Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?
rss

Автор Тема: Слова Патриарха Кирилла  (Прочитано 528146 раз)

0 Пользователей и 7 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь в день памяти святителя Филарета Московского после Литургии в Храме Христа Спасителя

2 декабря 2022 г. 15:00

2 декабря 2022 года, в день памяти святителя Филарета, митрополита Московского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Мы вспоминаем сегодня выдающегося иерарха Русской Церкви святителя Филарета. Святитель относился к числу самых просвещенных людей своей эпохи. Он был энциклопедически образован, обладал множеством талантов, его авторитет признавался даже той прослойкой русской интеллигенции, которая уже тогда нередко очень критически относилась к Церкви. Святитель состоял в переписке с Александром Сергеевичем Пушкиным — в переписке стихотворной, отвечая на стихи Пушкина стихами не менее талантливыми. Все это, конечно, внушало уважение, в том числе и со стороны людей светски просвещенных, многие из которых уже охладевали в вере, находясь под значительным влиянием безбожных идей, начавших проникать и в нашу страну.

А святитель Филарет был действительно авторитетом для всех. О нем рассказывают такую историю. Дело было на балу (тогда балы при дворе были важным государственным событием, и владыка их посещал). Митрополит сидел на скамеечке у стены, наблюдая, как люди веселятся, и вот один известный молодой аристократ, считавший себя, конечно, весьма просвещенным, подходит к нему и говорит: «Владыка, но Вы же такой образованный, Вы же один из самых, а, может быть, самый образованный человек в России! Ну, как Вы можете поверить в то, что кит проглотил Иону?!» Святитель Филарет на него посмотрел и говорит: «Молодой человек! Если бы в Библии было сказано, что Иона проглотил кита, я бы и в это поверил». И молодой человек ушел, ошеломленный таким ответом.

А ведь в этом ответе была вся правда Божия. Нет ничего значительнее веры. Именно вера открывает горизонты знания, недоступные тем, кто веры не имеет. Мы знаем, что живем в трехмерном пространстве, и так привыкли к этому, что многие и не помышляют ни о каком другом измерении. А ведь есть еще иное измерение — духовное, но человек, который знает только три измерения и живет в них, неспособен увидеть реальность, существующую в ином измерении.

Вот о чем сказал святитель Филарет молодому аристократу. Потому что сила Божия превышает всякую человеческую мудрость. Ничего безумного, нелогичного не существует в Божием Промысле, но ответ святителя был, конечно, гротескный. Это был некий вызов молодому человеку, который наверняка на всю жизнь запомнил слова митрополита.

Великий московский святитель жил в очень непростую эпоху, когда зарождались такие явления, как скептицизм, атеизм, отрицание Бога, стремление построить путем социальных преобразований благополучную, счастливую, райскую жизнь на земле. И мы знаем, к чему привели все эти идеи, которые в то время, о котором мы сейчас говорим, были в зародыше, а потом расцвели полным цветом. Привели к страшным социальным потрясениям, когда брат пошел на брата, и сколько крови пролилось, только чтобы построить это счастье на земле! Оказалось, что все это мираж, что невозможно сделать то, о чем мечтали, невозможно построить общество абсолютной справедливости, абсолютной удовлетворенности людей и в духовном, и в материальном. Но сколько же погибло людей, стремившихся реализовать этот мираж!

Конечно, святитель Филарет уже в первой четверти XIX века все это прозревал. Он хорошо понимал главные опасности, которые вызревали в российском обществе, и, несомненно, своим примером, своей эрудицией, своим колоссальным авторитетом в определенной степени затормозил нигилистическое развитие общественного сознания, которое, в конце концов, восторжествовало и привело к известным общественным и национальным катастрофам, разразившимся уже в веке XX.

Святитель Филарет, великий мыслитель и богослов, замечательно соединил в себе самом образованность, культуру и святость. И когда некоторым со стороны представляется, что в Церкви «люди так себе, с точки зрения образования и культуры», — то ведь это ошибочный взгляд! И сегодня, как и в прошлом, среди нас, православных верующих, много выдающихся людей — только скромных, не выпячивающих себя. Так же как много простых тружеников, которые имеют крепкую веру и передают ее и детям, и внукам, совершая великое дело продолжения православной духовной традиции в нашем народе.

Память о святителе Филарете должна всех нас вдохновлять. Его дела не прошли даром, его слова не умерли — на них воспитывались поколения русского духовенства, да и русской интеллигенции. Сегодня может быть, это не так, но Церковь, преломляя мудрость святителя через призму современности, обязана актуализировать евангельское послание, слово Божие так, чтобы оно стало не просто понятным, но чтобы оно вдохновляло людей на устроение своей жизни, а, может быть, и на устроение общенародной жизни.

Будем молиться святителю Филарету, чтобы он не оставил своим предстательством пред Господом землю Русскую, нашу российскую интеллигенцию, людей критически мыслящих. Чтобы его пример помог многим из них внимательно посмотреть на русскую историю, на русскую культуру и, может быть, под иным углом посмотреть и на Русскую Православную Церковь. Молитвами святителя Филарета да хранит Господь землю Русскую, град наш Москву и особенно всех тех, кто с молитвой прославляет сегодня его святое имя. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5982419.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

4 декабря 2022 г. 15:41

4 декабря 2022 года, в праздник Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви произнес проповедь.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Уважаемый Михаил Ефимович, первый президент Якутии! Уважаемый Айсен Сергеевич! Дорогие братья и сестры!

Сегодня здесь, в главном храме всея Руси, мы торжественно вспоминаем юбилейную дату со дня основания русской крепости на берегах Лены. Трудно себе представить, как в далеком XVII веке можно было преодолеть все эти огромные сибирские пространства и, выбрав место на реке Лене, основать крепость и начать там жить.

Даже сегодня для некоторых людей, привыкших к крупным российским городам, переезд в глубинку — не то что сибирскую, но даже и в европейской части России — сопровождается определенным стрессом. Людям трудно привыкнуть к иной жизни, к отсутствию благ цивилизации, которые есть в больших городах. Каково же было русским казакам, которые отправились в дальний поход, достигли реки Лены, переправились на правый берег и основали крепость! Конечно, это настоящий подвиг, который заключался не только в том, чтобы пересечь огромные тысячекилометровые пространства в тяжелых климатических условиях, но и в том, чтобы остаться там жить. И не просто остаться жить, а стать своими для этих мест. Есть в современном политическом лексиконе такое слово «инкультурация» — когда человек входит в культуру другой страны, другого народа, этот процесс всегда сопровождается определенными сложностями, внутренними противоречиями, разрывом со старым, обретением чего-то нового. Все это очень непросто; но когда речь идет о переселении целого народа, то, конечно, это особый подвиг духа. И, наверное, никогда бы он не был таким успешным, если бы не вера православная. В отличие от многих завоевателей, которые покоряли Африку, Северную и Южную Америку и, колонизируя эти земли, несли насилие, смерть и разрушения, ничего подобного в России не происходило. Может возникнуть вопрос: а почему? А ответ очень простой: вера православная. Люди, воспитанные в православной вере, не могли нести смерть, разрушения, пожары, насилие — это просто не соответствовало духовному устроению русского человека.

И вот они пришли на берег реки Лены. Конечно, все было очень непросто, такие движения больших народных масс никогда не бывают простыми, но по милости Божией произошло соединение двух культур и двух народов. А когда происходит такое мирное соединение, всегда не только одна сторона играет положительную роль, но обе стороны. Подобно тому как крепость брака зависит от каждого из супругов, так и тогда и от одного, и от другого народа зависело, произойдет ли соединение, смогут ли эти народы на протяжении столетий жить вместе. И ведь всё получилось! Не было страшных страниц насилия, выселения, геноцида — ничего подобного! Как жил народ якутский, так и живет. Пришли русские и не стали чинить тех страшных злодеяний, которые обычно чинят колонизаторы, — ведь совесть-то была православной! Именно Православие явилось той скрепой, которая соединила два народа. Конечно, в современной жизни возникают проблемы, вызовы, и необходимо, преодолевая эти вызовы, на что-то опираться. И я думаю, что если говорить о Якутии — о якутах, о русских, живущих в Якутии, — то совместное преодоление трудностей, движение вперед обусловлено совершенно удивительным состоянием межнационального мира и спокойствия.

Меня Господь привел в Якутию, я там бывал, и самые теплые и светлые воспоминания остались у меня от посещения Якутской земли, от той атмосферы — доброжелательной, открытой, сердечной, — с которой я соприкоснулся, посещая Якутскую землю. Сегодня у нас в Якутии, на этих огромных географических просторах, епархия, которую возглавляет владыка архиепископ Роман, и я хотел бы Вас поблагодарить и за устроение церковной жизни, и за вклад в созидание добрых межнациональных отношений.

Моя особая благодарность властям, и предыдущим, и ныне действующим, потому что без вашей инициативы, без вашего руководства многое могло бы пойти иным путем. И то, что сегодня все так благополучно складывается во взаимодействии двух народов, в созидании национальной жизни Якутии, в развитии ее экономики, в совершенствовании инфраструктуры и всего прочего, о чем известно и нам, живущим за тысячи километров от Якутии, — все это, конечно, имеет под собой основу, которая в первую очередь связана с добрыми межнациональными отношениями. Вот дай Бог, чтобы так было и дальше, чтобы Якутия являла пример добрых межнациональных отношений, чтобы замечательные национальные черты якутского народа и соответствующие черты русского народа, соединяясь, умножали общую силу и общую возможность достигать тех целей, которые сегодня сама жизнь ставит перед Якутией.

То, что сегодняшнее торжество происходит в главном храме всея Руси, свидетельствует о том, какое большое значение для Патриарха, для нашего епископата, для всего нашего народа имеет тот праздник, который сегодня мы все отмечаем вместе с Якутией. И молитвы наши были о сохранении Якутии, ее народа, ее замечательной природы, тех сокровищ, которыми она обладает. Чтобы все это служило благу народа Якутии и помогало ему развивать свой потенциал, восходить от силы к силе. Мы верим, что так оно и будет. И потому еще и еще раз возносим Богу благодарность за межнациональные отношения, которыми отмечена сегодня повседневная жизнь Якутии, за все то, что Он даровал якутскому народу через великие сокровища, заложенные в недрах и лесах Якутии. Благодарение Господу и за то, что якутский народ, пройдя очень непростым историческим путем, достиг сегодня той высоты, на которой он находится. И то, что мы отмечаем — еще раз хочу подчеркнуть — этот праздник в самом центре всея Руси, в Патриаршем Успенском кафедральном соборе, свидетельствует о глубоком уважении, которое вся Церковь и народ наш русский имеют по отношению к народу Якутии. Дай Бог, чтобы связи, которые заложены нашими предками, и сегодня сохранялись, развивались и служили благу Якутии, якутского народа и всех народов России.

Благословение Божие да пребывает над Якутией, над народом Якутии, над ее руководством и над Православной Церковью. Пусть Господь хранит всех нас на многая и благая лета. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5982874.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь в день памяти благоверного великого князя Александра Невского

6 декабря 2022 г. 16:17

6 декабря 2022 года, в день памяти благоверного великого князя Александра Невского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Александро-Невском скиту близ Переделкина. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня память святого благоверного великого князя Александра Невского, с именем которого связана одна из самых трудных и опасных страниц нашей истории. И одновременно с его именем связано избавление от страшных обстоятельств, которые могли бы погубить страну, народ и веру православную. В нашей истории были такие моменты и такие периоды, и один из самых ранних эпизодов, связанных с решением вопроса, быть или не быть стране, народу, Церкви, имел место в то время, когда благоверный князь Александр Невский нес ответственность за державу Российскую.

Князь был совсем молодым человеком, когда ему пришлось вступить в бой с захватчиками — со шведами, пришедшими с запада. Северо-запад России был тогда достаточно пустынным. В Новгороде кипела жизнь, а берега Балтийского моря были мало заселены, хоть и принадлежали Российскому государству. Там не было ни крепостей, ни застав, ни воинства, и, воспользовавшись этим, наши западные соседи-шведы решили оккупировать Россию. И вот во время Божественной литургии в Новгороде пришла весть о том, что шведы напали на Русь. Святой князь Александр Невский молился в Софийском соборе Новгородского кремля. Услышав эту весть, он вышел из храма, перекрестился и сказал удивительные слова: «Не в силе Бог, а в правде». У него было совсем мало шансов победить тех, кто был гораздо сильнее, лучше вооружен, имел больше знаний о военном деле, но слова «не в силе Бог, а в правде» ярко отобразились во всем, что затем произошло. Великий князь Александр Невский с небольшой дружиной на берегах Невы наносит сокрушительное поражение шведам и ограждает Россию от агрессии со стороны Балтийского моря.

Эта победа имела историческое значение, но возникает вопрос. В то время страна была оккупирована татаро-монголами, и святому князю Александру, как и всем русским князьям, приходилось ездить к хану, привозить подарки. Почему же он не вступил в борьбу с татаро-монголами? Конечно, потому, что сила новгородской дружины была несоизмерима с силой восточной армии, но еще и потому, что князь Александр Невский, несмотря на свой молодой возраст, сумел прозреть, откуда исходит настоящая опасность. Восточные завоеватели интересовались только материальным фактором. Им нужна была дань, и они ее собирали, но они совсем не вмешивались во внутреннюю жизнь. Им было безразлично, в какого бога верят русские, кому они поклоняются, каковы их внутренние государственные и религиозные устроения и обычаи. Им важно было собирать дань, и этим ограничивалась их роль как оккупантов. А вот тем, кто пришел с Запада, была нужна не наша дань — им были нужны наши души, наш разум, наша политическая воля. И эту опасность прозрел молодой князь Александр Невский и понял, с кем нужно бороться, не жалея жизни своей. Не имея шансов победить, он наголову разгромил шведов, и это была действительно большая победа, оградившая землю Русскую от оккупации, которая могла нанести урон ее духовной жизни.

Святой благоверный князь Александр Невский совершил много важных деяний, одержал немало побед над врагом, который своей возможной оккупацией земли Русской мог принести духовную погибель, изменить духовный, религиозный, культурный код страны. Сейчас обо всем этом мы говорим в современных категориях мысли, такого языка Александр Невский не использовал и не знал, но разумом своим, сердцем своим, интуицией своей, если хотите, прозревал подлинную опасность. И народ наш сохранил подлинный суверенитет, так что даже самые страшные мировые войны не сумели нанести ему духовный вред. Пролилось много крови, но пример Александра Невского и в грозные годы Великой Отечественной войны вдохновлял наших воинов защищать не только богатства земли нашей, не только политический суверенитет, но и наш духовный суверенитет, нашу веру, нашу традицию, духовное основание нашей личной и общественной жизни.

Вспоминая святого благоверного князя Александра Невского, мы возносим молитвы, чтобы он, предстоя Господу, защитил и сегодня страну нашу. Мы вошли в полосу очень непростых отношений с целым рядом стран, и дай Бог, чтобы милость Божия отвела от Отечества нашего страдания и скорби, отвратила тяжелейшие последствия для национальной жизни. Сегодня мы возносим молитвы святому Александру Невскому с той же самой просьбой, с которой возносили ему молитвы многие поколения православных людей, когда сталкивались с опасной силой, могущей радикально повлиять на духовную жизнь народа.

Верим, что молитвами святого благоверного князя Александра Невского Господь и сегодня защитит Отечество наше, сохранит всех нас в мире. Всех нас, то есть всех людей по одну и по другую сторону границ, потому что не может быть мира в одном месте, когда идет тяжелая война в другом. Молитвами тех, кто много сил положил ради установления мира в Отечестве нашем, мир, покой, справедливость воцарились в человеческих сердцах и мир Божий снизошел на мятущийся, такой непростой, раздираемый противоречиями современный мир.

Молитвами святых угодников Божиих да хранит Господь землю нашу и да ниспосылает мир и благословение на современных людей, живущих в разных странах, но подвергающихся одним и тем же опасностям, связанным с разрушением веры и нравственных основ жизни. Да хранит Господь весь род человеческий, да сохранит Он людей от всякой войны и всякого насилия и всякой неправды, и да воцарится мир Божий в сердцах человеческих. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5983239.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Обращение Святейшего Патриарха Кирилла к председателю Государственной Думы ФС РФ В.В. Володину

12 декабря 2022 г. 15:41

12 декабря 2022 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил председателю Государственной Думы ФС РФ В.В. Володину письмо по поводу рассмотрения законопроекта № 211535-8 «О государственной информационной системе "Единая информационная система персональных данных, обеспечивающая обработку, включая сбор и хранение биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным физического лица"».

Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.В. Володину

Уважаемый Вячеслав Викторович!

Сердечно приветствую Вас с пожеланиями доброго здравия и помощи Божией в ответственных трудах.

12 октября 2022 г. на рассмотрение в Государственную Думу был внесен законопроект № 211535-8 «О государственной информационной системе "Единая информационная система персональных данных, обеспечивающая обработку, включая сбор и хранение биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным физического лица"», который призван содействовать реализации государственной политики в области повышения безопасности обработки биометрических персональных данных.

Приветствуя развитие информационных технологий и появляющиеся в связи с этим новые возможности, Церковь всегда призывала помнить и о рисках, которые они неизбежно с собой несут. Так, в позиции Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных, принятой Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 4 февраля 2013 г., говорится, что проблемы, связанные с электронной идентификацией личности, учетом и обработкой персональных данных, продолжают накапливаться и усложняться. В Послании Священного Синода Русской Православной Церкви епископату, клиру, монашествующим и мирянам в связи с нашедшим в этом году вредоносным поветрием 25 августа 2020 г. подчеркивается, что использование цифровых идентификаторов, автоматизированное принятие решений, могущих повлечь поражение людей и целых сообществ в правах, широкий сбор личных данных, в том числе сведений о здоровье, а также обработка этих данных — все это требует контроля со стороны общества, в том числе со стороны Церкви как общественного института.

Вместе с тем, с учетом фактически бесконтрольного на протяжении ряда лет сбора биометрических данных коммерческими организациями сама необходимость государственного регулирования данной сферы представляется обоснованной. Синодальными учреждениями проводились предварительные консультации с Министерством цифрового развития России, а также с Комитетом Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи. В результате конструктивных переговоров были учтены некоторые предложенные церковной стороной поправки, другие находятся в процессе обсуждения.

Церковь солидарна с теми экспертами, которые утверждают, что любая база данных хранения личной информации, в том числе биометрической, не может быть полностью защищена от утечек. Базы данных в России и за рубежом периодически взламываются злоумышленниками. Риски утечек биометрической информации являются не в полной мере изученными в силу новизны технологии.

По этим и другим причинам Церковь выступает за фундаментальное безусловное право граждан отказываться от биометрической идентификации с абсолютными гарантиями недискриминации в случае такового выбора. К сожалению, уже сегодня можно наблюдать практики, имеющие негативные признаки. Ради сохранения мира и согласия в обществе необходимо исключить любые материальные преференции для тех, кто использует биометрическую идентификацию.

В мой адрес поступают многочисленные обращения обеспокоенных этими вопросами людей. Несмотря на остроту вопроса и необходимость формирования взвешенного подхода к регулированию биометрических данных, общественных слушаний не проводилось. Наиболее заметную обеспокоенность выражает родительское сообщество, что обосновывает нашу позицию о полном запрете сбора биометрических данных детей.

Принимая во внимание тот факт, что сегодня как никогда важно сохранять общественное единство, прошу Вас рассмотреть прилагаемые поправки к тексту законопроекта и организовать дополнительное общественное обсуждение законопроекта перед его принятием.

С уважением

+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

http://www.patriarchia.ru/db/text/5984387.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь в день памяти святителя Николая Мирликийского после Литургии в Никольском храме в Тушине г. Москвы

19 декабря 2022 г. 17:12

19 декабря 2022 года, в день памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Никольском храме в Тушине г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Благодарю вас, отец Олег, и всех, кто трудится в этом святом храме, а также руководство торгового флота, которое имеет попечение об этом доме Божием. Также всех вас, мои дорогие, благодарю за молитву и радуюсь, что имел возможность совершить сегодня молитву в этом Божием храме, который был построен совсем недавно — в нужное время и в нужном месте.

Умножение храмов в городе Москве, сопровождавшееся непониманием очень людей, даже в церковной среде, на деле привело к очень большим переменам в жизни Первопрестольного града. Там, где появился храм, он стал местом духовного притяжения, местом обучения людей Божественным истинам, местом формирования солидарности христианской общины — через общие добрые дела, через разного рода приходские проекты и программы. Все это очень изменило церковный ландшафт Москвы. Думаю, если бы наши предшественники посетили этот храм, увидели молодежь, познакомились с работой прихода, то просто бы не поверили, что такое возможно. Ведь когда они служили, едва разрешалось совершать богослужение в самих храмах и никогда — за их пределами, не говоря уже о тех многообразных служениях, которые сегодня совершаются нашими приходами в городе Москве. Еще раз хотел бы выразить благодарность всем, кто потрудился при строительстве этого храма и кто сегодня трудится, укрепляя веру Христову как в самих себе, так и в сердцах тех, к кому это служение обращено.

Сегодня мы празднуем память святителя и чудотворца Николая. Этот угодник Божий жил в IV веке, в эпоху, когда гонения на Церковь уже прекратились. Можно себе представить, с какой радостью люди вступили в эпоху Константина Великого, римского императора, прекратившего гонения. Казалось, наступили новые времена, появились новые возможности и нужно сделать все для того, чтобы укреплять церковную жизнь, нести проповедь людям, совершать богослужения. Но именно в это время Церковь сталкивается с опасностью, превышавшей опасность открытых гонений. Появляются так называемые ереси. Откуда они пришли? Попытки воссоединить христианство с языческой культурой, с языческой философией привели к тому, что многие люди, развивая эти философские концепции, применяя их к христианству, допустили очень большую ошибку. Нормы и идеи языческой философии они попытались включить в христианскую веру, и побежденное язычество через языческую философию стало входить в жизнь Церкви, в первую очередь на уровне мысли, на уровне богословия, на уровне философского мышления.

И когда эта опасность стала очевидной, появился очень яркий проповедник — священник по имени Арий, который стал собирать вокруг себя огромное количество слушающих и верящих его словам. Опасность, которая не уступала опасностям времен гонений от язычников, была осознана в Церкви, и тогда из среды православного духовенства на поприще общественного служения выступили удивительные святители и богословы, среди которых особенно отличался Николай, архиепископ малоазийского города Миры Ликийские. Этот святитель многое сделал для победы над Арием и на I Вселенском Соборе выступил так резко против, особенно когда Арий стал доказывать свою правоту, что ударил его. Что, конечно, не подобало атмосфере, которая должна была быть на Соборе, но святитель своим жестом показал полную непримиримость с арианством, с попыткой внедрить языческие идеи, языческую философию в то время, когда христианство победило язычество. И мы знаем, что Арий был посрамлен, а святитель Николай вошел в историю как мужественный борец за чистоту Православия, и его почитают во всем православном мире, и не только православном, но и на Западе. Многие из наших православных людей, которые были в паломничестве в Италии, знают, как почитается святитель Николай и западными христианами.

О чем все это говорит? О том, что верность Христу, мужество, твердость приводят к удивительным последствиям. Враг отступает. А разве не так было в недавние времена атеизма в нашей стране? Кто мог представить себе, что в XXI веке здесь, в Москве, в этом новом районе будет построен новый храм, переполненный людьми разного положения и звания? Но ведь это чудо совершилось — конечно, по молитвам наших новомучеников и исповедников, но и по нашим трудам, по трудам нашего верующего народа, который сохранил веру. Не могу не сказать и о трудах духовенства, которое в большинстве случаев достойно совершает сегодня свое служение и несет истину о Христе нашим современникам.

Испытываю чувство глубокой благодарности ко всем, кто сегодня строит храмы по всему лицу Руси, но, конечно, особенно поражает храмостроительство в Москве. Когда мною была провозглашена программа строительства 200 храмов, абсолютное большинство людей не верили в возможность ее осуществления. Но сейчас 200 храмов — это планка, которую мы уже почти достигли, и речь идет о строительстве еще большего числа храмов, потому что в новых районах Москвы действительно большое количество верующих и потребность народа в этих храмах очень велика.

Хотел бы особенно поблагодарить всех тех, кто помог построить этот храм, кто вложил свои средства, кто употребил свои организаторские способности, кто приходил и помогал строить, иногда по кирпичику, по тачке с раствором, — знаю, множество верующих людей старались и стараются внести свой вклад в строительство Божиих храмов. Низкий поклон всем и большая благодарность! Благодарю всех за труды, за молитвы, и пусть благословение Божие молитвами святителя и чудотворца Николая пребывает над всеми нами. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5985439.html