Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?
rss

Автор Тема: Слова Патриарха Кирилла  (Прочитано 531422 раз)

0 Пользователей и 5 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3008
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь в день памяти преподобных Сергия и Германа Валаамских после Литургии в Валаамском монастыре

11 июля 2022 г. 17:37

11 июля 2022 года, в день памяти преподобных Сергия и Германа Валаамских, чудотворцев, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Спасо-Преображенском Валаамском ставропигиальном мужском монастыре. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали такие слова: Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает (Лк. 11:23). Над этими словами следует задуматься. Действительно, многие люди открыто, сознательно выступают против Господа, и так было на протяжении всей истории.

История Церкви — это, в первую очередь, история гонений на Церковь и на Христа. Множество людей были против Бога, против Христа, и настолько радикально отвергали Истину, что распространяли свое нетерпимое отношение к Богу на тех, кто верил в Бога, верил во Христа. Хорошо известно, сколь жестокими были в этом отношении не только начальные века первого тысячелетия, но и век XX для нашей Церкви; каким огромным количеством мучеников увенчалась и прославилась наша Церковь — тех, кто не отступил от веры и был верен Господу даже до смерти.

Кто не со Мною, тот против Меня, — это слова Божии. Это совсем не означает, что все, кто не верит в Бога, непременно борются с Господом. Но это означает, что если человек не со Христом, не с Богом, то он не может жить по Божиему закону — он его не знает, он его с легкостью нарушает. Правда, для того чтобы дать людям шанс спастись, Господь вложил в нашу природу удивительный инструмент, который помогает нам самим определить, что хорошо и что плохо, — это совесть. Нет ничего подобного в животном мире; совесть — это то, что отличает человека, обладающего вечной душой.

Совесть помогает, но ведь не всегда! Если постоянно идти против совести, то в конце концов привыкаешь и заглушаешь голос совести. Либо говоря: «всё это предрассудки». Либо просто отмахиваясь: «всё это ничего не значит для меня». Либо своими убеждениями: «Какая глупость! Что это за голос совести? Мы ведь люди просвещенные, мы должны руководствоваться разумом, а не какими-то чувствами и тем более ощущениями, которые лишь толкают нас к тому, чтобы мы осознали неправильность своих действий, но никак не управляют нашим поведением».

Голос Божественный, голос совести действительно звучит в сердцах людей, которые этого желают, которые не борются с голосом совести. И даже среди людей недостаточно воцерковленных, но сохраняющих веру в Бога, совесть продолжает быть единственной силой, удерживающей их в орбите Божественного притяжения.

Но нужно сказать и о том, что на протяжении всей истории нашей, да и на протяжении всей истории рода человеческого диавол боролся с Господом, и полем битвы, по слову Федора Михайловича Достоевского, были сердца человеческие. И ведь эта битва не закончилась — она закончится только тогда, когда будет Второе Пришествие Господа и Спасителя. А это означает, что и сегодня наши сердца являются полем битвы. Иногда нас увлекают внешние обстоятельства, наша профессиональная деятельность, привычные формы досуга, а свою совесть мы не очень-то воспитываем и к ней не прислушиваемся. Но если человек ослабляет голос совести, он подвергается огромной опасности. Для того чтобы этого не произошло, нужно всенепременно хранить веру в сердце, потому что верующий человек не может забыть о своей совести. Ему о совести напоминает слово Божие, Божественные заповеди, посещение храма. Он понимает, что нельзя жить против Божиего закона, а ведь именно Божий закон запечатлен в нашей совести. И когда мы говорим о том, как опасно и даже страшно быть неверующим, люди неверующие нас не понимают: «А что страшного? Живу нормально, зарабатываю хорошо, семья, дети — полное благополучие». А страшно то, что нет сигнальной системы и не поступает сигнал тревоги. Если на корабле, который терпит бедствие, отсутствует сигнал тревоги, то люди не знают, что с ними происходит, и погибают. Вот так же на нашем жизненном корабле совесть — это сигнал тревоги. Если она начинает тебя угнетать, если она дает тебе понять, что твои мысли или твои поступки неправильные, то ни в коем случае нельзя отмахиваться от этого внутреннего голоса.

А что же нам дает Церковь? Что нам дает слово Божие? Что нам дают назидания святых отцов? Они помогают нам умственно, рационально погрузиться в такой мир, в котором человек будет всенепременно заботиться о своем духовном состоянии, а значит, прислушиваться к голосу своей совести. Ведь, собственно говоря, обители, такие как эта великая святая обитель и многие другие, и создавались для того, чтобы люди уходили из мира, чтобы не было никаких отвлекающих факторов, чтобы человек мог сосредоточиться на своей духовной жизни и, исполняя церковные предписания, воспитывать себя в такой системе духовных ценностей, которая поддерживает в должном состоянии и нашу совесть.

Когда находишься в такой обители, как эта, невольно вспоминаешь великие подвиги тех, кто создавал и сию святую обитель, и многие другие обители, — людей, которые уходили из мира, подвергая себя физическим опасностям. Ведь у них не было достаточного уровня защиты человеческой жизни. Какая уж там защита, когда жили один на один с природой, где были дикие звери, да что греха таить, и лютые люди всегда были — могли прийти, обидеть и убить. Но монахи жили в уединении, ничего не боясь. Ну, скажите, пожалуйста, зачем они сюда приходили? Что им здесь было нужно? Там, в миру, было тепло, светло, уютно, благополучно, но они отказывались, и сегодня отказываются, от всякого благополучия, уюта и тепла, для того чтобы быть ближе к Богу, чтобы погрузить себя в такую духовную атмосферу, которая обостряет нашу совесть, наше религиозное чувство и помогает нам, живя по совести и по Божественным заповедям, приблизиться к Господу и обрести спасение.

Для этого нам и нужны святые обители. Но какая же огромная ответственность на тех, кто живет в обителях! Ведь это не какие-то небожители, а такие же люди, из плоти и крови. Кроме того, существует такое понятие, как привыкание. Хирург привыкает резать людей и совсем не страшится. Верхолаз привыкает к своей работе, забирается Бог знает на какую высоту и не боится. Вот так и монахи, забираясь на высоту и стремясь приблизиться к Господу, могут потерять страх Божий.

Поэтому само по себе пребывание в монастыре, облачение в монашеские одежды не гарантирует спасения. Это хорошо знает каждый монашествующий, почему мы и называем монашеский путь путем духовного подвига. Ведь подвижник — этот тот, кто двигается, кто не стоит на месте, кто ставит перед собой задачи и решает их, но в первую очередь стремится навстречу Богу, преодолевая тяготение плоти, физического мира и всего того, что воздействует на каждого человека и нередко, как сейчас говорят, программирует его поведение совсем не в соответствии с Божиими законами.

Монах — этот тот, кто бросает вызов реальности и, отказываясь от притяжения мира, живет так, чтобы быть ближе ко Господу. Мы верим, что монашеский подвиг, несомненно, помогает монашествующим спастись, но также оказывает благотворное влияние и на тех, кто приходит в монастырь как паломники. Но еще и еще раз хочу сказать, обращаясь к монашествующим: не засыпайте духовно, не дремлите, потому что с вас особый спрос. Во-первых, пред Господом мы, монашествующие, будем отвечать так, как ни один мирянин не будет отвечать. Кроме того, люди, которые связывают с монашествующими некий духовный идеал, могут соблазниться, увидев отступление от этого идеала, и тогда монашествующий становится источником соблазна. А мы знаем, что, по слову Божию, происходит с человеком, через которого приходит соблазн в мир.

Поэтому, конечно, сами по себе монашеские одежды не спасают, пребывание в монастыре не спасает, но, напротив, все выше и выше поднимает планку Божиего требования к каждому, кто вступил на этот путь. Поэтому, обращаясь с этими словами к братии, хочу еще и еще раз сказать: вы приняли на свои рамена действительно великий подвиг, непростую жизнь, вы вошли в эту обитель, желая спасти душу свою. Но помните также, что от того, как вы будете проходить монашеское послушание, зависит доверие к вам, а через это и путь ко спасению многих и многих мирян, к которым нужно относиться с любовью, которым нужно помогать на путях их духовной жизни, а значит, быть терпеливыми, в том числе выслушивая исповеди. Что греха таить, что только ни говорят в этих исповедях! Думаешь, скорее бы он заканчивал или она заканчивала, сил нет больше слушать. А слушать надо, и нужно быть с человеком, который, раскрывая свою душу, и на вас возлагает тяжелые бремена. Наверное, так всё это и происходит, а иначе люди не приезжали бы в монастыри и не переживали здесь особые минуты духовного подъема и утешения.

Обращаясь к вам, мои дорогие братья, от всего сердца желаю вам помощи Божией в несении вашего монашеского подвига. Благодарю владыку игумена за труды, которые он несет по организации монастырской жизни. Действительно, Валаамская обитель — это сегодня один из самых хорошо организованных монастырей нашей Церкви. И мое сердце особенно радуется, потому что я, будучи жителем Петербурга, всегда чувствовал особую связь с этой обителью. Может быть, еще и потому, что первый мой приход в эту обитель состоялся в тяжелые годы гонений, когда всё здесь было поругано, осквернено, когда здесь жили люди, находившиеся в тяжелом физическом и психическом состоянии, когда даже самый малый намек на то, что среди посещающих Валаам есть верующие, вызывал негодование и гнев у некоторых живших здесь людей. Всё это было, но ведь всё ушло! Казалось, что никогда не уйдет, но ушло во мгновение ока! И сегодня мы в этом великолепном, прекрасно отреставрированном храме молились вместе с многочисленной братией Господу, сопровождая молитвы замечательным пением. Разве это не знак присутствия Бога в нашей истории, в нашей жизни?

Да поможет всем нам Господь различать Божии знаки в нашей жизни, Никогда не унывать, никогда не сомневаться в своей вере и радоваться тому, что Господь привел нас в церковную ограду причащаться, исповедовать свои грехи, жить христианской жизнью, для того чтобы самим быть как можно ближе к Господу, но также и для того, чтобы другие, взирая на нас, недостойных и слабых, все-таки видели нашу инаковость и задумывались об ином жизненном пути. О том пути, по которому они еще не идут, но который только и ведет человека навстречу Богу.

Хотел бы еще раз сердечно поблагодарить владыку наместника, всех вас, мои дорогие братья, поздравить с праздником вас и многочисленных паломников. Пусть Господь хранит Валаамскую обитель, пусть Господь хранит каждого, кто с верой притекает в это святое место и присоединяется к подвигу тех, кто несет здесь духовную вахту, возрастая духовно и стараясь передать свой опыт ближним.

Перед вами изображение святого праведного Алексия Бортсурманского, священника, который отличался большим благочестием. У него замечательное житие, не буду его сейчас пересказывать, но уже то, как прекрасно украшен этот образ, свидетельствует о большом почитании этого святого нашим народом. Я очень хотел, чтобы его образ был в сей святой обители. Молитвами святого праведного Алексия да хранит Господь сию святую обитель и всех, с верой в нее притекающих.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5943369.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3008
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь после Литургии в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга

12 июля 2022 г. 14:42

12 июля 2022 года, в день памяти славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил служение Божественной литургии в историческом императорском соборе апостолов Петра и Павла в Петропавловской крепости Санкт-Петербурга. По окончании Литургии Святейший Владыка произнес проповедь.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Уважаемый господин губернатор! Дорогие представители государственной власти! Отцы, братья и сестры!

Всех вас сердечно приветствую и поздравляю с праздником сего града, града святого Петра, с престольным праздником исторического кафедрального собора Петербурга, находящегося здесь, в крепости, откуда и пошел Петербург, с днем памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла!

В сегодняшнем евангельском чтении (Мф. 16:13-19), посвященном апостолам, содержится очень важный сюжет, который, при правильном понимании, может многое нам открыть. А речь шла вот о чем. Господь спрашивает Своих учеников: а за кого Меня почитают люди? Ведь толпы ходили, и Спаситель спрашивает: а за Кем они ходят? Почему они за Ним ходят? Апостолы стали перечислять: кто-то Тебя почитает за Иоанна Предтечу, кто-то за Илию Пророка, который жил за сотни лет до того, за Иеремию, за других пророков. Мол, кто-то из великих пророков и явился в образе этого Человека, потому что кто может творить такие чудеса, кто может говорить такие слова, кроме как пророк? Люди связывали личность Господа и Спасителя с историческими ветхозаветными пророками, и это было в каком-то смысле логично, все оставалось в парадигме Ветхого Завета. Но, понимая так пришествие Спасителя, люди не открывали для себя самое главное.

Когда же Господь спросил апостолов: ну, а вы за кого Меня почитаете? — последовали слова апостола Петра: Ты — Христос, Сын Бога Живаго. Наверное, эти слова всех поразили. И Господь говорит Петру: ты сказал это не потому, что тебе так сказали плоть и кровь твоя, то есть не по памяти, не в силу своего образования или каких-то знаний. Ни по каким причинам, которые формируют мышление человека и обостряют его память, сказать это было невозможно. Почему? Да потому что ты, Петр, получил это откровение свыше.

И ведь действительно, так оно и произошло. Апостол Петр исповедовал Иисуса, своего Учителя, Мессией, Господом и Спасителем. Это было что-то совершенно невероятное. Нам с вами сейчас и не понять всей неожиданности этого исповедания, так выпадающего из общепринятой картины религиозной жизни. Ведь иудеи ждали Мессию, и вдруг простой человек говорит: да ты и есть Сын Божий, Мессия, то есть Избавитель мира!

Исповедание апостола Петра легло в основу всей дальнейшей христианской истории. И мы с вами как продолжатели апостола Петра свидетельствуем миру, что Иисус есть Господь, пришедший в мир две тысячи лет назад. Не великий мыслитель, как о том могут писать в умных толстых книгах; не религиозный деятель, обладавший особой силой внушения, а Сын Божий, Сам Господь, явившийся в мир. И потому вслед за апостолом Петром поколения и поколения христиан повторяют: Ты Сын Божий, Избавитель мира.

И ведь не всегда свидетельство о том, что Господь есть Мессия, обетованный пророками Ветхого Завета, было спокойным и безопасным. Напротив, на протяжении большей части истории это свидетельство сопровождалось очень большими рисками. Что было во времена господства языческих культов, хорошо известно; гонения продолжались и на окраинах Римской и Византийской империй, где христианство соприкасалось с другими религиями. Но, наверное, никогда не было так опасно проповедовать слово Божие, как в нашем Отечестве, которое вошло в совершенно нелогичное состояние полного разрыва с Богом и Церковью в связи с революцией, произошедшей не где-то там, а здесь, в этом городе.

И потому с особым чувством я и, думаю, многие из вас возносили сегодня молитву ко Господу. Потому что свидетельство о том, что Иисус есть Сын Божий, Мессия, Спаситель, мы с вами, люди XXI века, повторяем в совершенно иных исторических, культурных и политических условиях. Что же это означает? А для того чтобы понять, что это означает, давайте напряжем память и попытаемся вспомнить, какое интеллектуальное, духовное или иное открытие древности до сих пор для нас актуально. Ответ: никакое. Да, в школах, университетах мы изучаем, в том числе, творения древних греческих и римских философов, нам это интересно, но это всё неактуально, мы не живем теми идеями, теми мыслями, которые будоражили мир, которые считались пиком интеллектуального развития человечества. Всё в прошлом, всё предмет истории, археологии и прочих наук, изучающих прошлое. А весть, которую нам принес Господь, — это не исторический сюжет, который изучается как далекое прошлое. Почему? Да потому что Господь Слово Свое, мысль Свою, проповедь Свою реально актуализирует всякий раз, когда мы собираемся для совершения Святой Евхаристии. Мы называем Евхаристию Таинством воспоминания, но ведь речь не о ментальном воспоминании, — мы наслаждаемся пиром веры, мы сердцем и разумом чувствуем совершение Таинства. А Таинство — это и есть то, что актуализирует прошлое, что делает его реальностью и что, собственно говоря, стирает границу между прошлым и настоящим, и не где-то, не в фантазиях, а в реальной жизни Церкви. Потому что Церковь вчера и сегодня и во веки — та же самая. И в нашей с вами общине апостолы, первые святые, исповедники и мученики чувствовали бы себя так же, как мы чувствуем. Может быть, только удивлялись одеждам, что-то, конечно, изменилось, но ведь в главном всё то же самое!

Через Божественную Евхаристию Господь является нам, и это так важно сегодня, очень важно, потому что мир очень быстро меняется. Иногда эти перемены к лучшему, когда речь идет о научно-техническом развитии, которое дарит человеку новые машины, оборудование, некие системы, которые облегчают его труд, его жизнь. Но одновременно это развитие несет в себе определенные трудности, проблемы, а главное, опасности. И если наш высокотехнологичный мир превратится в мир языческий, то у него нет будущего. Это проистекает из примера того самого языческого общества, развитого, образованного, высокоинтеллектуального. Где оно? Его нет; более того, оно рухнуло так, что никакого реального преемства у него не было, кроме как в Церкви, которая, впитав в себя определенную мудрость прежних веков, преломила ее через христианское послание и передала последующим поколениям. И только Церковь до скончания века актуализирует каждому последующему поколению жизнь, проповедь, страдание, смерть и Воскресение Господа и Спасителя, как это происходит всякий раз, когда мы совершаем Евхаристию и когда мы не ментально вспоминаем об этом событии, но реально становимся его соучастниками. В этом и есть сила Церкви.

Церковь не только совершает Евхаристию — она проповедует, она учит людей жить по Божиим законам, она предлагает систему нравственных ценностей, которые испытаны веками и отклонение от которых приводило людей и целые цивилизации к тяжелейшим последствиям. Но всякий раз, как в прошлом, так и сегодня, когда Церковь настаивает на необходимости жить по Божиим заповедям и Божиим законам, очень многие на все это смотрят сверху вниз: «Ну, чему вы нас учите? У нас компьютеры, мы на пике прогресса, наше общество развивается на научно-технологических основах. А там, в Церкви, что происходит?» А в Церкви происходит самое главное — в Церкви живет Христос, в Церкви все подлинные ценности актуализируются силой Святого Духа через Божественную Евхаристию и соделывают нас участниками всего того, что совершил Господь, Его учения, Его страданий, Его смерти, Его Воскресения и Его второго и страшного пришествия, которое тоже вне исторического календаря и тоже актуализируется через совершение Святой Евхаристии.

Поэтому, когда мы приходим в храм, мы не просто учимся, хотя и это происходит — храм всегда был школой благочестия, — но в первую очередь силой благодати Божией через Таинство Святой Евхаристии мы соединяемся с Господом, с вечностью, со всем тем, что было в прошлом, что есть сейчас и что будет в будущем. Мы действительно выходим на иной уровень человеческого бытия, который только и возможен в Церкви, через ее святые Таинства.

Сегодня мы переживаем непростое время, но простых времен вообще-то не бывало никогда. Каждое время несло свои вызовы, свои проблемы, и потому только те, кто умел всё это воспринять правильно, и выходили победителями из исторических катаклизмов, сложнейших и опаснейших. И глад, и мор, и войны, и междоусобные брани — чего только не было! Вот для того чтобы мы как страна, как народ имели надежду на то, что пройдем благополучно через все мировые кризисы, мы должны обязательно хранить веру в сердце. Мы должны всенепременно хранить связь с Богом через молитву, через участие в Таинствах. Для нас это всё не прошлое, не то, что ученые, изучающие филологию, называют плюсквамперфект, то есть время, которое давно прошло и не имеет отношения к настоящему. Это реальность нашей жизни. И да поможет нам Господь сохранять веру, которая соединяет нас с Господом, со святыми апостолами, сознавать, что это не прошлое, а настоящее и будущее, и строить свои отношения с ближними и дальними, строить, если хотите, свою политику именно с учетом того великого духовного наследия, которым мы обладаем.

Молитвами святых первоверховных апостолов Петра и Павла, покровителей града Петрова, да хранит Господь Санкт-Петербург, землю Русскую и всю нашу Церковь. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5943698.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3008
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь в день 600-летия обретения честных мощей преподобного Сергия Радонежского по окончании Литургии в Троице-Сергиевой лавре

18 июля 2022 г. 14:21

18 июля 2022 года, в день 600-летия обретения честных мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского (1422), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Свято-Троицкой Сергиевой лавре. По окончании Литургии Святейший Владыка обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Высокие представители государственной власти! Дорогие отцы, братья и сестры — участники замечательных торжеств, посвященных памяти святого преподобного и богоносного отца нашего Сергия!

Время, когда преподобный Сергий нес свой жизненный подвиг, было очень непростым. Это было время господства над Русью иноземной силы, и преподобный Сергий не мог не сокрушаться сердцем и мыслью по поводу того, что его Отечество, Русь Святая, находится под иноземной властью. И хотя та власть не посягала на веру православную, но она посягала на материальные ценности нашей страны, стремилась разграбить наше Отечество. Преподобный Сергий сознавал эту опасность, а потому молился и трудился для того, чтобы Русь сбросила с себя иноземное иго. И мы знаем, что преподобный Сергий благословил Дмитрия Донского пойти на Куликово поле и дать там первое сражение татаро-монголам. Это было очень рискованное предприятие, как были рискованными и действия преподобного Сергия. А что, если враг вновь окажется сильнее? Что же тогда благословение Преподобного, молитвы Церкви, молитвы народа нашего? Вот почему речь тогда шла не только о военной победе — речь шла о победе духа, в каком-то смысле о победе нашей веры.

Мы знаем, что после битвы на Куликовом поле как бы не было видимого победителя, но для Руси, которая во многом уступала противнику, это была реальная победа. Это была победа духа, победа нашего национального самосознания и, конечно, укрепление веры нашего народа в то, что Господь с нами, ведь даже самый могущественный и сильный противник оказался неспособным сокрушить Русь.

Замечательная духовная традиция обращаться к Богу в тяжелые моменты исторических испытаний поддерживалась нашими правителями и полководцами и после события на Куликовом поле. Собственно говоря, никогда народ наш не вступал в борьбу со смертельным врагом без молитвы. И как это было явно, когда страшный враг, возглавляемый Наполеоном, собравшим под свои знамена бо́льшую часть Европы, вступил в пределы нашего Отечества, стремясь навсегда покончить с Россией как могучим и сильным государством, и на его стороне была, несомненно. сила, превышающая силу нашей армии! И что же произошло? Кутузов молится Пресвятой Богородице, и снова окропляются святой водой наши ряды, и снова наши воины, сознавая, что в военном отношении они слабее, идут на врага, и совершается Божие чудо. И хотя на Бородинском поле не была достигнута победа, которая бы несомненно свидетельствовала о разгроме врага, но мы знаем, что врагу был нанесен такой урон, от которого он не пришел в себя. Даже вхождение в Москву и последующее разграбление столицы не принесло никакой пользы, и враг был изгнан из пределов нашего Отечества.

Упование наших полководцев, нашей армии на волю Божию сохранялось и в безбожные годы. Как мне говорили люди, прошедшие страшные испытания Великой Отечественной войной, в окопах не бывает атеистов. Там человек — перед лицом смерти, и всякие идеологии отступают, а голос совести говорит. Знаем, что и в это время великой и страшной войны народ наш вновь обратился ко Господу, и героизм наших воинов, мужество всех, кто боролся с врагом, укреплялись, несомненно, силой Божией. И это совокупление сил человеческих и благодати Божией привело к сокрушению самого страшного противника, который только был в истории и который направил острие своей борьбы против нашего Отечества.

Сегодня мы переживаем иные времена. Сегодня Россия — мощное государство, и вряд ли кто-то попытается лишить нас нашей свободы и независимости силой оружия. Но в наш лукавый век существует много других способов сокрушить людей, лишить их национального самосознания, лишить их веры, лишить их чувства патриотизма. Мы знаем, что сегодня многие силы работают для того, чтобы именно так воздействовать на наш народ и на нашу страну. Почему? А потому что мы продолжаем оставаться другими. В «просвещенной» Европе вера в Бога изгоняется, люди образованные стыдятся признать себя верующими, и это факт. А в нашей стране, прошедшей через года безбожия и гонений, вера Христова укрепляется в людях. Дай Бог, чтобы было так. Чтобы и наши власти, и воинство, и интеллигенция наша, и весь народ наш сохраняли веру в Господа, веру православную, которой всегда была сильна Россия.

Сегодня мы собрались здесь именно для того, чтобы еще и еще раз помолиться об Отечестве нашем, проходящем не самое простое время в своей истории. Да поможет Господь России и всей исторической Руси сохранить веру, сохранить благочестие, сохранить способность содержать в своем сознании, в своей памяти великие духовные подвиги тех представителей нашего народа, кто прославился в лике святых. И среди них один из первенствующих — смиренный Радонежский старец преподобный Сергий, ставший душой нашего народа, великим угодником Божиим, несомненно для всех нас и сегодня молящимся за Русь Святую и веру православную.

В память о сегодняшнем торжестве я бы хотел оставить икону с изображением святых, которые имеют прямое отношение к нашей духовной жизни, наших духовных праотцев — святого равноапостольного Кирилла, Просветителя славян, и святого равноапостольного великого князя Владимира, Крестителя Руси. Пусть их подвиг приобщения славянских народов, народа русского к вере православной всегда будет живым и действенным. Пусть их молитвы почивают над народом нашим и над Церковью нашей, чтобы мы всегда хранили величайшее сокровище, переданное нам через наших благочестивых предков святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием. Молитвами святого преподобного и богоносного отца нашего Сергия Радонежского, святых равноапостольных Кирилла и князя Владимира да хранит Господь землю нашу, Церковь нашу и, что самое главное, веру православную в сердце нашего народа! Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5944861.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3008
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь в праздник Казанской иконы Божией Матери после Литургии в Казанском соборе на Красной площади города Москвы

21 июля 2022 г. 14:45

21 июля 2022 года, в праздник явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1589), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в соборе Казанской иконы Божией Матери на Красной площади города Москвы. В завершение богослужения Святейший Владыка обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом.

Очень рад был совершить Божественную литургию в этом святом храме — действительно, в сердце Родины. Храме, который был построен в связи с очень важными историческими событиями, и сам факт его физического возрождения из руин свидетельствует о том, что милость Божия, Промысл Божий несомненно присутствует в истории нашего Отечества — как в прошлом, так и в настоящем. И дай Бог, чтобы укреплялась вера людей; дай Бог, чтобы никакие соблазны и искушения мира сего не поколебали глубокие и сильные убеждения нашего народа.

Может быть, потому и восстают на нас, что мы другие? Вера везде исчезает — я имею в виду христианский мир — или деформируется так, что от нее уже ничего не остается. Потому что в приложение к Евангелию люди своевольно включают такую трактовку текстов, такое этически неверное толкование, которое сегодня действительно приводит к упадку нравственной, духовной жизни в странах, которые считались христианскими. Для нас это не повод сказать: «Мы другие, мы лучше», — это было бы совершенно неправильно, это был бы греховный вывод из анализа ситуации. Но для нас это повод сказать: «Мы другие, и дай Бог, чтобы у нас хватило сил оставаться другими». Не с точки зрения какого-то политического противостояния, тем более в военном плане, — речь идет исключительно о нравственном, духовном и религиозном измерении нашей жизни.

Сегодняшний день исполнен очень многих смыслов. Мы празднуем обретение в Казани чудотворного образа, и давайте вспомним, что тогда имело место в жизни нашего народа. Россия вышла за пределы своего исторического, культурного и национального ареала, то есть той территории, где она сформировалась как страна и где сформировался наш русский народ. Русь двинулась на юго-восток — в земли, где Православие не было религией большинства и где русских людей было гораздо меньше, чем тех, кто не исповедовал Православие. Наверное, и государь тогдашний Иван Грозный, и многие другие, кто принимал решения, не сразу отважились на такой, я бы сказал дерзкий, шаг — уйти из своего родного дома, где уютно, спокойно, где все обжито, и пойти в иную землю. И первое, что произошло, — наши люди соприкоснулись лицом к лицу с иной верой, и от того, как это соприкосновение могло бы развиваться, в полной мере зависело будущее России. Но совершенно неслучайно в это время в Казанской земле, где большинство людей не были православными, обретается чудотворный образ. Это был знак от Царицы Небесной: «Это Моя земля. Да, здесь живут люди, которые не принадлежат к Православной Церкви, но они живут на Моей земле, Я их никогда отсюда не изгоняла, Я никогда не делала им зла, это Мой народ, хотя и не православный».

Думаю, это послание так и было воспринято и государем нашим Иваном Грозным, и всеми, кто имел отношение к принятию политических решений, и, конечно, народом. Что же получилось в результате? А в результате получилось то, что не получалось ни у одного тогдашнего европейского народа: православные люди стали жить в мире с мусульманами, уважая их традицию, их веру. А мусульмане стали жить с православными, также уважая их традицию, их веру. Что было бы с Россией, если бы не обрела эта девица в земле Казанской чудотворный образ — как знак того, что это «Моя земля, живите здесь по Божиему закону, не ссорьтесь друг с другом, Я благословляю ваше присутствие на этой земле»? Под этим знамением Казанской иконы Божией Матери и произошло включение в Россию обширных мусульманских регионов.

А в результате ни одной религиозной войны, никогда за всю историю России! Мусульмане как братья вошли в нашу единую семью. Они стали верными защитниками Родины и отличались во всех войнах, которые происходили вплоть до века XX. И эти знаки свыше мы и осознаем сегодня, через чудо явления Божией Матери Казанской, своим религиозным сознанием. Мы понимаем, какой это был великий и важный сигнал и тогдашним русичам, и мусульманам, и всем последующим поколениям.

Дай Бог, чтобы добрые отношения, которые никогда не омрачались кровопролитием на этой земле, и дальше развивались и укреплялись. Потому что Россия, при неоспоримом большинстве православных, имеет очень большое мусульманское население, и мирное сосуществование, а лучше сказать, братские отношения — это залог процветания нашей страны. Казанская икона Божией Матери была явлена всем нам, в первую очередь, конечно, тем, кто тогда жил и управлял страной, как знак Ее присутствия на земле, которая должна была стать для русских людей родной землей — с пониманием того, что здесь жили, живут и будут жить люди иной религии. И по милости Божией до сих пор сохраняется межрелигиозный мир в России.

Если посмотреть на карту мира, то большинство конфликтов, особенно в так называемом третьем мире, религиозно окрашены. Религии всегда играют определенную роль в том, что люди разделяются настолько, что вступают в военное противостояние. И мы знаем, какими кровопролитными были религиозные войны в Европе — вся европейская история с ними связана. Но не было ничего подобного на Руси, хотя на Западе бились, например, протестанты с католиками, вроде как христиане. А мы с мусульманами никогда не бились. Откуда это? От нашей мудрости? От мудрости политиков? Частично; но я верю в то, что на это взаимодействие, на это совместное житие был дан сигнал свыше, с небес, и явление Казанской иконы Божией Матери было видимым знаком того, что Господь благословляет жизнь людей, которые по-разному в Него верят, на этой земле в мире и единомыслии. Сейчас это актуально в более широком масштабе, для всей России. И по милости Божией мы можем свидетельствовать, что, наверное, самые добрые отношения с инаковерующими у Русской Православной Церкви складываются с исламским сообществом. Дай Бог, чтобы так и было.

Кроме этих важных знаков, направленных на возрастание нас в способности жить в мире с теми, кто исповедует другую веру, нам сегодня даются также иные знаки, через воспоминаемое дивное событие. Кому была явлена икона? История повторяется: весть о Рождестве — простым-простым людям, которые пасли скот, а весть о сокровенном присутствии образа Божией Матери — простой девочке. Потому что менее всего на стяжание Божией благодати влияет наше положение в обществе, наши знания. Знания могут помогать человеку укрепляться в вере, но могут и мешать. А что же помогает? Помогает чистое сердце, ибо чистые сердцем Бога узрят (см. Мф. 5:8), а чистота сердца — это состояние души, это наша нравственная жизнь. И если в сердце нет мрака, темноты, разного рода пороков и скверны, то сердце способно воспринять Господа и разглядеть Божественное откровение, которое ему дается.

Вот почему Церковь в первую очередь призывает людей заботиться о своей духовной жизни. Что означает призыв раскаяться в своих грехах? Что означает призыв не согрешать? Это означает жить так, чтобы Бог мог пребывать в нас и с нами, а только вместе с Богом — полнота жизни и счастье человеческое. Но как громко нужно сегодня кричать, чтобы современный человек понял: его счастье зависит не столько от зарплаты, образования, места проживания, сколько от состояния души и сердца? Многие это понимают, а многие и сейчас, услышав мои слова, улыбнутся. Но как бы люди ни реагировали на то, что сегодня сказано, — это ведь говорится не от ветра главы и не от человеческой мудрости. Это объяснение великих слов Божиих «чистые сердцем Бога узрят».

И да поможет нам Господь, людям XXI века, отягощенным всей этой очень непростой обстановкой — и политической, и экономической, культурной. Я в данном случае использую слово «культура» не с точки зрения искусства, а с точки зрения того слоя, который формируется в общественной жизни благодаря человеческой жизнедеятельности и в котором может быть и хорошее, и плохое. Так вот, ничто не должно разрушать или ослаблять у нас с вами нашу веру. Когда я говорю «нас с вами», я обращаюсь ко всем, кто меня сегодня слышит, — а через телевидение видят и слышат очень многие. Обращаюсь к нашему народу: давайте хранить веру в Господа, давайте хранить наши сердца в чистоте, не фигурально, а в прямом смысле слова, очищая мысли наши и чувства наши от всякой скверны плоти и духа. И тогда Господь поселится в наших сердцах, а вместе с Ним — мир, радость и человеческое благополучие.

Вот какие выводы можно сделать из сегодняшнего замечательного события, реального исторического события, которое мы вспоминаем. И в заключение я хотел бы еще и еще раз сказать: да хранит Господь землю нашу Русскую, многонациональную. Да хранит в мире народы, которые живут на этой земле. Да ограждает нас от врагов внешних и внутренних, для которых наше благополучие часто страшнее острого ножа. И сегодня, когда внешняя обстановка вокруг России становится действительно неблагоприятной, следует, может быть, вспомнить пословицу «Страшен сон, но милостив Бог». Вот если мы будем помнить о Боге, призывать Его имя, надеяться на Его помощь и жить в соответствии с Божиим законом, то все эти трудности, неурядицы, риски окажутся сном, то есть будут проходить быстро и никак не влиять на нашу личную, общественную и государственную жизнь.

Да хранит Господь Россию, град Москву, в самом центре которого мы сегодня совершили Божественную службу, и всех, с верой и любовью притекающих к Господу и испрашивающих Его милости на себя и на Отечество наше! Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5945866.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3008
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь в праздник Казанской иконы Божией Матери после Литургии в Казанском соборе на Красной площади города Москвы

21 июля 2022 г. 14:45

21 июля 2022 года, в праздник явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1589), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в соборе Казанской иконы Божией Матери на Красной площади города Москвы. В завершение богослужения Святейший Владыка обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом.

Очень рад был совершить Божественную литургию в этом святом храме — действительно, в сердце Родины. Храме, который был построен в связи с очень важными историческими событиями, и сам факт его физического возрождения из руин свидетельствует о том, что милость Божия, Промысл Божий несомненно присутствует в истории нашего Отечества — как в прошлом, так и в настоящем. И дай Бог, чтобы укреплялась вера людей; дай Бог, чтобы никакие соблазны и искушения мира сего не поколебали глубокие и сильные убеждения нашего народа.

Может быть, потому и восстают на нас, что мы другие? Вера везде исчезает — я имею в виду христианский мир — или деформируется так, что от нее уже ничего не остается. Потому что в приложение к Евангелию люди своевольно включают такую трактовку текстов, такое этически неверное толкование, которое сегодня действительно приводит к упадку нравственной, духовной жизни в странах, которые считались христианскими. Для нас это не повод сказать: «Мы другие, мы лучше», — это было бы совершенно неправильно, это был бы греховный вывод из анализа ситуации. Но для нас это повод сказать: «Мы другие, и дай Бог, чтобы у нас хватило сил оставаться другими». Не с точки зрения какого-то политического противостояния, тем более в военном плане, — речь идет исключительно о нравственном, духовном и религиозном измерении нашей жизни.

Сегодняшний день исполнен очень многих смыслов. Мы празднуем обретение в Казани чудотворного образа, и давайте вспомним, что тогда имело место в жизни нашего народа. Россия вышла за пределы своего исторического, культурного и национального ареала, то есть той территории, где она сформировалась как страна и где сформировался наш русский народ. Русь двинулась на юго-восток — в земли, где Православие не было религией большинства и где русских людей было гораздо меньше, чем тех, кто не исповедовал Православие. Наверное, и государь тогдашний Иван Грозный, и многие другие, кто принимал решения, не сразу отважились на такой, я бы сказал дерзкий, шаг — уйти из своего родного дома, где уютно, спокойно, где все обжито, и пойти в иную землю. И первое, что произошло, — наши люди соприкоснулись лицом к лицу с иной верой, и от того, как это соприкосновение могло бы развиваться, в полной мере зависело будущее России. Но совершенно неслучайно в это время в Казанской земле, где большинство людей не были православными, обретается чудотворный образ. Это был знак от Царицы Небесной: «Это Моя земля. Да, здесь живут люди, которые не принадлежат к Православной Церкви, но они живут на Моей земле, Я их никогда отсюда не изгоняла, Я никогда не делала им зла, это Мой народ, хотя и не православный».

Думаю, это послание так и было воспринято и государем нашим Иваном Грозным, и всеми, кто имел отношение к принятию политических решений, и, конечно, народом. Что же получилось в результате? А в результате получилось то, что не получалось ни у одного тогдашнего европейского народа: православные люди стали жить в мире с мусульманами, уважая их традицию, их веру. А мусульмане стали жить с православными, также уважая их традицию, их веру. Что было бы с Россией, если бы не обрела эта девица в земле Казанской чудотворный образ — как знак того, что это «Моя земля, живите здесь по Божиему закону, не ссорьтесь друг с другом, Я благословляю ваше присутствие на этой земле»? Под этим знамением Казанской иконы Божией Матери и произошло включение в Россию обширных мусульманских регионов.

А в результате ни одной религиозной войны, никогда за всю историю России! Мусульмане как братья вошли в нашу единую семью. Они стали верными защитниками Родины и отличались во всех войнах, которые происходили вплоть до века XX. И эти знаки свыше мы и осознаем сегодня, через чудо явления Божией Матери Казанской, своим религиозным сознанием. Мы понимаем, какой это был великий и важный сигнал и тогдашним русичам, и мусульманам, и всем последующим поколениям.

Дай Бог, чтобы добрые отношения, которые никогда не омрачались кровопролитием на этой земле, и дальше развивались и укреплялись. Потому что Россия, при неоспоримом большинстве православных, имеет очень большое мусульманское население, и мирное сосуществование, а лучше сказать, братские отношения — это залог процветания нашей страны. Казанская икона Божией Матери была явлена всем нам, в первую очередь, конечно, тем, кто тогда жил и управлял страной, как знак Ее присутствия на земле, которая должна была стать для русских людей родной землей — с пониманием того, что здесь жили, живут и будут жить люди иной религии. И по милости Божией до сих пор сохраняется межрелигиозный мир в России.

Если посмотреть на карту мира, то большинство конфликтов, особенно в так называемом третьем мире, религиозно окрашены. Религии всегда играют определенную роль в том, что люди разделяются настолько, что вступают в военное противостояние. И мы знаем, какими кровопролитными были религиозные войны в Европе — вся европейская история с ними связана. Но не было ничего подобного на Руси, хотя на Западе бились, например, протестанты с католиками, вроде как христиане. А мы с мусульманами никогда не бились. Откуда это? От нашей мудрости? От мудрости политиков? Частично; но я верю в то, что на это взаимодействие, на это совместное житие был дан сигнал свыше, с небес, и явление Казанской иконы Божией Матери было видимым знаком того, что Господь благословляет жизнь людей, которые по-разному в Него верят, на этой земле в мире и единомыслии. Сейчас это актуально в более широком масштабе, для всей России. И по милости Божией мы можем свидетельствовать, что, наверное, самые добрые отношения с инаковерующими у Русской Православной Церкви складываются с исламским сообществом. Дай Бог, чтобы так и было.

Кроме этих важных знаков, направленных на возрастание нас в способности жить в мире с теми, кто исповедует другую веру, нам сегодня даются также иные знаки, через воспоминаемое дивное событие. Кому была явлена икона? История повторяется: весть о Рождестве — простым-простым людям, которые пасли скот, а весть о сокровенном присутствии образа Божией Матери — простой девочке. Потому что менее всего на стяжание Божией благодати влияет наше положение в обществе, наши знания. Знания могут помогать человеку укрепляться в вере, но могут и мешать. А что же помогает? Помогает чистое сердце, ибо чистые сердцем Бога узрят (см. Мф. 5:8), а чистота сердца — это состояние души, это наша нравственная жизнь. И если в сердце нет мрака, темноты, разного рода пороков и скверны, то сердце способно воспринять Господа и разглядеть Божественное откровение, которое ему дается.

Вот почему Церковь в первую очередь призывает людей заботиться о своей духовной жизни. Что означает призыв раскаяться в своих грехах? Что означает призыв не согрешать? Это означает жить так, чтобы Бог мог пребывать в нас и с нами, а только вместе с Богом — полнота жизни и счастье человеческое. Но как громко нужно сегодня кричать, чтобы современный человек понял: его счастье зависит не столько от зарплаты, образования, места проживания, сколько от состояния души и сердца? Многие это понимают, а многие и сейчас, услышав мои слова, улыбнутся. Но как бы люди ни реагировали на то, что сегодня сказано, — это ведь говорится не от ветра главы и не от человеческой мудрости. Это объяснение великих слов Божиих «чистые сердцем Бога узрят».

И да поможет нам Господь, людям XXI века, отягощенным всей этой очень непростой обстановкой — и политической, и экономической, культурной. Я в данном случае использую слово «культура» не с точки зрения искусства, а с точки зрения того слоя, который формируется в общественной жизни благодаря человеческой жизнедеятельности и в котором может быть и хорошее, и плохое. Так вот, ничто не должно разрушать или ослаблять у нас с вами нашу веру. Когда я говорю «нас с вами», я обращаюсь ко всем, кто меня сегодня слышит, — а через телевидение видят и слышат очень многие. Обращаюсь к нашему народу: давайте хранить веру в Господа, давайте хранить наши сердца в чистоте, не фигурально, а в прямом смысле слова, очищая мысли наши и чувства наши от всякой скверны плоти и духа. И тогда Господь поселится в наших сердцах, а вместе с Ним — мир, радость и человеческое благополучие.

Вот какие выводы можно сделать из сегодняшнего замечательного события, реального исторического события, которое мы вспоминаем. И в заключение я хотел бы еще и еще раз сказать: да хранит Господь землю нашу Русскую, многонациональную. Да хранит в мире народы, которые живут на этой земле. Да ограждает нас от врагов внешних и внутренних, для которых наше благополучие часто страшнее острого ножа. И сегодня, когда внешняя обстановка вокруг России становится действительно неблагоприятной, следует, может быть, вспомнить пословицу «Страшен сон, но милостив Бог». Вот если мы будем помнить о Боге, призывать Его имя, надеяться на Его помощь и жить в соответствии с Божиим законом, то все эти трудности, неурядицы, риски окажутся сном, то есть будут проходить быстро и никак не влиять на нашу личную, общественную и государственную жизнь.

Да хранит Господь Россию, град Москву, в самом центре которого мы сегодня совершили Божественную службу, и всех, с верой и любовью притекающих к Господу и испрашивающих Его милости на себя и на Отечество наше! Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5945866.html