Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?
rss

Автор Тема: Слова Патриарха Кирилла  (Прочитано 558907 раз)

0 Пользователей и 4 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3050
  • Репутация: +554/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь в праздник Донской иконы Божией Матери после Литургии в Донском ставропигиальном монастыре г. Москвы

1 сентября 2024 г. 15:16

1 сентября 2024 года, в праздник Донской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Большом соборе Донского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогой владыка наместник! Дорогие отцы, братья и сестры!

Всех вас сердечно поздравляю с этим замечательным праздником, когда мы вспоминаем чудеса, проистекшие от Донского образа Пресвятой Богородицы. С этими чудесами связаны исторические моменты в жизни нашего народа — исторические не просто в силу политической значимости, но потому что от исхода этих событий зависело само существование нашей страны. Знаем и о мужестве ратных людей, мудрости полководцев, но ни те, ни другие не полагали, что их деятельность была причиной победы, но все соотносили победу с действием Божественной благодати, явленной через заступничество Пресвятой Богородицы.

Современный человек, даже тот, кто в храм ходит, молится, просит, нередко, получив просимое, особенно если это связано с успехами в профессиональной или политической деятельности, преисполняется в первую очередь уважением к самому себе — надо же, всё получилось, успел, сделал, убедил. Конечно, есть и те, кто в первую очередь Бога благодарит. Но чаще всего даже те, кто и в храм приходил, и просил, по получении просимого не очень-то Бога благодарят, а уж если и благодарят, то формально или материально — придут, свечечку поставят. А вот так, чтобы чудо в личной жизни, последствия которого имели очень важное значение для человека, стало поворотным его в духовной жизни, — такое случается, но в меньшинстве случаев.

Но благодарение Богу за совершённое деяние есть непременное условие того, чтобы оставалась жизненной и действенной наша вера. Когда верующий человек благодарит Господа за деяния, это значит, что цепь замыкается. Молитва была обращена к Богу, Господь услышал, подал, и в ответ на Божественное благодеяние мы отвечаем благодарностью. Господу благодарность не нужна, Он вседоволен, как учит нас Священное Писание, но это нужно нам, чтобы цепь замкнулась, чтобы она не остановилась на Божием благодеянии. Молитва, благодеяние и всё — вот и прервалась цепь, и благодать не дошла до нас, тех, кто просил о Божественном благодеянии. Поэтому благодарность Богу есть непременное условие — употреблю светское слово — эффективности нашего религиозного сознания, нашего религиозного чувства и нашей религиозной практики. Нет благодарения, и цепь полностью не замыкается, и токи Божественной благодати пресекаются. Поэтому благодарение, наряду с прошением, есть непременное условие того, чтобы благодать Божия прикасалась к нам.

Вот и величайшее Таинство, которое Сам Христос установил, — Таинство Святой Евхаристии, а ведь «Евхаристия», в переводе с греческого на русский, — это благодарение, это Таинство Благодарения. Совершая Литургию, мы максимальным образом благодарим Господа за Его благодеяния. Но так ли это, когда мы молимся во время Литургии? Молимся мы, конечно, больше всего о себе, о том, чтобы Господь нам что-то дал, исцелил, укрепил, вразумил, помог разрешить какие-то конфликты, — а ведь мы присутствуем на Литургии, во время Таинства Благодарения! Поэтому благодарение Богу – это главная наша молитва.

Вот давайте научимся всякое молитвенное действие в храме или дома начинать с благодарения Господу за всё, аще вемы и аще не вемы, за видимое и невидимое, потому что рука Божия над нами, над каждым из нас. И, поблагодарив Господа, можем смиренно вновь обратить к Нему прошение помочь — либо со здоровьем, либо в каких-то других жизненных обстоятельствах. И ведь знаем: Господь помогает. Но как же правильно всякому прошению предпослать искреннее, сердечное и осознанное благодарение Господу! Нас, конечно, спасает то, что сама Божественная литургия, как я только что сказал, является Таинством Благодарения, но мы в этой Литургии тоже должны соучаствовать своим собственным благодарением, а не только постоянными просьбами к Господу «подаждь, помоги, вразуми, укрепи, защити». Сказать: «Спасибо Тебе, Господи, за всё — за мое рождение, за мою жизнь, за мои радости и скорби, за то, что я стою пред Тобой в храме, обращаюсь к Тебе с верой и надеждой, что Ты меня услышишь. Благодарю Тебя за всё!» А потом, со смирением: «Не оставь и меня грешного или грешную, и помоги мне, в том числе и в тех трудных обстоятельствах, в которых я сегодня оказался».

Вот эта способность благодарить Господа ведь отмечена и в Евангелии. В повествовании о десяти прокаженных, девять из которых получили исцеление от страшной болезни, которая исторгала их из общества. Они не просто исцелились — они вернулись в общество. Перед ними открылась жизненная дорога, исполненная, может быть, многих благ и свершений. Ну что могло быть больше этого? А что последовало за этим чудом? Девять даже не подумали вернуться, чтобы поблагодарить Господа и Спасителя, — только один, и тот иноплеменник. Вот нам нельзя уподобляться тем девяти прокаженным, которые забывают поблагодарить, получив ответ на свои молитвы о благости Божией. Мы должны благодарить Господа за всё. За то, что мы родились и живем в такой замечательной стране, как Россия. Я говорю это не с точки зрения, как иногда критики утверждают, некоего квасного патриотизма. Да не квасной патриотизм, а здравый анализ происходящего в мире! Мы живем в стране, в которой возрождается вера — в то время, когда во многих других странах вера исчезает или, как говорят социологи, деклассируется, выбрасывается за поля общественной жизни, становится частным делом десятого, двадцатого порядка. А мы храним веру и в личной жизни, и в семейной, но, самое главное, мы как народ сохраняем нашу веру. И так уж Господь благословил, чтобы в это трудное время и главой государства стал верующий православный человек, активно верующий, а не просто по некой культурной традиции.

Таким образом, Господь дает нам много знаков того, как важно, чтобы мы сохраняли веру, и как важно, чтобы мы умели благодарить Бога, замыкая связь между нами и Отцом нашим Небесным, обеспечивая тем самым и продолжение Божественных благодеяний, изливающихся по нашей молитве, по молитве наших родных и близких, по молитве Церкви на наши грешные души.

Да поможет нам Господь — всем как народу и каждому из нас — хранить веру православную, укрепляться в этой вере, творить добрые дела, без которых вера мертва есть (см. Иак. 2:17), и как народу восходить от силы к силе, утверждая такой образ современной цивилизации, которая не исторгает Бога, не издевается и не смеется над религиозным чувством, но полагает веру в Бога в центре своей личной и общественной жизни. И покуда будет так, Россия будет непобедима! С праздником всех вас поздравляю!

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6155740.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3050
  • Репутация: +554/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь в день памяти святителя Петра Московского после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

6 сентября 2024 г. 15:19

6 сентября 2024 года, в праздник перенесения мощей святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. По завершении Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие владыки, отцы, братья и сестры!

Всех вас сердечно поздравляю с праздником, когда мы вспоминаем святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси. А почему такое почитание этого митрополита именно здесь, в главном храме всея Руси, в Успенском соборе Московского Кремля? Потому что он заложил этот храм. И не только потому, что положил первый камень, но потому что, если бы святитель Петр не перенес кафедру всея Руси из Владимира в Москву, то Москва никогда бы не стала столицей нашей страны.

Вот мне бы хотелось, чтобы эти мои слова услышали все, в том числе и городские власти, и наши интеллигенция, и наши ученые. Перенесение кафедры из Владимира в Москву — это и есть тот день, который мы должны отмечать как День столицы. Никакой столицы в Москве бы не было, услышьте меня! И те, кто хочет слышать, и кто не хочет: не было бы, если бы не святитель Петр и не перенесение Всероссийской, общерусской Первопрестольной кафедры в наш город. А произошло это, конечно, по воле Божией, но и по усмотрению святителя. Он хорошо понимал уязвимость Киева, который постоянно подвергался набегам кочевников, и известно, что вначале Первосвятитель земли Русской переехал во Владимир, в то место, куда не доходила монгольская конница, потому что это лесная часть нашей страны, а конница не может действовать в лесу, она легко подвергается истреблению. Попытки были, заходили в леса монгольские наездники, но погибали от стрел лучников, которые уничтожали и всадников, и лошадей, и потому Владимир оказался неуязвимым как центр всея Руси.

А вот перенесение кафедры в Москву есть некое действие Божественного промысла. Владимир был весьма успешным, богатымгородом, и, в общем-то, не было прямой необходимости переместить кафедру всея Руси в град Москву, еще недостаточно отстроенный и обустроенный. Тем не менее святитель Петр перемещает сюда Всероссийскую митрополичью кафедру, а вслед за ним — и великий князь; и Москва стала столицей.

Вот как бы достучаться до властей московских, до общественности, еще раз повторю, и до всех, что сегодняшний день и должен быть Днем Москвы как столицы нашего государства! Не было бы святителя Петра, не было бы его промыслительного действия — переноса кафедры в Москву, — и Москва не была бы столицей, а осталась бы обычным, одним из многих русских городов.

Еще раз хочу сказать, что такие судьбоносные события, конечно, совершаются по Божественному промыслу. Так нужно было, чтобы сумело Отечество наше, объединившись вокруг новой столицы, стать мощным, сильным — в политическом, экономическом, военном плане, — потому что много скорбей предстояло на его историческом пути. И знаем, что перенесение столицы в Москву сыграло очень важную роль в сохранении страны, ее единства и дальнейшего процветания.

Поэтому, вспоминая святителя Петра, благодаря его за все благодеяния, совершенные от дней древлих и доныне над страной нашей, над Церковью нашей, над градом Москвой, будем в памяти хранить его великий жизненный подвиг и промыслительное деяние, связанное с перенесением Первосвятительской кафедры, а затем и утверждением столицы в городе Москве.

И когда Петр принял решение перенести политический центр в новую столицу, в Петербург, Москва не лишилась столичного статуса, она по-прежнему оставалась духовным центром нашего народа и нашей Церкви. А по милости Божией со временем вновь вернулась и столичная функция сему святому граду, а вместе с ней и пребывание высшей государственной власти в Москве, в Московском Кремле, а самое главное, значение Москвы как реальной столицы русского государства.

Вот такое важное событие мы все сегодня вспоминаем. Еще раз хочу сказать: печально, что этот день не является Днем городом Москвы. Будем и дальше стучаться в двери. Может быть, дойдет до сознания наших властей, общественности, что именно этот день и должен быть Днем Москвы, без которого Москвы как столицы нашей Родины не существовало бы. Но еще раз подчеркну: вне зависимости от того, как этот вопрос будет решаться, и будет ли, на уровне политического руководства, мы с вами всегда должны помнить, что сей святой день, связанный с памятью святителя Петра, и является главным днем для нашего города и поводом к тому, чтобы мы усилили свои молитвы перед великим Божиим угодником святителем Петром о сохранении Москвы как столицы нашей, о сохранении Отечества нашего, чтобы никакие враги и супостаты не имели ни силы, ни возможности не только уничтожить страну, но даже ослабить ее. Потому что сегодня именно наше Отечество, еще раз повторю, в каком-то смысле является тем самым Удерживающим, ибо мы не преклоняем главы перед греховными законами и требованиями, которые противоречат Божиему нравственному закону и никак не способствуют благополучию наших семей, да и каждого человека, вне зависимости от того, имеет он семью или нет. И благословение святителя Петра, молитва Церкви, несомненно, способны укреплять жизнь каждого, кто с верой и надеждой обращается к великому святому угоднику. Его молитвами да хранит Господь всех нас и да укрепляет нас в вере православной и в любви к Отечеству! Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6156952.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3050
  • Репутация: +554/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь в праздник Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы после Литургии в Сретенском ставропигиальном монастыре г. Москвы

8 сентября 2024 г. 16:21

8 сентября 2024 года, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, праздник Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Сретенском ставропигиальном мужском монастыре г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Уважаемый Дмитрий Федорович, секретарь Союзного государства! Дорогие отцы, братья и сестры!

Всех вас сердечно поздравляю с сегодняшним высокоторжественным днем, с воспоминанием святых угодников, которые жизнью своей внесли очень большой вклад в духовное развитие нашего народа. И, конечно, радуюсь тому, что сегодня мы вспоминаем важные даты в истории развития отношений между Россией и Белоруссией.

Сегодня Россия и Белоруссия составляют Союзное государство, и это очень важно ввиду страшной трагедии последних десятилетий, в результате которой разрушилось единое историческое государство всея Руси и на ее пространствах возникли государства, в том числе движимые недоброжелательной силой извне, ставшие на путь противоборства с Русью, с Россией. Все это омрачает, конечно, и нашу память, и наше сегодняшнее душевное состояние. А вот взаимоотношения России и Белоруссии вселяют спокойствие и уверенность в том, что, поскольку такие добрые отношения сохранились между народами белорусским и великорусским, поскольку такие добрые отношения и сотрудничество существуют между нашими государствами, то, может быть, не все потеряно и для восстановления добрых отношений на просторах всей исторической Руси.

Но сегодня действуют мощные силы, чтобы окончательно разрушить отношения между Россией и Украиной. И хотя мы продолжаем оставаться одной Церковью — и та, что на российской земле, и та, что на Украине, — предпринимались и предпринимаются чудовищные усилия, чтобы и это единство разрушить. И моя каждодневная молитва о том, чтобы Господь сохранил от всякого уклонения в раскол и разделение Украинскую Церковь, чтобы, несмотря на несомненные трудности, скорби, риски, с которыми связано теперь служение духовенства Украинской Церкви, это служение продолжалось и Церковь продолжала осуществлять свою спасительную миссию в отношении русского, украинского, белорусского и прочих народов, которые ныне существуют на просторах исторической Руси.

Верим, что Господь услышит наши молитвы. Но для того чтобы Бог слышал наши молитвы, мы должны идти навстречу Господу ради осуществления тех пожеланий, которые мы в эти молитвы вкладываем. Вот почему Церковь наша всячески поддерживает усилия государственных лидеров России и Беларуси, которые сегодня стоят на страже сохранения духовного единства наших народов и сохранения нашего общего государства. Думаю, что, несмотря на скорби XXI века, так болезненно отразившиеся на жизни всего нашего исторического народа, молитвами святых угодников земли Русской, трудами нашей Церкви, подвижничеством монашествующих и благочестивых мирян будет сохраняться и укрепляться единство всея Руси.

А почему силы — мощные политические силы извне — работают на то, чтобы окончательно разорвать связи России с Украиной? Зачем это надо? Ведь существует на карте Европейский Союз, и эти же силы не стремятся его разрушить. Почему же они делают все возможное, чтобы разрушить союз между Россией, Украиной и Беларусью? Давайте спросим себя: почему? И там, и там демократические принципы устроения государства; и там, и там выборная власть; и там, и там реализуются все принципы современных межгосударственных и внутригосударственных установок, которые принимаются мировым сообществом. В чем же дело? Хочется громко крикнуть: в чем? И я не могу найти другой причины, помимо той, что и Россия, и, по милости Божией, Беларусь, и Церковь наша предлагают миру, в том числе западному миру, альтернативу цивилизационного развития. Если на Западе присутствует абсолютно неправильное понимание свободы как вседозволенности, если там, под прикрытием лозунгов свободы, не просто поощряется, а законодательно утверждается право людей на совершение греха, то ведь это путь к концу. Почему? Да потому что грех нежизнеспособен. Почему Господь призывает нас избегать греха — в личной, семейной, общественной жизни? Да потому что грех — это сила, разрушающая личность человека, человеческое общество и взаимоотношения людей. Грех приносит только разделение.

Наверное, того и хотели бы многие недоброжелатели исторической Руси — чтобы не было единства наших братских народов, чтобы мы разделились, чтобы мы противоборствовали. И ведь что-то удалось сделать на Украине, пусть и не в полной мере, и даже проливается кровь. Наверное, многие хотели бы кровопролития и на просторах нашего Союзного государства, но, по милости Божией, совместными силами России и Белоруссии сегодня защищается наш общий суверенитет и наше право на собственный исторический, культурный, духовный и политический выбор.

Еще многое предстоит пережить, осмыслить, против многого предстоит еще бороться, чтобы все эти опасности покинули пространство исторической Руси. Но Церковь Православная, единая и для России, и для Украины, и для Беларуси, и для всех православных народов, пребывающих на территории исторической Руси, не престает молиться, чтобы миновало это лихолетье, толкающее братьев к разделению и междоусобной брани, чтобы восстановился прочный и неотъемлемый мир, чтобы вера в Господа и Спасителя укреплялась в сердцах и умах народа всея Руси и чтобы народ сей сохранил способность отражать всякие искушения и соблазны, несущие в себе опасность для самого его существования.

Вспоминая сегодня святых, белорусских и русских, вспоминая сегодня исторический путь наших народов, благодарим Господа за то, что существует единомыслие между руководителями Российской Федерации и Белоруссии. За то, что многие силы соединяют нас воедино и во многих областях осуществляется принципиальное и важное для обеих сторон сотрудничество.

Будем молиться, чтобы никакие зловредные ухищрения не ослабили, не разрушили наше историческое единство. Помолимся о Церкви всея Руси, мученице, исповеднице, которая, несмотря ни на какие скорби, ни на какие нападения с разных сторон, не оставляет своего попечения о душах вверенных людей, о благополучии духовном и материальном народов, составляющих Святую Русь. Молитвами всех угодников Божиих, в землях наших просиявших, да хранит Господь веру православную и наш единый православный народ. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6157326.html