Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?
rss

Автор Тема: Слова Патриарха Кирилла  (Прочитано 834750 раз)

0 Пользователей и 3 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3157
  • Репутация: +594/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь по окончании Литургии в Богоявленском соборе Костромского кремля

24 сентября 2023 г. 15:20

24 сентября 2023 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Богоявленском соборе Костромского кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Уважаемый Сергей Константинович! Виктор Иванович, благодетель земли Костромской и многих других земель! Дорогие отцы, братья и сестры!

С особым чувством я пребываю сегодня в этом чудном граде Костроме. Мне приходилось здесь бывать и ранее, в разные времена, и помню, как город и особенно святые места, с ним связанные, производили не лучшее впечатление. Всем хорошо известна огромная историческая роль костромичей в спасении России, в созидании русского патриотического духа, способного и в военное время защищать Родину, и в мирное время давать силы людям. Но состояние города вызывало сожаление и мысли о том, что даже о таком важном месте должная забота не осуществляется. В конце концов, и страна наша проходила тогда через тяжелейшие экономические трудности. Но как же возрадовалась сегодня моя душа, когда, проезжая по Костроме, я увидел город в таком замечательном состоянии! Войдя под сень этого собора, я был поражен его красотой, величием — и все это сделано за последнее время. О чем это свидетельствует? Это свидетельствует, прежде всего, о том, что вера православная в нашем народе жива.

Многим из вас, наверное, приходилось бывать на Западе, где стоят величественные соборы — готические, романские, шедевры архитектуры. Заходишь в этот собор — пустой. Думаешь: надо на богослужение попасть. Но приходишь в воскресенье — тоже пустой, на скамеечках человек 50-100. И когда я взирал на эти опустошающиеся кафедральные соборы, я понимал, что это явление отображает духовное состояние народа. Никого не хочу судить, Бог всем судья. Мы и не знаем всего, что там происходит, но мы точно знаем, что происходит у нас — в передовой, развитой стране, с блестящей наукой, с развитой промышленностью, с огромными достижениями в области создания новых технологий. Эта современная страна, именуемая Россией, могла бы пойти по тому же пути, что и страны Запада, но по милости Божией она не идет. И наша главная отличительная черта — мы верим в Бога. Как вы знаете, на пряжках немецких военных тоже были слова «Gott mit uns» — «Бог с нами». Но они творили беззаконие. А наши слова «Мы верим в Бога» никогда не повлекут за собой то, чтобы беззаконие — духовное, нравственное — совершалось на Русской земле. И потому я с большой благодарностью отношусь к тому, как сегодня осуществляется управление нашим Отечеством, как выстраивается система приоритетов и ценностей, как осуществляется забота о людях. В этом отношении радует меня и Костромская земля, и хотел бы сердечно поблагодарить власти за труды, которые они несут.

Но хорошего никогда не бывает достаточно. Если кто-то скажет: «Ну вот, все в порядке», как некогда богач библейский: «Душа, ешь, пей, веселись, чего тебе еще надо?» (см. Лк. 12:16-21), — тогда и начинается пагуба. Поэтому, для того чтобы развивалась дальше Костромская земля, нужно ставить перед собой новые задачи, воодушевлять людей на их решение, призывать имя Божие и, постоянно сознавая, что мы не все сделали, не только доделывать, но и идти вперед. Думаю, только такой взгляд на жизнь и может подвигать людей на постоянное совершенствование, которому нет конца.

Еще раз хочу сказать, что был безмерно рад увидеть добрые перемены на Костромской земле. Мы летели на самолете, и я видел поля в том состоянии, в каком еще совсем недавно они не пребывали. Чистый, красивый город. И дай Бог, чтобы на достижениях, которые уже сейчас имеют место, никто не останавливался — ни власть имущие, ни народ, ни Церковь. Мы вместе трудились во славу Божию и ради процветания нашего Отечества; но нужна постоянная динамика — как я говорю, вверх и вперед. Почему вверх? Потому что, если развиваться только по горизонтали, то это значит жиром прирастать. А вверх — прирастать духом. Поэтому нужно и вперед, и вверх, всенепременно! Это единственный правильный вектор духовного, культурного и политического развития России.

Еще раз благодарю всех тех, кто потрудился над созданием всей этой замечательной красоты. Глубоко убежден в том, что Господь не оставляет и не оставит благодетелей без Своей милости. А в знак благодарности к сему святому месту, к епархии, к граду сему я бы хотел подарить этот драгоценный список Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия». С ней связана очень значительная часть моей жизни. Еще младенцем меня приносили в храм, где был чудотворный, почитаемый в Ленинграде список Смоленской иконы Божией Матери, — церковь Смоленской иконы Божией Матери на Смоленском кладбище. А затем Господь привел меня в город Смоленск, где пребывает Смоленская Одигитрия, та, перед которой Кутузов молился на Бородинском поле и с которой было связано наше спасение от нашествия объединенной Европы, когда мы одержали победу на поле брани, а потом дошли и до Парижа. Пусть образ Одигитрии пребывает и на этой героической, славной земле. Молясь перед ним, молитесь о Родине нашей, о властях, но, может быть, особо горячая молитва должна быть о Церкви и о вере нашего народа, потому что, покуда будем сохранять веру в Господа, мы не собьемся с правильного исторического курса. А если соблазнимся ради достижения неких мирских целей, порой кажущихся очень привлекательными, и забудем о Боге, о вере наших предков, о том, что было в сердцевине нашего национального самосознания, — не будет нам блага. Это хорошо известно из истории. Вручаю образ Царицы Небесной для сего святого храма и надеюсь, что, молясь перед ним, вы вспомните и своего Патриарха, который в ваших молитвах очень нуждается. Храни вас Господь!

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6062098.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3157
  • Репутация: +594/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь в праздник Воздвижения Креста Господня после Литургии в Храме Христа Спасителя

27 сентября 2023 г. 16:11

27 сентября 2023 года, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Крест в прямом смысле слова — это наказание, которое налагалось в древние времена на людей для того, чтобы они страданиями своими искупили преступление. Идея искупления преступления наказанием сохраняется в течение всей человеческой истории. Конечно, на эту фундаментальную истину налагаются различные культурные особенности, связанные с тем, как развивается человечество, какие возникают философские учения, связанные с преступлением и наказанием. Но сам по себе факт, что за преступлением следует наказание, никогда никем не оспаривался. На этом основывается вся юриспруденция, судебная практика, и, наверное, если бы не так, то в хаос превратилась бы наша жизнь. Многих от преступления удерживает именно страх перед наказанием. В этом смысле крест отображает некую глубинную онтологическую истину, заложенную Самим Богом в жизнь людей. И если бы не было наказания после преступления, то, наверное, человеческое общество было бы нежизнеспособно.

Сегодня мы прославляем Крест Христов. Это тот случай, когда наказание было несправедливым, когда Господь, не совершивший ничего плохого, в том числе против государственных законов и обычаев своего народа, был умерщвлен путем тягчайших страданий. Не потому, что был преступником, — совсем не потому! — но потому, что Его слово не соответствовало сложившимся идеалам, в том числе ложнопонимаемым идеалам религиозной жизни. Потому что Господь связывал с верой в Бога, с тем, что мы сегодня называем религией, внутреннее изменение человека. Человек, вступающий на путь Богообщения, молящийся Богу, тем самым обязуется в первую очередь внутренне себя менять, отвечать на Божий призыв, на Божии законы, на Божии заповеди. А если внутреннее делание не совершается, то мы, по слову апостола, медь звенящая и кимвал бряцающий (1 Кор. 13:1), то есть пустота, ничего существенного, в том числе и в нашей религиозной жизни. Поэтому воспоминания о Кресте Господа и Спасителя каждого из нас должно ко многому подвигнуть.

Во-первых, мы должны понимать, что страдания в человеческой жизни, как бы люди ни пытались от них избавиться, есть, как говорят философы, онтологическая, то есть существенная часть человеческой жизни. Страдания бывают разные, это действительно зависит, в том числе, от культуры, от развития общественных отношений и многого другого, но само по себе страдание не исчезнет до последнего дня человеческой истории. Однако страдания могут быть спасительным крестом, а могут быть гибелью — всё зависит от того, как мы воспринимаем скорбь, как мы воспринимаем свои страдания. Если у нас появляется отчаяние, тем более если мы исполняемся ненависти, готовности отомстить за то, что нам кажется причиной наших страданий, то мы только умножаем страдания и вносим свой вклад в общее безумие, в диавольскую логику конфликта.

Освобождение от страданий может быть только в Святом Духе. Мы знаем, что великие подвижники сами налагали на себя страдания. Что значит уйти в пустыню без куска хлеба или с крошечным кусочком, который закончится буквально за день, за два? Что означало находиться там, в песках, без еды и питья, и молиться Богу? Ни одно человеческое наказание не сопряжено с такими испытаниями, какие подвижники сами налагали на себя, чтобы через скорби приблизиться к Богу. И ведь приближались! Мария Египетская перешла Иордан как по суху, уподобившись ангелам. Через что? Через то, что она сама на себя наложила, — такие обеты, такое самоограничение, следуя которому, она действительно преодолела физическое тяготение человеческой плоти и стала равноангельским существом.

Крест Господень есть мерило праведности, что особенно ярко являет русское изображение креста с нижней перекладиной, справа от Господа вознесенной к небу, а слева опущенной книзу, что символически означает и оправданного разбойника, который признал Распятого на Голгофе Спасителем, и осужденного, который хулил Его вместе с хулителями. Но это не только символ того, что было на Голгофе, — это великий символ глубинной истины человеческого бытия. Вся наша жизнь — между добром и злом; каждый избирает, в какую сторону ведет его жизненная траектория — к небу или вниз, в дьявольскую бездну.

Каждый раз, когда мы взираем на Крест Господень, мы, конечно, молимся Господу о своем, так уж мы устроены. Взирая на Страдальца, мы часто молимся и о бытовых вещах, даже не представляя, насколько наша молитва далека от того, что изображено на кресте. Однако Господь и эту нашу немощь с любовью покрывает и отвечает на нашу молитву. Но при этом мы никогда не должны забывать, что Крест — мерило истины, мерило праведности. Если мы желаем быть подлинными христианами, мы должны пред Крестом Божиим искренне исповедовать свои грехи и осознавать, что в нашей жизни обращено к небу, а что обращено книзу, что влечет нас к гибели души и тела.

Крест Христов — это, если хотите, компас, ориентир духовной жизни. Именно поэтому поклонение Кресту началось с глубочайшей древности, Обретение Креста связано с деяниями императрицы Елены и сына ее Константина, и, конечно, замечательные деяния императорской семьи, которые положили начало всеобщему поклонению Кресту Господню, сегодня также в нашей благодарной памяти, и мы почитаем тех, кто явил миру Крест Господень. И каждый из нас должен сделать выбор — либо идти к Богу, прославляя Христа Распятого, либо вместе с неблагоразумным разбойником и кричащей у Голгофы толпой отвергнуть великую спасительную Жертву или ею пренебречь, даже будучи формально верующим человеком.

Еще раз хотелось бы сказать: взирая на крест, мы должны актуализировать свою веру, соединять ее с нашей жизнью, задавать себе нелицеприятные вопросы о том, где мы в этой системе ценностей. И, уповая на волю Божию, на Его милосердие, подкрепляя свою веру горячими молитвами к Господу, совершая добрые дела, мы действительно обретаем способность вместе с благоразумным разбойником стать одесную Креста, на пути к нашему спасению. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6063168.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3157
  • Репутация: +594/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь в Неделю 17-ю по Пятидесятнице после Литургии в храме равноапостольного князя Владимира в Анапе

1 октября 2023 г. 17:36

1 октября 2023 года, в Неделю 17-ю по Пятидесятнице, по Воздвижении, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме равноапостольного князя Владимира в городе-курорте Анапе Краснодарского края. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

В имя Отца и Сына и Святаго Духа! В сегодняшнем евангельском чтении (Мк. 8:34-9:1) мы были научены тому, чтО есть страх, и как к страху нужно относиться. Вообще страх — это защитная реакция человеческого организма. Если бы не страх, то много было бы несчастий как в масштабе личности, семьи, так и в масштабе общества, да и всей земли. Страх удерживает человека от многих неправильных поступков, но есть страх, который очень опасен, который сковывает волю, который мешает человеку духовно развиваться. Такой страх — это некое орудие в руках диавола.

Мы знаем, что когда Церковь наша проходила через испытания и гонения, то многие, как мы говорили, страха ради иудейска (см. Ин. 19:38) переставали ходить в храм, осенять себя крестным знаменем, носить крест. В душе оставались верующими, но, скованные страхом, не делали ничего для того, чтобы душу свою спасти. Вот такой страх очень опасен не только в плане спасения души, но и в плане достижения многих жизненно важных целей. Страх человека, защищающего Родину, может принести огромные страдания множеству людей, ведь часто именно страх заставляет изменить присяге, нарушить свой долг. И подобное происходит не только на поле брани и не только с теми, кто призван защищать Родину, но страх нередко искажает человеческие отношения, вносит подозрительность, недоверие, разрушая здоровую ткань этих отношений.

Однако есть и святой страх или страх Божий. Но ведь страх Божий — это не простая эмоция. Мы не сотрясаемся от страха, когда подходим к иконе, к святым мощам или приступаем к причастию Святых Христовых Таин. Никто не испытывает при этом опасные, губительные эмоции. Что же здесь за страх? А здесь нечто большее, чем эмоциональный страх. Мы осознаем, что нельзя совершать нечто вопреки воле Божией. Нельзя подходить к Святой Чаше, не очистив совесть святым исповеданием и признанием своих грехов. Но нельзя также, не опасаясь за будущее семьи, вести себя легкомысленно, что порой приносит в семью разрушение. Если бы страх — страх потерять семью — в данном случае превалировал, так ведь, может быть, этот страх оградил бы от многих грехов.

Другими словами, страх может быть в погибель себя, своих близких, родных, в погибель самой Родины и даже в разрушение Церкви, как это было в истории, когда страха ради люди впадали в ереси и расколы. Но страх может быть и спасительным, если речь идет о страхе пред Божиим воздаянием, пред Божиим судом и пред своей совестью.

Господь учит нас, что даже страх, эта, казалось бы, негативная эмоция, может быть во спасение. И дай Бог, чтобы в наших сердцах не было страха пред людьми, особенно ложного страха, как это бывает иногда у тех, кто стремиться сделать карьеру и выстраивает лицемерно отношения с сильными мира сего, опасаясь, то есть проникаясь страхом, что какая-то погрешность помешает их карьере. Вот такой страх — от лукавого. Такого страха не может быть у человека, который живет по совести, который с открытым сердцем, с чувством любви и уважения относится к другим. Поэтому страх бывает и в спасение, и в погибель. И дай Бог, чтобы мы овладели страхом во спасение — страхом совершить грех, страхом преступить Божий и человеческий закон, страхом обидеть или нанести рану ближним; но чтобы у нас не было страха, когда мы защищаем Родину, когда мы отстаиваем правду, когда мы защищаем слабых. Тогда нужно изгонять страх, ибо он становится опасной эмоцией, губительной для нашей души.

Всему этому мы сегодня научены, и давайте еще и еще раз примем и умом, и сердцем, что страх бывает разный. Один страх — страх пред Богом — ведет человека к спасению, а страх перед людьми ведет к личным, семейным или даже общественным непорядкам и недугам.

Величайшая мудрость, заключенная в словах Господа, способна провести нас по жизненному пути, невзирая ни на какие страхи, помогая нам действительно соблюсти все то, что Бог от нас требует, чтобы и здесь быть благополучными и добрыми по отношению к тем, кто нас окружает, но и в веке будущем обрести спасение. Пусть благословение Божие пребывает над всеми нами, верующими людьми, призванными иметь страх Божий в сердце и ни в коем случае не иметь никакого иного страха, но, укрепляясь верой и надеждой, без страха, с упованием на волю Божию, идти по жизненному пути. Да помогает всем нам Господь именно так, а не иначе идти дорогой, которой Он нам указывает, и целью которой является спасение в Царстве Божием. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6064187.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3157
  • Репутация: +594/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь в день памяти преподобного Сергия Радонежского после Литургии в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры

8 октября 2023 г. 15:32

8 октября 2023 года, в Неделю 18-ю по Пятидесятнице, день преставления преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогой владыка наместник! Отцы, братья и сестры!

Мы сегодня собрались для того, чтобы в очередной раз прославить Игумена земли Русской — преподобного и богоносного отца нашего Сергия.

В мире многое решается силой — силой образования, силой политической, силой военной, силой экономической. И на основании реального опыта в сознании людей складывается ясная взаимосвязь между силой и положительными результатами какого-либо действия; это настолько очевидно, что не требует никаких доказательств. Именно поэтому человек, который стремится занять высокие позиции в политике, в экономике, в общественной жизни, обязательно набирается сил — получает образование, опыт; нередко требуются и материальные вложения. Другими словами, сила и власть — это почти синонимы; и если посмотреть на весь срез человеческой истории, то так оно и было: где деньги, где могущество, где сила, — там и власть.

Но Господь учит нас другому. Он учит нас совершенно парадоксальному пониманию того, что есть сила на самом деле. Ведь Он Сам явил не силу, а слабость. Он не сошел с креста, Он страдал, Он подвергался издевательствам — именно потому, что Он не явил силу. Сошел бы с креста — и всё в один момент разрешилось бы, все бы поняли: конечно, это Мессия, вот сила какая, ведь никто никогда с креста не сходил! Но нет, не сошел Господь с креста и тем самым показал всем нам, что сила не всегда способна делать то, чего желает человек. Подлинное благополучие, радость, мир душевный — не от человеческой силы. И во свидетельство тому Господь воздвигает Своих угодников — тех, кого мы называем угодниками Божиими.

Среди таковых — святой преподобный и богоносный отец наш Сергий, игумен Радонежский, чудотворец. С внешней точки зрения он не являл никакой силы, но что же происходило по молитвам этого угодника Божия? Многое происходило! И потому князь Дмитрий Донской пошел за советом не к тем, кто имел воинский опыт или был в состоянии добавить к его силе свою воинскую силу. Перед решающей битвой с Мамаем князь пошел к святому старцу — преподобному Сергию — и у него получил благословение. Дмитрий Донской не получил воинское подкрепление — не было рати у монашеской обители; но в ответ на просьбу князя Преподобный символически дает двух своих монахов — Пересвета и Ослябю. И мы знаем, какую огромную роль сыграли эти два инока, когда схватились в смертельном бою с единоборцами Орды, — погибли, но не были побеждены. Благословение преподобного Сергия не приумножило военную мощь князя Дмитрия, но именно оно стало главной силой, которая помогла совершить на Куликовом поле реальное чудо, через Пересвета с Ослябей и многих павших воинов, — чудо избавления страны от многовекового ига. И хотя иго еще продолжалось, но враг получил такой удар — и психологический, и политический, и военный, — что ослабли узы, которые связывали наш народ многолетним рабством.

История преподобного Сергия многому нас учит. Замечательные слова Преподобного «Иди и победишь», которыми он напутствовал Дмитрия Донского, слова, произнесенные немощным старцем, который не опирался ни на какую человеческую силу, так воздействовали на князя, что он с полной уверенностью в том, что Орда более не сокрушит наш народ и нашу рать, вступил в схватку. И такой удар был нанесен гордому и непобедимому противнику, что с этого и началось постепенное освобождение земли нашей.

Пример Преподобного очень важен для всех нас. Мы решаем свои задачи, нередко также связанные с большим напряжением сил. Конфликты, в которые мы вступаем, нередко наносят непоправимый ущерб и тем, с кем мы боремся, и нам самим. Но когда мы вступаем в конфликты, в противоречия, мы должны помнить, прежде всего, о том, что сила Божия в немощи совершается, но и о чем-то другом очень важном — о том, что Господь все видит, что Он с нами, что Он отвечает не на грубую силу и не на человеческие ухищрения, направленные на причинение зла другим, но Он отвечает на нашу веру, на нашу молитву и на нашу любовь к Нему и к людям.

Так мы научены примером преподобного и богоносного отца нашего Сергия, и дай нам Бог этот пример, в меру наших сил, осуществить и в нашей жизни. Это касается и архиереев, и священнослужителей, и монашествующих, и мирян — всех тех, кто призывает в жизни своей имя Божие. Обращаясь к преподобному Сергию, мы просим его, чтобы защитил он державу нашу Российскую от всякого врага и супостата, чтобы укрепил жизнь Церкви нашей, оградил ее от расколов и разделений и чтобы каждого из нас сохранял на нашем жизненном пути так, чтобы мы не потеряли надежды на наше спасение в общении с Господом в этой жизни и в жизни вечной. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6065605.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3157
  • Репутация: +594/-0
  • Пол: Женский
Святейший Патриарха Кирилл: Настало время сугубой ответственности Церкви за наш народ и нашу страну

8 октября 2023 г. 18:52

8 октября 2023 года, в день памяти преподобного Сергия Радонежского, на братской трапезе по окончании Божественной литургии в Свято-Троицкой Сергиевой лавре Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился со словом к монашествующим:

  • «Пример Свято-Троицкой Сергиевой лавры должен напоминать каждому из нас, как понимали свое служение наши благочестивые предшественники. Они боролись за свою страну, за свой народ, за ее единство, а если надо, даже стреляли из пушек. К счастью, нам сейчас не надо из пушек стрелять, но как важно сегодня трудиться ради объединения нашего народа, ради консолидации нашего общества!
  • Некоторые уходят в тень, считая происходящее в мире не своим делом: мол, я молюсь в келье, и этого достаточно. Но ведь и преподобный Сергий в келье молился, однако, оставаясь старцем, молитвенником, отшельником, занял мужественную гражданскую позицию и благословил на битву святого князя Димитрия Донского. Вот и сегодня, обращаясь ко всем монашествующим, я скажу: конечно, ваша первая и главная задача — молиться. Но молиться по-настоящему! Не так, как мы иногда молимся: отчитали правило, отстояли на службе — и все. Сегодня надо молиться искренне, сердечно, душу свою полагая. Молиться за Родину, за Церковь нашу, которая проходит через очень непростые жизненные обстоятельства, ведь действительно многие силы воссташа на нас, и внутренние, и внешние.
  • Сегодня мы все нуждаемся в единстве. Но что такое единство Церкви? Единство Церкви — это единство в молитве. Единство — это когда каждый из вас молится за Патриарха, который сегодня реально нуждается в ваших молитвах; когда каждый из вас молится за Россию, за Президента, за воинство; когда каждый из вас понимает, что у него свое место в этой борьбе за свободу нашего Отечества.
  • Кто-то скажет: "Ну, я политикой не занимаюсь". А можно себе представить преподобного Сергия, который в ответ на призыв Дмитрия Донского сказал бы, пожав плечами: "Я политикой не занимаюсь, вы там сами с Мамаем разбирайтесь"? Невозможно! Потому что подлинную любовь к Отечеству, к народу нельзя отделить от нашей веры, от нашей христианской ответственности, если хотите, от нашей аскезы. Невозможно, укрывшись в тихой уютной келье, сказать: "Нет-нет, это не для меня — я молюсь". Как бы такие лицемеры не подверглись осуждению Божиему!
  • Сегодня надо не просто молиться. Сегодня нужно очень крепко молиться, потому что мы проходим через тяжелые исторические испытания. Патриарх чувствует, как холодные ветры обжигают и Церковь, и народ наш, и Отечество наше. Потому и обращаюсь сегодня к вам с особым словом. Молитесь за Отечество, потому что оно противостоит ныне мировому злу. С нами святые угодники, с нами преподобный Сергий, с нами величайшая традиция Святой Руси, — и мы не можем иначе. И все мы должны молиться, должны воспитывать наш народ в глубокой вере православной, в любви к Отечеству, к преданности традициям наших святых предшественников, среди которых преподобный и богоносный отец наш Сергий, игумен Радонежский, не убоявшийся благословить Дмитрия Донского. Он ведь ясно понимал, что это не только духовное, но и политическое деяние, однако тихий старец не убоялся, благословил и затем молился. А в результате — победа.
  • Вот так и Церковь наша не должна сегодня бояться, не должна уходить в сторону, не должна молчать. В чем же наше участие в этой вселенской борьбе, если мы толком не молимся? Правило читаем, по четкам молитвы считаем, но о самом главном не молимся — о спасении России. О поддержке тех сил, которые сегодня на переднем рубеже борьбы за свободу нашего Отечества, а значит, и за нашу Церковь. Ведь если не будет свободной России, то и Церкви Русской не будет. Найдутся и те, кто изнутри предаст, и те, кто извне поглотит.
  • Мое слово, обращенное к вам, окрашено в столь драматические тона, но иначе и быть не может, потому что прошли спокойные, безмятежные времена. Настало время сугубой ответственности Церкви за наш народ и нашу страну. А наша ответственность — в первую очередь в молитве и в помощи тем, кто защищает Отечество наше, в помощи тем, кто пострадал, защищая Отечество. И нужно обязательно найти место приложения не только своей молитвенной силы, но и своего внимания, своей любви. Чтобы не было так, что патриаршие добровольцы ходят по госпиталям, а монахи не ходят. В первую очередь именно монашествующие должны посещать наших раненых! Всегда же было именно так — вспомните дореволюционную Россию. Когда мы вступаем в столь трудный исторический период, мы все должны быть мобилизованы. Архиереи, священники, монашествующие, монахини наши — все! Каждый должен задать себе вопрос: что я делаю сегодня для народа нашего, для Отечества нашего, для свободы нашей Церкви?
  • И будем наблюдать, как вы откликнулись на слова Патриарха, появились ли монашествующие в больницах, среди раненых воинов. Обращаюсь ко всем монашествующим — если не вы, то кто? Сестры милосердия — кто они были? В первую очередь монахини. Но и к отцам обращаюсь: и в монастырях должна сегодня оказываться реальная помощь тем, кто страдает. Братья, идите в госпитали, не жалейте себя! Себя пожалеете — Родину потеряете, уважение народа потеряете. Спросят: "А вы-то, с длинными бородами, — где вы были?"
  • Вот мое слово ко всем вам, и надеюсь, оно разлетится по Руси Великой. И призываю всех вас бодрствовать, осознавая историческую ответственность Церкви за судьбу народа и Отечества нашего. Аминь».

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6065687.html