Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?
rss

Автор Тема: Слова Патриарха Кирилла  (Прочитано 527944 раз)

0 Пользователей и 6 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь в Неделю 15-ю по Пятидесятнице после Литургии в Александро-Невском скиту

25 сентября 2022 г. 14:05

25 сентября 2022 года, в Неделю 15-ю по Пятидесятнице, пред Воздвижением, день отдания праздника Рождества Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме благоверного князя Александра Невского в одноименном скиту близ Переделкина. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного (Ин. 3:16).Отдал на что? На смерть! Единородного Сына, Божественного Сына! И почему же потребовалась эта страшная божественная Жертва, масштабы которой и значение которой невозможно человеческим умом охватить? Всемогущий Бог отдает Самого Себя на казнь, которой казнили преступников, изгоев человеческого общества, действительно совершивших страшные, опасные преступления.

Когда задумываешься об этой неизреченной божественной Жертве, трудно человеческим умом охватить весь божественный замысел. Но совершенно очевидно, что Господь отдает Себя, по-человечески страдает и умирает не для чего-то, что было бы для нас совершенно не понятно и присуще только Ему, имеющему необъятное знание о Себе Самом. Он дает нам возможность понять, что если Бог в Сыне Своем отдает Свою человеческую жизнь ради других людей, ради рода человеческого, значит жертвенность есть высочайшее проявление любви человека к своим ближним. Жертвенность есть величайшее проявление лучших человеческих качеств.

Мы знаем, что сегодня многие погибают на полях междоусобной брани. Церковь молится о том, чтобы брань сия закончилась как можно быстрее, чтобы как можно меньше братьев убили друг друга в этой братоубийственной войне. И одновременно Церковь осознает, что если кто-то, движимый чувством долга, необходимостью исполнить присягу, остается верным своему призванию и погибает при исполнении воинского долга, то он, несомненно, совершает деяние, равносильное жертве. Он себя приносит в жертву за других. И потому верим, что эта жертва смывает все грехи, которые человек совершил.

Война, которая сейчас идет на просторах Руси, — это междоусобная брань. И потому так важно, чтобы в результате этой брани не возникла волна ожесточения и отчуждения; чтобы братские народы не разделила непроходимая стена ненависти. И от того, как мы все сегодня будем себя вести по отношению друг к другу, что мы будем просить у Господа в своих молитвах, на что надеяться, — будет во многом зависеть не только исход сражений, но и то, что произойдет в результате всего этого. Дай Бог, чтобы нынешние военные действия не разрушили единое духовное пространство Святой Руси и тем более не ожесточили народы наши. Чтобы милостью Божией были исцелены все раны. Чтобы милостью Божией из памяти было изглажено все то, что сегодня многим и многим приносит скорбь. Чтобы то, что придет на смену нынешней ситуации, в том числе в отношениях между нашими братскими народами, было светлым, мирным и радостным.

А это может произойти только в том случае, если мы будем жить с верой в сердце. Потому что вера истребляет страх, вера дарует возможность взаимного прощения, вера укрепляет взаимоотношения между людьми и действительно может превращать и превращает эти отношения в братские, сердечные и добрые. Дай Бог, чтобы было так, чтобы закончилось все, что сейчас омрачает души многих. Дай Бог, чтобы во время этой междоусобной брани как можно меньше людей погибло или получило увечья. Дай Бог, чтобы как можно меньше было вдов и сирот, меньше разделенных семей, меньше разрушенной дружбы и братства.

Церковь, которая несет свое пастырское служение среди народов России, Украины, Белоруссии и многих других на просторах исторической Руси, сегодня особенно страждет и особенно молится за скорейшее прекращение междоусобной брани, за торжество справедливости, за восстановление братского общения и преодоление всего того, что, накопившись с годами, и привело в конце концов к кровопролитному конфликту. Верим, что все святые, в земле Российской просиявшие, — в данном случае, употребляя уже принятое выражение «в земле Российской», имеем в виду Русь, всю Русскую землю, Русь Святую, — сегодня вместе с нами возносят молитвы ко Господу о том, чтобы водворился мир на земле, чтобы наступило примирение братских народов и, что самое главное, восторжествовала справедливость, потому что без справедливости не может быть прочного мира.

Да хранит Господь всех нас и да помогает всем нам проходить свое христианское поприще достойно, несмотря на непростые жизненные обстоятельства, которые сегодня являются реальностью нашего земного бытия. Молитвами святых угодников, имена которых мы сегодня прославляли, да поможет всем нам Господь укрепиться в мире, любви, единомыслии и чистоте.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5962628.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь в праздник Воздвижения Креста Господня после Литургии в Храме Христа Спасителя

27 сентября 2022 г. 16:05

27 сентября 2022 года, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

«Крест для погибающих — юродство, а для спасаемых — сила Божия», — вот чему учит нас сегодня Священное Писание. Юродство — это славянское слово, а русское слово, ему соответствующее, — «безумие». И что же получается, если перевести на наш современный язык? «Крест для погибающих — безумие, а для спасаемых — сила Божия».

А ведь так оно и есть. Что такое крест? Крест — символ страданий, мучений и смерти. И как же эти страшные явления могут быть привлекательны для человека, как они могут определять в положительном направлении жизнь человека? И те, кто не понимает смысл страданий Господа на Кресте, — кто и в древности не понимал, да и сегодня не понимает, — просто отмахиваются от этого величайшего откровения Нового Завета.

Почему же мы не отмахиваемся? Почему мы соглашаемся с тем, что крест принес не только страдания, но через страдания принес спасение? Потому что на кресте были явлены величайшие человеческие чувства, и в таком глобальном масштабе, который ни в одной человеческой личности осуществить невозможно. Что же это за чувства, что за проявления человеческой души? Это жертвенность и любовь. И если определить апогей развития способности человека жертвовать и любить, то этим апогеем будет Голгофская Жертва.

Конечно, человеческий опыт жертвенности и любви не может достигать того самого спасительного апогея, который был явлен на Голгофе. Но Жертва Христа Спасителя обозначает ориентир, некое направление движения. Через Крест Христов мы осознаем, что жертвенность и любовь являются величайшими ценностями для человека, для полноты его жизни. И одновременно это величайшие добродетели, которые оправдывают человека пред Богом, через которые человек искупляет свои грехи.

Мы знаем, что Жертва Голгофская была жертвой искупления. Господь принял эти страшные мучения, чтобы искупить пред Божественным правосудием все грехи мира. Наши с вами кресты, наши жертвы невозможно сравнить с тем, что совершил Спаситель. Но в масштабах наших человеческих возможностей, в масштабах личности каждого жертвенность и любовь являются действительно апогеем духовной жизни.

А что происходит, если мы отмахиваемся от этих ценностей? В самом деле, почему я должен жертвовать чем-то ради другого человека? Человек, отрицающий значение жертвенности, может привести множество подобных утилитарных аргументов. Зачем мне чем-то жертвовать, во имя чего? Но сегодняшний день может научить всех, даже тех, кто принципиально отрицает возможность принести в жертву не только себя — об этом и речи нет! — а хотя бы частицу своей жизни, своего времени, своих материальных возможностей. Сегодняшний день может убедить отрицающего необходимость жертвы в том, что жертва приносит человеку спасение. А синонимом спасения на обычном нашем языке является слово «счастье».

Вот если мы будем способны сопрягать жертвенность со счастьем, то изменятся, радикально изменятся человеческие отношения. Потому что человеку всегда хочется что-то получить. Сделал работу — получить деньги, трудишься хорошо — получить повышение по карьерной лестнице; да мало ли какие ценности для нас привлекательны, так что ради них мы готовы и трудиться, и даже жертвовать! И ведь так и происходит в нашей жизни. Тот, кто хорошо трудится, теряет свое время, иногда даже рискует здоровьем, но в ответ на это получает и материальное поощрение, и продвижение по службе.

Ну, а как же поступать в духовной жизни? Сегодняшний день помогает нам понять, что когда мы приносим себя в жертву, когда мы разделяем с другими свое время, свои материальные возможности, свою любовь — искренне, не конъюнктурно, не по необходимости, а от сердца, — тогда мы обретаем великий Божий дар. Мы становимся ближе к Богу. Господь прощает нам наши грехи. Ведь даже право, которым руководствуется человеческое общество, предполагает, что преступник должен искупить свою вину, и таким искуплением чаще всего является тюремное заключение. А как мы можем искупить нашу вину в течение нашей земной жизни, чтобы пред Богом не предстать с нашей виной? Нашим искуплением здесь и является жертвенность, жертвенная любовь, помощь тем, кто страдает. И не для того чтобы отметиться перед телекамерами, или чтобы про тебя в газетах написали, а так, тихонечко прийти и помочь…

Должен вам сказать, что многие люди сегодня так и поступают. Ко мне стекается информация, которая не попадает в общественное пространство, а потому я не могу оглашать какие-то имена, но действительно поражаешься жертвенности, являемой многими и многими нашими согражданами. Особенно сейчас, когда такая непростая ситуация на Украине, когда, защищая все наше историческое Отечество — и Россию, и Украину, — воины наши жертвуют здоровьем и жизнью, как важно, чтобы и весь народ наш был способен жертвовать во имя Христово ради всех тех, кто нуждается, кто не словесно, а самим своим существом просит этой помощи!

Иногда задают вопрос: «Ну, а кому помогать-то? Смотрю направо, налево — не вижу…». А тут надо помолиться, чтобы Господь открыл наши очи духовные, так чтобы мы увидели, кому помогать. В ответ на молитву Господь всегда открывается самым неожиданным образом и дает возможность проявить свою любовь, свою жертвенность, с тем чтобы принести жертву в первую очередь Ему, а через эту жертву получить прощение грехов и радость душевную.

Еще раз хочу сказать, что сегодня то время, когда мы особенно должны задавать себе этот судьбоносный вопрос: «А что я делаю?» Потому что происходящее сегодня на просторах Святой Руси, конечно, омрачает сердца многих. Не буду говорить о себе, но с этими мыслями, с этим страданием и ложусь, и встаю, и провожу весь день, потому что являюсь Патриархом не только Московским, но и всея Руси. Но в то же время верю, что по милости Божией пройдет эта напасть, что она не подорвет тех глубинных основ нашего совместного бытия, которые сохраняют в единстве народ Святой Руси, живущий в России и на Украине. Верю, что Господь приклонит милость и прекратится междоусобная брань. И там, где сегодня недоумение, страдания и скорбь, должна явиться наша человеческая любовь друг ко другу. А в ответ на эту любовь — любовь Господа к нашему единому народу, к тем, кто живет в России и на Украине, к тем, кто живет в разных уголках Земли.

Пусть Господь в это очень непростое время всех нас укрепит в вере и благочестии. В первую очередь обращаюсь сейчас к тем православным людям, которые считают, что можно посетить храм один раз в году, и этого достаточно. А другие говорят: в пост надо посетить храм, причаститься, и достаточно. Третьи говорят: достаточно одного раза в месяц. И одни, и другие, и третьи неправы! Воскресный день дается нам для того, чтобы мы посвящали его Богу. А кто не желает отдать Богу часть воскресного дня, думая, что сделает для себя что-то получше — телевизор посмотрит, погуляет, в гости пойдет, — тот глубоко ошибается. «День седьмый Господу Богу твоему», говорит заповедь Божия. А это значит, что воскресный день должен начинаться с молитвы. Но если по каким-то обстоятельствам человек не может в храм пойти (хотя чаще всего эти обстоятельства надуманы), то по крайней мере в утренние часы нужно помолиться вместе со своей семьей, испросить у Господа прощения за то, что в этот день в храм не пришел. Всё это сейчас так важно, мои дорогие!

Мои родители пережили ленинградскую блокаду, и они рассказывали мне о том, как наполнялись в Ленинграде Божии храмы, как люди голодные, почти умирающие, стекались в храмы, несмотря на обстрелы, несмотря на ослабление всех физических сил. Храмы Ленинграда во время блокады были переполнены, и, может быть, эта молитва и спасла город. Не хочу сравнивать нынешние времена с тем, что пережили ленинградцы в тяжелейшие годы блокады, но в ведь в каком-то смысле и сегодня наступило судьбоносное время! Потому что многие восстают на Русь, и у многих голова закружилась в желании погубить Русь, ее самобытность, ее независимость, ее свободу. И сегодня мы должны особенно укрепить себя в вере, наполнить наши храмы, молиться за власти, за воинство, за своих родных, близких, молиться за Церковь Православную, которая в этих тяжелейших условиях сохраняет духовное единство Святой Руси.

И да поможет нам Господь! Еще раз хочу сказать, что мы дожили с вами до судьбоносного времени, а в судьбоносное время следует обновить нашу веру, обострить наше сознание и нашу память, посмотреть иначе на многое из того, на что мы еще вчера смотрели без особого внимания и особой заботы. Тогда наша духовная мобилизация, к которой я сейчас всех призываю, поможет и мобилизации всех сил нашего Отечества. И она, несомненно, поможет в конце концов полному примирению России и Украины, которые составляют единое пространство Русской Православной Церкви.

Можете себе представить состояние меня как Патриарха всея Руси, когда сегодня брат убивает брата. Наверное, кто-то из носителей крайних политических взглядов скажет: вот, проповедует пацифизм в то время, когда… Не пацифизм, но этими словами я просто свидетельствую о нашем общем долге пред Богом — молиться о прекращении междоусобной брани, делать все для того, чтобы восстановились братские отношения двух частей единой Руси, и молиться еще и о том, чтобы Господь избавил, особенно нашу молодежь, от того, чтобы жизнь их пресеклась в этой междоусобной брани. А для того чтобы было так, надо, надо чтобы брань прекратилась.

И да помогает нам Господь, святые угодники единой Руси, преподобные Киево-Печерские и преподобные отцы многочисленных обителей, включая Троице-Сергиеву лавру, на просторах великой Руси! Будем уповать на их молитвы, ведь и их душа сегодня скорбит и страдает по поводу того, что происходит. И будем надеяться, что общими усилиями, без того чтобы идти по пути опасных компромиссов, могущих навредить единой Руси, мы все одновременно двигались по пути примирения и восстановления того духовного единства, которое было сформировано в недрах единой Русской Православной Церкви.

Пусть благословение Божие пребывает над всей Святой Русью, над начальствующими, над духовными руководителями, над воинами и над всеми теми, от кого может зависеть мирный и благополучный исход нынешнего весьма опасного столкновения двух братских народов. Пусть Господь хранит нас всех и укрепляет в вере, любви, единомыслии. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5963304.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю 18-ю по Пятидесятнице после освящения Михаило-Архангельского кафедрального собора г. Архангельска

16 октября 2022 г. 15:04

16 октября 2022 года, в Неделю 18-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил освящение кафедрального собора в честь Архистратига Божия Михаила в Архангельске и Божественную литургию в новоосвященном соборе. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит! Ваше Превосходительство, господин губернатор! Дорогие владыки, отцы, братья и сестры!

Во-первых, хотел бы поблагодарить владыку за его добрые слова, но более всего хотел бы поблагодарить и его, и духовенство, и всех вас за то, что я обрел на этом месте.

Мне приходилось неоднократно бывать в Архангельске, когда еще был закрыт Соловецкий монастырь и когда именно из Архангельска на теплоходе отправлялись экскурсии на Соловецкий архипелаг. Впервые я побывал там со своей мамой, а она была уже человеком пожилым и, кстати, очень боялась высоты. Но когда я сказал ей, что хорошо бы нам вместе посетить Соловки, она немедленно откликнулась. И даже когда я сказал, что надо будет лететь на самолете — а она не могла даже по мосту над железной дорогой переходить, так боялась высоты! — то мама на мгновение замерла, но сказала: все равно полетим.

И тому было несколько причин. Во-первых, Соловецкая святыня. Во-вторых, дед мой — исповедник, которые долгие годы провел в ссылке, в тяжких испытаниях, и на Соловках, включая карцер на Секирной горе, из которого мало кто выходил живым. Но дед по вере своей и по силе духа прошел через все эти соловецкие испытания и остался живым. А затем даже принял священный сан и трудился на Урале, в отдаленном месте, до самой смерти в 92 года, не покидая своего прихода.

То, что я говорю, связано с Соловецкой, а значит, и с Архангельской землей. И, наверное, неслучайно, потому что Архангельск всегда играл особую роль в жизни России, особенно до тех пор, пока не была создана на Балтике новая столица. Действительно, Архангельск был городом, обращенным к миру. Все торговые пути, культурный обмен — всё это шло через Архангельск. Одновременно Архангельск был притягателен и для захватчиков, и потому с глубокой древности вся эта земля была обагрена кровью защитников России. Другими словами, это место совершенно особенное и в духовном смысле, и с точки зрения истории Церкви нашей, и с точки зрения подвига новомучеников и исповедников. И опять-таки, принимая во внимание наших миссионеров, священников, проповедников, которые трудились здесь, утверждая веру православную, — это место особенное.

Так вот, когда я посещал Архангельск, в том числе на пути в Соловки, то, конечно, посещал и храм, который здесь был, и душа скорбела по поводу того, что величие этого северного города, такого важного для России, не было выражено в церковной жизни. Маленький храм, а когда я вошел в него, я увидел небольшое количество пожилых людей, и сердце как-то сжалось, — таким было мое первое посещение Архангельска.

И все эти образы минувшего прошли сегодня перед моим мысленным взором, когда я всматривался в дивную красоту кафедрального собора, построенного здесь вашей верой и вашими усилиями, заботами властей, попечением владыки и духовенства. Конечно, этот замечательный собор является символом возрожденной веры, а значит, и символом возрожденного северного края. Не может быть край не возрождающийся, когда здесь построен такой прекрасный величественный собор. Действительно, это символ воскресения наших душ, нашей жизни, обновления нашей жизни и одновременно видимый знак того, что еще многое нужно сделать для того, чтобы Русь Святая действительно обрела такую силу, чтобы никто не смел посягнуть на нее, чтобы на Руси действительно было жить хорошо, а не так, как скептически говорил об этом один революционно настроенный поэт. Чтобы действительно жизнь была мирной, спокойной, духовно сильной. Без этого никуда! На одной только хорошей зарплате ничего не получится сделать в жизни по-настоящему — обязательно нужен сильный дух, правильное целеполагание или то, что мы называем целостным христианским мировоззрением. Вот тогда мы способны совершать и подвиги в светской жизни, и подвиги духа.

Знаком духовного возрождения Севера и явился величественный кафедральный собор, и моя великая благодарность всем — и властям, и людям, которые жертвовали деньги, и тем, кто вносил решающий финансовый вклад в строительство этого храма. И, конечно, владыка, в первую очередь Вам, потому что Вы были двигателем всего этого дела. Благодарю Вас, что Вы не убоялись, не устрашились трудностей и, невзирая на очень скромную материальную сторону, все-таки приняли решение строить храм, и мы видим, что Ваши намерения завершились таким великим, добрым и святым делом.

Мне кажется, Россия вообще переживает сейчас особый период своей истории. Мне приходилось много путешествовать по миру в силу тех должностей, которые я занимал в Церкви. Мне довелось побывать в 119 странах мира, причем в разные исторические эпохи. Мало кто может сказать, что побывал в одной и той же стране в абсолютно разные исторические эпохи, при разных политических режимах, и потому в каком-то смысле у меня особенный опыт знания того, что в мире происходит. Так вот, отталкиваясь от своего опыта, скажу: нигде в мире не происходит сегодня ничего подобного тому, что происходит в России. Везде храмы закрываются, перепрофилируются — в лучшем случае в мечети, потому что мусульманские общины в Европе растут, а мусульмане люди благочестивые, им нужно молиться. Очень часто христианские храмы продают или сдают в аренду мусульманам, и это не самое плохое — хуже, когда там устраивают казино, рестораны или еще какие-то центры увеселения. Но ведь это факт, и он свидетельствует о глубочайшем духовном упадке! А если это происходит, значит, та цивилизация нежизнеспособна. Потому что жизнеспособна только та цивилизация, которая сильна духом, — вся история об этом говорит, и тем более этому учит наша русская история.

Думаю, все, что я сейчас сказал, становится особенно убедительным при созерцании этого святого храма. Построен Божий храм. Еще раз скажу: храмы строятся только тогда, когда в них есть потребность, и, покуда будет эта потребность в народе нашем, Россия непобедима. Потому что нельзя соотнести силу духа народа, который верит в Бога и любит свою Родину, с условной силой тех, кто расслабился в комфорте, забыл, что такое любовь к Отечеству, и кто движется только одним устремлением получить больше денег и получше их потратить. Очень важно, чтобы мы не утратили это духовное измерение нашей личной, семейной и общественной жизни. И еще раз хочу сказать, что этот величественный кафедральный собор является свидетельством именно такого, духовно ценного и целостного пути нашего исторического развития, который сейчас имеет место.

Но при всем этом мы должны помнить, что враг рода человеческого силен. Искушения, соблазны посещают каждого человека. Кто-то не имеет возможности сопротивляться этим соблазнам, — а их множество и в светской, да и в церковной жизни, — когда враг рода человеческого подталкивает к плохим мыслям, плохим словам, а иногда и к плохим действиям. И очень важно, когда мы попадаем в полосу таких искушений, вспоминать о великой духовной истории нашего народа, его героических подвигах. Вспоминать и о том, что даже в это непростое время мы все являемся свидетелями освящения этого величественного собора как видимого знака живой веры русских людей здесь, на севере страны нашей. И пусть Господь помогает всем нам и дальше идти вперед, сохраняя веру в сердце, совершая добрые дела, к которым Господь нас призывает, — ибо вера без дел мертва есть (Иак. 2:26), — проявляя внимание, любовь и заботу друг о друге.

Вот об этом хотел бы особенно сказать. Забота друг о друге называется на языке общественном солидарностью, но «забота» более теплое слово, чем «солидарность». Если мы заботимся, особенно о тех, кто нуждается в помощи, если мы заботимся друг о друге, если мы в семьях стараемся не раздражать друг друга, не ссориться по мелочам, не обижать, хранить супружескую верность, созидать дом как общее пространство не только материальной, но и духовной жизни, — вот тогда будет, несомненно, укрепляться жизнь всего нашего народа. Невозможно строить сильную страну — и разрушать семьи. Невозможно говорить о солидарности общественной — и разрушать брак. Невозможно говорить о будущем — и не заботиться о воспитании детей и молодежи. Поэтому сегодня всё это — задачи, которые стоят на нашей общенациональной повестке дня и в решении которых, по милости Божией, принимает активное участие наша Церковь.

Хотел бы еще раз поблагодарить Вас, владыка Корнилий, все духовенство, местные власти и вас, мои дорогие, за сей величественный храм. Ну, а теперь самое главное, чтобы этот храм всегда наполнялся вами. Когда нет храма — проходишь мимо, и в сердце ничего не двинулось. Но когда проходишь или проезжаешь мимо храма, особенно в воскресенье, слышишь колокольный звон, а сам в храм не идешь, то это звоночек нашей совести. Ведь храмы строим для того, чтобы люди туда приходили, молились, становились лучше и сильнее. Не упускайте этого шанса, и в этом величественном соборном храме стяжите души ваши (Лк. 21:19), как говорит слово Божие. Хотел бы пожелать помощи Божией, крепости сил всем нам и процветания героической Архангельской земле — земле, которую населяют сильные, мужественные и добрые люди. Храни вас всех Господь!

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5968017.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь в день памяти святителей Московских после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

18 октября 2022 г. 15:05

18 октября 2022 года, в день памяти святителей Московских Петра, Алексия, Ионы, Макария, Филиппа, Иова, Ермогена, Тихона, Петра, Филарета, Иннокентия и Макария, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня мы прославляем память святителей Московских — тех, кто подвигом жизни своей, жертвенным своим служением совершал многие дивные дела, отразившиеся великим благом не только на духовной жизни нашего народа, но и всего нашего Отечества. Во время, когда раздробление единого целого многими почиталось за благо, когда на месте единого государства образовывались многие удельные княжества, каждое из которых претендовало на особую роль, а значит, становилось конкурентом и врагом для своего соседа, — вот в это самое время, когда ослабли все центростремительные силы, объединяющие народ, святитель Петр совершает удивительное по своему значению, смыслу и последствиям деяние. Он переносит в град Москву Первопрестольную кафедру всея Руси и здесь, на этом месте, закладывает основание кафедрального храма всея Руси — Успенского собора, который остался невредим, несмотря на страшные исторические перипетии, несмотря на стремление безбожных властей в какой-то момент вообще изничтожить все церковные памятники на территории Кремля. Долгое время здесь был музей, но и за то слава Богу, потому что люди, приходя в этот музей, соприкасались со святыней, с самой сердцевиной русской истории, и многих даже такое соприкосновение, вне литургической жизни, заставляло задуматься о многом. Часто эти мысли приводили людей к вере в Господа и Спасителя, и даже закрытый Успенский собор, несомненно, работал на то, чтобы укреплялась духовная жизнь в нашем народе. Ну, а когда настали другие времена и собор был открыт для богослужений, помню, с какой великой радостью все мы это восприняли, какое множество людей стекалось сюда для того, чтобы помолиться в стенах возрожденного кафедрального собора всея Руси!

Вот и сегодня, вспоминая святителя Петра, мы молимся у его святых мощей. Конечно, о державе Русской, о том, чтобы рассеялись все наветы вражии, которые сегодня направлены на то, чтобы окончательно и бесповоротно разрушить единство Руси. Ведь эти замыслы только врагам Руси на руку, но самой Руси, будь то Россия или Украина, никакой пользы не приносят, хотя многие силы работают на то, чтобы доказать обратное, будто разделение Руси есть некое благо.

Когда-то один из политических деятелей спросил меня: «Вот почему Вы так отстаиваете сохранение единого пространства Руси? Ведь это же средневековье! А сейчас политическая ситуация изменилась». Я ответил: «Может быть, это была бы действительно бесповоротная перемена, если бы речь шла не о жизни единого народа, вне зависимости от, как его сегодня называют. Но это единый народ, и он хочет жить в большом доме». И я спросил тогда этого господина: «А Вы предпочли бы жить в маленькой квартире, отстаивая свою как бы свободу и независимость от других? Или в большой квартире, в большом доме? Вот мы предпочитаем жить в большом доме, но так, чтобы нам не было тесно, чтобы это жительство не превращалось в то, что иногда происходит в общежитиях, когда люди становятся врагами».

Вот и сегодня сложилась такая ситуация на просторах Руси, когда каждый, живя в своем собственном доме, должен при этом осознавать свою принадлежность к единому духовному пространству Святой Руси, к наследникам великих князей Владимира и Александра Невского, к наследникам тех великих князей, которые утверждали Православие и боролись с врагами. И сегодня это осознание принадлежности к единому народу так важно для того, чтобы избежать всяких военных потрясений на пространстве Святой Руси, чтобы иметь силу и мудрость противостоять искушениям, соблазнам и провокациям, направленным на то, чтобы единый народ столкнуть в очередной братоубийственной войне.

Мы молимся и будем молиться о единстве Святой Руси — а как же иначе? Как можно иначе себя осознавать, молясь в Кремле под сводами Успенского собора всея Руси? Сами стены вопиют об этой истине — о том, что все мы один народ, и этот кафедральный собор всея Руси несет на себе печать ответственности за духовное благополучие всех православных христиан, находящихся в пространстве Святой Руси. Ответственности за Церковь нашу единую и неделимую, за то, чтобы она сохраняла свое единство и через это единство являла волю Божию о всем нашем народе, где бы он ни жил, — в Москве или Киеве, в Минске или других городах. Ведь это единая духовная общность, соединенная узами Русской Православной Церкви.

Сегодня наши молитвы о том, чтобы единство это, как я уже сказал, никто не поколебал и никто не разрушил. Но чтобы было так, каждый из нас должен трудиться для сохранения этого единства — в первую очередь молиться, ведь Господь слышит молитвы. По молитвам Господь избавлял землю нашу от нашествий иноплеменников, междоусобной брани. А если повнимательнее приглядеться к своему жизненному пути — каждого по его молитвам Господь избавлял от скорбей, бед и зол. Господь слышит наши молитвы, тем более молитвы не о каком-то личном небольшом благополучии, а о духовном благополучии, духовном здравии всего нашего единого исторического народа Святой Руси.

И еще раз хочу сказать: все эти мысли актуализируются, когда взираешь на исторические стены Успенского собора — кафедрального собора Святой Руси. Пусть Господь приклонит милость Свою ко всему нашему народу, прекратит междоусобную брань, которая сегодня, к сожалению, в отдельных землях исторической Руси приобретает форму реальных военных действий. Пусть Господь вразумит каждого, кто вовлекается в эти военные действия. И каждый должен понять, что стреляет он по своему брату, и потому прекращение войны, установление мира и духовного единства всего нашего народа — вот о чем сегодня наша молитва и вот что должно быть предметом наших общих трудов.

Но когда мы говорим так, мы очень далеки от того, что на западном языке называется пацифизмом. Пацифизм — это борьба за мир при любых обстоятельствах и очень часто на любых условиях. Но мы всегда говорим — и это укореняется в нашей духовной традиции — не может быть мира без справедливости. Мир без справедливости надламывается при любом осложнении обстановки или изменении отношения людей. Поэтому мир должен быть прочный. А для того чтобы он был таким, нужно, чтобы силой Божией были искоренены из сознания людей, которые не стремятся к духовному единству Святой Руси, все эти диавольские помыслы, чтобы все мы осознали ответственность за сохранение духовного единства Русского мира.

И да поможет всем нам Господь именно таким образом совершать свое служение — каждому на своем месте. Я со смелостью произношу в этих стенах слова «Русский мир», хотя знаю, что некоторые силы на Украине их демонизируют. Но мы употребляем слово «русский» не в том смысле, что оно означает только часть исторической Руси, соответствующую Российской Федерации. Мы употребляем это слово в том же смысле, как употребил его Нестор Летописец, говоря о том, «откуда пошла есть Русская земля». Не российская, не украинская, не белорусская — откуда пошла Русская земля! Вот в каком смысле мы употребляем это слово — с полной ответственностью, внутренним спокойствием и уверенностью в правоте нашей позиции.

Еще раз призываю всех вас, мои дорогие, молиться сегодня о всей Русской земле, о народах, которые населяют эту землю, о преодолении разногласий и особенно о прекращении междоусобной брани, которая всегда влечет за собой смерть и страдания человеческие. Чтобы Господь воссоединил всех нас в едином теле единой Святой Руси. Чтобы при всем понимании политической картины мира, при всем уважении к таким политическим понятиям новейшего времени, как суверенитет отдельных народов, никак не разрушалось наше осознание того, что мы единый народ — народ Святой Руси.

Молитвами святителя Петра, святителей Киевских, начиная от Михаила и кончая святым исповедником Владимиром, который жизнь свою положил у стен Киево-Печерской лавры во времена гражданской войны, молитвами всех, кто трудился во имя Святого Православия на просторах Руси, Господь да остановит междоусобную брань и да восстановит мир и любовь среди детей единого исторического Отечества, именуемого Православной Русью. Об этом сегодня наши молитвы, и на это направляем мы сегодня свои труды. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5968673.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Слово Святейшего Патриарха Кирилла после всенощного бдения в Александро-Невском кафедральном соборе г. Нижнего Новгорода

22 октября 2022 г. 21:08

22 октября 2022 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил утреню всенощного бдения в Александро-Невском кафедральном соборе г. Нижнего Новгорода. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Ваше Высокопреосвященство!

Сердечно благодарю Вас за слова и за дивный подарок, который, конечно, помещу где-то совсем рядом с тем местом, где я постоянно пребываю, чтобы, взирая на дивный образ Богоматери, вспоминать землю Нижегородскую, вспоминать сегодняшнее богослужение и Вашу доброту.

Царица Небесная — над всеми нами, Ее Покров — над землей Русской, и, наверное, этой силой, которая ниспосылается Пречистой Девой Марией, и спасается наша страна в самых трудных обстоятельствах, во время междоусобных браней, во время нашествия иноплеменников. Верим, что и в это непростое время, когда многие ополчились на Русь Святую, Царица Небесная будет простирать над нами, над Отечеством нашим Свой Покров, и верим, что Ее предстательством пред лицом Божиим, пред лицом Сына Ея, Господь даст нам силу сопротивляться злу, греху и всякой неправде и сохранить Отечество наше невредимым и непобежденным и души наши невредимыми и непобежденными силами зла.

Сегодня очень много молодежи в храме, я радуюсь этому и потому хотел бы в своем слове сказать что-то такое, что им близко и понятно, с чем они знакомы. У Сергея Бодрова, знаменитого нашего актера и режиссера, был фильм, который назывался «Брат». Многие его посмотрели, и вот в этом фильме есть такой диалог главного героя с другим персонажем. Главный герой, обращаясь к своему собеседнику, говорит: «В чем сила, брат?» И сам же отвечает: «Сила, брат, в правде». Герой фильма был, конечно, прав — сила в правде; только есть одна недосказанность в этом диалоге — правда-то у каждого своя! Почему люди ссорятся? Потому что у каждого своя правда. Почему страны воюют? Потому что у каждой своя правда. Послушать дипломатов, политиков, которые защищают ту или другую сторону: и там, и там очень убедительные аргументы. Почему? Потому что у каждого своя правда.

А чему нас учит Господь? Что не может быть двух правд. Есть только одна правда, а все остальное — это либо приближение к правде, либо ее искажение. Правда может быть только одна — по каждому вопросу, по каждой проблеме, по каждой конфликтной ситуации. И с христианской точки зрения в той части фильма, который я сегодня упомянул, надо было сказать: «Брат, правда-то в Боге». А почему в Боге? А потому что Бог являет собой абсолютную Правду. В слове Божием содержится абсолютная правда, и нет в нем ни тени неправды, ни тени искажения истины. Вот, наверное, поэтому слово Божие и не могут принять, — потому что живут в неправде, привыкли к неправде, далеки мыслями своими от Божественной правды. Но правда — только то, что исходит от Бога. Открываешь Евангелие, и там каждое слово есть правда, для всех народов, для всех наций, для всех государств, для людей разного пола и разного возраста. Одна правда на всех, и эту правду нам явил Сам Господь.

А что же нужно делать в ответ на эту величайшую милость? Философы на протяжении многотысячелетней истории человечества пытались открыть людям некую правду, и у каждого философа была опять-таки своя правда, так что и ссорились они, и мирились, а ни для кого единой правды не было. Но Господь во Христе Иисусе, через слово Свое, даровал нам абсолютную правду, без всякой тени искажения. Что же нам тогда остается делать? А нам остается принять эту правду и жить по ней, жить по слову Божиему.

Вот тут-то и начинается самое трудное, потому что правда Божия нудится, то есть силой овладевается (см. Мф. 11:12). Ведь для того чтобы принять Божию правду, нужно в самом себе победить склонность к неправде, склонность к греху, склонность к ошибочному поведению. И потому попытки следовать Божией правде — это очень правильные попытки, это некий путь, по которому должен идти человек. Он не войдет сразу в Божию правду и не овладеет истиной, но само движение навстречу Божией правде уже спасительно, уже радостно, уже наполняет подлинным смыслом человеческую жизнь.

Каждый из нас — на пути к этой абсолютной правде, и только Господь может измерить ту дистанцию, которая каждого из нас от этой правды отделяет. Эта дистанция и будет критерием при оценке нашей жизни на Страшном и последнем суде Божием. Ну, а пока мы здесь, пока мы в теле своем, пока мы руководствуемся своим разумом, своей волей, своими чувствами, мы должны максимально впитать Божию правду в свое сознание, соединить ее со своей жизнью, сделать актуальной, научиться применять Божию правду при оценке всего того, что с нами происходит на уровне нашего сознания, на уровне нашей воли, на уровне наших чувств и действий. И если у нас будет этот навык применения Божией правды к самим себе, то мы сможем применять этот критерий и по отношению к другим. С осмотрительностью, чтобы не впадать в осуждение; но само явление правды Божией в нашей жизни поможет нам увидеть и в других людях как правду, так и ложь. А разве не в этом заключается высшая человеческая мудрость и высшая проницательность, чтобы понимать, кто перед тобой — друг или враг, говорящий правду или говорящий ложь, по-настоящему вдохновенный руководитель, который желает для тех, кто идет за ним, добра или тот, кто ведет в пропасть? Так вот, все то, что является жизненно необходимым для человека — способность ориентироваться в историческом пространстве, в пространстве реальной жизни — даруется тому, кто правду Божию поставляет превыше всего и старается жить этой Божией правдой.

Да поможет Господь всем нам, всему нашему народу, на который сегодня обрушивается очень много соблазнов. Страну нашу и народ наш критикуют, учат, как нам жить, что нам делать, по какому пути идти. Именно в связи с этими сетованиями и обвинениями в адрес России и нужно помнить, что у нас свой исторический путь. И для того чтобы быть уверенным в правильности этого пути, мы должны соотносить его, а значит, и свои действия с Божией правдой, и тогда никакие соблазны не омрачат нашего сознания и не ослабят силы нашей национальной жизни.

Сегодня мы действительно вошли в полосу очень непростых международных отношений, но правда превыше всего, и нельзя идти на компромисс с ложью, даже если эта ложь очень сильная. Ведь отцом лжи является диавол (см. Ин. 8:44), так что идти на компромисс с ложью значит идти на компромисс с диаволом, а диавол не желает нам добра. Вот почему очень важно, мои дорогие, в первую очередь хранить веру, потому что через веру православную нам является высшая мудрость, открытая в Божественных заповедях, в духовном опыте, в опыте молитвы, в соприкосновении с Богом.

Именно поэтому сейчас то самое время, когда всем надо укрепляться в вере, особенно всем нашим колеблющимся, интеллигентам, которые одной ногой в Церкви, другой вне Церкви. Нужно заканчивать эту дихотомию, это разделение, нужно действительно принимать веру наших отцов и праотцев как великую силу, которая уберегала и спасала наш народ. И сегодня, несомненно, вера будет вдохновлять нас на пути любви и служения Отечеству нашему и на пути любви друг ко другу.

Да поможет всем нам Господь, в первую очередь, ничего не бояться. Находясь на Нижегородской земле, в городе Лукоянове, я вспомнил эти слова, которые говорил мой благочестивый дед — исповедник, прошедший многие тюрьмы и лагеря за свою веру в Бога. В 50-е годы он приехал в Ленинград, где мы тогда жили, рассказывал о своей тяжелой жизни и учил меня: «Ничего не бойся, кроме Бога». Если мы стараемся применить к своей жизни эту заповедь мудрого человека, мы становимся очень сильными. Если мы боимся Бога, то есть стремимся исполнять Его закон, мы становимся очень сильными. А жизнь вне рамок Божиего закона — это слабость.

По-настоящему ответить на вопрос героя Сергея Бодрова может глубоко верующий человек. Только он может сказать, в чем сила. Сила — в правде, но в Божией правде. Следуя именно этому пониманию того, что есть высочайшая ценность в человеческой жизни, мы можем и душу свою спасти, и Родине послужить, и ближнему своему протянуть руку помощи. И да поможет нам Господь в том, чтобы мы шли именно таким, а не каким иным историческим путем, — каждый из нас и все мы вместе как Церковь Христова Православная, да и весь наш народ. Милость Божия, Покров Пречистой Царицы Небесной да пребывают над землею Русскою и над этим прекрасным градом на берегах Волги. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5970411.html