Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?
rss

Автор Тема: Слова Патриарха Кирилла  (Прочитано 565714 раз)

0 Пользователей и 3 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3062
  • Репутация: +558/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь после Литургии в Преображенском соборе Салехарда

21 сентября 2024 г. 13:18

21 сентября 2024 года, в праздник Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в новопостроенном Преображенском соборе Салехарда. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Уважаемый Дмитрий Андреевич! Дорогие владыки, отцы, братья и сестры!

Всех вас сердечно поздравляю с историческим событием — освящением храма в этом месте. Конечно, сам факт строительства такого грандиозного храма на вечной мерзлоте уже свидетельствует о том, какой огромный путь прошла вся наша страна. Все это стало возможно технически, с научной точки зрения, но ни наука, ни техника не помогли бы, если бы не было самого главного — нужды людей в храмах.

Мы знаем, что наука и техника и в западных странах развиваются не хуже, чем у нас, а храмы закрываются, в лучшем случае перепрофилируются под мечети — я сказал «в лучшем случае», потому что иногда и под развлекательные заведения или рестораны. О чем это свидетельствует? О том, что храмы там перестали быть нужными людям. Почему? А потому что Бог перестал быть нужным. Человек опирается на свои силы, на силу науки, знаний, технологий, на капиталы, на все то, что дает земное благополучие, думая, что этим благополучием и определяется таинственное понятие человеческого счастья.

Но какое же это заблуждение! Тысячи самоубийств самых богатых людей в мире свидетельствуют, что никакое материальное благополучие не может обеспечить того, что мы называем полнотой жизни, когда сочетаются духовное и материальное, когда человек живет для конкретных высоких целей, а не просто для того, чтобы наполнить свой желудок и весело провести время.

По милости Божией это разрушение подлинного целеполагания человеческой жизни, которое сегодня, как страшная болезнь, поразило богатые страны, не разрушает нашу национальную и государственную жизнь. Мы, прошедшие через годы безбожия, через отрицание Бога, сердцем и душой почувствовали, чтО такое соединение человеческих сил с Божественной помощью. Мы знаем, что Господь неоднократно спасал нашу землю, нашу страну от самых страшных бед и зол. Исторический опыт, мудрость народная содействуют сегодня укреплению веры православной в жизни нашего народа.

И покуда будет так, Россия непобедима. Потому что подлинная победа невозможна, если опираться только на силы человеческие. Да, непременно нужны силы, которые вкладывают люди, — будь то военные силы при отражении внешней агрессии, будь то творческие усилия, направленные на всестороннее развитие страны, будь то работа тех, кто трудится на земле или на предприятиях. Все это наш вклад в процветание Отечества, но подлинная радость бытия, подлинное человеческое счастье — давайте это крепко запомним! — никогда не могут формироваться только под влиянием того, что человек делает в этой земной жизни, в сфере материальной.

Отчего богатые плачут? Отчего богатые руки на себя накладывают? Вроде все есть — миллиардеры, самолеты, вертолеты, яхты, виллы… Но, к нашему всеобщему недоумению, мы слышим: «покончил жизнь самоубийством». И ведь это не единичные случаи! И причиной тому — пустота, отсутствие цели жизни, подлинного целеполагания, а значит, человек не понимал, в чем смысл жизни. А смысл жизни заключается в том, чтобы мы, развивая все необходимое для материального бытия, никогда не забывали о вертикальном измерении — том измерении, которое соединяет человека с Богом, через которое только и наполняется наша жизнь подлинным непреходящим смыслом. Все остальное — временное, скоротечное, то есть быстро проходящее, быстро уходящее даже из нашей памяти.

Вот почему возрождение веры в нашем народе, которое сопровождается экономическим, научным, техническим развитием страны, есть замечательный знак того, как сегодня в России вертикальное измерение бытия, связанное с отношением человека к Богу, соединяется с успехами горизонтального измерения, всего того, что совершается на наших глазах и чему мы являемся свидетелями даже в этих непростых для жизни арктических районах России. И если мы не утратим это правильное соотношение вертикали и горизонтали, если мы не будем забывать о Боге, если будем обращаться к Нему с молитвой и просьбой о помощи в нашей личной, семейной, общественной и государственной жизни, то мы действительно будем непобедимы, как уже по силе духа во многом превосходим самые могущественные государства мира. Не буду вновь говорить о кризисах, которые там происходят, и о том, что по милости Божией нас эти кризисы обходят стороной. А тому только одна причина — мы Бога не забыли. Мы обращаемся к Нему в молитвах. Конечно, в меру сил, с различными, как говорят инженеры, допусками и посадками, но, тем не менее, мы все-таки к Богу стремимся и помним, что Бог над всеми нами.

Мои дорогие Преосвященные владыки, отцы, братья, сестры, сегодня особенное время в истории нашего Отечества. С одной стороны, мы действительно достигли больших высот и огромной мощи — государственной, технической, научной, военной. Но как же важно, чтобы на этом пике развития мы ни в коем случае не споткнулись, не забыли о Боге, не сказали: все это мы сами сделали! А свидетельством того, что так поступать нельзя, является пример из Ветхого Завета — строительство вавилонской башни, когда люди решили построить башню до небес, и в то время, которое, казалось бы, было временем наивысшей славы, произошла трагедия, и башня разрушилась. Библия говорит, силой Божией разрушилась, но ведь сила Божия нередко является через материальную силу и весьма возможно, что грозное землетрясение разрушило эту башню — символ человеческого безумия, которое выразилось в готовности не просто противопоставить себя Богу, но поставить себя выше Бога.

На протяжении всей истории были попытки, и они не прекращаются и сейчас, строить вавилонские башни, чтобы доказать могущество человека вне всякого Божественного участия в человеческой жизни. К сожалению, высокотехнологические цивилизации в некоторых развитых странах мира, которые не имеют никакого отношения ни к Богу, ни к духовной жизни, напоминают вавилонскую башню. Вот для того чтобы в России такого не было, — а мы по этому пути, к счастью, пока не идем, — мы должны соединять образование, научные знания, технические достижения, развитие социальной и культурной сферы с нашей глубокой верой в Господа и начинать наши дела всегда с молитвой: «Господи, помоги! Вразуми! Огради от грехов и ошибок!» И тогда Божественное, соединяясь с человеческим, будет давать нам огромную силу, а в результате — непреходящие достижения всего нашего народа.

Я с особым чувством говорю об этом именно здесь, в местах, от которых так зависит экономическое процветание нашего народа. Но в этих же местах концентрируются материальные ценности, а вместе с ними всегда и человеческие соблазны, и проявления человеческой слабости. Так вот, очень важно, чтобы эти соблазны и слабости не затмевали наше духовное, стратегическое видение — как в отношении своей собственной личности и ее будущего, так и в отношении будущего всей нашей страны.

Молитвами святых угодников, в земле Российской просиявшей, да хранит Господь землю нашу от всякого врага и супостата, да укрепляет правителя нашего православного — Президента Владимира Владимировича Путина, помогая ему управлять Отечеством нашим, вместе с верными и достойными помощниками! И да помогает Господь всем нам и каждому на своем месте трудиться во благо веры и Отечества. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6160565.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3062
  • Репутация: +558/-0
  • Пол: Женский
Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на заседании Высшего Церковного Совета 24 сентября 2024 года

24 сентября 2024 г. 15:04

24 сентября 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил работу Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви. Открывая заседание, Святейший Владыка обратился к собравшимся со вступительным словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие владыки, отцы, братья, матушки! Всех сердечно приветствую на очередном заседании Высшего Церковного Совета.

Была некая пауза в наших заседаниях, но за это время, как известно, жизнь не останавливалась, она шла своим чередом, не всегда просто, но одновременно все-таки свидетельствуя о том, что, несмотря на человеческий грех, Промысл Божий сильнее, чем человеческое беззаконие.

Несколько слов мне хотелось бы сказать о миссионерском служении. Миссия — это само проявление существа Церкви. Церковь не может существовать без миссии. Первое, что сказал апостолам Спаситель: «Идите, научите все народы» (Мф. 28:19). Поэтому миссия не является какой-то прикладной задачей — она тесно связана с Евхаристией, с совершением Литургии, она в самом центре церковной жизни. Поэтому не буду еще раз повторять, что миссионерское служение ни в коем случае не может ограничиваться повесткой дня только одного синодального отдела. Цели свидетельства о Христе, в конечном счете, подчинена деятельность любого церковного учреждения, да и каждого верующего. Действительно, каждый православный человек, каждый член Церкви призывается к миссии, призывается к свидетельству. К сожалению, в нашей Церкви, вообще в Православии, это не очень усвоено мирянами, в отличие от некоторых сектантских групп, как вы знаете, где каждый член считает своим долгом, своей обязанностью осуществлять миссию. Как это реализуется — другой разговор. Иногда за рукава хватают, куда-то предлагают идти, но факт, что для многих сектантских групп миссия является приоритетом в служении каждого их члена.

У нас совсем не так. Даже некоторые архиереи, тем более священники, не относят миссию к первоочередным задачам. Это очевидный факт, тут и доказывать ничего не нужно. Поэтому еще раз хочу подчеркнуть, что свидетельство о Христе, то есть миссионерская работа, должна включаться в деятельность каждой церковной организации — в деятельность прихода, благочиния, епархии и всей Церкви.

Миссионерские служения в разные эпохи сталкивались со своими проблемами или, как мы теперь говорим, со своими вызовами. В наше время мы живем в условиях переизбытка информации, постоянной конкуренции в борьбе за внимание человека. Миссионер нашего времени должен быть готов к борьбе за сердца человеческие, которые индустрия развлечений, вседозволенность пытаются заполнить пустотой, но чаще всего не просто пустотой, а очень вредным для души содержанием. Как вы знаете, в античности было такое понятие, как «агорá», то есть рыночное пространство. Сегодня нет рыночных площадей, где люди собирались бы, обменивались мнениями, информацией, пытались повлиять друг на друга. Но такой агорой сегодня является Интернет и особенно социальные медиа, которые открыты практически для всех. Даже люди старшего поколения за последние годы стали активными участниками этого процесса. Также многие священники присутствуют в социальных медиа, и некоторые добились на этом поприще значительных успехов. Миссия в социальных медиа должна умножаться, становиться предметом внимания на всех уровнях церковной жизни еще и потому, что новые технологии стали орудием в руках разного рода опасных людей, таких как оккультисты, неоязычники, эзотерики, да и просто шарлатаны всех мастей, которые стремятся эксплуатировать в своих целях естественные духовные запросы. И угроза соблазнения людей на этих «агорах», в этих пространствах сейчас чрезвычайно высокая.

Христианское свидетельство в армии также является требованием времени. Военнослужащие, как никто другой, нуждаются в слове Божием, подкрепленным пастырским участием в их жизни. Есть проверенная веками поговорка «в окопе нет атеистов», и она правдива. Но верно так же и то, что война порождает к жизни деформированные формы духовности. Например, неоязыческие идеи нередко получают почву для развития среди военных, потому что в этих неоязыческих идеях важное место принадлежит, как вы знаете, насилию, силе. А армия — это место, где проявляется человеческая сила, поэтому есть большой риск того, что невоцерковленных, далеких от Православия военнослужащих может привлекать риторика неоязыческих проповедников.

Кстати, в каком-то смысле, неоязычество паразитирует на ложном тезисе, будто христианство, Православие, как бы остается вне темы героизма. Мы, конечно, знаем, что это не так, что самый большой героизм — это когда человек побеждает самого себя. Мы говорим о наших святых «подвижники», то есть они совершают подвиг, духовный подвиг. Но это не очевидно для очень многих, в том числе для тех, кто увлекается сегодня неоязычеством, потому что неоязычество пропагандирует личный героизм, силу и доблесть. Лживость этого мифа доказывается многими святыми воинами, память о подвигах которых хранит наша Церковь. Думаю, настало время, особенно для наших священников, которые работают в Вооруженных силах, постоянно обращать внимание воинов на подвиги христианских святых, которые служили своему Отечеству в армии, в Вооруженных силах, для того чтобы лживость мифа о том, что героизм несовместим с христианством, доказывалась в первую очередь замечательными примерами из жизни святых воинов, которые бережно хранятся в памяти нашей Церкви.

В этом контексте и школьное пространство должно исключать возможность пропаганды неоязыческих идей, построенных на отрицании христианства, его исключительного вклада в созидание российской государственности. Не было бы Русской Церкви — не было бы России в том виде, в каком она существует, не было бы объединения славянских народов и создания великой нации. Отрицание этого вклада означает подрыв фундамента идентичности нашего народа. Увы, в последнее время мы становимся печальными свидетелями подобных попыток. Информационное общество не исключает возможности для христианина быть свидетелем своей веры, а потому чадам нашей Церкви стоит помнить, что там, где мы отказываемся говорить слово истины, могут быть сказаны слова лжи. Другими словами, если мы не проповедуем, то вакуум заполняется чем-то другим. Если мы не провозглашаем Божию правду, он заполняется ложью, а если оценить объем лжи, существующей в информационном пространстве, то он ужасает. Начиная от «смешочков», фейков и кончая осознанным предложением людям совершенно ложных идей, ложной информации, ложных страхов и всего того, что сегодня присутствует в информационном пространстве.

Поэтому еще и еще раз хотел бы сказать о важности информационной работы, которая осуществляется в нашей Церкви, и одновременно — об особой важности миссионерской работы. У меня пока не создалось впечатление, что миссия является приоритетом для наших священников, для наших архиереев. Более того, кажется, что инициативы Патриарха иногда воспринимаются примерно так: «Ну ладно, а нас это вроде как не касается». Нельзя сказать, что необходимость развития церковной миссии тотально отрицается, но, тем не менее, миссионерство не является приоритетом для наших епархиальных архиереев. Это очевидно даже из отчетов — о чем угодно пишут, но не о миссии. А на самом-то деле нужно в первую очередь говорить о том, что сделано в области миссии. Идет ли обращение людей, создаются ли общины из неофитов, происходит ли привлечение интеллигенции — об этом ни слова! Может, я ошибаюсь, тогда попрошу владыку управляющего делами потом рассказать, что в этой сфере происходит. Настало время, когда миссия должна стать нашей основной пастырской озабоченностью. Чтобы не потерять народ, особенно нашу молодежь, увлекаемую сегодня многими и многими из тех, кто предлагает ей иной религиозный выбор.

Поэтому у нас есть о чем поговорить и есть о чем подумать. И, начиная наше заседание, еще и еще раз хотел бы сказать, что миссия никогда не должна становиться второстепенным делом, а миссионерская озабоченность — второстепенным чувством. Благодарю за внимание.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6161224.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3062
  • Репутация: +558/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь в праздник Воздвижения Креста Господня после Литургии в храме преподобной Евфросинии Московской в Котловке

27 сентября 2024 г. 14:26

27 сентября 2024 года, в праздник Всемирного Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в храме преподобной Евфросинии, великой княгини Московской, в Котловке г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Святой Ефрем Сирин так говорит о кресте: «Крест освободил нас от рабства». А Иоанн Златоуст так: «Крест положил предел диавольскому беззаконию». Действительно, на Кресте была принесена Жертва — Самим Сыном Божиим и Сыном Человеческим — за все грехи мира. Это не значит, что на Кресте обнулились все наши грехи, но последствия этих грехов не стали непреодолимой силой, которая притягивала бы людей к совершению беззаконий. И эта свобода от диавольской тирании, как говорит Иоанн Златоуст, есть великое и, можно сказать, цивилизационное следствие пришествия в мир Спасителя и Его Крестной Жертвы.

Грех настолько вошел в человеческую жизнь, в природу человеческую, что бороться с грехом — и каждый может подтвердить мои слова — невероятно трудно. Как говорит апостол Павел, делаю то, чего не хочу, но это совершает гнездящийся во мне грех (см. Рим. 7:19-20). Человек осознает, что воровать плохо, но в какой-то момент наступает помрачение ума, желание во что бы то ни стало обогатиться, и забываются все заповеди, все законы. А потом, даже если наказания удалось избежать, как часто человек расплачивается угрызениями совести, особенно если последствия его дел очень навредили другим.

Другими словами, грех, совершаемый нами, никуда не уходит — он только может быть прощен Господом. А первородный грех, определивший греховную траекторию развития человеческой цивилизации, действительно уничтожен на кресте Самим Господом, и нет больше непреодолимой силы, которая бы влекла человека ко греху. Есть только одна сила — это наша свободная воля и наше произволение. А потому Церковь и предлагает каждому своему члену, да и всему миру, такое важное и такое целительное свойство избавления от греха, как покаяние. Когда человек приносит искреннее покаяние пред Богом, когда он, не жалея себя и не стесняясь никого, пред лицом Божиим исповедует свой грех, а затем и пред священником, пред крестом и Евангелием, то Господь прощает человеку этот грех. Но это не индульгенция, не прощение за деньги, которые богатый человек мог принести — это ответ на искреннее покаяние, когда кающийся не просто повторяет на исповеди слова «грешен» или «грешна», но осознанно, всеми своими чувствами становится врагом собственному греху. Он ненавидит этот грех, он стремится избавиться от него всеми силами, и тогда Господь идет навстречу, и мало-помалу человек от греха избавляется.

Другими словами, мы спасаемся не своими собственными силами, потому что никаких сил не хватит, чтобы войти в Царствие Божие, а мы спасаемся благодатью Божией. Благодатью вы спасены через веру, но сие не от вас, Божий дар, не от дел, чтобы никто не хвалился (Еф. 2:8-9), говорит апостол. Не от дел, не от того, что мы принесли что-то в церковь, и даже не потому, что мы что-то доброе сделали, а благодатью Божией. А благодать Божия дается нам по нашей вере, по нашей молитве и по нашим добрым делам. Вот так и замыкается в единую цепь сила Божия, спасающая нас от греха, избавляющая нас от гнета, содействующая нашему спасению в этой жизни и жизни вечной, и наши собственные усилия.

Именно так и должна устраиваться христианская жизнь. Мы обретаем благодать Божию, которая нас спасает от греха через принятие Святых Христовых Таин, через нашу веру, через наше стремление совершать добрые дела. Благодать укрепляет нас и дает силы побороть грех. Но ни в коем случае нельзя забывать о своем покаянии и, выйдя из храма после исповеди, через некоторое время снова жить так, будто бы не было ни исповеди, ни покаяния, — все забыто, и на круги своя возвращаемся. Милосерд Господь, но ведь Он изгнал людей из рая и наказывает за грехи в личной или семейной жизни. Иногда даже и в трудах наказывает, когда не удается человеку что-то сделать — вроде и все возможности есть, а не получается. Тогда порыться надо в своей памяти и своей совести: может быть, есть нечто противное Богу, через что Господь закрывает тебе возможность сделать что-то доброе и правильное? Да, мы благодатью спасены, но сие не от нас, Божий дар, и этот Божий дар подается нам в ответ на нашу веру и наши добрые дела. Вот так и формируется Божественная истина, так она и реализуется в нашей жизни, когда, споспешествуемые верой, мы совершаем добрые дела. А без этих добрых дел, наверное, и род человеческий не мог бы существовать.

Добрые дела совершались даже тогда, когда люди были не очень-то верующими, когда и страна наша была безбожной, потому что в саму природу человека Господь вложил стремление к добродетели. Ну, а поскольку сегодня мы живем в условиях полной свободы для осуществления наших религиозных убеждений, как важно, чтобы мы не забывали, что вера без дел мертва (Иак. 2:20). И я радуюсь тому, как совершаются добрые дела на уровне приходов, монашеских общин и на уровне всей Церкви. Я читаю отчеты о том, что сегодня происходит во всей нашей Церкви, как много добрых дел совершается, и, может быть, этими добрыми делами укрепляется и безопасность нашей страны, и мир среди людей, и Господь посылает нам Свою благодать.

Сегодняшний день многому нас учит. Он учит нас любви Божией, явленной через спасительную силу креста Господня, и он призывает нас постоянно оставаться по правую сторону от креста, на светлой стороне истории, на светлой, радостной стороне нашей жизни, которая в первую очередь связана с тем, насколько мы живем верой и насколько мы эту веру подтверждаем своими добрыми делами. Поэтому добродетель не является чем-то второстепенным: «Вот я все сделал, дом построил, карьера удалась, а теперь и добрыми делами немножко займусь». Нужно помнить, что добрые дела — это приоритет, это самое главное. Никогда Господь на Страшном суде не скажет: «Ты министром был, губернатором или рабочим?» Он спросит: «А ты накормил голодного, посетил больного, протянул руку тому, кто в этом нуждался? Что доброго ты сделал в своей жизни?» Тогда будет очень тяжело оправдываться обстоятельствами, занятостью на работе, семейными проблемами или еще чем-то. Потому что эти оправдания не имеют смысла — смысл имеет только жизнь по вере и совершение добрых дел.

Вот если каждый поймет, что это сердцевина жизни, то и обретется надежда на спасение — не только в жизни будущего века, но и здесь и сейчас. Потому что добрые дела умножают добро в обществе и государстве. Они меняют к лучшему нашу личную, семейную и общественную жизнь. Добродетели, добрые дела — это кирпичики, из которых созидается благополучная и счастливая жизнь. Счастье и добродетель — это почти синонимы, и как бы хотелось, чтобы эти слова сегодня многие услышали и попытались претворить в жизнь! Потому что с претворением этих слов в жизнь будет и личное счастье, и общественное благополучие, и процветание Отечества нашего. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6162188.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3062
  • Репутация: +558/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь после Литургии во Владимирском кафедральном соборе Сочи

29 сентября 2024 г. 13:33

29 сентября 2024 года, в Неделю 14-ю по Пятидесятнице, по Воздвижении, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборе равноапостольного князя Владимира г. Сочи. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый владыка Герман!

Благодарю Вас за добрые слова, которые обратили в мой адрес. Благодарю также за труды, которые Вы вместе с духовенством Сочинской епархии несете здесь, на этой благословенной земле.

Но позвольте мне свое приветствие начать с тех слов, которые мы слышали сегодня за Божественной литургией. А слова очень сложные для понимания, но еще более сложные для исполнения. Господь говорит: «Кто хочет последовать за Мной, отвергнись себя, возьми крест свой и иди за Мной» (см. Мк. 8:34).

Более радикальных слов нет в Священном Писании — это вызов человеческой природе. Ведь человек весь мир воспринимает через самого себя — своим зрением и слухом, своим сознанием, своими аналитическими способностями. Всё через себя. В этом смысле наше ведение всегда субъективно. Когда мы говорим «объективный подход к чему-то» — это скорее гипербола, чем истина. Человек не может быть абсолютно объективным. Будь то политическое учение, будь то данная присяга, будь то личные сформированные убеждения — только сквозь призму самого себя человек опознает мир и дает ему оценки. То есть собственное «я», разум, воля, чувства, самосознание — в центре нашего бытия. И насколько же парадоксально и вызывающе звучат слова Спасителя «кто хочет идти за Мной, отвергнись себя»!

Мир познаю через себя, чувствую через себя, люблю через себя, ненавижу — всё через себя. Как можно отвергнуться себя? А ведь это самые трудные для понимания и самые важные слова Спасителя. Потому что если мы хотим идти за Ним, мы должны свое собственное «я» поставить в подчинение Его воле, Его закону, Его словам.

А что это означает на практике? А вот что: перед тем, как что-то серьезное сделать, надо подумать: «Для меня это, может быть, выгодно, даже очень выгодно — что-то сделать, сказать, даже обмануть. Если я так поступлю, я, наверное, получу какие-то материальные блага, может, карьеру построю. Но как это в глазах Божиих? Что будет, когда жизнь моя закончится и предстану я пред Богом?»

Ведь там никакая человеческая конъюнктура, никакая карьера, никакая зарплата, никакая политическая власть не имеют никакой цены. Всё обнуляется, ничего нет. Если мы только на земные блага уповаем, мы голыми туда приходим. А вот если мы не только и не столько на это уповаем, если пытаемся жить в соответствии с Божиим законом, с Божиими заповедями, если мы даже крупицу того, что Господь требует от нас, в своей жизни претворяем и реализуем, — вот тогда некий маленький мешочек добродетелей мы с собой возьмем на Страшный Суд.

Были такие видения у святых угодников Божиих, как этот маленький мешочек с добрыми делами перевешивал все наши ошибки и все наши грехи. Поэтому, когда мы делаем добро, мы не просто делаем что-то, что помогает нам улучшить отношения с родными, близкими, обрести авторитет в обществе или государстве. Когда мы делаем по-настоящему добрые дела, мы обретаем возможность войти в Царствие Божие. Потому что человек спасается верой, без которой ничего и не может быть по-настоящему добродетельного, и добрыми делами.

Радуюсь тому, что сегодня в России доброделание вышло за рамки личной жизни православных людей. Очень многое делается: создаются братства и сестричества, совершаются дела милосердия — знаю, также и в вашей епархии, на этой земле. И слава Богу, что так. В советское время мы были по закону лишены возможности совершать добрые дела. Это расценивалось как преступление, за которое можно было понести уголовное наказание. Сегодня никто нас за это не накажет — только, может быть, с благодарностью посмотрят в нашу сторону. Но вот насколько мы пользуемся этими возможностями? Насколько активно мы совершаем добрые дела, бескорыстные добрые дела? Не для того чтобы получить голоса избирателей, не для того чтобы прославиться, не для того чтобы обрести авторитет, а по велению совести, по закону Божиему? Ибо, еще раз скажу, мы предстанем пред Господом, и Он не спросит нас ни о нашей карьере, ни о наших государственных деяниях, ни о чем-то другом. Он нас спросит только об одном: «А что ты сделал доброго для своего ближнего?»

Вот если мы научимся совершать добродетели в малом масштабе своей личной жизни, то мы ведь не сможем поступать иначе в общественной жизни, в государственной жизни, потому что это будет против наших убеждений, против нашей природы, против того, что для нас дорого и первостепенно. Поэтому не может быть добродетели общественной, политической, государственной, если она не совершается тем, кто принимает на себя политическую, государственную ответственность, да и просто ответственность за других, в его собственной личной жизни.

Так нас учит Слово Божие, так нас учит Церковь. Казалось бы, что трудного-то? А на самом деле очень трудно. И каждый знает: только задумаем что-то доброе сделать, тут же возникают проблемы. То что-то не складывается в семейном бюджете, то кто-то из членов семьи может возроптать, то кто-то из сослуживцев не поймет и так далее. Мы нередко оправдываем внешними обстоятельствами отсутствие своих возможностей, способностей и воли совершать добрые дела. Поэтому, мои дорогие братья и сестры, мы с вами как ученики Христовы, как те, кто посещает храм, кто причащается Святых Христовых Таин, кто слушает Слово Божие и наставления в проповедях, должны никогда не забывать, что если мы не творим добрых дел, мы, по словам апостола, медь звенящая, кимвал бряцающий (1 Кор. 13:1), то есть пустота. У нас нет ничего, что мы можем на Страшном Суде Господу предъявить. Не в прямом смысле предъявлять — Бог всё будет знать, Господь будет судить, ведая всё, даже сокровенное наше. Но чтобы ведение Спасителя было наполнено не только знанием нашей греховности, и но нашей способности к реальному совершению добрых дел.

Дай Бог, чтобы слова, которые я сегодня произнес, не ушли вместе с тем, как вы будете отдаляться от храма. Вспомните о них дома и спросите себя: достаточно ли добрых дел я совершаю? Муж в отношении жены, жена в отношении мужа, родители в отношении детей, дети в отношении родителей — так ли правильно все складывается? Находится ли это в центре нашего внимания или остается где-то в стороне, так что мы об этом практически не думаем?

Мысль о необходимости совершать добрые дела есть самая важная мысль. А воля, направленная к совершению добрых дел, приносит нам спасение в этой жизни и в жизни вечной. И да поможет всем нам Господь именно так, а не иначе проходить наш жизненный путь — в надежде на благость Божию, на спасение в этой жизни и жизни будущего века. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6162559.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3062
  • Репутация: +558/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь в день памяти преподобного Сергия Радонежского после Литургии в Троице-Сергиевой лавре

8 октября 2024 г. 14:32

8 октября 2024 года, в день преставления преподобного Сергия, игумена Радонежского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Владыка наместник! Дорогие владыки, отцы, братья и сестры!

Всех вас сердечно поздравляю с праздником, который имеет особое значение для сей святой обители и для всей Святой Руси. Мы с благодарностью прославляем — от всего сердца, от мыслей своих — святого преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, чудотворца, который, может быть, более всех потрудился не только для духовного возрождения всего нашего народа, но и для его спасения от междоусобной брани и нашествия иноплеменников.

Кто щедро сеет, тот щедро и пожнет, кто скупо сеет, тот скупо и пожнет (см. 2 Кор. 9:6). Эти слова надо бы всем нам иметь в памяти и каждый день повторять, либо, как это делали и цари, и святые люди, у себя в келье вывесить рядом с иконами и, читая их, назидаться каждый день. Потому что от понимания этих слов, от их осуществления зависит не только общее благополучие, благополучие страны и народа, но и — скажу, может быть, для многих непонятно — человеческое счастье.

Человек не может быть счастливым, если он только приобретает и ничего не отдает. А когда мы отдаем, то, во-первых, заповедь Божию исполняем и, во-вторых, получаем внутреннее удовлетворение. Даже грешный, очень грешный человек иногда сознает, что совершение добрых дел снимает тяжесть с души, открывает некую жизненную перспективу. Мне приходилось беседовать с теми, кто преступал закон. И на мой вопрос: «А что помогает вам на плаву держаться?» я получал иногда такой ответ: «Много плохого сделал в жизни, но когда вспоминаю о том немногом добром, что делал людям, это помогает мне жить».

И это действительно так! Наша жизнь наполняется смыслом, обретает подлинную ценность тогда, когда мы не только и не столько принимаем, но когда мы отдаем. Это истина божественная, несколько парадоксальная для большинства людей, ведь, как говорят многие, и рука устроена так, что обращена «к себе». Как же иначе: если о себе не позаботишься, кто позаботится? В центре жизни человек полагает заботу о себе, в лучшем случае о семье, о ближних. Но даже заботясь о семье и ближних, человек нередко о себе заботится больше. Вот это совершенно ложное целеполагание, не приносящее подлинного счастья людям. Человек, живущий для себя, в конце жизни вспомнить ни о чем не может. Ну да, всё имеет — богатство, дома, машины, еще что-то. А о чем вспомнишь на краю жизни и смерти? О том, что у тебя дорогой автомобиль в гараже стоит? Или что у тебя два или три богатых дома? Не вспомнишь никогда, а если вспомнишь — только с сокрушением. А вспомнить захочется о том, что ты сделал по закону Божиему, по воле Божией, какое доброе дело ты совершил. Вот почему святые угодники и говорят: «Спешите делать добрые дела! Не успеете опомниться, как вот уже и конец жизни». А как же туда идти без добрых дел? Что Богу ответить на Его простой вопрос: «Помог ли ты? Облегчил ли чьи-то трудности и страдания?» И что если не найдется сказать: «Господи, с Твоей помощью я сделал что-то, что мне казалось нужным для людей, находившихся в трудном положении»? Какая тогда надежда на то, что Господь тебе скажет: «Войди в Царство Мое»? Для таких людей Божие Царство закрыто, ибо вера без дел мертва есть (Иак. 2:20).

Говоря так, я обращаюсь не только к прихожанам, к мирянам — я обращаюсь к архиереям, к священникам, ко всем братьям своим и сестрам своим. Когда мы постоянно служим в храме, наше духовное зрение тоже иногда затмевается. Обращая внимание на каждодневные задачи и заботы, мы нередко упускаем из виду необходимость совершать добрые дела. Но вот сегодняшний день учит нас, что именно добродетель святых угодников приблизила их к Божественному Царству. Добрые дела, совершаемые нами, — это то, что приближает нас ко Господу и что является некой небольшой жертвой за наши грехи. Когда мы совершаем добрые дела, отдавая от себя другим, мы тем самым реально приносим жертву Господу.

Давайте запомним это и постараемся в меру сил своих совершать добрые дела, учить этой добродетели наших детей и внуков, а педагоги должны учить этому наших учеников и студентов. Важно, чтобы народ наш преисполнился пониманием той простой истины, что не может быть благополучия страны, народа, личного, семейного счастья, если мы не делаем добрых дел, ибо вера без добрых дел мертва есть. И нечего у Бога просить помощи, если сам людям не помогаешь.

Вот этому мы научены сегодняшними словами Божественными, этому мы научены и соприкосновением с жизнью святого преподобного и богоносного отца нашего Сергия, да и всех других святых угодников, как в нашей земле, так и по всему миру просиявших. Их молитвами да хранит Господь каждого из нас на пути спасения, да помогает нам с уверенностью, убежденностью и радостью совершать добрые дела, помогая своим ближним и дальним и тем самым укрепляя собственную веру и принося радость тем, кто иногда так нуждается в нашей помощи и наших добрых делах.

Молитвами святого преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, чудотворца, да хранит Господь землю Русскую, град Москву, сию святую обитель и всех, кто с верой и надеждой обращает к святому угоднику, особому угоднику земли Русской, свои молитвы. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6164358.html