Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?
rss

Автор Тема: Слова Патриарха Кирилла  (Прочитано 834098 раз)

0 Пользователей и 4 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3156
  • Репутация: +594/-0
  • Пол: Женский
Патриаршее обращение по случаю празднования Дня православной молодежи

15 февраля 2025 г. 9:00

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с обращением по случаю празднования Дня православной молодежи.

Дорогие братья и сестры!

Сердечно поздравляю вас с праздником Сретения Господня и Днем православной молодежи.

Ныне мы вспоминаем евангельское событие, исполненное глубокого духовного смысла: Пресвятая Дева Мария и праведный Иосиф, дабы соблюсти предписание закона Божия, приносят Младенца Иисуса в Иерусалимский храм. Там их встречает благочестивый старец Симеон, многие годы чаявший утешения Израилева (Лк. 2:25) и пребывавший в молитвенном ожидании пришествия Спасителя мира. Эта встреча — не только соприкосновение Ветхого и Нового Заветов, но и образ самой важной встречи — встречи человека с Богом.

Каждый из нас проходит время становления, сопряженное с определенными ожиданиями и надеждами. Особенно это касается молодых людей, которые неизбежно находятся в поиске собственного жизненного пути и ценностных ориентиров, а также ответов на извечные вопросы бытия. Молодость — период возможностей, но вместе с тем серьезных испытаний и сомнений, и, что еще более значимо, — это пора, когда сердце широко открыто для встречи с Творцом.

Праздник Сретения является для нас также уроком верности и терпения. Старец Симеон и пророчица Анна своим примером учат нас, что искреннее желание личной встречи с Господом никогда не бывает напрасным. Даже если ожидание покажется длительным, а ответ на молитву — запоздалым, необходимо помнить: Бог явится в нашей жизни в самый нужный момент, когда душа будет более всего готова Его принять.

В этот светлый и праздничный день хотел бы пожелать каждому из вас быть смелыми в вере, непоколебимыми в надежде и стойкими в своих христианских убеждениях. Пусть Небесный Владыка просветит Ваши сердца и умы, укрепит в совершении добрых дел и одухотворит радостью и миром.

Господь наш Иисус Христос молитвами Пречистой Матери Своей да благословит вас на всех путях жизни.

+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

https://www.patriarchia.ru/article/114365
« Последнее редактирование: 27 Февраля, 2025, 04:34:46 »

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3156
  • Репутация: +594/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь в Неделю сыропустную после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля



2 марта 2025 г. 14:57

2 марта 2025 года, в Неделю сыропустную, воспоминание Адамова изгнания (Прощеное воскресенье), день памяти священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси, чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Святейший Владыка произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня мы молитвенно вспоминаем имя великого Патриарха всея Руси Гермогена. Вспоминаем его не только как Патриарха, многое делавшего для укрепления церковной жизни, но и как человека, душу свою положившего за овцы своя (Ин. 15:13), то есть принявшего мученическую кончину.

А избежать этой кончины в его положении было весьма просто — не покидая Патриаршей кафедры, не впадая ни в ересь, ни даже в раскол. Достаточно было легализовать присутствие в Москве польских войск, которые, как вы знаете, вошли в город и даже захватили Кремль. И вот для того чтобы присутствие внешних сил не вызывало у русских людей желания организовать сопротивление, чтобы они смирились с тем, что случилось, — мол, пришли и пришли, мало ли чего не было в нашей жизни, и татары тоже к нам приходили, — для того чтобы погасить стремление народа бороться за свободу и независимость своей страны, нужен был авторитетный голос, к которому бы прислушались. Поэтому поляки совершенно сознательно обратились к святителю Гермогену, чтобы он призвал народ не сопротивляться полякам, не видеть в них врагов. Казалось бы, чисто политическая акция! Они ведь не требовали от святителя Гермогена отречения от Православия, не требовали креститься не по-православному, а по-католически, не требовали внедрения латинских обрядов, а лишь того чтобы он сказал народу: не надо сопротивляться этой власти. И трудно сказать, что бы тогда произошло, ведь народ наш столетиями находился под игом Орды и иноземная власть была в каком-то смысле привычной. Но святитель Гермоген понимал, какая большая разница была между поляками, вошедшими в Кремль и стремившимися в первую очередь, как мы теперь говорим, переформатировать наше религиозное сознание, и азиатскими захватчиками, которых наши души не интересовали, а только наши материальные возможности. А потому и не представляли те захватчики страшной опасности для духовной жизни народа, но такую опасность представляли те, кто вошел в Кремль и требовал от Патриарха Гермогена обратиться с воззванием к своему народу, чтобы он принял оккупантов. Мы знаем, что святитель отказался. Он был брошен в подвал, ему не давали пищи, пития и, в конце концов, Патриарха всея Руси заморили. Видимо, он умер от голода, холода, жажды, болезней, но умер несломленным. Он умер, оставаясь величайшим примером любви к Церкви, верности архиерейской присяге и любви к Отечеству. Поэтому Патриарх Гермоген является и церковным светильником, и героем нашей истории, героизм которого не может игнорировать даже самый нерелигиозный исследователь.

Пример святителя Гермогена очень важен. Мы должны помнить: пока Россия свободна от внешних сил, мы как народ имеем возможность устроять свою внутреннюю жизнь — не только материальную, социальную, экономическую, но и духовную. Может быть, это и есть самое важное измерение подлинного суверенитета России. Именно поэтому враги, которые стремились завоевать Россию, в первую очередь хотели заставить народ отказаться от православной веры, потому что в православной вере мы черпаем те ценности, ту мотивацию, которая работает на благо страны, на благо ближних наших.

Пример святителя Гермогена, пример его жизни и смерти, должен еще и еще раз помочь всем нам понять, что в случае с Россией патриотизм — это не только любовь к земному Отечеству. Это нечто большее — это любовь к Богу, Пресвятой Богородице, Которая простерла Свой Покров над нашей страной. Это любовь к нашей вере, это любовь к благочестию, к тем ценностям, которые помогли сохраниться русскому народу, несмотря на все внешние, а чаще внутренние агрессивные действия, которые были направлены на полное разрушение нашей веры. И поэтому всякий раз, когда мы вспоминаем святителя Гермогена, всякий раз, когда припадаем к его мощам, здесь находящимся, мы должны, с одной стороны, благодарить святителя за ту великую миссию, за то великое деяние, которое он совершил, защитив, не имея оружия в руках, нашу страну, и одновременно мы должны учиться любви к Богу, любви к своей родной Православной Церкви, любви к своему Отечеству. Вот из этих трех составляющих и формируется подлинный патриотизм, который невозможно разрушить, переформатировать, используя любые соблазнительные доктрины и любое соблазнительное воздействие на сознание наших людей. Только бы нам с вами в этом море плюрализма, как сейчас говорят, не потерять то, чем была всегда сильна наша страна и наш народ, то, что с такой красотой и убедительностью проявилось в жизненном подвиге и мученической кончине святителя Гермогена.

Его молитвами да хранит Господь землю Русскую, да хранит Церковь нашу в единстве, единомыслии и да укрепляет каждого из нас в вере и благочестии. Аминь.

https://www.patriarchia.ru/article/114587

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3156
  • Репутация: +594/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь перед чином прощения в Храме Христа Спасителя



2 марта 2025 г. 21:25

Вечером 2 марта 2025 года, в Неделю сыропустную, воспоминание Адамова изгнания (Прощеное воскресенье), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл молился за вечерней и возглавил чин прощения в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. После отпуста вечерни Святейший Владыка произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Мы вошли, дорогие владыки, отцы и братья, в поприще Великого поста — особое время, требующее от человека большего, чем обычно, внимания к своей духовной жизни, большей способности анализировать свои мысли, слова и, конечно, дела. В каком-то смысле пост и есть некая школа, вырабатывающая навыки тщательного наблюдения человека за самим собой. Поглощенные жизненными обстоятельствами, отвлекаясь на все, что нас окружает, большое и малое, мы очень мало времени уделяем самим себе. Не в том смысле, что не заботимся, что нам есть, что пить, во что одеваться, куда поехать и где отдохнуть — совсем нет, об этом мы достаточно думаем и этому много времени уделяем. Но с точки зрения самоанализа нужно перед самим собой ставить такие вопросы, которые требовали бы от нас искреннего сердечного ответа.

Несомненно, эти вопросы должны в первую очередь касаться того, что происходит в нашей жизни. Например, произошла ссора с кем-то. Как обычно, в ссоре меньше всего логики, больше всего эмоций. Разошлись люди, разругались, и каждый, конечно, считает себя обиженным, а другого — просто плохим человеком. Но бдительное наблюдение за самим собой, если такое выработалось в человеке, может помочь ему понять, что не все так просто, что в конфликте есть и его вина. И если вычленить эту вину из общего контекста, может оказаться и так, что «я вроде как и виноват больше, чем другой».

Кто из нас на такое способен? Конечно, практически никто. А если такое бывает, мы удивляемся, как люди сохраняют способность критически относиться к себе даже в ходе конфликта с окружающими. Но ведь если мы действительно христиане и заботимся о своей душе, о вечном спасении, то должны понимать: всякий конфликт провоцирует нас на греховные мысли, слова, а иногда и действия. Собственно говоря, конфликты провоцируют нас на такие поступки, на которые мы неспособны в их отсутствие. Мирно, спокойно протекает жизнь, как бы все хорошо, настроение хорошее — и вдруг конфликт, а в нем-то и проявляется все плохое, что есть в нас.

Поэтому всякий раз, когда возникает конфликтная ситуация, нужно сделать все для того, чтобы ее разрешить. Но если разрешить невозможно, то, по крайней мере, по завершении острой фазы конфликта задаться вопросом: «А я какую роль сыграл? Если совсем честно?» И честный ответ поможет нам избежать в будущем подобных ошибок и не быть вовлеченным в жизненные ситуации, которые складываются вследствие нарушения Божиих законов.

Время Великого поста — это время самонаблюдения, самоанализа, как я уже сказал. Но одного только самонаблюдения, самоанализа и просто напряжения воли к тому, чтобы не делать то или другое, недостаточно. Ведь не каждый имеет такую сильную волю, чтобы, опираясь только на нее, изменить многое в своей жизни. Я знал много случаев, когда люди хотели преодолеть зависимость от какой-то привычки. С внешней точки зрения они были людьми сильными и физически, и интеллектуально. А вот преодолеть зависимость не могли, будь то зависимость от алкоголя, курения, сквернословия или иных действий, которые способны нанести вред.

Мы редко забываем то, что о нас кто-то плохо сказал или плохо с нами поступил. А ведь чем меньше мы думаем и чем реже вспоминаем о плохих делах в отношении нас, тем большее духовное спокойствие мы обретаем. В каком-то смысле неконфликтность — это правильное поведение с точки зрения не только Божиего закона, но и с точки зрения естественных законов сохранения здоровья, психического и физического.

Другими словами, наблюдение за самим собой есть непременное условие такого образа жизни и такого образа мыслей, которые бы укрепляли нашу веру, с тем чтобы она приносила добрые мысли и добрые дела. Собственно говоря, и Великий пост, как и всякий пост и всякое воздержание, предлагается людям для того, чтобы взять, как говорят, тайм-аут, выйти из не всегда духовно здорового контекста, в который мы погружены ввиду разных обстоятельств, а иногда и по собственному произволению.

Итак, Великий пост — особое время. Время размышлений, самоанализа, молитвы. А поскольку человек состоит из души и тела, то и воздействие на физическую составляющую нашего бытия должно быть правильным. И более чем тысячелетняя традиция ограничения человека в физической пище, то, что мы называем постом, является очень важным условием, которое помогает человеку сконцентрироваться на всех его духовных проблемах.

Пост должен мобилизовывать наши силы, а не быть нам в тягость. А уж если кто не в состоянии, то надо пойти к священнику и сказать: вы знаете, у меня нет сил поститься. И если это ваш духовник, который хорошо вас знает, он подскажет, как быть. Например, так: «Ты уж пожалуйста, постарайся, напряги свои силы». А если знает священник, что со здоровьем не все хорошо или в жизни какие-то стрессовые ситуации, то может и смягчить пост.

Конечно, никто не вправе без канонически оправданных условий полностью освобождать человека от поста. Но облегчить пост тем, для кого это необходимо с точки зрения здоровья, духовник право имеет. Для того чтобы физическое недомогание не усугубилось из-за строгого ограничения в принятии пищи или исполнения всего того, что требует Великий пост, включая длительные молитвы, пребывание в храме и так далее. Но такого рода советы должны быть очень мудрыми и соизмеряться с реальным духовным и физическим состоянием человека. А лучше, конечно, не делать никаких исключений — как научили нас святые отцы поститься, как заложили они это в устав церковный, так и соблюдать.

Я редко что-то говорю о своей личной жизни, но в связи с постом скажу. Так сложились обстоятельства, что я был вынужден очень рано начать трудовую деятельность. Работал, учился в вечерней школе, и вот наступил Великий пост. Тогда мне было 15 лет, как говорится, организм рос. И вот я пришел в столовую, потому что работал и питался не дома, посмотрел в меню и вижу, что нет ни одного постного блюда, но есть какое-то непонятное название — «картофельный крекер». Я тогда понятия не имел, что это такое. Посмотрел — недорого, и обращаюсь к официантке: «Мне две порции картофельного крекера». Мне принесли гору сушеной картошки с явным недоумением по поводу того, почему молодому человеку потребовалось столько картошки. Ну, хотел я или не хотел, но эту картошку доел и больше никогда двойную порцию не заказывал. Но говорю об этом, чтобы еще раз подчеркнуть: если есть добрая воля, то человек может поститься в любых обстоятельствах. А мою добрую волю, конечно, сформировали мои благочестивые родители и праотцы, вся атмосфера духовной жизни моей семьи.

У меня никогда не было вопроса, поститься или не поститься. Но знаю, что большинство людей имеют несколько иную семейную историю, и всяким может быть воздействие на детей со стороны родителей и на родителей со стороны детей. Так вот, хотел бы дать совет: если советуют не поститься, всегда нужно очень критически к этим советам отнестись. Конечно, если физическое состояние требует калорийного питания и послабление оправдано, в том числе, советами врача, это одно дело. Но если говорят, например: «Мальчик учится в школе, ему трудно — зачем же ему поститься?», такому мальчику я бы посоветовал не отвечать согласием на совет родителей. С небольших подвигов, которые мы делаем во имя Христова, совсем небольших, и начинается наш путь к Царствию Небесному. Потому что если в малом не можем отказать себе, то и в большем никогда не откажем. Если не будет навыка церковной дисциплины, самоограничения во имя высочайшей цели — достижения Царствия Божиего, если мы не выработаем в себе такие навыки, то и цель не будет достигнута.

Вот поэтому время Великого поста — это особое время. Во-первых, проверки себя, ведь каждый может проверить, на что способен, где его силы кончаются, где воля не справляется, где какие-то чувства захлестывают и сбивают с пути. Дай Бог, чтобы все мы поприще Великого поста прошли в соответствии с тем, как предлагает церковный устав. Если у кого-то есть определенные медицинские показания, то по благословению духовника можно, конечно, пост смягчить. А если медицинских показаний нет, а только собственные рассуждения «мол, лучше мне не поститься, а то вдруг со здоровьем будет плохо», то это ложный сигнал, идущий не от заботы о здоровье, а от того, кто хотел бы нарушить ваш душевный покой и поставить преграду вашему маленькому, но реальному подвигу, который, несомненно, способствует вашему духовному развитию.

И да поможет нам Господь именно так, а не иначе относиться к посту и да даст силы всем нам, насколько это возможно — опять-таки хочу сказать, что могут быть ограничения по возрасту, по состоянию здоровья, — совершать поприще Великого поста в соответствии с тем, как благословляет проходить это поприще Святая Православная Церковь. Всех вас поздравляю с началом Святой Четыредесятницы! Храни вас Господь!

Ну, а поскольку сегодня особый день, когда мы не только входим в поприще Великого поста, но также испрашиваем друг у друга прощения, почему и день называется Прощеным воскресеньем, то я бы просил и меня простить. Со многими из вас я лично не знаком, но мои слова, мои дела могут у кого-то вызывать неудовольствие и чувства, которые омрачают душевное состояние. Я просил бы у всех вас прощения за то, что совершил, ведомо или неведомо, может быть, нанося кому-то духовную боль. Благословите и простите меня, всечестные отцы, братья и сестры! Да благословит Господь всех вас и помилует! Аминь.

https://www.patriarchia.ru/article/114592
« Последнее редактирование: 03 Марта, 2025, 11:01:23 »

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3156
  • Репутация: +594/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь в среду первой седмицы Великого поста после Литургии Преждеосвященных Даров в Храме Христа Спасителя



5 марта 2025 г. 14:42

5 марта 2025 года, в среду первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы. По окончании богослужения Святейший Владыка произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

У святителя Василия Великого находим такие слова: «Пост, бдение и милостыня похищаются у человека диаволом посредством тщеславия». Тщеславие — это очень опасное душевное состояние, которое действительно способно перечеркнуть все то, что создается в душе человека посредством молитвы, поста, совершения добрых дел. Само слово «тщеславие» содержит в себе осуждение. Тщеславие — это тщетная, то есть пустая, никчемная слава. Слава, которая не приносит пользы, в первую очередь самому человеку, но также и окружающим. Тщеславие — это проявление слабости и в каком-то смысле даже ограниченности ума. Умный человек никогда не будет тщеславиться, понимая какую опасность несет эта эмоция. А тот, кто себя прославляет словами или даже какими-то делами, кто требует от других прославления себя, — разве мало мы знаем таких примеров, в том числе в политике, получивших наименование культа личности? А культ — это богослужение, это преклонение, это максимальное проявление человеческого тщеславия.

Другими словами, тщеславие — это грех пред Богом, грех против Божественных заповедей; но одновременно это очень опасная практика человеческого общения. Ведь если человек тщеславный, то есть прославляет самого себя, не имея достаточных оснований, это становится очевидным для окружающих. Конечно, когда такой человек во власти, окружающие из соображений безопасности обычно помалкивают, но внутри себя или в узком кругу дают соответствующую оценку такому человеку. А если тщеславный человек не во власти, то он становится просто посмешищем — над такими смеются, такие теряют уважение в глазах окружающих. И возникает вопрос: во имя чего? Во имя каких-то подвигов? Отнюдь нет! Только во имя своего желания прославиться.

Вот поэтому святые отцы и предупреждают нас об опасности такого состояния души. Оно нередко возникает у людей достаточно способных, может быть, даже талантливых, которые видят свое преимущество или свои бóльшие возможности по сравнению с другими. Но на фоне осознания этой разницы возникает абсолютно греховное и губительное чувство тщеславия, славы во имя самого себя. Все это совершенно не соответствует духу христианства. В тщеславии проявляются самые отвратительные качества человеческой натуры, и тщеславие абсолютно противоположно всему тому, чему учит нас Господь.

В первую очередь, как я уже сказал, тщеславие поражает людей способных, талантливых, особенно занимающих видное положение в обществе, а потому именно им хотелось бы сказать: избегайте тщеславия! Оно не придает авторитет, оно не создает подлинное уважение народа, а просто выставляет вас в самом невыгодном свете. Поэтому и людям во власти следует всячески избегать тщеславия.

Но есть и другая противоположность — мнимое смирение, которое, может быть, даже хуже тщеславия. Человек на самом деле абсолютно не смиренный, гордый, но делает вид, что он смиренный, чтобы кому-то понравиться или сделать так, чтобы его подлинную сущность не могли распознать. Такое ложное смирение даже опаснее, чем тщеславие. Тщеславие хорошо заметно — видно, что человек заблуждается, что он либо глупый, либо слабый, вот и надувает щеки. А при мнимом смирении все сокрыто от людей, но тем оно и опасно — и для самого человека, и для окружающих.

Святые отцы, слова которых в течение Великого поста раскрываются для православных людей в церковной проповеди, учат нас не только благочестию, не только тому, чтобы мы были примерными христианами с точки зрения посещения храма, молитвы, доброделания. Они учат нас житейской мудрости, причем основанной не на человеческом опыте, который может быть и положительным, и отрицательным, а на Божием слове и Божественной воле, которая через это слово передается людям. Поэтому верующий человек — скажу сейчас неожиданные слова — это сильный человек. Почему? А потому что он вооружен. Другое дело, что и верующие люди не всегда применяют это оружие в борьбе со своими страстями, пороками и грехами. Но верующий человек, посещающий храм Божий, читающий Священное Писание, вооружен. У него есть оружие, посредством которого можно сопротивляться самым опасным проявлениям греха и порока внутри самого себя. Ведь грех приводит к ослаблению не только человеческих способностей, но и к нарушению отношений с другими людьми, а нередко и к внутреннему одиночеству. Но «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4:6).

Вот эти, казалось бы, простые мысли, которые проистекают из богослужебных текстов, из Священного Писания и которыми мы насыщаемся во время Великого поста, должны нам помогать строить свои отношения с другими людьми. Ведь все это не для того, чтобы мы выслушали, а потом вышли за порог храма и тут же забыли. Сели в метро или в автобус, и тут же с кем-то поссорились; пришли домой, и тоже в какой-то конфликт вступили — совсем не для того! Если так случается, значит, напрасно в храм приходили. Все то, что мы получаем во время богослужения, молитвы, эту благодать Божию, мы должны сохранять в сердце. А для того чтобы ее сохранить внутри себя, надо самого себя преобразовать. Если же все это прикасается к нам и тут же отторгается, то это словно лампочка, которая вспыхнула ярко — и вдруг потухла. Напряжение не то, и лампочка не выдержала — вот у нас не должно быть так. Мы не должны загораться во время службы, во время чтения каких-то поучительных текстов, а потом вдруг обо всем забывать, будто и в храме не были, и проповедей не слушали, и нравоучительных текстов не читали, а живем так, как живут все — по законам стихий мира сего.

Церковь учит нас не только пути ко спасению, хотя этому в первую очередь. Церковь учит нас пути к счастью и благополучию. Не может быть спасение оторвано от духовного благополучия и счастья в земной жизни. Это не значит, что человек, идущий по этому пути, непременно станет богатым, обретет власть или получит какие-то привилегии — совсем нет! Но это означает куда большее — живя так, человек преобразуется изнутри и обретает то, что невозможно купить никакими деньгами и никаким положением в обществе. Это внутренняя радость о Господе, это внутреннее спокойствие, это благодать, которую мы чувствуем, в том числе причащаясь Святых Христовых Таин, молясь в храме, вознося Господу свои молитвы.

Все это должно помочь нам осознать, что Церковь, предлагая постное поприще, предлагая следовать заповедям, не возлагает на нас бремена неудобоносимые, как многие малоцерковные люди считают: «Ну что такое пост? Зачем это надо? Зачем каждое воскресенье в храм ходить? Тяжело все это». На самом деле это легкие бремена. Если вы идете по пути, который указывает Господь, то через какое-то время почувствуете, что бремена совсем легкие, а жизнь становится совсем другой. Может быть, не более богатой и благополучной внешне, но на сердце будет больше покоя, мира. А что такое счастье человека? Это и есть внутреннее состояние души.

Есть такая пословица — «с милым и рай в шалаше». Зная психологию современных людей, можно в этом усомниться, но пословица несет некую мудрость: рай может быть даже в шалаше, то есть даже в самых скромных условиях, если мы живем с Богом, если мы пребываем с Ним.

Эти, казалось бы, простые заповеди, которые Господь предлагает нам, учение, которым Церковь нас назидает, особенно во время Великого поста, не должны проходить мимо нашего внимания или, как говорят, мимо ушей — услышал и тут же забыл. Их нужно включать в свое сознание и стараться осуществлять в своей жизни, ведь результат придет очень скоро, так скоро, что мы даже себе не представляем. Как только мы начинаем жить, руководствуясь тем, чему нас Господь научил, мы получаем обратный сигнал от Господа через состояние своей души. Условия внешние могут быть очень скромными, а иногда человек проходит через испытания, например, воины участвуют в боевых действиях. Но вот что удивительно — когда беседуешь с теми, кто на грани жизни и смерти исполнял свой долг, от них никогда не исходит уныние. Может быть некоторая неудовлетворенность в том, что не все удалось, — а вот уныния нет. Так бывает всегда, когда человек мобилизует свои духовные силы, когда мы укрепляемся нашей верой, когда мы призываем Господа, когда вера становится органической частью нашей жизни, а не просто обрядом, связанным с посещением храма, а вне этого посещения — обычная жизнь, исполненная грехов, соблазнов и всего недоброго, что мы нередко совершаем.

Поэтому дни святого Великого поста — это действительно время настройки нашего внутреннего музыкального инструмента, нашей души. Каждый человек, который играл на фортепиано, знает, что если струны немного ослабевают, то инструмент фальшивит, нужна настройка. Вот так же и человеческая душа — если нет такой настройки, душа начинает фальшивить. Она принимает ложь за правду. Она теряется в том, что хорошо, а что плохо. Она идет по пути совершения злых поступков. А это отображается — давайте запомним! — на нашей земной жизни и, конечно, на жизни будущего века.

И да помогает нам Господь в дни Святой Четыредесятницы чаще бывать в храме, исповедоваться, причащаться Святых Христовых Таин, а самое главное — тщательнее подвергать себя самоанализу, спрашивая о том, правильно ли я живу, что в моей жизни не так, что мне мешает, что идет против Божиего закона. Размышляя на эти темы, нужно ставить перед собой конкретные задачи, просить Господа избавить нас от всего, что нас отягощает, с тем чтобы использовать все средства и возможности изменить свою жизнь к лучшему. А это изменение на языке Церкви называется одним словом — спасение. И дай нам Бог в дни Святой Четыредесятницы через молитву, пост, размышления, совершение добрых дел приблизится к заветной цели — спасению нашей бессмертной души. Аминь. Храни вас всех Господь!

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

https://www.patriarchia.ru/article/114623

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3156
  • Репутация: +594/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь в пятницу первой седмицы Великого поста после Литургии Преждеосвященных Даров в Храме Христа Спасителя



7 марта 2025 г. 14:01

7 марта 2025 года, в пятницу первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы. По окончании богослужения Святейший Владыка произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Неслучайно в Церкви так почитается память мучеников. Вот и сегодня перед освящением колива мы прочитали молитву святому Феодору Тирону. Конечно, имена мучеников Древней Церкви далеко отстоят от нас, так что даже обращая к ним свои молитвы, мы не можем ассоциировать себя со всем тем, что было в давно прошедшие времена, когда жили эти люди. Но ведь на протяжении всей истории Церкви страшные гонения время от времени повторялись, и, наверное, одними из самых страшных за всю историю Христовой Церкви были гонения на православный народ наш в страшные годы лихолетья, после кровавого переворота и разрушения национальной исторической жизни нашей страны. Невозможно даже перечислить имена всех новомучеников и исповедников, имже несть числа, потому что прославлено только небольшое количество из числа всех тех, кто был замучен голодом, пытками или расстрелян, о ком мы вспоминаем, посещая места, где происходили эти страшные казни.

Одним из таких мест является Соловецкий монастырь. Это место молитвы, святости, подвига, отмеченное особо изощренными мучениями тех, кто не отказался от веры. Посещая Соловки, молясь на месте расстрела святых мучеников, я вспоминал, в том числе, рассказы некоего человека, который участвовал в этих расстрелах и, вольно или невольно, указал мне место, где совершалась казнь.

Все это свидетельствует о том, что мученичество — это не только то, что принадлежит прошлому. Мученичество сопровождает историю Церкви на протяжении всех времен. Только в какие-то моменты истории эти мучения ослабевают, Церковь перестает быть гонимой, и мы с вами должны благодарить Бога, что живем в такое время. Но когда отступают гонения, подступает другая опасность — чувство благополучия, комфорта, спокойствия, а вместе с тем ослабление нашей ревности о Господе. Все становится привычным, понятным, нет никаких рисков, никакого страха прийти в церковь, помолиться, никто не помешает нам совершить молитву и дома. Благоприятные условия современной жизни для человека верующего в нашей стране, конечно, создают очень добрую атмосферу в обществе. Может, не все, но большинство людей, даже не будучи православными, с уважением относятся к Православной Церкви, и, конечно, нет никаких препятствий для исповедания нашей веры, посещения храма, воспитания детей в вере.

Но времена приходят и уходят. Дай Бог, чтобы на земле нашей продолжалось это спокойное течение церковной жизни как можно дольше, даже до скончания века. Но каждый человек, даже не проходя через гонения, сталкивается с искушениями, способными нарушить его внутренний духовный мир, его покой, а иногда поставить под сомнение саму веру в Бога. И очень часто бывает так, что люди светские, особенно образованные, не выдерживают эти испытания и забывают о Боге, отворачиваются от Церкви, пожимают плечами и говорят «нет, это не мое» или «это не для меня».

О чем все это свидетельствует? О том, что во времена гонений, несмотря на угрозу смерти, люди оставались верны Богу, верны Церкви, шли на мучения, на пытки, но не отступились. А с другой стороны — время благополучия, верующим никто не угрожает, а как много тех, кто пожимает плечами и, войдя в церковь, говорит: «Это не мое, я не понимаю, что здесь происходит». И так говорят люди, принадлежащие православному народу, который сформировался благодаря воздействию идей христианства через Мать — Православную Церковь. Ведь именно Церковь сформировала духовные ценности нашего народа. Те, что исповедуют и многие люди, в Бога не верующие, — например, патриотизм, любовь к Отечеству, готовность пожертвовать жизнью своей за други своя.

Откуда это всё? Из животного мира? От эволюции? От борьбы за существование? Да нет, это всё от Христа, это Его слово, это Его истина, который преломляется в сознании даже малорелигиозных современных людей. Все должны помнить, в том числе люди, слабо или совсем в Бога не верующие, что эти истины, которые сегодня положены и в основу законодательства, и в основу общественных и личных отношений, — это всё свыше, это от Бога. Это Его истины, которые вошли в плоть и кровь человечества, в его сознание, в культуру, в мировоззрение. Вот поэтому мы смело можем говорить, вне зависимости от того, что Россия считается светским государством, что это страна глубоко религиозной традиции, которая отобразилась и в истории, и в психологии нашего человека, всего нашего народа, как и в законодательстве, в культуре и во многих других проявлениях человеческого творчества. Вновь обращаясь к Феодору Тирону и сонму мучеников и исповедников, в том числе Церкви Русской, мы можем свидетельствовать, что их жертвы, их страдания не проходят напрасно и не могут пройти. Как сказано, «кровь мучеников — семя христианства», и это правильные слова. Потому что обращение к подвигу мучеников всегда возгревает ревность о Боге, если только человек имеет доброе сердце, открытое к состраданию, и разум, способный анализировать и воспринимать исторические факты не как нечто прошедшее и не имеющее отношения к настоящему, но как то, что может и должно влиять на формирование нашего мышления, нашей жизненной философии и определять направление нашей жизни. Вспоминая святого великомученика Феодора Тирона, мы вспоминаем сегодня всех мучеников, в том числе новомучеников и исповедников Церкви нашей. Мы просим их ходатайств пред лицом Божиим, чтобы не оставлял Господь землю нашу Русскую, чтобы укреплял веру в нашем народе и сознание необходимости быть вместе с Богом, для того чтобы идти правильным жизненным путем, избегая ошибок и козней диавольских, которые часто приводят человека к самым тяжелым и мучительным испытаниям. Молитвами святого великомученика Феодора Тирона и всех мучеников да хранит Господь землю нашу, землю новомучеников и исповедников Церкви Русской, дает крепость духовную народу нашему, укрепляет всех нас в Православии и единомыслии. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

https://www.patriarchia.ru/article/114648