Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?
rss

Автор Тема: Слова Патриарха Кирилла  (Прочитано 834790 раз)

0 Пользователей и 3 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3157
  • Репутация: +594/-0
  • Пол: Женский
Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в праздник Донской иконы Божией Матери в Донском монастыре

1 сентября 2023 г. 15:57

1 сентября 2023 года, в праздник Донской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Большом соборе Донского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дважды в истории события, связанные с Донской иконой Божией Матери, определили саму судьбу нашего Отечества. 1380 год, Куликовская битва, когда решался вопрос: либо продолжится многовековое рабство, изнуряющее наш народ, либо враг надломится, и откроется возможность к полному освобождению Родины. Можно себе представить, с каким чувством шли на Куликово поле наши воины. Перед ними была непобедимая орда с огромным военным опытом, и ясно было, что человеческими усилиями эту мощь не одолеть. Но воины наши преклонили колена перед святым образом Богоматери, который мы сегодня прославляем. Они просили споспешествования в битве, что, несомненно, приклонило, через молитву Пречистой Богородицы, Божественную силу к народу нашему, к воинству нашему, и враг был если не повержен, то настолько ослаблен, что его смертельная хватка уже не душила народ, не останавливала его развитие, не бросала вызов его духовной жизни.

Ну и второе событие — 1591 год. Крымский хан Гирей, с большим воинством, с опытом ведения войны, прошел от Крыма до Москвы, не будучи ни остановлен, ни побежден, и остановился на Воробьевых горах, совсем недалеко от места, где мы с вами сейчас находимся. Конечно, сознавали москвичи, что силы неравные, и не было надежды ни на дружину, ни на полководцев. И потому с особой силой москвичи стали молиться перед этим образом и просили Царицу Небесную спасти город Москву, избавить от нашествия иноплеменников, которое привело бы к полному уничтожению города и истреблению его жителей. После этого Москва никогда бы не стала Первопрестольным градом, на ее месте было бы пепелище. Действительно, речь шла об исторической судьбе и столицы, и царства Русского, да и всего народа нашего.

Но знаем, что опять произошло труднообъяснимое с человеческой точки зрения событие. Для нас, людей верующих, несомненно, что тому причиной была молитва перед чудотворным образом, горячая молитва москвичей — и иерархов, и священников, и монахов, и огромного количества народа, которые только на Богоматерь возлагали надежду. Что же случилось? По совершенно непонятным причинам хан Гирей не вступил в Москву, а покинул близлежащие к ней пределы. Для историков, которые в Бога не верят, существуют какие-то объяснения, может быть, достаточно логичные. Но если представить себе психологию хана, завоевателя, который стоит на пороге богатого города? Он столько прошел, чтобы дойти до Москвы, и вот она победа, совсем рядом! Он видит этот город с Воробьевых гор — но останавливается. И убедительно только одно объяснение — сила Божия, молитва москвичей перед Донской иконой, милость Богоматери, Которая простерла над градом Москвой и над землей Русской Свой Покров и спасла столицу и Отечество.

Знаем, что нечто подобное происходило и в годы Великой Отечественной войны, когда по молитвам Пречистой Богоматери враг не вступил в тогдашний Ленинград. Огромная военная машина; откормленные, хорошо обученные войска у Пулковских высот, рядом с Петербургом, где сейчас совсем неподалеку аэропорт. С Пулковских высот Петербург, тогдашний Ленинград, виден как на ладошке; буквально несколько километров — и город взят. Но знаем, как молились жители града Петрова, как просили они у Господа помощи, как призывали Пресвятую Богородицу пред Ее Петербургским Казанским образом, что сейчас пребывает в кафедральном соборе на Невском проспекте, а в то время находился в Князь-Владимирском соборе на Петроградской стороне. Молились и просили спасти город, и верим, что произошло чудо — спасение Ленинграда. Чудо, потому что не было иных сил удержать мощный натиск врага, но ведь это произошло, и город был спасен.

Вот примеры, когда Господь вторгается в нашу историю по молитвам верующих людей. Ведь если люди не молятся, люди не верят, то и Бог не вторгается в нашу жизнь. А что такое молитва? Молитва — это в первую очередь просьба Господу ограничить нашу свободу. Потому что, действуя на основании своего разумения, мы можем допустить ошибки, мы можем пойти по неправильному пути. И когда мы молимся, мы просим Господа: «Господи, ты нас создал свободными, но не хватит нам сил, опираясь на эту нашу свободу, решить проблему, которая сейчас перед нами. Ты войди в нашу жизнь, Ты помоги!» И по нашим молитвам, но особенно по молитвам Пречистой Преблагословенной Царицы Небесной, Покровительницы земли нашей, и совершаются многие чудеса и в нашей личной жизни, и в жизни государства.

Конечно, существуют люди, которые ни во что не верят, но это их путь — очень странный, с точки зрения здравого смысла. Как можно верить в то, что все произошло само собой, из песчинки? Я об этом уже не раз говорил. Прилетела на Землю, которая была совершенно бесплодна, какая-то бактерия из космоса, и за 14 миллиардов лет возникла цветущая планета, населенная разумными существами. Вдумайтесь! Да хоть 24 миллиарда, хоть 100 миллиардов лет — камень никогда не превратится в человеческую жизнь, а он превратился. Поэтому присутствие Бога в мире очевидно, особенно нам, русским людям, — через проникновение в смысл нашей национальной истории, через рассмотрение тех событий, в которых, несомненно, явлены Божия сила и Божия премудрость. Прославляя чудеса, которые источаются от святых икон, мы благодарим Господа за то, что молитвы людей, которые перед этими иконами просили Господа о чуде, были услышаны. А если бы не было молитв, то не было бы и чудес. Поэтому избавление Отечества нашего, в том числе на Куликовом поле или во времена хана Гирея в 1591 году здесь, в Москве, — это, несомненно, Божий ответ по молитвам Пресвятой Богородицы, к Которой наши предки с верой и надеждой обращали свои молитвы.

А какой вывод мы должны сделать? Если история так ясно и ярко свидетельствует о Божием присутствии в нашей жизни, в жизни Отечества нашего, то насколько же непоколебимой должна быть наша вера! Никакие лжеаргументы, чаще всего лишенные логики, никакое общественное мнение со ссылкой на якобы научные достижения — ничто не должно поколебать нашей веры. И если будет так, если народ наш сохранит веру, если будет в молитвах своих призывать Господа и Его Пречистую Матерь, то, несомненно, нас ждут новые чудеса в ответ на веру и молитву. А в этих чудесах мы сегодня очень нуждаемся, ибо многие, как говорит слово молитвы, ополчишася на Русь Святую, желая ее опустошения и разорения.

Молитвами всех святых, в земле Русской просиявших, предстательством Пречистой Преблагословенной Царицы Небесной да хранит Господь землю нашу, страну нашу, Президента нашего, главу государства, правителей наших, Церковь нашу, исповедницу и мученицу, дабы совместными нашими духовными усилиями укреплялось наше Отечество и процветала наша Церковь, несущая слово спасения и силу Божественной благодати нашему народу. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6055705.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3157
  • Репутация: +594/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь в Неделю 13-ю по Пятидесятнице после Литургии в Храме Христа Спасителя

3 сентября 2023 г. 15:17

3 сентября 2023 года, в Неделю 13-ю по Пятидесятнице, праздник Собора Московских святых, день особой молитвы о Божием творении, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Святейший Владыка произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В сегодняшнем евангельском чтении (Мф. 21:33-42) содержатся слова: камень, который отвергли строители, — краеугольный камень, он от Господа.

Что же такое краеугольный камень? И почему некий краеугольный камень — от Господа? Сейчас понятие краеугольного камня исчезло, потому что возводятся железобетонные сооружения, и конструкция держится за счет силы, которая находится в самом строительном материале. А в древности дома, храмы строились из камней, и для того чтобы конструкция удерживалась, чтобы стена не рухнула и здание не разрушилось, в определенном месте должен был быть камень, на который были направлены все силы тяготения.

Именно о таком краеугольном камне и говорит Господь. Камень, который отвергли люди, и есть тот самый краеугольный камень, и это от Господа. Конечно, Господь Иисус Христос говорит о Себе, ставшем этим краеугольным камнем, Который удерживает мир от распада. Потому что человеческое общество исполнено противоречий — политических, экономических, культурных, имже несть числа. Очень трудно удержать людей воедино; действительно, должен быть некий краеугольный камень, и люди часто выдумывают таковые. Одни говорят, что это экономика; другие считают, что это эффективность политического управления. Наверное, и то, и другое правильно, но только не всеобъемлюще — правильно применительно к определенным ситуациям, конкретному времени, конкретным политическим условиям.

А есть ли у этих слов Спасителя надмирное, универсальное, всеобщее значение? Есть. Камень, который отвергли строители, краеугольный камень — это Сам Господь, и нет никакой другой силы, кроме силы Божией, способной удерживать мир от распада, человеческие общества — от деградации, семьи — от разрушения, межличностные отношения — от ослабления и, в конце концов, того же разрушения.

Чаще всего люди уповают на созданные ими технологии, на общественную этику, на политические концепции. В определенных случаях все это работает, но все это не универсально — в одной стране работает, а в другой нет. Но Господь предлагает действительно универсальную силу, скрепляющую людей воедино, и говорит: Я и есть этот краеугольный камень.

В самом деле, если люди принимают Божественное водительство или, на современном языке, лидерство, если мы, взирая на Господа, идем по Его пути, то Господь и становится для нас краеугольным камнем. Мы идем за Ним, а Он нас всех прочно соединяет, подобно камню-замку, до тех пор пока мы на место Бога — по своей воле, по своему неверию, малодушию и, как я часто говорю, окамененному нечувствию — не ставим нечто другое, что считаем достойным послужить для нас таким камнем-замком, соединяющим и удерживающим от распада.

Действительно, люди постоянно изобретают такие камни, создают политические концепции, экономические схемы, считая, что следование этим рекомендациям может обеспечить солидарность людей, их объединение. Иногда что-то получается, и выдуманные людьми идеологии выступают в качестве камня-замка. Мы знаем, что наша страна прошла через такой период — идеология скрепляла общество, соединяла людей, и казалось, что это на веки вечные. Но ведь ничего особенного в стране не произошло, а идеология перестала соединять людей, и дом распался, как сошла на нет сама идеология…

Так вот, если применять эти слова Спасителя к любой области человеческой жизни, даже самой значительной, то мы видим, что ничто не может по-настоящему соединять людей, обеспечивать их единство, кроме как сила благодати Божией.

Это единство достигается в Церкви, но ведь и в Церковь проникают соблазны, искушения, и мы знаем, что время от времени являются расколоучители, еретики. Чаще всего эти злоупотребления богословием и верностью людей Евангелию существуют недолго, а потом также исчезают, но, тем не менее, наносят ущерб церковному делу. Так вот, для того чтобы мы с вами могли сохранять единство Церкви, для того чтобы мы с вами могли сохранять верность Божественным заповедям, мы должны помнить, что здание нашей с вами общности, нашего с вами единомыслия имеет в своем основании краеугольный камень, которым является Сам Господь Спаситель. И покуда будет так, покуда мы будем верить в то, что именно Господь способен объединять людей поверх всех их различий, покуда мы будем верить в то, что только Господь — наш свет и истина, покуда мы будем уверены в том, что именно следование Ему, Его заповедям, Его слову и определяет подлинный путь духовного, вернее, всестороннего развития человеческой личности, мы будем сохранять способность, созидая свою жизнь на этом краеугольном камне, действительно избегать искушений, соблазнов, всякого рода потрясений, будь то в личной, общественной и даже международной жизни.

Что касается международной жизни, в ней так много всяких привходящих влияний, что мало кто сегодня определяет в этой сложной сфере свою позицию, исходя из слов Священного Писания. Но будем верить и надеяться, что не исчезнет из рода человеческого вера в Господа и Спасителя, что люди будут по-прежнему очень серьезно относиться к словам, которые мы сегодня слышали в Евангелии, и стараться на этом камне своей веры, на этом замковом камне, соединяющем нас и предотвращающем различного рода распады и расхождения, созидать душу свою, приуготовляя ее к Царствию Небесному, но уже здесь, в этой земной жизни, созидать то, что Богу угодно. На камне веры строить свою личную, семейную жизнь и, насколько это возможно, жизнь общественную и даже государственную.

Еще раз скажу, что не все так просто, и для многих мои слова покажутся сегодня какими-то далекими, малопонятными. Но это не мои слова; я бы никогда не дерзнул, обращаясь к людям, сказать от себя то, что сейчас говорю. Это слова Божии, а Бог поругаем не бывает. И потому, когда мы следуем слову Божиему, мы избираем самый правильный путь в нашей жизни, будь то жизнь личная, семейная, общественная или даже государственная — настолько, насколько в масштабах государства можно воплощать величайшие духовно-нравственные идеалы человеческого общежития.

Да поможет нам всем Господь идти по пути, который Он нам указал. Идти с глубокой верой, с надеждой, с доверием Господу. Идти, стараясь каждый день и час, чтобы наш путь был направлен к Небу, к Богу и, как я часто говорю, вперед. А идти вперед возможно, когда обращенность к Богу и к Небу определяет правильный вектор исторического развития народа. Дай Бог, чтобы эта взаимосвязь небесного и земного, духовного и материального была правильно усвоена в первую очередь нашим народом, о чем мы всегда молимся и к чему призываем, но, по возможности, и теми людьми, которые живут в разных странах, потому что от усвоения этой Божественной истины, несомненно, зависит будущее всего рода человеческого. И Господь да помогает нам, избравшим тот путь, о котором я сейчас сказал, взявшись за плуг, не озираться назад, но идти вперед, навстречу нашему Спасителю. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6056069.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3157
  • Репутация: +594/-0
  • Пол: Женский
Слово Святейшего Патриарха Кирилла перед заупокойной литией в 45-ю годовщину преставления митрополита Никодима (Ротова)

5 сентября 2023 г. 14:26

5 сентября 2023 года, в 45-ю годовщину преставления митрополита Никодима (Ротова), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил заупокойную литию в нижней Преображенской церкви кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве. Перед началом литии Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к участникам богослужения со словом о приснопамятном владыке.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры!

Сегодня исполняется 45 лет со дня кончины владыки Никодима, митрополита Ленинградского и Новгородского, Патриаршего экзарха Западной Европы. Если говорить о послевоенной истории Русской Православной Церкви, то владыка митрополит Никодим был наиболее яркой личностью, значительно повлиявшей на многие стороны тогдашней церковной жизни — в первую очередь на характер церковно-государственных отношений.

После жесточайших гонений, связанных с потерей свободы многих иерархами, священнослужителями, Церковь прошла через годы войны и, несомненно, стала сильнее. Потому что многие осознали, что именно Церковь является духовной силой, способной помогать людям пережить самые тяжелые внешние обстоятельства, в том числе обусловленные военными действиями.

Военная эпоха сменилась, казалось бы, благоприятным временем для жизни Церкви. Но это благоприятствование длилось очень недолго — началась эпоха новых гонений на Русскую Православную Церковь, которые вошли в историю как «хрущевские». Я хорошо помню это время — как стали закрываться монастыри, храмы, как слабых или в чем-то провинившихся священнослужителей принуждали к публичному отречению от веры, как приобрела радикальный, даже истерический характер антирелигиозная пропаганда. Хорошо помню, потому что я учился тогда в школе, и эти холодные ветры каким-то образом касались и меня, верующего школьника, который не вступал в пионеры не потому, что был против системы, а потому что, как сказали мне учителя, в пионерском галстуке я не смогу пойти в храм Божий. И тогда я выбрал храм — говорю об этом, чтобы подчеркнуть, что Церковь находилась в изоляции, Церковь находилась в некоем гетто, и многие считали, что остались короткие десятилетия, и все закончится…

Именно в это время восходит звезда митрополита Никодима. Он был человеком невероятно одаренным, он обладал феноменальной памятью, он помнил наизусть, от начала до конца, многие богослужебные тексты, например акафисты. Он и сам творил замечательные литургические тексты. Это была, может быть, самая радостная часть его работы, когда в поезде, или в самолете, или в короткие минуты отдыха он писал литургические тексты. И еще раз хочу сказать: он был человеком, который в то время посмел сказать власти слово «нет». Он был тогда единственным из всего епископата, кто так говорил и отстаивал жизненно важные интересы Церкви нашей, — на все это тратились огромные силы.

Многие в то время не вполне понимали позицию митрополита, который активно развивал внешние связи, содействуя укреплению наших позиций на международной арене. Для консервативно православных людей это было не совсем понятно; многие даже обвиняли его в том, что он уделяет чрезмерное внимание внешней работе. Но именно внешняя деятельность Церкви и была той силой, которая удерживала власти от радикального решения религиозного вопроса в нашей стране. Развивая внешние связи нашей Церкви, поднимая ее международный авторитет, митрополит Никодим делал ее защищенной перед лицом внутренних гонителей.

Это хорошо сознавали подлинные враги Церкви. Одним из таких врагов был тогдашний уполномоченный Совета по делам религий в Ленинграде, который, будучи человеком умным, в каком-то смысле даже проницательным, и принципиальным врагом Церкви, очень неодобрительно относился к развитию внешнецерковных связей. И мне, тогдашнему ректору Ленинградских духовных школ, приходилось вступать с ним в нелицеприятный диалог, когда он выступал против того, чтобы в Ленинградской духовной академии обучались иностранные студенты, против наших поездок за рубеж, против приглашения профессоров из-за рубежа — то есть против всего того, что укрепляло авторитет Церкви и авторитет Ленинградских духовных школ.

Вот такая была эпоха. Некоторые из архиереев прошли тюрьмы и лагеря, и воля их была в каком-то смысле надломлена; другие, может быть, из-за слабости характера не умели и неспособны были говорить тогдашней власти слово «нет». В нашей Церкви был только один человек, который это говорил, и этим человек был владыка митрополит Никодим.

Иногда эти слова произносились достаточно эмоционально. Никогда не забуду разговор, который я случайно услышал, находясь в соседней комнате, — с тогдашним председателем Совета по делам религий Куроедовым. Сперва разговор начался спокойно, но потом владыка уже кричал на высокого государственного чиновника. Мне показалось, что на этом все закончено — его просто уберут, не смирятся с тем, что так он разговаривал с чиновником, от которого в каком-то смысле зависела судьба Церкви. А тогда речь шла о судьбе Ленинградских духовных школ: в ответ на настоятельные требования сократить число учащихся в школе, не допускать нового приема митрополит Никодим жестко отстаивал интересы школы, епархии, да и всей Церкви.

Я привожу этот пример для того, чтобы новое поколение духовенства и верующих, которые не знают всей тяжелой истории борьбы нашей Церкви за внутреннюю свободу и независимость, помнили, что и в то время были герои духа, подвижники. И самым сильным доказательством того, что владыка был воином Христовым, душу свою полагавшим за паству свою, за Церковь, является тот факт, что он умер от седьмого инфаркта. Инфаркты не бывают у людей, живущих спокойной и размеренной жизнью. Инфаркт — это результат стресса, и только могучая физическая сила владыки Никодима дала ему возможность оставаться живым, несмотря на шесть инфарктов, но седьмой его сразил.

Такого человека мы сегодня вспоминаем. Прошло 45 лет со дня его, несомненно, блаженной кончины. Как человек ему лично близкий, бывший его секретарем, бывший его иподиаконом, я всегда с некоторым внутренним трепетом переживаю этот день, вспоминая о его смерти. Да и умер он необычно. Патриарх направил его в Ватикан для участия в похоронах Папы и беседы с вновь избранным Папой. Владыка Никодим находился в течение месяца в Риме, очень плохо себя чувствовал, а в день встречи с вновь избранным Папой произошло несколько событий. Во-первых, угнали арендованную машину, и владыка опасался, что опоздает на встречу с Папой, — это помешало бы ему создать благоприятную атмосферу для беседы. Уже в тяжелом физическом состоянии владыка Никодим отправился в Ватикан. Нынешний владыка Лев, митрополит Новгородский, сопровождавший его в тот день, рассказывал, что митрополит Никодим буквально каждые 10-15 минут принимал нитроглицерин, то есть находился на пределе физических сил. Но он встретился с Папой, рассказал ему многое о Русской Церкви. Рассказал так, что после смерти владыки, наступившей во время этого приема, Папа Римский говорил, что никогда ничего подобного не слышал от православного иерарха. «Он мне открыл глаза на многое», — сказал Папа. Потому что владыка митрополит говорил о Церкви в таких словах, которыми может говорить только человек собственного глубокого духовного опыта.

Владыка скончался. С ним завершилась целая эпоха, но он оставил учеников, к которым и я, к счастью, принадлежу. Несомненно, владыка повлиял на мое духовное и интеллектуальное развитие, но, самое главное, он повлиял на формирование убеждений, благодаря которым я и могу совершать сегодня то великое служение, к которому меня призвал Господь. Говорю обо всем этом, чтобы многие поняли, что Церковь, которая живет благодаря апостольскому преемству, живет также благодаря тому преемству, которое мы получаем от предыдущих поколений, взирая и проникаясь опытом их духовной жизни, опытом их духовной борьбы за благо Церкви, за будущее Православия в нашем Отечестве.

Вот таким был владыка митрополит Никодим. Прошу всех поминать его в своих молитвах, а сейчас совершим заупокойную службу, с тем чтобы в 45-ю годовщину со дня его кончины вознести ко Господу наши общие молитвы о упокоении его души. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6056657.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3157
  • Репутация: +594/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь в день памяти святителя Петра Московского после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

6 сентября 2023 г. 15:50

6 сентября 2023 года, в праздник перенесения мощей святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. По завершении Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня мы празднуем память святителя Петра, митрополита Киевского, а также по факту Московского и всея Руси. Почему по факту? А потому что, даже будучи в Москве, святитель именовался митрополитом Киевским и всея Руси, поскольку Киев исторически был первой столицей всея Руси и киевские митрополиты имели особое попечение о всей Русской Церкви.

Но настало время трагическое для древнего Киева. Он был практически разгромлен нашествиями кочевников, и не было никакой возможности сохранять жизнь этого города в качестве столицы всея Руси. Поэтому святитель Киевский Петр перебрался в ту часть Руси, которая была недоступна для кочевников, — на северо-восток. Почему недоступна? Потому что кочевники побеждали силой своих конниц, а на северо-востоке — лес. В лесу конница бесполезна, она становится легкой добычей лучников и прочих воинов. И действительно, пребывание во Владимирской земле придало святителю новые возможности и новые силы, в том числе для попечения о всей Русской Церкви.

Но знаем также, что недолгим было это пребывание. Возвышение града Москвы, который стал являть себя как новый центр жизни всея Руси, споспешествовало тому, что святитель Петр принял исторически важное значение перенести кафедру всея Руси из города Владимира в Москву. А если бы это не произошло, то вряд ли Москва возвысилась бы, и уж точно мы с вами не совершали бы здесь это богослужение. По всей вероятности, Москва никогда бы не стала столицей государства Российского. Но промыслительное деяние святителя Петра имело огромное значение для будущего этого града, ставшего столицей нашего великого государства.

Печально, что история святителя Петра сегодня нечасто упоминается нашими историками. Печально, что о нем мало что знает молодежь. Даже празднуя День города, мы как-то не связываем его с памятью святителя Петра. А надо бы связывать, потому что, не будь святителя Петра, не было бы Москвы как столицы нашей Родины. Поэтому еще и еще раз обращаюсь ко всем, кто мог бы на это повлиять: давайте приурочим День города Москвы к дню памяти святителя Петра, которому Москва и москвичи на протяжении всех поколений должны быть благодарны за то, что именно этот град стал столичным.

Но здесь, в Успенском соборе, где почивают мощи святителя, его память никогда не пресекалась. Ведь святитель Петр заложил основание этого собора, а затем, когда собор был отстроен, его святые останки были перенесены именно сюда. И сегодня они собирают вокруг себя благочестивых москвичей и не только москвичей, паству нашу, народ наш благочестивый, в памяти которого никогда не пресекалась мысль о том, что именно святитель Петр стал не только святым угодником Божиим, но и подлинным основателем Первопрестольного града Москвы.

Этот день действительно соединяет в себе многие смыслы — и сугубо религиозный, духовный, и политический, и даже культурный. И я благодарю Бога за то, что мы празднуем этот день у мощей святителя в главном храме всея Руси — в Успенском соборе Московского Кремля.

Тяжко вспоминать те годы, когда вход в этот храм был запрещен для совершения молитв — даже в день святителя Петра. Правда, когда время атеистической власти уже подходило к концу, Церкви наконец предоставилась некоторая возможность все-таки посещать это место. Но сегодня мы благодарим Господа за то, что совершаем именно здесь прославление памяти великого угодника Божия и одновременно созидателя Святой Руси, основоположника града Москвы как столичного града. Ведь в то время без благословения и без участия Церкви никакой град не мог бы стать Первопрестольным, а потому именно святитель Петр в первую очередь предначертал Москве быть Первопрестольным и столичным градом всея Руси.

Прославляя святителя Петра, мы просим его молитв. Сегодня Отечество наше вступило в тяжелую годину испытаний. Враг рода человеческого, враг Руси привел состояние дел к такому кошмару, что снова брат поднимает руку на брата, пресекаются органически единые связи между Севером и Югом Руси, между современной Российской Федерацией и Украиной. Как же не печаловаться об этом и не просить у Господа остановить это безумие, остановить эту вражду, с тем чтобы снова едиными устами и единым сердцем мы как единый народ могли прославлять преблагословенное имя Божие и святых угодников, одним из которых для всех нас является святитель Петр, митрополит Киевский, Московский и всея Руси! Обращаясь к нему с молитвой, будем просить, чтобы сохранилась земля наша Русская в единстве, в духовной силе, в единомыслии, чтобы Церковь наша сумела преодолеть расколы и разделения, порожденные политическими разномыслиями и конфликтами, и чтобы народ наш вновь мог объединяться и у святынь Москвы, и у святынь Киева, принося Господу благодарение за тот удивительный и спасительный исторический путь, которым прошла наша Церковь и на котором утвердились духовные ценности в жизни всего нашего народа.

Молитвами святителя Петра да укрепит Господь землю нашу Русскую и оградит ее от всякого зла. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6056914.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3157
  • Репутация: +594/-0
  • Пол: Женский
Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в праздник Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы в храме святителя Николая в Толмачах

8 сентября 2023 г. 15:45

8 сентября 2023 года, в праздник Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме святителя Николая Мирликийского в Толмачах г. Москвы, где хранится великая святыня России — Владимирская икона Божией Матери. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня мы празднуем и молимся перед чудотворным образом Пресвятой Богородицы. Само слово «чудотворный» означает, что это образ, который творит чудеса. Мы знаем, что чудеса творит Пресвятая Дева, но Она творит их в ответ на нашу веру и на нашу молитву, а чувство благоговения перед Пресвятой Богородицей, наша вера, наши молитвы становятся особенно сильными, когда мы взираем на Пресвятую Богородицу через видимый Ее образ, запечатленный в многовековой иконографии, ярчайшим представителем которой является и замечательная святыня, присутствующая ныне в этом храме Владимирской иконы Божией Матери, перед которой мы все сегодня усердно молились.

Когда мы говорим «чудотворная икона», мы говорим о чуде. А что такое чудо? Само слово «чудо», в переводе со славянского на русский, — это в первую очередь удивление. Это нечто, что выпадает из логики человеческой жизни. Это нечто, что выпадает из действия физических законов бытия. Когда такое явление имеет место, оно удивляет людей. Поэтому чудо — это в первую очередь удивление и, конечно, благоговение. И чудотворный образ — это именно тот, по молитвам пред которым происходят великие, часто непонятные с точки зрения и физических законов бытия, и логики человеческой жизни события, касающиеся и отдельных людей, и всего народа и страны нашей. И мы знаем, как в самые тяжелые годины испытаний, когда стоял вопрос, быть или не быть Руси, России, державе Российской, люди приходили к чудотворным образам Пресвятой Девы и горячо молились об избавлении Отечества нашего.

Вот и сей Владимирский образ, наверное, самый древний из всех чудотворных образов нашей Церкви, действительно впитал в себя горячую молитву многих поколений. Поэтому его чудотворения есть не что иное, как ответ на горячую молитву многих и многих поколений людей; и мы, недостойные, может быть, молитвы наших предшественников, питаемся духовно благодатью, которая по молитвам тех поколений, тех подвижников веры и благочестия даруется сегодня через сей святой образ и нам, грешным и недостойным, но чающим услышать спасительный ответ на наши молитвы от образа Пресвятой Богородицы.

Замечательно, что прошли тяжелые времена в нашей стране, когда из Церкви насильственно изымались, становясь лишь музейными экспонатами, многие замечательные чудотворные образы, создаваемые для Церкви, для того чтобы через эти произведения, облагодатствованные силой Божией, являлась людям милость Господа. А поскольку большинство таких святынь действительно представляют собой художественные шедевры, то как замечательно, что сегодня удается найти разумное понимание чудотворного образа и как святыни, и как выдающегося произведения изобразительного искусства Древней Руси!

Сегодня мы о многом молимся пред святой иконой Владычицы Богородицы. Россия, страна наша, снова проходит через тяжелые испытания. Многие ополчишася на Русь Святую, как то бывало и в древности, чающе погубить народ ея. Поэтому, как в годы минувших лихолетий, когда приходили к сей святой иконе благочестивые наши предшественники, так и сегодня мы должны усилить наши молитвы. И молитвы перед чудотворными образами, и церковные молитвы в наших общинах, и наши личные молитвы — все они должны сегодня содержать обращение к Господу за помощью, чтобы враги могущественные не сокрушили Святой Руси, чтобы не попрали наши святыни, чтобы не потерял народ наш свободы, в том числе свободы следовать предписаниям Церкви, основанной на евангельских заповедях и повелениях Господа, которые сегодня входят в прямое противоречие с общественной моралью и политической практикой некоторых могущественных государств. Но для того чтобы оставаться свободными, мы должны быть сильными, а сила всегда приходит от силы духа. От силы духа все победы, от нее способность сопротивляться искушениям, соблазнам и всяким диавольским приложениям.

Молясь перед этим святым образом, давайте в первую очередь молиться о нашем Отечестве, о стране нашей, чтобы Господь сохранил нас тем островом свободы, которым мы сегодня являемся. А мы, несомненно, остров свободы. Не той, что провозглашается на бумаге и в документах, но на деле сопровождается нравственным, идейным закабалением людей, а подлинной свободы, которую дарует нам Господь через Свое слово и в ответ на наши молитвы. Дай Бог, чтобы Россия, как я уже сказал, оставалась островом свободы. Это очень нужно для нас, но это нужно для всего мира, и уже сегодня мы получаем множество посланий от людей из-за рубежа, которые об этом говорят и просят нас не сойти с пути, по которому мы идем, и молятся, чтобы Отечеству нашему, народу нашему хватило сил оставаться самими собой и нести миру правду.

Верим, что молитвами Пречистой Царицы Небесной, Которая в прошлом ограждала Отечество наше от многих страшных, смертельно опасных испытаний, Господь и ныне защитит Отечество наше, град Москву и Церковь нашу. Но для того чтобы было так, мы должны, молясь пред Господом, пред Его Пречистой Матерью, вкладывать в эту молитву всю нашу веру, особенно когда мы предстоим великим чудотворным образам, через которые явлено народу нашему действие Божественной благодати. Под Покровом Пречистой Преблагословенной Царицы Небесной да хранит Господь землю Русскую, град наш Москву и Церковь нашу. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6057453.html