Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?
rss

Автор Тема: Слова Патриарха Кирилла  (Прочитано 833909 раз)

0 Пользователей и 3 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3156
  • Репутация: +594/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь в Неделю 4-ю по Пасхе после Литургии в Храме Христа Спасителя

11 мая 2025 г. 14:35

11 мая 2025 года, в Неделю 4-ю по Пасхе, о расслабленном, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В сегодняшнем Евангельском чтении (Ин. 5:1-15) нам повествуется об исцелении человека, который хотел погрузиться в воды Овчей купели. Это был безнадежный больной, никакие врачи не могли ему помочь, и он это прекрасно осознавал. И ведь так случается со многими, в том числе с нашими соотечественниками, людьми, живущими в этом просвещенном веке. Всякое бывает: диагнозы повергают человека в ужас, или душевные терзания лишают нас покоя, или некие внешние обстоятельства — мало ли что происходит с нами в этом неспокойном мире!

Эта мирская жизнь уже святыми отцами и даже Самим Спасителем связывалась с бурным морем. А что такое море во время бури? Море несет в себе опасность и может уничтожить тех, кто не умеет сопротивляться. Если кормчий не умеет водить судно по бурным волнам, то погибнет не только он, но и все, кто плывет вместе с ним. Вот точно так же и с нами: если мы перестаем быть способными сопротивляться всем трудным, опасным, греховным обстоятельствам нашей жизни, то весьма возможно наше духовное потопление в волнах житейского моря.

А духовное потопление нередко сопровождается болезнью, которая ведет к телесной смерти. Это «путь всея земли»: ни самые могущественные политики мира сего, ни самые богатые люди, которые в состоянии купить любые лекарства по любой цене, полететь в любую точку земного шара, чтобы получить исцеление, — никто не способен избежать смерти. Современный человек привык опираться на науку, технику, технологии, что правильно — всё то, чего достигло человечество в процессе своего развития, может служить его благу. Но это благо не должно превращаться в идола. Мы не можем уповать только на достижения науки и техники, только на материальные средства, потому что всё в руках Божиих, и даже самый просвещенный, самый богатый и самый могущественный человек не избежит смерти.

А теперь давайте вдумаемся: но если так, что же дальше? Неужели всё? Некоторые думают: да, всё; смерть — и всё. А зачем тогда жить? Некоторые говорят: нужно жить для того, чтобы жили следующие поколения. А разве следующие поколения непременно будут лучше предыдущих? История этого не доказывает. Ответ может быть только один: жизнь каждого человека имеет ценность в глазах Божиих, и эта ценность не зависит ни от того, какое место человек занимает в политике, ни от того, сколько денег у него в кошельке или на счету. Эта ценность зависит от всего того, что мы сами создаем, от нашего внутреннего мира, от нашей жизни, которая соответствует или не соответствует Божиим замыслам.

Это и есть самая главная ценность, давайте мы все поймем это! Всё остальное второстепенно, на втором, третьем, пятом или десятом месте после самого главного. Забота о внутренней жизни, о своей душе, с которой мы к Богу предстанем, — вот самая главная цель нашего бытия. А для того чтобы эта цель не приводила к некоему эгоизму — «я должен только о себе думать, о жизни вечной, но только о своей», — Господь связывает нас обязанностью любить других людей, помогать другим людям. Без этой помощи и любви мы никогда не сможем достичь высшей цели человеческого бытия — Царствия Божиего.

И что можно сказать больше и лучше, чтобы определить подлинный смысл человеческой жизни? Мы живем ради жизни вечной. Мы должны прожить так, чтобы в вечности быть с Богом, и это не проявление эгоизма — это исполнение Божией заповеди. Но, живя так, мы непременно должны заботиться о других людях — вот так и смыкается воедино любовь к Богу и любовь к ближним. Это главная жизненная установка. Все остальное второстепенно, потому что касается лишь нашего земного бытия — шестьдесят, семьдесят, аще в силах восемьдесят лет (Пс. 89:10). А то, о чем мы сейчас говорим, касается нашей вечной жизни, а потому приуготовление человека к вечности есть главное, что он должен сделать во время жизни земной. И, опять-таки, это никакой не эгоизм, потому что главное, что мы должны сделать, чтобы обрести жизнь вечную, связано с любовью к Богу и любовью к ближним своим.

Вот и вся мудрость, и можно никаких философских книг не читать, потому что неизвестно, куда эти книги приводят. По опыту нашей страны, нашего народа знаем, куда в какой-то момент вся человеческая мудрость нас привела — на край гибели. А слова, которые Господь произнес, слова, которые Сам Бог передал людям, имеют вечную, непреходящую ценность, и мы, исполняя Божии слова, Божий закон, Божии заповеди, становимся действительно непобедимыми. Мы становимся счастливыми, и это счастье переходит границы нашей земной жизни и распространяется на вечность. Таков ответ многим, вопрошающим: «А зачем верить в Бога?» Ты хочешь быть счастливым? Верь в Бога! Ты хочешь, чтобы твое счастье было вечным? Верь в Бога! И не просто верь — исполняй его закон.

Всему этому, дорогие мои, мы научаемся в храме Божием. И удивительно, что наш народ, пройдя через самое страшное во всей человеческой истории искушение безбожием, сегодня в большинстве своем сознает непреходящую Божественную истину о том, что смысл жизни, который переходит в вечность, напрямую связан с верой в Бога.

Сегодня народ наш действительно богоносец, в каком-то смысле. Не в том смысле, что все святые и все благополучные в духовном смысле, но в том смысле, что вера православная крепко сохраняется в нашем народе, в условиях современного высокоразвитого с точки зрения науки и техники общества. Не хочется говорить громкие слова, но, может быть, неслучайно Господь избрал нас — народ, претерпевший столько страданий, сколько ни один европейский народ не претерпевал. Может быть, и прошли наши отцы и деды через все эти страдания, чтобы мы с вами хранили веру православную, научали этой вере детей и внуков и свидетельствовали об этой вере всему миру. И да помогает нам Господь именно так пройти свой жизненный путь, устремляясь навстречу невечернему дню Божественного Царства. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

https://www.patriarchia.ru/db/text/6210715.html


Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3156
  • Репутация: +594/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь после Литургии в Благовещенском соборе Воткинска

18 мая 2025 г. 13:58

18 мая 2025 года, в Неделю 5-ю по Пятидесятнице, о самаряныне, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения собора Благовещения Пресвятой Богородицы в г. Воткинске Удмуртской Республики и Божественную литургию в новоосвященном храме. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Благодарю Вас, Ваше Высокопреосвященство, за Ваши добрые слова, за дар, который Вы преподнесли, и за труды, которые Вы здесь несете вместе с духовенством, с приходскими активами.

Церковная жизнь по милости Божией в этом месте развивается, это очевидно, и развитие церковной жизни осуществляется в соответствии с указаниями наших Соборов, которое предполагает как богослужения в храмах, в том числе во вновь открывающихся, так и многие другие приходские служения, связанные с образованием детей и молодежи, с попечением о старшем поколении и со всем тем, что наполняет жизнь наших приходов служением не только Марии, но и Марфы, что очень и очень важно для людей недостаточно воцерковленных, которые взирают на Церковь из своего угла, а подход у них достаточно прагматический: «Ну да, вы там молитесь — а дальше что? Только молитесь?» То, что мы молимся, — это действительно самое важное; но как важно также, чтобы нашим молитвам споспешествовали добрые дела! И вот сегодня в нашей Церкви реализуются масштабные программы — приходские, епархиальные, общецерковные, — которые связаны не просто с возрождением доброделания, но и с включением в жизнь наших церковных общин, приходов, епархий, Синодальных отделов, постоянной заботы об осуществлении добрых дел. Слово Божие, указывающее на то, что вера без дел мертва есть (Иак. 2:20), сегодня с огромной ответственностью воспринято нашим епископатом, духовенством и верующим народом.

Находясь на территории этой благословенной епархии, могу отметить, что и здесь развиваются все стороны приходской жизни, и дай Бог, чтобы так было и впредь. Как я всегда говорю, у нас должен быть совершенно конкретный вектор движения, который я обозначаю так: вперед и вверх. Вперед — это по горизонтали, то есть в нашей земной жизни. Мы должны делать многое, чтобы жизнь становилась лучше, чтобы в ней было больше добра, и сами должны подавать пример. А по вертикали — это к небу, это к Господу. И если сочетаются эти движения по горизонтали и вертикали в наших приходах, в наших епархиях и, дай Бог, чтобы в какой-то момент мы могли сказать: и во всей нашей стране, — вот тогда мы становимся непобедимыми и перед лицом внешних неблагоприятных факторов, и перед лицом внутренних проблем. Но, что самое главное, мы становимся непобедимыми невзирая на тот нравственный кризис, который сегодня охватил бóльшую часть мира.

А в чем заключается этот кризис? В утрате различения добра и зла. Нет греха — есть альтернатива человеческого поведения. Кому чай с сахаром, кому с лимоном, а кому кофе — буквально на этом уровне. И люди удивляются, когда их вразумляют: «А что особенного? Да, я так живу, это мой выбор», — не соотнося свой выбор с самым главным. С тем предназначением, которое Господь дал каждому человеку, с той жизненной программой, которую Он вложил в нас и которую мы опознаем через голос нашей совести. Не только через Священное Писание, не только через проповедь в храме, но и через голос совести.

Вот если таким образом будет развиваться наш народ, наше государство, то мы действительно будем непобедимы, но для того чтобы было так, нам еще нужно пройти очень и очень большую дистанцию. Если мы не в самом начале пути, то мы еще даже не посередине, потому что прошлое наше было очень тяжелым. Оно сформировало убеждения, философию жизни двух или трех поколений людей. Старшее поколение и сейчас здравствует, и слава Богу, что многие из этого поколения пришли к Богу, к Церкви. Но ведь есть и те, кто еще никак не может переступить порог храма.

Говорю все это, чтобы епископат, духовенство, да и весь наш верующий народ понимал, что многое еще нужно сделать для подлинного процветания нашего Отечества. А материальное процветание, материальное благополучие во многом зависит от способности человека управлять самим собой, то есть от состояния духа. Дух первичен — вот что нужно помнить. От сознания человека, от его внутреннего духовного состояния зависит и его поведение в личной, семейной, общественной и даже государственной жизни.

Вот почему то, чем занимается Церковь, — это не 25-й, не 105-й пункт в повестке дня, а это самое первое, с чего нужно начинать сразу после рождения человека. Родился человек, и самое главное, что он должен усвоить, — это то, о чем мы сейчас говорим. Он должен усвоить, какие направления должны быть в его жизни, чтó в этой жизни должно быть приоритетным, а чтó — второстепенным. И если глубочайшая, богатейшая духовная традиция нашего народа, сохраняемая в Церкви, будет усваиваться современными людьми, то Россия будет непобедима в полном смысле этого слова. Не только потому, что у нас мощное вооружение, о чем с удовлетворением нужно говорить именно в этих краях, где вносится особый вклад в развитие обороноспособности страны. Но самое главное — это укрепление нашего духа, нашего национального самосознания, которое опиралось на протяжении столетий на нашу глубокую веру в Бога и проистекающее из этой веры стремление делать добрые дела и устраняться от греха, то есть от всякой подлости, от всякой двусмысленности, от всякого лицемерия — всего того, что не только разрушает личную или семейную жизнь человека, но и надрывает духовные силы народа.

Дай Бог всем нам, мои дорогие владыки, отцы, братья и сестры, осознавая важность переживаемого ныне исторического момента, укрепляясь в вере, соединяя наши знания, образование, современное мировоззрение с глубокой православной верой, создавать такой образ мысли и образ жизни, который оказался бы непобедимым для всяких врагов и супостатов. Имею в виду в первую очередь тех, кто воздействует или пытается воздействовать на наше сознание, на нашу веру и подорвать нашу любовь к Отечеству.

Да помогает всем нам Господь идти таким и никаким иным путем, укрепляя нашу веру, возрастая в благочестии, укрепляя основы семейной жизни, достойно воспитывая подрастающее поколение, понимая, что путь, который нам указал Сам Господь, — это и есть самый правильный и в полном смысле слова спасительный путь. Всех вас еще раз сердечно поздравляю с праздником. Христос Воскресе!

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

https://www.patriarchia.ru/db/text/6212794.html


Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3156
  • Репутация: +594/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь в день памяти святителя Николая Чудотворца после Литургии в Николо-Угрешском монастыре

22 мая 2025 г. 13:49

22 мая 2025 года, в праздник перенесения мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Преображенском соборе Николо-Угрешского ставропигиального мужского монастыря. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Святитель Московский Филарет, причисленный ныне к лику святых, написал замечательную книгу, по которой несколько поколений нашего народа изучали основы Православия. Эта книга называется Пространный Катехизис, то есть научение в основах веры; и там есть замечательные слова о Промысле Божием. Святитель Филарет пишет, что Промысл Божий — опускаю всю формулировку, привожу лишь то, о чем хотел сказать, — это, в том числе, такое действие Господа, которое даже дурные человеческие поступки обращает к добрым последствиям.

Если посмотреть внимательно на историю с этой точки зрения, легко убедиться в том, насколько точно святитель Филарет описал действие Промысла Божия. Эти слова можно применить и к событиям, связанным с сегодняшним праздником. Ну что такое якобы перенесение мощей из Константинополя в город Бари? Да никакое это не перенесение — приплыли купцы из Италии и украли мощи. Ничего доброго в этом событии не было — вот почему в греческих Церквах такого праздника нет, это скорбь, а не праздник, потому что обманом были похищены мощи святителя Николая.

Но если посмотреть с точки зрения всей истории, которая нам уже доступна? Что произошло там, где находились мощи святителя Николая? Было нашествие иноплеменных, которое не оставило камня на камне. Все было уничтожено, вся православная Византия уничтожена. Чудом сохранились некоторые храмы, которые были превращены в мечети. И что бы произошло с мощами святителя Николая? Да их просто бы не было, они были бы навсегда утрачены. Вот почему это тяжелое событие, связанное с оккупацией иноверными Византии, со страданиями, которые в то время претерпевал православный народ, в отношении мощей святителя привело к тем самым добрым последствиям, о которых и пишет святитель Филарет.

Сегодня мощи находятся не в православной стране. Но, как многие из вас знают, потому что многие паломничают к мощам святителя, каждый может туда приехать, помолиться. Православные совершают там Литургию, с этим нет никаких сложностей, и мы радуемся тому, что через некую человеческую неправду, даже человеческое горе, до сих пор существуют святые мироточащие мощи угодника Божиего чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских.

Для русских людей святитель Николай — это особый угодник Божий. Не знаю, как в современных домах, но мне приходилось, особенно в дни моей юности, посещать дома православных людей, которые родились до революции или сразу после нее, то есть принадлежали еще к тому благочестивому поколению русских людей. И я обращал внимание на то, что всегда в божнице были три иконы, если других не было: Спаситель, Божия Матерь и святитель Николай.

И ведь неслучайно такое общенародное почитание святителя Николая. А на чем оно было основано? Может быть, на том, что все хорошо знали житие святителя Николая? Или, может быть, на том, что некие государственные силы содействовали сохранению в народе этой благочестивой памяти? Нет! А на том только, что святитель Николай отвечает людям на молитву. И этот живой религиозный опыт, опыт веры, связанный с тем, что на молитву нашу мы получаем ответ, есть самое сильное для нас доказательство того, что Бог существует, и угодники Его существуют, которые молятся за Нас. Если бы не было этой обратной связи, разве бы мы с вами здесь стояли, разве бы был воздвигнут этот величественный храм?

Чего только не было в истории, каких героев, каких полководцев, каких великих царей и императоров память погибе с шумом (см. Пс. 9:7). А святителя и чудотворца Николая мы прославляем как великого угодника Божия, заступника о нашей земле и о нашем народе. Дай Бог, чтобы эта память сохранялась. Очень важно, чтобы молодое поколение русских людей, да и людей других национальностей, считающих себя православными, бережно сохраняли молитвенную память о святителе Николае, обращая к нему свои воздыхания и с надеждой ожидая его помощи.

Святителю отче Николае, моли Бога о нас! Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

https://www.patriarchia.ru/db/text/6213970.html


Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3156
  • Репутация: +594/-0
  • Пол: Женский
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти равноапостольных Мефодия и Кирилла после Литургии в Храме Христа Спасителя

24 мая 2025 г. 17:07

24 мая 2025 года, в день памяти равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Уважаемые Игорь Олегович, Дмитрий Николаевич! Дорогие отцы, братья и сестры!

Всех вас сердечно благодарю — в первую очередь за молитвы. Чем сложнее становится повестка дня Патриарха, связанная, в том числе, с непростыми обстоятельствами, посетившими нашу Церковь на просторах исторической Руси, тем больше сознаешь, какова же реальная сила молитвы. Она сильнее всякой человеческой силы, и это не просто красивые слова — они основаны на нашем историческом опыте, на опыте жизни Церкви. Сила Божия сильнее всякой человеческой силы.

В еще совсем недавнее безбожное время почти ненормальный тогдашний правитель нашей страны заявил, что к 1980 году никакой веры не будет. Потому что будет построен коммунизм, а в этом обществе уже не может быть места никакой вере. И где этот правитель? В анекдотах только остался, память погибе с шумом (см. Пс. 9:7). А Церковь, которую он унижал и стремился уничтожить, — существует. И не потому что мы с вами такие уж сильные, мудрые, опытные — совсем нет. А потому что Церковь — это не только человеческая институция.

Вот чего безбожные правители и гонители никак понять не могли или с чем согласиться не могли. Церковь — это Божественное установление. Церковь, как говорит слово Божие, — Тело Господа и Спасителя нашего (см. Ефес. 1:22-23). Его можно уязвить, как уязвляли тело Спасителя на кресте. Его можно оскорблять, как оскорбляла висящего на кресте Спасителя улюлюкающая толпа. Его можно игнорировать, как это и происходило на протяжении истории, но его невозможно вычеркнуть из жизни людей и человеческой истории.

Вот и опыт России — это поразительный опыт, который должен быть знáком для всего рода человеческого. Действительно, все силы были брошены, чтобы уничтожить веру! И ничего не получилось. Это, конечно, не предмет для гордыни, тем более не повод считать, что и какие-то ошибки можно допускать, потому Господь всё исправит. Мол, мы грешные, так, может быть, не очень-то и надрываться должны. Нет, совсем нет! Благословение Божие, благодать Божия пребывает с нами настолько, насколько мы достойны приятия этой благодати.

Вот почему для того чтобы благодать не только над Церковью, но и над народом нашим, над страной нашей пребывала, нужно заботиться о духовном состоянии нашего народа. И это не какой-то сотый пункт повестки дня — это самый важный пункт! И я благодарю сегодня и Президента нашего, и Правительство, которые поддерживают церковное служение и как никогда, пожалуй, в новейшей истории содействуют миссии Русской Православной Церкви. Не в том смысле, что государство берет на себя какую-то часть этой миссии, кого-то уговаривая, кого-то принуждая или вкладывая материальные средства, — совсем не потому. А потому что само государство сегодня в лице высших руководителей принадлежат Русской Православной Церкви, как и большинство нашего благочестивого народа.

Еще раз хочу сказать, что живем в особое время. Если еще суждено просуществовать человеческой цивилизации, то когда-нибудь историки непременно скажут об этом времени. Скажут, что нечто удивительное произошло в нашей стране: на осколках веры возникла такая сильная человеческая общность, так укрепилось государство, так укрепилось благочестие народа! Но для того чтобы не посрамить труды наших отцов, наших предков, да и труды тех, кто сегодня беззаветно служит Родине и Церкви, каждый на своем месте должен трудиться, как говорили после войны, «за себя и за того парня» — того, кто погиб на войне.

Мы должны не щадить жизни своей, и это не красивые слова. Как только архиерей или священник начинает себя щадить, заботиться о здоровье, ездить на воды или еще что-то делать в ущерб своему служению, то в лучшем случае его ждет скорая кончина. Говорю так, никого не пугая, — просто знаю это на опыте знакомства с теми людьми, которые, будучи в сане, беспокоились, к сожалению, больше о себе, чем о деле Божием. Где они? Их среди нас нет.

Поэтому служение Господу есть главная цель каждого священнослужителя. И она заключается не только в том, чтобы добросовестно исполнять свои обязанности, но чтобы заботиться об укреплении веры и благочестия всего нашего народа. И, конечно, никто не освобождал нас от самой главной ответственности — молиться за Родину свою, за власти и воинство, за родных, близких и даже за чужих. Потому что молитва есть проявление человеческой силы, которая направлена на то, чтобы эта сила была поддержана силой Божией. Сочетание человеческих усилий, проявляемых через веру, с силой Божественной, и делает нас непобедимыми, и наш исторический опыт об этом свидетельствует.

Еще раз хотел бы всех вас сердечно поблагодарить за сегодняшнюю молитву, в том числе обо мне, недостойном. Поблагодарить за наше соборное единство, за наше единомыслие по самым главным вопросам, которые сегодня стоят перед лицом нашей Церкви. Еще и еще раз призвать всех вас к молитве за Отечество, за Президента нашего православного Владимира Владимировича, за власти, за воинство, за народ наш, но особенно за подрастающее поколение, которое должно наследовать нам, которое должно воспринять от нас эстафету служения Богу, Церкви и Отечеству. И если это произойдет, то еще долгие-долгие годы, а, может быть, и столетия страна наша и Церковь наша будут той удерживающей силой, о которой сказано в слове Божием (см. 2 Фес. 2:7). Силой, способной удерживать самые страшные темные силы, направленные на разрушение человеческой личности и веры в Бога.

Да хранит всех нас Господь! Еще и еще раз призываю благословение Божие на народ наш, на страну нашу, на власти наши. Надеюсь, что благословение всех вас, дорогие архипастыри, умножит и мое немощное благословение, дабы благодать Божия прикоснулась к народу нашему, к стране нашей, к властям и воинствам нашим, дабы укрепилась спасительная православная вера в сердцах наших. Аминь. Христос Воскресе!

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

https://www.patriarchia.ru/db/text/6214639.html


Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3156
  • Репутация: +594/-0
  • Пол: Женский
Слово Святейшего Патриарха Кирилла на церемонии вручения Патриаршей литературной премии 2025 года

27 мая 2025 г. 21:34

27 мая 2025 года в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил XIV церемонию избрания и награждения лауреатов Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Перед началом церемонии Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся со словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимые отцы, братья и сестры! Христос Воскресе!

Я сердечно приветствую всех вас в этот светлый Пасхальный день в связи с проведением церемонии избрания и награждения лауреатов XIV Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Радуюсь возможности вновь быть с вами. Не только потому, что предстоит отметить заслуги многих наших замечательных писателей и поэтов, но и потому, что каждая наша встреча становится поводом для серьезного разговора о литературе, о том, какой должна быть отечественная словесность, с какими проблемами и вызовами имеют дело современные деятели культуры и какие ответы может дать Православная Церковь на эти вопрошания.

Признаюсь, наши встречи имеют для меня еще и особую личную значимость, поскольку слово звучащее и письменное всегда занимало важное место в жизни и служении. Поэтому с вниманием и интересом отношусь ко всему, что происходит в современной отечественной литературе.

Нынешний год для нашей страны — особый, и он проходит под знаком торжеств, приуроченных к 80-летию Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Поэтому и свое настоящее выступление хотел бы посвятить размышлениям об этих событиях.

Как вы знаете, я родился вскоре после окончания войны. Мы, дети того времени, видели катастрофические последствия той страшной войны своими глазами. Сколько людей погибло, скольких судьба была неизвестна! Сколько всего было уничтожено и сколько труда потребовалось для возрождения и восстановления того, что превратилось в развалины!

Действительно, многого не хватало. Люди жили скромно, работали не покладая рук, жизнь не была легкой. Но, несмотря на всю тяжесть испытаний, чувствовалась общая радость: родную землю, мирное небо, свободу и независимость Отечества удалось отстоять. Но первые мои детские воспоминания, связанные с войной, — это остовы разбитых зданий. Мы жили в Ленинграде, на Малом проспекте Васильевского острова, и ребенком я обращал внимание на то, что почти каждый третий дом был разрушен. Здания старой, дореволюционной постройки еще держались, а то, что было построено позже, превратилось практически в руины. И тяжелое чувство того, что люди здесь строили, жили, связывали с этими местами свое будущее, а затем кто-то пришел и все разрушил, это еще детское понимание катастрофы войны сохранялось в памяти долгие годы.

Теперь уже ничего не осталось от этих развалин — на их месте стоят дома, построенные в 50-е годы. Они и по архитектуре отличаются от того, что было разрушено, все залечено и, казалось бы, следов никаких не осталось, но в памяти моего поколения эти следы сохраняются.

Должен сказать, что родители мои практически всю блокаду провели в Ленинграде. Это было страшное время реального голода, при этом отец работал на военном заводе, где был главным механиком, а мама преподавала в школе. Каждый из них сознавал свою ответственность и выходил на работу даже тогда, когда это было очень непросто.

Несмотря на человеческое горе и страшные потери, военные испытания послужили очищению общественной жизни и культуры от навязанных революционной идеологией эфемерных целей и смыслов. Уже не пожар мировой революции стал главной задачей при защите Отечества, и не чуждая русскому человеку философия Маркса и Энгельса вдохновляла наших воинов на подвиг, а святой Александр Невский, Дмитрий Донской, Александр Суворов, Михаил Кутузов, Федор Ушаков. Их прославленные имена звучали в речах советских государственных деятелей, в их честь назывались боевые награды.

Церковь, всегда разделявшая скорби со своей паствой, принимала самое активное участие в помощи фронту и тылу. Патриарший Местоблюститель митрополит Московский и Коломенский Сергий (Страгородский) после совершения Божественной литургии в воскресенье 22 июня 1941 года на печатной машинке собственноручно составил Послание ко всем верным чадам Русской Православной Церкви, в котором напоминал заповедь Христову, что «нет больше той любви, как если кто душу свою положит за други своя» (Ин. 15:13), и благословил всех православных на защиту священных рубежей Родины.

Вот представим: митрополит Сергий и тогдашнее духовенство — они ведь не просто помнили репрессии, многие только освободились из лагерей и тюрем. Казалось бы, чего уж печалиться о власти? Может быть, другая власть придет, и жизнь наладится? Но не было в то время «ждунов», тех, кто ждал смены власти, — несмотря на то, что жизнь была очень непростой, особенно для людей верующих, православных. Патриотизм не был каким-то вымученным, не был искусственным — это было естественное проявление чувств, в том числе православных людей. И пастырское слово вдохновило немногочисленные уцелевшие церковные общины и приходы, которые, сами терпя лишения, направляли пожертвования на танковые колонны, на самолеты и снаряды. Храмы наполнились женщинами, которые молились за своих сыновей и мужей, отцов и братьев, вставших на защиту страны.

Память о Великой Отечественной войне и одержанной победе над нацизмом преобразили нашу культуру и словесность. «Лейтенантская проза» стала выдающимся явлением не только отечественной, но и, безусловно, мировой литературы. В ней нашли отражение вера, благородство, чистота русской души и высокие нравственные идеалы и устремления русского человека, которые он сохранил вопреки всем жестоким испытаниям.

Важно, чтобы это глубокое и подлинно христианское восприятие подвига находило отражение и в современной литературе. Радуюсь тому, что сегодня продолжают выходить хорошие книги, в том числе художественные произведения, посвященные Великой Отечественной войне. События последних непростых лет породили и новых героев эпохи, которые мужественно отстаивают ценности русской культуры, продолжая самоотверженную борьбу с теми, кто встал на путь ее уничтожения. Это писатели и поэты, которые прошли огненные испытания в сражениях, и те, кто считает своим долгом служить Отечеству правдивым словом и художественными образами, создавая замечательные литературные произведения.

Церковь, как и в прежние времена, пребывает со своим народом и воинством, совершая служение, сохраняя в мире надежду, помогая переносить утраты, укрепляя самое главное — веру в победу жизни над смертью и добра над злом. В первую очередь я, конечно, имею в виду нынешнюю ситуацию — служение нашей Церкви в местах проведения специальной военной операции.

Обращаясь к отечественным литераторам, хотел бы особо подчеркнуть: важно, чтобы формы и сюжеты не закрывали собой подлинные источники нравственной силы, которыми является, конечно, христианские идеи и ценности. Важно, чтобы в произведениях не было места нецензурной брани. Некоторые считают, что приправить таким словцом свое повествование, свой текст вовсе не плохо. Это глубочайшая ошибка! Да, воинская служба — дело нелегкое. Испытания суровые, порой выше человеческих сил. Поэтому пусть слова молитвы помогают переносить с честью эти испытания, и никакое грязное слово не оскверняет ратного подвига, тем более под стягом Спаса Нерукотворного.

Я хотел бы сердечно пожелать крепости сил, душевного мира, неоскудевающей помощи Божией всем, кто, имея творческое вдохновение и таланты, может сегодня положительно влиять на воспитание и воинства нашего, и народа, особенно молодежи. Божие благословение пусть пребывает над всеми нами! Благодарю за внимание.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

https://www.patriarchia.ru/db/text/6215578.html