Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?
rss

Автор Тема: Слова Патриарха Кирилла  (Прочитано 833700 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3156
  • Репутация: +594/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #1275 : 18 Сентября, 2025, 22:03:26 »

                             Патриаршая проповедь после молебна
                             в Успенском кафедральном соборе Астаны


               Вечером 18 сентября 2025 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил молебен в Успенском кафедральном соборе г. Астаны. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

               
Ваше Высокопреосвященство, дорогой владыка Александр! Ваши Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры!

С особым чувством я переступил сегодня порог этого храма, и вспомнились слова: «Процвела языческая неплодящая церковь». А что это значит? Церковь — это собрание; и вот в собрании язычников, которые не могли приносить духовного плода, которые шли по очень опасному, губительному жизненному пути, вдруг затеплился огонек веры. Этот огонек быстро распространился и захватил сердца тысяч и тысяч людей. Этот огонек и есть та вера, которая нас с вами сегодня соединила, которая давала силы мученикам и исповедникам земли Казахстанской пройти через страшные испытания, которые нам даже трудно представить. Пройдя эти испытания, они утвердили в вере очень и очень многих. «Кровь мучеников — семя христианства», как говорили еще во времена римских гонений на верующих. Кровь мучеников стала семенем, из которого выросло благодатное древо Церкви Христовой на Казахстанской земле, и вы составляете Церковь Божию Православную на земле, политой обильно кровью мучеников и исповедников.


Все это должно помогать духовно, особенно когда скорби приходят в нашу жизнь. Конечно, несопоставимые с теми скорбями, через которые проходили наши гонимые за веру предшественники. Но и сложные жизненные обстоятельства, и недуги — да мало ли что встречается на жизненном пути! — вдруг нарушают наш внутренний духовный мир, приводят в угнетенное, подавленное состояние. Нередко люди, проходя через такие испытания, и выйти из них не могут. Если это продолжается долго, человек становится совершенно несчастным, но если спросить его, почему, он даже не сможет точно сформулировать причину.

А причина наших духовных несчастий — далеко не всегда во внешних обстоятельствах. Эти несчастья проистекают от внутреннего состояния души и, можно сказать, от недостатка нашей веры. В самом деле, мученики, исповедники, обладавшие огромной силой духа и силой веры, проходя через эти испытания, оставались несокрушимыми, непобедимыми. И как же это должно учить нас тому, чтобы неблагоприятные жизненные ситуации ни в коем случае не разрушали наш душевный и духовный мир, чтобы ни в коем случае не было ропота на Бога, чтобы любые испытания, большие и малые, мы встречали мужественно, спокойно, помня, что наша жизнь — в руках Божиих. И ответом на испытания должны быть не слезы, не обида, не зависть, не скорбь, а сильная молитва. «Кровь мучеников — семя христианства». Слава Богу, мы никакие не мученики, но скорбим по жизни, и вот в ответ на эту скорбь в нас должна прорастать вера в Господа и становиться все сильнее и сильнее, преображая нашу жизнь.


Если попытаться сформулировать в нескольких словах, что нам дает вера в Бога, ответ очень простой: если мы по-настоящему верим, то это путь к нашему счастью. Счастье — простое человеческое слово, которое мы редко употребляем в церковной проповеди, но которое особенно хотелось бы сейчас применить. Ведь счастьем, которое нам дарует наша вера, и должна наполняться жизнь, и тогда она станет действительно прекрасной. Даже когда возникают трудности, и материальные факторы неблагополучные, и со здоровьем что-то происходит, — если душа сильна, если есть вера в Господа и надежда на спасение, то все остальное уходит на периферию. И, наверное, мученики, исповедники, о которых мы сейчас говорили, были самыми яркими свидетелями того, как благодать Божия настолько преобразует человека, что даже самый слабый выносит огромные скорби, иногда даже претерпевает мученичество, но не сгибается, то есть становится героем духа.

По милости Божией мы живем в то время, когда не требуется исповедничества, когда никто нас не гонит за веру, никто нас не снимает с работы, никто не лишает нас премии, как это было в еще недавнем прошлом. Мы спокойно живем, молимся. Имею в виду в первую очередь Россию, но и на этой благодатной земле тоже нет никаких притеснений и гонений, и наши мусульманские братья, которые здесь в большинстве, окружают нас добрым отношением, как мы все об этом говорили, и здесь нет реальных межнациональных конфликтов. Поэтому, живя в таком благополучии, мы всегда должны помнить о милости Божией, благодарить Господа, а главное, если происходит что-то неприятное, связанное либо с работой, либо с учебой, либо с семейными неурядицами, то никогда не нужно сокрушаться, никогда не нужно впадать в состояние скорби, которое действительно способно подорвать наши внутренние силы.


Опыт мучеников, исповедников, в том числе тех, кто пострадал здесь, в Казахстане, воспоминания о страшных испытаниях, которые люди претерпевали здесь за веру, — все это должно укреплять нашу веру и помогать нам проходить через скорби, которые нередко посылаются нам для нашего испытания и исправления. Размышляя о мучениках, исповедниках, которых на этой земле было, может быть, больше, чем где бы то ни было, невольно понимаешь, что Господь дивным своим промыслом управляет историей, управляет людьми. И как прекрасно видеть результат действия этого промысла сейчас, когда мы стоим в этом прекрасном храме, когда молимся, когда чувствуем поддержку друг друга и когда осознаем, что живем в особое время благоприятствования для Церкви Божией и для всего нашего народа!

Да хранит Господь землю Казахстанскую, власти и воинство ея, да укрепляет Господь в вере православной нашу паству, да дарует силы душевные и телесные нашему епископату, духовенству, которое, как я знаю, ревностно трудится на этой земле. И нам остается только благодарить Господа и возносить молитву о стране Казахстанской и о стране Российской, о властях и воинстве, о том, чтобы был мир на этих просторах, чтобы возрастала глубокая искренняя религиозность людей и чтобы все это приводило к мирному, радостному существованию, укрепляло нас и духовно, и материально, и наполняло жизнь нашу подлинным светом Божественной благодати.


Всех вас еще раз сердечно, мои дорогие, приветствую. Радуюсь, еще раз скажу, видеть вас во множестве. Радуюсь тому, что плодотворно работают наш епископат, духовенство, приходские активисты, что развиваются все стороны приходской и епархиальной жизни, а как результат — возрастает количество верующих. Но, может быть, даже не столько количество радует, как тот факт, что люди, которые сегодня приходят в православные храмы, приходят сознательно, по своим убеждениям, и стараются строить жизнь свою по Божественным заповедям.

Еще раз, владыка митрополит, хотел бы Вас поблагодарить за Ваши труды, вас, братья-архипастыри, за то, что вы несете духовную вахту и служите благу народа, укрепляя людей в вере, благочестии и давая пример и назидание в том, как нужно строить жизнь, чтобы Бога не прогневать и стать счастливым. Всех вас сердечно поздравляю с сегодняшним днем.

В память о своем пребывании я бы хотел подарить старинный Тихвинский образ Божией Матери и попросил бы разместить его в этом храме. Чтобы люди, прикладываясь к этому образу, вспоминали наше сегодняшнее молитвенное собрание, слова, которые я сегодня сказал. Но в первую очередь хотел бы просить вас, чтобы вспоминали своего Патриарха, который очень нуждается в ваших молитвах. Иногда задаю себе вопрос: «А как это получается?», и сам себе отвечаю: «Еще бы не получилось, ведь сколько людей за тебя молятся!» Поэтом прошу вас всех помнить Патриарха в своих молитвах.

Да хранит Господь землю Казахстанскую, Церковь нашу, здесь пребывающую, Преосвященного владыку Александра, епископат, духовенство и всех вас, мои дорогие. Христос посреди нас! И есть, и будет! Аминь.
« Последнее редактирование: 18 Сентября, 2025, 22:07:09 »

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3156
  • Репутация: +594/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #1276 : 13 Октября, 2025, 08:14:14 »


                                        Патриаршая проповедь после Литургии в Троицком храме                                                                                                                   с. Саввино Московской области

          12 октября 2025 года, в Неделю 18-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме Святой Троицы с. Саввино муниципального округа Егорьевск Московской области. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.
               Благодарю Вас, Ваше Высокопреосвященство владыка Павел, дорогие владыки, отцы и братья, за ваши добрые слова, за совместную молитву в этом прекрасном месте, где множество богомольцев собрались сегодня, а где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (см. Мф. 18:20).

Каждый из нас несет на себе печать греха, несовершенства, некой неготовности встречи с Господом. Но ведь не сказано Господом: «где собраны двое или трое без всяких грехов, там Я среди них». Господь такого не говорил. В дни Своей земной жизни Он приходил к грешникам, мытарям, блудницам. К людям, которыми брезговало тогдашнее общество, — а Он был вместе с ними, Он им тоже нес Свою проповедь, и сколько же таких было спасено!
Замечательная миссия Церкви, которая на протяжении двух тысяч лет обращается не столько к сильным, сколько к слабым! Когда я употребляю эти слова — «сильные», «слабые», — я имею в виду, конечно, не силу мышц и даже не силу финансов, потому что даже богатый человек может быть очень слабым, больным и нуждаться в помощи. Ведь не здоровые, как сказал Господь, имеют нужду во враче, но больные. А каждый из нас имеет в своей душе некие изъяны, некие слабые места, которые нередко реализуются и в наших греховных мыслях, а порой и в действиях. И как болезнь физическая есть отклонение от нормы, вот так и эти грехи, большие или малые, которые присутствуют в нашей душе, в нашем сознании, а иногда и в наших поступках, — это тоже отклонение от нормы, следуя которой, мы обретаем спасение. То есть Господь, силой Своей благодати, троекратно воздает нам за наши добрые дела и поступки.
           Очень важно помнить, что именно так человек и должен жить, приближаясь ко Господу и постоянно используя такой сильный инструмент, как молитва, как причастие Святых Христовых Таин. Но к этому непременно нужно добавить добрые дела, потому что, если вера не сопровождается добрыми делами, то это медь звенящая и кимвал бряцающий (см. 1 Кор. 13:1), то есть от этой веры ничего не остается.
А теперь давайте спросим самих себя. Вот мы сегодня в таком множестве здесь собраны, а многие ли из нас действительно могут сказать: «Ну, это не про меня, я все-таки помогаю»? Несомненно, многие скажут: «Да-да, помогаю — и родителям своим престарелым, и детям своим, которых воспитать надо, и соседям несчастным». Ну, а кто-то может сказать: «А у меня вроде как и помогать некому — все вокруг меня благополучные, живу в дачном поселке, где трехэтажные особняки»? Но ведь в этих особняках и происходят порой самые тяжелые человеческие трагедии! Потому что никакие особняки, никакое богатство не предохраняют человека от скорбей, от болезней душевных. От телесной болезни — да, можно вылечиться, заплатив. А душевная боль приводит к разладу в семье, к распаду супружеских отношений, к отсутствию понимания между детьми и родителями — так бывает даже за самыми высокими заборами, в самых дорогих домах. Потому что, если человек не борется с грехом, никакие стены не уберегут его от тяжких внутренних переживаний. И есть только одна стена, которая убережет, — это наша вера.
             Это очень простая мудрость, и ведь она проистекает из практики жизни. Этому мы научены святым словом Божиим, апостольскими Посланиями, святыми отцами — множество текстов, при серьезном их усвоении, помогают человеку избежать того, что мы называем неудачами, нашими жизненными скорбями.
            Господь пришел в мир, как Он сам сказал, не для того чтобы лечить здоровых, но больных, — имея в виду не только больных, которых Он исцелял и воскрешал, но в первую очередь людей духовно больных. Тех, кто считают себя неудачниками, тех, кто запутался в жизни, тех, кто не может выйти из сложных жизненных обстоятельств. Другими словами, переходя порог храма Божиего, каждый из нас должен сознавать, что пришел в лечебницу. В ту самую больницу, где его ждут, где от него ничего не потребуют. Если есть возможность пожертвовать — пожертвуй, а нет возможности — никто тебе об этом не напомнит. Потому что храм Божий — это лечебница, освобождающая нас от наших внутренних недугов, а каждый человек такими недугами страдает. И лекарством в этой больнице являются наша молитва и таинства, в первую очередь таинство святой Евхаристии, причащения Тела и Крови Господа и Спасителя нашего, которое должно предваряться исповедью в наших грехах. Почему? Да потому что в злохудожную душу, как говорит слово Божие, не внидет премудрость и не обитает в теле, повинном греху (см. Прем. 1:4). А если душа злохудожная, если грех не раскаян, если всё это не переосмыслено, то несправедливо требовать помощи от Господа.
Конечно, справедливость Божественная — это не человеческая справедливость, и Господь прощает наши грехи, потому что Бог есть любовь (1 Ин. 4:8). Но ведь в ответ на Божию любовь мы должны Ему чем-то отвечать. Хотя бы самым малым — в храм ходить почаще. Наступает воскресный день — не к телевизору с утра припадать, а перекреститься и в храм пойти, взять детей с собой, супругу, если таковая есть. Помолиться, испросить у Господа помощи и прощения за свои грехи. И с каким чувством люди обычно выходят из храма? С радостным, светлым. Никогда посещение храма не оставляет тяжелых чувств! Единственное исключение — когда человек приходит с дурным намерением искушать Бога: «Вот я сейчас помолюсь и посмотрим, поможешь Ты мне или нет». Выходит и говорит: «Не помог, а значит, и Бога нет». Но если мы со смирением, любовью, верой просим Господа даже о мелочах, но эти мелочи для нас важны, то Господь в ответ на молитву помогает исцелить и эти мелочи или избежать их последствий.

Другими словами, жизнь верующего человека предполагает не только осознание себя как крещеного, православного, но в первую очередь наличие постоянной связи с Богом. И дома, через молитву, но лучше всего — когда мы все вместе собираемся в храме. Почему? Неоднократно об этом говорил и сейчас повторю — потому что Сам Господь сказал: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (см. Мф. 18:20). А если перевести это на современный понятный язык, то одна энергия развивается человеком, молящимся в одиночестве, но совсем другая — от десятков, сотен и тысяч людей, которые обращаются к Богу. Это словно огненный столб, идущий к небу, — каждый вкладывает свое, но к небу восходит единый столб нашей молитвы, и Господь ее слышит. Поэтому так необходимы посещение храма, искренняя молитва, да и вообще жизнь в соответствии с Божиими заповедями. А уж когда силы воли не хватает все это исполнять, то, по крайней мере, необходимо чистосердечное раскаяние во время исповеди и причащения Святых Христовых Таин.

           Действительно, храм Божий — это лечебница, где исцеляются самые страшные недуги. Почему страшные? А потому что физический недуг, даже самый тяжелый, может лишь ослабить и даже умертвить организм человека, но он не затрагивает его душу. Бессмертная душа остается живой. А вот когда мы душу свою губим, когда мы ее не лечим, когда мы не исповедуем свои грехи, когда мы абсолютно игнорируем все божественные заповеди, живя как язычники, вот тогда душа наша подвергается смертельной опасности, потому что излечить ее никто не может — даже Господь, если мы Его об этом не просим.

Да помогает нам Воскресший ради нашего спасения Господь наш Иисус Христос! Да помогает в самых трудных жизненных обстоятельствах не забывать о Его милосердии, о Его любви и помнить, что жизнь с Богом исполнена надежды. Не надейтесь на князи, на сыны человеческие, — учит нас слово Божие, — в них нет спасения (см. Пс. 145:3). А Господь спасает! И в мелочах нам помогает, и в самом сложном спасает, потому что Он любит нас, потому что Он жизнь Свою за нас отдал, потому что Он действительно принимает наши молитвы. Представьте себе миллиарды и миллиарды молящихся людей! И Господь все эти молитвы принимает, если только люди обращаются к Нему с верой и готовностью изменить свою жизнь, когда эта жизнь становится преградой тому, чтобы Господь слышал наши молитвы.
               Молитвами святителя и чудотворца Николая, молитвами всех святых, в земле Русской просиявших, да хранит Господь Отечество наше от врагов внешних и внутренних! Да укрепляет силы нашего православного Президента, на долю которого выдалась тяжелейшая и ответственнейшая миссия возглавлять, в том числе, оборону страны, оберегать ее от врагов, которые ополчишася на нас, как говорим мы об этом в своих молитвах. А также и силы всех тех, кто во власти, на кого возлагается большая ответственность. Необязательно называя по именам — конечно, Президента непременно по имени, но если имени не знаете местного начальника, все равно неплохо вспомнить и попросить Господа, чтобы Он вразумил этого человека, возглаголал в сердце его благая о Церкви и о людях, вверенных ему. Другими словами, молитва, которую мы обращаем к Богу о власть имущих, — это одна из возможностей для находящихся во власти обрести тот путь исполнения своих служебных обязанностей, который будет и приносить благо людям, и приведет их самих ко спасению.
               Всех вас, мои дорогие, сердечно приветствую и поздравляю с этим прекрасным днем! Храни вас Господь!
« Последнее редактирование: 13 Октября, 2025, 08:21:13 »

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3156
  • Репутация: +594/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #1277 : 16 Октября, 2025, 10:12:13 »
                   
Патриаршая проповедь в праздник Покрова Пресвятой Богородицы
после Литургии в Покровском ставропигиальном монастыре
14 октября 2025 года
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Многочтимая матушка игумения! Дорогие отцы, братья и сестры!
Всех вас сердечно приветствую с великим праздником Покрова Пресвятой Богородицы и с событиями, которые связаны с открытием этого святого места, с началом богослужений, с возрождением монашеской жизни.
Мы говорим: Кто бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса един (см. Пс. 76:13-14). Действительно, какими бы сильными ни были государства, правительства, иные человеческие силы, нет ни одной силы, которая была бы сильнее Бога. Люди, которые низвергли историческую Россию, изничтожили ее, разрушили храмы, объявили, что никакой больше религии не будет, что именно в нашей благословенной стране будет построен какой-то земной рай. И все эти фантазии могли бы так и остаться фантазиями, если бы не сопровождались пролитием крови, гонениями, закрытием храмов и разрушением святынь — через все это прошла Святая Русь.
И вот возникает вопрос: а почему так? Ни одна другая страна не претерпевала таких страшных гонений, которые обрушивались на Русь Святую. В чем дело? А ответ только может быть один: скорби, которые претерпели наш народ и наша Церковь, были даны в назидание и тем поколениям, и последующим, но более всего для того, чтобы явилась именно на нашей Церкви великая спасающая сила Божия. Ничто не несет таких убедительных доказательств присутствия Бога в нашей жизни, как возрождение веры в нашей стране, которая должна была стать, по мысли безумных правителей, первой атеистической страной на земном шаре, где будет построено общество, которое исторгнет всякую веру в Бога, и где останется только вера в силу самого человека.
Все это произошло на Святой Руси, где уровень религиозности был самый высокий в тогдашнем мире, где было множество обителей, замечательных храмов, где люди проливали слезы, молясь ко Господу. Именно на этой святой земле и был поставлен страшный эксперимент: силой государства, силой власти, силой принуждения истребить веру православную и построить первое на земном шаре безбожное общество. Мы знаем, что ничего не получилось, а все те, кто задумывал это страшное злодеяние, были наказаны. Причем удивительным образом: они друг друга сами стали уничтожать. Почти всех изничтожили, и уже к Великой Отечественной войне практически не оставалось никого из тех, кто создавал это страшное безбожное общество, кто разрушал храмы, монастыри и издевался над верой православной.
Наступили страшные годы Великой Отечественной войны, которые сопровождались возрождением веры и благочестия в нашем народе, открытием монастырей и храмов. Через все это прошли наши родители, и ныне мы можем свидетельствовать, что Царица Небесная действительно простирала, простирает и, надеемся, будет простирать Свой Покров над нашим Отечеством. Потому что вряд ли какая-то еще страна или христианская община в мире выдержала бы такие страшные гонения и разрушения, как те, что имели место на Святой Руси.
И вот в те самые годы, когда, казалось бы, атеизм победил, в Москве, в центре этой атеистической страны вдруг появляется матушка Матрона, слепой, неподвижный инвалид. Через эту абсолютную человеческую немощь Господь показал, что сила Его в немощи совершается (см. 2 Кор. 12:9), что никакая человеческая сила не может сравниться с Его силой. Для этого, может быть, и была избрана Самим Господом Матрона Московская, которая являла образ человеческой слабости, немощи, неспособности ничего сделать, особенно против сильных мира сего, и в этой немощи была явлена сила Божия.
Где те гонители, где те хулители, где те, кто закрывал храмы и монастыри в Москве? Хоть кто-нибудь их вспоминает? А вот к матушке Матроне, инвалиду, слепой женщине, исполненной глубокой веры и благочестия, не зарастает народная тропа, и это есть величайшее свидетельство присутствия Самого Бога в нашей жизни, в истории нашего Отечества и, конечно, свидетельство о Покрове Пречистой Царицы Небесной над нашей Церковью и над нашим народом. И совсем не случайно, что именно в честь Покрова освящен этот храм, где прославляется также имя матушки Матроны — молитвенницы за землю Русскую и за град Москву.
Всему этому научаешься, соприкасаясь со святынями нашего Первопрестольного града, а жизненный подвиг праведной Матроны как-то особенно трогает сердце, когда совершаешь богослужение или молишься в этой святой обители. И верим, что ее молитвами Господь будет хранить и Покровскую обитель, и град наш Москву.
Будем молиться святой старице, чтобы она не оставляла нас молитвами своими пред лицом Божиим, чтобы ее молитвами всегда наполнялась эта святая обитель и послушницами, и монашествующими. Чтобы эта обитель была действительно одним из центров благочестия, молитвенного подвига и духовной жизни в Первопрестольном граде.
Молитвами святой Матроны Московской да хранит Господь наш Первопрестольный град, церкви, в Москве пребывающие, и эту святую обитель в мире, благочестии, духовной силе и чистоте! С праздником всех вас поздравляю!
« Последнее редактирование: 16 Октября, 2025, 10:18:40 »

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3156
  • Репутация: +594/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #1278 : 21 Октября, 2025, 17:32:12 »
              19 октября 2025 года, в Неделю 19-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме великомученика Георгия Победоносца г. Ростова-на-Дону, главном воинского храме Южного военного округа. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Глубокоуважаемый господин губернатор! Дорогие владыки, отцы, братья и сестры!
Я всех вас сердечно приветствую с этим замечательным, по меркам области, даже историческим событием. Когда мы строим и освящаем храмы — мы закладываем фундамент для дальнейшего духовного, нравственного и вообще всестороннего развития нашего народа, нашего общества, а через это — и мощь нашего государства.
Когда мы говорим о мощи государства, мы ведь в первую очередь подразумеваем его способность обеспечивать свой суверенитет. А обеспечение суверенитета осуществляется многими средствами. Но наиболее драматическим, трудным и одновременно героическим является защита Родины. Вот почему всегда народ и Русская Православная Церковь с любовью и уважением относилась к защитникам Отечества.
Так было всегда — и в царское время, и в советское время, и ныне, когда мы живем в новых условиях. Церковь вне зависимости от того, как власть относилась к самой возможности взаимодействия Церкви с Вооруженными силами, со своей стороны всегда старалась быть вместе с воинством.
Как мне об этом говорили те, кто стоит на передовой в нынешнем военном противодействии враждебным нам силам, воину нужно встать и пойти навстречу возможной смерти, тогда никаких атеистов не существует. Только одни прямо крестятся, молятся, обращаются к Господу, другие проявляют свою религиозность более сдержанно. И именно там так нуждается наш воин, защитник Отечества, в том, чтобы вместе с ним был ангел-хранитель, чтобы рядом с ним была божественная благодать, укрепляющая его, дающая силы на подвиг и дарующая надежду на возвращение с битвы.
Всегда на протяжении всей истории России Вооруженные силы и Церковь были как один единый организм. В послереволюционные годы одной из причин уничтожения Русской Церкви была эта ее связь с Вооруженными силами России, с героями России, ее огромный авторитет среди народа и воинства. Мы знаем, что это был каток страшных гонений, прецедента которых нет в мировой истории, потому что даже гонения Римской империи — это ничто перед этим ужасом и кошмаром, этим варварским истреблением святынь, храмов, монастырей, духовной жизни, но самое главное верующих людей. Ни с чем не может сравниться страшный и кровавый опыт нашей страны.
И вот, выйдя из этого умопомрачения, из этого нравственного, духовного и, можно сказать, гражданского потрясения, мы вошли в новую эпоху, то есть в старую, но в новых условиях, когда во главе государства православный Президент, главнокомандующий Вооруженными силами Российской Федерации, когда высокие военные начальники, а также наши офицеры и солдаты, матросы прибегают к помощи Божией через молитву, через причащение Святых Христовых Таин, через совершение молебствий, особенно в тот момент, который предшествует наисложнейшим военным действиям, из которых не каждый возвращается живым и здоровым.
Эта Божественная помощь людям, находящимся в тяжелейших жизненных обстоятельствах, и является самым сильным доказательством бытия Божия в первую очередь для всех, кто в ответ на свою молитву вышел живым, кто преодолел ранения и стал здоровым. И вот почему сегодня, посещая в том числе госпитали, в которых лежат наши раненые бойцы, я с радостью свидетельствую о реальном возрождении веры. Среди тех, кто на этих койках лежит с тяжелыми увечьями, нет безбожников, никто не хулит Имя Божие, не говорит: «Почему же это я попал в такое положение? Где Ты? А может Тебя вообще нет?» Нет таких людей. Люди вернулись к вере православной, и в этом великая сила и нашего воинства, и нашего народа.
Об этом особенно хочется сказать, здесь, на южном порубежье Руси, на земле, которая отмечена многими воинскими подвигами казаков и воинов Великой Отечественной войны. Да и сейчас, мы знаем, люди, связанные с этим регионом, тоже нередко становятся жертвами той борьбы, которую ведет наш народ с опасным врагом, стремящимся разрушить всякую возможность для России быть по-настоящему великой, а значит независимой державой, каковой мы сегодня являемся. По пальцам одной руки можно перечислить независимые государства. Те, которые называют себя суверенными, чаще всего такими не являются. Они подчиняются той самой силе, которой удалось подмять под себя многие государства и народы. А Россия — суверенное государство, значит подлинно независимое, подлинно свободное. И на страже этой независимости и свободы — наши Вооруженные силы и, не побоюсь сказать, — Русская Православная Церковь.
Потому так много общего связывает Церковь с Вооруженными силами. И там, и тут — подвиг. И там, и тут — забота о Родине. И там, и тут — забота о тех, кто пострадал в результате военных действий. И всё, о чем я сейчас говорю, можно сказать о той земле, на которой мы сегодня с вами стоим и совершаем богослужение, земле, прославившейся подвигами казачьих времен и, при сохранении казачьих традиций, подвигами наших воинов в нынешних военных действиях. На этой земле особенно чувствуется мужество, сила духа и героизм нашего народа, наших воинов и, конечно, то замечательное единение, в котором сегодня пребывают и народ, и Церковь, и политическая власть, и воинство.
Пока так — Россия непобедима. Если мы хотим, чтобы никакой враг и супостат не победил нас, мы должны быть такими — соединяющими материальное и духовное, соединяющими патриотическую позицию со взаимодействием с Русской Православной Церковью. А Русская Церковь должна взаимодействовать со всеми благонамеренными политическими силами, но в первую очередь поддерживать власть, которая сегодня действительно стоит на защите подлинных интересов Отечества.
Особенно хотелось сказать обо всем этом здесь, на этой героической земле, которая до сих пор в каком-то смысле является пограничной, где неслучайно возникло и стало развиваться казачество как пограничные войска, в первую очередь ограждавшие рубежи Отечества. Дай Бог, чтобы и сегодня Вооруженные силы наши, включая, конечно, казачьи соединения, были способны и достойны встретить любого врага и супостата, и оградить наше Отечество от нашествий иноплеменных, а также и от междоусобной брани, которая является очень желанной целью для тех, кто хотел бы ослабить Россию, а потом и лишить ее суверенитета. Поэтому и роль Вооруженных сил, и значение Церкви в сохранении внутреннего единства и защиты внешних рубежей нашего Отечества являются очень важными. И я обращаюсь к духовенству, особенно к тем, кто служит в Вооруженных силах, — помнить и всегда сознавать свою особенную ответственность.
Всех вас, владыка митрополит, дорогие владыки, отцы, братья, сестры, еще и еще раз хотел бы поздравить с сегодняшним праздником, пожелать вам помощи Божией, дабы Покров Пречистой Царицы Небесной пребывал над этой землей, над каждой семьей, над каждым из нас. И пусть хранит Царица Небесная Россию, как Она хранила ее на протяжении тысячелетия от врагов и супостатов, не давая им возможность поработить народ, лишить его свободы, лишить его веры и остановить нашу героическую народную историю. Да хранит Господь всех вас, да умножает Он наши силы в борьбе с врагами и супостатами, но самое главное — в борьбе с грехом, в укреплении духовной, нравственной силы нашего народа, которая является основой в том числе и героизма, потому что героизм — это величайшее проявление духа и нравственности человека. Пусть Господь помогает всем нам в это непростое время вместе друг с другом, сообща работать для блага Отечества и сохранять наше единство в Русской Православной Церкви. Аминь! С праздником всех вас поздравляю!

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3156
  • Репутация: +594/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #1279 : 26 Октября, 2025, 17:49:58 »

Патриаршая проповедь в Неделю 20-ю по Пятидесятнице после Литургии в Новодевичьем ставропигиальном монастыре г. Москвы
26 октября 2025 года, в Неделю 20-ю по Пятидесятнице, день памяти святых отцов VII Вселенского Собора, день празднования Иверской иконе Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин обновления храма Успения Пресвятой Богородицы Новодевичьего ставропигиального женского монастыря города Москвы и Божественную литургию в обновленном храме. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры!
Всегда о многом вспоминаю, когда совершаю богослужение в этом храме. О величии сей обители в стародавние времена. О трудностях, которые преодолевала наша Церковь вместе со своими обителями в тяжелые времена гонений. Наконец, о возрождении Церкви нашей Русской Православной и обретении ею, может быть, не той славы, которую она имела во времена стародавние, но, несомненно, возродившей свое влияние на народ. Конечно, еще не в том масштабе, как хотелось бы, но ведь за короткие годы, что прошли со времени второго Крещения Руси, уже изменилась до неузнаваемости наша Церковь.
Я принадлежу к поколению, которое хорошо помнит, как на богослужениях собирались пожилые женщины, немного пожилых мужчин, — ни молодежи, ни людей среднего возраста не было. Тогда безбожный правитель, не буду называть его имя, отталкиваясь, видимо, от этой социологии, сказал: «Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме, а значит, с Церковью будет покончено». А поскольку он имел неограниченное влияние на страну и народ, с этого момента и началось гонение на нашу Церковь.

Я вырос, сформировался как личность в условиях тех самых гонений. Но не хочется вспоминать ни этого, простите, дурного правителя, который превратился в историческую карикатуру, ни всех, кто тогда ставил перед собой эти совершенно несбыточные задачи. А говорить хочется о силе Божией, которая в немощи совершается (см. Деян. 9:15).

Действительно, некогда в наших церковных рядах не было ни политиков, ни ученых, ни людей влиятельных — может быть, они и были, но никогда не проявляли внешне свою религиозность. Храмы наполняли, в основном, женщины, очень часто пожилые. И вот, показывая пальцем на наш народ, тот самый, простите, дурной правитель и говорил: «К построению коммунизма покончим со всякой религиозностью». Видимо, думал: «Уйдет поколение пожилых людей, и на этом все закончится, а уж новое поколение мы не допустим в храмы, не допустим, чтобы оно связывало свою жизнь с Церковью».

Где этот, простите, дурной правитель? Остался только в карикатурах, анекдотах — и никакой доброй памяти. А мы, кто в то страшное время не дрогнул, кто сохранил верность Господу и Церкви, сейчас, уже в преклонном возрасте, как я, недостойный, вспоминаем о тех временах и свидетельствуем о силе Божией. Радуемся, что храмы наши наполнены, причем людьми следующих поколений. И как, видя все это, еще и еще раз не сказать: дивны дела Твои, Господи; сила Твоя в наших немощах совершается! А там, где сила Божия, отступает самая мощная человеческая сила, будь то политическая, военная или экономическая, — все это ничто пред силой Божией.



Может, кто-то спросит, особенно из числа людей неверующих: «Ну, а если так, почему же православные — не самые богатые, не самые влиятельные люди?» Конечно, сейчас и Президент наш Владимир Владимирович православный, и премьер, и многие министры, но ведь все это свершилось буквально недавно, а все те тяжелые годы мы жили без участия в нашей жизни великих и сильных людей. То есть мы не могли опираться на человеческую силу — ни на политическую, ни на экономическую; и я хорошо помню те времена, как и многие, кто здесь сегодня присутствует.

Так почему же Церковь наша преодолела те страшные гонения? Почему она сохранила себя и народ в вере православной? Да потому что с Богом невозможно бороться. Те, кто борется с Богом, всегда терпят поражение, Господь их побеждает. Может быть, не сразу, не мгновенно, чтобы не создавать иллюзию некоего фокуса. Рука Божия действует постепенно, чтобы оставаться невидимой. Но действует так, что каждый, изучая историю и внимательно взирая на окружающую нас жизнь, может сказать: «Господи, Ты еси Бог, творяй чудеса един (см. Пс. 76:15). Эти слова наше старшее поколение должно постоянно произносить вслух, в проповедях в храме, потому что эти слова действительно отображают совершенно потрясающий религиозный опыт нашего народа во времена самых страшных за всю историю человечества гонений.

Всё в прошлом! Теперь нет никаких притеснений, никаких гонений; еще раз хочу сказать: во власти люди православные. Кажется, мы вошли в очень благоприятный исторический период, и это действительно так. Но еще раз повторю: кому больше дано, с того больше и спросится (см. Лк. 12:48). Сегодня мы должны служить и за тех, кто не смог в полной мере отдать долг Господу и Церкви, — за наших старших собратьев архипастырей, пастырей, монашествующих, — но кто сделал самое главное: сохранил веру православную, воспитал в этой вере часть нашего народа, что помогло всему народу православному пройти через тяжелые исторические испытания.

Находясь в этом храме, видя всех вас, радуюсь развитию монашеской жизни в этой обители. Мысленно обращаюсь, как я уже сказал, к тем трудным временам и одновременно еще и еще раз свидетельствую, что сила Божия совершается в немощи. И Господь с нами, если только мы от Бога не отворачиваемся, если сохраняем с Ним связь через молитву, через причастие Святых Христовых Таин, если стремимся нашу православную веру реализовать в добрых делах, не забывая о том, как следует православному человеку относиться к нуждающимся и обремененным (см. Мф. 11:28), к тем, кто страдает от недугов телесных и душевных.

Другими словами, наше пребывание в Церкви — это, в первую очередь, участие в Божественной литургии, причащение Святых Христовых Таин, а затем свидетельство о вере нашей, которое должно сопровождаться изменением нашей собственной жизни. Потому что, если мы будем свидетельствовать о Православии, его красоте, его значимости, его историческом значении, духовном, культурном, но сами не будем носителями всего того, что дает Православная Церковь человеку, то, конечно, и слово наше будет слабым.

Обращаю эти слова в первую очередь к духовенству, монашествующим, но не только. Потому что каждый православный человек жизнью своей, а нередко и словом своим должен свидетельствовать о Божией правде, о силе Божией, в человеческой немощи совершаемой.

Еще раз хотел бы сердечно поздравить Преосвященных владык, Вас, матушка настоятельница, всех сестер святой обители сей и, конечно, всех вас, мои дорогие. Пусть Покров Пречистой Царицы Небесной пребывает над народом нашим, на Церковью нашей, над сей святой обителью и над каждым из нас, кто возносит Пречистой Царице Небесной свои немощные, но, верим, слышимые Ею слова, слышимые Ею прошения, которые нередко бывают очень важны для разрешения тех задач и тех скорбей, через которые мы проходим в течение нашей жизни. Покров Пречистой Царицы Небесной да пребывает над всеми нами. Аминь.
« Последнее редактирование: 26 Октября, 2025, 17:52:08 »