СВЯТАЯ МЕССА С ЧЛЕНАМИ ИНСТИТУТОВ ПОСВЯЩЕННОЙ ЖИЗНИ
И ОБЩЕСТВ АПОСТОЛЬСКОЙ ЖИЗНИСЛОВО СВЯТОГО ОТЦА ФРАНЦИСКА
Собор Святого Петра, среда, 2 февраля 2022 г.
Два старца, Симеон и Анна, ожидают в храме исполнения обещания, данного Богом Своему народу: пришествия Мессии. Но их ожидание не пассивно, оно полно движения. Итак, последуем за движениями Симеона: он сначала движим Духом, потом видит спасение в Младенце и, наконец, принимает его в свои объятия (ср. Лк 2, 26-28). Давайте просто остановимся на этих трех действиях и позволим себе коснуться некоторых важных для нас вопросов, в частности для посвященной жизни.
Первый:
чем мы движимы? Симеон идет в храм, «движимый Духом» (ст. 27). Дух Святой — главное действующее лицо этой сцены: именно Он возжигает желание Божие в сердце Симеона, именно Он оживляет ожидание в его душе, именно Он подталкивает его шаги к храму и делает его глаза способными к признанию Мессии, даже если он представляет себя маленьким и бедным ребенком. Это то, что делает Святой Дух: он делает человека способным видеть присутствие Бога и Его работу не в великих вещах, в эффектной внешности, в проявлениях силы, а в малости и хрупкости. Подумаем о кресте: и там малость, хрупкость, даже драма. Но есть сила Божия. Выражение «движимый Духом» напоминает то, что в духовности называется «духовными движениями»: это те движения души, которые мы чувствуем в себе и к которым мы призваны прислушиваться, различать, исходят ли они от Святого Духа или от чего-то другого. Будьте внимательны к внутренним движениям Духа.
Итак, мы спрашиваем себя: кем мы больше всего движимы: Духом Святым или духом мира сего? Это вопрос, с которым мы все должны соизмерять себя, особенно мы, посвященные Богу люди. В то время как Дух ведет нас к познанию Бога в малости и хрупкости ребенка, мы иногда рискуем думать о своем посвящении с точки зрения результатов, целей, успеха: мы движемся в поисках пространств, видимости, чисел: это искушение. Дух, с другой стороны, не просит об этом. Он хочет, чтобы мы культивировали ежедневную верность, покорность к мелочам, которые нам доверены. Как прекрасна верность Симеона и Анны! Каждый день они ходят в храм, каждый день ждут и молятся, даже если проходит время и, кажется, что ничего не происходит. Всю жизнь ждут, не унывая и не жалуясь,
Мы, братья и сестры, можем спросить себя: что движет нашими днями? Какая любовь побуждает нас двигаться вперед? Святой Дух или сиюминутная страсть, то есть что угодно? Как мы движемся в Церкви и в обществе? Иногда даже за видимостью добрых дел может скрываться червь нарциссизма или тяга к протагонистам. В других случаях, совершая многие вещи, наши религиозные общины, кажется, больше движимы механическим повторением — делать что-то по привычке, просто чтобы сделать — чем с энтузиазмом придерживаться Святого Духа. Всем нам полезно проверить сегодня свои внутренние побуждения, распознать духовные движения, ибо обновление посвященной жизни происходит, прежде всего, отсюда.
Второй вопрос:
что видят наши глаза? Симеон, движимый Духом, видит и узнает Христа. И он молится, говоря: «Мои глаза видели спасение Твое» (ст. 30). Вот великое чудо веры: она открывает глаза, преображает взгляд, меняет взгляд. Как мы знаем из многих встреч с Иисусом в Евангелиях, вера рождается из сострадательного взгляда, которым Бог смотрит на нас, расплавляя ожесточение нашего сердца, исцеляя Его раны, давая нам новые глаза, чтобы увидеть себя и мир. Новый взгляд на себя, на других, на все ситуации, в которых мы живем, даже самые болезненные. Это не вопрос наивного взгляда, нет, это разумно; наивный взгляд ускользает от реальности или делает вид, что не видит проблем; вместо этого речь идет о глазах, которые умеют «видеть внутри» и «видеть дальше»; которые не останавливаются на внешнем виде,
Старые глаза Симеона, хотя и усталые от лет, видят Господа, видят спасение. Каждый может задать себе вопрос: что видят наши глаза? Какое у нас видение посвященной жизни? Мир часто воспринимает это как «расход»: «Но смотри, этот хороший мальчик, может стать монахом» или «такая хорошая девочка, может стать монахиней… Это расточительство. Если бы это было хотя бы плохо или некрасиво… Нет, они хорошие, это пустая трата времени». Так что мы думаем. Мир, возможно, видит в этом реальность прошлого, нечто бесполезное. Но мы, христианская община, религиозная и религиозная, что мы видим? Смотрим ли мы назад, ностальгируем по тому, чего больше нет, или мы способны к дальновидному взгляду веры, спроецированному внутрь и за его пределы? Имея мудрость смотреть - это дается Духом -: внимательно смотри, хорошо измеряй расстояния, понимай реалии. Мне так приятно видеть посвященных Богу мужчин и женщин в пожилом возрасте, которые продолжают улыбаться яркими глазами, вселяя надежду в молодежь. Давайте подумаем о том, когда мы встречали похожие взгляды, и мы благословим Бога за это. Это взгляды надежды, открытые будущему. И, возможно, в эти дни нам будет полезно провести собрание, нанести визит нашим пожилым религиозным братьям и сестрам, посмотреть на них, поговорить, спросить, услышать, что они думают. Я верю, что это будет хорошее лекарство.
Братья и сестры, Господь не перестает подавать нам сигналы, приглашая нас взращивать обновленное видение посвященной жизни. Он принимает, но под светом, под движениями Святого Духа. Мы не можем делать вид, что не видим этих знаков, и продолжать как ни в чем не бывало, повторяя как всегда одно и то же, втягивая себя по инерции в формы прошлого, парализованные страхом перед переменами. Я говорил это много раз: сегодня искушение вернуться назад, из-за безопасности, из-за страха, сохранить веру, сохранить основополагающую харизму… Это искушение. Соблазн вернуться назад и жестко придерживаться «традиций». Скажем прямо: скованность — это извращение, и под каждой скованностью — серьезные проблемы. Ни Симеон, ни Анна не были суровы, нет, они были свободны и имели радость торжествовать: он, славя Господа и с мужеством пророчествуя матери своей; а она, как добрая старушка, ходит из стороны в сторону и говорит: "Посмотри на это, посмотри на это!" Они дали объявление с радостью, их глаза были полны надежды. Нет прошлой инерции, нет скованности. Откроем глаза: через кризисы - да, правда, кризисы есть -, пропавшие числа - "Отец, призваний нет, теперь пойдем на край света посмотреть, не найдем ли" -, силы, которые они подводят, Дух приглашает нас обновить нашу жизнь и наши сообщества. И как мы это делаем? Он укажет нам путь. Мы открываем наши сердца смело, без страха. Открываем сердце. Давайте посмотрим на Симеона и Анну: даже если они в преклонном возрасте, они не проводят дни, сожалея о прошлом, которое никогда не возвращается, а раскрывают свои объятия будущему, которое приходит им навстречу. Братья и сестры, давайте не будем тратить сегодняшний день, глядя на вчерашний день или мечтая о завтрашнем дне, которое никогда не наступит, но давайте предстанем перед Господом в поклонении и попросим глаз, которые умеют видеть добро и видеть пути Божии. Господь даст их нам, если мы попросим об этом. С радостью, с силой, без страха.
Наконец, третий вопрос:
что мы держим в руках? Симеон приветствует Иисуса на руках (ср. ст. 28). Это нежная и многозначительная сцена, уникальная для Евангелий. Бог отдал Своего Сына в наши объятия, потому что приветствовать Иисуса — это самое главное, центр веры. Иногда мы рискуем заблудиться и раствориться в тысяче вещей, сосредоточившись на второстепенных аспектах или погрузившись в дела, но центром всего является Христос, которого следует приветствовать как Господа нашей жизни.
Когда Симеон берет Иисуса на руки, его уста произносят слова благословения, хвалы, удивления. А мы, после стольких лет посвященной жизни, неужели мы потеряли способность удивляться? Или у нас все еще есть эта способность? Всмотримся в это, а если кто не найдет, испросим благодати изумления, изумления перед чудесами, которые Бог творит в нас, сокрытых, как и в храме, когда Симеон и Анна встретились с Иисусом, потому, что благословляют Бога и в других. Если нет радости, если не хватает импульса, если братская жизнь - только усталость, если нет удивления, то это не потому, что мы жертвы кого-то или чего-то, истинная причина в том, что наша руки не держат Иисуса крепче, а когда руки посвященного человека не держат Иисуса, они держат пустоту, они пытаются заполнить другими вещами, но остается пустота. Обнимите Иисуса руками: это знак, это путь, это «рецепт» обновления. Затем, когда мы не принимаем Иисуса, сердце сжимается от горечи. Печально видеть освященных, освященных горько: они замыкаются в жалобах на вещи, которые не идут регулярно, в строгости, которая делает нас негибкими, в установках притворного превосходства. Они всегда на что-то жалуются: на начальника, на братьев, на общину, на кухню… Если у них нет жалоб, им не жить. Но мы должны принять Иисуса в поклонении и просить о глазах, которые умеют видеть добро и видеть пути Божьи. Если мы приветствуем Христа с распростертыми объятиями, мы также будем приветствовать других с доверием и смирением. Тогда конфликты не обостряются, расстояния не разделяют и соблазн оскорбить и задеть достоинство какой-нибудь сестры или брата угасает. Раскроем объятия Христу и братьям!
Дорогие друзья, давайте сегодня с энтузиазмом возобновим наше посвящение! Давайте спросим себя, какие мотивы движут нашими сердцами и нашими поступками, что такое обновленное видение, которое мы призваны взращивать и, прежде всего, мы берем Иисуса в свои объятия. Даже если мы испытываем усталость - это происходит: даже разочарования, бывает - поступаем, как Симеон и Анна, которые терпеливо ждут верности Господней и не дают лишить себя радости встречи. Пойдем навстречу радости встречи: это очень красиво! Вернем его в центр и с радостью пойдем вперед. Быть по сему.
https://www.vatican.va/content/francesco/it/homilies/2022/documents/20220202_omelia-vitaconsacrata.html