Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?
rss

Автор Тема: Слова Патриарха Кирилла  (Прочитано 834703 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3157
  • Репутация: +594/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь после Литургии в храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке в Москве

6 ноября 2023 г. 14:02

6 ноября 2023 года, в праздник иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (Спаса Преображения) на Большой Ордынке в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый отец Николай, настоятель сего храма! Дорогие отцы, братья и сестры!

Сегодня особенный день для града Москвы, потому что мы прославляем Царицу Небесную пред Ее образом, явившим множество милостей москвичам, да и всему народу нашему. Действительно, мы прибегаем к Царице Небесной со скорбями; редко человек приходит в храм с радостью. Так уж мы устроены: когда все хорошо, значит, так и должно быть; но как только случается нечто, с чем мы справиться не можем — страшные диагнозы, разруха в семейных отношениях, конфликт родителей с детьми и детей с родителями — вот тогда происходящее, раня наши сердца, заставляет задуматься о том, что своей силой из этой ситуации не выкарабкаться, невозможно восстановить разрушенное, невозможно исцелить болезнь, которая кажется неисцельной, и мы обращаемся к Богу…

Хорошо это или плохо? С одной стороны, плохо, потому что к Богу мы должны обращаться всегда — и в радостях, и в скорбях. Но, с другой стороны, современный человек, захваченный всем тем, что его окружает, ориентирован своим сознанием и своей волею совсем не на те ценности, которые являются ценностями Евангелия, Божественными ценностями, и живет своей жизнью. Но если хотя бы через скорбь и болезни человек приходит к Богу, то и это очень хорошо: как говорится, лучше поздно, чем никогда. Ведь если человек, пришедший в храм Божий со скорбью, особенно той, которую он своими силами никак разрешить не может, получает исцеление, то чаще всего это очень глубоко запечатлевается в его сознании, памяти, убеждениях.

Многие зде стоящие и вообще верующие люди опираются в своих религиозных убеждениях именно на собственный опыт. Потому что если бы не было опыта получения ответа от Бога, от Пречистой Богоматери и всех святых, от икон, то, наверное, не было бы и никакой религиозности. Ведь само слово «религия» обозначает связь, а какая же связь может быть, если человек ее не чувствует? Сколько угодно можно говорить: я верующий, я религиозный человек; а на самом деле жить, не имея с Богом никакой реальной связи. А ведь такая псевдорелигиозность или, если хотите, бытовая, обрядовая религиозность не несет нам спасения. Она даже утешения нам не дает. А для того чтобы Господь давал нам Свое утешение, Свою благодать, Свою милость, эта связь должна быть реальной. Наша вера должна соединять нас с Господом; мы должны стараться жить по Его закону.

Не всегда так получается, и каждый это знает. Где-то по слабости, по различного рода обстоятельствам — да каких только не бывает причин, когда мы не способны, не умеем, не можем или даже не хотим жить по Божиему закону! Но ведь от этого Божественный закон не исчезает, и призыв Господа жить в общении с Ним не отменяется ввиду нашего неведения или, как я часто говорю, окамененного нечувствия.

Для того чтобы связь с Господом сохранялась, чтобы наша вера была живой, чтобы слово «религия», то есть связь с Богом, наполнялось по отношению к нам реальным смыслом, мы должны эту связь поддерживать. А что для этого нужно? Для этого нужно обязательно иметь опыт ежедневной молитвы, причем не формальной, когда мы читаем молитвословия, часто не понимая даже слов, лишь бы исполнить некие предписания. Молитва должна наполняться реальным духовным содержанием. Мы должны действительно обращаться к Богу — с дерзновением, с радостью, с надеждой; вот тогда мы и будем чувствовать Божественный ответ.

А ничто не соединяет человека с Богом так, как реальный ответ, от Бога полученный. Иногда эти ответы бывают удивительными, не поддающимися никаким законам естества. Такие ответы мы называем Божиим чудом, и очень часто чудо приводит человека к Богу. Но порой не на всю жизнь: прошло первое впечатление от чуда, подзабылось то, какими жизненными обстоятельствами это чудо сопровождалось, и наступает постепенно окамененное нечувствие. Человек от Бога не отказывается, но живет так, будто Бога нет. Ну, изредка надо сходить в храм, по праздникам; но, выйдя за пределы храма, мы опять живем как люди, которые и Бога не знают.

Чудеса, в том числе проистекающие от чудотворных икон, даются нам по нашей просьбе. О чем просим, то Господь и посылает. Но они даются не только для того, чтобы исцелить нашу боль, с которой мы к Богу обращаемся в момент скорби. Эти чудеса совершаются, чтобы мы укрепились в вере навсегда. И даже если никаких чудес в жизни больше не будет и сомнения будут обуревать, нужно помнить, что Господь дал нам хотя бы на мгновение почувствовать эту реальную с Ним связь. И мы эту связь реально переживаем, когда приступаем к таинству Святой Евхаристии, когда прикасаемся к святыням или когда тихо, без всякого стремления показать свою набожность или свои добрые чувства, совершаем добрые дела.

Знаю многих, кто совершают такие дела там, где сейчас проливается кровь, — на Донбассе. Знаю медицинских сестер, которые рискуют жизнью, а то и гибнут; добровольцев, которые вступают в ополчение, считая, что нужно защищать Отечество, потому что оно сегодня выступает как оплот Православия в мире. Все, что совершается там, на поле брани, требует нашей общей поддержки. Кто-то помогает материально, но ведь каждый из нас может молиться за защитников Отечества нашего, памятовать о том, что там реально проливается кровь и молодые люди погибают на рассвете жизни…

На нашу землю пришла эта беда — междоусобная брань. Враг рода человеческого посмеялся над силой духа русского народа. Когда я говорю «русский», имею в виду и украинцев, и белорусов — тех самых русских, о которых «Повесть временных лет» говорит: «отсюда пошла есть Русская земля», подразумевая и Север, и Новгород, и Киев. Так вот, очень важно, мои дорогие, чтобы понимание своей принадлежности к русскому народу сопровождалось сегодня глубокой православной верой. А те, кто говорит «мы русские», а в храм не ходит? Задайте себе вопрос: а вы наследники своих отцов, дедов, бабушек, прадедов и пращуров, которые с верой связывали свою жизнь? И если вы не являетесь их наследниками, то в каком смысле вы можете говорить о себе как о русских людях?

Сегодня особенное время переосмысления нашего отношения к Богу, к православной вере. Те, кто сомневается, должны все сомнения отбросить. Кто не нашел еще этой веры, должен ее искать, должен приходить в храм Божий, должен молиться за родных, за близких, за воинов, которые сегодня за Русь жизнь свою отдают. Сегодня время, которое нельзя проспать; события, мимо которых нельзя пройти, не сделав для себя самые важные духовные, мировоззренческие выводы.

Мы знаем, какое огромное влияние на возрождение Православия оказала Великая Отечественная война. Сейчас, конечно, не тот масштаб военных действий и не тот масштаб страданий, но ведь кровь проливается, и люди страдают. Помню возрождение Православия в родном для меня Ленинграде в послевоенное время, как народ шел тысячами — при всего лишь тринадцати открытых в городе храмах — и как связывал со своей верой, с молитвой мысли о славном будущем Отечества нашего.

Еще и еще раз хочу сказать: скорби подаются нам для того, чтобы мы выходили из них лучшими, чем вступали в них. А для того чтобы было так, нужно укреплять нашу веру, молиться, просить Господа об Отечестве нашем, о властях и воинстве и, конечно, о каждом из нас, о наших родных и близких, о наших детях, внуках и правнуках.

И да поможет нам Господь не упустить этого судьбоносного времени, которое даруется всем нам — еще раз подчеркну — для обновления нашей веры, для укрепления нашего национального и религиозного самосознания, для того чтобы мы и дальше шли по историческому пути, который Бог открывает нам. Православие, вера есть духовная опора нашего народа, и мы должны опираться на эту опору, чтобы побеждать не только на поле брани и даже не столько там, сколько всякий раз, когда соприкасаемся со многими тяжелыми, скорбными, опасными обстоятельствами текущей жизни.

Преклоняя колена перед образом Царицы Небесной, вновь и вновь будем просить, чтобы простерла Она Свой державный Покров над страной нашей, над народом нашим, над властями, воинством и над всеми нами, с верой притекающим к Ее Святому имени. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6074943.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3157
  • Репутация: +594/-0
  • Пол: Женский
Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на открытии IV съезда Общества русской словесности и педагогического конгресса «Наследие К.Д. Ушинского и современное образование»

9 ноября 2023 г. 18:20

9 ноября 2023 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, председатель Общества русской словесности, выступил на торжественной церемонии открытия IV съезда Общества русской словесности и Международного педагогического конгресса «Наследие К.Д. Ушинского и современное образование».

Уважаемый Виктор Антонович! Уважаемые участники! Дорогие братья и сестры!

Хотел бы сердечно приветствовать всех вас, кто счел возможным присоединиться к нам на IV съезде Общества русской словесности и Международном педагогическом конгрессе. Эти два события посвящены 200-летию со дня рождения Константина Дмитриевича Ушинского.

Нынешний год Указом Президента Российской Федерации объявлен Годом педагога и наставника. Наставничество, заключающееся в передаче знаний и опыта, ценностей и норм, является значимой составляющей нашей жизни, свидетельством преемственности поколений и их неразрывной связи.

Институт наставничества формирует должное отношение между поколениями, позволяет сгладить конфликт «отцов и детей», созидая атмосферу уважения к старшим и обладающим мудростью людям. Благодаря наставничеству младшее поколение проникается уважением к тем, кто делится с ним опытом, накопленным предшественниками. Именно об этом говорит Священное Писание, призывая: Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и подражайте вере их (Евр. 13:7). Сама жизнь наставника может и должна служить примером тому, кто на него взирает, и мне хотелось бы поделиться с вами воспоминаниями о моих наставниках.

Прежде всего упомяну моего деда Василия Степановича Гундяева, который почти 30 лет провел в заключениях, ссылках, лагерях, пройдя 46 тюрем и 7 ссылок. Он попал на Соловки потому, что, будучи глубоко верующим человеком, выступил против гонителей Православной Церкви, против закрытия храмов, обновленческого раскола. Уже в молодые годы он собрал большую библиотеку духовной литературы — дело для советского времени немыслимое и рискованное.

Суровые испытания, которые выпали на долю моего деда, не сломили, а наоборот, укрепили его. Он вышел на свободу в весьма преклонном возрасте и полностью посвятил себя служению Церкви, приняв диаконский, а затем и иерейский сан. Отец Василий стал для меня образцом стойкости духа и крепости веры, явленных в тяжелейших обстоятельствах.

Вспоминаю, как мы с мамой на Московском вокзале тогдашнего Ленинграда встречали деда из его последней ссылки. Мы были вдвоем, по-видимому, отец по занятости не мог его встречать. Мы стояли на перроне, и вот в толпе людей я увидел очень пожилого человека, который вышел из вагона с большим фанерным чемоданом. Мама бросилась к нему со словами: «Папа, папа!» И сказала: «Мы сейчас возьмем носильщика, не надо тебе нести такой тяжелый чемодан». А дед улыбнулся, снял свой ремень, обвязал чемодан через ручку, взвалил на спину, и мы пошли. Мама говорит: «Мы сейчас возьмем такси». А он в ответ: «Нет уж, давай, пожалуйста, поедем на трамвае». Один этот эпизод характеризует человека, который многие годы провел в ссылке, тюрьмах, лагерях и обладал такой силой — и физической, и, если хотите, нравственной.

Не меньшее влияние на мое становление — простите, буду и о себе говорить, — и выбор дальнейшего пути оказали мои родители, протоиерей отец Михаил и матушка Раиса, пережившие страшную блокаду, суровые довоенные и послевоенные испытания. У нас была замечательная дружная семья, и мы, дети, воспитывались прежде всего на примере отца и матери, видя их личные отношения, их совместное преодоление житейских трудностей, их стойкость перед лицом невзгод, их глубокую веру, которую они сумели передать нам.

Судьба моего отца в чем-то перекликается с дедовской. Он был человеком глубоко верующим и, будучи занятым на светской работе, по воскресным дням пел в любительском церковном хоре. А причиной отправки в колымские лагеря стали найденные у него при обыске конспекты Высших богословских курсов. В то время в Ленинграде усилиями священника Николая Чукова, который впоследствии стал митрополитом Ленинградским и Новгородским с именем Григорий, были созданы Высшие богословские курсы. Возобновить деятельность духовной академии не представлялось возможным, само слово «академия» было неприемлемо для тогдашних властей, и отец Григорий пошел на такой шаг, назвав это учебное заведение Высшими курсами, но на самом деле он привлек к преподаванию замечательных профессоров дореволюционной академии и дореволюционного Санкт-Петербургского университета. Курсы просуществовали недолго, всего три года, с 1925-го по 1928 год, ну, а потом, как полагается, кто куда. Отец мой оказался на Колыме — только за то, что во время обыска в его съемной комнате следователи нашли конспекты занятий Высших богословских курсов, где слово «Бог» было, естественно, написано с большой буквы. Переглянувшись, один ткнул пальцем в это слово и говорит: «Ишь, Бога пишет с большой буквы». На что второй сказал: «А больше ничего искать и не надо, этого достаточно». Этого было достаточно, для того чтобы отец на пять лет отправился в Колымский край. Но он не унывал, не отчаивался, а наоборот, к удивлению товарищей по этапу, радовался, что переносит скорби не за какие-то преступления, а за верность Господу. И эту духовную радость он являл до последних дней своей жизни.

Отец был для нас образцом во всем, и беседы с ним о вере, о Церкви или просто о жизни во многом помогали личностному формированию, а главное — духовному росту.

Не могу не упомянуть и еще одного своего наставника — приснопамятного митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова), обладавшего феноменальными способностями, колоссальной памятью. Всем вам хорошо известно, что существуют святцы, существует церковный календарь, и каждый день в этом календаре включает имена святых, которые в этот день особенно почитаются. Так вот, за завтраком, я был свидетелем этому, владыка митрополит Никодим любил заниматься вот каким делом. Он просил нас открыть навскидку календари и назвать число, а он перечислял всех святых, которые в этот день вспоминались. Это производило колоссальное впечатление. Любой день — и человек называет всех святых, которые в этот день поминаются Церковью. Вот такой совершенно замечательный человек был митрополит Никодим. Человек с феноменальными способностями, очень мужественный, который оказал очень большое влияние на все стороны церковной жизни. Когда начались так называемые хрущевские гонения и казалось, что Церковь переживает последние времена, потому что закрывались и разрушались храмы, монастыри, разгонялись приходы, притеснялись священники, церковнослужители, — в эти страшные годы владыка Никодим решительно выступил в защиту Церкви. Заботившийся не о себе, а о порученном ему деле, подорвавший здоровье этой борьбой и неустанной работой, он скончался в 48 лет от шестого инфаркта. Некоторые называли его коллаборантом, некоторые даже «агентом в рясе», говоря, что он работает на безбожную власть. Но сама его кончина в 48 лет от шестого инфаркта свидетельствовала всем о том, что это был великий подвижник, а в каком-то смысле — исповедник и мученик, который сделал всё для того, чтобы в эпоху новых гонений остановить руку гонителей.

Вот три моих главных наставника, каждый из которых по-своему был исповедником в свое время. Своими мудрыми назиданиями, примером жизни, отеческим отношением они во многом повлияли на мое формирование и подготовили к служению Церкви.

Хотел бы еще раз подчеркнуть, что наставничество играет ключевую роль в жизни каждого человека, особенно для его духовного становления и развития. В связи с этим очень важным представляется завет Константина Дмитриевича Ушинского: «Дело воспитания такое важное и такое святое, именно святое дело. Здесь сеются семена благоденствия или несчастья миллионов соотечественников, здесь раскрывается завеса будущего нашей Родины».

Духовная традиция Православия, имеющая своим основанием учение Спасителя, запечатленное в Евангелии, передается из поколения в поколение, от человека к человеку. «Итак, братия, стойте и держите предания, имже научистеся или словом, или посланием нашим», — так говорит апостол Павел в своем послании к Фессалоникийцам (2 Фес. 2:15). И на этом духовном предании уже более тысячи лет во многом формируется религиозное самосознание нашего народа.

Передача — это буквальный перевод слова «традиция».  А без следования традиции, то есть без передачи ценностей невозможно построить достойного будущего. Те, кто отказываются от традиции, считая традицию чем-то устаревшим, отказываются от прошлого. Потому что традиция — это и есть передача, это и есть механизм, передающий ценности прошлого в настоящее и актуализирующий это прошлое в настоящем. В это понятие включается передача обычаи, правил, нравственных норм, жизненных ориентиров, важных навыков и умений, которые сопровождают каждого человека практически с детства.

Ну, а если сказать на языке нашего сегодняшнего разговора, что все это означает? Так это и означает наставничество. Наставничество — это и есть актуализация традиции. Не глобальной, может быть, не общенародной, но той части традиции, которой обладает наставник. Его знание, его опыт, то, что для него актуально, — это уже прошлое для того, кто его слушает. И, разделяя со своим учеником прошлое, наставник передает ему ценности прошлого. Он осуществляет то, что называется традицией. И первыми наставниками, воспитателями ребенка являются, конечно, его родители. Их роль в судьбе каждого человека огромная, ибо на заложенном ими фундаменте будет строиться впоследствии жизнь человека.

Русская Церковь всегда уделяла особое внимание заботе о воспитании и духовно-нравственном состоянии человека. Современник Константина Дмитриевича Ушинского святой праведный Иоанн Кронштадтский утверждал: «Нет заслуги в том, чтобы родить или родиться. А заслуга перед Богом — воспитать ребенка и сделать его или самому человеку стать добрым членом семьи, преданным членом государства и добрым, верующим христианином»[1]. Сам отец Иоанн более 30 лет жизни посвятил педагогической деятельности, считая попечение о школе важнейшим делом Церкви. Времена меняются, но значимость роли воспитателя и учителя в формировании и развитии личности остается неизменной. Наставничество — это не только передача знаний, но и помощь в самоопределении и раскрытии талантов, в выборе жизненного пути и ценностных приоритетов.

Сколь велика роль личности в истории, столь же велика и роль личности в воспитании человека. Так, в книгах праведного Иоанна Кронштадтского современники не находили стройной педагогической системы, этой системы там и не было. Но пример его жертвенного служения, беседы и наставления, которым следовал и он сам, вдохновляли людей в стремлении быть достойными гражданами и земного, и небесного Отечества.

Каждый наставник должен обладать не только специальными знаниями, которые необходимо передать ученику, но и определенными личными качествами. Именно от образа учителя во многом зависит то, как будет восприниматься преподаваемый им предмет. Властный и часто раздражающийся, вспыльчивый и грубый педагог вызовет нежелание учеников не только лишний раз обратиться к нему с каким-либо вопросом, но и спровоцирует отторжение от преподаваемой дисциплины, которое может остаться на долгие годы. Часто бывает так, что ребенок говорит, что не любит тот или иной предмет. А потом оказывается, что он не любил не предмет, а учителя, или, скорее всего, боялся этого учителя.

У меня перед глазами живой пример моего старшего брата, который был человеком очень способным, талантливым, но математику ему преподавал очень странный человек. Он был инвалид и, может быть, в результате этой инвалидности у него было какое-то онтологическое неприятие православной веры, и в моем брате, сыне священника, он видел постоянный предмет агрессии. Это привело к тому, что брат не вылезал из троек по математике и, наконец, возненавидел этот предмет. Способности у него были очень хорошие, и учиться он мог прекрасно, но то, как действовал этот педагог — такого трудно и педагогом назвать, — привело к тому, что способный ученик потерял всякий интерес к математике, а потом в каком-то смысле и вообще к школе. Он говорил: я иду в школу, все равно как восхожу на крест; потому что вместо любви и уважения он видел неприкрытую агрессию, которая, конечно, очень ранила детское сердце.

Каждый наставник должен обладать не только специальными знаниями, которые необходимо передать ученику, но и определенными личными качествами. Именно от образа учителя во многом зависит, как будет восприниматься преподаваемый предмет. Властный, часто раздражающийся, вспыльчивый, грубый педагог вызовет нежелание учеников не только лишний раз обратиться к нему с каким-либо вопросом, но и спровоцирует отторжение от преподавания на многие годы.

К сожалению, и сегодня из-за большой нагрузки, в том числе, как некоторые утверждают, из-за чрезмерной бюрократической отчетности, которая сказывается на физическом и эмоциональном состоянии, у наставников зачастую нет возможности посвящать ученику достаточно времени и вникать в обстоятельства его жизни. А потому от педагогов и сегодня требуется терпение и готовность, преодолевая усталость и не допуская формального подхода, совершить очень непростой труд, обучая и воспитывая своего ученика.

Если бы только преподавание на уроках — оно не требует чрезмерной эмоциональной нагрузки. Но ведь педагог не только учит — он воспитывает, он постоянно находится в контакте с учениками, и по-настоящему преданный своему делу педагог стремится передать все лучшее, чем он сам обладает, ученикам, сформировать их убеждения, мировоззрение, в каком-то смысле развить их нравственное начало. Для людей, небезразличных к своему труду, подвижников, это дело требует огромных усилий, становится делом всей их жизни.

Важно относиться к ребенку с уважением — это прописная истина. Но здесь от этой прописной истины можно перейти к конкретике. Так, например, делая замечания, не надо унижать и ни в коем случае не давать повод другим смеяться над учеником, которому делается замечание. Даже порицать нужно так, чтобы у ученика не опустились руки и не возникло ощущение того, что он ни на что не способен. Если приходится говорить ребенку неприятные вещи, то ни в коем случае не следует раздражаться. Нельзя своими эмоциями создавать атмосферу конфликта. Учитель в силу своего призвания, своих обязательств не может быть стороной конфликта с учеником.

Поэтому категорически нужно избегать эмоциональных конфликтов. Вступая в эмоциональный конфликт с учеником, вы опускаетесь до его уровня, вы становитесь противником. Вы перестаете быть учителем и в каком-то смысле, если конфликт зашел далеко, становитесь врагом. И это совершенно не соответствует тому, чем должен заниматься педагог.

Вот почему быть педагогом — это значит быть человеком, разбирающимся в духовном состоянии своих подопечных. В каком-то смысле это пастырская работа, как и в Церкви. Не может священник на исповеди раздражаться на грешника, который кается, и даже если он не кается. Раздражение низводит педагога на уровень того, кто его раздражает, и педагог становится участником конфликта. Это, конечно, очень большая ошибка. Понятно, что такое происходит не по злому умыслу — и педагоги перегружены, устали, и дети бывают непослушными. Чего только не бывает, и сама эта атмосфера может втягивать педагогов в конфликт с учащимся. Но чрезвычайно важно контролировать себя. Может быть, иногда лучше промолчать, а потом наедине поговорить с учеником, чем вступить в публичный конфликт.

Вспоминаю историю, описанную отцом Александром Шмеманом. Это замечательный русский богослов, прекрасно писавший по-русски и по-английски. Я имел возможность с ним много раз встречаться. И вот отец Александр Шмеман, любя Россию и ненавидя всякую революцию, очень болезненно пережил революционные события 1968 года во Франции. Тем, кто не помнит, скажу, что в Париже тогда происходили студенческие бунты, демонстрации, строились баррикады — в общем, самая настоящая революция. И вот отец Александр пишет: «Раньше спасало мир то, что молодежь хотела стать взрослой. А теперь ей сказали, что она именно как молодежь и есть носительница истины и спасения. “Ваши ценности мертвы!” — вопит какой-то лицеист в Париже (это в 1968 году), и все газеты с трепетом перепечатывают»[2]. В связи со сказанным хотел бы подчеркнуть, что одна из важнейших задач педагога — не допустить развития у молодежи самолюбия и эгоцентризма. Даже если речь идет об очень способном ученике, нужно разумно построить отношения с ним таким образом, чтобы, реализуя свои таланты, он не использовал их во зло — в первую очередь, своей собственной душе.

Ныне наше общество сталкивается со множеством вызовов, и наставничество играет важную роль в подготовке юного поколения к ответу на них. Задача наставников состоит не только в том, чтобы научить чему-либо кого-либо, но и в том, чтобы помочь неокрепшим душам молодых людей успешно адаптироваться в современном обществе, сохранив при этом свой внутренний стержень и личные убеждения.

Чрезвычайно важная задача. Я прошел через решение этой задачи, как еще раз хочу сказать, будучи православным, верующим ребенком, находясь в тотально атеистической среде, которая пыталась воздействовать на меня и переубедить меня. И я хорошо понимаю, что значит быть в оппозиции к большому коллективу, в том числе коллективу педагогов, которые все в один голос говорят: ты должен. «Первое, что ты должен — стать пионером. Ты согласен?» Я говорю: «Да, согласен». «Правда?» «Правда». «А чего ж ты не становишься пионером?» Говорю: «У меня есть одно условие. Чтобы, повязав красный галстук, я в этом красном галстуке мог каждый воскресенье приходить в храм и причащаться. Вас это устраивает?» Потупив взор, педагоги сказали: «Нет, это невозможно». «В таком случае я избираю храм, а не галстук». На этом дискуссия закончилась.

Это было совсем не просто, и позиция моя абсолютно не была политической. Это была позиция, связанная с защитой убеждений, которые для меня были самыми главными и важными, — с защитой моей собственной веры.

В научной деятельности наставничество также имеет ключевое значение в процессе обучения и проведения исследований. Мудрое руководство чрезвычайно важно для студентов и начинающих ученых. Оно помогает молодым специалистам развивать свои умения и таланты, направляет их работу в нужное русло и способствует достижению высоких результатов. Опора на ценный опыт предыдущих исследователей позволяет молодым ученым развивать критическое мышление и применять творческий подход, ориентироваться в своих изысканиях на лучшие практики и формировать научную этику.

Современный мир требует от нас новых подходов к образовательной научной деятельности. Использование инновационных методов обучения и коммуникации способно помочь наставнику эффективно руководить процессом и вдохновлять учеников делать проведение исследований более интересным.

Нынешнее мероприятие служит замечательной площадкой, как мне кажется, для обмена опытом в образовательной сфере. Отрадно, что комплексная программа предстоящего форума охватывает не только область педагогической деятельности, но и многие смежные образовательные и просветительские направления. Считаю важным, что обсуждение серьезных научных и духовных вопросов, касающихся интеллектуального развития людей, происходит на таком высоком уровне, как Международный педагогический конгресс под эгидой главного вуза нашей страны — Московского государственного университета — а также в рамках деятельности особенно значимого для меня Общества русской словесности.

Церковь всегда готова поддерживать инициативы, направленные на созидание условий для духовного, интеллектуального и физического развития людей, на поддержку научных проектов и проведение исследований. Рад свидетельствовать о сложившемся сотрудничестве между Церковью, государством и образовательными учреждениями, которые, дерзну предположить, весьма важны для будущего нашей страны.

Призываю благословение Божие на ваши труды и желаю успехов в том важном делании, которое вы избрали делом своей жизни. Благодарю за внимание.

[1] — Живое слово мудрости духовной. О Церкви и об истинно христианской жизни, как жизни в недрах церковных.

[2] — Прот. А. Шмеман. Дневники, 1973-1983.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6075828.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3157
  • Репутация: +594/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь в Неделю 23-ю по Пятидесятнице после Литургии в Храме Христа Спасителя

12 ноября 2023 г. 17:02

12 ноября 2023 года, в Неделю 23-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. Богослужение предварило открытие XI Общецерковного съезда по социальному служению, который проходит по благословению Его Святейшества в Москве с 12 по 15 ноября. После богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сердечно приветствую всех участников XI Съезда работников, которые трудятся в Церкви в сфере социальной деятельности. А если перевести это на обычный язык, речь идет о людях, которые делают в Церкви добрые дела, и, конечно, каждый с этим связывает, в том числе, надежду на свое спасение.

Хотел бы привести хорошо известный текст апостола Павла, который как будто противоречит тому, о чем только что было сказано: Благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар, дабы никто не хвалился (см. Еф. 2:8-9). Как же так: благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, не от ваших дел, — и, как утверждается в Священном Писании, вера без добрых дел мертва есть (см. Иак. 2:20)?

Примирение этих двух будто бы противоречивых утверждений давно обретено на уровне церковной мысли, но более всего на уровне реальной церковной жизни. Совершенно очевидно — и каждый, кто совершает добрые дела, каждый по-настоящему верующий это понимает — если человек пошел в больницу, посидел рядом с больным, пришел в храм пол помыть, сделал еще что-то доброе, это дело не определяет его спасение. А если бы было так, так из храма было бы невозможно выгнать — столько было бы желающих мыть полы…

Конечно, не добрые дела нас спасают, потому что никакое доброе дело не может быть соизмерено со всей человеческой жизнью, в которой всегда так много недобрых дел, греховных слов и мыслей, и попробуй каким-то добрым делом все это уравнять. Вот потому апостол и говорит: благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар, чтобы никто не превозносился.

Вот это мы должны хорошо запомнить: спасение — это дар Божий. Но и другие слова нельзя забывать: вера без дел мертва. А чтобы примирить эти два будто бы разнонаправленных утверждения, нужно помнить: доброе дело, совершаемое во имя Господа, доброе дело не формальное, не ради зарплаты, не ради того чтобы на доску почета фотографию повесили, а доброе дело, совершаемое по внутренней потребности, — это и есть то дело, в ответ на которое человек получает спасительную благодать. Спасает сила Божия, благодать Божия, но подается она, как мы знаем, в ответ на нашу молитву и в ответ на совершаемые добрые дела.

Вот почему важно, чтобы вера наша споспешествовала делам, ибо вера становится мертвой, если мы не делаем добрых дел. А если вера становится мертвой, то как же в ответ на эту веру Господь может ниспослать спасающий дар Божественной благодати? Вот и замкнулось всё в единую стройную систему.

Конечно, спасает благодать Божия. Еще раз хочу сказать: никакие добрые дела, даже сопровождаемые большими трудностями и страданиями, сами по себе спасти не могут. Но в ответ на эти дела, в ответ на молитву человека, в ответ на его покаяние Господь ниспосылает Свою спасающую благодать. И человека спасает не дело как таковое, не от дела идет сигнал к небу, но человека спасает Божественная благодать, дарованная людям, в том числе, и за свершение добрых дел.

С особо сердечным чувством приветствую сегодня всех наших церковных тружеников, которых мы называем социальными работниками. Вы трудитесь в сфере совершения добрых дел, и мне хорошо известна деятельность всех вас, мои дорогие. Конечно, нет возможности иметь сведения о каждом лично, но знаю, как много вы делаете все вместе. Сегодня вы отвечаете, в том числе, и современному утилитарному светскому обществу, которое нередко задавало вопросы: «Ну что, ходят, лоб крестят — а толку-то? Что они такого особенного делают?» Особенно обжигающей была для нас такая критика в советские времена, когда Церкви по закону было запрещено совершать добрые дела. По закону! Нельзя было ходить ни в больницу, ни в тюрьму, ни к трудновоспитуемым детям, ни к старикам — ни к кому! Можно было прийти как частное лицо, но и тогда батюшки, которым надо было причастить в больнице умирающего, прятали Святые Дары куда-то во внутренний карман пиджака, а потом быстренько надевали епитрахиль и причащали. В таких условиях мы жили, но ведь и тогда не пресекалось действие благодати Божией, которая и в те трудные времена взламывала преграду между человеческой душой и государственной атеистической машиной, и люди обретали дар благодати, приобщаясь Святых Христовых Таин и совершая добрые дела.

Поэтому, если кто-то уверен, что спасется, прожив жизнь и не совершив добрых дел, он ошибается. Спасает благодать, но ведь благодать идет навстречу человеку, совершающему добрые дела. Казалось бы, противоречие, но оно легко разрешается; и это знает каждый человек, который живет по этому закону и по этим правилам, кто искренне верит в Господа, кто, движимый добрым христианским чувством, совершает добрые дела. Спросишь у такого: «Как Вы? Ведь там трудно!» И обычно слышишь в ответ: «По милости Божией все хорошо, благополучно». А ведь я знаю — потому что нередко общаюсь с такими людьми — в каких трудных обстоятельствах они нередко совершают свои добрые дела.

Если в недавнее безбожное время мы по закону не имели права совершать добрые дела — зримые, социально значимые — и тем самым влиять на общество или, сказать точнее, государство, которое избрало атеизм, то сегодня все возможности открыты. Вот здесь и возникает самый важный для всех нас вопрос: а в полной ли мере мы эти возможности используем? В каждой ли епархии придается должное значение доброделанию, которое мы называем социальной работой? На уровне епархий — да, потому что владыки у нас люди просвещенные, идейные, убежденные, и знаю, что они обращают внимание на такого рода деятельность. Но если спуститься на приходской уровень, то, к сожалению, не везде и не всегда мы можем найти реальное приходское доброделание. Поэтому этот съезд и наше общение должны быть направлены на то, чтобы социальная работа Церкви, добрые дела, совершаемые от имени всего верующего народа, осуществлялись везде — и на уровне епархий, и на уровне приходов, больших и малых. Чтобы настоятели, подчеркиваю, не ставили эту работу пятым, десятым или двадцатым пунктом своей повестки дня, а ставили социальное служение сразу после Божественной литургии, совершения таинств, потому что вера без дел мертва есть (Иак. 2:20).

Может быть, мне и не стоило даже все это говорить, потому что мое слово, обращенное к вам, проникнуто глубокой благодарностью за то, как и в приходах, и в монастырях совершаются сегодня добрые дела. Но если где-то они еще остаются не в приоритете, то, надеюсь, мои слова дойдут сегодня до многих и помогут осознать важность того, что совершение добрых дел православной общиной, будь то приходская или монашеская, есть непременное условие обретения благодати Святого Духа. Господь нам многое дает по милости Своей, но, конечно, в ответ на наши добрые дела и искреннее покаяние.

Сегодня очень важно проникнуться сознанием того, что социальная работа должна быть приоритетной задачей на уровне и приходов, и монастырей, и епархий, и всей Церкви. И еще раз хотел бы поблагодарить всех, кто сегодня собрался здесь. Вы — те люди, которые продвигают всё только что мною сказанное. От вашей активности, от ваших способностей, от вашего доброго расположения к людям сегодня во многом зависит положительное восприятие Церкви даже нерелигиозным обществом. Потому что факты — упрямая вещь, и когда человек, даже очень критически относящийся к религии, к Церкви, узнает о всем том, что сегодня в Церкви совершается в области оказания реальной помощи людям, закрываются нередко уста критиков, а порой и хулителей. Но мы, конечно, не об этом в первую очередь заботимся. Социальная работа — не политическая акция, которая обеспечивает нам некое благоприятствование в обществе. Это наша реальная потребность. Мы не можем не делать добрых дел — на уровне личности, будь то мирянин или священник, на уровне епархии и на уровне всей Церкви.

Хотел бы особенно сердечно поблагодарить наше сестричество, наше братство, всех, кто отдает свое время, свои силы, иногда даже свое здоровье, совершая великое церковное служение — оказание помощи ближним, по заповеди Господней. И да поможет Господь всем нам осознавать важность социальной работы в приходах, благочиниях, епархиях. Да поможет Господь отцам настоятелям приходов и монастырей, матушкам игумениям осознать, насколько доброделание является сегодня, как и всегда, неизменной ценностью, обретая которую, человек имеет надежду на спасение и жизнь вечную. То, что мы называем социальной работой, имеет непосредственное отношение к делу нашего спасения, и да помогает нам Господь именно с такими мыслями совершать добрые дела, никогда не превозносясь, всегда сознавая свою ограниченность и, может быть, слабость, но одновременно с дерзновением, любовью и осознанием особой важности дела, которое мы совершаем, для нашего личного спасения. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6076295.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3157
  • Репутация: +594/-0
  • Пол: Женский
Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на открытии XI Общецерковного съезда по социальному служению

12 ноября 2023 г. 22:20

12 ноября 2023 года в Москве открылся XI Общецерковный съезд по социальному служению. К собравшимся обратился Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Ваше Преосвященство! Дорогие отцы, братья и сестры!

Сердечно приветствую всех участников и гостей XI Общецерковного съезда по социальному служению.

Конечно, всегда с особым чувством принимаю участие в таких мероприятиях. Поневоле мысленно обращаешься к самому началу, когда социальной работы в Церкви практически не было, да и понятия такого не существовало, и никаких сигналов не поступало относительно того, почему Церковь не занимается делом, которое мы теперь называем социальным служением. В каком-то смысле мне помог опыт работы, в том числе за рубежом. Я был тогда председателем Отдела внешних церковных связей, и, задавая себе эти вопросы, ответил на них так. У меня нет ни возможности, ни канонической власти инициировать всё это в масштабах Церкви, но ведь что-то можно сделать в масштабах Отдела внешних церковных связей. Тогда были созданы секторы по социальному служению, по взаимодействию с Вооруженными силами и еще два-три; позднее все они, когда у меня появилась возможность влиять в более широком масштабе на подобного рода дела, были преобразованы в Синодальные учреждения.

Конечно, дело заключалось не в том, чтобы создать бюрократическую структуру. Но без руководства, без штаба, без персонала, без системы обучения невозможно серьезно продвигать ни одну программу, тем более такую сложную, как социальное служение Церкви. Не было ни навыков, ни, как теперь говорят, ноу-хау — ничего не было. Конечно, имелся некий зарубежный опыт, но с ним, ввиду определенной изоляции нашей страны, мало кто был знаком. Мне повезло: по роду моей работы я бывал за границей, мог что-то увидеть, понять, даже пофантазировать на тему того, как всё это могло быть у нас. Так из этих идей и возникла возможность и даже необходимость организовать что-то. В Отделе внешних церковных связей был создан сектор по социальной работе, а когда появилась возможность выделить этот сектор в самостоятельную управленческую единицу, в Синодальное учреждение, я сразу же это сделал. Точно так же произошло и с ведомством, которое опекает Вооруженные силы, и с другими подразделениями, которые стали Синодальными учреждениями со своим персоналом, централизованным финансированием, повесткой дня.

Начал с воспоминаний, потому что не все, конечно, знают эту историю, а знать ее надо. Именно социальная тема явилась тем стимулом, который привел в действие инициативу многих мирян. И не только в сфере социального служения, но и в других направлениях нашей церковной деятельности, которые сегодня успешно осуществляются.

Конечно, очень отрадно, что сегодня здесь собрались те, для кого служение милосердия стало делом их жизни. Священники, церковные работники, врачи, медсестры, добровольцы, сотрудники больниц — все вы стремитесь являть в своем служении заповеданную Господом любовь к ближним.

Может быть, «любовь» — это слишком сильное слово? Вообще трудно определить, когда и почему любовь возникает, но очень легко описать, что такое любовь. Не буду повторять то, как это делается в художественной литературе, а скажу о самом главном. Любовь там, где есть жертва. Любовь там, где один человек отдает себя другому — и точка. Красивые слова, поэмы, стихи — всё это украшения, а суть любви — это жертвенность. Мать любит ребенка и готова собой пожертвовать, жизнь свою отдать. Точно так же в хорошей семье, когда родители именно так относятся к своим детям, а дети, вырастая, именно так относятся к своим родителям.

Конечно, такая любовь — это нелегкий труд, который требует самоотречения. Осуществляя такое отношение к другому, ты отказываешься от комфорта, от свободного времени, от досуга. Поэтому далеко не каждый готов так пожертвовать тем, что для него приятно, необходимо, и отдать свое время, силы, внимание другому человеку.

Ставить свои желания и потребности не на первое место, а порой и вовсе забывать о них — вот жизненный выбор тех, кто посвящают большую часть своей жизни служению ближним. Здесь присутствуют такие люди, и поэтому низкий вам поклон, мое глубочайшее уважение и любовь. Искренне благодарю вас за эти труды.

В то же время от всех, кто здесь присутствует, от всех, кто является нашими сотрудниками на этом нелегком поприще в масштабах всей Церкви, требуется профессионализм. Очень хорошо, когда у человека есть профессиональные навыки и умения, а также физическая выносливость. Речь идет и об отношении человека, оказывающего помощь, к тому, кто эту помощь принимает. Ведь не всегда люди говорят «спасибо», а иногда забота о больных вызывает негативную реакцию. Поэтому нельзя заниматься социальной работой, о которой мы сейчас говорим, не имея доброго сердца.

У меня в конспекте написано «не имея большой любви», но я не стал его произносить — уж очень сильное слово. Просто не имея доброго сердца — с этого все начинается. А любовь — это не что иное, как чувство, которое сопровождает нас, когда мы отдаем себя другим. Поэтому не может быть любви без жертвенности — здесь знак равенства. Современное искусство, кинематограф нас этому не учат, за редким исключением; и под любовью подразумевается что-то другое. Но такая любовь очень быстро перестает быть любовью, и не в этом ли причина большого количества разводов, вследствие неспособности жить друг с другом? Не в цветочный период, когда голову сносит и человек не видит в другом человеке ничего, кроме самого лучшего, самого красивого и приятного, а когда начинается жизнь? Когда люди живут бок о бок и когда требуется настоящая любовь, выражаемая в жертвенности.

Если такая любовь есть, если она развивается, то брак становится очень крепким, и не требуется ни профсоюзов, ни партийных организаций, как было в советское время, чтобы его поддерживать. Муж и жена живут как единое целое, когда отдают себя друг другу. Вот это следует записать, запомнить, понять. Без этого никакой любви нет. Любовь, которая сопровождает человека от момента своего возникновения и продолжается до смерти, всегда связана с жертвой, всегда связана с отдачей одного другому: мужа жене, жены мужу.

Конечно, каждому хочется видеть плоды своих трудов, знать, что он занимается тем или иным делом не напрасно, что его работа приносит пользу. Однако те, кто служит ближним, страждущим и немощным, порой не получают такой отклик на проявленную заботу и даже любовь, о чем я уже сейчас кратко сказал. Но это происходит не потому, что они делают что-то неправильно, а потому что измученный недугом или тяжелыми обстоятельствами человек не всегда может ответить так, как нам хотелось бы. Болезнь, стрессовая ситуация нередко отнимают все силы и, конечно, очень влияют на психику человека или, как мы в быту говорим, меняют его характер.

К этому всенепременно нужно быть готовым и не ждать в ответ доброго расположения, хорошего отношения, постоянной улыбки, постоянного слова «спасибо». Конечно, реагировать доброжелательно при отсутствии доброго отклика от того, к кому обращаются ваша любовь и ваше желание помочь, возможно только с помощью Божией. Если Господь помогает, то все эти негативные аспекты, связанные с осуществлением милосердного служения в отношении людей, неспособных по целому ряду причин и обстоятельств ответить любовью, могут быть преодолены, когда есть помощь Божия, когда человек чувствует благодатную силу, укрепляющую его в совершении добрых дел.

Наше отношение к страждущим и нуждающимся — это, конечно, важный показатель любви вообще. Хотите, скажу самое неожиданное — кого тяжелее всего любить? Бога. Бога не видел никто никогда (см. Ин. 1:18). Когда человек говорит: «Я так Господа люблю», — надо разобраться, что в этой любви. Мы начинаем любить Бога тогда, когда реально получаем от Него нечто, что граничит с чудом. Или когда говорим, сопоставляя факты: «Это не могло произойти, но ведь это произошло, Господи, неужели это Ты вошел в мою жизнь?» Такие события переворачивают сознание и открывают сердце человека к тому, чтобы он полюбил Бога.

Конечно, применение нашего обычного слово «любовь» по отношению к Богу требует особых пояснений, которые присутствуют и в святоотеческой литературе, и в пастырском слове наших священников. Но очень важно, чтобы мы опознавали любовь к Богу через способность воспринимать любовь и внимание со стороны людей. Если мы нечувствительны к тому, как к нам люди относятся, нечувствительны к любви наших детей или родителей, если мы нечувствительны к добрым отношениям, которые проявляются к нам со стороны наших друзей, знакомых, коллег, то очень сложно говорить о возможности почувствовать любовь Божию.

Сегодня мы переживаем непростое время. Ежедневно мы получаем сведения о голодных, раненых, больных, бездомных, и, конечно, мы не можем не реагировать на это. Даже те, кто не вовлечен в церковную социальную работу, даже просто приходской священник или приходской активист не может абстрагироваться от страданий, которые сегодня реально испытывают очень многие, в том числе наши православные братья и сестры.

Люди сегодня реально страдают, особенно там, где идут военные действия. Многие лишаются крова, теряют возможность кормить своих детей; очень тяжело тем, кто находится у линии боевого соприкосновения и живет в страхе за себя, за своих родных и близких. И я хотел бы выразить особую признательность всем, кто в это трудное время, являя подлинную любовь и милосердие к ближним, работает в таких условиях. Очень благодарю всех наших добровольцев, которые не убоялись страха и пошли туда, где опасно, где не всегда скажут «спасибо» за твое дело, но где очень нужна помощь неравнодушных людей. Благодарю всех, кто помогает беженцам, раненым, кто посещает больницы, военные госпитали. Бесспорно важен также труд добровольцев, которые, рискуя жизнью, привозят гуманитарную помощь в места, где из-за постоянных обстрелов закрыты магазины и люди голодают. Конечно, велико служение священников, которые у постели смертельно раненных принимают последнюю исповедь и на смертном одре приобщают умирающих Святых Христовых Таин. Важен подвиг сестер милосердия и волонтеров, которые днем и ночью ухаживают за тяжелобольными, утешают, поддерживают и несут свет Христовой любви.

Наша Церковь в первые же недели после начала специальной военной операции организовала широкомасштабную помощь пострадавшим, многие из вас хорошо об этом знают. Открылись церковные центры помощи беженцам, стали принимать переселенцев, в том числе в монастырях, приютах и других церковных учреждениях. Сотни православных людей записались в добровольцы по уходу за больными, ранеными и регулярно выезжают в больницы городов, находящихся в зоне конфликта. Врачи и медицинские работники церковной больницы святителя Алексия организуют прием людей в пострадавших районах, вывозят пациентов на лечение в Москву, делают протезы, возвращают раненых к полноценной жизни. Низкий вам поклон, дорогие мои!

Еще раз убеждаюсь в том, как важно было нам открыть церковную больницу. Я уже, наверное, рассказывал, что когда мне такая мысль пришла в голову и я ее впервые стал с кем-то обсуждать, мои собеседники разве что у виска пальцем не крутили: мол, зачем в Москве, где прекрасно организовано здравоохранение, где медицина высокого уровня, церковная больница? Мы ведь не достигнем должного уровня, будет какая-то богадельня, все будут пальцем показывать и говорить: вот взялись за дело, а что они могут? Но, несмотря на критику, в которой, наверное, содержалась и доля правды, я все-таки принял решение всенепременно создать в Москве церковную больницу. И мне никогда не пришлось сожалеть об этом, как, наверное, и всем тем, кто входил в соприкосновение с этим замечательным лечебным учреждением, в голову не приходило спросить, а зачем оно создано. Больница очень нужна, и именно сейчас, ведь наши врачи лечат не только здесь — они и там оказывают помощь.

Отрадно, что ныне налажено взаимодействие Церкви и со светскими учреждениями. Хотел бы упомянуть государственный фонд «Защитники Отечества», который занимается помощью демобилизованным и семьям погибших военных. Этим людям очень нужна пастырская поддержка. Я бы просил сотрудников Синодального отдела выстроить работу в епархиях и в этом направлении. В Москве у нас, слава Богу, благополучно, а в епархиях по-разному. Многое зависит от того, как в целом организована социальная работа. Иногда это прямо зависит от того, насколько правящий архиерей понимает нужность этого дела. В любом случае была бы очень полезна инспекционная работа со стороны нашего Социального отдела. Не навязчивая — не надо превращаться в ревизоров, которых все боятся, а скорее познавательная, связанная с посещением регионов. Ведь многие не по злой воле не делают того, что сейчас нужно сделать. Во-первых, всегда тяжело начать, потом всегда есть проблема с кадрами, особенно в достаточно отдаленных епархиях и небольших областных городах. Эти трудности иногда создают чисто психологическое препятствие для архиерея, чтобы в конце концов дать команду и идти по пути создания таких учреждений. Поэтому хотел бы еще раз сказать, что нам было бы важно иметь более детальное представление о происходящем в епархиях. Кому-то помочь советом, может быть, пригласить на обучение в Москву, ну, а если под лежачий камень вода не течет, то есть человек, который имеет право эти камни поднимать и переносить в другое место. Можно и по такому пути идти, но нежелательно — всегда лучше добиваться положительных решений на путях доброго взаимодействия, сотрудничества и диалога.

Еще раз хотел бы подчеркнуть, что выстраивание такой работы в епархиях, при участии нашего Социального отдела, представляется для меня делом очень важным, одним из приоритетных. У нас есть, конечно, информация о происходящем. Не могу сейчас говорить подробно, потому что информация достаточно объемная и я не хотел бы говорить о ком-то плохо, о ком-то хорошо, но желательно, чтобы сотрудники Синодального отдела, уже имеющие соответствующий опыт, время от времени посещали епархии для знакомства, с тем чтобы была возможность помочь, если это необходимо, улучшить положение дел в той области, о которой мы сейчас говорим.

Церковь всегда должна заботиться, и сейчас, слава Богу, заботится о детях. В первую очередь о сиротах, о тех, кто остался без родителей. Думаю, сегодня главной задачей в работе с такими детьми должно быть устройство в семьи. Решением Священного Синода при Синодальном отделе по благотворительности был создан Центр по вопросам семейного устройства детей и церковного попечительства о них. Специалисты выезжают в епархии, обучают епархиальных сотрудников лучшим методикам работы с детьми. Прошу правящих Преосвященных, а также игуменов, матушек игумений, ответственных за социальное служение взаимодействовать с Центром и прислушиваться к его рекомендациям. А Центру, как я уже сказал, и нашему общецерковному Социальному отделу нужно не упускать из виду эту важную работу по взаимодействию с епархиями.

Особого внимания требуют многодетные и нуждающиеся семьи, а также те, в которых воспитываются приемные дети и дети с инвалидностью. В епархиях необходимо создать центры гуманитарной помощи, семейные центры комплексной помощи, семейные лагеря, группы дневного пребывания для детей, в том числе с ограниченными возможностями, обустроить дома или квартиры для матерей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Я уже об этом говорил и рад, что все-таки у нас что-то происходит, создаются такие квартиры и такие центры. Но еще раз хотел бы подчеркнуть важность этой работы — церковного попечения о семьях. Многое сделано, но эту работу важно и продолжать, и развивать, а епархиям, в которых такие проекты пока не реализуются, нужно стремиться к их осуществлению. А Синодальный отдел через знакомство с тем, что происходит в епархиях, мог бы оказать помощь и епархиям, и Патриарху в понимании того, что реально происходит в регионах.

Пристального внимания заслуживает также проблема абортов. Об этом мы много говорили, но все-таки скажу сейчас несколько слов. Церковь не раз подчеркивала ценность человеческой жизни с момента зачатия. Это наша позиция, которая не является некоей-то новацией, она проистекает из Божиих заповедей и той, самой страшной заповеди, которая запрещает убийство человека. Отрадно, что в стране появилось уже более 80 приютов для женщин, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Потому что аборты нередко происходят не только от окамененного нечувствия или неспособности разделить свою жизнь с кем-то и жертвовать самими собой ради кого-то, но и от тяжелейших условий. Вот почему уже сейчас во многих епархиях психологи, священники, социальные работники приходят в женские консультации, проводят беседы с будущими мамами, стараются отговорить их от совершения роковой ошибки, проявляют готовность оказать необходимую помощь. И это очень важно! Как вы помните, я настаивал на этом в самом начале нашего пути. Нужно идти туда, нужно встречаться с этими женщинами. Кто-то мне сказал: «Да нас погонят!» Ну и что — и апостолов гнали; но идти-то надо! Поэтому мы должны обязательно быть там. И говорить — тихо, спокойно, смиренно, разумно. Замечательно, если человек, идущий туда, обладает медицинскими знаниями, которые можно было бы использовать в беседе с женщиной, вознамерившейся совершить роковой шаг. Обращаясь к управляющим епархиями, где проводится такая работа, хотел бы выразить свою благодарность. А там, где не проводится, прошу заняться этой проблемой, руководствуясь рекомендациями Синодального отдела по благотворительности и социальному служению.

К сожалению, число абортов по-прежнему остается высоким. Слава Богу, на законодательном уровне появляются отдельные инициативы, направленные на сокращение количества абортов. Не так давно в Мордовии был принят закон о запрете склонения к аборту. Надеюсь, эта инициатива будет поддержана и в других регионах, и на федеральном уровне. Потому что врачи по разным причинам, в том числе коммерческим, склоняют женщину сделать аборт, и первая беседа женщины, которая пришла в консультацию, иногда начинается со слов врача: «Ну что, освобождаться будем?» То есть первичная задача — склонить женщину к совершению аборта. Вот это нужно категорически пресекать, с этим надо бороться, а потому вы, дорогие мои, должны быть в таких местах — в качестве консультантов, медсестер, добровольцев. Важно, чтобы женщина, пришедшая в смятении в учреждение, где могут реализовать ее роковую ошибку, могла соприкоснуться с альтернативной точкой зрения, то есть с тем, что не надо делать аборт, которая была бы представлена спокойно, разумно. Это ваше дело, сестры. Вы язык найдете, вас поймут. Опять-таки, никакого резонерства, никакого поучения, никаких «страшилок», но по-человечески, по-матерински или по-сестрински помочь собеседнице понять, что она может вскоре пожалеть о принятом решении, и особенно сильно пожалеть, если у нее больше никогда не будет детей. Такая работа крайне необходима, и, думаю, что и многие из медицинского персонала, кроме тех, кто заточен на коммерцию, тоже приветствовали бы участие наших добровольцев в том, чтобы останавливать женщин от рокового шага.

Нельзя склонять к аборту — это преступление, тем более в России, где действительно проблема с численностью населения. Огромная страна, а население совершенно недостаточное. Мы действительно нуждаемся в большем количестве людей, это факт очевидный, его все признают — и политики, и социологи. Но для того чтобы было так, кто-то-то должен работать реально над тем, чтобы увеличивалось население. А население может увеличиться как по движению волшебной палочки, если мы решим эту проблему. Если научимся отговаривать женщин от совершения абортов, статистика сразу пойдет вверх. Но для этого нужно работать. Я пока не представляю, кто, кроме нас пойдет, не опасаясь того, что выгонят. Но мы не боимся! И матушки у нас, и сестры с достаточно сильным характером, и с головой все в порядке. Поэтому, думаю, и словами, и делами, и волей можно воздействовать на эту ситуацию, и было бы очень хорошо, чтобы у нас была статистика, сколько абортов удалось таким образом предотвратить.

Теперь несколько слов о бездомных. Во многих епархиях ведется работа с бездомными, и что, особенно радостно, все больше проектов ориентировано не только на то, чтобы оказать человеку медицинскую помощь, помыть, накормить его, но и на то, чтобы социализировать бездомного, вернуть его к трезвой жизни, наполненной новыми смыслами.

Общецерковный съезд, который сегодня начинает работу, — это, конечно, хорошая возможность обсудить важнейшие направления социальной деятельности, то, о чем я уже сказал, и то, о чем вы будете говорить по вашей собственной инициативе. Это радость встречи для всех нас с близкими по духу и по роду занятия людьми, встречи с единомышленниками. Но прежде всего это свидетельство нашего единства во Христе, ведь все мы, причастившись сегодня Тела и Крови Господних, соединились с нашим Господом и Спасителем, Источником любви и милосердия. Поэтому нам не остается ничего другого, кроме как вместе трудиться, чтобы исполнять заповедь Господа о любви к ближнему, творить дела милосердия и надеяться получить по кончине своей прощение грехов наших от любящего Отца. Еще раз сердечно вас приветствую и призываю благословение Божие на ваши труды.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6076334.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3157
  • Репутация: +594/-0
  • Пол: Женский
Слово Святейшего Патриарха Кирилла на IX заседании Попечительского совета Фонда поддержки строительства храмов г. Москвы

14 ноября 2023 г. 13:40

14 ноября 2023 года под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и мэра Москвы С.С. Собянина состоялось IX заседание Попечительского совета Фонда поддержки строительства храмов г. Москвы. Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся со словом.

Уважаемый Сергей Семенович! Уважаемые члены Попечительского совета! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Всечестные отцы, дорогие братья и сестры!

Сердечно приветствую вас на IX заседании Попечительского совета Фонда «Поддержки строительства храмов города Москвы». В последний раз в таком формате мы встречались пять лет назад, поэтому хотел бы напомнить об основных целях и задачах нашей работы.

Фонд «Поддержки строительства храмов города Москвы» был учрежден Финансово-хозяйственным управлением Русской Православной Церкви в 2010 году для сбора пожертвований на реализацию Программы строительства православных храмов в столице.

Свидетельствую, что на сегодня ни в одной стране мира не возводится такое количество храмов, как в нашем Отечестве, и ни в одной европейской столице не наблюдается такой мощный, масштабный духовный подъем, как в нашем обществе и нашем государстве.

Хотел бы остановиться на некоторых аспектах деятельности Фонда, но считаю необходимым произнести и эти вводные слова, чтобы засвидетельствовать, как отличается сегодня Россия от остальных, как они сами о себе говорят, «цивилизованных» стран.

Теперь о том, что у нас происходит в сфере строительства храмов.

За прошедшие годы в этом направлении проведена большая работа, и я рад, что предложенный мною подход — сразу строить на выделенном земельном участке временный храм, начинать в нем регулярные богослужения, созидать общину — имел положительные последствия. В этом случае богослужебная жизнь начинается практически с самого начала: как только вырыли котлован, возвели временное сооружение — начинают совершаться богослужения, и люди понимают, что здесь будет храм. А в противном случае котлован вызывал чаще всего негативную реакцию, особенно тех, кто живет рядом, и пока стройка оставалась на стадии котлована, никакая финансовая поддержка не оказывалось. Лишь когда появлялись стены, возникал интерес со стороны окружающих, и те, у кого были средства, выражали готовность помочь. Но должен сказать, что в настоящий момент трудный нулевой этап пройден, и мы вышли на совершенно иной уровень строительства новых церковных центров.

Подробно о статистике строительства нам сегодня расскажет уважаемый Владимир Иосифович Ресин; я же остановлюсь вот на чем.

Благодаря нашей Программе в столице на сегодня действует 241 новопостроенный храм. А это значит, что по всему Первопрестольному граду нашему созидаются центры духовной жизни, центры спасения человеческих душ. Потому что нередко люди приходят не от радости, не от избытка положительных чувств, а от отчаяния, и храм становится убежищем, где человек обретает новые силы и душевный покой, для того чтобы продолжать жить и трудиться.

При этом хотел бы подчеркнуть еще раз, что, помимо духовного измерения, новые храмы становятся культурными, просветительскими и даже социальными центрами. Здесь открывается целый спектр возможностей для образования и самореализации жителей столицы. В рамках Программы мы строим храмовые комплексы с воскресными школами, православными гимназиями, духовно-просветительскими центрами, где наряду с богословскими предметами детей и взрослых учат иностранным языкам, игре на музыкальных инструментах, хоровому пению, основам рисунка и живописи, хореографии, театральному искусству, организуют спортивные занятия. Большое внимание уделяется работе с молодежью, в частности патриотическому воспитанию. Отмечу, что в воскресных школах и приходских молодежных клубах порой занимаются дети и подростки, далекие от веры, но через эти занятия они почти всегда приходят к Богу и, конечно, укрепляются в своих патриотических чувствах.

Новые храмы дают возможность людям, желающим послужить ближним, простор для деятельности. При храмах создаются службы милосердия, социальные центры помощи бедным и больным людям, многодетным семьям, инвалидам. На наших площадках реализуются мероприятия в рамках проекта мэра столицы «Московское долголетие».

Сегодня все православные храмы активно участвуют в общем деле поддержки наших воинов и мирных граждан, попавших в зону СВО. Приходы собирают гуманитарную помощь — одежду, медикаменты, технику. Дети и взрослые вместе плетут маскировочные сети, изготавливают блиндажные свечи, участвуют в других полезных инициативах.

Конечно, успешная реализация Программы стала возможной во многом благодаря поддержке руководства нашей страны и особенно руководства города Москвы. Выражаю глубокую признательность Сергею Семёновичу за особое внимание к вопросам храмостроительства и реставрации церковных памятников. Москва преображается на глазах. Благодаря реализации городских программ вокруг храмов благоустраиваются близлежащие территории, разбиваются скверы, парки, цветники и сады, строятся детские и спортивные площадки. Город помогает с оформлением и озеленением прихрамовых территорий, в результате чего храмы гармонично интегрируются в городское пространство.

Особую признательность хотел бы выразить крупным компаниям-благотворителям, которые, несмотря на все трудности, продолжают с нами сотрудничать и участвовать в строительстве храмов.

На данный момент самыми масштабными проектами Программы, которые реализуются при участии крупных благотворителей, являются храмовые комплексы благоверного князя Димитрия Донского в Северном Бутове и Успения Пресвятой Богородицы в Останкине. Отмечу, что Успенская церковь по инициативе Владимира Иосифовича Ресина и по моему благословению стала главным храмом московских строителей.

Замечу также, что некоторые благодетели, следуя еще дореволюционной традиции, вносят вклад, не предавая гласности свои имена. Мы уважаем их желание и выражаем глубокую признательность за труды на пользу Церкви и нашего народа. Благодарим всех людей, которые по мере возможностей жертвуют на общее доброе дело.

Должен сказать, что самый значительный финансовый вклад в Программу вносит Московская Патриархия. На прошлом заседании Попечительского совета было принято во внимание сообщение Патриарха о том, что финансирование проектирования и строительства ряда столичных храмов Патриархия взяла на себя. С 2018 года Московская Патриархия осуществила финансирование 107 храмовых комплексов — от проектирования до завершения работ.

К сожалению, вопрос поиска средств всё-таки остается на повестке дня. Я поэтому обращаюсь к членам Попечительского совета с просьбой финансово поддержать наше общее дело — строительство православных храмов в Москве. Историческое дело; я бы сказал еще сильнее: речь идет о важном цивилизационном акте, потому что в сердце России, в городе Москве, как нигде в мире, строятся новые храмы и духовные центры. Конечно, Московская Патриархия будет и дальше продолжать свое участие, но нельзя не принять во внимание нашу огромную повестку дня, каждый пункт которой требует финансирования — по большей части из общецерковного бюджета. А другие задачи тоже очень важны: если речь идет о нашем Севере, Сибири, Дальнем Востоке, где люди, не имея достаточных средств, желают построить храм или заложить основы учебного заведения, то нам приходится принимать финансовое участие в проектах, географически очень отдаленных от Москвы. Поэтому еще и еще раз прошу всех поддержать наше общее дело — строительство православных храмов в Москве. Также просил бы занести в протокол нашего заседания мое благословение председателю правления Фонда епископу Наро-Фоминскому Никандру обратиться ко всем членам Попечительского совета с просьбой оказать посильную финансовую помощь нашей Программе. Еще раз подчеркну — без вашего активного участия нам не справиться с поставленными задачами.

Теперь несколько слов о проектировании храмов.

Сегодня все храмы возводятся по индивидуальным проектам. Идея строить типовые храмы была отвергнута и мэрией Москвы, и, после некоторых колебаний, Патриархией. Колебания проистекали из опасений, что не удастся собрать средства для строительства каждого храма по индивидуальному проекту. Но по милости Божией, отказавшись от типового проектирования, мы справляемся и со строительством храмов по индивидуальным проектам. Особенно хотел бы отметить архитектурный облик следующих церковных комплексов: равноапостольного князя Владимира на Волоколамском шоссе, благоверного князя Димитрия Донского в Северном Бутове, священномученика Ермогена на Симферопольском бульваре.

Также ведется работа по наполнению общецерковной базы проектов, которыми могут воспользоваться архиереи и настоятели для строительства храмов на всей территории России.

Завершая свое выступление, хотел бы вновь обратиться к Сергею Семёновичу со словами благодарности за добрые перемены, которые сегодня происходят в столице. Реставрируются объекты культурного наследия, строятся новые жилые кварталы и станции метро, расширяются тротуары, и конечно, реализуется такой уникальный в сегодняшнем мире проект, как Программа строительства православных храмов в современном мегаполисе. Все, о чем сказано, содействует сохранению и преумножению нашего национального достояния, укреплению нашего национального достоинства.

Уважаемые члены Попечительского совета и Рабочей группы, вашему вниманию представлен Проект решений IX заседания Попечительского совета Фонда «Поддержки строительства храмов города Москвы». Прошу вас ознакомиться с документом и, если необходимо, внести свои предложения. После выступления председателя Финансово-хозяйственного управления епископа Наро-Фоминского Никандра предлагаю обсудить Проект решений.

Благодарю за внимание.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6076595.html