Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?
rss

Автор Тема: Слова Патриарха Кирилла  (Прочитано 834835 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3157
  • Репутация: +594/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь в праздник Казанской иконы Божией Матери после Литургии в Казанском соборе на Красной площади г. Москвы

21 июля 2023 г. 15:56

21 июля 2023 года, в праздник явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в соборе Казанской иконы Божией Матери на Красной площади г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Ваше Высокопреосвященство! Ваше Преосвященство! Досточтимый отец настоятель! Благодарю за добрые слова, которые Вы сейчас обратили ко мне, и благодарю за организацию службы в этот замечательный день, когда мы вспоминаем благодеяния Пресвятой Богородицы народу нашему, явленные через Ее икону, названную Казанской, поелику обретена была та икона в городе Казани.

Нужно быть совершенно черствым человеком и не видеть дальше очень ограниченного горизонта сиюминутной жизни, чтобы не узреть все милости, которые Господь изливал на нашу страну, в том числе через предстательство Его Пречистой Матери — особенно явное тогда, когда народ обращался к Ней перед прославленными чудотворными иконами. Вот и Казанская икона Божией Матери была чудом явлена десятилетней девочке на пепелище, на остатках сгоревшего здания. Как же образ, писанный красками на деревянной доске, мог сохраниться неповрежденным там, где был страшный пожар, где все сгорело? Конечно, это было сразу воспринято как милость Божия, и первым, кто засвидетельствовал чудесное явление Божией Матери через икону Ее Казанскую, был священник по имени Ермолай — впоследствии Патриарх Московский и всея Руси Ермоген.

С этим образом связаны многие чудесные избавления нашей страны. В первую очередь нужно вспомнить о Смутном времени, о борьбе с иноземными захватчиками за самое сердце России — за Московский Кремль, когда Минин и Пожарский, предводители русского ополчения, молились перед этой иконой. Затем незабываемая страница в истории нашего Отечества — Бородинская битва, которую можно сравнить с битвой Сталинградской, когда решалась судьба Отечества. Быть или не быть России, будет или не будет существовать Русская Церковь — именно так ставился вопрос. Это был тяжелейший момент противостояния объединенной Европе, ведь не одни французы, а объединенная Европа, воспользовавшись обстоятельствами, нагрянула на Русь, желая уничтожить суверенитет нашей страны, разрушить русское государство, подчинить его себе — уж больно богатой и привлекательной была для захватчиков наша земля. И, несомненно, на Бородинском поле сила Божия была явлена через силу наших воинов. Кутузов молился перед Казанским образом, и можно себе представить, какой горячей, искренней была молитва великого полководца. И знаем, что Царица Небесная приклонила милость и Бородино не стало полем нашего поражения. Историки считают, что там не было побежденных, но на деле мы победили тогда французов, потому что они, не сумев восполнить свои силы, в конце концов были вынуждены покинуть Россию, и страна была спасена.

Такие судьбоносные моменты в истории России свидетельствуют о том, что неким таинственным для нас образом особая милость Богоматери является народу нашему через Казанский образ. Именно поэтому это один из самых почитаемых образов Богоматери. Вот и сегодня мы здесь, в этом храме, посвященном Казанской иконе Божией Матери, совершаем молитву и просим Господа — как просили Его фельдмаршал Кутузов, воинство наше на поле Бородинском и многие последующие поколения — защитить Отечество наше Российское от врагов внешних, а порой и внутренних, которые действуют, может быть, еще опаснее, чем враги внешние. Дай Господь, чтобы победа над супостатами — теми, кто чает разделить, а в конце концов и уничтожить Отечество наше, — была явлена не на поле битвы, ведь битва с такой страной, как Россия, может сделаться концом человеческой истории. Поэтому будем молиться, чтобы не допустила Царица Небесная этих страшных сражений, не допустила нашествия иноплеменных и тем более междоусобной брани.

Но для того чтобы было так, мы все, весь наш народ, должны обновить свое религиозное чувство. Мы должны понять, что вся история нашей страны связана с явлениями милости Божией, с Его чудесами, данными в ответ на веру и молитву нашего народа. И сегодня, понимая, сколь сложным становится положение России в окружении враждебных ей сил, мы как народ должны особенно усердно посещать Божии храмы, молиться о сохранении державы Российской, о процветании страны нашей, о народе нашем, о Президенте нашем православном Владимире Владимировиче Путине, о наших военачальниках и о всех тех, кто призывается защищать наше Отечество. Верим, что, как и в прошлом, по молитвам Церкви, по молитвам нашего православного верующего народа Господь приклонит милость и к стране нашей, и к Церкви нашей, и ко всем нам. Пусть Покров Пречистой Царицы Небесной сохраняет нас всех от всякого зла. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6044268.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3157
  • Репутация: +594/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь после Литургии в храме преподобного Андрея Рублева в Раменках г. Москвы

23 июля 2023 г. 16:20

23 июля 2023 года, в Неделю 7-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме преподобного Андрея Рублева в Раменках г. Москвы. По окончании богослужения Святейший Владыка произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В сегодняшнем апостольском чтении (Рим. 15:1-7) находим такие слова: Мы, сильные, должны снисходить к слабым, а не себе угождать. Казалось бы, так просто. Но что же такое снисходить? С Олимпа на землю? Нет! Слабые люди — рядом с нами, к ним надо двигаться по горизонтали, а не по вертикали. И нужно видеть рядом с собой человека, а снисходить значит в первую очередь терпеть. Слово «терпение» апостолом не употребляется, но снисхождение — это и есть синоним терпения, а потому мы можем сказать: нужно терпеть ближних, а не себе угождать.

Проявлять в жизни терпение очень непросто, каждый это знает. Даже в браке между любящими людьми — началась совместная жизнь, все радостно, но затем скорби, болезни, неудачи, естественное старение… Как же сохранить все то, что было в начале совместного пути? Не всем удается сохранять чувства светлыми, чистыми, вдохновенными, оставаться верными друг другу, заботиться друг о друге. А ведь это и есть, согласно Евангелию, идеал совместной жизни. И, конечно, среди верующих много тех, кто так и живет, и радуется моя душа, когда я наблюдаю радостную семейную жизнь в среде духовенства, наших верующих, да и всех тех, кто умеет хранить брак и заботиться друг о друге.

Итак, снисхождение, в переводе на наш современный язык, означает терпение. А без терпения не может быть никакой совместной жизни, никакой солидарности, коллективной и общенародной. Ничего этого без терпения быть не может, потому что мы все разные. Кто-то кому-то нравится, кто-то не нравится, а что же делать с этим «не нравится», если жить вместе надо, и в коллективе работать, и Родину защищать? И к этой ситуации применимы сегодняшние слова апостола о снисхождении друг ко другу.

Терпение — это дар Божий, говорит Нил Синайский. И это правда, потому что терпение требует от нас наступить на самое для нас дорогое, хотя мы в этом и не признаемся, — на свое собственное «я». Ограничить самих себя во имя того, чтобы другим было лучше. И ведь ни один подвиг не совершается без терпения, будь то трудовой или семейный подвиг. Везде требуется терпение, и об этом-то и говорит и Нил Синайский, которого я процитировал, и сегодняшнее апостольское чтение.

Современный человек почти разучился терпеть. Многое дается так легко, как не давалось предыдущим поколениям; нас окружает комфорт, о котором и мечтать не могли наши отцы и деды. Все это, конечно, расслабляет нашу волю и нашу способность терпеть другого человека. Но ведь в слове Божием нет ни капли лжи — одна только правда. Значит, и в заповеди «терпением стяжите души ваши» — правда Божественная и правда жизни.

А что если мы из этого храма выйдем с одним лишь требованием к самим себе — потерпеть сегодня все то, что с нами произойдет? Например, неуместные или обидные слова со стороны близких людей, какие-то тяготы, связанные с рабочей или учебной нагрузкой, когда напрягается нервная система и хочется отмахнуться — если не физически, то по крайней мере эмоционально? А что если мы в этот момент вспомним о сегодняшних словах и не будем отмахиваться? Может, кому-то это покажется удивительным: как же так, вроде такую резкую фразу сказал, а мой собеседник или мой родственник никак не отреагировал, а лишь улыбнулся и пошел дальше? Но если такое будет не единожды, а станет стилем нашего общения даже с теми, кто нас обижает, — то, поверьте, и обидчиков будет меньше, и жизнь сделается светлее, и проблем семейных, возрастных, связанных с непониманием между родителями и детьми, станет меньше.

У слова «терпение» есть и синоним — мужество, потому что мужества без терпения не существует. Вот сегодня наши воины в тяжелейших условиях защищают Родину. А разве там не требуется терпение — в окопах, под дождем, в грязи? А если боль и раны? А если боль физическая и душевная — а нужно исполнять свой долг? Разве можно идти вперед, к победе, не имея терпения? А что если жены защитников Родины не будут иметь терпения, а при встрече с теми, кто вернется, начнут изливать на них свой негатив, свои отрицательные чувства, накопившиеся во время разлуки, — разве это будет по заповеди Божией?

Терпением стяжите души ваши. Это величайшая заповедь, без которой не может быть никакого духовного роста. Потому что все начинается с терпения, а уже потом, где-то на высотах духовной жизни, — и любовь к ближним и дальним, но в первую очередь к своим родным и близким.

Мы научены великой мудростью, мудростью Божественной, а не человеческой, потому что терпеть — это против логики человеческой жизни. Зачем терпеть-то? Тебя обидели? Накажи! Отняли? Ударь, забери! И рука так устроена, что пальцы к себе сгибаются. Терпеть-то зачем? Так вот, против этой животной логики Господь дает нам заповедь: терпением стяжите души ваши. Будьте снисходительны друг к другу и тогда исполните закон Христов. А исполнение закона Христова и открывает перед человеком тайну его собственного счастья.

Не может быть счастья без жизни по закону Божиему. Это не значит, что все люди неверующие несчастливы. Но несчастливы те неверующие, кто в своей жизни попирает Божественный нравственный закон. А кто этот закон исполняет, тот обретает и благополучие, и счастье в жизни земной, и спасение в жизни вечной.

И да поможет нам всем Господь именно так проводить наше земное житие, именно так общаться с ближними и дальними, радуясь тому, как будет меняться, удивительным образом, характер наших отношений с людьми. А это произойдет несомненно, но ведь, помимо улучшения климата в общении с людьми в этой жизни, исполнение заповедей будет открывать нам врата и жизни вечной. И да поможет нам Господь в терпении стяжать души наши и исполнять Его святые и спасительные заповеди. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6044700.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3157
  • Репутация: +594/-0
  • Пол: Женский
Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на пленарном заседании Второго саммита Россия — Африка

27 июля 2023 г. 14:17

27 июля 2023 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на пленарном заседании Второго саммита Россия — Африка.

Ваше Превосходительство, глубокоуважаемый Владимир Владимирович — Президент Российской Федерации! Ваше Превосходительство, уважаемый господин Азали Ассумани — Президент Союза Коморских Островов! Досточтимые главы и высокие представители стран Африки!

Сердечно всех вас приветствую. Благодарю за приглашение выступить на столь представительной встрече, посвященной развитию сотрудничества между Россией и государствами Африканского континента. Нынешний форум — действительно яркое событие в международной жизни, имеющее важное политическое, экономическое и духовно-культурное измерение.

Несмотря на географическую отдаленность, народы наших стран связывают добрые отношения. Секрет такой дружбы довольно прост: Россия никогда не рассматривала Африканский континент как пространство для извлечения прибыли или как объект для колонизации, никогда не говорила с народами Африки в высокомерном тоне, с позиции превосходства и силы. В трудные исторические моменты мы всегда старались проявлять солидарность и взаимовыручку. В непростое и ответственное время борьбы за независимость и самоопределение стран Африки Россия старалась активно поддерживать эти народы, а затем вместе с ними трудилась над созиданием мирной жизни, над развитием многих инфраструктурных проектов. Замечательно, что это сотрудничество продолжается и сегодня.

Добрые чувства, которые нас связывают, проверены временем. Их прочным основанием является в том числе и общее понимание фундаментальных основ человеческой жизни и глубокая приверженность непреходящим нравственным ценностям. Верность традиции, восприятие семьи как союза мужчины и женщины, любовь и уважение к своей истории, стремление к добру и справедливости — эти важные цивилизационные принципы имеют определяющее значение и для русского человека, и для жителей Африки, также дорожащих своей духовной и культурной самобытностью. Для нас эти принципы  настолько важны, что мы готовы их защищать и отстаивать.

Отстаивать же их приходится порою в очень непростых условиях. За последние десятилетия мир изменился до неузнаваемости. Я говорю сейчас не столько о политической карте, экономических процессах и техническом прогрессе, сколько о том опасном духовно-нравственном климате, который активно и даже агрессивно формируется усилиями многих западных стран. Моральный релятивизм; культ потребления; свобода, ложно понятая как вседозволенность; уничтожение института традиционной семьи — все это лишь неполный список тех бед, которые несет насаждаемая определенными силами на Западе система ценностей, а вернее сказать — антиценностей, поскольку их принятие неизбежно ведет человечество к глубокой культурной и духовной деградации.

Слава Богу, эту опасность хорошо понимают не только в России, где принимаются законы, призванные оградить общество от пропаганды чуждой нам культуры и нравственно нездоровых явлений, но и в странах Африки. Знаю, что несмотря на колоссальное давление, абсолютное большинство африканских стран категорически отвергают легализацию на законодательном уровне так называемых однополых союзов, эвтаназии и прочих с религиозной точки зрения греховных деяний. Все это, безусловно, сближает наши позиции. Мы исходим из одних и тех же базовых принципов, а потому всегда радуемся, когда встречаемся с единомышленниками.

Замечательно, что усиливается роль Африки в международных отношениях. Ярким примером служат миротворческие инициативы африканских стран, их активное участие в решении континентальных и глобальных проблем. Уверен, что Россия и Африка вместе могут предложить миру конструктивную модель честных и справедливых отношений между народами.

К сожалению, не все на международной арене сегодня готовы к тому, чтобы вести равноправный диалог. Ряд западных государств все еще «не отпускает» их колонизаторское прошлое, и они продолжают мыслить и действовать по этому шаблону.

Надеюсь, что развитие добрых отношений между Россией и странами Африки послужит дальнейшему утверждению традиционных нравственных ценностей в мире.

Еще одним преступным инструментом в современной политике являются попытки разжигания межрелигиозной розни. Со скорбью отмечаю, что на Африканском континенте эти явления получили опасное распространение. К сожалению, наибольшим гонениям подвергаются христиане. Пользуясь случаем, как Предстоятель Русской Православной Церкви, с болью в сердце горячо призываю всех, кто имеет возможность и реальную власть повлиять на эту трагическую ситуацию, сделать все для того, чтобы защитить преследуемых христиан на Африканском континенте.

Печальный опыт последних десятилетий и история многих региональных конфликтов свидетельствует о том, что провокации на религиозной почве нередко инициируются и финансируются теми, кто желает ослабления страны изнутри и действует по известному принципу «разделяй и властвуй». Крайне важно не допускать разжигания розни по религиозному признаку. Это становится тем более актуальным с учетом многоконфессионального и полиэтнического характера большинства африканских стран.

Культурное и национальное разнообразие — это богатство любой страны, которое необходимо бережно хранить. Верю, Россия готова делиться своим многовековым опытом в этой сфере. В нашей стране проживает более сотни национальностей, в ней гармонично сосуществуют представители разных религий и конфессий: православные христиане, католики, протестанты, мусульмане, иудеи, буддисты. Мы не просто веками живем бок о бок — мы свободно исповедуем свою веру и сотрудничаем в просветительской, гуманитарной, миротворческой, социальной и других сферах. И в качестве инструмента мы создали организации, в рамках которых не только советуемся друг с другом, но и вырабатываем некую программу общих действий.

Что касается Русской Православной Церкви, то она, осознавая особую ответственность за судьбы исторически относящихся к ней народов, стремится делать все, чтобы воспитывать в людях верность правде Божией, уважение к традиции и любовь к своей стране.

Недавно Русская Православная Церковь, откликаясь на просьбы верующих православных людей в Африке, ради духовного окормления православных, находящихся на этом континенте, и учитывая потребность в нашей деятельности в Африке, создала Патриарший экзархат.

Вместе с тем, присутствие Русской Православной Церкви на территории Африки — не какая-то беспрецедентная новация. Русские приходы начали появляться на континенте еще в XIX — начале XX вв.

Так, в Абиссинии в 1889 и 1896 гг. были построены русские храмы. Постоянный приход Русской Православной Церкви в Египте был создан в 1914 г. После революции в России и в связи с началом оттока беженцев из нашей страны приходов в Африке стало открываться все больше: в 1920 г. был освящен храм в Тунисе, в 1922 г. был создан приход в Алжире, в 1927 г. — открыты русские православные приходы на территории Марокко. В 1998 г. мне довелось освящать первый русский храм в Южноафриканской Республике.

В должности председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, а затем в качестве Патриарха я посетил с 1971-го по 2016 год 18 стран на Африканском континенте: на севере, на юге, на востоке, на западе и в самом центре. Особенно важной считаю свою встречу с господином Нельсоном Манделой в его доме в Соуэто в ноябре 1990 года. В том году, 11 февраля, он был освобожден из длительного заключения, и я, как кажется, был первым иностранцем, кого он принял в своем доме. Господин Мандела просил меня передать властям Советского Союза благодарность за решающую помощь в поддержке и в снабжении, в том числе и всем необходимым для ведения борьбы с режимом апартеида. Как известно, в 1994 г. он стал президентом ЮАР. И я сохраняю самую добрую память об этом человеке, который действительно так много сделал для освобождения мира от того, чтобы апартеид воспринимался как нечто, с чем можно мириться.

К глубокому сожалению, в 2019 г. Предстоятель Александрийской Церкви Патриарх Феодор, конечно, под внешним давлением решил признать раскольническую группу на Украине. Эти печальные обстоятельства, повторюсь, побудили Русскую Православную Церковь создать в декабре 2021 г. Патриарший экзархат Африки. Патриарх Александрийский, на поводу у определенных западных сил, пошел на то, чтобы создать новый раскол в Православии, и мы должны были откликнуться на это деяние. Так мы приняли решение об организации Экзархата на Африканском континенте. Среди нашей паствы — не только русские люди, которые проживают в Африке, но и местные жители, которые исповедуют Православие и сегодня принадлежат нашей Церкви.

За прошедшие полтора года Патриарший экзархат Африки открыл более 200 приходов в 25 африканских странах. Помимо развития богослужебной жизни, удалось начать реализацию многих гуманитарных и образовательных проектов, в частности, по переводу книг на местные языки и многое другое. Учреждение и активная деятельность Экзархата вызвали большой интерес к Русской Православной Церкви со стороны африканцев.

Для многих ценно то, что мы являемся Церковью, бережно хранящей апостольское преемство в учении, Таинствах и духовном опыте, — Церковью, Которая не искажает богозаповеданные нормы нравственности в угоду модным идеологическим трендам.

Развивая нашу пастырскую деятельность, мы стремимся вносить свой вклад в укрепление отношений между Россией и Африкой, в улучшение качества жизни людей. В местах, где создаются наши приходы, появляются новые школы, водные скважины, электрические подстанции, больницы и культурные центры.

Мы настроены конструктивно взаимодействовать и с другими религиозными организациями Африки.

Наши приходы получают регистрацию в полном соответствии с законодательством стран, где они учреждаются. Хотел бы особенно поблагодарить за это лидеров данных государств. Московский Патриархат открыт к любым инициативам, направленным на благо людей, на созидание мира и помощь страждущим.

С любовью и уважением обращаясь к жителям Африканского континента, призываю на вас благословение Божие. Господь да ниспошлет народам ваших стран мир и благополучие, а государственным руководителям — мудрость, терпение и крепость сил.

Надеюсь, что нынешний форум послужит дальнейшему развитию сотрудничества наших народов во всех сферах общественной жизни.

Благодарю вас за внимание и желаю успехов в работе.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6045846.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3157
  • Репутация: +594/-0
  • Пол: Женский
Слово Святейшего Патриарха Кирилла после молебна у памятника равноапостольному князю Владимиру в праздник Крещения Руси

28 июля 2023 г. 15:02

28 июля 2023 года, в день памяти равноапостольного великого князя Владимира, во Святом Крещении Василия, день церковно-государственного праздника Крещения Руси, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил молебен у памятника святому князю Владимиру на Боровицкой площади в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Дорогие братья и сестры!

Сердечно всех вас поздравляю с праздником! Только что мы вознесли соборную молитву равноапостольному великому князю Владимиру — святому крестителю Руси. В этот день мы с благодарностью вспоминаем главное дело его жизни — деяние, одного которого было бы достаточно, чтобы имя князя навсегда осталось в нашей истории, и гражданской, и церковной. Это деяние изменило не только жизнь его близких, тех, кто его окружал, но и всего народа нашего, и ввело русский народ в семью христианских народов.

О Крещении Руси, 1035-летие которого мы сегодня отмечаем, сказано и написано немало. Поворотное событие в отечественной истории, решающий выбор пути, вхождение в семью христианских народов и приобщение к духовной сокровищнице Православия — всё это, безусловно, истинно, верно, так оно и есть. Произошедшее на берегах Днепра действительно можно считать точкой отсчета как русской истории и культуры, в основании которой лежат евангельские ценности и идеалы, так и всей духовной жизни нашего народа. Но чтобы все эти правильные слова не звучали шаблонными общими фразами, необходимо задуматься над тем, каким образом с погружения в купель Крещения, в Днепровскую купель, началось реальное духовное возрождение всего нашего великого народа.

Из истории мы знаем, что не было в тот момент у восточных славян единого государства, не было осознания своей общности и целостности. А что было? Были разделения: мы — поляне, мы — древляне, мы — дреговичи, мы — кривичи. Много и других славянских племен жило тогда на широких восточноевропейских просторах. Все они, как свидетельствует преподобный Нестор Летописец, «имели свои обычаи, и законы своих отцов, и предания, и каждые — свой нрав». И различия в обычаях, в духовной культуре единого народа приводили к тому, что все эти племена враждовали друг с другом, проливалась братская кровь, каждый стремился взять свое за счет жизни и благополучия другого…

И вот удивительно: именно с началом христианизации Руси и собирается народ воедино. Что же это за мощная творческая сила, которая смогла объединить людей, еще недавно смертельно враждовавших друг с другом? Что же это за энергия, которая смогла сформировать из разрозненных племен единую нацию? Имя этой силы — любовь. Только она способна творить и созидать, наполнять непреходящим смыслом человеческую жизнь. На ненависти, на вражде, на противопоставлении одного другому невозможно построить ничего ценного и настоящего, потому что ненависть и зависть могут лишь разделять, разрушать, они не имеют созидательной силы, а значит, не имеют и будущего. То, что всё это именно так, показывают многочисленные примеры из истории нашего Отечества.

Любовь к Богу и ближним побудила князя Владимира сделать духовный выбор и волевым решением принести православную веру своим единоплеменникам. И люди, возрастая в евангельской любви, приходили к осознанию необходимости хранить единство и преодолевали этой силой самые непростые испытания, побеждали и сокрушали множество врагов. А если бы не было этой связующей силы, не было бы веры православной, давно от Руси не осталось бы камня на камне — только разрозненные враждующие племена, исполненные ненависти друг к другу. Ведь с оскудением веры и любовь оскудевает, и, конечно, не только между отдельными людьми — это хорошо известно, — но и во всем народе.

Так произошло и с русским народом: с оскудением веры и любви княжеские междоусобицы, порожденные завистью и жаждой наживы, стали играть все более значительную роль в разрушении народного единства, что привело к раздробленности и ослаблению нашей страны. Те, кто с человеческой точки зрения казались великими и славными, стали и слабыми, и бесславными, потому что не могли иметь любовь и единство со своими братьями. Все это в конечном счете стало причиной длительного иноземного ига. Сословные разделения, а потом и так называемая классовая ненависть породили чудовище русской революции. Даже развал советского государства имел своей причиной недостаток любви к Отечеству и ближним, к сожалению, неизбежный для общества, построенный на безбожии. Ведь если бы была сильна вера людей, разве распалось бы наше единое великое государство, созданное молитвами, духовным подвигом, героизмом нашего народа? Почему в одночасье все разлетелось в пух и прах? Потому что утрачена была вера как невероятной силы стяжка, соединяющая многих людей, подчас разных взглядов и разных убеждений.

Сегодня между братскими народами России и Украины, вышедшими из единой купели крещения, посеяна рознь — и рознь эта, как мы знаем, активно поддерживается силами, одинаково враждебными и русским, и украинцам. Поэтому мы, сознавая все это, призваны взять в руки щит любви. Щит любви к Богу, ближнему, к Отечеству. Каким бы изощренным ни был враг, целенаправленно и долгие годы создававший условия для этого междоусобного конфликта, — ему не выстоять перед силой жертвенной любви. Эта любовь не только в самоотверженном воинском служении. Она — в способности быть милосердными и сострадательными в нашей повседневной жизни. Она — в поддержке мирных жителей и беженцев, раненых и потерявших имущество. Зло, которое несет с собой любая война, преодолевается только так и никак иначе. Без любви не найти пути к справедливому миру, и без любви не найти подлинного пути к Богу.

Равноапостольный князь Владимир вел войны практически всю свою жизнь до принятия Крещения, да и после него. Он был храбр, смел и побеждал почти во всех своих ратных делах, но без нравственного преображения и духа любви все эти победы и заслуги были бы, выражаясь языком апостола Павла, лишь медью звенящей и кимвалом бряцающим (1 Кор. 13:1), то есть лишены подлинного внутреннего духовного смысла и силы.

Сейчас, во времена нестроений, именно нравственное преображение, деятельное изменение сердца требуется от каждого из нас. Если мы будем подобны в этом духовном делании равноапостольному князю Владимиру, то силою Воскресшего Христа, победившего саму смерть, обязательно одержим победу над врагом рода человеческого — именно она предшествует всем остальным победам, даруемым Господом и каждому человеку, и целому народу. Именно эта победа над самым главным врагом, противником Самого Бога, открывает путь к построению мира, справедливости, добрых отношений между народами и процветанию стран и государств.

Дай Бог, чтобы добротой и наполнялись наши сердца, чтобы благие дела были главным содержанием жизни нашего народа, чтобы пребывали в нем, по слову апостола, сии три неизменно: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше (1 Кор. 13:13).

Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6046300.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3157
  • Репутация: +594/-0
  • Пол: Женский
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю 8-ю по Пятидесятнице после Литургии в Воскресенском кафедральном соборе г. Арзамаса

30 июля 2023 г. 17:44

30 июля 2023 года, в Неделю 8-ю по Пятидесятнице, день памяти святых отцов шести Вселенских Соборов, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Воскресенском кафедральном соборе г. Арзамаса. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

С особым чувством я совершил сегодня Божественную литургию вместе с собратьями-архипастырями, с сонмом духовенства и со всеми вами, мои дорогие матушки, отцы, братья и сестры.

В воскресный день мы прославляем самое важное событие, которое произошло в человеческой истории: Господь Воскрес. А это значит, что всё, чему Он учил, всё, что Он сделал, творя чудеса, Он утвердил совершенно непостижимым для человеческого сознания явлением — Своим Воскресением из мертвых. Тем самым Он показал всем, что нет границ всемогуществу Божию, что Бог может все, что Он может воскресить умершего; и Божественная сила призвала Господа Иисуса Христа к жизни после трех дней пребывания во гробе.

Чудо Воскресения отвергается светскими исследователями новозаветной истории, и даже некоторые западные конфессии как бы заканчивают Новый Завет распятием. Мол, закончилась земная жизнь, а все остальное — это мифология; и Христос Иисус, Который столько учил доброму и хорошему, был погублен человеческой злобой, неправдой и умер на кресте. Конечно, тому, кто исключает существование Бога и не признает, помимо горизонтального, вертикальное измерение человеческой жизни, повествование о Воскресении кажется совершенно невероятным. Вот многие и отвергают это повествование, в том числе ученые, которые изучают Новый Завет как исторический памятник.

Но если отвергнуть Воскресение, придется отвергнуть и все то, что Христос совершил. Потому что тогда Он просто неудачник — говорил добрые, хорошие слова, кого-то даже исцелял, а Его взяли да убили, привели в исполнение смертный приговор, и на этом все закончилось. Тогда какой смысл имеет все то, чему Господь учил, — если так легко и просто с Ним расправились? Действительно, если бы Евангелие заканчивалось Голгофой, мы бы с вами сегодня здесь не стояли. Но Евангелие заканчивается Воскресением Господа и Спасителя. А это значит, что Бог, Творец мира, положивший в основу бытия законы, по которым физический мир и существует, и двигается, — Он имеет власть приостановить и даже отменить действие этих законов, если это угодно Его воле. Так и произошло с положенным на три дня во гроб телом Спасителя, Сына Божиего и Сына Человеческого, — Божественной силой Он снова вернулся к жизни, воскрес.

А если бы этого не было, то, как говорит апостол, тщетна была бы вера (см. 1 Кор. 15:14), тщетно Евангелие. Потому что Иисус из Назарета остался бы в памяти людей просто замечательным неудачником, Который хорошее говорил и даже делал, может быть, обладал целительной силой, но закончил так бесславно: Его просто взяли и казнили, и никакой Своей силой Он не смог Себе помочь.

Еще раз хочу подчеркнуть: некоторые нерелигиозные толкователи Евангелия потому и отвергают Воскресение, потому что невозможно признать Воскресение и не признать Божественного бытия. А вся наша с вами вера и основывается на вере в Воскресение. Мы верим, что Господь Иисус Христос действительно пострадал, был жестоко распят, но силой Божественной победил смерть и воскрес.

В честь Воскресения назван и этот замечательный храм — светлый, красивый, прекрасно отреставрированный. Душа радуется. А что это означает? А это означает, что мы, люди XXI века, верим в Воскресение. Если бы не верили, то, наверное, и храма этого не существовало бы, или он находился бы в плачевном состоянии, или использовался бы не по назначению. Но ведь этот прекрасный Воскресенский собор в Арзамасе, как бы воскресший из тяжелого прошлого, есть свидетель нашей с вами веры. Веры тех, кто во власти, веры простых людей, веры интеллигентов — всех тех, кто составляет сегодня нашу Церковь.

Чему же мы должны быть научены — всем тем, о чем только что было сказано? Мы должны быть научены следующему: какие бы искушения нас ни посещали, какие бы лжеучителя, ссылаясь на некие «научные» данные, ни отрицали Воскресение, мы всегда должны верить в то, что Господь родился, жил, был умерщвлен злой человеческой волей, силой диавольской, и воскрес. И мы — Его наследники, мы верим в Воскресение, а значит, верим в смысл человеческой жизни.

Вообще, какой бы в жизни был смысл, если все заканчивается в 60, 70, в лучшем случае в 80 лет? В самом деле, давайте подумаем. Некоторые носители атеистических убеждений говорят: «Ну, мы живем для будущих поколений». Странно. Разве нынешнее поколение имеет меньшую ценность, чем будущие? Жить для будущего — это нелогичная цель, особенно для человека с материалистическими взглядами. Зачем жить для будущего, если я живу сейчас? А если я умру и дальше ничего нет — ради какого будущего я жил? А если преступность, войны, несправедливость расцветут пышным цветом? Ради этого ли я жил? Отрицая Бога, мы отрицаем смысл жизни, мы отрицаем логику человеческого бытия; все становится бессмысленным, а оправдания этой бессмыслицы — нелогичными. Потому что, если мы живем для будущих поколений, для кого они будут жить? Для последующих поколений? Но ведь никто не знает, что будет через эти десятки поколений…

Другими словами, каждый человек представляет ценность в очах Божиих, жизнь каждого уникальна и неповторима. Бог приводит нас в этот мир, чтобы мы прожили в соответствии с Его законом, и тогда мы обретаем не только смысл бытия, но и жизнь вечную.

Вот в чем значение Воскресения. Мы действительно верим в то, что Господь умер и воскрес. Мы верим, что и мы воскреснем после нашей смерти, что воскресение — это и наше будущее. Мы творение Божие, уникальное, удивительное, и какой страшной бессмыслицей было бы уничтожение каждого поколения — без того, чтобы каждый мог возрадоваться с Господом, если то угодно Богу и соответствует нашей жизни и добрым делам!

Когда мы так говорим, мы должны, конечно, вспомнить и удивительных, замечательных людей — наших царей, наших правителей, наших ученых, наших военачальников, наших тружеников, особенно крестьян, силой которых была создана мощь Российской империи, да и всех тех, кто поколение за поколением служил Родине своей, Церкви своей и отдавал ради этого жизнь, когда требовалось. Не бессмысленно, но с огромным смыслом, понимая, что жизнь человека не ограничена земной жизнью. И замечательным видимым выражением веры в бессмертие и является этот замечательный Воскресенский собор в городе Арзамасе — такой красивый, такой благолепный, возведенный в стиле русского классицизма. Он очень напоминает Спасо-Преображенский собор в городе Петербурге, где служил мой отец, который, как многие, может быть, знают, был родом из Лукояново, то есть из этой Арзамасской земли. Он служил в Спасо-Преображенском соборе, а я ребенком приходил туда и молился. Поэтому, войдя под своды этого собора, я провел мысленную, но реальную связь и со своим детством, и со своим отцом, который был сыном этой земли.

И в завершение я бы хотел, мои дорогие, всем нам пожелать сохранять в первую очередь веру в сердце. Не поддаваться ни на какие соблазны, искушения, в какие бы ризы эти соблазны и искушения ни рядились. Мы, верующие люди, на стороне правды, а значит, мы — на стороне силы. И об этом нужно помнить и никогда не сомневаться в своей вере, никогда не поддаваться ни на какие попытки увести нас от самого главного, самого правильного жизненного пути, наполненного реальным Божественным смыслом. И если будем хранить веру православную, то будем стараться и жить по вере, а жить по вере — значит любить. Любить свою Родину, любить свою родную землю, малую Родину, любить мужа или жену, любить детей, любить родных и близких и вообще любить людей. Иногда спрашивают: «А что это — любовь к незнакомому человеку?» Конечно, это не такая же любовь, как к мужу или жене, брату, сестре или детям. Любовь к незнакомому проявляется в нашей неспособности сделать ему плохо. Это словно красный свет светофора — нельзя совершать зло по отношению к другому человеку. Вот это надо усвоить всей силой своей души и своего разума. А интриги политические, экономические — всё это греховно. Некоторые могут сказать: «Как так? Тогда и конкуренции не выдержишь, кто-то тебя на повороте обойдет». Не обойдет, а если даже обойдет, с плохими намерениями, на повороте, то как бы он с этого крутого виража не упал. Потому что это не соответствуют воле Божией, а мы, живя по воле Божией, должны в меру сил своих творить добро, говорить правду и, насколько сил хватит, любить друг друга.

Вот эти слова как-то особенно пришли мне сегодня на сердце, когда я взирал на замечательный Воскресенский собор города Арзамаса. Собор, который олицетворяет саму победу Христа над злом, а значит, символизирует победу Божией правды в роде человеческом.

Пусть Господь хранит Россию, нашу Родину, Президента нашего Владимира Владимировича Путина, местные власти, воинство наше, весь наш народ. И пусть Господь, сохраняя народ наш от всякого зла, помогает нам сохранять веру в то, что Он и есть единственный Путеводитель по жизни и ведет нас в Царство Свое, которому не будет конца. Всех вас, мои дорогие, сердечно поздравляю с праздником и хотел бы в этом соборе произнести: Христос Воскресе!

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6046898.html