Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?
rss

Автор Тема: Слова Патриарха Кирилла  (Прочитано 576670 раз)

0 Пользователей и 3 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3082
  • Репутация: +564/-0
  • Пол: Женский
Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на заседании Бюро президиума Всемирного русского народного собора

31 октября 2024 г. 15:40

31 октября 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на заседании Бюро президиума Всемирного русского народного собора.

Александр Владимирович! Сергей Юрьевич! Уважаемые члены Бюро президиума Всемирного русского народного собора!

Я вас сердечно приветствую. Радуюсь возможности встретиться после значительного перерыва, чтобы, во-первых, освежить в памяти всё доброе, хорошее и правильное, что мы с вами делали, начиная с того очень непростого для нашего Отечества времени, когда Всемирный русский народный собор набрался мужества, чтобы говорить Божию правду, невзирая на лица. Думаю, это было самое важное, что мы делали в то время, потому что собрались люди, болеющие за судьбы Отечества, которые видели, какие опасные процессы происходят и насколько высоки риски потери подлинного суверенитета нашей страны. А ведь не все, как мы знаем, имели силу духа говорить ту правду, которую говорил наш Собор. Нельзя сказать, чтобы в ответ на это мы получали какую-то особую поддержку, но должен сказать, что не было и сокрушительной критики. Потому что критиковать по большому счету было нечего — мы с вами правду говорили.

Ну, а теперь мы живем в совершенно другое время и в каком-то смысле — в хорошем смысле — в другой стране. Думаю, что и работа Всемирного русского народного собора теперь должна выстраиваться с учетом больших положительных перемен, которые произошли в стране.

Наша встреча происходит в преддверии пленарного заседания Всемирного русского народного собора, которое, как вы знаете, состоится 28 ноября и будет посвящено важной теме — «Русский мир: внешние и внутренние угрозы». Речь идет об угрозах не только нашему национальному благополучию, но и самому Отечеству нашему. И эти угрозы носят, я бы сказал, онтологический характер, они не проистекают просто из проблем общественной или политической жизни. А в Евангелии Господь призывает различать знамения времен (см. Мф. 16:2), что побуждает нас быть предельно внимательными к событиям, которые сегодня происходят в мире и напрямую касаются нашего Отечества.

Итак, о каких угрозах нам предстоит подумать? Кратко перечислю основные. Отмечу, что в реальности внешние и внутренние вызовы зачастую тесно связаны, поскольку в конечном итоге все деструктивные явления, если глубоко войти в суть их причин, имеют духовные корни.

Среди внешних вызовов Русскому миру самой актуальной угрозой сегодня являются боевые действия, в результате которых ежедневно гибнут наши братья и сестры. Говорю не только о гражданах России, но и о гражданах Украины. Поскольку в действительности мы являемся одним народом, я не перестану об этом говорить, — с общим духовным, культурным кодом, с общим наследием, с общими историческими истоками и, наконец, с общей судьбой. Мы видим, что продолжение конфликта, его настойчивая эскалация внешними силами, которые заинтересованы в усугублении трагического разделения славян, ведет к тому, что конфликт может перерасти в прямое столкновение России со странами НАТО. А это, в свою очередь, уже мировая война, угрожающая не только Русскому миру, но и всему человечеству.

Слава Богу, руководство России являет мудрую и взвешенную позицию по этому сложному вопросу. С одной стороны, не поддается на наглые провокации, уж простите за грубое слово, а с другой — продолжает решительно защищать наших соотечественников и в Крыму, и в Новороссии, а также последовательно и терпеливо доносить до всего мира, чтó именно отстаивает Россия в этом конфликте и какие базовые принципы, права и свободы она защищает.

Мы знаем, что уже происходят некоторые положительные изменения в общественном сознании в западных странах. Люди постепенно осознают, что реальная ситуация отнюдь не такова, какой ее рисуют западные СМИ, настроенные на пропаганду русофобии. Хочется надеяться, что здравый смысл в конечном счете восторжествует, удастся решить все вопросы и договориться, обеспечив действительно прочный и справедливый мир. Похоже, такому мирному развитию нет альтернативы — иной путь может погубить всех.

Спустя без малого три года активных военных действий можно видеть, что среди сограждан появляется некая усталость от сводок с фронтов. Некоторые предпочитают и вовсе не замечать всего, что происходит, — боли, страданий своих братьев, тех, кто находится на передовой и кто живет в регионах, подвергающихся обстрелам. Многие не готовы отказаться от личного комфорта, привычного уровня благополучной жизни. Конечно, речь не о тех неравнодушных соотечественниках, подвижниках, добровольцах, которые собирают материальную помощь, отвозят гуманитарные грузы, поддерживают бойцов и пострадавших мирных жителей. Слава Богу, что идеалы солидарности, милосердия, взаимопомощи живут в нашем народе и сегодня ярко себя проявляют. Однако большое количество развлекательных мероприятий, увеселительных шоу по телеканалам, легкомысленная беззаботность очень сильно контрастируют с тем, что происходит сейчас в зоне специальной военной операции, где гибнут наши люди, особенно молодые ребята.

Можно сказать, что эта проблема обнажает некие духовные язвы. Нам необходимо задуматься о причинах такого явления и спросить: не угрожают ли эти язвы нашей цивилизационной идентичности? Не свидетельствуют ли они о некоем сбое в нашем культурном коде? Можно ли себе представить нечто подобное во время Великой Отечественной войны? Да и в любой ситуации, когда стране угрожала опасность?

Упомяну также весьма странное явление, которое сейчас наблюдается, — это некие попытки возродить язычество. Мне уже приходилось высказывать свои опасения на этот счет на заседании Высшего Церковного Совета, который состоялся 24 сентября с.г. Основной пафос выступлений неоязыческих проповедников связан с идеей, что христианство якобы исключает личный героизм и доблесть. Лживость этого тезиса очевидна, наши святые воины — лучшее тому подтверждение, но факт появления неоязычества с его культом грубой силы и жестокости имеет место, в том числе в армейской среде. Наблюдаются попытки привить неоязыческие симпатии и в образовательном пространстве. Можно не упоминать имя Натальи Поклонской, но дело не только в ней. В частности, мне известно, что ряд государственных школ в регионах решили отмечать популярный в западной культуре Хэллоуин, переименовав его в Велесову ночь, чтобы придать оттенок якобы исконно славянского праздника. Такая подмена ценностей, фальсификация национальной истории, умаление роли христианства в созидании государственности нашего народа есть некий вызов подлинным ценностям Русского мира.

Еще об одной проблеме хотел бы сказать — об опасности снижения уровня школьного образования. В первую очередь речь идет о снижении грамотности среди молодого поколения. Умение логично и грамотно говорить, точно выражать свои мысли устно и письменно, к сожалению, не является достоянием многих молодых людей. Вместе с тем очевидно, что снижение образовательного уровня несет риск деградации национальной культуры. Хотел бы подчеркнуть, что нужно серьезно относиться ко всем этим новым словечкам, новой манере общения среди молодежи, появлению категорий мысли, которые еще вчера были абсолютно неприемлемы. Ведь сегодняшняя молодежь — это завтрашние взрослые.

Другая проблема, на мой взгляд, весьма и весьма тревожная, — это демографический кризис, который в каком-то смысле ставит под вопрос само наше будущее. Демографический кризис — одна из важнейших внутренних угроз, которой я уже посвящал доклад на пленарном заседании Всемирного русского народного собора в 2019 году. Немало говорил об этом и в прошлом году, размышляя об укреплении института семьи и продвижении традиционных семейных ценностей в обществе. Тема демографического кризиса должна оставаться в повестке дня нашего Собора.

Еще один вызов — миграционный. Возникающая из-за недостаточной рождаемости пустота притягивает переселенцев извне. Проблемы, связанные с миграцией в нашей стране, сегодня вызывают большую озабоченность. Эту тему я поднимал в прошлом году на пленарном заседании ВРНС и в других публичных выступлениях. Убежден: честный разговор об этом важно продолжать и сегодня. Здесь, конечно, затрагиваются такие темы, как использование дешевой рабочей силы, прибыль, но ведь нечто подобное было и в прошлом. Например, рабство тоже обеспечивало бесплатную рабочую силу, но ведь отказались от такой формы ведения хозяйства! Крепостное крестьянство тоже обеспечивало дешевую рабочую силу — но все это провалилось, оказалось неэффективным и нравственно предосудительным! Вот так же и использование дешевой рабочей силы в ущерб целостности нашего народа, ввиду несомненных рисков, которыми сопровождается привлечение большого числа мигрантов, которые не связаны с нами ни культурно, ни духовно, ни даже исторически.

Еще одна проблема, о которой сейчас много говорят, — это искусственный интеллект. Угрозы, связанные с развитием искусственного интеллекта, еще не до конца изучены, как, впрочем, мало изучен и сам искусственный интеллект с его возможностями. Тема сложная, требует большого профессионализма, но говорить об этом необходимо. Важно понимать, что самое страшное здесь — утрата идентичности как на уровне отдельной личности, так и на уровне всего общества. Или, как некоторые говорят, это ложные страхи? Но для меня не ложные, потому что искусственный интеллект — это несомненная сила, и никто не может прогнозировать его реальное развитие, никто! Есть, конечно, и фантастические «страшилки», но есть и очень серьезные предупреждения мыслящих людей об опасности бесконтрольного развития этой искусственной, но реальной силы.

Еще одна тема — это напряженность между этнорелигиозными общинами в России. Тема, которую замалчивают, о которой не любят говорить, но в нашей с вами среде мы в первую очередь об этом должны думать и говорить. Отношения между этнорелигиозными общинами также могут попасть в зону риска. Уверен, что единственный способ борьбы с этой угрозой — развитие тесного доверительного сотрудничества для решения общих задач. Необходимо осваивать культуру взаимоуважительного диалога, уметь слушать и слышать друг друга, но при всем этом не терять осмотрительность, потому что осмотрительность предупреждает появление значительных рисков. А в контексте отношений «власть — общество», особенно на местах, полагаю, что не стоит продавливать заранее подготовленные решения, касающиеся этой темы, если они встречают возражения снизу. Надо обсуждать, советоваться с людьми и по возможности искать компромиссы. Самое страшное, когда административные и политические решения навязываются сверху — «будет так, и всё!», — а люди с этим не согласны. Появление большого количества мигрантов, тема наполнения России множеством людей, которые не связаны с ней ни культурно, ни религиозно, — это ведь несомненный риск. Но риска может и не быть, и трагических последствий можно избежать, если этим серьезно заниматься уже сейчас.

Конструктивное сотрудничество между разными группами нашего общества невозможно без общих целей, а общие цели невозможны без общих ценностей. Необходимо определить ценностный фундамент, на котором держится здание Русского мира. Но в этом вопросе нельзя сводить нашу позицию к оборонительной и консервативной. Для молодежи такая позиция неприемлема уже в силу того, что молодежь не живет прошлым, но всегда устремлена в будущее, и необходимо искать точки соприкосновения и новые способы решения этой задачи.

Завершая свое выступление, в котором я лишь представил возможные тезисы будущего доклада, поделился своими мыслями на тему внешних и внутренних вызовов, я хотел бы подчеркнуть, что сегодня у России есть уникальный шанс стать страной-убежищем для христиан, мощной духовной крепостью, в которой основополагающими принципами жизни были бы не либеральные псевдоценности общества потребления и вседозволенности, а высокие нравственные идеалы, опора на традицию и непреложные Божественные законы. И мы знаем, что началась такая миграция — как говорят на Западе, консервативных христиан, а на самом деле настоящих христиан, которые не могут мириться с тем, что грех стал нормой жизни западного общества. Если же грех становится нормой, то это не что иное, как врата, открывающиеся навстречу апокалипсису.

Что такое апокалипсис? Конец истории. А в каком случае может наступить глобальный конец истории? Я не буду говорить в военных терминах, главное — онтологическая тема. Когда зла будет больше, чем добра, когда зло будет господствовать в мире, когда зло станет нормой, такое общество, будь то национальное или глобальное, станет нежизнеспособным. Апокалипсис, конец истории, — это и есть победа глобального зла. Мы знаем, что вслед за победой диавола над миром наступит Страшный суд, когда Господь придет и поставит окончательную точку уже не в истории, а в метаистории, когда будет сказано последнее слово, и добро будет отделено от зла. Но в историческом процессе, согласно книге Откровения, побеждает зло.

Для того чтобы это не произошло, по крайней мере, при жизни наших поколений, которые владеют способностью критического мышления, которые еще не поддаются мировому обману, — нужно бороться. Потому что нельзя сдавать без борьбы то, что создано самим Господом. Нельзя без борьбы сдавать нашу Родину, наш народ, нашу культуру, да и весь мир, насколько это возможно.

Другими словами, наше поколение живет — не хочу никого пугать — в предапокалиптическом времени. Сколько оно продлится, никто не знает — может, тысячу лет, а может, совсем недолго. Но это время реальной борьбы добра со злом, и люди, в первую очередь верующие, православные, объединенные в Церкви, должны ясно понимать удивительные слова апостола: Наша брань не против плоти и крови, но против мироправителей тьмы века сего, духов злобы поднебесных (см. Еф. 6:12). И когда эти мироправители и духи злобы начинают контролировать мировую политику, экономику и все прочее, это и означает, что наступает необходимость давать решительный отпор, с тем чтобы по крайней мере Россия действительно оставалась как можно дольше островом свободы.

Благодарю за внимание.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6170962.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3082
  • Репутация: +564/-0
  • Пол: Женский
Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на встрече с участниками программы «Время героев»

3 ноября 2024 г. 19:57

3 ноября 2024 года в Патриаршем зале Трапезных палат кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл встретился с участниками программы «Время героев».

Очень рад возможность встретиться с вами, братья.

В полной мере мы все, люди невоенные, осознаем важность того, что вы совершаете, особенно сейчас, в это непростое время. Поэтому мне очень хотелось встретиться с вами и поделиться своими мыслями.

Вообще, идея собрать героев специальной военной операции и дать возможность принять участие в важной программе по подготовке государственных управленческих кадров — это, на мой взгляд, очень правильная идея, очень своевременная инициатива. В ней проявляется забота о будущем нашего Отечества.

В народе говорят: смелость города берет. Решительность и мужество, вместе с профессиональным опытом, занимаемыми государственными позициями и особенно вкупе с государственным мышлением, способны принести большие добрые плоды. Смелость города берет, а мудрость созидает государство.

Для каждого из вас война стала серьезным жизненным рубежом. Опыт, полученный вами в боевых действиях, без всякого преувеличения можно назвать бесценным. Конечно, мы знаем, что за этот опыт кто-то отдал самое ценное, что есть у человека, — свою жизнь. Под пулями, артиллерийскими обстрелами невозможно притвориться. Можно струсить, можно убежать, можно глаза закрыть, а вот притвориться невозможно. Человек себя раскрывает таким, каким он есть и каким он, может быть, не всегда может раскрыть себя в мирное время. Это сложный нравственный экзамен на мужество, на верность, на стойкость, на человечность, пройдя который, уже нельзя оставаться прежним.

Я отношусь к поколению людей, родившихся сразу после Великой Отечественной войны. Среди моих родственников были те, кто пережил блокаду, и те, кто воевал. Мне приходилось встречаться с людьми, обожженными страшным пламенем Великой Отечественной войны. Иногда это были люди, получившие ранения, но полностью излечившиеся, иногда те, кто нес на себе печать ранений на протяжении всей жизни. Очень много было людей без ног; в те время не было такой техники, как сейчас, и они катались на «платформочках» по тротуарам — даже смотреть на это было невозможно без слез. Нельзя сказать, чтобы все хорошо относились к таким инвалидам в сложное послевоенное время, но все-таки многие простые люди оказывали им помощь всем, чем могли. И, взирая на инвалидов, я еще тогда, мальчишкой, понимал, насколько важен сам факт присутствия среди нас таких людей, потому что он переключает сознание и помогает задуматься о том, о чем обычный, живущий простой жизнью человек, как правило, не задумывается.

Ваши сердца закалены суровыми испытаниями — боевыми действиями, горестями и потерями военного времени. Но я уверен: сердца ваши, сознание ваше не безучастны, в том числе к человеческим страданиям. Обостренное чувство ответственности и справедливости, честность и принципиальность, готовность самоотверженно служить Отечеству, кровью и пóтом доказанные на поле боя, — это Богом данные таланты. России и нашему народу очень нужны те, кто доказал свою верность Отечеству. Прошедшие через такие испытания, несомненно, достойны того, чтобы и далее вносить важный вклад в жизнь страны. И, что хотел бы особенно подчеркнуть, со многими из вас мы связываем большие надежды на положительные перемены в жизни общества и государства, на успешное преодоление еще существующих социальных недугов, на динамичное и поступательное развитие страны.

Вы знаете, какие контрасты присутствуют в нашем обществе, не вам мне говорить. Вы оттуда, где смерть, где ранения, где опасности. Но, переходя в мирную жизнь, вы видите людей, которые вообще ни о чем не думают — ни об опасностях, ни о том, что война идет. Они наслаждаются, прожигают жизнь, и, конечно, это не может не ранить, но сильные люди не столько страдают от ран, сколько обретают тот опыт и ту философию жизни, которая очень важна с точки зрения дальнейшего самоопределения.

Россия стала оплотом того, что мы называем традиционными нравственными ценностями. А что такое традиционные нравственные ценности? Вообще, что такое нравственность? Откуда она? Совесть, которая определяет поведение и жизнь человека, — откуда она? Божественная сила, которая присутствует в нас, — это сила духа и, конечно, совесть, и она помогает людям принимать иногда такие решения, которые с точки зрения прагматизма не следовало бы принимать. Наверное, вы, как никто другой, видели такие примеры, да и сами проходили через ситуации, когда тяжелые и трудные решения определялись не прагматизмом, не желанием получить продвижение по карьере, звание или какую-то награду, но имели своей причиной нечто совсем другое — стремление исполнить свой долг.

Еще раз хочу сказать: сегодня Россия является одним из немногих в мире оплотов традиционных нравственных ценностей. Сказал бы еще больше: Россия — это крепость, мощная цитадель, которая в состоянии дать отпор силам, желающим навязать человечеству целый ряд страшных пороков. Назову только один — это совершенно греховная гендерная идеология, когда стирается разница между мальчиками и девочками, когда можно сменить пол, когда можно надругаться над Божиим творением. И мы знаем, что пропагандируемые псевдоценности — это дорога в никуда, прямой путь к гибели человеческой цивилизации.

Сигнальной системой, которая помогает человеку определить, что хорошо, что плохо, является совесть. Голос совести — это голос Божий, вложенный в нашу природу. Хрупкий инструмент, потому что совесть можно заглушить, можно пропить, можно погубить, смешав понятия добра и зла, постоянно совершая плохие дела. Но мы говорим о совести как очень важном факторе, который помогает и нам, россиянам, отличать сегодня добро от зла.

К сожалению, наше общество долго находилось в плену иллюзий; оно было очаровано западным миром с его стандартами, которые идеализировались и предлагались в качестве единственной нормы. А почему это происходило? В Советском Союзе с потребительскими товарами было плохо, иногда даже с питанием было плохо, с комфортом плохо, машины не те, дома не те — многое было не то. Взирая туда, где всё было лучше, люди говорили: «Вот так и надо; вот и мы должны жить так, как они». Попытались — и что же? А ничего не получается! Потому что, чем больше мы узнаем, как там на самом деле, тем больше возникает вопросов к тому, что там происходит. Что происходит с человеческой цивилизацией? Некоторые говорят «вырождение», некоторые говорят «кризис» — больная цивилизация!

А что такое Россия сегодня? Для меня это остров или материк свободы. Мы по-настоящему свободная страна. Мы по-настоящему суверенная страна. Такие страны на пальцах одной руки можно сосчитать, и то, как говорят инженеры, с некоторыми допусками и посадками. Мы действительно свободная страна. И поелику мы основываем свою политику на своих традициях, на своей культуре, на своей вере, на своих убеждениях, то, естественно, мы не вписываемся в ту картину мира, которая формируется из единого центра. В этом центре формулируется система иных ценностей, а тех, кто в нее не вписывается, объявляют изгоями. Так уж напрямую нас сейчас не обвиняют, все-таки ядерную державу надо поосторожнее в чем-то обвинять, но таковыми нас считают. Мы не члены того самого «клуба», и слава Богу, что это так.

Господь так устроил мою жизнь, что я долгое время жил и работал за границей, причем в разных странах, при разных режимах. Помню Вьетнам, Северный и Южный, во время войны. Я находился там, в джунглях, помогая тем, кто нуждался в помощи. Господь дал мне особый жизненный опыт, и на основании этого опыта я могу сказать, что сегодня Россия — это действительно континент свободы. У нас есть всё. У нас развивающаяся свободная экономика, у нас наука, у нас в настоящий момент преданное стране и народу политическое руководство, у нас мощная армия, у нас сильный народ. Другими словами, Россия — это действительно сверхдержава, у которой есть видение своего собственного развития, того, как оно должно реализовываться, и взгляд на то, каким должен быть мир.

Наш великий полководец Александр Невский перед одним из важнейших сражений молился как православный христианин в соборе Святой Софии в Новгороде. После службы к нему подошел осведомленный человек и рассказал о том, что собой представляет противник, который вошел в пределы нашего Отечества. Это были тевтонские рыцари, и Александр Невский понимал, что силы неравны — они сильнее, лучше вооружены, лучше обучены. Но перекрестился и произнес замечательные слова: «Не в силе Бог, а в правде». Эти слова стали пророческими, и Александр разгромил агрессоров. И эти слова — не частное мнение правителя земли Русской, но в них выражается глубинное мироощущение нашего народа. Утверждать правду на всех уровнях — задача не из легких, ее решение под силу только настоящему воину и герою духа, который готов идти до конца и бороться с полной отдачей сил.

Куда бы всех нас ни поставил Господь, какое бы место служения вам ни доверило руководство страны, помните, что вы в авангарде этой борьбы — борьбы за будущее России. Никогда не отказывайтесь от этой стратегической мысли. Вы будете погружены в повестку дня: каждый день нужно что-то делать, кого-то ругать, кого-то хвалить, куда-то идти. Но за этими сиюминутными заботами, на которые вы должны откликаться, никогда не должно теряться стратегическое видение заботы о России, ее суверенитете, ее благополучии.

Один в поле не воин, но и вы не одни. Есть такие слова в Священном Писании: «Малая закваска заквашивает все тесто» (Гал. 5:9). Верю и надеюсь, что ваши самоотверженные труды, ваши искренние усилия, жертвенность, принципиальность вдохновят на подвиг многих наших соотечественников, особенно молодежь.

Вот теперь давайте подумаем: а что такое подвиг? Подвиг — от слова «движение, двигаться», подвиг — это движение. А куда двигаться? Назад? Нет, наверное, вперед. Но, может быть, не только вперед? Вот для меня подвиг — это движение вперед и вверх. Вперед — к достижению поставленных целей. А вверх — это работа над самим собой, это постоянное самосовершенствование, это развитие своей личности. Если мы делаем то, что касается горизонтального измерения нашей жизни, но теряем вертикаль, то есть способность к духовному, нравственному и, добавил бы как Патриарх, религиозному совершенствованию, — вот тогда у нас движение только по горизонтали, а вертикаль отсутствует. Но тогда и подлинное движение вперед не очень-то получается. Неслучайны исторические проблемы, с которыми столкнулась великая страна — Советский Союз. Он исчез, потому что вперед стремились, а вверх — не очень. Пусть этот пример всегда будет перед нашими глазами, в нашей памяти.

Подвиг — это обязательно движение вперед и вверх. Именно двигаясь так, как сказано, мы способны и сами возрастать духовно, интеллектуально, профессионально, и содействовать такому же развитию нашей страны, всего нашего народа.

Пусть благословение Божие пребывает над вами в ваших дальнейших трудах. Радуюсь нашей сегодняшней встрече и благодарю за внимание.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6171719.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3082
  • Репутация: +564/-0
  • Пол: Женский
Ответы Святейшего Патриарха Кирилла на вопросы участников программы «Время героев»

3 ноября 2024 г. 22:46

3 ноября 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл встретился с участниками программы «Время героев». В ходе беседы Предстоятель Русской Церкви ответил на вопросы собравшихся.

— Ваше Святейшество, как Вы думаете, чиновник верующий может открыто исповедовать свою веру? Не вызовет ли это какие-то волнения, так как у нас страна с различными религиями? Спасибо.

— Не может, а должен! Давайте посмотрим на братьев-мусульман. Кто-нибудь стесняется открыто исповедовать свою веру, в том числе среди чиновников? Да никто!

Господь говорит: «Если Меня будете бояться исповедовать, то и Я отвернусь от вас» (см. Мф. 10:33). Не надо ничего делать нарочито, не надо ничего делать на публику, не надо ничего делать неискренне. Но если человек искренне молится, кто его может остановить? Какая «толерантность» должна его сдерживать? Почему-то матом ругаться можно, а помолиться нельзя?

Поэтому никогда не бойтесь молиться публично. Проезжаете мимо храма — «Господи, помоги». Это свидетельство вашей подлинности, вашей идентичности, того, что вы верующие православные люди.

Другой разговор, что встречаются такие ханжи, которые, желая приобрести дополнительный авторитет, имитируют какую-то религиозную стилистику или религиозное поведение. Вот такого лицемерия быть не должно! Господь осуждал фарисеев, которые внешне были благочестивыми, а по сути совсем не таковы. А искреннее проявление религиозности никак не должно вас смущать. Если есть потребность перекреститься — перекреститесь, помолиться — помолитесь. А если кто-то спросит: «Ты что делаешь?», ответьте: «Да, я Богу молюсь. А ты не молишься? Я бы тебе очень советовал делать то же самое».

Никогда не стесняйтесь своей веры, никогда не стесняйтесь креста! Это часть нашей идентичности. Мы русский народ, и даже если мы по национальности не русские, большинство у нас связано с православной верой. Представьте себе, если бы Александр Невский стеснялся перекреститься перед тем, как пошел бить захватчиков на Чудском озере или в устье Невы. Никто никогда не стеснялся! Мы у себя на Родине, это наша страна. Православная Церковь сформировала общность, которая называется сегодня русским народом. А если у вас нет страха идти с оружием на врага, какой может быть страх перед кем-то, кто усомнится в правильности того, что вы перекрестились? Так и желаю всем вам поступать.

— Ваше Святейшество, добрый день! В ходе выполнения задач на Украине, на войне у нас есть четкое понимание, где враг, а где свои, где свой окоп, где окоп врага, что есть белое, что есть черное. Сейчас планируется наше назначение на должности государственной гражданской службы, и там такого ощутимого врага не будет. У нас будет совершенно другой противник — это алчность, инертность, эгоизм. Ваше Святейшество, подскажите, где черпать мудрость, энергию и силы, чтобы принимать правильные управленческие решения, поскольку от этих решений будет зависеть судьба нашего великого Отечества? Спасибо.

— В сознании греха. Если вы не будете поступать по совести, если вы будете отступать перед негодяями, коррупционерами и прочей швалью, которая мешает людям жить, значит вы сдаетесь, вы сдаете свои позиции, значит чего-то вам не хватает. Другими словами, если вы уверены в правоте своих действий, если вы четко понимаете, что это соответствует законам, благу Отечества и нравственному Божиему закону, если вы знаете, что не преступаете этих священных принципов, то смело действуйте.

Конечно, всегда нужно быть осмотрительным. Иногда смелое действие, если оно слишком прямолинейное, если оно не очень осмысленно, может не достигать целей, а вызывать обратную реакцию. Есть такое понятие «дипломатия». Иногда это слово трактуется очень опасно — как желание непременно подтолкнуть человека к компромиссам: «Ты уж будь дипломатичным». Надо бороться за свои права или отстаивать чьи-то интересы, а тебя призывают: «Ты уж не очень-то нажимай». Поэтому лжедипломатия очень опасна и греховна, но мудрость всегда должна сопутствовать вашим делам.

Есть такое выражение: «Пусть жертва ваша запотеет в вашей руке». Это слово к тем, кто иногда жертвует, не думая. Если ты понимаешь, что даешь что-то, а человек пойдет и уколется наркотиком, — не надо этого делать! Или что ты даешь ему на бутылку — не надо этого делать! То есть должна быть осмотрительность, в том числе в совершении добрых дел. Но одновременно эта осмотрительность не должна быть болезненным желанием под любым предлогом отказаться от того, чтобы делать добрые дела. Поэтому надо просто быть честным перед Богом и перед собой, и вперед!

— Спасибо большое.

— Ваше Святейшество, здравствуйте! Мы видим сегодня, что все больше и больше тех, кого мы еще недавно называли и считали нашими партнерами, открыто противостоят нам, а где-то даже угрожают России. Конечно, мы вынуждены отстаивать интересы своей страны, мы вынуждены сопротивляться и защищаться. Ваше Святейшество, закрываться ли нам от мира, ограждаться от него или, наоборот, несмотря ни на что продолжать взаимодействовать, общаться с другими народами и, может быть, даже нести им свое мировоззрение?

— Закрываться, конечно, не надо. Но в настоящий момент не Россия закрывается — это они закрываются.

У меня был разговор с одним из таких политиков. Спрашиваю: «А почему вы закрываетесь?» Ответ: «Мы не закрываемся». «Ну как же, вы пресекаете контакты и так далее». Они это делают, потому что боятся нас, и даже не потому, что мы сильны оружием. Я вам скажу, почему боятся. Мы — альтернатива цивилизационного развития. Вот что такое Россия — с ее набором ценностей, ее верой, ее патриотизмом, ее жертвенностью. И это для них самое страшное. Они понимают, что эта альтернатива может быть очень привлекательной для всего мира.

Вот на чем основываются попытки нас изолировать. Они же понимают, что экономически нас не свалить, в военном отношении не свалить. Желание от нас отгородиться — это желание огородиться от нашего влияния.

Поэтому нам ни от кого отгораживаться не надо, но нам ни в коем случае не надо мимикрировать под наших теперешних противников. Даже посещая другие страны, не нужно отказываться от самих себя, не нужно никому подыгрывать. Если вы чувствуете, что вас провоцируют на какие-то разговоры, которые, может быть, не совсем полезны, надо от этих разговоров уходить. А если это беседа в дружеской компании, надо отстаивать нашу позицию. Что такое народная дипломатия? Это когда на уровне дружеских контактов люди защищают свою страну, помогают другим понять, почему наша страна действует так, а не иначе. Вот и поэтому не надо замыкаться, превращаться в какую-то крепость, которая ощетинилась пушками, танками, ракетами и сидит в изоляции. Совсем нет!

Мы не страна — мы континент, и это тоже вызывает злобу. Взгляните на карту. У нас за богослужением поются такие слова: «От восток солнца до запад хвально имя Господне» (Пс. 112:3). Вот «от восток солнца до запад» — это Россия, единственная страна в мире. Поэтому, конечно, и злоба, и зависть, и желание поработить, и просто использовать наши ресурсы. По милости Божией ни в царской России не давали ничего подобного делать, ни в Советском Союзе. Но был очень опасный период времени, о котором мы знаем, когда мы были готовы пожертвовать своим суверенитетом, чтобы понравиться другим. Вовремя остановились, и вовремя пришел лидер, который развернул очень неверную траекторию развития нашей страны в правильном направлении. Вот мы сейчас в этом правильном направлении двигаемся. Мы сильные, мы независимые и одновременно мы не замыкаемся, лишая себя от общения с окружающим миром.

— Спасибо.

— Ваше Святейшество, добрый день! У меня вопрос о смертной казни, о ее необходимости в нашей стране.

— Начну с богословия, да? Смертная казнь присутствовала на протяжении всей человеческой истории. Господь Иисус Христос смертную казнь не осуждал, хотя Сам незаслуженно претерпел смертную казнь.

Конечно, убийство человека в наказание за его преступления — это крайняя мера. И потому идеально было бы, чтобы люди не совершали таких преступлений, за которыми бы следовала смертная казнь. Но в слове Божием есть такие слова: «Измите злаго от вас самех» (1 Кор. 5:13). То есть, если есть человек опаснейший для общества и если его невозможно никак изолировать, его нужно убрать. Господь не говорит: «убейте его», но «измите злаго от вас самех».

Вот почему смертная казнь не осуждается в Священном Писании. Господь Иисус Христос Сам был незаконно подвергнут смертной казни, и, однако, святые апостолы не стали говорить: «Вот после такого, такой несправедливости, когда Господь наш Иисус Христос был подвергнут смертной казни, мы все должны провозглашать, что это страшно и грех подвергать другого человека наказанию через прекращение жизни». Нигде ничего такого сказано не было.

Поэтому, с моей точки зрения, было бы идеально, чтобы не было поводов к смертной казни. Но Церковь никогда не настаивала на том, что нужно отменить это наказание — именно основываясь на словах «Измите злаго от вас самех».

Хочу сказать, что я приветствую то, что у нас сейчас мораторий на смертную казнь, и слава Богу. Надо наблюдать, как этот мораторий повлияет на уровень преступности в нашей стране. Если преступность пойдет вниз, то и слава Богу, и не надо применять смертную казнь. Сама по себе смертная казнь словом Божиим не осуждается, но общество может, конечно, отказаться от смертной казни, если считает это избыточным наказанием, которое не соответствует в целом ряде случаев преступлению, и если само осуществление смертной казни плохо влияет на общественную нравственность. Если по совокупности такого рода обстоятельств принимается решение ввести мораторий на смертную казнь, значит, так и надо поступить. Дай Бог, чтобы как можно меньше было случаев, когда необходимо, чтобы человек лишался жизни — даже за какие-то преступления.

У нас сейчас пожизненное заключение? Пусть будет так. Только не знаю, что для человека лучше. Я встречался с пожизненно заключенными. По просьбе одного из них мне разрешили с ним встретиться в исправительном учреждении. Он сидел за решеткой — даже в камере была решетка, и он там сидел, как в клетке. А у меня рядом с этой клеткой были столик и стульчик. Рядом офицер, который меня привел. Спрашиваю: «А что Вы стоите?» — «Вы не можете с ним один на один оставаться, это очень опасный преступник». Я говорю: «Но он попросил поговорить один на один. И, во-первых, нас что-то отделяет, а во-вторых, мне кажется, что я посильнее, чем этот несчастный». Офицера удалось уговорить, и он ушел. Вы знаете, так, как этот человек исповедовался, мне никто никогда в жизни не исповедовался! И я понял, что для него было важно, жизненно важно встретиться и сказать все то, что он мне сказал. Мне неизвестна его дальнейшая судьба, знаю только, что его определили в какой-то исправительный лагерь. Но этот случай навсегда запал мне в память. Ведь одно дело поступить по закону, а с точки зрения чисто нравственной любому преступнику нужно давать шанс — по крайней мере, принести покаяние.

При всем том известно также, что те, кому деваться некуда, — актеры очень хорошие. Умеют, что называется, одно выдавать за другое. Поэтому невозможно дать какую-то общую рекомендацию, но, конечно, было бы идеально, чтобы людей не лишали жизни. Однако пускай этим занимаются те, кто с точки зрения закона определяет меру наказания.

Еще раз хочу сказать: Церковь никогда смертной казни не осуждала, если смертная казнь осуществлялась по закону, но, конечно, нигде она смертную казнь и не приветствовала. Вот такой пока ответ.

— Ваше Святейшество, возможно ли преподавание христианской культуры во всех школьных классах?

— Было бы идеально, но пока не совсем получается. Глубоко убежден в том, что был бы очень полезен такой мировоззренческий предмет, который, используя православную аргументацию, помогал осознать себя гражданином, осознать необходимость нравственного поведения в жизни, ответственного отношения к своим родным, будь то муж, жена, дети, родители. Но пока в полной мере такие предметы преподаются только в православных гимназиях.

В средней школе есть некий предмет, но он и по количеству часов, и по объему материала, на мой взгляд, не соответствует реальным потребностям. Может быть, удастся как-то расширить рамки такого предмета. Причем это должен быть не просто «Закон Божий», хотя основы вероучения люди должны знать, причем по выбору: мусульмане должны изучать мусульманское вероучение, православные — православное вероучение. Но очень важно, чтобы ребенок был вооружен такими аргументами в пользу добра, которые стали бы частью его самосознания, частью его природы. А это возможно только в том случае, если такие знания очень глубоко вложены в сознание ребенка. Поверхностное изучение, один час в неделю, мало что дает. В православных учебных заведениях мы, конечно, имеем возможность преподавать такой предмет, а в государственных школах возможности для более глубокого изучения основ духовной жизни пока нет.

— Ваше Святейшество! Вы упоминали имя русского святого князя, прославленного Церковью, и он у нас такой не один, всех мы чтим и сейчас. Но всё это в исторической перспективе герои прошлых эпох. Каким Вам видится образ современного русского чиновника? Может быть, есть какие-то литературные образы или исторические идеалы?

— Да таким же, каким он был тысячу лет назад, пятьсот лет назад. Не с точки зрения интеллектуальной и образовательной, конечно, а с точки зрения внутренней духовной жизни. Вот заложено Богом в наше естество нечто, что никак не возможно объяснить ничем, кроме как Божественным присутствием, — это совесть. Ведь совесть часто действует вопреки прямым интересам человека. Весь интерес сводится к тому, чтобы что-то спрятать, о чем-то не говорить, да? А совесть толкает человека прийти и раскаяться.

Это абсолютное доказательство бытия Божия — понимаете? — совесть человеческая. С точки зрения прагматизма, будь то в профессиональной деятельности, в межличностных отношениях, можно сделать что-то такое, чтобы побыстрее достичь цели. Но если речь идет о нарушении нравственного закона, вложенного Богом в человеческую природу, совесть вдруг говорит: «Нет, я этого не сделаю». Откуда это? Голос совести — это голос Божий, это нравственная природа, которая вложена именно в человеческую личность. Поэтому никогда не надо идти против голоса совести.

У апостола Павла есть такое понятие — сожженная совесть (см. 1 Тим. 4:2), то есть когда человек сам разрушает в себе совесть. Если не реагировать на голос совести, то совесть как достаточно хрупкий инструмент может и надломиться. Такие люди самые опасные, ведь недаром даже в быту говорят: «Он бессовестный, он совесть потерял». То есть невозможно объяснить поступок этого человека, он бы так не поступил, если бы у него была совесть.

Еще раз хочу сказать: совесть — невероятно важный инструмент внутренней самонастройки личности. Без совести не может быть развития человеческой личности. Без совести можно быть хорошим инженером или рабочим, но невозможно быть хорошим человеком. У такого никогда не будет хорошей семьи, он никогда не воспитает своих детей. Потому что совесть — это Божий дар, это голос Божий в нашем сознании, который соотносит наше поведение с Его законом.

С бессовестными людьми общаться очень тяжело. Бессовестный человек может совершить любое преступление, его ничто внутри не сдерживает, это только вопрос времени и обстоятельств. Потому что не государственные законы нас удерживают от совершения правонарушений, а внутренний голос. А когда совесть притупляется, человек становится страшным. Никаких внутренних факторов воздействия на его поступки не существует, и он очень легко может отдаваться в лапы диавола.

Поэтому совесть ни в коем случае нельзя заглушать. Совесть дает надежду даже тем людям, которые, может быть, и в Бога не в полной мере верят, но живут по совести. По разным причинам до такого человека что-то не доходит: может, книжек соответствующих не читал, может, воспитания не было, может, атеистическая пропаганда советского времени подействовала — ну, не дошел человек умом! Но если у него есть совесть, то это голос Божий в сердце.

Поэтому Ваш вопрос, может быть, один из самых важных. Сохранение совести — это сохранение жизнеспособности личности, общества и всей человеческой цивилизации. Вот так бы я сказал.

— Ваше Святейшество, добрый день! В ходе боевых действий мы с болью в сердце видим через средства массовой информации, каким гонениям подвергается Украинская Православная Церковь. Для чего выбивается этот клин, мы все понимаем. Вопрос: что делается со стороны нашей Русской Православной Церкви для поддержки наших братьев и сестер, и как нам повлиять на эту ситуацию?

— Украинская Православная Церковь — исповедница, мученица, и она отстаивает каноническую правду, она сохраняет единство с нашей Церковью. А для того чтобы ослабить вообще религиозность украинского народа — а на Украине очень высокий уровень религиозности, — и были затеяны все эти расколы, на сто процентов политические. Еще в постреволюционное время там всё это возникало, и так было на протяжении XX века. Логика такая, что в «незалежной державе» должна быть «незалежна церква». Но все это против тысячелетней традиции! Мы всегда были единым народом и единой Церковью. А поскольку это очень большой народ, великий народ, огромная территория, сильная Церковь, то наши стратегические противники понимали, что лобовым ударом нас не свернуть, хотя и лобовые удары были — и тевтонские рыцари, и поляки, и, в конце концов, самая страшная агрессия со стороны фашистской Германии.

Чтобы ослабить наш народ — а это русские, украинцы, белорусы, наш исторический народ исторической Руси, — надо было заложить мину под межэтническими отношениями. И это стали делать сразу же, начиная с Петлюры и всех прочих. Но им нужна была не независимая Украина, а Украина, которой стала бы Антироссией. Независимость Украины в сознании идеологов этой независимости всегда связывалась с борьбой против России, и сейчас все это очевидно.

При всем том, несмотря на гонения, которым сейчас подвергается Украинская Православная Церковь, наша Церковь, большинство украинского православного народа к ней принадлежит. Конечно, кровью сердце обливается, когда я читаю письма, когда я получаю какие-то устные рассказы, свидетельства.

Кому-то не хватает силы воли, силы духа сохранять верность, кто-то уходит в раскол. А раскол был услужливо создан и услужливо якобы «канонически» поддержан Константинопольским Патриархатом. Ну, мы знаем, что Константинопольский Патриарх несвободен в своих действиях. Он находится на территории Турции и без прямой поддержки Соединенных Штатов существовать не может — имею в виду и финансовую, и политическую поддержку. Поэтому, конечно, он выступает как проводник тех политических сил. И то, что Константинополь обеспечил якобы «каноническую» поддержку раскола, привело к тому, что мы прекратили общение с Константинополем, а это очень опасное явление.

Мы знаем, к чему привело прекращение общения между Римом и Константинополем — к тому, что разделилась некогда единая Церковь. Вот не дай Бог, чтобы нечто подобное произошло в Православии. Но на сегодня мы прекратили церковное общение с Константинопольским Патриархом, потому что он привнес раскол на нашу землю, на нашу каноническую территорию. Он попытался оторвать и оторвал часть украинских православных, обеспечив их незаконной легитимностью. Конечно, еще раз хочу сказать, все это было результатом воздействия на Константинополь мощных политических сил, которые давно обеспокоены влиянием Русской Церкви на Православные Церкви Восточного Средиземноморья и вообще Ближнего Востока.

Мне в свое время приходилось знакомиться с весьма интересными документами, где содержались размышления неких западных партнеров, которые рассуждали о влиянии Советского Союза, а потом и России, на целый ряд стран. В одном таком аналитическом докладе содержалось вот что. Советский Союз, а потом Россия удерживает под своим влиянием Восточное Средиземноморье, часть стран Ближнего Востока, используя мягкую силу, и этой мягкой силой является Русская Православная Церковь. Когда я прочитал это, я понял: удар будет направлен на то, чтобы ослабить влияние Русской Церкви на греческие Церкви, на Церкви Восточного Средиземноморья. Я ожидал действий и дождался.

Поддержка украинского раскола Константинопольским Патриархом естественно привела к тому, что мы прекратили с ним общение. А в общении с Константинопольским Патриархом находятся другие греческие Церкви. Это привело к тому, что мы не прекратили окончательно, но приостановили с ними общение. То есть стратегическая задача тех, кто говорил, что Русская Церковь — мягкая сила, реализована, потому что в полной мере этого общения сегодня нет. Очень надеюсь, что мы выйдем из этого положения. Знаю, что наши православные братья тоже очень переживают в связи с тем, что общение с Русской Церковью сейчас прекращено. Некоторые сохраняют его, даже несмотря на политическое давление, но мы находимся в достаточно опасном состоянии, потому что нельзя допустить дальнейшее отчуждение исторических частей Вселенского Православия.

Конечно, мы проживем без кого-либо. Мы не страна, а континент, и нас в два или в три раза больше, чем всех остальных православных вместе взятых. Константинопольский Патриарх говорит: «Я глава 300 миллионов православных». На это я ему однажды сказал: «А как Вы это считаете, где эти 300 миллионов? Давайте уж так — вычтем как минимум 150 миллионов, принадлежащих Русской Православной Церкви. У Вас останутся 150. А теперь назовите мне страны, где эти 150 миллионов живут, — нет таких стран!» Поэтому слова «Я глава 300 миллионов православных» — это ложь. А сейчас, создав средостение в отношениях между Русской Церковью и греческими Церквами, эта константинопольско-американская юрисдикция еще более умалилась.

От этого, конечно, в первую очередь теряют Православные Церкви Востока. Мы, тем не менее, поддерживаем — откровенно вам скажу, морально поддерживаем, материально поддерживаем — тех из них, которые нуждаются в такой помощи. И будем поддерживать, потому что это наши братья, которые находятся в очень непростых, стесненных обстоятельствах.

Но установка наших политических и стратегических противников на то, чтобы ограничить влияние мягкой силы России на Восток, реализуется. Не в полной мере, не так, как они бы хотели, но реализуется. И наша сегодня задача — вырулить из этой ситуации. Эта задача стоит и перед церковной дипломатией, но, думаю, и государство Российское должно быть заинтересовано в том, чтобы ситуация менялась в лучшую сторону.

— Ваше Святейшество, спасибо Вам огромное за Вашу мудрость, за Ваши советы, за Ваше наставление. Позвольте мне от имени всех участников программы пожелать Вам крепкого здоровья и Божией помощи во всех Ваших благородных и великих делах. Спасибо.

— Благодарю Вас сердечно.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6171730.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3082
  • Репутация: +564/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь в праздник Казанской иконы Божией Матери после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

4 ноября 2024 г. 15:51

4 ноября 2024 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

В имя Отца и Сына и Святого Духа!

Кто Бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса. Этот великий прокимен никогда не оставляет безразличными глубоко верующих людей, потому что в нем содержится ясное указание на то, что нет ничего более сильного, значительного, великого, могущественного, чем Сам Бог, и это могущество Он являет Своими чудесами.

В жизни большинства верующих людей были чудеса — либо большие, либо малые, либо малозаметные. В ответ на искреннюю молитву Господь входит в нашу жизнь, приостанавливает опасное развитие событий, дает исцеление от тяжелой болезни, вносит мир в душу или семейные отношения. И совершает это не в громе, не в молнии, а невидимо прикасаясь к нашему разуму, нашим чувствам, нашей воле, помогая нам, чтобы мы, как бы опираясь на самих себя, а по-настоящему действуя по воле Божией, избегали грехов, опасностей, ошибок и многих скорбей.

Год назад произошло великое событие. Во всеобщем информационном шуме, который поглощает внимание большинства людей, это событие не стало слишком заметным, но о нем хорошо знают православные москвичи и вообще русские православные люди — это чудесное обретение чудотворного Казанского образа Божией Матери. Я рассказывал о том, как это произошло. Это действительно было чудом. Икона находилась не где-то далеко, как нам говорили. Не то за границу увезли, с аукциона продали, или, как считали некоторые, икону украли, она исчезла из храма на Красной площади, и найти ее уж никак невозможно. Но по милости Божией получилось так, что некто, имя которого мы не знаем, принес эту икону в Патриархию, опасаясь, что она будет действительно похищена и навсегда утрачена для Церкви.

Тогда не оказалось там искусствоведа, который сразу бы опознал в этой иконе подлинник. Образ попал в руки людей, неспособных произвести такой анализ, и находился в специальном месте в Патриархии, где складываются подарочные иконы. Я уже говорил, как совершенно случайно увидел эту икону и был поражен, хотя, конечно, мне и в голову не могло прийти, что это подлинник — показалось, что это прекрасно созданная копия. Но когда я привлек специалистов-искусствоведов, все подтвердили, что это XVI век, что это та самая икона, потому что других таких икон не было. И помню, с какой радостью мы прославляли возвращение чудотворного Московского списка Казанской иконы Божией Матери.

Сегодня мы вспоминаем это событие — явление милости Божией. Радуемся возможности молиться перед чудотворным образом, который теперь постоянно пребывает в храме, ради нее и построенном, — Казанском храме на Красной площади. Эти знаки милости Божией мы не должны упускать из виду, считать их стечением обстоятельств или случайностью. Такого рода случайностей не бывает. Это не случайность, а знак Божиего милосердия к нам, народу русскому, к России, Москве и, конечно, Церкви нашей, мученице и исповеднице.

Вот почему я призываю всех — даже, может быть, тех, чьи сердца не всегда откликаются на подобного рода вести, — осознать огромное духовное, историческое значение того, что произошло в связи с явлением или новым обретением чудотворного Казанского образа Божией Матери, перед которым молились наши ополченцы, с которым была связана борьба за свободу и независимость России, за спасение града Москвы.

И сегодня, в день празднования Казанской иконы Божией Матери, мы еще и еще раз вспоминаем это дивное событие, совершенно недавно происшедшее в столице нашей, и которое было нам дано как знак Божиего благоволения, как знак того, что Царица Небесная с нами. Если же Господь и Покров Пречистой с нами, то кто против нас? А ведь именно в таком осознании происходящих ныне опасных событий вокруг России и должны формироваться и патриотические убеждения, и уверенность в непобедимости нашей страны. Но для того чтобы это действительно стало реальностью, необходимо укреплять Вооруженные силы, укреплять нашу экономику, что действительно имеет место под руководством нашего православного Президента Владимира Владимировича Путина, но во всем этом мы и каждый из нас должны участвовать. Кто-то молитвой, кто-то материальной помощью, кто-то вступлением в ряды добровольцев, а кто-то тем, что уже сейчас защищает наше Отечество на его рубежах.

Верим, что неслучайно именно в это время всем нам явился прославленный чудотворный Казанский образ Божией Матери. Воспринимая это как чудо, как благословение Царицы Небесной, мы вновь и вновь должны обращать к Ней наши искренние молитвы, молясь о стране нашей, о державе Российской, о властях во главе с Президентом нашим православным Владимиром Владимировичем, за народ наш и, конечно, за Церковь нашу, мученицу, исповедницу, которая, несомненно, подвигом своих мучеников, мужей и жен, привлекла в нынешние времена Божию благодать к Отечеству нашему.

Да хранит Царица Небесная землю Русскую! Да укрепляется вера в сердцах народа нашего, особенно молодежи, которая подвергается, к сожалению, сильнейшим искушениям и нападкам, направленным на разрушение психики, нравственной целостности молодых людей, склонение их к ужасным порокам, ко всякой скверне плоти и духа. И неслучайно делает это враг и рода человеческого, и страны нашей, потому что через разрушение нравственной целостности личности, особенно молодого человека, разрушается духовный потенциал страны, она становится слабой. Мы никак не можем допустить этого! А потому эти непростые с точки зрения внешних обстоятельств времена должны стать временем особого духовного сосредоточения, обновления, укрепления нашей веры. И те слои общества нашего, которые еще не в полной мере воцерковлены, должны понять: настало время, братья и сестры, задуматься о самих себе, о Родине, о будущем страны нашей и о будущем всей человеческой цивилизации. Молитвами своими, любовью к Отечеству, верностью Церкви мы должны внести свой вклад, который поможет нам сохранить себя и страну нашу независимой, духовно сильной, и тем самым помочь и многим другим странам изменить очень опасную траекторию своей политической и духовной жизни.

Да помогает Господь, молитвами Его Пречистой Матери, всем нам, да укрепляет в нас веру православную и да хранит Отечество нашего от всякого врага и супостата. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6171985.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3082
  • Репутация: +564/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь в Неделю 21-ю по Пятидесятнице после Литургии в Храме Христа Спасителя

17 ноября 2024 г. 14:46

17 ноября 2024 года, в Неделю 21-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В сегодняшнем евангельском чтении (Лк. 8:41-56) содержится нечто очень важное для понимания того, как человек спасается. Евангелие повествует о воскрешении дочери Иаира. Иаир был начальником синагоги, человеком почитаемым, но вот умерла его дочь, и он в огромной печали, в смятении. И Господь обращается к нему с совершенно невероятными для человеческого общения словами: «Не умерла твоя дочь, не бойся, только веруй». И в ответ на веру Иаира Господь воскрешает его дочь.

А что это означает? Ведь Господь всемогущий! А почему Он не мог воскресить дочь Иаира, не опираясь на его веру? В этом событии открывается сама сущность нашего спасения. Конечно, мы все спасены через веру, и сие не от нас, Божий дар: не от дел, дабы никто не хвалился, говорит апостол (см. Еф. 2:8-9). Верой мы спасаемся, но сила, спасающая нас, есть благодать Божия. А условием действенности благодати является наша вера.

Ну и правда, разве просто человеческие убеждения — а вера есть в том числе и убеждения — сами по себе могут творить чудеса? Конечно, нет! Потому что чудеса, то есть сверхъестественные деяния, либо совершаемые вопреки законам природы, либо эти законы приостанавливающие, конечно, может совершить только Тот, Кто эти законы установил.

Поэтому подлинное чудо — всегда от Бога. А вот условием совершения этого чуда, как мы видим из сегодняшнего евангельского чтения, является действие со стороны человека. Не может быть человек спасен без соучастия в этом деле самого себя. Благодать Божия не может действовать автоматически, хотя, конечно, имеет такую силу. Но не действует, потому что человек должен соучаствовать в деле спасения.

А представьте себе, если бы было не так, как бы мы тогда жили? И вообще, для чего тогда надо было бы верить? И для чего надо было бы делать добрые дела и все прочее, если без всякого нашего участия все совершается? А мы-то тут при чем? Вот сегодняшнее евангельское чтение свидетельствует о том, что человек является соучастником Бога в деле своего собственного спасения. Мы не просто объект воздействия Божественной благодати — мы соучастники таинства нашего спасения.

Велика духовная сила человека в обретении им спасения. И свидетельствует сегодняшнее чтение еще и о том, что эта сила не является силой ума, не является физической силой, не является силой власти, а это сила веры. Благодатью вы все спасены через веру (Еф. 2:8). Вот поэтому каждый человек, который думает о своем спасении, ставит его в центр своей жизни, желает испросить его у Господа, должен помнить, что он спасается не своей молитвой, не своими добрыми делами, а благодатью Божию. А добрые дела есть условие, при котором действует на нас благодать Божия в ответ на нашу молитву.

Вот и замыкается все в триединство: человеческая свобода, воля Божия и наша молитва. Вот именно так и совершается дело нашего спасения. Если мы верим в Господа, если мы в молитве призываем Его имя, если мы стараемся сделать доброе для наших людей, близких, родных, и даже не очень родных и близких, то это и создает непременные условия для нашего спасения, и мы обретаем таковое именно через нашу веру, через нашу молитву и через наши добрые дела.

И да поможет всем нам Господь никогда об этом не забывать. Никогда! Одно только посещение храма нас не спасает, потому что это только молитва. Одни только добрые дела нас не спасают, если они не связаны с нашей верой, а проистекают из дружеских или родственных отношений. Если делаем доброе дело, но оно не связано с верой, то это доброе дело также нас не спасает, а спасает нас благодать Божия, которая действует в нас через веру, споспешествуемую добрыми делами. И да поможет нам Господь именно так идти по своему жизненному пути, устремляясь к самому главному и заветному — к спасению здесь, уже на земле, и в Божием Царстве. Аминь!

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6174959.html