Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?
rss

Автор Тема: Слова Патриарха Кирилла  (Прочитано 527837 раз)

0 Пользователей и 3 Гостей просматривают эту тему.

Онлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти мученицы Татианы после Литургии в Храме Христа Спасителя

25 января 2023 г. 16:50

25 января 2023 года, в день памяти мученицы Татианы и с нею в Риме пострадавших, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие владыки, отцы, братья и сестры!

Всех вас сердечно приветствую и поздравляю с замечательным событием — с проведением Рождественских чтений в городе Москве, которые всегда начинаются общей молитвой в этом соборном храме. Иногда недоброжелатели обращают некий упрек в адрес Церкви Православной — чаще не в наш адрес, а в адрес иных Поместных Православных Церквей — ввиду невозможности для мирян участвовать в жизни Церкви. Может быть, где-то этот упрек соответствует реальности, я знаю такие примеры; но этот упрек не по адресу, если он обращен к Русской Церкви. Ведь Русская Церковь — единственная из всех Поместных Православных Церквей, которая не просто вовлекла мирян в активную жизнь на всех уровнях — приходском, епархиальном, общецерковном, — но также дает возможность выслушать голоса мирян, когда многие из них собираются в Москве на Рождественские чтения. Действительно, в каком-то смысле это собор мирян, и многие из замечательных мыслей, которые здесь высказываются, затем находят отражение в реальной церковной жизни.

Когда мы начинали эту практику проведения широкомасштабных Рождественских чтений, были голоса, которые предупреждали, что всякое может произойти: некие оппозиционные настроения получат площадку в рамках Рождественских чтений, и это принесет урон Церкви. Но я был убежден, что все зависит от целеполагания. Если человек с чистым сердцем, с хорошими мыслями приезжает в Москву, чтобы вместе со своими братьями и сестрами, вместе с епископатом и духовенством, вместе с Патриархом поразмышлять о жизни Церкви; если ему есть, что сказать, чтобы содействовать укреплению нашей веры, улучшению нашей работы, возрастанию веры православной в сердцах людей. Ведь наша общая работа направлена на то, чтобы молодежь и дети просвещались светом Христовой истины, чтобы у Церкви был диалог с разными секторами общественной жизни, чтобы при активном участии Церкви принимались решения в связи с событиями, происходящими в обществе и стране.

Действительно, все это по милости Божией реализуется в работе Рождественских чтений через активное участие наших мирян, и я бы хотел поблагодарить всех тех, кто на приходском уровне, на уровне благочиний, епархий, митрополий представляет мирян в важном деле всестороннего развития церковной жизни. И, конечно, апогеем, в котором сконцентрированы все эти усилия, являются наши Рождественские чтения, дающие важный импульс для развития церковной мысли, для организации церковного служения, для оценки действительности, в которой мы сегодня пребываем.

Если говорить о том, насколько успешна сложившаяся сравнительно недавно традиция, связанная с проведением Рождественских чтений, то, думаю, ни у кого не повернется язык сказать, что здесь есть нечто неправильное, опасное, не до конца вразумительное, что могло бы помешать развитию церковной жизни. Опыт показал, что все те страхи, все те недоумения, которые были на старте этой программы, сегодня полностью ушли из общецерковной дискуссии. И за это я в первую очередь благодарю наших мирян — в вашем лице, мои дорогие братья и сестры, в лице тех, кто сегодня наполнил этот храм. Также благодарю Преосвященных владык и наших священников, которые активно способствовали и способствуют включению мирян в церковную жизнь. Мы видим, что взаимодействие правящего архиерея, духовенства, верующего народа в реализации многих и многих инициатив, несомненно, обогащает жизнь Церкви и помогает решать те непростые вопросы, которые возникают на нашем историческом пути. Пути, как я всегда говорю, вперед и вверх, потому что иного вектора движения церковной жизни быть не может. Мы не можем просто идти вперед, потому что слово «вперед» порой связано лишь с интеллектуальными, культурными и прочими усилиями, и если нет одновременно движения вверх, то движение по горизонтали не будет иметь никакого отношения к главной миссии Церкви: спасать людей силой Божественной благодати, возвышать человека над самим собой, устремлять его к горнему, к небесному, чтобы каждый через участие в Таинствах, через проповедь Церкви, через делание добра мог действительно прикоснуться к той реальности, к которой нас призывает Господь.

Сегодня служение мирян очень важно. Не побоюсь сказать, что не знаю аналогичных примеров ни в одной Поместной Православной Церкви. Служение мирян там достаточно локально. Не хочу сказать, что оно недостаточно, каждый поступает по своим возможностям, но огромный масштаб служения мирян в Русской Православной Церкви является делом абсолютно беспрецедентным. Об этом мечтали отцы нашего знаменитого Собора 1917-1918 гг., и вовлечение мирян в приходскую и епархиальную жизнь начало бы развиваться еще в 20-е гг. прошлого века, но тогда Церковь наша вступила в страшную эпоху гонений. И ведь голову сложили не только архиереи и священники, но и весь наш мирянский актив. Все было изничтожено, и безбожные власти были уверены, что ничто подобное никогда не возродится. А сегодня мы со смирением свидетельствуем, что силой благодати Божией, по молитвам наших новомучеников и исповедников возрождается столь важное и необходимое для Церкви служение мирян. И еще и еще раз хотел бы всех, кто вовлечен в это служение, сердечно поблагодарить.

Наша страна, да и весь мир сейчас проходят через очень непростые обстоятельства, связанные с возникновением многих рисков, и все вы хорошо об этом знаете. Церковь не является политической силой, она не вовлекается в решение внешних и даже внутренних политических задач. Но Церковь близко к сердцу воспринимает тревоги народа, переживания и тем более скорби людей. И, конечно, не может не отзываться болью в наших сердцах и то, что сегодня происходит на просторах исторической Руси. Как враг рода человеческого посеял семена раздора, как он породил конфликты и противостояния, в том числе между православными людьми, ставшими жертвами той самой междоусобицы, который сегодня имеет место на просторах Руси. И как всегда, когда народ наш вступал в эпоху междоусобиц, будь то в древности, средние века или новейшее время, для Церкви сохраняется и становится все более актуальным великое дело примирения поверх всяких границ и конфликтов.

Церковь наша — это Церковь всея Руси. И Россия, и Украина, и Беларусь, и прочие страны и народы, входящие в историческую Русь, охвачены нашим пастырским служением, а значит, и проблемы, которые возникают, должны сопровождаться нашей горячей молитвой о том, чтобы Господь примирил людей, не допустил междоусобной брани, чтобы укреплялись духовные связи всех народов, составляющих историческую Русь.

Об этом должна быть сегодня особо горячей и сильной наша молитва. Дай Бог, чтобы Господь приклонил милость ко всей исторической Руси, государству нашему Российскому, которое сегодня действительно стоит перед лицом многих опасных, но одновременно и судьбоносных вызовов. И дай Бог, чтобы на эти вызовы был найден правильный ответ, который содействовал бы дальнейшему укреплению братских связей народов Святой Руси.

Верим, что сегодня эта задача является важной частью миссии нашей Церкви, потому что не осталось практически ни одной институции, ни одной организации, которая, не будучи вовлечена в политические перипетии, имела бы влияние на просторах всей Руси. И потому сегодня мое слово к россиянам, украинцам, белорусам и всем остальным, кто входит в историческую реальность Святой Руси: делать все для того, чтобы враг рода человеческого, посеяв семена вражды, не довел до братоубийства, чтобы всякие попытки спровоцировать междоусобную брань были остановлены и полностью искоренены, чтобы мир, благоденствие и братская любовь присутствовали среди всех народов исторической Руси.

Сегодня эти молитвы сопровождаются сопереживанием всем тем, кто лишился крова, здоровья и даже жизни. Поэтому я особо призываю всю нашу Церковь усилить молитву за примирение народов Руси, за то, чтобы никакие провокации, никакие соблазны, никакие семена, которые сеются диаволом, не могли произрастить плевелы, которые заглушили бы духовную жизнь — общую духовную жизнь народов Руси — и ослабили свидетельство нашей Церкви.

Я еще и еще раз хотел бы поблагодарить всех вас, мои дорогие владыки, отцы, братья и сестры, за участие в сегодняшнем богослужении и за участие в Рождественских чтениях, которые стали важным духовным и интеллектуальным форумом нашей Церкви. И да поможет нам Господь через совместное размышление, через общую молитву прийти к правильным выводам, правильным умозаключениям, обновить и нашу веру, и верность Господу, и наше стремление служить единству Церкви и всему нашему народу.

Да хранит Господь землю Русскую, Церковь Православную и всех, кто с верой и любовью обращает к Спасителю свою молитву. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5999101.html

Онлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на пленарном заседании XXХI Международных Рождественских образовательных чтений

25 января 2023 г. 20:45

25 января 2023 года в Государственном Кремлевском дворце в Москве состоялось пленарное заседание XXХI Международных Рождественских образовательных чтений «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека». Мероприятие возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выступивший с докладом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Высокие представители государственной власти! Всечестные отцы! Дорогие братья и сестры! Уважаемые участники XXXI Международных Рождественских образовательных чтений!

Сердечно приветствую всех вас. Господь по милости Своей вновь позволил нам встретиться в январские дни и вернуть Чтениям название «Рождественские».

Рождество Христово всегда связано в сознании людей не просто с ощущением праздника, но с сокровенной тайной вхождения Бога в мир, в человеческую историю — для того чтобы мир преобразился, чтобы наши молитвы были услышаны, чтобы Господь, отвечая на эти молитвы и включая волю Свою в волю человеческую, силой благодати преобразовывал течение человеческой истории.

Только что прошли Святки, и так хочется порой не думать о проблемах, противостояниях, глобальных вызовах… Но невозможно не думать. Священное Писание, говоря о тех, кто «не думал», свидетельствует, что участь их незавидна. Так, живших во времена Ноя Спаситель упрекает за то, что они «не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех» (Мф. 24:39). Мы призваны думать и всегда хранить бодрость духа, чтобы быть подобными людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему (Лк. 12:36).

В этом году для обсуждения на Рождественских чтениях выбрана обширная тема — «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека». Об этом мне не раз приходилось уже говорить. В частности, анализу вызовов, стоящих ныне перед обществом, в значительной степени был посвящен мой недавний доклад на XXIV Всемирном русском народном соборе в октябре 2022 года. Напомню, что мы говорили тогда о трансгуманизме и попытках «расчеловечивания» человека, о глобализации и острых социальных проблемах, о падении нравственности и тотальной, порой насильственной информатизации. Затрагивали вопросы состояния и развития культуры: мы видим, что сегодня происходит не просто ее секуляризация, но нередко и прямая демонизация, когда самые извращенные греховные страсти человека начинают называть высоким словом «свобода». И когда эту греховность включают в культуру, когда подобный синтез того, что невозможно объединить, предлагается людям, многие теряют чувство ориентации, ведь легче всего разрушить способность человека отличать добро от зла.

Говорили мы и о других вызовах, которые уже открыто, не прикрываясь, как прежде, различными красивыми ширмами и масками, бросает миру враг рода человеческого. Сейчас я бы хотел сосредоточиться на проблематике этих глобальных вызовов.

Не могу не упомянуть о серьезном кризисе в международных отношениях, который, к большому сожалению, сказался и на отношениях межправославных. Вот уже несколько лет внешние силы используют в своих политических целях Константинопольский Патриархат. Его положение очень уязвимо, так как центр находится в Турции, на территории, контролируемой неправославной властью, а основные епархии и источники доходов — на территории Соединенных Штатов и Западной Европы. Совершенно очевидно, что эти факторы лишают Константинопольский Патриархат свободы, и поэтому именно через него пытаются расколоть сегодня Русскую Православную Церковь путем легализации на Украине новосозданной раскольнической структуры. Находясь под мощным давлением этих сил, о признании раскольников заявили и некоторые Предстоятели, а также иерархи ряда Поместных Православных Церквей. Вот очень хороший индикатор: если некий иерарх защищает раскол, значит, этот человек несвободен, им управляют иные силы. Сегодня отношение к расколу и определяет уровень подлинной свободы той или иной Церкви, ее способности самостоятельно принимать важные решения.

В этих непростых условиях особую важность приобретают наши совместные усилия по сохранению единства Святой Церкви Христовой, залогом которого является верность канонам и святоотеческой традиции. Единение всех верующих нашей Церкви со смиренным упованием на Единого Главу Церкви — Спасителя и Господа нашего, неизменное следование Его заповедям — это то основание, на котором можно во благовремении преодолеть церковные нестроения, вражду между народами и несвойственные для Православия разделения, которые сегодня возникли в отношениях между Поместными Православными Церквами. Будем молить Бога любви и мира (2 Кор. 13:11), чтобы Он приклонил Свою милость и исполнил нас веры, надежды и любви, возставив паки во всех странах Святой Руси мир и единомыслие.

Сугубые молитвы о преодолении пагубных расколов и разделений, о спасении нашей земли и народа, искусственно разделенного границами, возносим всем святым, просиявшим на просторах исторической Руси. Мы дорожим памятью о равноапостольном князе Владимире и его сыновьях-страстотерпцах Борисе и Глебе, о Киево-Печерских чудотворцах, о преподобном Паисии Величковском, о Юрьевских и Виленских мучениках, о новомучениках XX века, пострадавших в период гонений на веру. Каждый год этот сонм святых пополняется новыми именами. Синодальной комиссии по канонизации святых надлежит продолжать работу по выявлению подвигов угодников Божиих, еще не прославленных Церковью. Очень важно, чтобы жизненный подвиг этих святых был известен нашей молодежи, чтобы именно святые становились ее истинными героями и примерами для подражания. Уповаю на Господа, что, когда развеется дым военных событий, мы сможем дать спокойную и взвешенную оценку всему происходившему, и, полагаю, у нас будет возможность узнать о подвигах новых исповедников — жертвах нынешних гонений на Церковь Христову.

Во все времена важнейшей задачей Церкви является обращение сердца человека к Богу, свидетельство о приоритете духовного над материальным, утверждение в жизни людей важности устроения их бытия на основании богоданных нравственных ценностей. К сожалению, многие из тех, кто говорит и пишет сегодня в медиапространстве на общественных ресурсах о духовно-нравственных ценностях, порой имеют не вполне ясное представление о содержании и истинном значении этих слов и понятий. Под духовностью готовы понимать всё что угодно. Включите телевизор, послушайте радио — в течение дня обязательно кто-то чего-то скажет о духовности. Но действительно, под духовностью готовы понимать самые разные явления, а нравственность сводить к правилам поведения в обществе и светскому этикету: прилично ведет себя человек — значит, нравственный. Помочь правильно расставить жизненные приоритеты, привить юному поколению уважение и любовь к духовным и культурным ценностям нашего народа призваны в первую очередь семья и школа; и, конечно, во всем этом — особая роль Церкви.

Образование тесно сопряжено с воспитанием личности. Это, безусловно, сильная сторона нашей отечественной педагогической традиции. Важно сохранить эту особенность. Как справедливо отметил Президент России, «духовно-нравственные ценности, о которых в ряде стран забывают уже, нас, напротив, сделали сильнее, и эти ценности мы всегда будем отстаивать и защищать». Действительно, общие ценности создают надежную основу для взаимодействия Церкви, других наших традиционных религий и государства. Человеку с детства необходимо объяснять, что стоит за словами «любовь», «вера», «семья», «нравственный долг», «добро», «милосердие», «ответственность», «честность».

Как бы современные секулярно и либерально ориентированные силы ни пытались подвести эти понятия под некий знаменатель так называемых «общечеловеческих идеалов», невозможно умалчивать, что у этих ценностей на самом деле религиозное основание. Будучи фундаментом русской культуры, православная вера всегда укрепляла и поддерживала наш народ, сподвигала его на жертвенное служение и созидательные труды на благо Отечества, на защиту государства и цивилизационных принципов нашей национальной жизни. Лишать детей возможности изучать духовные основания нашей культуры или ограничивать эту возможность всего одним годом их изучения в начальной школе в рамках курса ОРКСЭ никак не соответствует нынешним требованиям. Как следствие, несомненно умаляется роль патриотического воспитания в формировании будущих поколений. Но то, что это воспитание должно опираться на традиционные духовные ценности, не подлежит ни сомнению, ни пересмотру.

К сожалению, до сих пор в ряде регионов по разным причинам сохраняется проблема, когда свобода выбора модуля ОРКСЭ фактически ограничивается. Выражаю надежду на скорейшее изменение ситуации. Считаю крайне важным налаживание рабочего взаимодействия органов управления образования и образовательных организаций на местах с представителями епархий Русской Православной Церкви. Во многих регионах уже есть успешный опыт такого сотрудничества. Не поддается никакому разумному объяснению желание отказаться от преподавания основ православной и других религиозных культур в школе, учитывая, что уже написаны хорошие учебники, а в большинстве регионов это преподавание ведется давно и приносит добрые плоды. Сожалею, что вновь и вновь мне приходится говорить об одном и том же, но проблема в масштабах страны до сих пор не решена, и достойное место преподаванию Основ религиозной культуры и светской этики в школах еще не определено.

Новые перспективы развития церковно-государственных отношений в сфере образования в воспитательной части связаны с введением Министерством просвещения во всех российских школах с этого года классных часов «Разговоры о важном». Мне также довелось принять участие в этом проекте и поделиться с детьми своими мыслями о празднике Рождества Христова. В ряде регионов в рамках данного цикла внеурочных занятий уже осуществляется взаимодействие с Церковью: для участия в занятиях приглашаются священнослужители и приходские педагоги. Однако опыт такой работы представлен на общегосударственной площадке еще не вполне отчетливо, и поэтому считаю очень важным обсуждение этих проблем здесь, на нынешних Рождественских чтениях.

Конечно, в значительной степени достижение задач, которые ставятся в ходе преподавания предмета, зависит от педагога. Если педагог сам живет ценностями той традиции, основы культуры которой он преподает, в частности православной культуры, если он увлеченно и интересно проводит занятия, если он не морализаторствует, а приглашает приобщиться к духовному богатству религиозной культуры, то есть надежда, что в душе ребенка это оставит глубокий добрый след, способный определять его ключевые поступки в жизни.

Важно отметить, что дело православного просвещения, в том числе в контексте подготовки педагогов, старается идти в ногу с современными технологическими достижениями. Отрадно, что сегодня происходит активное освоение новых ниш информационного пространства. Хотел бы упомянуть здесь созданную при участии Синодального отдела религиозного образования и катехизации образовательную платформу «Клевер Лаборатория». Достоинства проекта уже оценены многими православными педагогами из разных регионов.

Преподавание общеобразовательных дисциплин в сочетании с православным воспитанием ведется в нашей стране только в негосударственных общеобразовательных школах с религиозным православным компонентом. Их обычно называют православными школами, таких по всей России около двухсот. Этого совершенно недостаточно, и мы должны использовать все возможности, чтобы открывать новые православные школы. Ведь если бы процент охвата детей нашими педагогическими усилиями был достаточен, то, может быть, многое бы уже изменилось, в том числе в мировоззрении нашей молодежи. Убежден, что опыт православных школ и других образовательных организаций, программы и в целом устав которых строятся на православной традиции, нужно развивать, а сами школы всемерно поддерживать.

Утверждение традиционных нравственных принципов органично связано с необходимостью поддержки семьи. Именно против семьи, на разрушение традиционных семейных ценностей направлен сегодня основной удар сил зла. Это можно видеть в первую очередь по содержанию фильмов, некоторых телевизионных программ и особенно того контента, который обращен в сторону России со стороны других стран. С большой радостью хотел бы отметить, что теме сохранения института традиционной семьи уделяется сегодня большое внимание государственной властью России. Об этом в последнее время часто говорит Президент нашей страны Владимир Владимирович Путин, вопросы защиты семейных ценностей затрагивают в своей работе законодатели.

Недавно в России приняты законы, запрещающие пропаганду в публичном пространстве нетрадиционных сексуальных отношений, а также педофилии. Какую же яростную критику встретила эта позиция России! Несмотря на то, что принятый в России закон никого не дискриминирует, не ограничивает чьей-то свободы, но лишь ограничивает влияние нетрадиционных сексуальных практик на наших детей и молодежь. Конечно, не в полной мере, но мы имели право поступить так, как поступили. И что в ответ? Обвинения России в нарушении прав человека, свободы и так далее. Вот уже один этот разговор с нашими западными партнерами свидетельствует о том, что происходит в мире с точки зрения столкновения разных ценностей, разных мировоззренческих концепций. И в каком-то смысле Россия все больше и больше становится похожей на остров свободы, потому что мы отстаиваем ценности, которые и обеспечивают подлинную свободу. И если сталкиваемся с трудностями, с критикой, с непониманием, то это свидетельствует не о нашей слабости и не о наших ошибках, а о масштабах проблемы, которая сейчас существует в человеческом сообществе. Конечно, запреты не являются достаточными, даже если успешно осуществляются в обществе, но, самое главное, очень важно, помимо всякого рода ограничений, продвигать идеи, связанные с семейными отношениями. Важно подчеркивать ценность семейных отношений, ценность традиционной семьи, говорить о традиционной семье так, чтобы молодые люди видели ее подлинную красоту, радости, которые дает верность, служение семье и детям.

Благодарю наши телеканалы «Спас», «Союз», «Радость моя» — за последние годы они сделали немало, чтобы довести до аудитории важное послание о ценности традиционной семьи, привлекая для этого творческие силы. Сейчас выходят новые программы, используются новые форматы, которые заслуживают всяческой поддержки и имеют, несомненно, большое будущее.

Серьезными шагами в области сохранения семейных ценностей стало утверждение Президентом «Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Среди прочего этот документ призывает к тому, чтобы Россия играла ведущую роль в защите традиционных ценностей не только при осуществлении внутренней политики, но и на международном уровне. В документе подчеркивается значение Православия, других традиционных религий нашей страны в деле сохранения и защиты этих ценностей.

Наряду с этим необходимы и шаги, направленные на усиление правовой защиты семьи, основополагающих прав родителей в области образования, здравоохранения и других сферах. Давно назрела необходимость пересмотреть подходы к защите детства в сторону исключения необоснованного изъятия детей у родителей, отражения в законе принципа конституционной презумпции добросовестности действий родителей в отношении детей. Большая работа в этом отношении была проведена в обеих палатах Федерального Собрания, где законодатели при участии общественных организаций и экспертов подготовили необходимые поправки в Семейный кодекс и другие законы, направленные на защиту семьи. 19 декабря 2022 г. Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин эти поправки утвердил. Считаю, что это действительно очень важное и в каком-то смысле историческое событие, и сердечно благодарю всех причастных к этому важному достижению.

Сегодня немало говорится и о необходимости предусмотреть в законодательстве реальную ответственность за нарушение прав семьи и родителей. Этот запрос общества также заслуживает самого серьезного внимания законодателей.

Большим вызовом нашего времени является обесценивание человеческой жизни — великого дара Божиего. Трагические события, связанные с военными действиями, каждый раз напоминают нам о хрупкости жизни. Мы скорбим о всех погибших. Но не меньшей скорби достойна и другая трагедия: сотни тысяч детей гибнут каждый год в нашей стране в результате абортов. Я об этом говорил, говорю и буду говорить до тех пор, пока сохраняется опасность для жизни следующих поколений в нашей стране. Жизнь каждого ребенка с момента зачатия драгоценна и заслуживает заботы и защиты. Важнейшим шагом в сторону такой защиты могло бы стать прекращение финансирования абортов за счет средств бюджета и системы обязательного медицинского страхования. Ситуация, при которой Конституция говорит о том, что дети — важнейший приоритет государственной политики, и одновременно с этим государство оплачивает уничтожение детских жизней до рождения, — противоестественна. Нельзя говорить одно, а поддерживать другое; эту политику необходимо изменить. Утверждение, что плата за аборт умножит количество нелегальных абортов, — очень лукавое утверждение. Почему? Потому что все нелегальные аборты, за каким-то, может быть, ничтожным исключением, — платные. Нельзя говорить: введем плату, и число нелегальных абортов увеличится. А что, нелегальные аборты делают без денег?

Все более актуальным становится вопрос богословского осмысления проблем биоэтики. Православные врачи и ученые, сотрудники и соработники Синодальной комиссии по биоэтике призваны дать богословски обоснованные ответы на вопросы суррогатного материнства, ЭКО, смены пола, эвтаназии, искусственного интеллекта. Синодальной комиссии по биоэтике в сотрудничестве с Синодальным отделом по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ необходимо приступить к работе по созданию справочника для приходского духовенства в виде печатного и электронного сборника церковно-практических документов по данному вопросу. Говорю так на основании опыта, потому что, посещая приходы, часто сталкиваюсь с тем, что священнослужители обеспокоены данной темой, но недостаточно владеют материалами, которые уже опубликованы нашей Церковью и отражают ее официальную точку зрения. Не берусь оценивать, почему такая проблема имеет место на приходах, но она существует. Поэтому нужно сделать все для того, чтобы позиция Церкви, наши документы, касающиеся этой проблематики, были широко известны, и не только приходскому духовенству, но всему нашему верующему народу, всему обществу.

Множество стоящих сегодня социальных вызовов требует адекватного и своевременного ответа со стороны Церкви. Верующие люди призваны стать примером любви и милосердия ко всем страдающим, особенно сейчас, когда мир переживает действительно тяжелейшие времена. Главным выбором — духовным выбором каждого человека, называющего себя православным христианином, — должна быть приверженность евангельскому учению и словам Самого Спасителя, желание непрестанно преуспевать в познании Господа нашего Иисуса Христа (2 Пет. 1:8).

Церковь, как и раньше, протягивает руку помощи всем тем, кому необходима поддержка. С весны 2022 г. Московский Патриархат стал одним из крупнейших организаторов помощи беженцам и мирным жителям, пострадавшим от военных действий. Активно развивается служение православных добровольцев в госпиталях. Врачи церковной больницы святителя Алексия, сестры милосердия оказывают помощь не только в Москве, но и в зоне вооруженного конфликта. Сегодня крайне востребовано направление духовной, социальной и психологической поддержки пострадавших. В странах канонической ответственности Московского Патриархата продолжается сбор гуманитарной и финансовой помощи. Пользуясь случаем, хочу сердечно поблагодарить всех за жертвенные труды и призываю в них не ослабевать. Прошу также усилить наши совместные молитвы о мире.

Особенно значима деятельность военного духовенства, совершающего свое служение в самых тяжелых условиях, но не оставляющего паству без слова Божия и церковных Таинств. Священники идут туда, где они нужнее всего, жертвуют жизнями, хотя у многих из них семьи, дети. Это настоящие герои, чье служение обращено на спасение каждой души. В реалиях нашего времени пастырское окормление военнослужащих и членов их семей должно стать обязательным направлением епархиальной деятельности. Но при этом нужно понимать, что проповедь людям, жизнь которых постоянно подвергается опасности, не может быть формальной или слишком сложной в богословском отношении. Она должна быть доступной и убедительной. А потому священники, которые обращают слово к военнослужащим, должны, во-первых, сами иметь опыт пребывания в тяжелых условиях. И слова священников, которые находятся на передней линии, которые рискуют своей жизнью, а особенно пример тех наших священнослужителей, которые душу свою положили за други своя (см. Ин. 15:13), — это самый сильный и важный аргумент в нашем диалоге с теми, кто находится на поле битвы.

Серьезным вызовом для нравственного здоровья общества является распространение псевдоценностей, которые противоречат духовной традиции нашего народа, разрушительно влияют на умы и сердца людей, особенно на подрастающее поколение. Чего стоят хотя бы жуткие образы детской развлекательной индустрии, которые уничтожают в душе ребенка эстетическое чувство. Искусственные образы электронных игр также «переформатируют» сознание детей и делают их невосприимчивыми к живым образам традиционной культуры. Ныне особенно необходима консолидация здоровых общественных сил, чтобы создать культурно-информационное пространство в противовес этой псевдокультуре. Сегодня столь востребовано, например, хорошее детское кино, которое способно очень многое сделать для воспитания. Столько интереснейших сюжетов в нашей истории, в житиях святых — все это можно и нужно использовать и актуализировать посредством кинематографа. Был бы рад, если бы во взаимодействии Отдела религиозного образования и катехизации, Патриаршего совета по культуре и Министерства культуры были разработаны программы, способствующие возвращению доброго детского кино. Очень просил бы занести это в протокол как очень важное направление нашей работы. Полагаю, что Церковь сегодня многое может сделать для продвижения этой программы.

В заключение хочу пожелать всем участникам XXXI Международных Рождественских образовательных чтений осознать свою особую ответственность за духовное воспитание православных детей и молодежи в то судьбоносное время, в которое всех нас Господь призвал жить и трудиться. Время непростое, но времена мы не выбираем. Господь помещает нас в тот исторический период, когда нам надлежит жить, трудиться, прославлять Господа и совершать добрые дела, которые способны открыть сердца и умы людей к восприятию слова Божественной истины.

Благодарю всех за внимание.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5999288.html

Онлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Заключительное слово Святейшего Патриарха Кирилла на пленарном заседании XXХI Международных Рождественских чтений

25 января 2023 г. 22:26

25 января 2023 года в Государственном Кремлевском дворце в Москве под председательством Святейшего Патриарха Кирилла состоялось пленарное заседание XXXI Международных Рождественских образовательных чтений «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека». В завершение Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с заключительным словом.

В завершение хотел бы сказать несколько слов о том, о чем подумал во время нашего сегодняшнего заседания. Само слово «вызов» в названии темы Чтений — «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека». Что такое вызов? Это не что иное, как предложение, от которого нельзя отказаться. Например, вызов на дуэль: если человек отказывался, он терял свое достоинство, терял уважение в обществе. В контексте той общественной психологии, той морали отказаться от вызова значило потерять самого себя, потерять свое лицо.

Вот и сегодня вызовы, которые современность бросает личности, тем более Церкви, — это то, от чего мы не можем отказаться. Я бы хотел, чтобы все мы хорошо это понимали. Некоторые священнослужители считают, что все эти темы — не для них и не про них. «Служу, молюсь, у меня есть прихожане, все идет так, как должно идти, а все эти вызовы современности меня не касаются». Но это глубочайшее заблуждение!

Вот почему я приветствую тот факт, что сегодня мы поставили тему вызова в повестку дня общецерковной дискуссии. Ведь то, что действительность сегодня предлагает человеку, — это вызов беспрецедентной силы, его можно сравнить лишь с вызовами, связанными с началом военных действий. Сегодня эти вызовы пока не сопровождаются военными действиями, но в самих этих вызовах содержится колоссальная опасность для мира, и в первую очередь для свободы человека. Потому что глобализация несет в себе страшную угрозу всеобщего порабощения, причем не такого, как было во времена рабства или феодальной зависимости. Это порабощение тотальное, но человек чаще всего его не сознает, не ощущает, не чувствует, а потому и не сопротивляется. Порабощение осуществляется через введение неких жизненных стандартов, «моды» на поведение, на мысль, на некую философию, а в результате мы погружаемся в стихию тотальных вызовов.

Каждый христианин, сознающий необходимость жить в соответствии с Божиим законом, с тем, чему мы научены Самим Господом и Спасителем, не может не отвечать на эти вызовы. А если кто-то из наших священнослужителей, особенно монашествующих, склонных к уединению, скажет: это не для меня и не про меня, — это не ответ. Эти вызовы найдут тебя даже в самой отдаленной келии, найдут тебя через вопросы, которые будут обращать к тебе люди, найдут тебя на исповеди, когда перед тобой будут ставиться проблемы, на которые ты не сможешь ответить, если не размышляешь над этими вызовами.

Вот почему все то, что сегодня обращает в адрес мира, человека и, конечно, Церкви современная цивилизация, не может быть для нас безразлично. И я очень приветствую тот факт, что XXXI Международные Рождественские образовательные чтения проходят именно под этим наименованием. Возможно, в результате этих Рождественских чтений многие наши богословы, священнослужители и верующий народ осознают, что от вызовов никто уклониться не сможет, и ответ предстоит давать и на общецерковном уровне, и на уровне приходской жизни, и на уровне личной жизни. Потому что если мы не будем давать ответы, то вызовы нас победят. А это будет означать приближение конца истории, потому что в этих вызовах заключена колоссальная опасность не только для духовной жизни, но и для человеческой жизни вообще.

Церковь призвана не прятаться от этих вызовов — вообще от вызовов, которые обращают к ней сильные мира сего или человеческая цивилизация. Церковь призвана искать ответы. Но ведь вызовы связаны с такими специфическими проблемами, которые стали результатом развития человеческой цивилизации последних десятилетий, и сформулировать правильные ответы на эти вопрошания современности очень не просто. Вот почему так необходимо широкое обсуждение проблем, с которыми сегодня сталкивается Церковь, да и весь род человеческий.

Благодарю Бога за то, что в нашей Церкви сформирована группа людей, которые работают в контексте Международных Рождественских чтений, которые призваны, в том числе, осмыслять проблематику, представляющую собой вызов нашей Церкви. Глубоко убежден, что это и есть соборная жизнь, соборное осмысление, соборное размышление о судьбах мира, о человеке, о его будущем. Ничего подобного нет ни в одной Церкви — ни в православных, ни в инославных. Общецерковное осмысление современной повестки дня, с привлечением епископата, духовенства, монашествующих, большого количества мирян, мужчин и женщин, людей разного возраста, представляет собой уникальный инструмент, который действительно помогает и духовенству, и всему верующему народу находить ответы на самые сложные вопросы современности. Вижу в этом очень большое значение Рождественских чтений, ставших частью нашей интеллектуальной и духовной жизни.

Благодарю всех вас за участие и хочу пожелать вам помощи Божией в вашей жизни, в вашем служении, а главное, в том, чтобы каждый мог оставаться свободным от стереотипов, от того, что навязывается нам многими и многими силами, цель которых — переформатировать сознание человека, опирающегося на силу традиций. А что такое традиция? Традиция — это передача ценностей. А почему все силы, начиная со средних веков, бросались на то, чтобы разрушить Церковь? Да потому что Церковь передавала и передает ценности от поколения к поколению, как ни одна другая институция. Но для того чтобы передавать эти ценности, нужно их формулировать, актуализировать, то есть делать современными, живыми, понятными для людей. В этом я вижу важное предназначение Рождественских чтений — как достаточно новой, но уже такой важной церковной институции.

Хотел бы поблагодарить всех вас — духовенство, представителей политических партий и движений, правительства и общественности — за то, что вы откликаетесь на наши приглашения, приходите сюда, чтобы совместно осмыслять актуальную проблематику, которая, будучи обсуждена в церковном контексте, может стать более понятной и для широких кругов нашего общества.

Еще раз благодарю всех вас за труды и, конечно, желаю всем милости от Господа, здравия душевного и телесного, а главное, твердого стояния в вере, без которого всякие наши обсуждения превратятся в словоблудие. Церковь сохраняет мудрость только потому, что она силой благодати Божией соединяет прошлое и настоящее, а стало быть, имеет дерзновение и возможность реалистично оценивать будущее. Да поможет всем нам Господь на этом важном пути!

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5999365.html

Онлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на XI Рождественских Парламентских встречах в Государственной Думе

26 января 2023 г. 17:20

26 января 2023 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с докладом на открытии XI Рождественских Парламентских встреч, организованных в Государственной Думе ФС РФ в рамках XXXI Международных Рождественских образовательных чтений «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека».

Уважаемый Вячеслав Викторович! Уважаемые законодатели, представители государственной власти, участники и гости XI Парламентских встреч! Дорогие братья и сестры!

Хотел бы всех вас сердечно приветствовать и выразить глубокое удовлетворение самой возможностью выступить в стенах Государственной Думы. Думаю, эта возможность открывает для нас хорошую перспективу развития реального диалога между Церковью и нашими депутатами, стимулирует церковно-государственные и церковно-общественные отношения в нашей стране.

Наше взаимодействие за последние годы принесло немало добрых плодов — в первую очередь для наших граждан, для нашего народа. Это тот адресат, которому и должны направляться все наши общие усилия, для того чтобы жизнь становилась лучше в духовном и материальном отношении. Чтобы люди чувствовали себя действительно свободными и счастливыми. Не буду углубляться в понятие человеческого счастья, каждый имеет свой взгляд на то, что это такое, но в конце концов, если подвести некую черту под многими размышлениями, то счастье человека, как ни странно, обнаруживается одним чувством: покой, мир. Вот когда у человека на душе спокойно, когда сердце мирно, тогда он счастлив. Эти чувства действительно дают нам представление о том, как формируется человеческое счастье. Счастье формируется в зависимости от состояния разума и сердца. А под сердцем и в философии, и в богословии понимается совокупность человеческих чувств. Вот дай Бог, чтобы все наши совместные усилия направлялись на то, чтобы человек был по-настоящему счастлив, чтобы он был благополучен, чтобы на сердце были мир и покой, а мысли — светлыми и направленными к добру.

Важно, что опыт Рождественских парламентских встреч становится все более востребованным и на региональном уровне. Знаю случаи, когда в таком диалоге архиереи, местные законодатели, представители общественности рассматривали проблемы, в том числе связанные со сложными человеческими отношениями. И реальный диалог помогал всем сторонам, вовлеченным в те или иные противоречия, находить правильные решения. Это касается многих тем, но я бы хотел особо подчеркнуть важность вопросов, связанных с сохранением исторического, культурного наследия, решением социальных проблем, развитием просветительской, благотворительной деятельности. Очевидно, что Рождественские парламентские встречи как формат церковно-государственного диалога доказали свою эффективность.

Обращаясь к повестке нашей встречи, хотел бы отметить, что текущая ситуация в мире делает особенно актуальной тему, выбранную в качестве основной для нынешних Международных Рождественских чтений: «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека».

Наша страна уже почти год находится в состоянии вооруженного конфликта, братоубийственного противостояния, спровоцированного внешними силами, заинтересованными во вражде русского и украинского народов, в уничтожении их общей исторической памяти и лишении их общего будущего.

Церковь никогда не делила и не делит свою паству на «чужих» и «своих», не противопоставляет друг другу людей, зная, что в очах Божиих ценность имеет каждый человек. Оставаясь со своим народом, Русская Православная Церковь, как любящая мать, старается помогать всем, кого касаются тяготы военного времени, кто страдает и нуждается, кто потерял кров и остался без поддержки.

Господь Иисус Христос предупреждает нас в Евангелии, что войны будут сопровождать земное бытие человечества и мы услышим о войнах и о военных слухах (Мф. 24:6). Видимо, так будет до конца человеческой истории; такова печальная реальность мира, пораженного грехом, умножение которого непременно приводит, в том числе, и к войнам. Но люди, разумом понимая, что мир полон войн и неразрешенных конфликтов, нередко думают, что они не затронут их, что они где-то там, далеко. И многие полагали, что противостояние на Донбассе, начатое еще в 2014 году, страдания мирного населения находятся в каком-то параллельном измерении, потому что не мешают тем, кто наблюдает со стороны, пользоваться всеми благами привычной жизни. Это состояние теперь называют гибридной войной, когда не совсем ясно, где идет война, что это за война, почему одних она обжигает, убивает, уродует, а другие живут так, будто ничего и не происходит.

Церковная реакция на войну сформировалась за века и остается неизменной: мы отвечаем молитвой о мире, которая ныне возносится во всех храмах. Эта молитва объединяет миллионы верующих, в том числе находящихся по разные стороны противостояния. Вера без дел мертва (Иак. 2:26), учит нас слово Божие, и верные чада Церкви подтверждают ее деятельной любовью к ближним — через труды тысяч и тысяч добровольцев, жертвователей, врачей, сестер милосердия, которые трудятся все эти месяцы, помогая раненым и пострадавшим от военных действий. Это служение давно вышло за пределы церковной ограды и за пределы государственных границ. Хотел бы обратиться со словами благодарности к волонтерам: все вы, дорогие мои, — настоящие герои. И я благодарю особенно тех волонтеров, которые, действительно не жалея жизни своей, отправляются в самые трудные точки конфликта, повлекшего многочисленные жертвы.

Мирная позиция Церкви заключается в том, чтобы призывать все стороны конфликта к человечному обращению с военнопленными, если уж нельзя добиться большего, способствовать их возвращению на Родину, помогать людям эвакуироваться из опасных для проживания мест. Конечно, самое главное — это окончание всяких военных действий, примирение, восстановление братских отношений между народами, вовлеченными в этот конфликт. Но покуда конфликт продолжается, нужно хотя бы обращать милость к тем, кто реально страдает, становится инвалидами, к семьям, теряющим кормильцев. Совершая пастырское окормление военнослужащих, Церковь неизменно свидетельствует о том, что задача воина-христианина — честно и самоотверженно исполнять свой долг на поле битвы, сохраняя душевное благородство и достоинство. Борьба с врагом для христианина не должна превращаться в ненависть к отдельному человеку. Родина требует защиты, и среди воинов очень большое количество православных людей — так было, так есть и, наверное, так всегда будет. Поэтому очень важно руководствоваться правильными моральными и духовными ориентирами. Борьба с врагом не должна превращаться в ненависть к отдельному человеку и сопровождаться невероятной жестокостью, как мы знаем по случаям обращения с нашими пленными по ту сторону линии боевых действий. Многие из наших собеседников по межхристианскому и межрелигиозному диалогу разделяют миротворческую позицию нашей Церкви, и я благодарен всем, кто сегодня нашу Церковь поддерживает.

Не могу не сказать о положении Украинской Православной Церкви. Глубокую скорбь и праведное негодование вызывают попытки нынешних киевских властей и их покровителей за рубежом использовать Украинскую Православную Церковь в качестве орудия для разжигания русско-украинской вражды. Активную роль в этих деструктивных процессах, к большому сожалению, играют фанарские, то есть константинопольские деятели, которые и устроили церковный раскол.

Совершенно убежден в том, что примирение в будущем невозможно без независимой от политической конъюнктуры Украинской Православной Церкви. Именно поэтому такую ненависть она вызывает у нынешних архитекторов мировых конфликтов, не заинтересованных в том, чтобы наши народы жили в благополучии и мире.

В настоящее время Украинская Церковь подвергается беспрецедентным преследованиям со стороны государственной власти. Эти гонения сопоставимы по своему размаху и цинизму разве что с гонениями на веру в XX веке в нашей стране. Повсеместно проводятся обыски в епархиях, монастырях и на приходах, по надуманным предлогам заводятся уголовные дела на духовенство, на верующих, которые дискредитируются и в СМИ; отнимаются и оскверняются важнейшие для наших народов православные святыни.

С каждым днем сильнее и сильнее звучат призывы полностью запретить деятельность канонической Православной Церкви. Все это можно расценивать как часть глобального внешнего заказа на уничтожение канонического Православия в пределах отдельно взятой страны — Украины. При этом все ссылки на нарушение норм международного законодательства в отношении защиты прав верующих попросту игнорируются, будто международного права вовсе не существует. Множество правозащитных организаций предпочитают не замечать происходящего и тем самым обнаруживают свою политическую ангажированность, о которой мы догадывались еще в стародавние времена, когда критиковалась наша страна, в то время Советский Союз, при одновременном игнорировании прав человека, в том числе религиозной свободы, в других странах, лояльных к западному блоку.

Для Церкви как единого духовного пространства не существует политических границ. Нет и не может быть разделений по политическому, национальному или территориальному признаку для наших православных братьев и сестер. В прошлом году, выступая в Совете Федерации, я отметил, что нельзя считать виновниками сложившейся ситуации народы России и Украины, которые вышли из единой Киевской купели Крещения, которые объединены православной верой и связаны общей исторической судьбой. И сегодня скажу, что ни народ России, ни народ Украины не могут быть заинтересованы в этой междоусобной брани. И поверьте, у меня достаточно информации из глубин украинской жизни, чтобы об этом свидетельствовать.

Всем людям доброй воли нужен справедливый и прочный мир, возможность существовать без войны. Сформировавшийся на Западе ценностный политический мейнстрим приводит к тому, что традиционные нормы христианской нравственности, особенно касающиеся брака и семьи, подвергаются целенаправленной маргинализации. Мы не можем согласиться с надругательством над нашим духовным наследием и позволить вернуться во времена, когда под лозунгами прогресса из жизни людей удаляется вера, их национальная и культурная идентичность.

Ни для кого не секрет, что на фоне частичной мобилизации некоторые наши сограждане покинули Россию. Конечно, вполне понятен страх смерти, который они, вероятно, испытали. Думаю, что многие из них нуждаются в духовной помощи и назидании. В то же время хотел бы отметить, что люди уехали по разным мотивам, поэтому было бы неверно выносить какие-то общие суждения обо всех. Некоторые удивлены массовостью отъезда. Но должно ли это нас удивлять? Ведь среди молодого поколения многие годы насаждались и утверждались импортированные извне ложные ценности, воспринимаемые совершенно некритично.

Мы должны задуматься о системах воспитания и образования, которые по крайней мере часть нашей молодежи превращают во внутреннюю эмиграцию, в то время как ситуация в Отечестве требует от них, как и от всех, здравомыслия и патриотизма.

Остро стоит вопрос и о послевоенном будущем как Украины, так и России, о возвращении людей в свои дома, о возрождении инфраструктуры и социальной сферы. Отчасти этот вопрос уже решается, но мы знаем, что предстоит восстановить многие здания, целые районы, села и города. Уже сегодня понятно, что всестороннее возрождение мирной жизни займет годы. Хотел бы засвидетельствовать о готовности Церкви посильно участвовать в залечивании ран военных действий.

История с убедительностью свидетельствует, что народы и государства, которые попрали свои ценности, переживают глубокий кризис. Сегодня это происходит со многими странами и народами, и Господь стучится в сердца людей, побуждая исправить те недостатки, которые допускаются и нами, если мы дозволяем, чтобы в нашу жизнь вошли ложные ценности и навязанные нам стереотипы. Отрадно, что в российском обществе зримо начались процессы по преодолению такого рода духовных и моральных изъянов. Действительно, то, что сегодня происходит со страной, заставило очень многих переосмыслить свою точку зрения, и все больше и больше людей понимают, насколько важна такая ценность, как любовь к Родине, как верность своей стране, как готовность защитить свои священные рубежи.

Важным решением стало подписание Указа Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Очень важно, что именно сейчас появился этот указ Президента. Отмечу, что это первый документ в нашем законодательстве, который отводит подобающее место ценностной системе нашего народа и перечисляет традиционные ценности россиян. С этой точки зрения, не менее важна и «Стратегия национальной безопасности России», принятая в 2021 г.

Надеюсь, что эти ключевые государственные документы, закладывающие основы стратегического планирования нашей национальной жизни, станут принципами развития законодательной системы на ближайшие годы. В то же время отмечу, что перечни ценностей, вошедшие в эти документы, нуждаются в дальнейшем осмыслении и дополнении. Например, наряду с правами и свободами человека в предложенной этими документами иерархии должно найти достойное место и упоминание о вере в Бога, которое закреплено в Конституции России. Конечно, в перечне этих ценностей я вижу огромное влияние западной либеральной философской мысли. С чего начинаются ценности? Права, свободы, ну и так далее — мантра! А скажите, пожалуйста, это действительно так? Это действительно самое важное в нашей жизни? Давайте поедем в нашу глубинку, постучимся в дом в том или ином населенном пункте и спросим: а что самое главное для тебя, для твоих соседей? И если кто-то скажет «права и свободы», я буду очень удивлен. Такого никто не скажет. Это не значит, что права и свободы нужно минимизировать, это не значит, что права и свободы нужно нарушать  — Боже упаси! Мы уже жили в условиях нарушения прав и свобод и знаем, что до добра это не довело. Но если мы выстраиваем приоритеты, давайте все-таки говорить вначале о самом главном, а уже потом о всем остальном, что также представляет важность.

Хотел бы коснуться важных результатов законодательной работы в 2022 г. Среди них первоочередное место, несомненно, стóит отвести запрету для иностранцев использования услуг суррогатных матерей. Благодарю всех, кто содействовал принятию этих решений. В то же время отмечу, что и эти, без сомнения, благие достижения носят пока еще промежуточный характер, нужно ставить вопрос о моральной оценке этого явления в целом.

Полагаю, что в нынешней непростой ситуации было бы также полезно вернуться к предметному обсуждению других не менее важных вопросов, касающихся совершенствования отечественного законодательства.

Не раз с этой трибуны я говорил о необходимости принятия мер, направленных против абортов, в защиту человеческой жизни. В частности, мною неоднократно ставился вопрос выведения абортов из системы обязательного медицинского страхования. Хочу подчеркнуть, что наша позиция остается неизменной: аборт нравственно неприемлем. Обстоятельства нашего времени таковы, что решительный пересмотр демографической политики является условием выживания народов России. Военные действия, пандемия лишь усугубляют этот вызов, требуют консолидации усилий государства, общества, религиозных общин, направленных на коренной перелом ситуации, связанной с низкой рождаемостью.

В то же время аборт продолжает оставаться не только так называемой бесплатной «медицинской помощью», но и средством обогащения для частных клиник. По сведениям ряда экспертов, коммерческая медицина нередко не исполняет тех важных антиабортных ограничений, которые в последние годы приняты государством при полной поддержке общества и Церкви. Настало время законодательно изъять аборты из списка так называемых услуг, позволяющих наживаться коммерсантам от медицины на горе женщины. Как священнослужитель я свидетельствую, что аборт — это горе и трагедия для женщины и ее близких.

Конечно, одними запретами невозможно достичь эффекта. Беременная женщина должна чувствовать себя окруженной вниманием и заботой с того самого момента, когда в ней появляется новая жизнь. Это вопрос не только особого теплого и деликатного отношения к беременной женщине, но и государственной поддержки. Общеизвестно, что самое важное время для здоровья женщины и плода — это первые три месяца беременности. Уже в этот период, чувствуя естественную неуверенность и страх, женщина должна получать помощь государства. Поэтому я просил бы уважаемых парламентариев подумать над законодательными нормами, усиливающими социальную защищенность женщины с первых дней беременности. Возможно, целесообразным является увеличение декретного отпуска или иные меры. Поддерживая будущую мать с первых дней беременности, наше общество на деле покажет работающим женщинам, что оно высоко оценивает их исключительный и ничем не заменимый вклад в наше общее будущее.

Большим достижением законодателей считаю закрепление возможности многодетным матерям с 2023 г. получать страховые пенсии. Вместе с тем основными требованиями для назначения такой пенсии остаются 15 лет страхового стажа и необходимое количество пенсионных коэффициентов, что становится совершенно невозможным для женщин, имеющих четырех и более детей. Считаю, что справедливым было бы включение в трудовой стаж периода ухода одного из родителей за тремя и более детьми, включая приемных детей и детей, над которыми установлена опека или попечительство, до достижения самым младшим ребенком возраста 18 лет; притом что старшие дети обучаются по очной форме обучения в образовательных организациях среднего профессионального или высшего образования. Важно также предусмотреть возможность распространения этой меры поддержки на одного из родителей, осуществляющего уход за ребенком-инвалидом. Такое предложение неоднократно звучало с различных общественных трибун. Уверен, что в отсутствие закона, регулирующего статус многодетных семей и предоставляющего им льготы, поиск иных мер поддержки прав и интересов многодетных послужит дальнейшему упрочению правового положения российской семьи.

В период частичной мобилизации во взаимодействии с руководством Министерства обороны удалось прийти к временному решению, благодаря которому духовенству была предоставлена отсрочка от мобилизации на все время пребывания в священном сане. Как вы знаете, канонические нормы Православной Церкви строго запрещают священнослужителям поступать на военную службу и даже брать в руки оружие. Мы надеемся, что упомянутое решение будет закреплено законодательно. Священник призван помогать воюющим, но не с оружием в руках, а духовно поддерживая воинов. Наши военные капелланы находятся в самых горячих точках противостояния, а нередко и погибают. Уже пять священников убиты на переднем крае. Батюшки не прячутся где-то за обозами, они вместе со своими воинами, вместе со своей паствой, очень часто — на самой передней линии фронта, но они ничем не защищены. Когда воины поднимаются в атаку, часто вместе с ними, как в дореволюционной России, впереди идет священник с крестом — и, конечно, становится желанной целью для противника. Вот почему сегодня есть погибшие среди священников, которые на переднем крае фронта несут свое пастырское служение. Думаю, что многие слышали о пастырских трудах и служении протоиерея Михаила Васильева, удостоенного Президентом звания Героя России посмертно. И подвиг отца Михаила сейчас продолжают многие.

Назревшим видится решение закрепить в законодательстве положения об обеспечении священнослужителей, окормляющих воинов в зоне боевых действий, а также членов их семей, такими же социальными гарантиями и льготами, какие предоставляются и военнослужащим, задействованным в ходе проведения специальной военной операции. Действительно, если священник вместе с военными, если он на передней линии фронта, то почему у него не должно быть тех гарантий, которые есть у военнослужащих? Еще раз подчеркну, что священник — самая желанная цель противника, снайперы в первую очередь целятся в батюшек.

Не один год продолжается наше последовательное взаимодействие с Министерством науки и высшего образования России по вопросу о признании дипломов высших духовных учебных заведений, выданных до начала широкого процесса государственной аккредитации духовных школ в 2013 году. Учитывая тот факт, что православные учебные заведения ведут свою образовательную работу на качественно высоком уровне, соответствующем государственным стандартам, принятие такого решения было бы вполне справедливым. Надеюсь, что в нынешнем году данный вопрос будет решен положительно и соответствующие поправки будут внесены в законодательство в ближайшее время. Действительно, уровень образования в высших учебных заведениях Русской Православной Церкви достаточно высокий, и не только по нашим меркам, но и по меркам наших зарубежных коллег. Поэтому поддержка, о которой я просил бы депутатов, создала бы правильную законодательную базу для дальнейшего развития богословского образования в нашей стране.

Свидетельствуя о готовности Русской Православной Церкви работать по этим направлениям в тесном контакте с законодателями, выражаю признательность всем участникам нынешней встречи за готовность участвовать в таком диалоге и взаимодействовать с Русской Православной Церковью для созидания общего благополучия, духовного и материального укрепления нашего Отечества. Я еще и еще раз хотел бы сердечно поблагодарить Государственную Думу за тот уровень взаимодействия и диалога, который уже сейчас существует между депутатами и Русской Православной Церковью. Надеюсь, что этот диалог мог бы стать еще более системным, направленным на достижение конкретных задач, которые сегодня стоят и перед Государственной Думой, и перед Русской Православной Церковью, да и перед всем нашим народом.

Благодарю вас за внимание.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5999511.html

Онлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в четырнадцатую годовщину интронизации после Литургии в Храме Христа Спасителя

1 февраля 2023 г. 13:43

1 февраля 2023 года, в четырнадцатую годовщину интронизации, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Уважаемые представители государственной власти! Дорогие отцы, братья и сестры!

Я хотел бы всех сердечно поблагодарить за общую молитву, за наше братство, которое остается непоколебимым, несмотря на то, что многое колеблется в современном мире. Меняются политические границы, меняются политические режимы, меняются центры влияния, многое происходит не по доброй человеческой воле, а Церковь остается, как я постоянно говорю, островом свободы. Почему так? В первую очередь потому, что нашим законом является не закон человеческий, который изменчив, который находится под влиянием разного рода политических факторов, а закон Божий, который отображается в сердце человека через голос совести.

В этом непреходящая роль и значение Церкви. В своем обращении к миру Церковь отталкивается не от человеческой мудрости, потому что всякая человеческая мудрость условна и очень зависит от многих временных факторов. Мудрость Церкви — это Божественная мудрость.

Но провозглашать слово Божие непросто, потому что, если быть честным в провозглашении этого слова, угодить всем невозможно. И Церковь никогда не занимается тем, что называется дипломатией, то есть попытками иметь со всеми добрые отношения, чтобы продвигать свою повестку дня. Церковь провозглашает Божию правду, и на пути этого провозглашения — огромное количество людей, включая и политических, и государственных деятелей, и деятелей культуры, но, самое главное, простой народ, который с пониманием относятся к миссии Церкви.

Благодарю Бога за то, что сегодня в государстве Российским именно так складываются церковно-государственные отношения, и дай Бог, чтобы так было и в будущем. Благодарю Владимира Владимировича Путина, Президента нашей страны, за добрые слова приветствия, а также и за то, что со стороны государства он поддерживает именно такой образ взаимодействия Церкви и государства. И уж если говорить совсем откровенно, это впервые за всю долгую историю Русской Православной Церкви. Потому что даже в православной империи Церковь не просто находилась под влиянием, но и должна была внимательно прислушиваться к тому, что говорило государство. Нередко приходилось отступать от своих пастырских принципов, следуя указаниям свыше, — может, потому и произошла великая трагедия гонений на Церковь, после того как в России изменился государственный строй.

Еще раз хочу сказать, что сегодня Русская Православная Церковь существует в уникальных условиях. Действительно, гармония в отношениях светского и церковного, при полном сохранении автономии, невмешательстве и одновременно общем осознании важности взаимодействия всех сил — общества, государства, Церкви, — для того чтобы страна наша продолжала тот подлинно независимый от центров мировой власти курс, которым она мужественно продвигается вперед. И не надо думать, что если кто-то из сильных мира сего недоволен этим, если кто-то подвергает критике Церковь и государство, то все это может или должно как-то повлиять на наш подлинный духовный суверенитет, а, если говорить о государстве, то и на политический суверенитет. Привилегия, данная свыше, быть свободными — это действительно великое счастье, и дай Бог, чтобы так и складывались церковно-государственные отношения не только в Российской Федерации, но и на всем пространстве канонической ответственности Русской Православной Церкви.

Я хотел бы сердечно поблагодарить вас, Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, за тот дух соборности, мира, взаимной поддержки, который царит среди епископата нашей Церкви. Особенно хотел бы произнести слово благодарности в адрес постоянных членов Священного Синода, на которых, как и на Патриархе, лежит особенная ответственность по руководству всей нашей Церковью. Как на уровне Синода, так и на общецерковном уровне наше единомыслие является залогом нашей духовной силы, а значит, и силы воздействия на наш народ — нравственного, духовного воздействия на наш народ.

Пусть благословение Божие пребывает над всей нашей Русской Православной Церковью, над странами и народами, входящими в исторический ареал Святой Руси, над державой нашей Российской. Пусть благословение Божие пребывает над Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным, мужественно отстаивающим подлинный суверенитет нашей страны, и над всеми, кто сегодня защищает независимый, свободный и продиктованный нашими подлинными духовными, культурными, историческими интересами курс.

Хотел бы еще и еще раз поблагодарить весь наш епископат, вас, мои дорогие владыки. Патриарх имеет возможность дерзновенно провозглашать что-то от имени Церкви, памятуя, что епископат вместе с ним. По милости Божией нет разделений, нет ничего такого, что могло бы ослабить наше общецерковное служение и служение Патриарха, за что всех вас сердечно благодарю. Благодарю все наше духовенство, монашествующих и всех вас, мои дорогие братья и сестры. Среди вас люди разных званий, разного положения, разного образования, но это не какая-то маргинальная группа, как любили говорить во времена атеизма, а это срез нашего народа. Среди вас разные люди — от самых высоких по положению, от самых умудренных по жизненному опыту и образованию, до людей простых, — но мы все вместе единомысленны, и в этом единомыслии и единстве действительно залог духовного процветания Церкви, доброго пастырского любвеобильного влияния Церкви на жизнь всего народа.

Пусть благословение Божие пребывает над всеми нами, над страной нашей Российской, над всеми странами и народами, входящими в историческую Русь, над Церковью нашей — мученицей, исповедницей, а сегодня, в условиях свободы, разумно и эффективно осуществляющей свое пастырское окормление. Пусть Господь дарует мир, благоденствие и процветание, и пусть милость Божия и Покров Пречистой Царицы Небесной простираются над властями, воинством, народом, над всеми нами, дабы следовать нам непоколебимо тем духовным путем, которым шли наши великие предшественники и которым они и нам заповедали идти.

Всех вас сердечно благодарю за участие в этом торжестве, за ваше служение и за ваше единство вокруг Московского Патриаршего престола. Пусть благословение Божие пребывает над всеми нами. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6001525.html