Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?
rss

Автор Тема: Слова Патриарха Кирилла  (Прочитано 833873 раз)

0 Пользователей и 3 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3156
  • Репутация: +594/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь в праздник Вознесения Господня после Литургии в московском храме «Большое Вознесение»

29 мая 2025 г. 16:09

29 мая 2025 года, в праздник Вознесения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме Вознесения Господня («Большое Вознесение») в Сторожах, у Никитских Ворот г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогой отец Владимир! Дорогие отцы, братья и сестры!

Всех вас сердечно поздравляю с великим двунадесятым праздником, который мы отмечаем в этом московском храме, посвященном событию Вознесения. Сейчас мы услышали правильные слова о временах. Времена, конечно, меняются. Россия была православной страной, православной империей, которая не только обеспечивала мирную, спокойную и духовно насыщенную жизнь православных на своей территории, но также была покровительницей Православия практически во всем мире, особенно же на Востоке. Там, где имело место давление мусульманских правителей, Русская Церковь и особенно власти Российской империи были защитниками и покровителями православной веры.

Потом многое изменилось, мир, конечно, стал совсем другим, но и сегодня требуется защищать православную веру. Но не от тех гонений, какие были в древности или в нашей недавней истории, когда применялось насилие для того, чтобы ликвидировать Церковь, чтобы ограничить деятельность духовенства, чтобы изолировать народ, особенно молодежь, от всякого соприкосновения с Церковью. Эти времена ушли, и все эти способы борьбы с верой оказались несостоятельными, потому что даже в ту пору вера сохранялась.

Я хорошо помню те времена, потому что мой отец был священником, и многое происходило в нашей маленькой комнате, в которой жили пять человек. К нам приходили люди, исповедовались, кто-то изучал основы Православия — и все это в атеистической стране. Но по-настоящему страна никогда не была атеистической. Атеистическими были власти, те люди, которые пытались рулить нашей историей и которым в какой-то момент многое удалось. Но потом в одночасье, как в словах молитвы «внезапно Судия приидет, и коегождо деяния обнажатся», действительно обнажились все дела, и рухнул строй, который считал себя непобедимым, самым передовым, который требовал, чтобы его опыт распространялся на весь земной шар. Он ушел в небытие, а вместе с ним — и государственный атеизм.

Но нам уже не следует много говорить об этом недавнем прошлом. Нам надо говорить и думать о сегодняшнем, о настоящем. Кому больше дано, с того больше и спросится (см. Лк. 12:48). Сегодня мы имеем все необходимое для развития всех сторон церковной жизни, а потому никакой добродетелью настоятеля не является то, что у него в храме, помимо богослужения, молодежные кружки, различного рода организации, благотворительность. Это не сверхдолжные дела, а самые обычные, от которых мы были отучены, но которые являются неотъемлемой частью приходского служения.

Благодарю Господа за то, как сегодня эти приходские служения осуществляются в городе Москве. Посещаю новые районы, где возводятся и будут по милости Божией построены около четырехсот новых храмов. Само по себе это и Божие чудо, и великий знак того, что действительно особая миссия возложена на нашу Церковь и нашу страну. Ничего подобного не происходит нигде в мире — а в России происходит. И мы воспринимаем это, опять-таки, не как сверхдолжные дела, а как часть нашей приходской, епархиальной христианской жизни.

Дай Бог, чтобы так и дальше продолжалось. Чтобы голова не кружилась от успехов, чтобы наши успехи сопровождались смиренной самооценкой того, чего мы еще не сделали в своей приходской жизни, в своей, может быть, личной, семейной жизни. Потому что, покуда есть такая критическая самооценка, есть и пространство для развития. А если человек говорит: «Душа, ешь, пей, веселись» (см. Лк. 12:19)? Конечно, обычно говорят иначе: «Слава Богу, по милости Божией всё у нас в порядке — и на приходе, и в общении с людьми всё у нас хорошо». Вот если так говорим, то, конечно, есть опасность. С одной стороны, мы должны благодарить Господа за то, что имеем, но, с другой стороны, мы не должны разучиться ставить перед собой всё новые и новые задачи, направленные на укрепление веры, в первую очередь среди детей и молодежи, среди невоцерковленных семей, среди тех, кто стесняется, или боится, или просто не имеет привычки идти в храм Божий.

Другими словами, необходимо, чтобы наше миссионерское, апостольское служение, которое есть непременная составляющая служения Церкви Христовой, осуществлялось через труды каждого из нас. Вот если каждый хоть частичку апостольского служения примет на себя, приведет кого-то ко Христу, протянет руку помощи тому, кто нуждается, поможет людям, которые отчаялись, превратились в циников, отказывающихся от веры, от Родины и вообще от всего святого, — вот если каждый хотя бы маленькую частицу внесет в исправление этих недугов, то это и будет наш ответ на ту благость, которую Господь простер сегодня над нашей Церковью, над нашими приходами, над нашими монастырями.

Поэтому молитва моя за Отечество наше. Чтобы Господь не оставлял нашу Родину, чтобы всегда во главе страны нашей были люди православные, поскольку страна православная. Чтобы всегда сохранялись те духовные ценности, без которых Россия потеряет свою идентичность, свою самобытность. Чтобы каждое последующее поколение русских людей, граждан России и даже не граждан, живущих в нашей стране, воспринимало свою ответственность перед Богом, перед Церковью и перед историей за продолжение духовной жизни и духовной традиции нашего народа.

Еще раз всех вас, мои дорогие, поздравляю с этим замечательным престольным праздником — отца настоятеля, духовенство храма сего, приходской актив и всех прихожан. Помогай всем вам Господь трудиться во славу Божию и во спасение собственной души. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

https://www.patriarchia.ru/db/text/6216279.html


Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3156
  • Репутация: +594/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь после вечернего богослужения в Свято-Духовом соборе Минска

4 июня 2025 г. 21:38

Вечером 4 июня 2025 года, в канун дня памяти преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой (1173), Святейший Патриарх Московский и вся Руси Кирилл совершил утреню всенощного бдения в Свято-Духовом кафедральном соборе г. Минска. По окончании богослужения Святейший Владыка обратился к пастве с Первосвятительским словом.

Ваше Высокопреосвященство, дорогой владыка! Дорогие владыки, отцы, братья и сестры!

Всякий раз, когда я приезжаю в Беларусь, а это происходит на протяжении уже не одного десятилетия, я испытываю особое чувство. Это западное порубежье Святой Руси, но насколько же оно исполнено силы и веры людей, которые здесь проживают! А если вспомнить историю, то ведь не всегда это порубежье было мирным и спокойным — иногда люди жизнь свою полагали за то, чтобы сохранилась вера православная, чтобы ее можно было передавать из поколения в поколение.

По милости Божией мы живем в другие времена. От нас не требуется никаких жертв, чтобы исповедовать свою веру и передавать ее детям и внукам, но и потерять веру сейчас очень просто.

Люди старшего поколения помнят, что политика нашей страны, Советского Союза, была направлена на искоренение веры и большие средства были вложены в эту программу. Однако ничего не получилось! Ну, а сегодня никто не борется с православной верой, никто не запрещает детям ходить в храм, но так уж ли все благополучно? Стало ли обращение к Православию таким же массовым, как во времена Крещения Святой Руси? Вроде никто не притесняет, никто не мешает, никто не оскорбляет, но в том, что касается укрепления веры, далеко не все так благополучно, как мы бы хотели.

Почему же так происходит? А потому что человеку свойственно привыкать к хорошему. У нас есть все возможности ходить в храм, молиться, воспитывать детей, молодежь. Конечно, очень многое делается — так много, как на протяжении десятилетий мы и помыслить не могли. Тем не менее, привыкание к хорошему очень опасно.

Достаточно привести такой пример. Люди бывают ограничены в жилье, в материальных возможностях, нередко завидуют соседям, но когда получают, даже больше желаемого, быстро к этому привыкают. Вожделенное становится обычным, и нередко привыкание к хорошему оказывает очень опасное воздействие на сознание, на волю людей, на их жизненную философию, на их образ мыслей и жизни.

Мы с вами живем в такие благоприятные времена, каковых не было в нашей большой стране на протяжении долгих десятилетий. О таком можно было только мечтать, а теперь все это наступило. Однако не дай нам Бог почивать на лаврах, не дай нам Бог повторить слова неразумного человека: «Душа, ешь, пей, веселись, у тебя всё есть» (см. Лк. 12:19).

Всё есть, в том числе и в духовной жизни — никаких ограничений. Могу пойти в храм, а могу и не пойти; могу помолиться, а могу и не помолиться. Вот это привыкание к хорошему опасно в том смысле, что оно ослабляет нашу ревность о Господе, ослабляет силу нашей веры.

Как и многие здесь присутствующие, я принадлежу к поколению, которое хорошо помнит, как непросто было быть православным человеком — настолько, что порой требовался подвиг исповедничества. Поэтому я и хочу напомнить: привыкание к хорошему, особенно к условиям, в которых протекает наша религиозная жизнь, ни в коем случае не должно порождать хладность, безразличие, ослабление веры. Божественная службы в наших храмах не должна восприниматься как нечто обыденное, о чем люди уже и не радуются, а считают, что именно так и должно быть.

Это вовсе не значит, что мы должны воздыхать о временах гонений, Боже упаси, но мы должны благодарить Господа за каждый прожитый день. Мы должны благодарить за мир в нашем большом Отечестве, мы должны благодарить за материальные возможности, которые мало-помалу возрастают, так что такое понятие, как бедность, уходит, а в некоторых местах полностью ушло из жизни нашего народа. За многое мы должны благодарить Господа, но в первую очередь это благодарение должно сопровождаться сохранением нашей ревности о Господе, нашей веры, желания и готовности посещать Божии храмы, совершать добрые дела. Ни в коем случае время благоуспешное не должно привести к ослаблению нашей веры, нашего религиозного чувства.

Знаю, что в Белорусии замечательные условия для процветания церковной жизни. Хотел бы поблагодарить Вас, Ваше Высокопреосвященство, епископат, духовенство, всех вас, мои дорогие, за это хранение веры, за благочестие, за молитвы. Но давайте помнить, что все это, наполняющее нашу душу радостью, есть Божий дар, который дается нам по нашей вере и верности Господу. И, может быть, неслучайно после десятилетий гонений наступило такое удивительное, доброе, спокойное время — для того чтобы ходить в храм, молиться и чувствовать себя православным христианином.

Не должно быть у нас привыкания к хорошему. Всегда должна быть ревность о Господе. Всегда должно быть желание ходить в храм Божий. Всегда должна осознаваться необходимость совершения добрых дел. И если все так и будет, то и следующее за нами поколение вырастет православным, добрым, хранящим те великие традиции, которые сформировали великих Божиих угодников, украшающих, как звезды, небо нашей духовной жизни.

Еще и еще раз всех вас, мои дорогие, сердечно приветствую и поздравляю с этим днем. Призываю всех укрепляться вере, в благочестии, в совершении добрых дел, с тем чтобы ни в коем случае не останавливаться в духовном росте. Пусть ревность о Господе, ревность о совершении добрых дел побуждает каждого укрепляться в вере. И да поможет нам Господь, сохраняя веру православную, возрастать духовно, с тем чтобы и последующие поколения подхватили эту эстафету духовной жизни и пронесли ее в будущее.

Хотел бы еще раз поблагодарить Вас, Ваше Высокопреосвященство, епископат, духовенство и всех вас, мои дорогие, за хранение веры в нашем западном крае — близкой нашему сердцу Беларуси. Дай Бог, чтобы усилия, которые мы все сегодня прилагаем, обращались в реальные плоды, которыми да украшается небосклон нашей жизни духовной. И пусть эта красота жизни духовной оплодотворяет нашу земную жизнь добрыми делами, благочестием и сильной верой. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

https://www.patriarchia.ru/db/text/6217311.html


Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3156
  • Репутация: +594/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь в день празднования 900-летия основания Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря

5 июня 2025 г. 15:50

5 июня 2025 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил торжества по случаю 900-летия основания Спасо-Евфросиниевского монастыря в Полоцке. По окончании Литургии в обители Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.

Ваше Высокопреосвященство, дорогой владыка митрополит! Дорогие Преосвященные владыки, уважаемые представители государственной власти, уважаемая Наталия Владимировна! Дорогие отцы, братья и сестры!

Человеческая жизнь измеряется лишь десятилетиями, но иногда яркие личности оставляют глубокий след в истории. Однако каким бы ярким, сильным, великим ни был тот или иной исторический деятель, ничто не может дать такому человеку быть не просто почитаемым, не просто уважаемым, но более чем уважаемым и почитаемым. Другими словами, никому не дано быть святым, если этот человек не является по-настоящему угодником Божиим. Никакие позиции во власти, никакие государственные заслуги не дают человеку право и возможность называться святым.

И вообще, людям во власти непросто становиться святыми, ведь власть требует не только милосердия, но и строгости, а иногда и наказаний, вплоть до смертной казни. Поэтому святой во власти — это большая редкость, однако мы знаем, что на нашей земле многие-многие выдающиеся государственные деятели стали святыми угодниками.

Мы прославляем угодников Божиих, имена которых сохраняются в истории так, как не сохраняются имена никаких политических деятелей. В самом деле, мы знаем из истории, которую еще в школе изучали, имена римских, византийских императоров, но разве кто-нибудь действительно почитает тех людей? Может, есть уважение среди тех, кто изучает историю, но общего почитания нет и быть не может, потому что никакие государственные заслуги не дают человеку права называться святым.

Святость — это дар Божий, в каком-то смысле несовместимый с властью, ведь власть должна нередко принимать решения достаточно жесткие. Вот почему мы особенно вспоминаем тех святых, в земле нашей просиявших, которые сумели сочетать ответственность за свой народ, в том числе выражавшуюся в политических деяниях, с глубочайшей верой и благочестием. Тех, чье влияние не ограничилось земной жизнью святого человека, во власти сущего, но простирается и после смерти на последующие поколения.

Такой была и Евфросиния Полоцкая, угодница Божия. Мы ее почитаем как человека, многое сделавшего для своего народа, но в Церкви за государственные добродетели людей не прославляют — их прославляют за святость жизни.

Вот теперь давайте спросим: а как у нас с современниками нашими, которые во власти? Никого не хочу в чем-то обвинить, но сегодня власть и святость как бы несовместимы. Почему? Ведь мы живем на Святой Руси. Мы вскормлены великой духовной традицией нашего народа. Так почему не получается совместить власть со святостью? Не хочу отвечать на этот вопрос, хотя он у меня есть. Я бы просто попросил сегодня многих во власти сущих задать себе этот вопрос: а почему власть несовместима со святостью?

Вот если в какой-то момент исторического развития нашей большой страны (имею в виду Россию, Беларусь, Украину, всех наследников Святой Руси) произойдет этот синтез, не искусственно создаваемый, а естественно произрастающий из духовных потребностей народа и личностей, вошедших во власть, — тогда действительно страна наша, страны Святой Руси, будет непобедима. Потому что ничто так не возвышает авторитет руководителя, как доверие к нему, а доверие произрастает в первую очередь из того, кем является этот во власти сущий человек для своего народа.

Если безупречный авторитет руководителя, его нравственный облик — действительно пример для других, если пребывание во власти не омрачается корыстью, мздоимством, политическими интригами, стремлением получить как можно больше возможностей влиять на других, то такой человек способен совместить как бы несовместимое — власть и святость.

Святая Евфросиния Полоцкая, имя которой мы сохраняем в веках, явила пример такого поразительного синтеза. И сегодня мы здесь во множестве пребываем именно потому, что сохраняется в веках ее имя. И дай Бог, чтобы для сущих во власти в наших странах — России, Белоруссии, Украине — всех странах, которые вышли из Киевской купели Крещения, такой идеал власти сохранялся и укреплялся. И тогда наши страны явили бы пример не только высокой культуры, хранящейся в недрах национальной жизни, не только научных и технических достижений, но и пример того, как может самая великая человеческая добродетель, которая именуется святостью, сочетаться с мудрым правлением.

Поэтому мы особо прославляем святую угодницу, которая действительно так много сделала для этой земли, — преподобную Евфросинию Полоцкую. Мы прославляем ее как пример, который должен оставаться неугасимым для каждого последующего поколения людей. Ее молитвами да хранит Господь в единстве страны Святой Руси, да хранит Господь землю Белорусскую, власти и воинство этой страны, братской для россиян, самой близкой, которая демонстрирует сегодня близость не только кровным родством, но и единомыслием по очень важным вопросам, имеющим судьбоносное значение для стран исторической Руси. Пусть Господь хранит всех нас в мире, любви, единомыслии, и да укрепляется церковная, государственная, народная жизнь на Белорусской земле. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

https://www.patriarchia.ru/db/text/6217446.html


Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3156
  • Репутация: +594/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь после Литургии в кафедральном соборе Христа Спасителя в Калининграде

15 июня 2025 г. 16:50

15 июня 2025 года, в Неделю 1-ю по Пятидесятнице, Всех святых, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборе Христа Спасителя в Калининграде. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Глубокоуважаемый господин губернатор! Дорогие владыки, отцы, братья и сестры!

Почти всякий раз, когда я служу в этом храме и обращаюсь к вам, я говорю, что испытываю особые чувства. А иначе и быть не может. Духовенство старшего поколения, особенно те, кто приехал сюда вместе со мной и принял ответственность за организацию приходской жизни на Калининградской земле, помнит, что представляла собой в религиозном смысле область. Ничто. Пустыня. Верующие люди — их было совсем немного — нигде не могли помолиться, вот и ездили в Кибартай, пересекая Неман, чтобы там, в Литве, в небольшом храме помолиться Господу, причаститься Святых Христовых Таин.

Сам этот факт отсутствия храма в таком важном для России, для тогдашнего Советского Союза городе свидетельствовал, конечно, о каком-то глубочайшем заблуждении людей, о какой-то духовной болезни. Церковь на протяжении тысячи лет объединяла людей, и примеров тому множеству: Александр Невский, преподобный Сергей Радонежский... Таким патриотизмом было проникнуто общественное служение Русской Православной Церкви, которая никогда не была на стороне врагов, но всегда — вместе с защитниками Родины. А в этом месте, которое действительно было и сейчас остается пограничным, не было ни одного храма. И ни у кого не было желания храм воздвигнуть — кроме тех простых верующих людей, которые чувствовали острую необходимость в том, чтобы в их городе был храм Божий.

Не буду еще раз повторять, потому что когда-то об этом уже говорил, как все это создавалось. Как постепенно из одного прихода в честь святителя Николая на Тенистой аллее стала создаваться Калининградская епархия. Сперва в составе Смоленской епархии, поскольку я был митрополитом Смоленским, ну, а теперь это самостоятельная епархия на западном порубежье нашей страны.

И как же радостно мне всех вас видеть — вот это множество людей! Как радостно мне видеть нашу молодежь, наших детей! Потому что сквозь вас я как бы прозреваю то сложное и в каком-то смысле определяющее время для духовной жизни нашего народа, в том числе и для Калининградской области.

Сегодня Калининградская епархия — это процветающая епархия, в которой осуществляются все епархиальные и приходские служения, где, помимо богослужений, реализуются образовательные и культурные программы и многое другое, о чем вы хорошо знаете. Кажется, будто так всегда и было, — а на самом деле нет. Всего этого не было, как не было ни одного знака присутствия Церкви на Калининградской земле. Есть такие слова «процвела есть пустыня, языческая неплодящая церковь». Вот так же и наша национальная языческая неплодящая церковь, лишенная Бога и возможности возносить молитвы Господу, процвела, и особенно ярко этот расцвет чувствуется здесь, на западном порубежье нашей страны. Потому что здесь был по-настоящему ноль и даже минус, в отличие от тех областей, которые в самой России все-таки сохраняли какое-то присутствие Православия.

Поэтому моя благодарность всем — владыкам, отцам, вам, мои дорогие, верующему народу, в Калининградской земле пребывающему, властям — за то, что сегодня очень активно развиваются все стороны епархиальной и приходской жизни. Сегодня мы как Церковь несем ответственность не только за тех людей, которые в храм приходят, но за тех людей, которые крещены — а таких большинство — но которые еще не всякое воскресенье приходят в храм. Более того, мы несем ответственность за духовную жизнь, а значит, благополучие всего нашего православного народа, который традиционно, через своих предков принадлежит Русской Православной Церкви.

Еще и еще раз, обращая свой взор в прошлое, я как участвовавший в возрождении Православия на Калининградской земле ничего не могу сказать, как только вознести Господу благодарность словами святого Иоанна Златоустого: «Слава Тебе, Боже, за все — и за радости, и за скорби!» Потому что и через скорби надо было здесь пройти, через разочарование от общения с какими-то людьми, через трудности, связанные с материальным обеспечением строительства храмов, через недостаток духовенства, через все то, что приходилось проходить так, как ни в одной другой епархии нашей Церкви. Но через все это мы вместе с вами прошли.

И сегодня рад видеть и детей, и молодежь, и наполненный храм. Знаю, что во всех храмах Калининградской епархии совершаются богослужения, активно развиваются все стороны приходской жизни. Все это, конечно, свидетельство присутствия Самого Господа в нашей жизни. Немощь человеческая покрывается Божественной благодатью. Слабость человеческая укрепляется и исцеляется силой Божией. И как об этом не сказать, как это не прочувствовать на примере возрождения Православия в этом самом западном крае России!

Будем просить Господа, чтобы Он никогда не оставлял нас. Будем просить святых угодников, чтобы они предстательством своим испрашивали у Спасителя, у Бога славы милость и благословение над Калининградской землей. Как я уже сказал, эта земля действительно процвела, но есть один фактор, который не от нас зависит. Так уж сложилась расстановка политических сил, что Калининград — приграничный город. Так было и в прошлом, но сейчас в силу того, что «многие воссташа на нас», как мы молимся в одной из молитв, значение Калининграда и Калининградской области возрастает. И, конечно, не только в военном, стратегическом, но и в духовном смысле. Мы действительно становимся духовным порубежьем Святой Руси.

А это возлагает особую ответственность на светские власти, на церковную иерархию, на духовенство, да и на всех нас, верующих людей, на вас, мои дорогие. Храните веру православную, памятуя о том, что это важно не только для вас и для ваших детей — это важно для России, для которой Калининград является действительно форпостом не только политическим или военным, но форпостом духовным, где живет, развивается и укрепляется вера православная, которая на протяжении тысячелетий всегда объединяла наш народ и делала его духовно несокрушимым и сильным. Такая миссия, достаточно неожиданно в контексте геополитических перемен, была возложена Господом и в нынешнее время на всех нас, живущих, трудящихся и Богу служащих здесь, на Калининградской земле.

От всего сердца желаю помощи Божией епископату, духовенству, всем вам, мои дорогие. Крепите веру православную, любите свою Родину, будьте способны ее защищать. Я не имею в виду вооруженную защиту — слава Богу, есть кому защищать, и состояние Вооруженных сил сегодня дает уверенность в том, что силой Россию не возьмешь. Но самое опасное, что происходило в нашей истории, — это когда при внутренней неспособности отстаивать свои ценности, свою веру, свою самобытность Россия подвергалась нападениям извне, которые влекли за собой тяжелейшие последствия для духовной, культурной жизни русских людей.

Еще и еще раз хочу сказать: сила народа — это сила духовная и сила материальная. Духовная сила — это то, что в уме, в сердце. Это то, что формирует национальное самосознание. Это то, что формирует любовь к Отечеству. Это то, что формирует готовность, в случае необходимости, защищать свою страну. И дай Бог, чтобы мысли, которыми я сегодня поделился с вами, сохранились в вашей памяти. А ведь от тех, кто здесь, и тех, кто за пределами храма, — от православных жителей Калининграда и Калининградской области — во многом зависит будущее этого края.

Да поможет нам Господь хранить любовь к своему Отечеству и верность своей стране! Сегодня мое слово обращается к Священноначалию и духовенству, которое несет особую ответственность пред Богом и за спасение человеческих душ, и за спасение Отечества, которое чаще всего подвергалось наибольшим опасностям не из-за того, что внешний враг был силен, а потому что мы обнаруживали некую слабину и разделялись сами в себе.

Помогай всем нам Бог хранить верность Господу, любовь к Отечеству, способность защищать его на разных направлениях и фронтах и, самое главное, — оставаться способными передать следующим поколениям все то, что определяет духовное содержание жизни нашего народа. А это и вера православная, и любовь к Отечеству. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

https://www.patriarchia.ru/db/text/6219240.html


Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3156
  • Репутация: +594/-0
  • Пол: Женский
Святейший Патриарх Кирилл: «Человек не должен оставаться безразличным к бедности других»

17 июня 2025 г. 11:00

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл дал интервью изданию «Коммерсант», приуроченное к проведению 18-21 июня 2025 года Петербургского международного экономического форума «Общие ценности — основа роста в многополярном мире».



— Возьмем близкую для вас сферу медиа. Есть тактическая эффективность. Например, развлекательные программы обеспечивают высокий рейтинг телевизионному каналу. Каналы конкурируют между собой, увеличивая градус развлекательности. Якобы такой выбор вектора развития СМИ диктует необходимость продажи рекламы. Многие СМИ используют в качестве инструмента интерес зрителей к экстрасенсорике. Результат — кратное увеличение рынка эзотерических услуг. То есть варваризация, отупение части зрителей.

Выиграли ли СМИ от этих сиюминутных рейтингов? В конечном счете нет, ведь они за несколько десятилетий потеряли часть своей аудитории — думающих людей, которые не хотят смотреть ведьм. Они ушли в другие сегменты медиа, прежде всего в социальные сети. И сегодня эта потеря ценной, социально и политически активной аудитории уже, скорее всего, невосполнима. Поэтому цель перехватить аудиторию, играя на страхах, невежестве и инстинктах, себя не оправдывает.

Или, например, здоровье нации. После распада СССР водку можно было купить в любое время. Повсеместно стояли также игровые автоматы и казино. Слава Богу, наше общество доросло до того, чтобы понять, что такая «экономическая эффективность» нам не нужна. И между прочим, традиционные религиозные общины сообща возвышали свой голос против подобных явлений. В крупных городах, парках сейчас множество спортивных площадок, открываются спортивные секции. Приносят ли они такую прибыль, как водочные ларьки? Точно нет, но в конечном счете инвестиции в здоровый образ жизни себя окупят.

Несомненно, многое еще предстоит сделать. Мы переживаем строительный бум, строятся целые кварталы высотной застройки. Это приносит огромные прибыли девелоперам. Но есть один нюанс. Городское жилье, особенно в крупных городах, стоит неподъемно дорого. Массово продаются квартиры-студии, рассчитанные на одного-двух человек максимум. Из открытых источников можно узнать, что доля трехкомнатных квартир, то есть пригодных для семей с двумя-тремя детьми, составляет около 10% в новостройках и имеет тенденцию к сокращению. Сопоставьте это с низким коэффициентом рождаемости — и придете к выводу, что эффективность и рентабельность подобных строек не связываются с ростом населения. Позвольте высказать мнение, что для того, чтобы численность населения росла, необходимо горизонтальное развитие территорий, потому что крупные города были и остаются реципиентами населения, неспособными обеспечить его воспроизводство.

И такие примеры, подтверждающие важность и эффективность нравственно обоснованных инвестиций, можно продолжать практически по всем сегментам социально-экономической жизни.



— Одним из самых опасных факторов, тормозящих развитие экономики, является коррупция, которая может проявлять себя разными способами. В основе коррупции, как известно, лежит не законное, а чаще всего преступное использование материальных средств в целях личного обогащения. В Священном Писании мы находим многочисленные осуждения людей за неправедное обогащение, то есть, выражаясь простым языком, за воровство.

Развитие экономики немыслимо без труда. А книги Ветхого и Нового Завета содержат просто апологию труда. Собственно, в раю Бог поселяет человека, «чтобы возделывать и хранить его», то есть трудиться (Быт. 2:15). После изгнания из рая труд рассматривается как тяжелая, но заповеданная необходимость. Вся христианская цивилизация пропитана осуждением праздности, которая называется причиной множества грехов. Верующий человек призван к труду не только ради пропитания, но и ради исполнения заповеди Божией.

Развитая экономика — это та, которая оставляет как можно меньше пространства для бедности. Человек не должен оставаться безразличным к бедности других, это безальтернативно для христианина. Апостол Иоанн говорит: «Если же кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, — как пребывает в том любовь Божия?» (1 Ин. 3:17).



— Как может христианское сердце жить в благополучии и покое, когда вокруг страдание и боль? Деятельность первых христианских общин прежде всего была направлена на помощь самым социально незащищенным слоям древнего общества — вдовам, одиноким, тяжело больным. Но бедность является еще и фактором, тормозящим развитие общества во всех направлениях, включая культурное, техническое и экономическое. Борьба с бедностью и неравенством — это не только моральный выбор, но и важный фактор развития экономики.

Печально констатировать, что в стране с таким потенциалом, как Россия, все еще существуют малоимущие. Поэтому особенно важно, чтобы христианин, который имеет материальный избыток, понимал, что он призван помогать нуждающимся. Не надо думать, что помочь нуждающемуся — это значит только перевести какую-то сумму денег и забыть о проблеме. Если вы хозяин бизнеса, то следует контролировать ситуацию с материальным положением подчиненных, чтобы они имели возможность достойно содержать свои семьи. Чем больше таких небезразличных людей в сфере бизнеса будут мыслить и поступать подобным образом, тем больше шансов, что наша страна наконец победит бедность.

Хотел бы привести здесь слова Ивана Ильина, что «частная собственность есть не просто право, а нравственно обязывающее право. Собственность обязывает каждого к творческому использованию всех ее возможностей, к несению больших общественных тягот и государственных повинностей».



— Роль Церкви в данном случае заключается в том, что христианской проповедью она влияет на сердца и души. Становясь христианами, люди начинают видеть боль и проблемы своих ближних. Обретая веру, руководители вместе с ней наполняются христианской мудростью и более точным пониманием того, что есть благо для общества. Но также Церковь может и непосредственно возвысить свой голос в поддержку нуждающихся, что она и делает.



— Жить по заповедям. Об этом свидетельствуют и кризисы современной цивилизации, технологически развитой и укрепившей идею господства человеческого разума и одновременно отказывающейся от идеи спасения человеческой души, к чему как к единственной подлинной цели бытия призывает нас Слово Божие.

Есть индикаторы того, что интерес к религии усиливается, причем интерес не только ритуальный и культурный, но и содержательный: как стать лучше? Как научиться действительно любить людей? Как понять свое предназначение? Сегодня эти вопросы буквально витают в воздухе и волнуют не только людей среднего возраста, но и молодежь.



— Экономика не вещь в себе, она не самодостаточна. Она — производное от общества и развивается в его контексте. Что такое благополучие? Максимальный и постоянно растущий уровень потребления благ? Опыт многих стран показывает, что невозможно обеспечить всех благами по верхней планке. Просто не хватит ресурсов. Какой ответ мы часто слышим? Если ресурсы ограниченны, то нужно сократить количество их потребителей. Отсюда все эти теории перенаселения Земли и сокращения рождаемости. Это антихристианский подход, он, уверен, в случае реализации способен привести к вымиранию, в том числе тех, кто его исповедует.

На нынешнем этапе развития цивилизации экономикой должны управлять не роботы, а сильные, свободные, образованные и нравственные люди, ставящие перед собой высокие идеалы и способные их достигать. А экономика — средство достижения этих идеалов. Чем выше созидательный потенциал, тем дальше человечество может пойти по пути материального, духовного и культурного процветания.

Если в далеком будущем будет не хватать ресурсов, то наступит время освоения других планет. Когда в христианской Европе стало мало ресурсов, наступила эпоха Великих географических открытий. Люди прошлого открывали новые континенты, а не думали, как рожать поменьше детей.

Нравственность и духовные ценности — это те ориентиры, которые помогут человечеству справиться с кризисами, в том числе экономическими. Ведь сама экономика не объясняет необходимости жить и создавать семьи. Эти потребности, создающие основу жизни, в настоящее время, в отличие от далекого прошлого, находятся вне чисто экономической логики.

Беседовал Павел Коробов

«Коммерсант»/https://www.patriarchia.ru/db/text/6219560.html