Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?
rss

Автор Тема: Новости Ватикана  (Прочитано 237981 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Аndr

  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 206
  • Репутация: +481/-0
  • Пол: Мужской
ЮБИЛЕЙ СИНОДАЛЬНЫХ КОМАНД И ОРГАНОВ УЧАСТИЯ
СВЯТАЯ МЕССА
ПРОПОВЕДЬ ЕГО СВЯТЕЙШЕСТВА ПАПЫ РИМСКОГО Льва XIV
Собор Святого Петра 30 й Воскресенье по обычному времени, 26 октября 2025 г.



Братья и сестры,

Когда мы празднуем Юбилей Синодальных команд и органов участия , нас приглашают размышлять и заново открывать тайну Церкви. Она не просто религиозный институт и не отождествляется с иерархиями и структурами. Второй Ватиканский собор напоминает нам, что Церковь — это видимый знак союза между Богом и человечеством, где Бог намерен объединить нас всех в одну семью братьев и сестер и сделать нас Своим народом: народом, состоящим из любимых детей, объединенных единым объятием Его любви.

Размышляя о тайне церковного общения, порождённого и сохраняемого Святым Духом, мы можем также понять значение синодальных команд и органов участия. Они выражают то, что происходит внутри Церкви, где отношения подчиняются не логике власти, а логике любви. Первое – чтобы вспомнить постоянное предупреждение от Папа Франциск – это “мирская” логика. Напротив, в христианской общине первенство принадлежит духовной жизни, которая открывает нам, что все мы — дети Божьи, братья и сестры, призванные служить друг другу.

Высшее правило в Церкви — любовь. Никто не призван доминировать; все призваны служить. Никто не должен навязывать свои идеи; мы все должны прислушиваться друг к другу. Никто не исключен; мы все призваны участвовать. Никто не обладает всей истиной; мы все должны смиренно искать ее и искать ее вместе.

Само слово “«вместе»” выражает призыв к общению в Церкви. Папа Франциск напомнил нам об этом в своем последнем Послании на Великий пост: “…путешествовать вместе. Церковь призвана идти вместе, быть соборной. Христиане призваны идти рядом с другими и никогда не быть одинокими путниками. Святой Дух побуждает нас не зацикливаться на себе, а оставить себя позади и продолжать идти к Богу, к нашим братьям и сестрам. Совместный путь означает укрепление единства, основанного на нашем общем достоинстве как детей Божьих” ( Послание на Великий пост , 25 февраля 2025 г.).

Идти вместе: именно этого, по-видимому, не делают два персонажа в притче, которую мы только что услышали в Евангелии. И фарисей, и мытарь приходят в Храм помолиться. Можно сказать, что они “поднимаются вместе” или, по крайней мере, вместе оказываются в священном месте. Однако они разделены, и нет между ними общения. Оба идут по одному и тому же пути, но не вместе. Оба находятся в Храме; но один занимает первое место, а другой остается позади. Оба молятся Отцу, но не будучи братьями и не имея ничего общего.

Это разделение зависит прежде всего от позиции фарисея. Его молитва, хотя и обращена, казалось бы, к Богу, является лишь зеркалом, в котором он смотрит на себя, оправдывает и хвалит себя. Как пишет святой Августин, он “пошел молиться: он не имел намерения молиться Богу, но хотел восхвалять себя” ( Дискурс 115, 2). Чувствуя свое превосходство, он судит другого с презрением и смотрит на него свысока. Фарисей одержим своим собственным эго и, таким образом, сосредотачивается на себе, не имея отношений ни с Богом, ни с другими.

Братья и сестры, то же самое может происходить и в христианской общине. Это происходит, когда эго преобладает над коллективным, порождая индивидуализм, препятствующий подлинным и братским отношениям. Это также происходит, когда претензии на превосходство над другими, как это делает фарисей по отношению к мытарю, создают разделение и превращают общество в место осуждения и исключения; и когда человек использует свою роль для проявления власти, а не для служения.

Однако нам следует сосредоточить свое внимание на сборщике налогов. С таким же смирением, которое проявил он, мы также должны признать в Церкви, что все мы нуждаемся в Боге и друг в друге, что побуждает нас практиковать взаимную любовь, слушать друг друга и радоваться совместным прогулкам. Она основана на знании того, что Христос принадлежит тем, кто смиренен, а не тем, кто возвышает себя над паствой (ср. святой Климент Римский, Послание к Коринфянам , гл. XVI).

Синодальные команды и органы участия являются образом этой Церкви, живущей в общении. Пожалуйста, поверьте мне, когда я говорю вам, что, прислушиваясь к Духу в диалоге, братстве и парресии, вы поможете нам понять, что, прежде любых разногласий, мы призваны в Церкви идти вместе в поисках Бога. Облекаясь в чувства Христа, мы расширяем церковное пространство, делая его коллегиальным и гостеприимным.

Это позволит нам жить с уверенностью и новым духом среди напряжений, которые пронизывают жизнь Церкви: между единством и многообразием, традицией и новизной, авторитетом и участием. Мы должны позволить Духу преобразовать их, чтобы они не стали идеологическими противопоставлениями и пагубными поляризациями. Речь идет не о том, чтобы разрешить их, сведя одно к другому, а о том, чтобы позволить им очиститься Духом, чтобы они могли быть гармонизированы и направлены к общему различению. Как члены синодальных команд и органов участия, вы знаете, что церковное различение требует “внутренней свободы, смирения, молитвы, взаимного доверия, открытости новому и преданности воле Божьей. Это никогда не просто изложение личной или групповой точки зрения или суммирование различных индивидуальных мнений” ( Заключительный документ , 26 октября 2024 г., 82). Быть синодальной Церковью означает признать, что истина не приобретается, а ищется сообща, позволяя себе руководствоваться беспокойным сердцем, любящим Любовь.

Дорогие друзья, мы должны мечтать о более скромной Церкви и строить ее; Церковь, которая не стоит прямо, как фарисей, торжествующий и раздутый от гордости, но склоняется, чтобы омыть ноги человечества; Церковь, которая не судит, как фарисей мытаря, но становится гостеприимным местом для всех; Церковь, которая не замыкается в себе, но остается внимательной к Богу, чтобы иметь возможность подобным образом слышать каждого. Давайте посвятим себя созданию Церкви, которая будет полностью синодальной, священнической и увлечённой Христом, а потому посвящённой служению миру.

Ко всем нам и ко всей Церкви, рассеянной по всему миру, я призываю заступничество Девы Марии словами Слуги Божьего Дона Тонино Белло: “Святая Мария, жена единения, питай в наших Церквях стремление к общению... Помогите им преодолеть внутренние разногласия. Вмешайся, когда демон раздора проникнет в их среду. Потушите пожар фракционности. Урегулировать взаимные споры. Остановите их соперничество. Остановите их, когда они решат пойти своим путем, пренебрегая сближением в общих проектах” ( Мария, Donna dei Nostri Giorni , 99).

Да дарует нам Господь эту благодать: укорениться в Божьей любви, чтобы мы могли жить в общении друг с другом и быть, как Церковь, свидетелями единства и любви.

 https://www.vatican.va/content/leo-xiv/en/homilies/2025/documents/20251026-giubileo-equipe-sinodali.html

Оффлайн Аndr

  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 206
  • Репутация: +481/-0
  • Пол: Мужской
В поисках единства: встреча Льва XIV с Мар Авой III
« Ответ #611 : 27 Октября, 2025, 20:06:41 »
Частная аудиенция в Ватикане 27 октября 2025 г.
Частная аудиенция в Ватикане 27 октября 2025 г.

ПАПА РИМСКИЙ

В поисках единства: встреча Льва XIV с Мар Авой III

27 октября Лев XIV принял на частной аудиенции в Ватикане предстоятеля Ассирийской Церкви Востока Католикоса-Патриарха Мар Аву III и членов Смешанной комиссии по богословскому диалогу между Католической и Ассирийской Церквами.

Виктор Владимиров – Град Ватикан  
 
Приветствовав гостя словами апостола Павла – «Благодать вам и мир от Бога, Отца нашего, и от Господа Иисуса Христа» (Еф 1,2), – Святейший Отец назвал католикоса возлюбленным братом во Христе и выразил благодарность за участие в инаугурации его понтификата. Совместные визиты стали доброй традицией последних лет, констатировал Папа, подчеркнув: «диалог истины» является выражением любви, уже соединяющей наши Церкви, а «диалог милосердной любви» требует понимания также в богословском аспекте.
 
За тридцать лет официального диалога были достигнуты значительные результаты, преодолена полуторатысячелетняя христологическая полемика и сделан прогресс во взаимном признании Таинств. Святейший Отец поблагодарил богословов за ценный вклад и совместные усилия, позволившие закрепить эти догматические и пастырские достижения.
 
Говоря о современном этапе церковного устройства, Папа подчеркнул, что задача на сегодня – выработать модель полного общения, «без поглощения или доминирования», но как обмен дарами Святого Духа ради созидания Тела Христова, вдохновляясь опытом первого тысячелетия и отвечая на вызовы современности. В этом контексте Лев XIV назвал синодальность перспективным направлением: синодальный путь Католической Церкви, по его словам, по своей природе экуменичен, и совместные практики синодальности могут стать плодотворной основой для дальнейшего сближения. Папа выразил надежду, что предстоящий юбилей Никейского собора побудит христиан разных традиций к реальным формам совместного синодального опыта.
 
Частная аудиенция в Ватикане 27 октября 2025 г.
Частная аудиенция в Ватикане 27 октября 2025 г.

Завершая речь, Лев XIV упомянул о молитвенном заступничестве святых обеих традиций, особенно об Исааке Сирине, имя которого недавно было внесено в Римский мартиролог:
 
«Пусть по их ходатайству христиане на Ближнем Востоке всегда дают верное свидетельство о Христе воскресшем, и пусть наш диалог приблизит благословенный день, когда мы будем сослужить у единого престола, причащаясь одного и того же Тела и Крови нашего Спасителя, “да уверует мир” (Ин 17, 21)».
 
Частная аудиенция в Ватикане 27 октября 2025 г.
Частная аудиенция в Ватикане 27 октября 2025 г.


27 октября 2025, 13:04

https://www.vaticannews.va/ru/pope/news/2025-10/v-poiskah-edinstva-vstrecha-lva-xiv-s-mar-avoj-iii.html

Оффлайн Аndr

  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 206
  • Репутация: +481/-0
  • Пол: Мужской
ОБРАЩЕНИЕ ЕГО СВЯТЕЙШЕСТВА ПАПЫ РИМСКОГО Льва XIV ЕГО СВЯТЕЙШЕСТВИЕ МАР АВА III, КАТОЛИКОС-ПАТРИАРХ АССИРИЙСКОЙ ЦЕРКВИ ВОСТОКА, И ЧЛЕНАМ ОБЪЕДИНЕННОЙ КОМИССИИ ДЛЯ ТЕОЛОГИЧЕСКОГО ДИАЛОГА МЕЖДУ КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ И АССИРИЙСКАЯ ЦЕРКОВЬ ВОСТОКА
Понедельник, 27 октября 2025 г.



Ваше Святейшество,
Дорогие друзья во Христе,


“Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа” ( Еф 1:2). Этими словами Святого Павла я приветствую Ваше Святейшество как возлюбленного брата во Христе и еще раз выражаю благодарность за Ваше присутствие на церемонии вступления в должность моего понтификата. Я также сердечно приветствую членов Смешанной комиссии по теологическому диалогу между Католической Церковью и Ассирийской Церковью Востока.

Эти совместные визиты Католикоса-Патриарха Ассирийской Церкви Востока вместе с членами Комиссии представляют собой прекрасную традицию, сложившуюся в последние годы. Они свидетельствуют о том, что братская встреча и богословский диалог являются взаимообразующими элементами на пути к единству. “Диалог истины” — это одно из проявлений любви, которая уже объединяет наши Церкви, в то время как “диалог милосердия” необходимо понимать также и богословски.

Ваш последний визит в 2024 году ознаменовал тридцатую годовщину официального диалога между нашими Церквями. Прогресс, достигнутый за эти годы, значителен, поскольку мы неукоснительно следовали мандату и методологии, установленным нашими предшественниками. Как подтверждено в 1994 году Совместная декларация Его Святейшества Иоанна Павла II и Его Святейшества Мар Динки IV “Чтобы быть полным и цельным, общение предполагает единодушие относительно содержания веры, таинств и устройства Церкви.”

Этот триптих послужил основой для последующих этапов нашего теологического диалога. Достигнув согласия по христологической вере и тем самым разрешив 1500-летний спор, наш диалог продвинулся вперед благодаря взаимному признанию таинств, что позволило нам внести определенный вклад в communicatio in sacris между нашими Церквями. Я хотел бы выразить глубокую благодарность каждому из вас, теологам Совместной комиссии, за ваш неоценимый вклад и общие усилия, без которых эти доктринальные и пастырские соглашения были бы невозможны.

Что касается конституции Церкви, которая в настоящее время находится в центре внимания диалога, то главная задача заключается в совместной разработке модели полного общения, вдохновленной первым тысячелетием, и вдумчиво отвечающей вызовам нашего времени. Как неоднократно подчеркивали мои предшественники, такая модель не должна подразумевать поглощения или господства; скорее, она должна способствовать обмену дарами между нашими Церквями, полученными от Святого Духа для созидания Тела Христова (ср. Еф 4:12). Я с нетерпением ожидаю плодов вашего продолжающегося богословского диалога по этому вопросу, который вы “, конечно, ведете вместе,” как святые. Папа Иоанн Павел II так искренне желал в своей энциклике Ut Unum Sint (№ 95).

На этом пути к полному общению синодальность представляется многообещающим путем вперед. Во время визита Вашего Святейшества в 2022 году, Папа Франциск придумал выражение, позже включенное в Заключительный документ недавнего Синода о синодальности Католической Церкви, я цитирую: “Путь синодальности, предпринятый Католической Церковью, является и должен быть экуменическим, так же как экуменический путь является синодальным” ( Для Синодальной Церкви: общение, участие, миссия , 23). В духе этого Синода я искренне надеюсь, что 1700-я годовщина Никейского собора побудит нас “внедрить в практику формы синодальности среди христиан всех традиций” и вдохновит нас на новые “экуменические синодальные практики” ( там же. , 138-139).

Давайте продолжим это паломничество, подкрепленное молитвами всех святых наших Церквей, особенно Святой Исаак Ниневийский, чье имя было добавлено к Римский мартиролог в прошлом году Благодаря их заступничеству христиане на Ближнем Востоке всегда будут верно свидетельствовать о воскресшем Христе, и пусть наш диалог приблизит благословенный день, когда мы будем праздновать вместе у одного алтаря, причащаясь одного Тела и Крови нашего Спасителя, “чтобы мир мог уверовать” ( Джн 17:21).

Объединенные в молитве с нашим Спасителем, я приглашаю всех вас присоединиться ко мне и вместе помолиться молитвой Господней. Отче наш

 https://www.vatican.va/content/leo-xiv/en/speeches/2025/october/documents/20251027-chiesa-assira-oriente.html

Оффлайн Аndr

  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 206
  • Репутация: +481/-0
  • Пол: Мужской
ЮБИЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МИРА
ПАПСКАЯ ЧАСОВНЯ
СВЯТАЯ МЕССА И ПРОВОЗГЛАШЕНИЕ СВЯТОГО ИОАННА ГЕНРИ НЬЮМЕНА «УЧИТЕЛЕМ ЦЕРКВИ»
ПРОПОВЕДЬ ЕГО СВЯТЕЙШЕСТВА ПАПЫ РИМСКОГО Льва XIV
Площадь Святого Петра, День всех святых — суббота, 1 ноября 2025 г.



В этот День Всех Святых мы с большой радостью включаем святого Джона Генри Ньюмена в число Учителей Церкви и, одновременно, в честь Юбилея Всемирного Образования, объявляем его, наряду со святым Фомой Аквинским, покровителем всех, кто участвует в образовательном процессе. Внушительный культурный и духовный авторитет Ньюмена послужит вдохновением для новых поколений с сердцами, жаждущими бесконечности, готовыми, посредством исследований и познания, совершить тот путь, который, как говорили древние, ведёт нас per aspera ad astra, то есть через трудности к звёздам.

Жития святых свидетельствуют нам, что можно жить страстно среди сложности настоящего, не отказываясь от апостольского наставления: ««Сияйте, как звезды в мире»» (Флп. 2:15). В этот торжественный момент я хочу повторить педагогам и образовательным учреждениям: “«Сияйте сегодня, как звезды в мире»”, благодаря подлинности вашей приверженности хоровому поиску истины, в её последовательном и щедром распространении, через служение молодёжи, особенно бедным, и в ежедневном переживании того, что «христианская любовь пророчествует и творит чудеса» (ср. Апостольское увещевание Dilexi te, 120).

Юбилей — это паломничество надежды, и все вы, работающие в сфере образования, хорошо знаете, насколько важна надежда! Когда я думаю о школах и университетах, я представляю их себе как лаборатории пророчеств, где надежда живёт, постоянно пересказывается и предлагается вновь.

В этом и заключается смысл Евангелия блаженств, провозглашаемого сегодня. Блаженства несут с собой новое толкование реальности. Они – путь и послание Иисуса-Воспитателя. На первый взгляд кажется невозможным объявить блаженными бедных, алчущих и жаждущих справедливости, гонимых или миротворцев. Но то, что кажется непостижимым в грамматике мира, наполняется смыслом и светом в близости Царствия Божьего. В святых мы видим, как это Царство приближается и становится явным среди нас. Святой Матфей справедливо представляет блаженства как учение, изображая Иисуса как Учителя, передающего новое видение вещей и чья точка зрения совпадает с Его собственным путём. Однако блаженства – это не просто ещё одно учение: это учение по преимуществу. Так и Господь Иисус – не один из многих учителей; он – Учитель по преимуществу. Более того, он – Воспитатель по преимуществу. Мы, его ученики, находимся в его школе, учась открывать в его жизни, то есть в пройденном им пути, горизонт смысла, способный озарить все формы знания. Пусть наши школы и университеты всегда будут местами слушания и воплощения Евангелия в жизнь!

Нынешние вызовы порой кажутся нам не по силам, но это не так. Не позволим пессимизму победить нас! Я вспоминаю, что мой возлюбленный Предшественник, Папа Франциск, подчеркнул в своем выступлении на Первой пленарной ассамблее Дикастерии по культуре и образованию : мы должны работать вместе, чтобы освободить человечество от тьмы нигилизма, которая его окружает, что, возможно, является самой опасной болезнью современной культуры, поскольку она грозит “уничтожить” надежду. [1] Упоминание об окружающей нас тьме напоминает один из самых известных текстов святого Джона Генри — гимн «Веди, “добрый свет»”. В этой прекрасной молитве мы осознаем, что мы далеки от дома, что наши ноги колеблются, что мы не можем ясно разглядеть горизонт. Но ничто из этого не останавливает нас, потому что мы нашли Путеводителя: «Веди меня, о добрый Свет, сквозь тьму, что окружает меня, будь тем, кто приведет меня! — Веди, добрый Свет. Ночь темна, и я далек от дома. Веди меня!».

Задача образования – предложить этот Нежный Свет тем, кто иначе мог бы остаться в плену особенно коварных теней пессимизма и страха. Поэтому я хотел бы сказать вам: давайте разоружим ложные причины смирения и бессилия, и давайте распространим в современном мире великие причины для надежды. Давайте созерцать и указывать на созвездия, которые несут свет и направление в это настоящее, омраченное столь многими несправедливостями и неопределенностями. Поэтому я призываю вас сделать школы, университеты и все учебные заведения, даже неформальные и уличные, преддвериями цивилизации диалога и мира. Пусть через ваши жизни мы увидим то «огромное множество», о котором говорит нам Книга Откровения в сегодняшней литургии, «которое никто не мог пересчитать, из всех племен, колен, народов и языков», которые «стояли перед Агнцем» (7:9).

В библейском тексте старейшина, наблюдая за толпой, спрашивает: «Эти […] кто они и откуда они?» (Откр. 7:13). В связи с этим, даже в сфере образования, христианский взгляд останавливается на «тех, кто выходит из великой скорби» (ст. 14), и узнаёт в них лица столь многих братьев и сестёр всех языков и культур, которые вошли в полноту жизни через тесную дверь Иисуса. И поэтому мы снова должны спросить себя: «не являются ли менее одарённые люди? Не обладают ли слабые тем же достоинством, что и мы? Разве те, кто рождён с меньшими возможностями, менее ценны как люди и должны просто выживать? Ценность наших обществ зависит от ответа, который мы даём на эти вопросы, и наше будущее также зависит от этого» (Апостольское увещевание Dilexi te, 95). И мы добавляем: евангельское качество нашего образования также зависит от этого ответа.

Среди непреходящего наследия святого Джона Генри, в этом смысле, есть весьма значимый вклад в теорию и практику образования. «Бог, писал он, создал меня, чтобы я оказал ему особое служение. Он доверил мне задачу, которую не доверил никому другому. У меня есть миссия: я могу не знать её в этой жизни, но она откроется мне в следующей» («Размышления и молитвы», III, I, 2). В этих словах прекрасно выражена тайна достоинства каждой человеческой личности, а также тайна многообразия даров, дарованных Богом.

Жизнь освещается не потому, что мы богаты, красивы или могущественны. Она освещается, когда мы открываем в себе эту истину: я призван Богом, у меня есть призвание, у меня есть миссия, моя жизнь служит чему-то большему, чем я сам! У каждого существа есть своя роль. Вклад каждого человека уникален, и задача образовательных сообществ — поощрять и приумножать этот вклад. Не будем забывать: в основе образовательных программ должны быть не абстрактные личности, а реальные люди, особенно те, кто, согласно параметрам экономики, которая исключает и убивает, кажется неэффективным. Мы призваны формировать людей, чтобы они могли сиять, как звёзды, во всём своём величии.

Поэтому мы можем сказать, что образование, с христианской точки зрения, помогает всем стать святыми. Не меньше. Папа Бенедикт XVI во время своего апостольского путешествия в Великобританию в сентябре 2010 года, во время которого он беатифицировал Джона Генри Ньюмена, призвал молодых людей стать святыми следующими словами : «Больше всего на свете Бог желает для каждого из вас, чтобы вы стали святыми. Он любит вас гораздо больше, чем вы можете себе представить, и желает вам лучшего». [2] Это всеобщий призыв к святости, который Второй Ватиканский Собор сделал неотъемлемой частью своего послания (ср. Lumen Gentium, глава V). И святость предлагается всем без исключения как личный и общественный путь, начертанный блаженствами.

Я молюсь о том, чтобы католическое образование помогло каждому человеку открыть своё призвание к святости. Святой Августин, которым восхищался святой Джон Генри Ньюмен, однажды сказал, что мы – соученики, у которых один Учитель, чья школа – на земле, а кафедра – на небесах (ср. Проповедь 292, 1).

_______________________________________

[1] Франциск, Обращение к участникам первой Пленарной ассамблеи Департамента культуры и образования (21 ноября 2024 г.).

[2] Бенедикт XVI, Обращение к студентам, Твикенхэм, Великобритания, 17 сентября 2010 г.

 https://www.vatican.va/content/leo-xiv/it/homilies/2025/documents/20251101-messa-giubileo-formatori.html

Оффлайн Аndr

  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 206
  • Репутация: +481/-0
  • Пол: Мужской
СВЯТАЯ МЕСА ЗА ПОСЛЕДНЕГО РИМСКОГО ПОНТИФИКА ФРАНЦИСКА И О КАРДИНАЛАХ И ЕПИСКОПАХ, УМЕРШИХ В ТЕЧЕНИЕ ГОДА
ПАПСКАЯ ЧАСОВНЯ
ПРОПОВЕДЬ ЕГО СВЯТЕЙШЕСТВА ПАПЫ РИМСКОГО Льва XIV
Собор Святого Петра Понедельник, 3 ноября 2025 г.



Дорогие братья кардиналы и епископы,
Дорогие братья и сестры!


Сегодня мы возобновляем прекрасный обычай, в день памяти всех усопших верных, совершать Евхаристию по выбору кардиналов и епископов, покинувших нас в прошлом году, и с большой любовью предлагаем ее за избранную душу Папа Франциск , который скончался после открытия Святой Двери И Пасхальное благословение передано Риму и миру . Благодаря Юбилей Это празднование – первое для меня – приобретает характерный оттенок: вкус христианской надежды .

Слово Божие, которое мы услышали, просвещает нас. Прежде всего, это происходит с великой библейской иконой, которая, можно сказать, подводит итог всему смыслу этого Святого года: история Луки об учениках Эммауса ( Люк 24,13-35). Он ярко отображает паломничество надежды, которое проходит через встречу с воскресшим Христом. Отправной точкой является опыт смерти, причем в ее худшей форме: насильственная смерть, которая уносит жизни невинных людей и таким образом оставляет нас в унынии, разочаровании и отчаянии. Сколько людей – сколько “малышей” ! – даже в наши дни они страдают от травмы этой ужасной смерти, потому что она обезображена грехом. Эту смерть мы не можем и не должны “хвалить”, потому что Бог Отец не желает ее и послал в мир Своего Сына, чтобы избавить нас от нее. Написано: Христу надлежало все это претерпеть, чтобы войти в славу Свою (ср. Люк 24,26) и дарует нам вечную жизнь. Только он один может нести на себе и в себе эту порочную смерть, не будучи ею испорченным. Только Он имеет слова вечной жизни (ср. Джон 6.68) – мы с трепетом исповедуем это здесь, у Гроба Господня, – и эти слова имеют силу заставить веру и надежду снова гореть в наших сердцах (см. ст. 32).

Когда Иисус берет в руки хлеб, пригвожденный к кресту, произносит благословение, преломляет его и предлагает, глаза учеников открываются, в их сердцах расцветает вера, а с верой — надежда. новый . Да! Это уже не та надежда, которая у них была прежде и которую они потеряли. Это новая реальность, дар, благодать Воскресшего: это Пасхальная надежда .

Как жизнь воскресшего Иисуса уже не та, что прежде, но абсолютно новая, сотворенная Отцом силою Духа, так и надежда христианина — это не человеческая надежда, она не эллинская и не иудейская, она не основана на мудрости философов и не на справедливости, исходящей от закона, но единственно и всецело на том факте, что Распятый воскрес и явился Симону (ср. Люк 24.34), женщинам и другим ученикам. Это надежда, которая не смотрит на земной горизонт, но вне , взгляните на Бога, на ту высоту и глубину, откуда взошло Солнце, чтобы просветить живущих во тьме и тени смертной (ср. Люк 1,78-79).

Тогда да, мы можем петь: «Хвала Тебе, мой Господь, через нашу сестру, нашу телесную смерть». [1] Любовь Христа распятого и воскресшего преобразила смерть: из врага Он сделал ее сестрой, Он укротил ее. И перед лицом смерти мы «не печальны, как другие, не имеющие надежды» (1 Фес. 4:13). Мы, конечно, печалимся, когда любимый человек покидает нас. Мы возмущены, когда человеческое существо, особенно ребенок, “младенец”, немощный человек, уносится болезнью или, что еще хуже, насилием людей. Как христиане, мы призваны нести со Христом бремя этих крестов. Но мы не печальны, как те, у кого нет надежды, потому что даже самая трагическая смерть не может помешать нашему Господу принять нашу душу в свои объятия и преобразить наше смертное тело, даже самое изуродованное, в образ Своего славного тела (ср. Флп. 3:21).

По этой причине христиане называют места захоронений не “некрополями”, то есть “городами мёртвых”, а “кладбищами”, что буквально означает “общежития”, места, где покоится человек, ожидающий воскресения. Как пророчествует псалмопевец: «В мире лягу и тотчас засну, / ибо Ты, Господи, един даешь мне упование» (Пс. 4:9).

Дорогие мои, возлюбленный Папа Франциск и наши братья кардиналы и епископы, за которых мы сегодня приносим Евхаристическую Жертву, жили, свидетельствовали и учили этой новой пасхальной надежде. Господь призвал их и поставил пастырями Своей Церкви, и своим служением – выражаясь языком Книги Даниила – они “привели многих к справедливости” (ср. Дан. 12:3), то есть направили их на путь Евангелия мудростью, исходящей от Христа, Который стал для нас премудростью, справедливостью, освящением и искуплением (ср. 1 Кор. 1:30). Да омытся их души от всякой скверны, и да воссияют они, как звёзды на небе (ср. ст. 3). И да достигнет их духовное ободрение нас, ещё странников на земле, в тишине молитвы: «Уповай на Бога; непрестанно буду славить Его, Спасителя лица моего и Бога моего» (Пс. 41:6, 12).


[1] Св. Франциск Ассизский, Песнь брата Солнца.

 https://www.vatican.va/content/leo-xiv/it/homilies/2025/documents/20251103-messa-cardinali-defunti.html