ПАПА ФРАНЦИСК - КАТЕХИЗИС СВЯТОГО ОТЦАПОДГОТОВЛЕНО К ГЕНЕРАЛЬНОМУ СЛУШАНИЮ 19 МАРТА 2025 ГОДА - Среда, 19 март 2025Цикл катехизации-юбилей 2025. Иисус Христос наша надежда. II. Жизнь Иисуса. Встреча. 1. Никодим. «Вы должны родиться свыше» (Ин 3,7 б) Дорогие братья и сестры, Доброе утро!С этой катехизацией мы начинаем размышлять о некоторых встречах, рассказанных в Евангелиях, чтобы понять, как Иисус дает надежду. На самом деле, есть встречи, которые освещают жизнь и приносят надежду. Например, может случиться так, что кто-то поможет нам увидеть с другой точки зрения трудность или проблему, с которой мы сталкиваемся; или может случиться так, что кто-то просто подарит нам слово, которое не заставит нас чувствовать себя одинокими в боли, которую мы переживаем. Иногда могут быть даже тихие встречи, на которых ничего не говорится, но эти моменты помогают нам вернуться на путь.
Первая встреча, на которой я хотел бы остановиться, - это встреча Иисуса с Никодимом, рассказанная в главе 3 Евангелия от Иоанна. Я начинаю с этого эпизодапотому что Никодим-это человек, который своей историей доказывает, что можно выйти из темноты и обрести мужество следовать за Христом.
Никодим идет к Иисусу ночью: необычное время для встречи. На языке Иоанна временные ссылки часто имеют символическое значение: здесь ночь, вероятно, та, что находится в сердце Никодима. Он человек, который находится в темноте сомнений, в той темноте, в которой мы живем, когда мы больше не понимаем, что происходит в нашей жизни, и не видим пути вперед.
Если вы находитесь в темноте, вы, очевидно, ищете свет. И Иоанн в начале своего Евангелия пишет так: «Пришел в мир истинный свет, тот, который освещает каждого человека» (1,9). Поэтому Никодим ищет Иисуса, потому что он догадался, что он может осветить тьму его сердца.
Однако Евангелие говорит нам, что Никодим не может сразу понять, что говорит Ему Иисус. И поэтому мы видим, чтов этом диалоге так много недоразумений, а также столько иронии, что характерно для евангелиста Иоанна. Никодим не понимает, что говорит Ему Иисус, потому что он продолжает думать со своей логикой и категориями. Он человек с четко определенной личностью, играет общественную роль, является одним из лидеров иудеев. Но счета, вероятно, больше не возвращаются к нему. Никодим чувствует, что что-то больше не работает в его жизни. Он чувствует необходимость перемен, но не знает, с чего начать.
На некоторых этапах жизни это случается со всеми нами. Если мы не соглашаемся меняться, если мы закрываемся в своей жесткости, привычках или способах мышления, мы рискуем умереть. Жизнь заключается в способности меняться, чтобы найти новый способ любить. Иисус говорит Никодиму о
новое рождение, что не только возможно, но даже необходимо в определенные моменты нашего пути. По правде говоря, выражение, используемое в тексте, уже само по себе амбивалентно, потому что
anōthen ννωθεν) можно перевести как “
сверху �� или “
снова �� . Постепенно Никодим поймет, что эти два значения находятся вместе: если мы позволим Святому Духу породить в нас новую жизнь, мы родимся в другой раз. Мы снова найдем ту жизнь, которая, возможно, в нас угасла.
Я решил начать с Никодима еще и потому, что он человек, который своей жизнью доказывает, что это изменение возможно. Никодим справится: в конце концов, он будет среди тех, кто идет к Пилату, чтобы попросить тело Иисуса (ср.
Gv 9,39)! Никодим наконец
пришел к свету, он переродился, и ему больше не нужно оставаться в ночи.
Перемены иногда пугают нас. С одной стороны, они привлекают нас, иногда мы хотим их, но с другой стороны, мы предпочли бы оставаться в наших удобствах. Поэтому Дух побуждает нас противостоять этим страхам. Иисус напоминает Никодиму, который является учителем в Израиле, что израильтяне также боялись, когда шли по пустыне. И они так зациклились на своих заботах, что в какой-то момент эти страхи приняли форму ядовитых змей (ср.
Нм 1,4-9). Чтобы быть освобожденными, они должны были смотреть на медного змея, которого Моисей положил на прут, то есть они должны были смотреть вверх и стоять перед объектом, который представлял их страхи. Только взглянув в лицо тому, что нас пугает, мы можем начать освобождаться.
Никодим, как и все мы, сможет смотреть на распятого, того, кто победил смерть, корень всех наших страхов. Давайте также взглянем на того, кого они пронзили, пусть и мы встретимся с Иисусом. В Неммы находим надежду столкнуться с изменениями в нашей жизни и родиться снова.
https://www.vatican.va/content/francesco/it/audiences/2025/documents/20250319-udienza-generale.html