ПАПА ФРАНЦИСК ОСНОВНАЯ АУДИТОРИЯ Зал Павла VI, Среда, 13 апреля 2022 г.
Дорогие братья и сестры, доброе утро!
Мы находимся в центре Страстной недели, которая длится с Вербного воскресенья до Пасхального воскресенья. Оба эти воскресенья характеризуются праздником вокруг Иисуса, но это два разных праздника.
В прошлое воскресенье мы видели, как Христос торжественно вошел в Иерусалим, как праздник, приветствуемый как Мессия: и для Него расстилаются по дороге одежды (ср. Лк 19,36) и срезаются ветви с деревьев (ср. Мф 21,8). Ликующая толпа громким голосом благословляет «грядущего, царя» и восклицает: «Мир на небе и слава в вышних» (Лк .19.38). Эти люди празднуют там, потому что видят во входе Иисуса приход нового царя, который принесет мир и славу. Вот какого мира ждали эти люди: славного мира, плода царского вмешательства, мира могущественного мессии, который освободит Иерусалим от римской оккупации. Другие, вероятно, мечтали о восстановлении общественного мира и видели в Иисусе идеального царя, который будет кормить толпы хлебами, как он уже это делал, и совершать великие чудеса, тем самым принося больше справедливости в мир.
Но Иисус никогда не говорит об этом. У него впереди другая Пасха, не триумфальная Пасха. Единственное, о чем он заботится, готовясь к своему въезду в Иерусалим, — это о том, чтобы ехать «на привязанном осленке, на которого еще никто не садился» (ст. 30). Вот как Христос приносит миру мир: через кротость и кротость, символизируемую тем привязанным осленком, на которого еще никто не взбирался. Нет, потому что Божий образ действий отличается от мирского. На самом деле, как раз перед Пасхой Иисус объясняет ученикам: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам не так, как мир дает, а даю вам» (Ин. 14:27 ). Есть два разных пути: такой, как мир дает нам мир, и такой, как Бог дает нам мир. Они разные.
Мир, который Иисус дает нам на Пасху — это не тот мир, который следует стратегиям мира, который верит, что его можно получить силой, завоеваниями и различными формами принуждения. Этот мир в действительности есть только промежуток между войнами и мы это хорошо знаем. Мир Господень следует путем кротости и креста, он заботится о других. Действительно, Христос взял на Себя наше зло, наш грех и нашу смерть. Все это он взял на себя. Так он освободил нас. Он заплатил за нас. Его мир не является результатом какого-то компромисса, а исходит от дара себя. Однако, этот мягкий и мужественный мир трудно приветствовать. На самом деле толпа, восхвалявшая Иисуса — это та же самая толпа, которая через несколько дней кричит «Распни его» и, испугавшись и разочарованная, не шевельнет для него и пальцем.
В этом плане всегда актуален великий рассказ Достоевского, так называемая «Легенда о Великом инквизиторе»… Говорится об Иисусе, который спустя несколько столетий возвращается на Землю. Его сразу же приветствует ликующая толпа, которая узнает и подбадривает его. «Ах, ты вернулся! Пойдем, пойдем с нами!». Но затем его арестовывает Инквизитор, представляющий мирскую логику. Последний ставит его под сомнение и яростно критикует. Последняя причина упрека в том, что Христос, хотя и мог, но никогда не хотел стать кесарем, величайшим царем мира сего, предпочитая отпустить человека на свободу, а не подчинить его и решить его проблемы силой. Он мог бы установить мир во всем мире, согнув свободное, но шаткое сердце человека силой превосходящей силы, но он не захотел: он уважал нашу свободу. «Ты, — говорит Инквизитор Иисусу, — приняв мир и багряницу цезарей, основал бы вселенское царство и дал вселенский мир» (Братья Карамазовы, Милан 2012, 345); и хлесткой фразой он заключает: «Если есть кто-то, кто больше всех заслужил нашу ставку, так это ты» (348). Вот тот обман, который повторяется в истории, соблазн ложного мира, основанного на силе, который затем приводит к ненависти и предательству Бога и к стольким озлоблениям в душе.
В конце концов, согласно этому отчету, Инквизитор хотел бы, чтобы Иисус «что-то сказал ему, может быть, даже что-то горькое, ужасное». Но Христос отвечает сладким и конкретным жестом: «Он подходит к нему молча и нежно целует его в старые бескровные губы» (352). Мир Иисуса не господствует над другими, это никогда не вооруженный мир: никогда! Оружие евангельское — молитва, умиление, всепрощение и безвозмездная любовь к ближнему, любовь ко всякому ближнему. Вот как Божий мир приносится миру. Вот почему вооруженная агрессия наших дней, как и всякая война, есть надругательство над Богом, кощунственное предательство Пасхального Владыки, предпочтение Его кроткого лика лжебогу мира сего. Война — это всегда действие человека, ведущее к идолопоклонству перед властью.
Перед своей последней Пасхой Иисус сказал своим последователям: «Да не смущается сердце ваше и не бойтесь» (Ин. 14:27). Да потому, что в то время как мирская власть оставляет только разрушение и смерть — мы видели это в наши дни — ее мир строит историю, начиная с сердца каждого человека, который приветствует ее. Пасха есть тогда истинный праздник Бога и человека, потому что мир, который Христос приобрел на кресте в дар Себя, раздается нам. Поэтому Воскресший в день Пасхи является ученикам и как приветствует их? "Мир тебе!" ( Ин 20,19.21). Это приветствие Христа победоносного, Христа воскресшего.
Братья, сестры, Пасха означает «переход». Это, особенно в этом году, благословенный случай перейти от мирского бога к христианскому Богу, от жадности, которую мы носим в себе, к милосердию, которое освобождает нас, от ожидания мира, принесенного силой, к приверженности конкретно засвидетельствуйте мир Иисуса. Братья и сестры, давайте встанем перед Распятием, источником нашего мира, и попросим у него мира в сердце и мира в мире.
https://www.vatican.va/content/francesco/it/audiences/2022/documents/20220413-udienza-generale.html