Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?
rss

Автор Тема: Слова Патриарха Кирилла  (Прочитано 528275 раз)

0 Пользователей и 8 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Слово Святейшего Патриарха Кирилла после богослужения в монастыре в честь иконы Божией Матери «Умиление» в Сургуте

27 мая 2023 г. 21:16

27 мая 2023 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил утреню всенощного бдения в женском монастыре в честь иконы Божией Матери «Умиление» в Сургуте. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Владыка митрополит Павел! Матушка игумения! Дорогие отцы, братья и сестры!

Очень радуюсь тому, что Господь привел меня сюда, на Ханты-Мансийскую землю, в этот вновь построенный храм. Радуюсь, что за время, пока я не посещал эти пределы, многое произошло в духовной и церковной жизни: появились Божии храмы, учреждена обитель, укрепляется вера православная — и это в местах, на которые в прошлом не обращали особого внимания. Потому что они воспринималась как некая окраина, богатая ресурсами, куда приезжают зарабатывать деньги. Важная с экономической точки зрения, но расположенная где-то очень далеко.

Но сейчас, благодаря труду народа, который здесь живет, благодаря огромным достижениям в экономике и социальной жизни, и, я бы еще присовокупил, в связи с очень большими положительными изменениями в жизни церковной, когда появились и храмы, и монастыри, сие место уже никто не посмеет назвать окраиной. Потому что здесь, как и в столице, есть все необходимое для жизни, и я как Патриарх хотел бы сказать, есть все необходимое и для духовной жизни. И храмы появились, и святая обитель, и как же изменился состав верующих даже за то время, пока я не посещал вас! Вижу много людей и молодого, и среднего, и пожилого возраста, то есть весь народ, который объединяется в молитве под сенью этого святого храма.

Все это свидетельствует о больших трудах, которые владыка митрополит совершает здесь вместе с духовенством, с благочестивым монашеством. Но все это также является результатом ваших общих молитв. Когда мы все вместе возносим свои молитвы ко Господу, словно невидимый огненный духовный столп возносится к небу. Молитва одного человека — как свечечка маленькая; а когда молятся все вместе — это действительно пламенеющий верой огонь, который восходит к небесам и привлекает к тем, кто хранит веру и обращается к Богу с молитвой, великую Божественную благодать.

Мы знаем, как во многих местах мира развивается экономика, техника, и внешняя сторона жизни представляется очень привлекательной. Но если вглядеться в жизнь даже очень богатых людей? Как много там пустого, кризисного, как много того, что угрожает самой жизни человеческой через разрушение нравственного начала? Вот пример того, как научно-технические достижения или стремление к комфорту не обеспечивают самое главное — самосохранение личности. Никакие автомобили, никакие средства связи, никакие деньги в банке не могут оградить человека от саморазрушения — наоборот, чем больше возможностей, тем зачастую больше грехов он совершает.

И в каком-то совершенно особенном положении оказалась наша страна. Может быть, потому так восстали на нее сегодня многие силы, поскольку мы стали очень отличаться от тех, кто на нас восстает. Может быть, мы не так богато живем, хотя здесь люди получают по труду своему и живут хорошо. Но, несомненно, Господь дарует нам в ответ на нашу веру великую благодать. Мы сохраняем в сердце самое важное и непременное для полноты человеческой жизни — веру в Господа и молитву, которые соединяют нас с небесами.

Вот если так будет и дальше, если материальное, научно-техническое развитие нашей страны, которое сегодня набирает обороты, если улучшение жизни людей, материальный достаток будут не мешать, а, наоборот, содействовать развитию духовной жизни, высвобождая больше времени для молитвы, для паломнических поездок, для посещения храмов, — вот тогда мы действительно сможем взять многие высоты. Церковь не отвергает ни материальный, ни научно-технический прогресс. Церковь не осуждает, когда люди хорошо зарабатывают и хорошо материально живут. Церковь осуждает грех, который может совершать и богатый, и бедный. Церковь молится за тех, кто теряет веру или кто веру не нашел. Вот это и есть точки, в которых могут зарождаться очень опасные процессы для личной, семейной, общественной и даже государственной жизни. И если мы хотим, чтобы страна была сильной, чтобы и народ наш был действительно духовно сильным и сплоченным, нужно помнить, что забота о душе, посещение Божиего храма — это не 21-й пункт в повестке дня, а самый первый, самый главный, наравне с сохранением жизни.

Вот если каждый поймет, что в воскресенье надо пойти в храм и помолиться! И если не только муж, не только жена, но и дети говорят: «Пойдем в храм Божий», — то благословение Божие нисходит на такую семью, укрепляется духовная жизнь, сильнее становится любовь между супругами и ответственность супругов друг за друга и за детей. Поэтому, когда мы говорим о вере Христовой, когда мы говорим о необходимости молиться, приходить в храмы Божии, мы не говорим о чем-то отвлеченном. Мы говорим о самом конкретном — об условии формирования полноты человеческой жизни или, выражаясь простым языком, подлинного счастья, иногда не зависящего от материального достатка.

Дай Бог всем нам укрепиться в вере! Дай Бог, чтобы народ наш возрастал в благочестии, чтобы страна наша укреплялась и обретала все больше и больше сил для полной независимости от кого бы то ни было. И, может быть, тогда мы особенно ясно почувствуем — на контрасте, на сравнении с другими, — что означает быть по-настоящему православной страной, что означает быть православным христианином.

Поэтому, радуясь нашей сегодняшней встрече, этому богослужению, всех вас призываю, мои дорогие, хранить веру православную в душах своих. А если кто-то еще колеблется, оставьте колебания в стороне! Приходите в Божий храм, молитесь, чтобы Господь веру укрепил. В ответ на нашу молитву и на нашу веру Господь и дает Свою благодать. А что такое благодать? Это Божественная энергия. Почти все, кто здесь работает, связаны с энергией. Вы добываете полезные ископаемые, которые преобразуются в энергию. Вы знаете, что без энергии ничего не может быть в материальной жизни. Вот так и без духовной энергии, которую мы черпаем из молитвы, из посещения храма, из приобщения Святых Христовых Таин, тоже ничего получится не может. Поэтому, сочетая духовное и материальное, свою работу и свой досуг с посещением храма Божиего, с воспитанием детей в христианском духе, мы будем возрастать духовно. А если это возрастание духовное будет соответствовать и возрастанию материальной мощи Отечества нашего, то у России прекрасное будущее. И да хранит нас всех Господь, да укрепляет Он нас всех в вере, благочестии и молитве, а через это — и в любви друг к другу, и в заботе друг о друге.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6031376.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь в Неделю 7-ю по Пасхе после Литургии в Свято-Троицком соборе г. Сургута

28 мая 2023 г. 15:20

28 мая 2023 года, в Неделю 7-ю по Пасхе, святых отцов I Вселенского Собора, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Свято-Троицком соборе г. Сургута. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В Евангелии от Иоанна мы находим такие слова: да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа (Ин. 17:3). Как все просто! И мы, христиане, наследники двухтысячелетней традиции апостольского служения, апостольской проповеди, воспринимаем эти слова как очевидную вещь, как сердцевину нашей веры: да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа. Но какими же новаторскими, какими удивительно новыми и даже малопонятными были эти слова для тех, кому они были тогда обращены!

В Ветхом Завете Бог присутствовал в некоторых видениях, например, в горящей купине; Он присутствовал в сердцах людей. Но Бога, по слову Библии, не видел никто и никогда (Ин. 1:18). И то, что произошло в Новом Завете, полностью меняет всю систему религиозных убеждений, саму природу веры. Бог явился нам во Христе, Господе и Спасителе. Читая Евангелие, мы представляем себе Его образ, мы знаем Его дела, мы знаем Его мысли. Нам легко верить в Господа и Спасителя. Но как трудно было верить тем, кто до Христа верил в Бога, Которого никто никогда не видел! Явление Бога во Иисусе Христе — это великая милость для рода человеческого. И мы принадлежим именно к семье христианских народов, мы принадлежим к Церкви Христовой, в центре которой — исповедание того, что Господь Иисус Христос есть Сын Божий и Сын Человеческий. И мы через Него поклоняемся Богу, Который для нас уже не является неведомым, но ведомым во Христе Иисусе, Господе нашем.

Вера в Господа призвана менять человеческую жизнь к лучшему. Если человек крестился, если он себя связывает с Православной Церковью, он не может не наблюдать за своим внутренним духовным состоянием. Если же такой человек занимается чем угодно — политикой, бизнесом, общественной работой и даже семьей, — но почти никогда не вспоминает о Боге, то и Бог не будет его помнить. Ведь отношения человека и Бога — это движение двустороннее. Господь дает нам Свою милость, Свою благодать, Свою помощь в ответ на нашу веру, а вера должна выражаться в молитве и споспешествоваться добрыми делами. Потому что если есть вера, а добрых дел нет, то мы, по слову Божию, медь звенящая и кимвал бряцающий (1 Кор. 13:1), то есть пустота, и наша вера ни во что не реализуется.

Эти истины помогают каждому человеку правильно выстроить свои отношения с Богом, верить в Него, признавать Его бытие, исполнять Его предначертания, Его заповеди, Его закон и одновременно через участие в жизни Церкви, через причастие Святых Христовых Таин входить в мистическое, таинственное, непонятное для человеческого разума, но реальное соприкосновение с Богом.

И мы знаем, как это соприкосновение нередко меняет человеческую жизнь. Существует множество повествований о том, как люди меняли свою жизнь — от самой никчемной к вершинам святости — через прикосновение к Господу. Вспомнить хотя бы Марию Египетскую, блудницу александрийскую, падшую женщину, которая была презираема за свой образ жизни, но через глубинное покаяние разорвала узы порока и стала не просто верующей, но великой Божией угодницей. Осознав глубину своего падения, она удалилась в палестинскую пустыню, перешла через реку Иордан и жила там без запасов воды, питаясь тем, что давала пустыня. А ведь этот пример, о котором нам напоминают богослужения Великого поста, имеет большое значение для исправления нашей жизни. Если даже такая женщина, как Мария Египетская, могла из бездны падения обратиться ко Христу, значит, этот путь открыт для каждого, даже для самого большого грешника, даже для того, кто махнул на себя рукой: «Да что с меня взять? Не знаю даже, верю в Бога или не верю. А сколько всего дурного, ненужного сделал, сколько слов плохих сказал — не счесть!»

Все, чему учит Церковь, — это и есть помощь человеку в движении вверх во всех смыслах слова. В духовном — навстречу Богу; в интеллектуальном — познавая все больше и больше и укрепляя свой разум. И даже когда человек умножает свои материальные средства, но обращает их не только на себя, а в первую очередь творит добрые дела, то и этот материальный успех благословляется Богом. Но горе тому, кто созидает богатство только ради себя и своей семьи! Кому дано больше, с того больше и спросится, и потому имеющий то, чего не имеют другие, Богом призывается совершать добрые дела. И я неслучайно говорю об этом именно здесь. Здесь много людей состоятельных, которые играют очень большую роль в развитии экономики нашей страны. Доброго здоровья и успеха в их трудах! Но, находясь на вершине материального благополучия, всегда нужно помнить о тех, кто нуждается в помощи. И знаю, как много доброго состоятельные люди этой земли делают для тех, кому нужна их поддержка.

Обрести направление в жизни — это очень сложное дело. Нужна помощь родителей и учителей, либо человек достигает интеллектуальных высот посредством образования, но даже там, на этих высотах, легко заблудиться. А подлинный путь жизни, который несет спасение человеку и благо окружающим, лежит через веру, через стремление жить по Божиему закону, по Божиим заповедям. Вот тогда и материальные блага содействуют человеческому спасению, обретению Царства Небесного. А если ничего подобного не делается, то богатство обращается в осуждение.

Дай Бог, чтобы было именно так, как Господь велит. Чтобы богатство не только одного или другого человека, а богатства всей нашей страны обращались на то, чтобы страна сохраняла свой суверенитет, свою свободу, чтобы имела силу отразить вражеские нападения, чтобы развивались образование и культура, чтобы укреплялась духовная жизнь и чтобы каждый человек, сознавая себя сыном или дочерью Церкви и чадом Отечества нашего, мог служить и Богу, и народу, и стране нашей, и, конечно, своим близким и родным.

Да поможет нам Господь именно так прожить жизнь. Не сокрушаться о своих жизненных неудачах, махнув на все рукой, или, напротив, упиваться своим материальным благополучием, став духовно слепым, — и то, и другое опасно. Но путь, который Господь указывает через Свое Евангелие, таков, что человек обретает способность быть с Богом, а значит, обрести самое главное — спасение во Христе Иисусе, Господе нашем.

Дай Бог, чтобы народ наш шел по этому пути, а ведь большинство и идет по этому пути, хотя, конечно, далеко не все. Но этот путь становится непонятным для тех, кто взирает на нас через западные границы, потому что там нет такого целеполагания. А потому напряжение, которое сегодня возникло между Россией и Западом, — это не просто политическое недоразумение. Сталкиваются разные системы ценностей, разные системы целеполагания. У нас разное отношение к вере в Бога. Мы верим, что мы на правильной стороне, на светлой стороне истории, и дай Бог, чтобы эта сторона освещалась светом Божественной истины. Да поможет нам Господь сохранять любовь к Отечеству, к Церкви и друг к другу, разделять друг с другом свои ресурсы, будь то большие или малые, помогая друг другу и поддерживая друг друга. И да поможет нам Господь с особой заботой, вниманием и любовью относиться к подрастающему поколению. Да помогает всем нам Господь бережно относиться к заветам тех, кто передал нам свою веру, и осуществлять эти заветы во славу Божию, во славу Церкви и Отечества и в наше спасение. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6031554.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти святителя Алексия Московского в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове г. Москвы

2 июня 2023 г. 13:31

2 июня 2023 года, в день отдания праздника Вознесения Господня, в праздник обретения мощей святителя Алексия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня мы молитвенно вспоминаем святителя Алексия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси. Святитель Алексий объединял все земли Русские под своим омофором, но, не имея возможности пребывать в Киеве, матери городов русских, пребывал вслед за святителем Петром в городе Москве, куда и переместилась Первопрестольная кафедра всея Руси. Однако святитель Алексий всю свою жизнь стремился к тому, чтобы объединить Русь, сохранить единство Церкви. Знаем, как это было трудно в его время, но он своей главной целью на земле действительно считал объединение Руси и сохранение единства Русской Церкви.

Многое удавалось святителю Алексию, потому что он имел огромный духовный авторитет. Святитель Алексий и преподобный Сергий, жившие в одно и то же время, стали светочами всея Руси, примерами богоугодной жизни, учителями благочестия и веры. Правда, святителю Алексию не удалось достичь той цели, которую он перед собой ставил, — восстановления единства Святой Руси. Но мы знаем, что некоторое время спустя Русь была объединена политическими средствами, и пока она была сильна, пока она была независима от влияний со стороны враждебных стран и сил, которые не могли смириться с величием и силой России, оставалась единой наша Церковь.

Сегодня, оставаясь духовно едиными, мы тем не менее разделены, и Киев, мать городов русских, является столицей государства, которое, к сожалению, — именно государство, а не народ! — не может быть названо дружественным по отношению к России. И проистекает это не потому, что народ так решил, а потому что силы, которые всегда работали на разрушение Руси, с самых древних времен и до сего дня, одержали победу — надеемся, временную — и создали условия, в которых Русь сегодня оказалась разделенной.

А что сохраняет единство? Церковь наша Русская! Мы знаем, как трудно сегодня быть членами Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, какие репрессии обрушиваются на людей, если они осмеливаются сохранять свой духовный выбор и оставаться верными выбору своих предков. Чтобы разделить духовно наш народ, была искусственно создана раскольническая группировка, лишенная всякой благодати. Но эти ряженые люди не могут быть духовными руководителями, потому что нет на них благодати, и народ ведь это чувствует и, несмотря на репрессии, давление, сохраняет единство с Церковью всея Руси.

Поэтому все мы должны особенно молиться о наших братьях и сестрах, которые остаются верными завету святителя Петра и святителя Алексия, тысячелетней традиции духовной жизни нашего народа, объединенного Русской Православной Церковью. Сегодня молитва наша о страждущих братьях, о тех, кто несет поношения и скорби только за то, что продолжает дело святителя Петра и Алексия, митрополитов Киевских, Московских и всея Руси.

Мощи святителя Алексия почивают здесь, в граде Москве. Знаем, что в особое время они были принесены в этот кафедральный собор — в то время, когда Россия, прошедшая через горнило страшной войны, имела все предпосылки к тому, чтобы по-настоящему возродить веру и вновь вернуться на духовный путь, указанный великими святыми угодниками всея Руси. Что-то удалось, и свидетельством тому — мощи святителя Алексия в этом кафедральном соборе, а затем и возрождение Русской Православной Церкви, в том числе на территории современной России. Но наряду с историческими переменами в жизни нашей Церкви остаются раны тех разделений, которые начались под влиянием внешних сил в древности и продолжаются доныне. В первую очередь я имею в виду те раны, которые наносятся Украинской Православной Церкви Московского Патриархата только за то, что она продолжает служение святителей Петра и Алексия, митрополитов Киевских, Московских и всея Руси.

Но будем верить и надеяться, что лихолетье пройдет, ведь все происходящее носит очень искусственный, привнесенный извне характер и неорганично по отношению к нашей истории, к духовной традиции нашего народа, к благочестию верующих людей, живущих как в России, так и на Украине, в Беларуси и во всех других странах, которые продолжают духовную традицию всея Руси. Наша молитва — еще и еще раз хочу сказать — о прекращении междоусобной брани, о воссоединении Церкви нашей, о прекращении всяких разделений. Об этом молились и ради этого трудились и святитель Петр, и святитель Алексий, и верим, что по молитвам святых угодников, жизнь свою посвятивших сохранению единства Руси и единства Церкви Русской, во благовремении вернется и одно, и будет еще сильнее утверждено другое. Их молитвами да хранит Господь землю Русскую и Церковь нашу. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6033048.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в канун праздника Святой Троицы в Троице-Сергиевой лавре

3 июня 2023 г. 20:07

3 июня 2023 года, в канун праздника Святой Троицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил всенощное бдение в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Дорогие владыки, отцы, братья и сестры!

Всех вас сердечно поздравляю с преддверием праздника Святой Троицы и радуюсь возможности совершить в этом особом для нашей Церкви месте Божественную службу.

Хотел бы сказать перед лицом всех вас, а через вас — и перед лицом всей Церкви — о том важном событии, которое произошло. Информация о нем уже разошлась, но долг имею лично сказать об этом. По моей просьбе, обращенной к Президенту нашей страны Владимиру Владимировичу Путину, он принял историческое решение о возвращении чудотворного образа Святой Троицы, написанного преподобным Андреем Рублевым, Русской Православной Церкви для размещения его здесь, в Троицком соборе, на историческом месте — там, где сейчас находится копия этого образа.

Это великое событие. Образ Троицы, написанный преподобным Андреем Рублевым, — это как бы главная икона Русской Церкви. Во-первых, потому, что она дивным образом передает тайну Божественного бытия, тайну единосущия трех Лиц Святой Троицы. И одновременно также потому, что с этой иконой связаны особые события в жизни нашего народа. Вот почему возвращение иконы — это действительно событие исторического значения.

Завтра я не смогу быть в этом храме и вообще в Лавре именно потому, что в Храме Христа Спасителя мы будем молиться перед возвращенным образом Святой Троицы. Затем в течение года чудотворный образ будет находиться в Храме Христа Спасителя, с тем чтобы и москвичи, и гости столицы могли поклониться этой великой святыне. И наконец, Богу содействующу, этот образ вернется сюда, в сей святой храм, на свое историческое место.

Такие события не совершаются без прямого участия Божественного Промысла. Именно сейчас, а не раньше и не позже, было принято это решение. Именно сейчас, когда Отечество наше, как вы знаете, противостоит огромным враждебным силам, этот образ возвращается в Церковь, для того чтобы, молясь перед ним, мы возносили Господу хвалу и одновременно просили Его о вспомоществовании Отечеству нашему. Молились также о православном президенте нашем Владимире Владимировиче Путине, решением которого и возвращается этот образ, молились за власти и за воинство наше.

Еще раз хочу сказать: такое судьбоносное событие, как возвращение чудотворного образа Святой Троицы, писанного преподобным Андреем Рублевым, имеет особую историческую важность, и совершаются такие события неслучайно именно в то время, в которое они совершаются. Воспримем это как знак Божией милости к народу нашему, к стране нашей и будем возносить горячие молитвы и об Отечестве нашем, и о Церкви нашей, чтобы силой Божественного промышления Господь хранил и народ, и страну нашу от нашествия иноплеменников, от междоусобной брани и от всякой пагубы. И верим, что по молитвам Церкви, по молитвам нашего многомиллионного православного народа Господь приклонит милость и к Отечеству, и ко всем нам.

Всех вас поздравляю с этим историческим событием, свидетелями и участниками которого мы с вами являемся. И да поможет нам Господь сохранить это событие в памяти нашей с великим благодарением Господу за его милости к народу нашему и к стране нашей. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6033481.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Святой Троицы после богослужения в Храме Христа Спасителя

4 июня 2023 г. 14:34

4 июня 2023 года, в праздник Святой Троицы (Пятидесятницы), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию и великую вечерню праздника Пятидесятницы с чтением коленопреклонных молитв в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

«Воззрением на Святую Троицу преодолевать разделения мира сего» — вот чему мы научены от святого преподобного отца нашего Сергия. Преподобный Сергий знал, чему учить, и знал, о чем Господа просить, потому что жил он в эпоху разделений. Руси единая была разделена на удельные княжества, которые чаще всего враждовали друг с другом, борясь за первенство, за богатство или, как мы бы теперь сказали, за ресурсы; и не было никакой силы, которая могла бы их соединить, преодолев человеческие страсти, зависть, вражду. И преподобный Сергий, сознавая весь трагизм ситуации, в которой оказалась Русь, сознавая, что именно поэтому она и впала в рабство иноземцам, призывал воззрением на Святую Троицу преодолевать разделения.

Преподобный был молитвенником, ходатаем за землю Русскую, но он был, конечно, также учителем и князей, и сильных мира сего, и иноков; и он оставил ярчайший след в истории Церкви нашей и в истории государства Российского. То, что его имя как-то ушло из сферы особого внимания, которое оно должно привлекать при изучении русской истории, — это результат воздействия атеистической идеологии на мир науки и образования. Но и сегодня наша молодежь в недостаточной степени узнает о совершенно особом вкладе преподобного Сергия в спасение нашей страны. Потому что, не будь преподобного Сергия, не объединились бы князья. Не будь преподобного Сергия, не вышли бы мы непобежденными из Куликовской битвы. Преподобный был вдохновителем и молитвенником за землю Русскую и особенно остро осознавал губительность разделений.

И знаем, что Россия разрушилась именно тогда, когда разделения на классы и различия в убеждениях привели к тому, что одна группа людей стала ненавидеть другую. Общая ответственность за судьбу Отечества была забыта, произошли страшные перевороты, а за ними — гражданская война. Все это потому, что из памяти ушли заветы Преподобного, а ушли потому, что ослабла вера людей. И все наши гражданские потрясения — оттуда, от этой первородной болезни, от ослабления веры, а вместе с тем — от потери ответственности за брата своего и за сестру свою, от потери способности любить другого человека.

Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя (Ин. 15:13), учит нас Слово Божие. Душу за други можно положить только тогда, когда есть любовь в сердце. Поэтому так важен для нас пример преподобного Сергия Радонежского, который именно воззрением на Святую Троицу возненавидел распри человеческие, понимая, что они противны воле Божией.

Сегодня, по милости, Господа нет таких распрей в нашем Отечестве, но сколько же распрей в человеческом обществе! Как много конфликтов в семейной жизни, в коллективах, в обществе нашем, когда одна политическая группа не просто соперничает с другой, но, стремясь к власти, пытается ослабить все остальные! Всё это дань времени, дань некоей политической моде, которая пришла к нам извне. Но мы, русские люди, православные, а вместе с нами и неправославные, которые считают себя верными сынами Отечества, должны помнить, что всякая междоусобная брань, всякий междоусобный конфликт ослабляет и личность, и общество и, что самое опасное, страну.

Сегодня мы должны вспомнить о заветах преподобного Сергия и устроять единство, без которого действительно не может быть благополучного будущего нашего Отечества. Его молитвами да хранит Господь веру православную в народе нашем, да хранит он в единстве народ наш, а Отечество наше — единым и неразделенным. Его молитвами и мы все да пребываем в верности Господу и Спасителю, Чьим учеником был святой преподобный Сергий, передавший великое наследие, которое он получил от Самого Господа и Пресвятой Богородицы через подвиг своей жизни, и всем нам, верным его чадам! Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6033671.html