся бы на многие сферы — от экономики до права. Мы переворачиваем страницу отечественной истории, это факт, и нам необходимы великие созидательные силы, чтобы строить наше государство и общество на новых исторических основах и в новых исторических условиях.

Глянцевая идеология и нацеленная на удовлетворение страстей массовая культура должны навсегда остаться в прошлом. Позвольте сделать предложение: не настало ли время и для российских законодателей приложить особые усилия для нового — без оглядки на кого бы то ни было, кроме российского народа, — взгляда на правовое регулирование нашей жизни? В нынешней обстановке в мировой политике сохранение традиционных ценностей призвано стать стратегическим курсом Российской Федерации.

Выступая в прошлом году в Государственной Думе в рамках Парламентских встреч, я подчеркнул, что внесенные в Конституцию Российской Федерации поправки содержат потенциал для разрешения вопросов народосбережения. Эта задача требует больших интеллектуальных усилий и сплочения всего нашего общества. Полагаю, что прежде всего нам нужно более активно и последовательно выступать в поддержку института семьи и защиту семейных ценностей. Об этом мне тоже много раз приходилось говорить на разных площадках.

Связывая разные поколения и передавая культурный опыт от старших к младшим, семья играет ключевую роль в формировании общества и выстраивании социальной иерархии. Сегодня под влиянием новых социальных технологий и гендерных идеологий институт семьи подвергается большому давлению, которое запускает опасный процесс его разрушения. Некоторые политики, особенно за рубежом, следуя моде и, быть может, не всегда в полной мере осознавая ответственность за принимаемые решения, готовы вносить изменения в законодательство вопреки непреходящим нравственным нормам и традиционному общественному укладу. Тем самым в национальную демографическую политику закладывается мина замедленного действия. В нашей стране, сохраняющей связь с многовековой культурной традицией, имеющей глубокие религиозные корни, к счастью, эта проблема не является столь ярко выраженной, как в ряде западных стран. Однако некоторые явления и привнесенные в соответствии с духом времени новшества вызывают обеспокоенность в обществе.

Один из примеров — это вывоз за рубеж иностранными гражданами детей, рожденных в результате применения технологий суррогатного материнства. Русская Православная Церковь, родительская общественность, ряд общественных организаций крайне обеспокоены затягиванием установления соответствующего запрета.

Нам нужно создавать все необходимые условия для сохранения и возрождения традиционных семейных ценностей, мы об этом постоянно говорим. Почему? А потому, что сегодня массовая культура в большей своей части не поддерживает этих ценностей. Возьмите содержание фильмов — все эти бесконечные интриги в семьях, вся эта параллельная жизнь представлены так ярко в кинематографе, и всё это формирует представление о якобы нормальной модели человеческого поведения. Я далек от того, чтобы призывать всех с сегодняшнего дня изменить образ своей жизни, но я бы хотел призвать всех подумать о том, что семья и семейные отношения — это несомненная, реальная духовная скрепа всего народа. Ведь если разрушается семья, то ослабляются и общество, и государство.

Я хотел бы сказать, что семья продолжает нуждаться в защите на законодательном уровне от необоснованного и незаконного вмешательства в семейную жизнь, в том числе под предлогом защиты прав детей. Семьи нередко встречаются с административным произволом органов опеки и попечительства. Ответственность чиновников за причиненный ущерб семье при этом законодательно не установлена.

Мы в этих стенах не первый год говорим о необходимости принятия специального закона, касающегося статуса многодетных семей. А ведь демографическая ситуация является поистине опасной. Еще немного — и лишенные всесторонней поддержки многодетные семьи не смогут переломить ситуацию падения рождаемости, и закон принимать будет слишком поздно. Предлагаю разработать подобный законопроект в кратчайшие сроки, привлекая к этому родительскую общественность, а также традиционные религии России.

Церковь неизменно свидетельствует о важности и ценности жизни, данной человеку Создателем. В последнее время государство обращает серьезное внимание на профилактику абортов. Здесь необходим целый комплекс мер — ограничительных, организационных, а также поддерживающих материнство и поощряющих рождаемость. Представляются важными предложения, которые звучат сейчас от законодателей, в частности, о прекращении совершения абортов в частных клиниках, благодаря чему точнее станут статистические данные, исчезнет стимул гнаться за прибылью за счет уничтожения детских жизней. Можно лишь приветствовать новые социальные формы, направленные на стимулирование рождаемости и поддержку в виде ежемесячных выплат женщинам, ставшим на учет по беременности. Но, к сожалению, такую поддержку получает очень небольшое количество женщин, среди которых лишь безработные и не состоящие в браке. Предлагаю изучить возможность распространить выдачу пособий если не на всех женщин, то на гораздо более широкий круг лиц — в первую очередь женщин, вынашивающих ребенка, вставших на учет по беременности, до достижения их детьми возраста полутора лет. Для многих женщин это может стать важнейшим фактором в решении сохранить жизнь и отказаться от аборта.

Напомню, что российский Гражданский кодекс защищает право нерожденного наследника. Существующие нормы, как представляется, вполне могут быть отредактированы таким образом, чтобы жизнь ребенка, будущего члена нашего общества, защищалась законом с момента зарождения. Удивительно: право наследования защищается, а право ребенка на жизнь не защищается. Откуда это у нас — от какой культуры, из какой традиции? Призываю законодателей смелее подходить к вопросу защиты жизни, не обращая внимание на мнения, пугающие нас якобы ростом нелегальных операций. Любые нелегальные действия должны получать достойный ответ. Надеюсь, что наши правоохранительные органы позаботятся о том, чтобы вопросы здравоохранения оставались в исключительном ведении профессионального медицинского сообщества, а не коммерсантов.

Вновь хочу подчеркнуть: позиционирование аборта как бесплатной медицинской услуги, финансируемой из государственного бюджета, то есть из налоговых отчислений граждан, остается большой моральной проблемой нашего общества, терпящего не только духовный урон, но и переживающего демографический кризис. И хочется спросить: неужели пандемия, смерть миллионов людей, в том числе от множества несчастных случаев, не научат нас бережнее относиться к жизни человека?

Формирование представления о традиционной семье как ценности необходимо начинать со школьной скамьи, последовательно привнося в образовательный процесс воспитательное измерение. Представляется важной разработка единой программы воспитательной работы, а также введение ставок советников директора школы по воспитательной работе. При этом данная инициатива не должна превращаться в бюрократическую рутину и формализм, не должна вызывать у детей обратный эффект. Еще раз хотел бы подчеркнуть, что важнейшее воспитательное значение имеет изучение основ религиозных культур и светской этики — курса, который также помогает приобщить ребенка к традиционным культурным и семейным ценностям.

Продолжаем рассматривать как серьезное достижение включение в ЕГЭ традиционного сочинения, что позволяет выпускникам ориентироваться на раскрытие своих творческих способностей при подготовке к экзамену.

Нельзя не приветствовать решение об использовании в российских школах государственной информационной системы «Моя школа» так называемого «белого Интернета» — безопасной цифровой среды для наших школьников. Насколько мне известно, Министерство сейчас проводит большую работу в этом направлении, в системе «Моя школа» будут только проверенное содержание и проверенный контекст, включающий включать лекции, познавательные фильмы, иные информационные, учебные и воспитательные материалы. Это позволит защитить детей от рисков посещения ресурсов, которые имеют разрушительное воздействие на их психику.

Нынешнюю миссию законодателей я вижу в последовательном возвращении нравственного измерения в сферу правового регулирования. Необходимый базис для этого уже создан путем внесения поправок в Основной закон нашей страны.

Сегодня все чаще говорят о реализации конституционного положения о социальной ориентации нашего государства. Уверен, что дискуссия о социальной справедливости должна воплотиться в конкретных решениях законодателей. Я имею в виду поощрение социально ответственного бизнеса, снижение или полную отмену налогов для малоимущих, справедливое распределение ресурсов и многое другое. Надеюсь, что в ходе дальнейших экспертных обсуждений, в которых Церковь также примет активное участие, мы, действуя сообща, будем способны достойно ответить на те вызовы, которые сегодня стоят перед нашей страной.

Уважаемые законодатели, участники нынешней встречи!

Русская Православная Церковь и другие традиционные религии России возлагают на вас большие надежды, ибо от ваших усилий, от вашего профессионализма и ответственности в значительной степени зависит, в какой стране мы будем жить в ближайшее время. Прошу вас поддержать сложившуюся практику, нацеленную на укрепление и развитие прямого диалога власти и граждан по всем животрепещущим вопросам. Еще раз свидетельствую, что Церковь неизменно готова к такому диалогу и плодотворному взаимодействию.

Призываю на вас и ваши труды Божие благословение. Желаю всем здоровья, сил и процветания, а Родине нашей – мира, покоя, благополучия и развития всей мощной потенциальной силы нашего народа, которая бы способствовала безопасности страны и подлинному благополучию граждан России. Благодарю вас за внимание.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5926129.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3009
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь в день памяти апостола Иоанна Богослова после Литургии в Санкт-Петербургской духовной академии

21 мая 2022 г. 16:12

21 мая 2022 года, в день памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в академическом храме св. Иоанна Богослова Санкт-Петербургской духовной академии. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В этот день мы прославляем апостола и евангелиста Иоанна Богослова — особенно те, кто посвятил себя служению Церкви. Есть такое светское выражение — «полный рабочий день»; но у нас с вами не может быть полного рабочего дня, у нас вся жизнь — рабочий день. И для тех, кто посвятил себя этому служению, многие вещи и многие проблемы, которые очень волнуют людей вне Церкви, остаются, конечно, весьма существенными, но церковная традиция позволяет нам посмотреть на все, что происходит в мире, под иным углом зрения.

В свое время, когда я был ректором, люди светские задавали мне такой, казалось бы, простой вопрос: «А вы в этой школе вообще о чем? О чем вы говорите, чему вы учите?» Наверняка и вас, особенно молодых людей, спрашивают те, кто не вполне воцерковлен: «Ты что, из семинарии? А что вы там делаете, вы о чем?» Я вас научу, как ответить двумя словами: мы о законе жизни, ни больше ни меньше. Мы о самом главном. Существует закон жизни, хотя большинство людей не знают, что это такое; но мы, верующие, знаем, что закон жизни — это то, что повелел совершать людям Господь наш Иисус Христос. Он дал нравственный закон Нового Завета, и мы знаем, что нас ждет, если мы этот закон исполняем, и что с нами произойдет, если мы откажемся его исполнять.

Почему так? А потому что это и есть закон жизни. Человек порой отступает от этого закона по разным причинам — из-за незнания, из-за страха, из-за человеческих страстей, можно долго перечислять; но ведь каждый на собственном опыте знает: когда преступаем Божий закон, всегда бывают тяжелые, а иногда роковые последствия. Это особенно ясно открывается тем, у кого разрушается брак. Когда не хранится верность, когда разрушаются самые тесные человеческие отношения, каждый несет наказание и не может быть никакого счастья: человек теряет семью, нередко детей, а иногда начинается такой образ жизни, который еще более закручивает петлю вокруг шеи…

Но живя по закону Божиему, тому самому, которому учат здесь и студентов, и молящихся, мы можем быть счастливы, даже когда нас посещают скорби, болезни, неудачи, проблемы по работе. Если мы все трудности будем соотносить с той системой ценностей, которую Господь нам дал, которой Господь нас научил, то абсолютное большинство наших трудностей покажутся нам совершенно несущественными, а значит, недостойными того, чтобы тратить на них здоровье, силы, нервы и так далее. Действительно, в этой школе учат закону жизни, который делает человека счастливым.

Запомните эти слова и когда-нибудь скажите их тем, кто будет вас спрашивать. И попытайтесь объяснить, что существует только один закон, который ведет человека к счастью, — это Божий закон. Бог как Творец мира дал его нам. Бог не хочет зла человеку и потому дает правила жизни, исполняя которые, мы непременно будем счастливы, даже если внешние обстоятельства жизни не такие уж радостные.

Все это хорошо демонстрируется на примере нашей страны. Через какие только внешние скорби ни проходил наш народ — междоусобные брани, страшные войны, революции, потрясения… Но ведь мы сохранились как народ, и об этом нужно смело говорить в новом веке благости Божией. Мы действительно сохранились как народ только потому, что не отступили от самого главного — от нравственного Божиего закона. Кто-то, может быть, верит в Бога, кто-то сомневается, кто-то плечами пожимает, но ведь каждый понимает: если жить по нравственному закону, то все будет хорошо, а если отступаем от закона, то погружаемся в стихию греха, который может казаться очень привлекательным, но его последствия всегда разрушительны.

Очень важно, чтобы выпускники духовной школы обладали способностью объяснять своим пасомым, да и всем тем, с кем вы встречаетесь и будете встречаться, что такое вера в Бога. Нужно осознать, что это не только бабушки в белых платочках, не только архитектура, которая уже давным-давно создана и сейчас как-то воспроизводится, не всегда удачно. Это не только живопись, не только нечто внешнее, но это сама жизнь, это правило жизни, это самое и самое главное. Но для того чтобы быть убедительными, вы сами должны быть в этом убеждены. А убеждения — это не только интеллектуальный продукт; убеждения — это всенепременно опыт жизни. Если ваши богословские знания останутся лишь на интеллектуальном уровне, то впоследствии они деформируются, исчезнут, потому что человек стареет и знания уходят. А если богословские знания станут частью вашей природы, то они будет сопровождать всех вас до конца жизни, а как же это важно, особенно для священнослужителей!

Есть такое совершенно для меня непонятное слово «выгорание». Один владыка как-то сказал мне: Вы знаете, ко мне обратился священник, который переживает процесс выгорания. Я говорю: Вы его либо в монастырь пошлите на тяжелые послушания, либо благословите в мир идти. Среди нашей братии выгорать никто не может — только возгорать, возгорать и возгорать! А если выгорает человек, значит, что-то очень неправильное в нем происходит. Значит, он не понимает, к чему призван, ради чего живет, ради чего учился; не понимает смысла тех слов и той проповеди, которую он несет миру страдающему, больному, переживающему огромные кризисы.

И как хорошо это видно сейчас, в XXI веке: кризис в экономике, кризисы в политике, кризис в культуре! Вообще, эпоха кризисов, но люди, изучающие в этой школе греческий язык, знают, что в прямом переводе на русский слово «кризис» означает «суд». Время кризиса — это время суда, и мы, люди православные, должны это понимать и не поддаваться упадническим настроениям, тем более ставить под сомнение свою веру. Опираясь на веру, мы должны встречать и преодолевать непростые вызовы нынешнего века в личной, общественной и государственной жизни, благо что и государственные мужи у нас верят в Бога и являются членами нашей Русской Православной Церкви. Все это придает дополнительные силы и дает возможность не только каждому из нас, но и всему нашему Отечеству преодолевать искушения и вызовы нынешней эпохи.

Я говорю это здесь, с особенным чувством обращаясь к студентам, потому что вы будете нести слово Божие в течение большей части XXI века, когда никого из нас уже не будет. И как важно, чтобы вы сохранили слова, которые я сегодня обратил к вам, и то настроение душевное и духовное, которое вы здесь, в этих стенах, переживаете, но, самое главное, непоколебимую веру в правоту нашего дела. Да не смущается сердце ваше (Ин. 14:1), уповайте на Господа, и тогда все в вашей жизни будет радостным и счастливым в духовном смысле этого слова.

Призываю благословение Божие на Санкт-Петербургские духовные семинарию и академию, которые очень и очень близки мне и по учебе, и по работе в качестве ректора. Да и вообще моя духовная связь с этим святым местом никогда не прерывалась, и я прошу Господа, чтобы Он ниспослал благословение на всех вас, мои дорогие, укрепил в вере, единомыслии, чистоте, в способности пронести веру Христову через непростые обстоятельства того времени, в которое Господь вас призвал совершать служение Церкви.

В память о сегодняшнем торжестве хотел бы преподнести этот Владимирский образ Божией Матери, Покровительницы Москвы, Покровительницы Руси. Пусть это свидетельство о замечательной духовной традиции Русской Церкви, в том числе о прекрасной московской иконописной традиции, будет присутствовать здесь, в этих стенах.

Всех вас, мои дорогие, еще раз поздравляю с праздником. Пусть благословение Божие пребывает над всеми нами, над градом нашим Петербургом, над народом нашим, над Церковью нашей, над молодежью нашей. И верим, что Господь приклонит милость Свою и даст людям Своим мир и благословение. Аминь. Христос Воскресе!

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5927596.html