ЮБИЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МИРА
ПАПСКАЯ ЧАСОВНЯ
СВЯТАЯ МЕССА И ПРОВОЗГЛАШЕНИЕ СВЯТОГО ИОАННА ГЕНРИ НЬЮМЕНА «УЧИТЕЛЕМ ЦЕРКВИ»
ПРОПОВЕДЬ ЕГО СВЯТЕЙШЕСТВА ПАПЫ РИМСКОГО Льва XIV
Площадь Святого Петра, День всех святых — суббота, 1 ноября 2025 г.В этот День Всех Святых мы с большой радостью включаем
святого Джона Генри Ньюмена в число Учителей Церкви и, одновременно, в честь
Юбилея Всемирного Образования, объявляем его, наряду со святым Фомой Аквинским, покровителем всех, кто участвует в образовательном процессе. Внушительный культурный и духовный авторитет Ньюмена послужит вдохновением для новых поколений с сердцами, жаждущими бесконечности, готовыми, посредством исследований и познания, совершить тот путь, который, как говорили древние, ведёт нас
per aspera ad astra, то есть через трудности к звёздам.
Жития святых свидетельствуют нам, что можно жить страстно среди сложности настоящего, не отказываясь от апостольского наставления: ««Сияйте, как звезды в мире»» (
Флп. 2:15). В этот торжественный момент я хочу повторить педагогам и образовательным учреждениям: “«Сияйте сегодня, как звезды в мире»”, благодаря подлинности вашей приверженности хоровому поиску истины, в её последовательном и щедром распространении, через служение молодёжи, особенно бедным, и в ежедневном переживании того, что «христианская любовь пророчествует и творит чудеса» (ср. Апостольское увещевание
Dilexi te, 120).
Юбилей — это паломничество надежды, и все вы, работающие в сфере образования, хорошо знаете, насколько важна надежда! Когда я думаю о школах и университетах, я представляю их себе как лаборатории пророчеств, где надежда живёт, постоянно пересказывается и предлагается вновь.
В этом и заключается смысл Евангелия блаженств, провозглашаемого сегодня. Блаженства несут с собой новое толкование реальности. Они – путь и послание Иисуса-Воспитателя. На первый взгляд кажется невозможным объявить блаженными бедных, алчущих и жаждущих справедливости, гонимых или миротворцев. Но то, что кажется непостижимым в грамматике мира, наполняется смыслом и светом в близости Царствия Божьего. В святых мы видим, как это Царство приближается и становится явным среди нас. Святой Матфей справедливо представляет блаженства как учение, изображая Иисуса как Учителя, передающего новое видение вещей и чья точка зрения совпадает с Его собственным путём. Однако блаженства – это не просто ещё одно учение: это учение по преимуществу. Так и Господь Иисус – не один из многих учителей; он – Учитель по преимуществу. Более того, он – Воспитатель по преимуществу. Мы, его ученики, находимся в его школе, учась открывать в его жизни, то есть в пройденном им пути, горизонт смысла, способный озарить все формы знания. Пусть наши школы и университеты всегда будут местами слушания и воплощения Евангелия в жизнь!
Нынешние вызовы порой кажутся нам не по силам, но это не так. Не позволим пессимизму победить нас! Я вспоминаю, что мой возлюбленный Предшественник,
Папа Франциск, подчеркнул в своем
выступлении на Первой пленарной ассамблее Дикастерии по культуре и образованию : мы должны работать вместе, чтобы освободить человечество от тьмы нигилизма, которая его окружает, что, возможно, является самой опасной болезнью современной культуры, поскольку она грозит “уничтожить” надежду.
[1] Упоминание об окружающей нас тьме напоминает один из самых известных текстов святого Джона Генри — гимн
«Веди, “добрый свет»”. В этой прекрасной молитве мы осознаем, что мы далеки от дома, что наши ноги колеблются, что мы не можем ясно разглядеть горизонт. Но ничто из этого не останавливает нас, потому что мы нашли Путеводителя: «Веди меня, о добрый Свет, сквозь тьму, что окружает меня, будь тем, кто приведет меня! —
Веди, добрый Свет. Ночь темна, и я далек от дома. Веди меня!».
Задача образования – предложить этот
Нежный Свет тем, кто иначе мог бы остаться в плену особенно коварных теней пессимизма и страха. Поэтому я хотел бы сказать вам: давайте разоружим ложные причины смирения и бессилия, и давайте распространим в современном мире великие причины для надежды. Давайте созерцать и указывать на созвездия, которые несут свет и направление в это настоящее, омраченное столь многими несправедливостями и неопределенностями. Поэтому я призываю вас сделать школы, университеты и все учебные заведения, даже неформальные и уличные, преддвериями цивилизации диалога и мира. Пусть через ваши жизни мы увидим то «огромное множество», о котором говорит нам Книга Откровения в сегодняшней литургии, «которое никто не мог пересчитать, из всех племен, колен, народов и языков», которые «стояли перед Агнцем» (7:9).
В библейском тексте старейшина, наблюдая за толпой, спрашивает: «Эти […] кто они и откуда они?» (
Откр. 7:13). В связи с этим, даже в сфере образования, христианский взгляд останавливается на «тех, кто выходит из великой скорби» (ст. 14), и узнаёт в них лица столь многих братьев и сестёр всех языков и культур, которые вошли в полноту жизни через тесную дверь Иисуса. И поэтому мы снова должны спросить себя: «не являются ли менее одарённые люди? Не обладают ли слабые тем же достоинством, что и мы? Разве те, кто рождён с меньшими возможностями, менее ценны как люди и должны просто выживать? Ценность наших обществ зависит от ответа, который мы даём на эти вопросы, и наше будущее также зависит от этого» (Апостольское увещевание
Dilexi te, 95). И мы добавляем: евангельское качество нашего образования также зависит от этого ответа.
Среди непреходящего наследия святого Джона Генри, в этом смысле, есть весьма значимый вклад в теорию и практику образования. «Бог, писал он, создал меня, чтобы я оказал ему особое служение. Он доверил мне задачу, которую не доверил никому другому. У меня есть миссия: я могу не знать её в этой жизни, но она откроется мне в следующей» (
«Размышления и молитвы», III, I, 2). В этих словах прекрасно выражена тайна достоинства каждой человеческой личности, а также тайна многообразия даров, дарованных Богом.
Жизнь освещается не потому, что мы богаты, красивы или могущественны. Она освещается, когда мы открываем в себе эту истину: я призван Богом, у меня есть призвание, у меня есть миссия, моя жизнь служит чему-то большему, чем я сам! У каждого существа есть своя роль. Вклад каждого человека уникален, и задача образовательных сообществ — поощрять и приумножать этот вклад. Не будем забывать: в основе образовательных программ должны быть не абстрактные личности, а реальные люди, особенно те, кто, согласно параметрам экономики, которая исключает и убивает, кажется неэффективным. Мы призваны формировать людей, чтобы они могли сиять, как звёзды, во всём своём величии.
Поэтому мы можем сказать, что образование, с христианской точки зрения, помогает всем стать святыми. Не меньше.
Папа Бенедикт XVI во время своего
апостольского путешествия в Великобританию в сентябре 2010 года, во время которого
он беатифицировал Джона Генри Ньюмена,
призвал молодых людей стать святыми следующими словами : «Больше всего на свете Бог желает для каждого из вас, чтобы вы стали святыми. Он любит вас гораздо больше, чем вы можете себе представить, и желает вам лучшего».
[2] Это всеобщий призыв к святости, который
Второй Ватиканский Собор сделал неотъемлемой частью своего послания (ср.
Lumen Gentium, глава V). И святость предлагается всем без исключения как личный и общественный путь, начертанный блаженствами.
Я молюсь о том, чтобы католическое образование помогло каждому человеку открыть своё призвание к святости. Святой Августин, которым восхищался
святой Джон Генри Ньюмен, однажды сказал, что мы – соученики, у которых один Учитель, чья школа – на земле, а кафедра – на небесах (ср.
Проповедь 292, 1).
_______________________________________
[1] Франциск,
Обращение к участникам первой Пленарной ассамблеи Департамента культуры и образования (21 ноября 2024 г.).
[2] Бенедикт XVI,
Обращение к студентам, Твикенхэм, Великобритания, 17 сентября 2010 г.
https://www.vatican.va/content/leo-xiv/it/homilies/2025/documents/20251101-messa-giubileo-formatori.html