Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?
rss

Автор Тема: Слова Патриарха Кирилла  (Прочитано 711182 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3141
  • Репутация: +583/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь в Неделю 2-ю по Пятидесятнице после Литургии в храме священномученика Власия в Старой Конюшенной Слободе г. Москвы

22 июня 2025 г. 18:01

22 июня 2025 года, в Неделю 2-ю по Пятидесятнице, праздник Всех святых, в земле Русской просиявших, День памяти и скорби — 84-ю годовщину начала Великой Отечественной войны, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме священномученика Власия, епископа Севастийского, в Старой Конюшенной Слободе г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Благодарю Вас, Ваше Высокопреосвященство, и за добрые слова, и за образ угодника Божия, пред лицом которого молились, молятся и будут молиться многие русские люди.

А сейчас я хотел бы сказать несколько слов о начале Великой Отечественной войны. Страшное событие. Тогда военный потенциал нашей страны был несопоставим с тем, что представляла собой Германия, завоевавшая всю Европу и опиравшаяся не только на свой военно-промышленный комплекс, не только на свою армию, но и на военную силу практически всей Европы. Это была огромная мощь, намного превосходившая наши возможности и в обороне, и в экономике, а кроме того, враг рассчитывал на недостаточный уровень народной солидарности. Ведь что греха таить — нападению Германии предшествовали годы репрессий, и как много ни в чем не повинных людей были сосланы, погибли в тюрьмах и лагерях! Конечно, все это надрывало душу народную, и враг, несомненно, рассчитывал на то, что народ не сможет объединиться и дать отпор агрессору, — уж слишком много ошибок и даже преступлений совершил правивший в нашей стране режим.

Но вот что удивительно: враг ошибся! Да, в первые годы войны мы действительно уступали во многом — вооружении, численности и уровне подготовки бойцов, стратегическом планировании. И не могли не уступать, потому что враг прошел через всю Европу, присвоил ее экономический и военный потенциал, обрел огромный опыт ведения современной войны, а затем пересек рубежи нашего Отечества с полной уверенностью в скорой победе. Но ничего не получилось!

Возникает вопрос: может быть, в святцы не посмотрел тот, кто отдал приказ наступать на Россию? Ведь то воскресенье было неделей Всех святых, в земле Русской просиявших. Однако, даже если бы враг это знал, вряд ли принял бы во внимание. А вот народ наш воспринял это как некий Божий знак.

Конечно, приходилось отступать, как это ни было горько, ведь не только земли и промышленные предприятия, но и народ оказывался под властью оккупантов. И можно себе представить, с какой скорбью, с какими слезами люди покидали свою малую родину и бежали от наступавшего врага! А он захватывал город за городом, наши солдаты попадали в плен, и, страшно сказать, неприятель оказался в нескольких километрах от Москвы, вышел на Волгу и стоял у Сталинграда — страна действительно была на волосок от гибели.

О тех событиях нужно вспоминать сегодня, хотя, казалось бы, все это не имеет отношения к церковной жизни. Но ведь Патриарший местоблюститель митрополит Сергий, конечно, не зная, как закончится война, в первый же день обратился с посланием ко всей пастве, призывая встать на защиту священных рубежей нашей Родины. А к кому он обращался? Он обращался к епископату, бóльшая часть которого еще находилась в тюрьмах и лагерях. Он обращался к настоятелям храмов, которые были в основном закрыты или разрушены. Он обращался ко всем людям. И правильно сделал, что обратился, ссылаясь на великий подвиг наших святых, защищавших Родину. А затем, как бы вторя Патриаршему местоблюстителю, и Верховный главнокомандующий Иосиф Виссарионович Сталин обратился к народу со странными словами: «Дорогие братья и сестры!»

А где же слово «товарищи»? Не было «товарищей», а были, действительно, «братья и сестры». Потому что слово «товарищ» разделяло людей на партийных и беспартийных, на хорошо относящихся к властям и тех, кто к властям относился иначе, — а слова «братья и сестры» объединяли всех.

Так начинались первые дни страшной войны — словно каток прокатился по европейской части России. Дошли до Питера, тогдашнего Ленинграда, до Москвы и вышли к берегам Волги — и что? Победили-то мы! Но можно ли эту победу относить только за счет способностей полководцев, которые, несомненно, внесли огромный вклад в победу? Или только за счет мужества народа, хотя мужество сыграло огромную роль в победе? Нет, потому что наша победа над многократно превосходящим нас противником была Божиим чудом. Именно так это воспринимал верующий народ, да и многие полководцы, которые стали православными, многие воины, которые приняли крещение и шли в атаку, осеняя себя крестным знамением. Другими словами, эта скорбь, эта боль, эта национальная трагедия стала поворотным моментом и в истории нашей Церкви, и в духовной истории нашего народа.

Правда, позднее безумный, ставший практически карикатурным вождь заявлял, что к 1980 году будет построен коммунизм, а по телевизору покажут «последнего попа». Я нередко вспоминаю эту личность — действительно карикатурную, ничтожную, — чьи замыслы вскоре разрушились. И если всмотреться в нашу историю, то мы увидим, что милость Божия, Покров Пречистой Царицы Небесной пребывают над нашей землей, над нашей страной и, конечно, над нашей Церковью. Вспоминая и страшные послереволюционные годы, когда уничтожалось все, что связано с верой православной, и годы Великой Отечественной войны, и тяжелейшие годы правления безумного правителя, повелевшего покончить к 1980 году с Церковью, мы не можем не прославить Господа и не можем не увидеть руку Его Промысла над нашей страной, над нашим народом. И, может быть, сказать сомневающимся: «А что вам еще нужно в доказательство того, что Господь с нами?» Не потому, что мы такие благочестивые, мудрые, просвещенные, но потому что за нами — великий сонм святых людей, в земле нашей просиявших, великий сонм мучеников, исповедников, которые кровью своею запечатлели верность Господу и Церкви. А разве эта жертва могла пройти мимо очей Божиих? Вот в ответ на все это — и победы, и чудесная перемена всего строя жизни нашего народа и нашей страны.

Говорю об этом, чтобы никто не забывал прошлое, чтобы у каждого из нас хватало сил благодарить Господа за настоящее, чтобы в трудные моменты нашей жизни мы могли, взирая на исторический опыт, сказать: «Слава тебе, Господи, за все!» И благодарить Бога не только за настоящее, но и за весь тяжелейший исторический путь, которым прошли наша страна и наша Церковь. А мы, люди XXI века, живущие в благополучное время, посещающие храмы, должны молиться — и за себя, и за предшествующие поколения, и за весь наш благочестивый народ, который, несмотря ни на что, остался православным. И Церковь наша, мученица и исповедница, сохранилась и продолжает осуществлять свою спасительную миссию в нашем народе.

Пусть Господь хранит Церковь нашу, народ наш, страну нашу, православного Президента нашего Владимира Владимировича Путина и всех, кто сегодня трудится во благо Церкви и Отечества. Всех же вас, мои дорогие, сердечно поздравляю с сегодняшним днем. Храни вас всех Господь!

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

https://www.patriarchia.ru/db/text/6220724.html


Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3141
  • Репутация: +583/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь в Неделю 4-ю по Пятидесятнице после Литургии в Храме Христа Спасителя

6 июля 2025 г. 17:45

6 июля 2025 года, в Неделю 4-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие владыки, отцы, братья и сестры!

Всех вас приветствую и поздравляю с этим замечательным праздничным днем.

Всякий раз, когда мы собираемся, особенно в этом кафедральном храме, когда возносим молитвы ко Господу, мы явственно чувствуем благодать, которую Господь изливает на Свою Святую Соборную и Апостольскую Церковь. Мы называем Церковь Соборной, а ведь собор — это по-русски «собрание». То есть Церковь становится Церковью, проявляет себя как Церковь, живет как Церковь, когда сохраняет это святое собрание, объединяющее людей вокруг Чаши Христовой, вокруг Святой Евхаристии.

Без Евхаристии, без причащения Тела и Крови Христовой Церковь как бы не существует. Она существует исторически, она существует культурно, она существует социально и даже политически, но как место благодати Божией, как особое место восприятия людьми Божественной благодати Церковь существует, совершая Святую Евхаристию всякий раз, когда верные собираются в храме.

У людей, считающих себя православными, но пренебрегающих посещением храма, чаще всего находятся разного рода объяснения, почему так происходит. Называются всевозможные сложности — бытовые, служебные, «был занят», «не смог», «приболел» и так далее. Но не в этом причина, а в том, что у многих отсутствует понимание того, чтó в жизни самое главное — то, от чего зависит не только наше земное благополучие, но и наша вечная жизнь. А бывает и так, что православный человек не посещает храм, не причащается Святых Христовых Таин, а в конце жизни, в страхе перед смертью, вдруг зовет священника. А зачем зовешь? Ведь в течение всей жизни не звал! И Господь нас будет судить в первую очередь за то, как мы верим в Него и как исповедуем свою веру. А исповедание веры связано в первую очередь с образом нашей жизни.

В истории Церкви исповедание было почти синонимом страдания за веру. Сегодня никакие страдания от нас не требуются, но исповедания нашей веры Господь от нас требует, и это исповедание выражается прежде всего в молитве. Мы не должны забывать молиться каждый день, утром и вечером. Не плюхаться в кровать со словами «ох, как я устал», а потом подумать: «Помолиться надо. Ну ладно, завтра помолюсь». Вот этого не должно быть! Мы должны сопровождать всю свою жизнь и утренней, и вечерней молитвой.

Еще и еще раз нужно сказать: вера без дел мертва (Иак. 2:20). Исповедание веры, как я уже сказал, сегодня не создает рисков для жизни, здоровья, карьеры или благополучия. Никто во власти не сделает плохого человеку, если узнает, что тот человек верующий, православный, посещает храм Божий. Исповедание веры в нашей стране отныне не связано с подвигом, но, тем не менее, оно связано с самоограничением.

Когда кажется, что нет сил идти в храм, — надо идти. Когда кажется, что нет сил ближнему помочь, — надо помочь. А когда понимаешь, что дети почти выросли, но не очень-то в храм ходят? Нельзя говорить себе: «Ну что сейчас поделать, вот такая жизнь…» Надо воспитывать ребенка, ведь за него предстоит отвечать пред Судом Божиим: ходил ли он в храм, стал христианином или безбожником.

Другими словами, исповедание веры никуда не ушло и никогда не уйдет. Оно преломляется в наших поступках в различных внешних обстоятельствах. Вот почему мы всегда должны помнить, что это не просто обязанность, но условие нашего спасения — исповедание веры в Господа и Спасителя нашего, сохранение этой веры, передача ее последующим поколениям, детям и внукам, содействие тому, чтобы и молодежь наша, да и в целом общество сохраняло веру православную, потому что в этой вере спасение — и личное, и общественное, и, если хотите, государственное. Ведь всегда Отечество наше спасалось верой, а, стало быть, проистекающим из веры патриотизмом и готовностью душу свою положить за други своя (см. Ин. 15:13).

Пусть Господь всех нас укрепляет в это непростое время, хотя, повторю, простых времен не бывает. Укрепляет в первую очередь в вере, в преданности Церкви, в любви к Отечеству. Сегодня эта любовь к Отечеству очень часто требует мужества и совершения подвигов. Мы знаем, что настало тяжелое время, когда любовь к Отечеству связывается с исполнением долга, что нередко влечет за собой смерть. Поэтому мы должны помнить о тех, кто сегодня рискует своей жизнью и здоровьем. Помнить о воинах наших и молиться о скорейшем прекращении междоусобной брани на земле Русской, о спасении наших родных и близких, всех тех, кто сегодня на огненных рубежах защищает нашу страну.

И да поможет нам Господь сохранять веру в наших сердцах, совершать добрые дела, укрепляя не только наше личное благочестие, от которого зависит наше личное спасение, но и содействуя утверждению веры и благочестия во всем нашем народе. Пусть Господь помогает каждому из нас — архипастырям, пастырям, приходским активистам, да и всему православному народу — именно так, а не иначе исповедовать свою веру в Господа и Спасителя. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

https://www.patriarchia.ru/db/text/6223222.html


Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3141
  • Репутация: +583/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь в день памяти преподобных Сергия и Германа Валаамских после Литургии в Валаамском монастыре

11 июля 2025 г. 15:30

11 июля 2025 года, в день памяти преподобных Сергия и Германа Валаамских, чудотворцев, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Спасо-Преображенском Валаамском ставропигиальном мужском монастыре. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Владыка игумен! Дорогие отцы, братья и сестры!

Всех вас сердечно приветствую и поздравляю с сегодняшним днем.

Я уже неоднократно имел возможность рассказать о своих особых стародавних — по возрасту имею право так говорить — связях с этим святым местом. Уже рассказывал, что моя первая встреча с сей святой обителью была тогда, когда здесь находилось некое специальное учреждение, которое со стороны выглядело как колония для заключенных, но на самом деле здесь жили инвалиды Великой Отечественной войны. Те, кого тогдашняя власть не желала показывать людям, потому что вид их был страшен. У некоторых не было ни рук, ни ног. Вот и жили они здесь в изоляции, формально считаясь свободными, но не имея возможности выехать за пределы Валаама; и психика этих людей была, конечно, помрачена кошмарами, через которые они прошли.

И возникает вопрос: а что это было вообще и почему в истории Валаама, прославившегося на всю Россию своими богослужениями, красотой храмов, обилием братии и многими другими замечательными сторонами монашеской жизни, вдруг возникло такое особое поношение, и лик этого святого места был так изуродован? Вот тогда и меня посетили эти мысли.

Должен сказать, что первая встреча с этим храмом произошла в очень неблагоприятном контексте. Я подошел к дверям храма — они были закрыты, причем был еще дополнительно засов с висячим замком. Понятно, что войти было невозможно, а рядом на скамеечке сидел какой-то инвалид, видимо, не очень доброжелательно относившийся к Церкви. Он грубо меня окликнул со словами: «А ты поп, что ли?» Я отвечаю: «Вроде как так». — «А что ты тут делаешь?» — «Ну это же монастырь, святое место». — «Да какое это святое место?!» И стал выговаривать все, что у него было на душе и что выразилось в какой-то немотивированной злобе. Конечно, у меня и в мыслях не было осуждать этого человека — достаточно было представить себя на его месте, чтобы понять, какое отчаяние могло быть в его сердце.

Конечно, тогда никто и помыслить не мог о возрождении этой святой обители. Никто, кроме моего духовного отца владыки Никодима, тогдашнего митрополита Ленинградского и Ладожского. Мы приезжали вместе с владыкой — и об этом я уже рассказывал, но не могу не повторить — на святую землю Валаамскую. Именно он тайно совершил в храме на кладбище первую Божественную литургию, с причащением Святых Христовых Таин. Престола не было, и я был одним из двух иподиаконов, которые держали дощечку, на которой совершалась Божественная Евхаристия. И вот что удивительно: погода была ужасная, дождь, ветер, но, когда мы стали совершать Литургию, через окно прорвался луч света. Солнечный луч, и мы восприняли это как знак Божий.

Так ведь и произошло. Божественная сила, Божественная благодать никогда не покидала этого места, несмотря на опустошение, ставшее результатом злой человеческой воли и ненависти по отношению к Церкви и ее святыням. И сегодня Валаам — это реально святое место, куда приходит множество паломников. Очень рад видеть всех вас, мои дорогие. Рад молиться в этом восстановленном величественном храме. Рад видеть и большое количество монашествующих. Несомненно, Валаам вернул свое значение для всей Русской Православной Церкви и свой духовно блистающий облик. Только дай Господь, чтобы слава Валаама, возрожденного Валаама, никогда и ничем более не омрачалась. И чтобы иночествующие, которых Господь привел в эту святую обитель, памятуя о ее тяжелом прошлом, старались строить свою жизнь, особенно окормление паломников, так, чтобы это место наполнялось мудрой пастырской деятельностью, способной помогать людям, которые обращаются за помощью к Церкви, часто в весьма сложных жизненных обстоятельствах.

Это пастырское служение, направленное на духовную поддержку паломников, никогда не должно быть на пятом или на десятом месте у тех, кто связал свою жизнь с этой обителью. Это самое главное, что вы должны делать, после совершения Святой Евхаристии. Самое важное и ответственное — так относиться к паломникам, чтобы они не только умилялись замечательными стенами сего храма, не только умилялись, читая о прошлом Валаамской обители, но и духовно радовались, соприкасаясь с мудрыми, скромными, смиренными, духовно сильными людьми.

Дай Бог, чтобы так было, ведь именно в этом заключается духовная сила святых обителей, которая реализуется через духовный опыт монашествующих, их способность и возможность нести слово паломникам, утешать и укреплять в вере, но при этом не быть чрезмерно строгими. Некоторые считают, что строгость необходима в ответ на искреннее покаяние человека, исповедующего свои грехи. Но чрезмерная строгость, резкие суждения — это неправильное пастырское деяние. Сердце человеческое никогда не излечишь злыми словами. Поэтому, обращаясь к братии, прошу вас, дорогие мои братья, быть всегда милостивыми, любвеобильными, насколько это возможно, и, конечно, в полной мере осуществлять со всей ответственностью пред Господом свое пастырское служение — в первую очередь в общении с теми, кто посещает Валаам.

Много еще можно говорить о значении, которое имеет эта обитель для нашей страны, для всего нашего народа. Но вот что самое важное, что мне хотелось бы сегодня сказать. Чем выше поднимается человек в своей духовной жизни, тем больше его ответственность. Одна ответственность у прихожанина, другая — у пономаря, третья — у чтеца, четвертая — у диакона и священника, но самая большая ответственность — у архиереев, которые, служа на месте Господа у святого алтаря, представляют Самого Господа и Спасителя в христианской общине. На них самая большая ответственность и за молитву, и за слова, и за дела. И надеюсь, что посещение этой святой обители архиереями Церкви нашей будет помогать им укрепляться в сознании своей особой ответственности за духовную судьбу нашего Отечества.

Еще и еще раз, мои дорогие, всех вас сердечно поздравляю. И пусть благодать Божия, которая, несомненно, присутствует в этом месте, прикоснется к вашим сердцам, укрепляя веру, помогая исцелять недуги духовные, а нередко и физические. Пусть помощь, проистекающая от святынь, таких, как Валаамская обитель, будет действенной, зримой и направленной на то, чтобы еще более укрепилась наша вера и верность Господу. Храни вас Господь!

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

https://www.patriarchia.ru/db/text/6224074.html