Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?
rss

Автор Тема: Слова Патриарха Кирилла  (Прочитано 528200 раз)

0 Пользователей и 8 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь в Неделю 2-ю Великого поста после Литургии в храме Сретения Господня в Жулебине г. Москвы

12 марта 2023 г. 16:28

12 марта 2023 года, в Неделю 2-ю Великого поста, святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в храме Сретения Господня в Жулебине г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Ваши Высокопреосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры!

Я с особым чувством совершил освящение этого величественного храма. Как и многие другие храмы — их уже сотни в Москве, — он построен совсем недавно. Не в те времена, когда жизнь большинства русских людей была связана с верой православной, когда абсолютное большинство крестились в храмах, изучали в школах закон Божий, затем сочетались христианским браком, крестили детей и всю жизнь были при церкви и в церкви. Но потом наступил период, когда духовная связь с Православием была разорвана, и тем, кто эту связь разорвал, казалось, что навсегда. Потому что эту связь разрывали не только силой, хотя и силой тоже, но и через навязывание убеждений, которые на самом деле оказались заблуждениями. В частности, утверждалось, что в просвещенном ХХ веке, веке науки, культуры и техники, невозможно верить в Бога, и ведь этот бред — простите, никого не хочу обидеть, но действительно бред, болезненное заблуждение — поразил сознание огромного количества людей. И казалось, что православная вера никогда не возродится, по крайней мере на территории России, в пределах бывшего Советского Союза — страны, вся жизнь которой складывалась под воздействием атеистического учения. И в страшном сне тогдашним руководителям государства и города Москвы представить было нельзя, что мы с вами в веке XXI будем освящать новые храмы в столице.

А теперь давайте подумаем, почему все это произошло. Потому что наши дедушки и бабушки, наши родители, а потом и все мы были сильные духом, глубоко верующие? Силой нашей веры все возродилось? Да ведь совсем не так! Силы веры практически никакой не было, церковная жизнь теплилась где-то, в небольшом количестве приходов. На всю Москву — 40, на весь Ленинград — 15, на областные города — один, два, три… Какая же это сила?

Но когда взираешь на красоту этого вновь построенного храма в таком важном для жителей Москвы районе, понимаешь: все это совершено силой Божией. А там, где Бог, никакая человеческая сила ничего не может сделать против Его силы. Мы и молимся Господу, чтобы Он нам помог в различных жизненных обстоятельствах, именно потому, что верим: если с нами будет Божия сила, то сделаем то, что кажется совершенно невыполнимым. И ведь часто так оно и бывает!

Сегодня каждый новоосвященный храм в Москве — это яркое свидетельство, во-первых, веры нашего народа, а во-вторых, чуда Божиего. Вот и этот белоснежный храм, со своим великолепием, со своей красотой, — разве не чудо? Но самое главное — это молящаяся община, которую я вижу сейчас своими глазами. Мужчины и женщины, молодые, средних лет, пожилые — весь народ наш собран в этом храме, так что невозможно сказать: а что с них взять, это пережитки прошлого… Совсем не пережитки! Все то, что произошло с народом нашим, с городом Москвой и так символически представлено в этом вновь построенном храме, всех нас должно еще больше укреплять в вере и надежде на Бога.

А ведь нам так нужна надежда! В свое время в общегосударственном масштабе люди верующие надежду почти потеряли. Да и сейчас — разве не бывает так, что в масштабе личной или семейной жизни вдруг теряется надежда? Кажется, все плохо — с мужем или с женой, с соседями, с сослуживцами, и по работе что-то не так… А иногда такой мрак душу окутывает, такое тяжелое чувство некой оставленности и неспособности справляться с трудными жизненными обстоятельствами. Вот для того чтобы быстро проходило это опасное для человека самочувствие, надо приходить в храмы — такие, как этот. Посмотреть на окружающую нас красоту и сказать: так ведь все это чудо Божие! И если Божие чудо осуществилось в ответ на молитвы верующих людей сего места, то почему же чудо не может совершиться и в моей личной жизни? Ведь Бог любит всех нас! Поэтому такие храмы, как этот, должны прежде всего укреплять нашу веру, наше религиозное чувство, нашу молитву ко Господу.

Действительно, новые храмы в Москве — это свидетельство Божией милости над Русской землей и над градом Москвой. А теперь очень важно, чтобы эти храмы стали местом духовного воспитания детей, молодежи, людей разного возраста. Чтобы здесь активно осуществлялись не только богослужения, но и все те приходские служения, на которых настаивают и Патриарх, и Архиерейские Соборы нашей Церкви. Прошло то время, когда с храмом связывалось только совершение богослужений. Конечно, это самое главное, но и другая активность должна непременно присутствовать в современном приходе, особенно в Москве, которая служит примером для всей Русской Церкви. А это, в первую очередь, — работа с молодыми людьми, совершение добрых дел, то, что мы называем социальной работой. Это образовательные проекты, которые помогали бы современным людям и умом, и сердцем принять веру православную. Это взаимоотношения с внешним миром, с различными общественными организациями, вместе с которыми мы также можем осуществлять свое служение, посылая очень важные сигналы обществу. А главным сигналом является то, что Бог — Творец истории. Он ведет людей по жизни, и потому отказ от Бога, от молитвы умаляет, а иногда и разрушает наши силы.

Вот для того чтобы такого не было, мы и строим новые храмы. И всех вас, мои дорогие, кто послужил этому делу, я сердечно благодарю, потому что возведенный храм, как я уже сказал, — свидетельство веры и благочестия нашего народа. И дай Бог, чтобы вера и благочестие укреплялись среди прихожан этого храма, чтобы люди возрастали в духовной жизни, чтобы каждый на собственном опыте понял: как важно, что в Жулебино построен Божий храм, и как важно и замечательно, что я являюсь его постоянным прихожанином.

Вот так, живя с Богом, общаясь друг с другом через посещение Божиего храма, мы, несомненно, будем возрастать духовно и препобеждать все те пороки, слабости, а нередко и грехи, которые овладевают сознанием и сердцем человека. И дай Бог, чтобы победа над всяким несовершенством и греховным началом еще более укрепляла нашу связь с Богом, опираясь на которую только и можно мирно, спокойно и спасительно пройти по тому жизненному пути, который указал нам Сам Господь.

Всех вас сердечно приветствую и поздравляю с этим замечательным праздником и историческим днем. Призываю Божие благословение на клир и благочестивых мирян — прихожан сего святого храма. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6009398.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Обращение Святейшего Патриарха Кирилла в связи с ситуацией вокруг Киево-Печерской лавры

16 марта 2023 г. 12:31

16 марта 2023 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с обращением в связи с ситуацией вокруг Киево-Печерской лавры.

Киево-Печерская лавра — это первый монастырь Киевской Руси, существующий с XI века. Этот монастырь — родоначальник общей духовной монашеской традиции русского, украинского и белорусского народов. Это колыбель нашей цивилизации и национальной культуры. Здесь написан первый исторический памятник Древней Руси — «Повесть временных лет», отсюда берет свои истоки письменность и литература наших народов. На протяжении тысячелетней истории обитель неоднократно страдала от набегов, иноземных завоеваний и откровенных гонений на христиан. Но лишь во времена господства воинствующей атеистической власти в ХХ столетии монашествующих изгоняли из Киево-Печерской лавры.

Новые поколения монахов возродили обитель, приложив колоссальные труды и большие средства (при минимальной помощи государства, а то и в отсутствие таковой) для реставрации обители, восстановления отнятых ныне Успенского и трапезного храмов, но, главное, для воссоздания духовных традиций и полноценной монашеской жизни. Лавра остается одним из крупнейших православных монастырей мира, объединяющим более 200 монахов и послушников. На ее территории также размещен центр управления Украинской Православной Церкви, проживают сотни будущих священнослужителей — студентов Киевской духовной академии и семинарии.

Ультиматум государственных властей в отношении Киево-Печерской лавры представляется чудовищным деянием, сравнимым с гонениями на веру во времена безбожия. Как и в то время, власти открыто игнорируют закон, не говоря уже о минимальном уважении к правам сограждан. Работы некой комиссии по поиску нарушений в хозяйственной деятельности монастыря имели непрозрачный характер. Ее репрессивная цель — полное изгнание монашествующих из лавры. Эта цель не скрывалась государственными чиновниками и представителями иных религиозных организаций Украины, находящимися под влиянием светских властей. Вызывает сожаление тот факт, что при декларировании государственным руководством Украины своей приверженности демократическим нормам, европейскому пути развития, соблюдению прав и свобод человека эти права и свободы сегодня попираются самым вопиющим образом.

Прошу приложить все возможные усилия, чтобы воспрепятствовать принудительному закрытию монастыря, каковое приведет к нарушению прав миллионов украинских верующих на свободу вероисповедования, гарантированных Конституцией Украины, а также такими документами, как Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека, Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений, многими другими актами международного значения. Очень надеюсь, что мои слова будут услышаны.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6010430.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти благоверного князя Даниила Московского после Литургии в Даниловом ставропигиальном монастыре

17 марта 2023 г. 13:24

17 марта 2023 года, в день памяти благоверного великого князя Даниила Московского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Даниловом ставропигиальном мужском монастыре г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященство! Дорогой владыка наместник! Дорогие отцы, братья и сестры!

Всех вас сердечно приветствую и поздравляю с этим замечательным праздником — с днем памяти святого благоверного князя Даниила Московского.

Существуют как бы разнонаправленные и даже несовместимые понятия — власть и святость. Что такое власть? Это подчинение других своей воле. Это требование, чтобы другие исполняли то, что желает правитель. В этом вся суть власти: один управляет другими или множеством других. И если святость — это в первую очередь смирение, послушание воле Божией, то как можно совместить власть и святость, которые действительно представляются абсолютно разнонаправленными жизненными ориентирами?

Но вот в русской истории были удивительные примеры того, как власть и святость соединялись, и одним из таких примеров является князь Даниил. По своим личным качествам — таким, как смирение, скромность, отсутствие всяких властных амбиций, — он никак не годился быть властителем, чтобы подчинять своей воле волю других. Но ведь он, взойдя на свещницу светской власти, не оставил свою духовную жизнь, не изменил своим жизненным ориентирам. Он остался таким, каким был и до принятия этого служения, и, взойдя на высоту светской власти, жизнью своей освятил место, где принимаются решения, в том числе связанные с насилием и даже с принесением смерти. Ведь как иначе можно понять военные действия, инициаторами которых нередко становятся государственные властители, как не принесение других на жертвенник этой войны?

Святой благоверный князь Даниил, память которого мы сегодня творим, удивительным образом соединил несоединимое. А в каком случае это возможно? Действительно, как можно соединить разнонаправленное? Можно соединить в том случае, если человек и во власти поставляет себя под власть Бога. Если человек и во власти считает всенепременным для себя исполнение Божиих заповедей. Тогда греховное уходит, исчезает, и такой человек исполняет властные полномочия, движимый только чувством долга и любовью к людям.

Нередко в истории, да и в настоящее время бывает так, что на этом пути служения другим нужно в первую очередь позаботиться об их безопасности. А когда возникает опасность для тех, кто вверен человеку во власти, тогда и меч обнажается, и вступает такой человек в борьбу, и кровь проливает. Но не за свои амбиции, не за свое желание владеть и покорять, а только ради защиты тех, кто вверен Богом его попечительству.

Именно так великие святые угодники Александр Невский и Даниил Московский осуществляли свое княжеское служение. Никто из них не бесчинствовал, никто не проливал несправедливо кровь других, но, когда это было необходимо, особенно в случае с Александром Невским, они не щадили жизни своей, чтобы защитить свой народ.

Вот образец того, что означает справедливая власть, что означает человек во власти, у которого сохраняется надежда на спасение, когда он свои мысли и свою волю подчиняет Божиему закону. А это предполагает, что никогда, ни при каких условиях такой человек не совершит несправедливое деяние, а если по справедливости необходимо и меч из ножен извлечь, то это деяние не будет греховным, потому что направлено не на защиту собственных интересов, а на защиту тех, кто вверен попечению человека во власти.

Дай Бог, чтобы эти замечательные примеры древности вдохновляли и современных правителей, особенно православных. Но самое главное, чтобы эти примеры вдохновляли и весь народ наш, ведь вся человеческая система отношений предполагает наличие властных полномочий. Кто-то над кем-то поставлен, кто-то кем-то управляет, иногда в малых масштабах, а иногда и в весьма значительных: это рычаги и политического, и экономического, и морального влияния и многое другое.

Те, кто во власти, должны руководствоваться примерами великих угодников Божиих, которые стали национальными героями, мужественными защитниками Отечества, — таких, как князья Александр Невский и Даниил Московский. И пусть их память актуализируется в сознании современников, то есть будет не какой-то былинной историей, а реальным примером, которым можно руководствоваться, в том числе при осуществлении властных полномочий. А мы с вами, православные люди, празднуя память святого благоверного князя Даниила и вместе с ним князя Александра Невского, взываем к ним, особенно сейчас, в трудный период нашей истории, чтобы они молитвами своими защитили Отечество наше, умудрили тех, кто во власти в России, дали силу воинам нашим, а всем нам — силу и способность не просто сохранять веру православную, но и жить по этой вере. И тогда Россия будет непобедима.

Эти молитвы мы сегодня возносим к святому благоверному князю Даниилу, прося его ходатайства пред лицом Божием о земле Русской, о граде Москве и о сей святой обители. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6011285.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь в Неделю 3-ю Великого поста после Литургии в Смоленском храме в Фили-Давыдкове г. Москвы

19 марта 2023 г. 15:38

19 марта 2023 года, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в храме Смоленской иконы Божией Матери в Фили-Давыдкове г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня мы слышали слова Священного Писания (Мк. 8:34-9:1), в которых содержится, наверное, самый радикальный призыв, который Бог обращает к людям: Кто хочет последовать за Мной, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мной. Или, если все это перевести на современный язык: тот, кто хочет идти за Мной, от всего откажись — от всего! — и последуй за Мной.

Именно так звучал этот призыв во времена, когда Господь обращался к апостолам и ко всем слушающим, и понятно, что одни недоумевали, а другие просто отмахивались от Его слов. Как же это — отвергнуться себя? Ведь хотим мы это признать или не хотим, но для каждого его собственное «я» находится в центре жизни. Ведь мы и работаем для того, чтобы обеспечить себя и своих ближних. И отчего мы страдаем? Оттого что наше «я», наша личность что-то не получила, оттого что мы заболели. Другими словами, хотим мы это признать или не хотим, наше собственное «я» — в центре жизни. Часто это прикрывается красивыми словами, но, если проанализировать, то на деле окажется не слишком радостная правда.

А значит, какая же сила должна быть в словах Божиих! Действительно, слово Божие подобно мечу, который разделяет человеческое сознание, человеческую душу, человеческую историю; и насколько такое слово не соответствует человеческой мудрости, даже величайшей! Одно это свидетельствует о Божественном происхождении слов, которые мы сегодня слышали: Отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мной.

Как же все это должно быть реализовано в нашей жизни? Понятно, что вряд ли на 100% — разве что, может быть, в жизни святых подвижников, угодников Божиих, да и они порой не в полной мере следовали этим словам. Ну, а мы с вами? Выйдем за пределы храма — а там мир, там суета, там всякие обязательства и многое другое, что никак не соответствует призыву отвергнуться себя, то есть забыть о себе. Но ведь требуется большее: возьми крест свой! А крест — это страдания; то есть возьми на себя свои страдания и иди за Мной. И это не пустые слова, мои дорогие. Они произнесены не для того, чтобы люди умилились или ужаснулись, — это прямое указание Господа всем нам.

Что же тогда значит «отвергнуться»? Конечно, нужно продолжать питаться, дышать воздухом, одеваться, ведь если отвергнуться вообще всего, человек просто умрет. Но Господь не призывает нас к смерти. «Отвергнись себя» — значит попытаться хотя бы на какое-то время не себя ставить в центр жизни. Не только о себе самом думать, не только самому себе служить, еще и создавая трудности для других людей. А что греха таить, иногда и беды им приносим, когда уж слишком себе угождаем, забывая о других. Так вот, Господь призывает нас по крайней мере осознать важность того, что означает «отвергнуться себя». Ведь это действительно Божественный призыв, а Бог не говорит ничего немудрого и ничего неисполнимого — Он учит нас высшей правде и смыслу человеческой жизни.

А теперь давайте представим себе, что бы произошло, если бы не было таких, кто следует призыву Господа. А ведь таких очень много! Более того, есть те, кто даже не научен Евангелием и не знает этих слов, но и они отвергаются себя. А разве героизм, будь то трудовой героизм или, тем более, героизм на поле брани — это не отвержение себя, да еще какое, когда человек поднимается и идет в атаку навстречу смерти! Это абсолютное отвержение себя. И когда наступает некое пограничное состояние «могу — не могу», «способен — неспособен, уж слишком страшно», мы, христиане, должны вспоминать эти слова: Отвергнись себя и возьми крест свой. Ведь Господь не призывает нас к смерти. Он ведет нас к жизни, более того, к полноте жизни, то есть к счастью. Так, может быть, в этом отвержении себя и есть ключ к человеческому счастью?

Давайте теперь эти общие рассуждения перенесем в конкретную ситуацию семейных отношений. Может ли быть счастье в семье, если каждый живет только для себя? А если жена отвергается себя? Забывает обо всем, что хотела сделать, чего-то достичь, и полностью посвящает себя семье, детям, мужу — разве это не отвержение себя? Это ведь тоже подъятие на себя креста. А если муж, несмотря на удачную карьеру и прочие положительные обстоятельства жизни, в какой-то момент отвергается себя и совершает подвиг? Например, едет туда, куда не стоило ехать с точки зрения карьеры, или делает что-то такое, что угрожает его собственной жизни, как в случае добровольцев, которые сегодня едут на Донбасс? Разве это не отвержение себя?

Значит, заповедь Божия не является требованием чего-то избыточного, чего-то невозможного. Эту заповедь Господь соотносит с нашими возможностями, и в этой заповеди — ключ к нашему благополучию и счастью. И если каждый на своем месте подвинет себя из центра жизни и будет помогать другому, если каждый из нас станет заботиться не только о себе, но и о своих родных, близких, а может быть, даже о дальних, которые очень нуждаются в этой помощи, то каким же будет мир? Он будет совсем другим, где будут действительно радость, счастье, мир, справедливость.

А почему так? Потому что исполнение заповедей Божиих никогда не приводит человека к несчастью, а человеческие общества — к разрушению. К этому приводит нарушение Божиих заповедей и Божиего закона, и история нашей многострадальной страны служит ярчайшим тому примером. Поэтому слова, которые мы слышим из Евангелия, слова, которым мы научаемся через богослужебные тексты, должны привлекать наше внимание. Мы должны размышлять о сказанном, стараться применить Божественные нормы к самим себе и спрашивать самих себя: а насколько я имею к ним отношение, или я совсем ни при чем? А если я ни при чем, почему я в церковь хожу и даже пост соблюдаю? Ведь если я и в храм хожу, и пост соблюдаю, значит, вера есть в сердце, значит, Евангелие для меня — истина и идеал. А потому надо не только внешнее благочестие соблюдать, хотя и оно необходимо, но и совершать все, что требует Господь, чтобы Его правда, Его благодать, Его сила вошли в нашу жизнь.

И да поможет нам Господь именно так, а не иначе относиться к своей вере, к нашему христианскому призванию, к тем словам, которые Господь через Свое Евангелие передал для нашего научения. Тогда действительно и сердцем, и умом, и всей жизнью мы почувствуем доброту великих Божиих слов, в том числе тех, которые сегодня слышали за Божественной литургией.

Всех вас, мои дорогие, сердечно поздравляю. Очень рад быть сегодня в этом вновь построенном храме, таком благолепном, красивом, и, конечно, видеть главное украшение храма — всех вас, верующих людей, православных христиан, собравшихся сегодня, чтобы вместе со мной помолиться и вознести Господу благодарение, в том числе за созидание этого Божиего храма.

В честь сегодняшнего посещения хотел бы передать для храма икону Пресвятой Богородицы «Умиление». Взирая на этот образ, молитесь не только о самих себе, но и вспоминайте вашего Патриарха, который в ваших молитвах очень нуждается. И я хотел бы, чтобы после этого богослужения духовенство раздало каждому иконочку с благословением Патриарха, которое преподано в честь великого освящения храма в честь Смоленской иконы Божией Матери в Фили-Давыдково. Храни вас Господь!

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6011843.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю 5-ю Великого поста после Литургии в храме Преображения Господня в Коммунарке г. Москвы

2 апреля 2023 г. 16:36

2 апреля 2023 года, в Неделю 5-ю Великого поста, преподобной Марии Египетской, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в храме Преображения Господня в Коммунарке г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня нашему вниманию было предложено Евангелие, в котором Господь говорит о власти и богатстве (Мк. 10:32-45). Богатство — это то, к чему человек устремляется, это то, с чем нередко связываются помыслы и даже само целеполагание жизни. Но Господь не отвергает богатство, как Он не отвергает и власть, а власть обычно является синонимом богатства, ведь богатство нередко ведет к обретению властных полномочий над другими людьми.

Так что же Господь сказал ученикам, спорившим, кто из них больший? Каждый хотел быть поближе к Спасителю, каждый хотел быть большим, но Господь отвергает их помыслы. Он не сказал, кто из них больший или кто меньший, — Господь говорит совсем о другом. Ведь и все учение Спасителя, которое должны были бы знать Его ученики, никак не связано с тем, чтобы помочь человеку обрести богатство или власть. Ни власть, ни богатство не являются ценными в очах Божиих — в том смысле, в каком они имеют цену для стремящихся к богатству и власти. Действительно, и богатство, и власть возвышают человека, делают его способным управлять другими, но эти возможности он нередко использует лишь ради своего личного блага.

Сегодняшнее евангельское чтение должно помочь понять людям, которые хотят быть во власти и не прочь обладать богатством, что всё это Богом не отрицается и не порицается. Господь не говорит: если станешь богатым, то непременно погибнешь, или: если окажешься во власти, нечего тебе делать среди Моих учеников. Ничего подобного! Спасение открыто и для тех, у кого есть власть и богатство, и, конечно, для тех, у кого нет ни того, ни другого, причем последним спастись легче, потому что меньше соблазнов и больше смирения.

Эта мудрость, величайшая божественная мудрость, должна совершенно особым образом восприниматься сегодня нашим народом, нашим обществом, нашим государством. Потому что, по милости Божией, мы вышли из полосы нужды, рисков, притеснений. Некие риски сохраняются, но не столь критические и разрушительные для человеческого сознания, как бывает тогда, когда у страны нет ни сил, ни возможностей.

Сегодня Россия стала действительно сильным государством, способным ответить на вызовы и риски, обращенные в ее адрес. Также и народ становится более сильным, а многие люди — более состоятельными. Но в богатстве содержится некий соблазн, потому что богатство кружит голову, приводит к завышенной самооценке, так что человеку начинает казаться, что он, имея многое, может над многими проявлять свою власть, что он не такой, как иные. Эти психологические, нравственные последствия богатства губительны для человеческой души, и об этом свидетельствует сегодняшнее Евангелие.

А если богатство направляется на благо людей? Конечно, богатый человек не будет жить в бедности, не будет жить хуже других, но он должен понимать, что богатство ему дал Бог, что это не его собственность, но дар Божий, которым он должен распорядиться. Если же богатый распорядится исключительно в свою пользу, то будет осужден, и никакое богатство там, за гробом, не поможет, когда поведут его не в то место, в которое он хотел бы пойти.

Так вот, богатство дается для того, чтобы в первую очередь делать добрые дела. Мы знаем примеры из нашей отечественной истории, когда очень богатые русские купцы делали так много добра, что иногда и о себе забывали, и на их добре созидалась экономическая мощь России. Вот если сегодня, в том числе благодаря нынешнему евангельскому чтению, люди состоятельные поймут, что богатство — это великая ответственность, то, может быть, через это богатство действительно обретут спасение. А через богатство многих может прирасти общее благополучие народа, а вместе с благополучием народа — его безопасность, его независимость, его свобода.

Поэтому сегодня особое слово к тем, кто может послужить людям, в том числе своим имением, своими средствами, кто может более, чем другие, помочь государству в наше непростое время. Но главное — каждый, кто имеет достаточно средств, у кого их больше, чем необходимо для самой благополучной жизни, должен помнить о великой ответственности, которую им дал Бог через богатство. И дай Бог, чтобы никакое богатство не стало соблазном, разрушительным для человека и гибельным для его души.

Эти мысли должны помочь многим людям, которые, живя в условиях благополучия, стремятся стать еще более состоятельными, еще более богатыми. Каждый должен сказать самому себе: с приращением богатства прирастает моя ответственность, а если мое богатство будет многократно превышать мою ответственность, то богатство будет мне в погибель, а тогда уж лучше бы не было никакого богатства. Ведь погибель может быть не только там, за гробом, но и здесь, при жизни! Как часто мы слышим о том, что люди разоряются, как богатый все теряет и становится бедным. Либо по глупости, либо по ошибке, либо по действию злоумышленников, либо попадая в тяжелые жизненные обстоятельства — разные есть причины потери богатства, и потому каждый состоятельный человек должен помнить, что оправдается перед Богом только тогда, когда от его имения и от его возможностей будет оказываться помощь другим людям.

А ведь сегодня много таких людей. Тяжело говорить о том, что в таком богатом городе, как Москва, есть бездомные, есть голодающие. В то время, когда мы все жили гораздо беднее, не было голодающих, не было бездомных, — а сейчас, когда мы становимся богаче, появляются и те, и другие. И дай Бог нам всем не терять чувство ответственности, особенно когда мы обретаем материальные ценности, ведь с приростом личного богатства возрастает и личная ответственность пред Богом, пред Церковью, перед народом.

Я бы очень хотел, чтобы сегодняшние мои слова были не только услышаны — а их услышат многие через средства массовой информации, — но чтобы они были приняты и разумом, и сердцем. Чтобы услышавшие осознали самое главное: через богатство можно не только погибнуть, но и спастись, — если богатство служит не только во благо тому, кто им владеет, но и помогает многим и многим другим людям.

Вот и Церковь наша сегодня призвана осуществлять социальную работу. Что мы подразумеваем под этой социальной работой? Да в первую очередь помощь тем, кто в нашей помощи нуждается. И сегодня у нас существуют соответствующие структуры — на общецерковном уровне, на уровне Патриархии, на епархиальном; но и каждый приход должен заниматься делами благотворительности, особенно такой состоятельный, как тот, в котором мы сейчас находимся. Необходимо оказывать помощь нуждающимся, в первую очередь, нуждающимся прихожанам, и не только прихожанам, но и всем тем, кто мог бы через нашу милостыню освободиться от гнета бедности и неустройства.

Да поможет нам всем Господь именно так, а не только на словах и не только через посещение храма, осуществлять свое христианское призвание. И верим, что именно такая милостыня и такая добродетель помогут нам обрести Божественную милость, в том числе в день Страшного Божиего суда. Пусть Господь пребывает Своею благодатью, Своей милостью, Своей любовью со всеми нами. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6016170.html